Патриарх Кирилл провел совещание по восстановлению кронштадтского Морского собора Санкт-Петербург, 30 мая 2011 г. В ходе архипастырского визита в Санкт-Петербург 29 мая Патриарх Кирилл совершил молебен на обновление храма святого Иоанна Богослова домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии, после чего возглавил Божественную литургию в воссозданном храме, пишет " Вода живая " . На богослужении присутствовали заместитель руководителя администрации президента РФ Александр Беглов, министр транспорта России Игорь Левитин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Обращаясь к Его Святейшеству по окончании богослужения, епископ Амвросий отметил, что обновление произошло в год 170-летия храма и 290-летия основания духовных школ в северной столице. В дар Его Святейшеству он преподнес список главной святыни академического храма иконы Божией Матери «Знамение» Царскосельская. Приветствуя Патриарха, Валентина Матвиенко сообщила о передаче духовным школам исторического флигеля академии на набережной Обводного канала, в котором до недавнего времени находилось общежитие. Предстоятель поздравил Александра Беглова с 55-летием и вручил ему орден святого благоверного князя Даниила Московского. Властям Санкт-Петербурга он выразил благодарность за возвращение церковного здания. В дар храму была передана икона Воскресения Христова палехского письма. Во второй половине дня Предстоятель возглавил совещание по восстановлению кронштадтского Никольского Морского собора. Главная святыня ВМФ России возрождается к своему столетию, которое будет отмечаться в 2013 году. Одобрен проект росписи купола, которая будет проводиться в соборе впервые. Также положительную оцеку получили проекты иконостасов и витражей. С сообщением о судьбе единственного сохранившегося соборного колокола выступил художественный руководитель ансамбля звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. Принято решение, что колокол станет доминантой в воссоздаваемой звоннице собора, которая должна быть максимально приближена к дореволюционному образцу. Морской собор был заложен святым Иоанном Кронштадтским в городе-крепости по указу императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота и был освящен в высочайшем присутствии через десять лет. Автор проекта профессор Василий Косяков взял за образец собор святой Софии в Константинополе. Крест на куполе стал маяком для кораблей, плывущих по Финскому заливу. Многие десятилетия храм выполнял функцию кинотеатра и концертного зала. С 2009 года восстановление собора ведется под патронатом Патриарха Кирилла и супруги президента РФ Светланы Медведевой. Масштабные работы по реконструкции памятника координирует общественный фонд «Кронштадтский морской собор». 30 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46791.html

«Сегодня Кронштадт является одной из жемчужин Санкт-Петербурга и Балтики, здесь живут замечательные люди, для которых понятия Честь, Отечество, Слава нашего воинства не пустой звук и не пустые слова. Это образ жизни. Уверен, что кронштадтцы будут и дальше укреплять честь и славу Кронштадта, честь и славу нашего города», - сказал губернатор. Напомним , что недавно по согласованию с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием Святейший Патриарх Кирилл назначил председателя епархиального отдела по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями архимандрита Алексия (Ганьжина) настоятелем кронштадтского Никольского морского ставропигиального собора. О значении Кронштадта для России рассуждает в интервью «Русской народной линии» жительница этого славного города на острове, петербургский политик, лидер движения «Петербург - духовная столица» Елена Бабич . Пётр Первый, зарождая Кронштадт, заложил его великое непревзойденное предназначение для России. Великий царь замыслил этот город как крупный военно-морской центр! На плечах Кронштадта зиждилась не только защитная стезя, но и торговая жилка ручейком стекалась в это заветное место! Государь мечтал о Кронштадте как мощном духовно-культурном и научном очаге страны. Весь остров составлял 15кв.км., а сам город Кронштадт занимал только треть материка. С той поры миновало 310 лет. В воскресенье, 18 мая, мы, кронштадтцы, отметили юбилей! Сегодня у России другие военные возможности и Кронштадт не имеет такого мощного военного значения, как в былые времена. Но, не спешите делать скоропалительные выводы, лишь на первый поверхностный взгляд, кажется, что это так. Однако, поистине, наш славный город в силах выполнить свое настоящее предназначение, ведь именно в Кронштадте сохранился дух любви к Отечеству. Кронштадтцы бережно передают этот дар будущим поколениям, благодаря которым город станет центром военно-патриотического воспитания! Вся богатая история города благоволит такому развитию истории. Несомненно, важным событием для России является восстановление Кронштадтского морского собора. Он был задуман главным командиром порта, вице-адмиралом Николаем Ивановичем Казнаковым. В 1896 году он предложил возвести морской собор, который своим величием должен был стать достойным памятником русским морякам, как погибшим при исполнении служебного долга, так и служащим, которые помогали становлению военно-морского флота. Сегодня собор восстановлен во всем своем величии и красоте, но он должен стать главным храмом всего Русского флота, главным морским собором России. Перед его реставрацией Святейший Патриарх Алексий II прибыл в наш город и произнес мудрые слова о том, что знаменитый и величественный собор должен оставаться под крылом Министерства обороны, находясь на его балансе, но исполнять свое предназначение духовного и нравственного просвещения россиян.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/20/ma...

5 декабря 1760 г. Владыка Сильвестр освятил в ниж­нем храме главный Никольский и правый придел Усекно­вения Главы Иоанна Предтечи, а 20 июля 1762 г., в присутствии императрицы Екатерины II, состоялось освящение архиепископом Казанским Вениамином главного Богоявленского придела в верхнем храме и левого в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского в нижнем храме. Тогда же было указано именовать морскую церковь собором. Екатерина II подарила новому храму 10 украшенных драгоценными камнями икон, на которых были изображены святые, в дни которых русский флот одержал победы над шведами и турками. С самого начала собор стал памятником морской славы России, в нем отмечались главные победы русского флота. В 1866 г. по проекту архитектора Г. И. Карпова в новом доме причта, в угловом помещении первого этажа, была устроена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, к северу от собора, была построена по проекту Г. И. Карпова в 1868-1869 гг. в память спасения Александра II от покушения 25 мая 1867 г. в Париже. Главная святыня собора был и остается образ святителя Николая Чудотворца греческой работы XVII века, который находится в нижнем храме, у левого клироса, и прежде был украшен богатым серебряным окладом 1740 г. с множеством самоцветных камней (изъятым в 1922 г.). В 1847 г. императрица Александра Федоровна подарила собору частицы мощей святителя Николая и святого мученика Александра, которые хранились в отдельном ковчеге (они были утрачены в 1920-е гг.). В храме было много подносных икон в золоченых серебряных ризах, пожертвованных морскими командами или отдельными лицами. В 1746 г. императрица Елизаветы Петровны подарила Евангелие в чеканном окладе из серебра. Начиная с 1770 г., ежегодно в Иванов день, в память о Чесменской победе свершалось торжественное богослужение архиерейским чином. В Цусимскую годовщину служили панихида, на которой присутствовали члены Гвардейского морского экипажа. 14 мая 1908 г. в церковном саду в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны был открыт гранитный обелиск в память о погибших при Цусиме на броненосце «Император Александр III» офицерах и матросах Гвардейского экипажа, установленный по проекту архитектора Я. И. Филатея. Одновременно в верхнем храме были вывешены мраморные доски с именами погибших чинов Гвардейского экипажа.

http://bogoslov.ru/article/2518081

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Пашков, клирик Казанского собора Санкт-Петербурга. По окончании Литургии было совершено славление святому праведному воину Феодору Ушакову. После богослужения митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла: «Ваше Святейшество, позвольте поздравить Вас с воскресным праздником и с гражданским праздником Днем Военно-морского флота, а также с принесением мощей святого праведного воина Феодора Ушакова в Морской Никольский собор. На этой седмице мы будем праздновать 16-летие прославления святого праведного адмирала. Вы помните тот 2001 год, когда Вы возглавляли торжества в Санаксарском монастыре по случаю обретения его мощей и прославления, после чего благословили, чтобы частицы мощей святого праведного адмирала были на всех флотах Российской Федерации. Я с Вами участвовал в двух поездках на Черноморский флот и на Балтийский флот. На всех флотах было воспринято с большой радостью, что у них появился небесный покровитель. И вот прошло уже 16 лет. С тех пор множество храмов уже освящено в честь святого праведного адмирала. И мы благодарим Вас, Ваше Святейшество, за то, что вы прибыли сюда, в главный Морской собор нашей Церкви Никольский собор, чтобы здесь возглавить торжества и помолиться о всех моряках, которые погибли в сражениях, и о тех, кто сегодня несет вахту, охраняя рубежи нашего Отечества». На молитвенную память митрополит Варсонофий преподнес Его Святейшеству икону святителя Николая Чудотворца, отметив что святой праведный Феодор Ушаков особенно почитал святителя Николая. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар Морскому собору Предстоятель передал крест с изображением Спасителя. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием служения в сане пресвитера Святейший Владыка вручил настоятелю Кронштадтского Никольского Морского собора Санкт-Петербурга архимандриту Алексию (Ганьжину) Патриаршую грамоту.

http://patriarchia.ru/db/text/4972970.ht...

Сейчас разрабатывается проект окружить Никольскую часовню сквером " Морской славы " , который станет музеем под открытым небом, единым памятником России, как могучей морской державы, чтобы учителя и родители приводили сюда детей - и наше будущее соприкасалось и знакомилось с нашим прошлым. Центр сквера займет небольшой квадратный холм, обрамленный камнем, по углам которого будут установлены якоря. Несколько ступеней на вершину холма, символизирующего братскую могилу, выводят к площадке, где установлена деревянная часовня. Даже дорожки сквера будут выполнены так, что если смотреть на них сверху, они указывают все основные румбы морского компаса. Вдоль уреза воды будут произведены берегоукрепительные работы и установлены три корабельные пушки прошлого века. И этот сквер будет всегда осенен святым крестом часовни. Часовня приписана к приходу церкви Петра и Павла, который в 2003 году приступил к возведению недалеко от часовни нового храма, взамен разрушенного в 1932 году собора свв. апостолов Петра и Павла - главной святыни Сестрорецка. 12 июля 2002 г. состоялась торжественная закладка камня у основания будущего храма. Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена в 1722-1723 годах и впоследствии разобрана. В 1781 году был выстроен каменный храм, но он был уничтожен пожаром 1868 года. 29 июня 1871 года на правом берегу реки Сестры, напротив Сестрорецкого завода, была заложена каменная церковь святых апостолов Петра и Павла. Постройка Собора осуществлялась по плану, высочайше утвержденному 6 мая 1870 года. Строительство производилось под надзором епархиального архитектора Г.И. Карпова, подрядчиком Козловым (имя архитектора проекта не известно). При строительстве храма использовались кирпичи, оставшиеся после разбора Дубковского Дворца Петра I. Каменный собор с приделом во имя Иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " был построен в византийском стиле. 26 июня 1874 года Собор Петра и Павла был освящен митрополитом Исидором. Из Домовой церкви Дубковского Дворца был перенесен иконостас, различные церковные принадлежности и икона Николая Чудотворца. Внутри храм был расписан греческой живописью. Длина собора была равна 37 метрам, ширина в средней части 20 метров, высота купола - 31,5 метров, высота колокольни - 38,5 метров. Звонница храма состояла из 8 колоколов, самый большой весил 6 тонн.

http://sobory.ru/article/?object=01190

В малом, недельном, кругу богослужений есть свои чтимые святые. Подвиг апостолов и свт. Николая мы чтим четверг. На Руси Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых. Широко известны памятники русской архитектуры – храмы, носящие имя святого Николая, например, Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) – последний и самый крупный из морских соборов, построенных в Российской империи. Он сооружен в неовизантийском стиле, по проекту архитектора В. А. Косякова, в 1903–1913 гг. в Кронштадте. Почитали святого и русские воины. Известен орден свт. Николая Чудотворца — награда времен гражданской войны, Временное положение о которой было учреждено генералом бароном Врангелем 17 (30) апреля 1920 г. Предназначался для награждения чинов Русской Армии (как офицеров, так и нижних чинов) за выдающиеся воинские подвиги, проявленные в борьбе с большевиками. Вокруг изображения святого был начертан девиз: «Верой спасется Россия». Запоминающимся является случай, имевший место в советские безбожные годы. В Куйбышеве (ныне Самара) зимой 1955–1956 гг. девушка Зоя Карнаухова, которая однажды решила на вечеринке потанцевать с иконой свт. Николая Чудотворца, «окаменела» на 128 дней. Ее невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук – она будто приклеилась намертво. О событии быстро узнал весь город, но помочь девушке ничем не могли. Умерла она на третий день Пасхи. Почитают св. Николая не только на Востоке, но и на Западе. Но если на Востоке он считается покровителем моряков и путешествующих, то на Западе – покровителем детей. Св. Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трем дочерям разорившегося человека, произошли рождественские подарки. Правильных ответов:  Ошибочных ответов:  Вы неправильно ответили на следующие вопросы:  Похожие тесты 1 Комментарий Популярное Сейчас в разделе 48  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

25.05.2018 Зачем храмы украшают изображениями винограда? Виноградная лоза означает Церковь, члены которой питаются из единого источника — Христа. Эта идея выражена в иконографии «Христос Лоза Истинная». На древе восседает Христос Пантократор, чья фигура крупнее остальных. Ветви же образуют медальоны с изображениями апостолов, Богородицы, Иоанна Крестителя. 23.05.2018 Максим ищет новую семью Максим любит играть в футбол и в хоккей, ходить в походы. Он обычно отвечает за костер, помогает воспитателям, нарезает овощи, хлеб. Максим любит готовить, печет блины. 22.05.2018 Мученик Никифор (Зайцев) «Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам. Колхозникам говорит, что нужно верить только Евангелию, а все, мол, остальное, в том числе и колхозы,— это “антихристовы дела”. На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он против помощи антихристу. Зайцев государственные поставки называет грабиловкой». 21.05.2018 Андрей Курбский Этот роман Николая Фуделя, впервые изданный в начале 90-х годов прошлого века, принадлежит к тому же древнерусскому циклу, что и «Великий князь Михаил Тверской», и тоже чрезвычайно старомоден. Однако все лучшее, что есть в традиции большого исторического романа, здесь есть: ненавязчивая беллетризация, незаметность ана­хронизмов и адекватный характеру персонажей психологизм. 18.05.2018 Морской собор: что нужно знать о «русской Софии» На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской империи. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. Сейчас его отреставрировали и вновь сделали храмом. Пять лет назад, в мае 2013 года, он вновь был освящен. И вновь он — больше чем просто храм. 18.05.2018 Библиография. «Фома» – май 2018 Психолог Марина Антонова. «Аборты не про нищету. Они про нелюбовь». Пятидесятница. Что мы знаем о празднике. 17.05.2018

http://foma.ru/journal/maj-2018-181-5

И даже не тягость учения, и не очень суровая дисциплина, а именно последующая участь навевала тоску на многих насильно собранных учеников Навигацкой школы. Юные «недоросли» мечтали о любой сухопутной службе, боясь, что здесь их готовят «на роль утопленников». Петр требовал, чтобы все дети боярские и дворянские учились морскому делу, и знатные родители пытались избавить от этого своих отпрысков, как от рекрутчины, хотя их немилосердно штрафовали за каждый прогул любимого чада. Тогда государь повелел, чтобы всякий уклоняющийся отправлялся забивать сваи на берега Невы, где возводилась новая столица. Доходило до курьезов. Раз удрученные дворяне целой толпой записались в духовное Заиконоспасское училище, чтобы хоть так убежать от Навигацкой школы. Их все же отправили бить сваи на Мойку. Говорили, что как-то проходивший мимо адмирал Апраксин увидел этих «работяг», снял мундир и присоединился к ним. Удивленный Петр спросил, зачем он это делает? «Государь, так ведь это же все родственники мои, внучата да племянники», – ответил тот, намекая на дворянское происхождение. Талантливых же выпускников посылали доучиваться за границу, а потом сразу же направляли на Балтийский флот. Одним из них был Конон Зотов, сын того самого Никиты Зотова, который учил юного Петра грамоте под тенистым дубом в Коломенском.Первым адресом Навигацкой школы в Москве был Английский двор на Варварке. Потом она перебралась из тесных палат в замоскворецкие Кадаши на Государев Полотняный двор, а оттуда – в Сухареву башню, где вскоре и оказалась связанной тесными узами с соседним Троицким храмом. Дело в том, что в 1704 году именным царским указом Троицкому храму был присвоен официальный статус адмиралтейского: он был назначен Адмиралтейским храмом Москвы (при Адмиралтейском приказе) и приходским для Навигацкой школы и всех обитателей Сухаревой башни. Таким образом, это был первый домовый храм русских моряков, первый морской храм Москвы и предшественник таких петербургских храмов, как адмиралтейский собор во имя святителя Спиридона и Никольский морской собор на Крюковом канале.Сама же Навигацкая школа поначалу подлежала административному ведению Оружейной палаты, а потом по царскому указу перешла в Адмиралтейский приказ, созданный в 1700 году под началом Апраксина.

http://sobory.ru/article/?object=03046

7 апр. 1998 г. в присутствии командующих всеми российскими флотами состоялись освящение досок и панихида. После гибели в 2000 г. атомной подводной лодки «Курск» на стенах храма появились имена погибших. Патриаршее богослужение в Николо-Богоявленском соборе в праздник свт. Николая Чудотворца. Фотография. 19 дек. 2016 г. Патриаршее богослужение в Николо-Богоявленском соборе в праздник свт. Николая Чудотворца. Фотография. 19 дек. 2016 г. Возобновляя традицию, в 85-ю годовщину Цусимского сражения, 27 мая 1990 г., Алексий (Ридигер), митр. Ленинградский и Новгородский, отслужил в храме торжественную панихиду. 15 февр. 1992 г. в соборе состоялось освящение возвращенного Военно-морскому флоту РФ Андреевского флага. В этот день настоятель храма прот. Богдан Сойко, освятив флаг С.-Петербургской военно-морской базы, вручил его вице-адмиралу В. Е. Селиванову. Тогда же настоятелем была возрождена еще одна традиция - освящение спущенных со стапелей боевых кораблей. 29 февр. 1992 г. он освятил миноносец «Беспокойный», и с тех пор каждый спуск на воду нового корабля сопровождается его освящением. Собор сохранял статус кафедрального храма С.-Петербургской епархии до кон. 1999 г. В 1987-1989 и 1996-1998 гг. был проведен крупный ремонт здания. 19 апр. 2008 г. Владимир (Котляров), митр. С.-Петербургский и Ладожский, освятил обновленный верхний храм Богоявления. В 2000 г. в нижнем ярусе колокольни была освящена часовня в честь Рождества Христова. В соборе, преимущественно в нижнем храме, пребывают часть древа Креста Господня, чтимые иконы Божией Матери (Владимирская, Казанская, Тихвинская, «Знамение», «Собор икон Богородицы»), Сретения Господня, арх. Михаила, св. Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Пантелеимона и мн. др. святых. В наст. время духовенство собора проводит большую духовно-просветительную работу среди военнослужащих, продолжая традиции, связанные с российским флотом. При соборе действует Свято-Никольский молодежный союз. К собору приписаны часовни Рождества Христова в НИИ «Рубин», свт.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Громадный Никольский собор стал центром регулярной пространственной композиции, замыкавший перспективу Морской полковой улицы (совр. ул. Глинки), тем более когда в 1759 г. был обнесен осадом и оградой по проекту Чевакинского. Стремление преобразить городской ландшафт, сформировать силуэт Морской слободы было заложено и в образном решении центрического храма и ярусной колокольни. Она традиционно оформляла вход в собор с улицы, некогда шедшей по западной стороне плаца, на месте нынешнего Крюкова канала. Ее плавный взлет предвосхищал формы собора, а венчание луковкой со шпилем подчеркивало образ корабля, представленный в Петербурге шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора, а также неосуществленной колокольней Смольного монастыря. Строительство столь великолепного ансамбля потребовало изменения планировки городских кварталов вокруг него, что отразилось в императорском указе 1761 г. Сенату – «между речками Мойкою и Фонтанкою строить каменное строение, а деревянному не быть». Правдивость формы Правдивость архитектурной формы является неотъемлемой в образе собора - все его элементы явлены в своей полноте. Как снаружи, так и внутри совершенно очевидна логика архитектурного построения – равноконечный («греческий») крестообразный основной объем с пятью световыми главами. Образ Никольского собора был призван достичь впечатления единства, особенно с некоторого расстояния, поскольку изначально здание должно было доминировать на большой квадратной площади. Преобладает горизонтально ориентированный объем храма, в расположении куполов подчеркнута пространственная широта, которая сообщает зданию благородную величавость. Четыре главы традиционно поставлены вокруг пятой на диагоналях квадрата так, что как при фронтальной точке зрения (по сторонам света), так и с углов, выстраивается в линию композиция из трех неперекрывающих друг друга равных венчаний. Отдельного разговора заслуживает использование на фасаде мотива из трех коринфских колонн большого ордера, объединенных общим пьедесталом, и последовательное развитие этого приема в оформлении углов здания. С конца XVI в. именно ордер коринфского типа рассматривается в архитектурных трактатах как «первоордер» храма Соломона. Он применялся и в допетровской архитектуре, однако в такой трактовке мог вызывать и более сложные аллюзии: обращение к библейской древности или даже к символическому отображению идеи Триединства. Конкретные архитектурные прототипы могли быть почерпнуты из неоднократно гравированных и привозившихся в Россию видов священного города Рима - например, группы из трех колонн, сохранившиеся от портика Октавии, храмов Веспасиана или Диоскуров на Форуме. Вариации этой темы в итальянском барокко также были известны – в их числе римские церкви Санти-Винченцо-э-Анастасио и Сан Марчелло аль Корсо.

http://sobory.ru/article/?object=00105

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010