Февраля 22 (7 марта) Священномученик Виктор (Моригеровский) и мученица Ирина (Смирнова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Виктор родился 17 апреля 1872 года в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского. Окончил Духовную семинарию и в 1901 году был рукоположен в сан священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В XVI веке в этом селе был мужской монастырь, приписанный к Иосифо-Волоколамскому монастырю, построенный на его средства. Впоследствии приписной монастырь был обращен в приходскую церковь . В 1931 году отец Виктор был арестован по обвинению в отказе от выполнения общегосударственных повинностей и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с обвинением, он подал кассационную жалобу в суд и был оправдан. В 1933 году власти снова арестовали священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1934 года отец Виктор вернулся домой и вновь стал служить в Никольском храме. Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов власти стали собирать сведения о тех, кого предполагали арестовать. 22 января 1938 года следователь допросил священника Петра Павловича Розова, который служил в Никольской церкви, но в 1937 году оставил служение и поступил работать в контору «Союзплодовощ». Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Из фактов контрреволюционной деятельности Виктора Ивановича Моригеровского мне известно следующее. 27 декабря 1937 года в доме Моригеровского был священник из села Поречье Уваровского района Василий Никитский; последний хотел поступить священником в село Левкоево Шаховского района. В разговоре с Никитским о переходе его в Шаховской район Моригеровский сказал: «Советская власть в нашем районе никакого житья не дает духовенству. Налогами нас, видать, не осилили, так начали пачками арестовывать». 12 декабря 1937 года в доме Моригеровского в разговоре об аресте за контрреволюционную деятельность некоторых священников Шаховского района он говорил: «Большевики сейчас, как видно, окончательно озверели на духовенство, никакого житья не стало нам от советской власти. В конституции о религии пишут одно, а на деле делают другое. Забирают всех подряд ни за что. Вот и в нашем районе несколько священников пошли страдать. А за что? Совершенно ни за что забрали».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Венедикт (Плотников), архп. Казанский и Свияжский Родился 25 окт. 1872 года. В 1893 году окончил С.-Петербургскую духовную семинарию и определен псаломщиком Петрозаводского кафедрального собора и учителем пения Духовного училища. 15 авг.1894 года рукоположен во священника того же собора. С 1895 по 1898 г. – священник Вытегорского Воскресенского собора. В 1902 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902–1918 гг. – законоучитель и настоятель церкви Петроградского Павловского женского института и законоучитель разных учебных заведений. 1918–1919г. – настоятель Кронштадтского Никольского морского собора. 1919–192O г. – ключарь Исаакиевского кафедрального собора. 15 авг.1920 г. по пострижении в монашество, хиротонисан во епископа Кронштадского, вик.Петроградской епархии. С февраля 1924 года управлял Ленинградской, а с 25 окт.1924 г. и Олонецкой епархиями. С 18 дек. 1925 года епархией не управлял. С 1931 г. – управляющий Вологодской епархией, но именуется епископом Кронштадтским. 4 апр.1933 г. возведен в сан архиепископа. С 16 июня 1933 г. – архп. Вологодский. С 5 окт. н.ст.1933 г. – архп. Новгородекий. В августе 1936 г. уволен на покой. 7/20 декабря 1936 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С февраля 1937 г. епархией не управлял. С 23 мая 1937 г. уволен на покой. Скончался в июне 1937 года. Место погребения неизвестно. Отношение епископа Венедикта к обновленчеству Ярко описывает один из лидеров обновленчества проф. Титлинов в своей статье: «Что сделано для церковного мира». В феврале 1924 года еп. Венедикт принял управление Ленинградской епархией и управлял ей до 5 декабря 1925 года. Как и у его предшественника, епископа Мануила, его деятельность за этот период была посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем воззвании, написанном совместно с епископами: Григорием (Лебедевым) Шлиссельбургским и Серафимом Колпинским 9/22 февраля 1924 года, он не только призывал духовенство и верующих держать связь с ними, православными епископами, но и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни просто, как частные лица. Такое воззвание в тот момент было необходимо, потому что обновленцы в это время уже начали толки «о примирении», хотя их призывы и звучали довольно странно на фоне ожесточенных нападок обновленцев на православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Священномученик Виктор Моригеровский и мученица Ирина Смирнова С вященномученик Виктор родился 17 апреля 1872 года в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского. Виктор Иванович окончил в 1889 году Заиконоспасское духовное училище, в 1896 году – Вифанскую Духовную семинарию, в 1901 году он был рукоположен во священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В XVI веке в этом селе был мужской монастырь, приписанный к Иосифо-Волоколамскому монастырю. Впоследствии монастырская церковь была превращена в приходскую. В 1931 году отец Виктор был арестован по обвинению в отказе от выполнения общегосударственных повинностей и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с обвинением, он подал кассационную жалобу в суд и был оправдан. В 1933 году власти снова арестовали священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1934 года отец Виктор вернулся домой и вновь стал служить в Никольском храме. Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов власти стали собирать сведения о тех, кого предполагали арестовать. 22 января 1938 года следователь допросил Петра Павловича Розова, который служил священником в Никольской церкви, но в 1937 году оставил служение и поступил работать в контору «Союзплодовощ». Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Из фактов контрреволюционной деятельности Виктора Ивановича Моригеровского мне известно следующее. 27 декабря 1937 года в доме Моригеровского был священник из села Поречье Уваровского района Василий Никитский; последний хотел поступить священником в село Левкоево Шаховского района. В разговоре с Никитским о переходе его в Шаховской район Моригеровский сказал: “Советская власть в нашем районе никакого житья не дает духовенству. Налогами нас, видать, не осилили, так начали пачками арестовывать”.

http://fond.ru/kalendar/261/irina/

Бывали случаи, когда вместе подвизавшиеся на поприще служения Богу и   Церкви вместе и арестовывались, и в один день расстреливались. Так было со       священником Никольского храма в селе Черленково Виктором          Моригеровским и старостой этого храма Ириной Смирновой.            Священномученик Виктор родился в 1872 году в селе Минеево Дмитровского      уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского.     Окончив в 1889 году Заиконоспасское духовное училище, а в 1896 году –   Вифанскую духовную семинарию, он в 1901 году был рукоположен во           священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В 1931 году отец Виктор был арестован и по обвинению   в отказе от выполнения общегосударственных повинностей приговорен к             двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с       обвинением, он подал кассационную жалобу, и судом был оправдан. В 1933          году священника снова арестовали, на этот раз по обвинению в          контрреволюционной агитации. Он был приговорен к трем годам ссылки в           Казахстан. В июне 1936 года отец Виктор вернулся к служению в     Никольском храме. В январе 1938 года бывший священник того же   Никольского храма Петр Розанов, который в 1937 году оставил служение и           ушел работать в контору «Союзплодовощ», был вызван в НКВД, где его             попросили дать показания о контрреволюционной деятельности отца           Виктора. На основании этих показаний 16 февраля 1938 года отца Виктора            арестовали и заключили в волоколамскую тюрьму. Вместе с ним была             арестована староста Никольского храма Ирина Смирнова. Мученица Ирина           родилась в 1891 году в селе Рамешки Волоколамского уезда Московской   губернии в семье крестьян Алексея и Матроны Петровых. В 1812 году вышла      замуж за Николая Смирнова. В 1913 году муж выстроил лавку, в которой    открыл бакалейную торговлю. Через полтора года супружеской жизни муж          Ирины был приговорен к пятнадцати лет каторжных работ за убийство     торговца-дегтярника. С двумя маленькими детьми она осталась жить у        свекра. В бакалейной лавке, доставшейся в наследство, торговала ее сестра. С          1931 по 1936 год работала в колхозе, но вышла из него по болезни. Хозяйство             родителей Ирины при советской власти подверглось раскулачиванию. Хотя          виновными в предъявленных им обвинениях отец             Виктор и Ирина себя не      признали, 27 февраля, тройка УНКВД по Московской области приговорила         священника Виктора Моригеровского и старосту храма Ирину Смирнову к            расстрелу. Они были расстреляны в один день, 7 марта 1938 года, и погребены      в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-155-...

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены четыре новых имени 4 апреля, 2019. Новостная служба Трое из этих новомучеников были убиты за веру в годы Гражданской войны, один – в 1937 году 4 апреля. ПРАВМИР. Священный Синод включил имена протоиерея Андрея Зимина и священников Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На заседании Синода были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина ( журнал 29 ) и священника Григория Никольского ( журнал 30 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к сегодняшнему заседанию, члены Синода повторно рассмотрели вопрос о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священников Павла Кушникова и Николая Заварина ( журнал 31 ). Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею — 5/18 января, священнику Григорию — 27 июня/10 июля, священнику Павлу — 23 февраля/8 марта, священнику Николаю — 6/19 августа, в дни их мученической кончины. Честные останки священномучеников, в случае их обретения, будут считаться святыми мощами. Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. Был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. В 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, усердно принялся за развитие народного просвещения. Под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

http://pravmir.ru/v-sobor-novomuchenikov...

Сщмч. Александр Хотовицкий Александрович Хотовицкий (11.02.1872, г. Кременец, Волынь - 19.08.1937), сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.). Род. в семье протоиерея, ректора Волынской ДС. Окончил Волынскую ДС, в 1895 г.- СПбДА со степенью канд. богословия и магистранта. Будучи студентом СПбДА, подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую и Североамериканскую миссию, и указом Святейшего Синода в 1895 г. был назначен вторым псаломщиком в Свято-Никольский приход в Нью-Йорке. После венчания с воспитанницей петербургского Павловского ин-та М. В. Щербухиной, 23 февр. 1896 г., рукоположен еп. Алеутским Николаем (Зиоровым) во диакона, 25 февр.- во священника и служил в Никольском приходе, в нояб. 1896 г. став его настоятелем. Для сбора средств на строительство нового храма объезжал правосл. общины России. Стараниями А. строительство кафедрального Никольского собора завершилось в нояб. 1902 г. А. основал 12 приходов на вост. побережье Американского континента: в Филадельфии, Пассаике, Юнкерсе и др. городах. Прихожанами этих храмов были не только правосл. по рождению иммигранты, но и вернувшиеся к отеческой вере из униатов карпатские русины, присоединившиеся к правосл. Церкви выходцы из протестант. общин. Миссионерствуя среди карпатских русин, А. сталкивался с крайне недоброжелательным отношением униатов (см. Греко-католики ) и однажды был жестоко избит. А. был многолетним редактором (с 12 февр. 1896) и автором статей в «Американском православном вестнике» , выходившем на рус. и англ. языках, одним из организаторов епархиального правосл. об-ва взаимопомощи, казначеем, затем первым секретарем, а с 1 апр. 1897 г.- председателем об-ва, помогавшего карпатским русинам, правосл. эмигрантам с Балкан и рус. военнопленным в япон. лагерях. 10 авг. 1901 г. архиеп. Ярославским свт. Тихоном (Белавиным) А. был возведен в сан протоиерея. В 1914-1917 гг. служил в Гельсингфорсе (Хельсинки), стараясь оградить правосл. паству, в основном карел, от прозелитизма фин. лютеран. Пастырский труд А. высоко оценивался правящим архиереем архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) .

http://pravenc.ru/text/64174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (7.03.1880, с. Никольское-Неверьево Корчевского у. Тверской губ.- 29.12.1937, г. Кашин Калининской обл.), сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. ц. во имя свт. Николая в с. Никольском-Неверьеве. Род. в семье священника, после окончания Тверской ДС в 1913 г. рукоположен во священника и приписан к Никольской ц. в родном селе, с 1914 г. состоял членом Тверского епархиального миссионерского об-ва, в 1916 г. награжден наперсным крестом. В 1930 г. арестован, приговорен к году заключения в ИТЛ и 3 годам ссылки. В 1933 г., после возвращения из ссылки, назначен настоятелем Никольского храма и возведен в сан протоиерея. В 1937 г. власти вновь пытались осудить А. по столь абсурдному обвинению (якобы обварил ребенка кипятком при крещении), что вынуждены были вскоре освободить. Зная о том, что неминуемо будет осужден и приговорен к смерти, А. не страшился мученической кончины, но желал исповедничества за Христа. 20 дек. 1937 г. он был арестован и заключен в кашинскую тюрьму. На допросах виновным в антигос. деятельности себя не признал, отказался снять сан и прекратить «религиозную проповедь». Расстрелян по приговору от 27 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21858-С. Л. 3-26. Лит.: Тверские ЕВ. 1916. 10. С. 91; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 599; Дамаскин. Кн. 3. С. 469-470. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64106.html

Архив Пн Священный Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новые имена подвижников 6 октября 2006 г. 16:54 На заседании Священного Синода, которое прошло сегодня в Москве, утверждено решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новых имен подвижников. Решение было принято на основании зачитанного на заседании Синода доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви: от Архангельской епархии : протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии : протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии : протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина;   1879 — 27  мая   1939),  протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницы Евфросинии (Тимофеевой; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анны (Четвериковой; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937). Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/149710.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Васильевич Евдокимов (17.08.1877, с. Ачадово Спасского у. Тамбовской губ.- 4.12.1937, г. Вышний Волочёк Калининской (ныне Тверской) обл.), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. С 1915 г. служил священником в Петрограде. В 1932 г. арестован и приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе к 3 годам лагерей. Срок заключения отбывал в Темниковском ИТЛ. В 1934 г. освобожден, местом жительства избрал г. Вышний Волочёк. С 25 нояб. того же года служил священником в Никольской ц. с. Белый Омут Вышневолоцкого р-на. В нояб. 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 2 дек. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян в Вышневолоцкой тюрьме. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Список репрессированных священников Тверской обл.; ЦДНИ Тверской обл. Ф. 7849. Д. 22170-С, 10610. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2581843.html

Ялуторовск. Церковь Николая Чудотворца. Успенско-Никольский храм Карта и ближайшие объекты  Успенско-Никольский храм – единственная сохранившаяся в годы лихолетий православная церковь в городе Ялуторовске и Ялуторовском районе. Вот что написано о ней в клировой «Ведомости о церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая на градском Ялуторовском кладбище» в 1915 году: «Построен храм в 1872 году прихожанами городских церквей. Здание каменное, одноэтажное, покрыто железом. Деревянная звонница устроена отдельно от церкви. Престол в ней один – во имя Святителя и Чудотворца Николая». Кладбищенская Никольская церковь была небольшая, поскольку в ней не предполагалось большого скопления людей: длиной 12,5 метра, шириной 6,6 метра и высотою около 9 метров. Находилась под опекой Сретенского собора. Все началось меняться в Ялуторовском уезде с 1924 года. В этот год были закрыты Сретенский собор и Вознесенская церковь. После закрытия они были до основания разобраны: горсовету не хватало стройматериалов для строительства бани и городского Дома культуры. Последний настоятель соборной церкви о. Николай Румянцев после того, как собор закрыли, а затем разрушили, стал настоятелем Никольской кладбищенской церкви. В апреле 1937 года Никольская церковь прошла перерегистрацию. И вдруг, как удар молнии – приказ Омского облисполкома от 29 декабря 1938 года за о закрытии Никольской церкви. Имущество описали и изъяли, кресты и колокола сняли. На долгих семь лет было прервано молитвенное служение в городе Ялуторовске. Здание церкви за это время было не просто запущено, оно было варварски разгромлено. Уцелели только каменные стены и крыша. 1945 год принес долгожданную победу в Великой Отечественной войне. Наметились и изменения в государственной политике по отношению к верующим и Церкви. И снова ялуторовские верующие обратились к влас­тям с просьбой о передаче в их распоряжение кладбищенской Никольской церкви. На эту просьбу городской Совет Ялуторовска ответил: «Со своей стороны исполком городского Совета считает нецелесообразным передачу здания церкви, так как указанное здание подлежит сносу и не годится для использования». Такой ответ не устроил ялуторовчан, переписка с официальными властями продолжалась. И вот, наконец, исполком областного Совета решил «считать возможным передачу в пользование верующих кладбищенской церкви и церковной сторожки на предмет открытия упомянутой церкви».

http://sobory.ru/article/?object=25288

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010