Санкт-Петербург. Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте. Морской собор Карта и ближайшие объекты Морской собор построен в 1903 (1913?)г. архитектором Косяковым. Сейчас в нём размещен клуб моряков и Военно-Морской музей (кстати, очень неплохой). Неспешно идет процесс передачи храма Церкви. Попытка установить на храме крест закончилась в августе 2002 г. падением креста (к счастью, обошлось без жертв), так что фотографии соответствуют нынешнему положению вещей… Строительство Морского собора на Якорной площади, в центре города, на самом высоком месте началось в 1902г. Проект разработал архитектор В.А.Косяков. Здание высотой более 70м выполнено в псевдовизантийском стиле, характерном для культовой архитектуры начала ХХв. Строительство затянулось до 1913г. Собор стал памятником отваге и храбрости русских моряков, он удачно вписался в общий ансамбль города. Перед собором оставлено обширное пространство для проведения парадов. Главный (западный) фасад акцентирован большим порталом и двумя боковыми ризалитами, завершенными башенками-павильонами звонниц. Северный и южный фасады были отмечены круглыми громадными окнами-витражами, ныне утраченными. Цоколь здания облицован красным гранитом, стены - серовато-желтым кирпичом. Оконные проемы обрамлены профилированными гранитными наличниками. Входные дубовые двери облицованы бронзовыми накладными пластинами с изображением якорей и дельфинов. Медный купол украшен орнаментом из якорей и спасательных кругов. Декоративная отделка интерьера выполнена в византийском характере. Двухъярусные аркады членят внутреннее пространство собора на центральный зал и галереи с хорами. Своды галерей украшены орнаментальной мозаикой. Мозаичные полы выполнены из разноцветного мрамора, уложенного в медную оправу. В 1953-1954гг. в бывшем соборе были выполнены сложные реставрационные работы в целях использования большого внутреннего пространства для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. Свято-Никольский собор в Кронштадте сооружался Морским ведомством и поэтому получил название Морского собора. Идея сооружения в Кронштадте нового храма – памятника истории развития Русского флота относится к 1896 г. В 1897 году был объявлен международный конкурс на составление проекта. Средства на собор жертвовались членами императорской семьи, придворными и военными чинами, большая часть необходимой на строительство суммы была собрана военными офицерами и моряками, постановившими отчислять на эти цели часть своего жалованья. Для строительства была выбрана центральная площадь города, где хранились вышедшие из употребления якоря, поэтому она получила название Якорной. В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В.А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года. Собранных пожертвований оказалось недостаточно даже для начала строительства, и 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на производство работ. Председателем Строительного комитета стал вице-адмирал С.О. Макаров.

http://sobory.ru/article/?object=00138

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Однообразное, как бы сжатое с обеих сторон пространство набережной канала Грибоедова внезапно раскрывается, и в перспективе пересечения с Крюковым каналом возникает Николо-Богоявленский Морской собор. Его величественность привлекает людей самых разных, и они тянутся сюда, будто угадывая свет. Об этих людях, с их судьбами и надеждами, печалями и памятью, и о самом соборе мы беседуем с его настоятелем, протоиереем Богданом Сойко. Дмитрий Жаворонков корреспондент Единственный морской Никольский храм - единственный морской собор Петербурга. Заложенный в 1753 году в старинной городской слободе, где издавна селились «корабельные люди», он с самого начала стал памятником морской славы России. С 1770-х гг. в соборе служили благодарственные молебны в честь побед российского флота, а в числе прихожан постоянно были матросы, офицеры, их жены, матери - все те, кому небезразлично море и чьим покровителем является святой Николай Чудотворец, в честь которого храм и назван. Отец Богдан: В соборе сохранились памятные доски, установленные в честь русских моряков, отдавших жизни в Русскояпонскую войну, и есть доски последнего времени - посвященные экипажам погибших подводных лодок. Как и столетия назад, сегодня мы молимся за тех, кто сейчас в море, и тех, кто уже никогда не вернется из плавания, а в памятные дни - 7 апреля (гибель АПЛ «Комсомолец» в 1989 году) и 12 августа (трагедия на подлодке «Курск» летом 2001-го) совершаются литии по усопшим. Поэтому мы помним и СпаснаВодах - петербургский храм, построенный на пожертвования в память о погибших в Русскояпонской войне и разрушенный большевиками. Думаю, с Божией помощью и он будет восстановлен, тем более что фрагменты его убранства сохранились и находятся в Русском музее и Военно-Морской академии имени Кузнецова. Самое главное - чтоб войны не было

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Санкт-Петербург. Собор Николая Чудотворца и Богоявления Господня. Никольский морской собор Карта и ближайшие объекты Действующий двухэтажный пятиглавый православный храм, сооружен в 1753-1762 г. по проекту С.И. Чевакинского в стиле русского барокко. Назван в честь Николы Морского (Святого Николая), которого церковь считает спасителем моряков. Это собор стал своеобразным мемориалом в память погибших моряков. На его стенах укреплены доски с именами погибших моряков (есть имена погибших на подводной лодке " Курск " ). 16 июля 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви новой каменной. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. По преданию, инициаторами постройки были тогдашний президент Адмиралтейств-коллегии М.М. Голицин (младший) и сам Петр Великий. Архивариус А.И. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» 1749-1751 г. указывает, что храм построен «по образцу Астраханского собора о пяти главах, о чем от Петра 1 в 1721 году в бытность в Астрахани с означенным генерал-адмиралом рассуждение чинено». Сходство между Астраханским и Петербургским соборами отсутствует, за исключением разве что пятиглавия, однако само «рассуждение» могло произойти. В 1722 году там же в Астрахани Петр распорядился о постройке морской Богоявленской церкви в Кронштадте, но как в Кронштадте, так и в Петербурге петровский указ был выполнен не скоро. Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что в столице в середине 18 века было ещё редкостью. Всю первую половину столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как возвращение к русской православной традиции. После наводнения осенью 1752 года, когда вода затопила место, где предполагалось строительство, проект был изменен и собор стал выше на 2,13 м.

http://sobory.ru/article/?object=00105

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Патриаршие дни в Санкт-Петербурге 28–31 мая состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию. В эти же дни Санкт-Петербург посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей. В рамках визита 29 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Морской собор во имя Свт. Николая Чудотворца в Кронштадте и принял участие в заседании общественно-попечительского совета по возрождению собора. В этот же день в Кронштадт прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, находящийся с официальным визитом в Русской Православной Церкви. У входа в восстанавливаемый Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Святейшего Патриарха Варфоломея приветствовала супруга Президента России Светлана Медведева, являющаяся членом Попечительского совета по реконструкции Никольского Морского собора. Она рассказала высокому гостю о ходе реставрации храма — памятника морской славы России. Святейший Патриарх Кирилл совершил в соборе краткий молебен Святителю Николаю Чудотворцу. Выйдя на соборную площадь, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся жителям города и военнослужащим кронштадтского гарнизона с Первосвятительским словом.Затем на площади состоялся торжественный марш почетного караула. Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище в Санкт-Петербурге и совершил заупокойную литию на месте погребения своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский женский монастырь на Карповке, где посетил нижний храм-усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, освященный в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры. Предстоятель поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского и совершил молитву.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshie_d...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " 27 октября Морской Никольский собор в Кронштадте впервые наполнится звуками классической музыки. На концерте «Море и Музыка» прозвучат шедевры русской и европейской классики, посвященные морю и водной стихии " , - радостно извещала афиша. А организаторы выражали надежду, что собор , это " невероятное пространство, наполненное светом, историей, памятью и душой, оно словно создано для музыки и приобщения человека к прекрасному. Уверен, что шедевры классики, исполненные в стенах собора, глубоко тронут слушателей и сделают их постоянными гостями наших концертов». Об этом прискорбном событии написала журналист Е. Смирнова. А ведь самый большой морской храм и самый последний собор Российской империи называли " русской Софией " . Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. И вот теперь отреставрировали и освятили, в том числе и для концертов вместо службы? Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 27.11.2019 - 14:41 С чувством глубокой : С чувством глубокой признательности благодарю отца Алексия Бачурина за мудрый, истинно православный комментарий к моему сообщению о светском концерте, который прошел в Морском Никольском соборе Кронштадта 27 октября 2019 г. Настоятелем собора является архимандрит Алексий (Ганьжин). В храме звучала светская музыка, в том числе Штраус. Вместо вечернего богослужения. По дорогим билетам. С аплодисментами в храме. В электронной версии " Кронштадтского вестника " за 28 октября корреспондент в вос торженных тонах описывала это действо, нисколько не смущаясь тем, что оно происходило в святом месте, где подобает молиться. Более того, ей не только хотелось танцевать в святом месте, но, как она выразилась, ей казалось, что она причастилась:  " Это было трогательно. Это было красиво. Будто создатели концерта перекинули хрустальный мост, соединив русскую и европейскую культуры, светскую и духовную музыку, православных и католических авторов, пение, исполнительское искусство и неповторимое творение архитектора Василия Косякова, взрослых слушателей и юных музыкантов, профессионалов и тех, кто только в начале постижения классической музыки – на первом концерте «Русских музыкальных сезонов» в Кронштадте всё это соединилось в единое – вечное! " .

http://radonezh.ru/radio/2019/11/26/20-2...

Протодиакон Константин Маркович: выбор с детства мая 2016 Один из старейших храмов города - Николо-Богоявленский морской собор - можно назвать кузницей кадров санкт-петербургского духовенства. Многие священнослужители нашего города состояли в клире или проходили богослужебную практику после рукоположения в Никольском соборе. Но есть люди, которые навсегда связали свою жизнь с этим храмом, и среди них - протодиакон Константин Маркович . 2 мая исполнилось двадцать лет его диаконского служения, с чем мы сердечно поздравляем отца Константина. - Что произошло за эти двадцать лет, что изменилось? - Для меня эти двадцать лет пролетели как один день, поскольку я служу в Никольском соборе, сам дух которого, молитвенная атмосфера - вне времени. У меня такое ощущение, что я пришел сюда всего несколько лет тому назад. Можно сказать, что счет времени потерял (смеется). - Никольский собор и в советское время был оплотом православия... - Да, это уникальный храм. Здесь совершалась молитва, причем ежедневная - на протяжении всей его более чем 300-летней истории. Кроме того, этот храм никогда не был захвачен обновленцами, в отличие от многих храмов нашего города, которые тоже не закрывались, но такая страница в истории у них была. А Никольский собор оставался бастионом православия. Атмосфера непрерывной традиции здесь ощущается, можно сказать, витает в воздухе. Я это чувствовал даже когда приходил сюда ребенком, вместе с мамой. Учился я недалеко отсюда, в переулке Матвеева. Это была специальная музыкальная школа при Консерватории. Я не справлялся с тем высоким уровнем учебной нагрузки, который был в этой школе, и когда меня корили: " Костя, мы по большому блату устроили тебя в эту школу, а ты так плохо учишься. Чем ты будешь заниматься, когда вырастешь? " , я отвечал: " Поступлю в семинарию и буду служить в церкви " . - Но это не было, очевидно, серьезным, сознательным решением... - Нет, конечно. Мне было восемь-девять лет, это была некая защитная реакция против взрослых, которые на меня давили.

http://mitropolia.spb.ru/docs/protodiako...

Архангельск. Собор Спаса Преображения в Соломбале (старый). Соломбальский Спасо-Преображенский морской собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Петра и Павла Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1760 и 1776. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Россия, Архангельск, Никольский проспект, д. 28. Координаты: 64.572898, 40.512506 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Собор был заложен 2 (13) сентября 1760 г., построен в 1775-1776 гг., рядом с Никольской церковью (в 1776 церковь была перенесена на окраину Большого Соломбальского острова). При храме Преображения находились приделы во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Св.Николая Чудотворца. Рядом с собором была воздвигнута трехъярусная колокольня со шпицем. Храм находился в ведении Архангельского епархиального управления и носил название Адмиралтейского, после 1827 г., когда собор подчинили Главному священнику Армии и Флота, он стал называться Морским. С упразднением Соломбальской верфи (1862 г.) храм вновь перешел в ведение епархии. По данным 1838 г., в соборный клир входили семь служителей-протоиереев, священники, диакон, причетники. За благосостоянием храма следили соборный староста и ктитор, избиравшийся из купцов и должностных лиц портовой администрации. В 1862 г. к храму было приписано свыше 15 тысяч прихожан, позднее их численность уменьшилась: в 1880 г. - 3168, в 1890 г. - 4570 прихожан. К обширной паперти собора вели всходы с тремя лестницами, их спуски вели на запад, север и юг. На двух столбах были установлены светильники торшерного типа. Вокруг храма в 1836 г. была выстроена ограда на каменном цоколе. Шалькевич А.А. В Архангельском городе было построено: Страницы истории архитектуры города конца 16-нач.20 в.: в 3-х Т. Архангельск, 1994. Т.1. С.152-155

http://sobory.ru/article/?object=34186

прот. Владимир Сорокин Часть VIII. 1922–1930. Обновленческие образовательные учреждения 24 ноября 1923 года о. Николай был досрочно освобожден из тюрьмы, а 1 декабря 1923 года вновь получил возможность осуществлять свою пастырско-просветительскую деятельность. Теперь круг его занятий был значительно шире. 29 марта 1924 года он был назначен и. о. настоятеля Николо-Богоявленского собора: «16(29).III.1924. Да благословит Господь Бог миром и благополучием вступление в Морской Никольский собор протоиерея Николая Чукова на пользу Святой Православной Церкви» 367 , – такова была резолюция епископа Венедикта (Плотникова) на поданном о. Николаем согласии временно заместить должность настоятеля. К моменту возвращения о. Николая Чукова к церковной деятельности обновленцы имели немало сторонников, в Петрограде их позиции были сильны. Им принадлежал Казанский собор, многие крупные храмы города – Андреевский собор, Введенская церковь на Петроградской стороне, Матфеевская, Спасо-Сенновская, Смоленская кладбищенская и другие церкви. Вскоре после захвата власти в мае 1922 года руководство обновленцев начало деятельность по созданию духовно-учебных заведений. К обновленцам перешла пастырская школа в Вологде. Нередко обновленцы прибегали к помощи властей. Так 27 августа 1922 года Отдел внутреннего управления при Боровичском уездном исполнительном комитете Новгородской губернии в ответ на ходатайство Совета «коллектива Боровичского Троицкого собора» от 5 февраля 1922 года сообщил, что «Богословско-пастырская школа может быть разрешена под исключительной ответственностью Боровичской группы „Живая церковь “». Школа была открыта 19 ноября, а на следующий день начались занятия 368 . К 1924 году у обновленцев существовали пастырские школы в Курске, Воронеже, Новгороде, Ростове-на-Дону... На заседании пленума обновленческого Высшего Церковного Совета 8 августа 1923 года было решено образовать Учебный комитет под временным председательством епископа Дмитровского Георгия (Добронравова). Было постановлено вызвать для работы в комитете архиепископа Димитрия (Беликова), которому и предполагалось поручить заведование комитетом. Однако, Владыка Димитрий отказался войти в какие-либо отношения с обновленцами, и председателем Учебного комитета стал епископ Георгий (Добронравов). В состав Учебного комитета вошли архиепископ Крутицкий Александр Введенский , прот. Павел Красотин, проф. Ю. Ф. Геккер. Официальным органом Учебного комитета стал журнал «Христианин» (вышло всего два номера). Отметим, что на первой странице в качестве эпиграфа был помещен текст 13 статьи Конституции РСФСР: «Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В обновленчество уклонились многие видные богословы и профессора старых духовных академий, что позволило обновленцам открыть несколько духовных школ. Финансовая помощь была получена из США.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О митрополите Прокле: До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных 24 марта, 2014 Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных 23 марта 2014 года на 71-м году жизни скончался глава Симбирской митрополии Высокопреосвященный митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл. До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью. Трудно что-то говорить и писать в эти скорбные минуты… Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных. Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих. В детстве, во время летних каникул Коля Хазов много времени проводил у своих бабушки и дедушки, которые жили в поселке Вырица, недалеко от Ленинграда. Бабушка, Мария Георгиевна и воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь. Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания. Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы – Никольский Морской собор, являвшийся кафедральным для города Святого Петра, Преображенский храм. Но больше всего Николай любил Троицкий собор Лавры, то место, где впоследствии пройдет его рукоположение в епископский сан. В советской школе Николаю Хазову удалось сохранить свою веру в Бога. Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности. Родители хотели, чтобы он получил гражданскую специальность. После окончания техникума Николай год отработал на производстве, а в 1964-м году его призвали в ряды Советской армии, где он прослужил до 1967 года.

http://pravmir.ru/o-mitropolite-prokle-d...

Arhiva Directorul hospice-ului de copii din Sanct-Petersburg protoiereul Alexandru Tkacenko: Noi nu vorbim despre moarte 20 ianuarie 2013 11:40 В программе «Плод веры» телеканала «Союз» протоиерей Александр Ткаченко, директор первого детского хосписа в Санкт-Петербурге, рассказал о своем опыте работы с неизлечимо больными детьми: о жизни, радости и исполнении самых заветных желаний. — Отец Александр, хоспис, который Вы создали, существует уже 10 лет. В те годы, когда он создавался, это было абсолютно уникальное явление. С чего все начиналось? Почему именно эта тема социального служения пришла Вам, и как развивалась эта идея? — Как-то получилось все естественным образом. Как говорят, Бог дал. Наверное, для каждого священника, который стоит перед престолом, очень важно не только нести имя Божие людям, но еще и принести людям чудо Божие и исцеление Божие, и любовь Божию. Вот так сложилось, что в храм, где я служил, в Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге, приходило очень много людей, семей, у которых болели дети, и по-пастырски мы им помогали, собирали какие-то средства, покупали какие-то лекарства, приглашали специалистов для дополнительной консультации, но нам хотелось сделать чуть больше. Мы понимали, что в рамках существующих правил оказания медицинских услуг государство делает то, что оно может делать, и всегда для Церкви остается возможность сделать чуть больше. В то время, впрочем, как и сейчас, с момента, когда заболевание ребенка прогнозируется неизлечимым или лечение ребенка принесет большие страдания, ребенок выписывается из больницы, где он проходил лечение, под наблюдение районного специалиста, районного педиатра. К сожалению, районный педиатр не всегда имеет возможность оказать полноценную медицинскую помощь. Эта помощь высокотехнологична, она требует применения обезболивающих, она требует очень интенсивной терапии на дому, хорошего качественного ухода. Потому что от этого ухода будет зависеть жизнь и ее продолжительность. И 10 лет назад, во многом и сейчас, это невозможно в силу существующих правил оказания медицинских услуг, силами здравоохранения. И вот здесь Церковь нашла для себя некое служение.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2736173...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010