И я подумываю теперь, подобно прочим старцам, главу приклонить, но куда?.. И вот в этом-то новом для меня побуждении, я, за неимением других искренних советников, осмеливаюсь прибегнуть к Вашему Высокопреосвященству, как „искушенному по всяческим“ и просить у Вас – наученных долгим опытом доброго Архипастырского Совета: сдавши место сыну, в монастырь мне идти на иноческое подвижничество, или остаться на своем гнезде?.. К первому я даже от юности имел стремление и увлекался монашескими образцами, но боюсь, как бы надо мной не сбылись Божественные слова: „никто же возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии“; смогу ли исполнять иноческие обеты, силу коих Вы испытали и знаете, а с другой стороны уж не стар ли я для истинной подвижнической жизни и послушания?.. С этим насущным для меня вопросом я и во оно время заезжал к Вам в Тверь, но при посторонних личностях и кратковременном собеседовании не мог его высказать. Конечно, не смею ждать от Вас письменного о сем изъявления, но как Вы Святительскою Своею рукою издали благословите, – так, верую, —204— 1884 г. и вдохновится мысль моя и так дело и судьба моя устроится.... За сим прося ваших святительских молитв и благословения, имею счастие числиться некогда ваш сотоварищ и даже друг, а ныне быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою – погоста Зяблицкого убогий иерей Иоанн Евфимов Целебровский“. 25-го ч., в день Благовещения Пресв. Богородицы, я служил у себя в домовой церкви. За литургиею, в обычное время, т. е. на малом входе, возведен мною в сан архимандрита настоятель Николо-Теребенской Пустыни, игумен Арсений 2266 , а после литургии, при вручении ему жезла, мною сказана следующая речь: „Приветствую тебя, почтенный о Господе Брат, с получением высшего иноческого сана – сана архимандрита. Путь к достижению этой духовной почести открыт для тебя и твоим прежними многолетними трудами на поприще духовно-училищной службы, и в особенности твоим нынешним ревностным попечением о благоустроении вверенной тебе обители, как во внешнем, так наипаче внутреннем, духовно-нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из записи за август мы узнаём имя подрядчика на изготовление иконостаса – «Города Осташкова купцу Николаю Терентьеву Глазухину в счет договорной цены по контракту за иконостас выдано ассигнациями золотом 1500 руб.». К сожалению, мы не имеем фотографии иконостаса собора, но некоторые сведения о нем приводит Г.К. Смирнов. В частности, он пишет о том, что иконостас был в виде триумфальной арки. 1838 г. стал годом освящения новопостроенного собора. В феврале рассчитались с Николаем Терентьевичем Глазухиным «за иконостас в холодном соборе серебром 650 руб.» Ему же «выдано в счёт договорной цены в трапезе за иконостас и киот в собор на горнее место серебром 2350 руб70». Освящение главного придела собора состоялось 1 октября 1838 г. Торжество возглавил Высокопреосвященнейший Григорий Архиепископ Тверской и Кашинский. «Храм внутри украшен стенною живописью; иконостасы все вызолочены сплошь на полимент, образа в них живописные, двери царские живописные же с резьбою, вызолоченною на полимент; пол весь чугунный», - описывает собор строитель пустыни иеромонах Илиодор. В ноябре Глазухину заплачено за «позлащение в трапезе иконостасов серебром 600 руб.». 1839 г. В январе «города Торжка мещанин» Василий Агафонов получил расчет за «сделание десяти рам на чудеса Святителя Николая Чудотворца столярной работы» в размере 69 руб. 99 коп. серебром. Купец Глазухин рамы позолотил за 500 руб. серебром. Иеромонах Илиодор описывает в свой книге лишь девять картин. Ныне неизвестно нахождение большинства картин, лишь две из них приписываются кисти талантливого ученика А.Г. Венецианова Никифора Крылова и находятся в Тветьяковской галерее. К слову, это не единственные картины в соборе, написанные учениками А.Г. Венецианова. Строитель монастыря иеромонах Илиодор в ноябре 1860 г. рассчитался с художником Григорием Сорокой за картины для Никольского собора. Об этом сохранилась запись: «Ноябрь, 15. Отдано крестьянину Господина Николая Петрова Мелюкова Григорию Васильеву за написание на холсте двух живописных картин Воскресение Христова и Положение Спасителя во гроб серебром тридцать шесть рублей.

http://sobory.ru/article/?object=22021

На место вызванного из Константинополя архимандрита надлежало избрать достойного кандидата. Сначала указан был Министерству иностранных дел состоявший в Петербурге на чреде священнослужения настоятель Могилево-братского монастыря, архимандрит Владимир 1190 – кандидат Киевской духовной академии; но он, по незнанию иностранных языков и по своей малоопытности в жизни, оказался для этого назначения неудобным. Нужно было искать другого кандидата, но ни знали откуда взять его. Тогда Обер-Прокурор Св. Синода обратился ко мне с вопросом, не имею ли я в виду кого-либо годного для Константинопольской миссии. Я сказал, что у меня есть человек способный для сего, который вполне может заменить архимандрита Смарагда (я разумел настоятеля Николо-Теребенской пустыни, архимандрита Арсения 1191 , но он —502— 1885 г. нужен мне для своей епархии. Тогда Константин Петрович убедительно стал просит меня, чтобы я вызвал этого человека в Петербург и показал ему; я уступил такой настоятельной просьбе и приказал архимандриту явиться в Петербург. Возвращаюсь назад. 12-го числа мной получено было из Твери два письма: от преосвященного Антонина, и от помещика сельца Кольцова, известного певца Димитрия Александровича Агренева-Славянского. Вот что писал мне от 10-го числа преосвященный Антонин: «Долгом считаю принести Вашему Высокопреосвященству нижайшую мою благодарность за милостивое наставление относительно встречи Высокопреосвященнейшего Митрополита Сербского Михаила, полученное мной неожиданно скоро, в 8 час. 30 мин. вечера 8-го числа сего месяца. О милостивом разрешении и наставлении Вашего Высокопреосвященства я 9-го числа утром сообщил, через матушку игумению, Димитрию Александр. Славянскому. Он был весьма утешен этим известием и сегодня приезжал ко мне, для совещания относительно встречи Владыки. Владыка, увидевшись с ним в Москве, намерен был вместе с ним ехать в Тверь и в его имение, но Димитрий Александр., желая оказать ему подобающую честь, просил его помедлить несколько приездом в Тверь и обещал нарочито известить его о времени приезда сюда. Сегодня Дим. Алек. Славянский объяснил мне, что он намерен просить Владыку пожаловать в Тверь 17-го числа сего месяца с пассажирским поездом, в 4-м часу по полудни. На станции железной дороги будет сделана Владыке встреча мной, почетными лицами из духовенства и начальствующими лицами гражданского ведомства. Со станции Владыка отправится в собор. Здесь встретит его причт соборный в св. облачении, с хором певчих Вашего Высокопреосвященства. Из собора Димитрий Александр. будет просить Владыку в свое Кольцово, на обед. Вслед за Владыкой, по приглашению Димитрия Александр. отправятся туда же. Начальник губернии, еще некоторый почтенные лица, мат. Игумения и я, многогрешный. На другой день,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По пути к Новгороду усердно прошу Вас, возлюбленный Владыко, ко мне на перепутье». 6-го числа писал я в Петербург А.В. Гаврилову: «В 44 Церковного Вестника с большим интересом прочитал я передовую статью, под заглавием: «Надежды и ожидания петербургского духовенства по поводу назначения нового архипастыря». В статье этой, с одной стороны суд на всю 32-летнюю административную деятельность «почтенного старика», а с другой – начертана внушительная программа для действования его «кроткому» преемнику. 7-е число. Константинопольский архимандрит Арсений, 750 возвращаясь к своему посту, приходил ко мне проститься. Я благословил его образом святителя Николая, привезенным мною из Николо-Теребенской пустыни, где о. Арсений был настоятелем. 16-го числа дано было мною Духовной Консистории предложение такого содержания: «В 19-й день сего ноября исполнится 25 лет со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского. С благоговением воспоминая о высоких духовных подвигах и великих заслугах для Церкви и Отечества в Бозе почивающего Иерарха, священным долгом постав- —301— ляю ознаменовать этот день соборным заупокойным служением в кафедральном соборе, пригласив к участию в имеющей быть по окончании литургии панихиде градское духовенство. Не неуместным также признаю известить о сем и гражданское начальство, в надежде, что найдутся усердствующие разделить с духовенством заупокойную молитву о бывшем некогда Тверским архипастырем приснопамятном митрополите Филарете. Консистория имеет сделать по сему надлежащее распоряжение». В то же время я писал начальнику губернии, П.Д. Ахлестышеву: «В 19-й день сего ноября исполнится 25 лет со дня кончины приснопамятного митрополита Московского Филарета. Памятуя высокие доблести и великие заслуги для Церкви и Отечества почивающего в Бозе Иерарха, я считаю священным долгом ознаменовать этот день совершением заупокойной литургии и после оной панихиды в Тверском кафедральном соборе. Не неуместным почитаю известить о сем Ваше Превосходительство и в лице вашем православных жителей города Твери, в надежде, что найдутся усердствующие принять участие в молитве о упокоении души Иерарха, бывшего некогда архипастырем Тверской паствы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подрядчику строения соборныя каменныя церкви и колокольни во имя Святителя Чудотворца Николая Новоторжскому ямщику Гавриле Пожарскому выдано денег серебром три тысячи рублей. Декабрь. Новоторжскому мещанину Павлу Болдину за промен старых двадцати двух решеток железных на новыя в коих весу девяноста пудов для строения церкви заплочено по четыре рубли за пуд». 1832 г. – кладка собора подходит к концу, начинаются отделочные и кровельные работы. Церковные книги снова пестрят уже знакомыми именами подрядчиков, встречаются и новые имена и географиеческие точки на карте Тверской губернии, откуда доставляли материал и даже пути его доставки: «1832 г. Июль. В городе Старице у мещанина Ивана Герасимова Клувенцова куплено для церковнаго строения белаго ступеннаго камня триста камней, длиною аршин, шириною пол аршина, толщиною шесть вершков, за которыя камни с поставкою по течению рек: Волги и Мологи до Теребенской пустыни заплачено ему Клувенцову по 50 копеек за камень. Ему же Клувенцову за 16 лещедей длиною и шириною полтора аршина, толщиною 6-ть вершков на капители за которые лещеди по 22 рубля с поставкою же. Новоторжскому ямщику Ефрему Климентьеву Дупленскому за сделание кирпича и обжигу онаго за 150 тысяч – 1050 руб. Октябрь. Бежецкому мещанину Ивану Васильеву Неворотину за выправку стараго листоваго железа и за покрытие новостроющейся трапезной церкви листовым железом выдано серебром – 238 руб. 1833 г. стал годом завершения основных работ на храме. Закупаются краски и червонное золото на золочение крестов и подкрестовых шаров – «яблок»: «1833 г. Май. Бежецкому купеческому сыну Ивану Неворотневу: … за три пуда и пять фунтов веревок для употребления при строении церкви, яри медянки 5 фунтов, белил свинцовых 30 фунтов, сажи галанской 10 фунтов, сурику фунт 30 коп, вохры 20 фунтов, нашатырю фунт, аглинскаго прутоваго олова для спайки на колоколенном шпиле белаго железа 4 фунта, стали 20 3,4 фунтов, масла деревяннаго 10 фунтов, за алмаз для резания стекол, гвоздей двоесту и троесту 47 фунтов, и однотесу для употребления при построении церкви 1 пуд, за 6 книжек листоваго червоннаго полузолотниковаго золота для позлащения шара и креста на новую колокольню по 10 руб.

http://sobory.ru/article/?object=22021

После возвращения Владыки в Свияжск, 27 июля 1918 года, по личному приказу Лейбы Бронштейна–Троцкого, нагрянувшего туда всем своим штабом, епископ был арестован и вывезен на станцию Тюрлем, где расположился штаб частей Красной армии. Там посреди нескошенного поля келейник Святителя Иов Протопопов нашёл через несколько часов тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле и многие годы (до 1930 года, когда земля отошла колхозу) платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика. Сам отец Иов был расстрелян в 1931 году в Раифской пустыни (память 25 марта). Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученик Анатолий (Ботвинников) (память 31 октября по старому стилю) П реподобномученик Анатолий (в миру Анатолий Иванович Ботвинников) родился 15 октября 1881 года в деревне Копани Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, умер отец, и мать с сыном переехали в Тобольскую губернию, им дали землю, они обзавелись хозяйством, и Анатолий стал крестьянствовать, как когда–то его отец. Началась Русско–японская война, и Анатолий был призван рядовым на действительную военную службу. Во время военных действий он оказался в Порт–Артуре, был ранен; попал в плен, где пробыл около года; последствия ранения остались на всю жизнь — у него была ограничена подвижность руки и спины. После заключения мирного договора с Японией Анатолий Иванович был отпущен из плена и вернулся домой. Он никогда раньше не помышлял о служении Церкви, но война, близость смерти, ранение, жизнь в плену язычников произвели переворот в душе молодого человека, выделив главное — спасение своей души; и он принял решение — если останется жив, то станет монахом. В апреле 1906 года он поступил в один из сибирских монастырей. Здесь в течение нескольких лет он выполнял самые различные послушания. В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год он вернулся в Россию и поступил в Николо–Теребенский монастырь Тверской губернии и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени. В 1920 году монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через год советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области, где его застали гонения начала тридцатых годов.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Антонию (Миронову) настоятельницей Иверского женского монастыря города Выкса Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: IX. Прошение Преосвященного архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона о преобразовании Свято-Покровского прихода с. Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь и об утверждении игумена Алипия (Филина) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: X. Прошение Преосвященного епископа Саратовского и Вольского Лонгина об утверждении иеромонаха Никона (Полякова) наместником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Никона (Полякова) наместником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. СЛУШАЛИ: XI. Прошение Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об открытии женского монастыря Николо-Теребенской пустыни в с. Труженик Максатихинского района Тверской области и об утверждении монахини Ольги (Назмутдиновой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: XII. Рапорт Преосвященного митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы об утверждении монахини Нины (Волковой) настоятельницей Тихвинского Богородского женского монастыря г. Цивильска Цивильского района Чувашской Республики. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Нину (Волкову) настоятельницей Тихвинского Богородского женского монастыря г. Цивильска Цивильского района Чувашской Республики. СЛУШАЛИ: XIII. Прошение Преосвященного митрополита Челябинского и Златоустовского Иова о переименовании Свято-Покровского женского монастыря в с. Кизильском Челябинской области в монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны и об утверждении монахини Феодоры (Подоплеловой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 43 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении архимандрита Кирилла (Покровского) от должности ректора Нижегородской духовной семинарии. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 44

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1495815...

Вечером, в этот день был у меня член комиссии по делу о военном духовенстве, протоиерей Ставровский 1679 и выражал в беседе, между прочим, такую мысль, что лучше было бы все военное духовенство подчинить одному самостоятельному епископу, который был бы притом непременным членом Синода. 5-го числа получено мною два письма; одно из Твери, другое из Николо-Теребенской пустыни. Из Твери писала мне от 4-го числа игумения Палладия: «Не могу скрыть грусти, охватившей меня при вести, что Вы прежде времени должны оставить Питер. И незабвенный святитель наш Филофей подвергался не раз той же участи! Возвращайтесь же родной наш Владыка и мысленно благословите молящихся о благополучном путешествии и возвращении!». Из Николо-Теребенской Пустыни от 2-го числа писал архимандрит Арсений: «С чувством благоговейного почтения и признательности приношу Вашему Высокопреосвященству мое искреннее благодарение за все ваши архипастырские милости к моему недостоинству. Возвратившись в свою пустынную обитель благополучно по вашим святым архипастырским молитвам, нашел в ней все в должном порядке, и теперь считаю долгом написать Вашему Высокопреосвященству о мнении блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета, помещенном в Душеполезном Чтении. Это мне- —557— 1885 г. ние – «об отношениях монастырей к земским учреждениям» – помещено в декабрьской книжке за 1882 год на стран. 500–502. Не менее этого заслуживает внимания и другое его мнение – об участии духовенства в городском управлении», – которое помещено в книжке за август того же 1882 года, на стран. 454–456». В тот же день получил я записку от сотрудника своего А.В. Гаврилова следующего содержания: «Имею честь представить Вашему Высокопреосвященству два Гражданина и один Правительственного Вестника. В первых Вы найдете статьи о Филарете. Статьи писал я, но помещены они у кн. Мещерского без моего ведома, и я узнал о сем от людей сторонних. Правительственного Вестника выслал мне вчера Константин Петрович. – Захватите завтра с собою в Синод и Гражданина, и Прав. Вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно ею и направился великий князь Дмитрий Иванович. Самым любопытным для нас является то, что ровно в 15 км от Кремля на этом пути до сих пор расположен Николо-Перервинский монастырь. Это совпадение фактического расстояния от Кремля до обители с тем, что указано в предании, позволяет говорить о том, что основа легенды содержит реальные сведения, но в ней были спутаны два соседних одноименных монастыря – Николо-Угрешский и Николо-Перервинский. В сохранившихся источниках последний упоминается крайне поздно – в выписи из писцовых книг 1623 г. Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Скирина. К этому времени монастырь был очень небольшим: в нем имелись лишь игумен и два старца, а также стояла деревянная церковь Николы Чудотворца. Судя по тому, что на момент описания за обителью числилась монастырская слободка, в которой значились 7 бобылей, Николо-Перервинский монастырь существовал еще до Смутного времени. Монастырское предание, зафиксированное в XIX в., сообщает, что обитель была основана около времен Мамаева побоища, а первоначально она именовалась «Николою Старым». Определение обители как «старой», по всей вероятности, было дано для отличия от ближайшей к Николо-Перервинскому монастырю одноименной Николо-Угрешской обители. С учетом этого можно предположить, что из двух соседних обителей более древней являлась Николо-Перервинская. Район ближайших юго-восточных окрестностей Москвы постоянно разорялся во время татарских набегов и исторически сложилось так, что предание о начале Николо-Перервинского монастыря было перенесено на соседнюю одноименную Николо-Угрешскую обитель. Учитывая, что эта легенда донесла до нас точное указание расстояния от Кремля до Перервы по пути следования Дмитрия Донского на Куликово поле, мы можем говорить о том, что Николо-Перервинский монастырь был действительно основан вскоре после Куликовской битвы 917 . Что же касается соседней Николо-Угрешской обители, то она возникла несколько позднее – судя по всему, лишь в первой половине XV в. (до 1438 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Под сенью мон-рей московских. М., 1991. С. 237-243; Сорок сороков. Т. 1. С. 369-376; Афанасьев В. В. и др., сост. Николо-Перервинский мон-рь: Очерки истории. М., 2004; Юхименко Е. М. Люблино прекрасное, Люблино милое. М., 2005. С. 87-132; она же. Малоизв. факты из истории Николо-Перервинского мон-ря XVII-XVIII вв.//Тр. Перервинской правосл. ДС. 2011. 3. С. 14-24; Куковской О. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XIX-XX вв.]//Платоновские чт. М., 2006. Вып. 2. С. 24-33; Павлова А. Л. Иверский собор Николо-Перервинского мон-ря в контексте истории отеч. архитектуры//Там же. С. 76-82; Харин А., иерей. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XVIII-XIX вв.]//Там же. С. 9-23; Аверьянов К. А. О времени основания Николо-Угрешского мон-ря//Археология Подмосковья: Мат-лы науч. семинара. М., 2007. Вып. 3. С. 345-348; Николо-Перервинский мон-рь//Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы (юго-вост. и юж. части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 183-193; Николо-Перервинская обитель: Кр. ист. обзор. М., 20082, 20183; Мирошина Е. О. Неорус. стиль в монументальной живописи Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря//Academia. М., 2010. 3. С. III-VIII; она же. Монументальная живопись Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря в Москве: Иконографические и стилистические особенности. Процесс реставрации//Россия. Грузия. Христианский Восток: Духовные и культурные связи: Сб. ст. по мат-лам V науч. чт., посвящ. памяти Д. И. Арсенишвили. М., 2018. С. 137-146. (Тр. ЦМиАР; Т. 15); она же. Особенности живописной декорации и реставрация стенописей храма святителя Николая Чудотворца Николо-Перервинского мон-ря в Москве//XXVII Междунар. Рождественские образоват. чт.: Молодежь: свобода и ответственность. М., 2019. Ч. 2. С. 168-173; она же. Настенные росписи Успенской церкви Николо-Перервинского мон-ря: Исслед. храмовой программы в ходе реставрационных работ. Анализ отдельных сюжетов//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА (в печати); она же.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010