Труженик (Теребени). Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По письменному преданию известно, что первоначально на этом месте примерно в 1502 году местный помещик из села Теребени Михаил Обутков построил деревянную церковь во имя святителя Николая. Построил на том месте, где, по преданию, было чудодейственное явление образа святителя Николая. Эта церковь была разрушена литовцами в 1611 году. В 1641 году священник Аврамий с помощью помещика Артемия Моковского, имевшего владения в пяти верстах от старой разрушенной церкви, поставили рядом с нею келью. Они нашли на месте старой церкви, разрушенной литовцами, икону святителя и чудотворца Николая, которую установил еще в 1502 году Михаил Обутков. К священнику Аврамию пришли бывшие крестьяне князя Мещерского, они стали проводить время в молитвах и постах. В близи разрушенной церкви построили новую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и исправили старую церковь Николая Чудотворца. С благословения Новгородского митрополита Афанасия стали отправлять службу по уставу. В 1699 году приступили к строительству первой каменной соборной пятиглавой церкви во имя святителя Николая Чудотворца, которая была построена и освящена 29 декабря 1699 года. Митрополит Новгородский и Вышневолоцкий Иова выдал грамоту об освящении этой церкви строителю иеромонаху Николаевской Теребенской пустыни Андриану. В начале XIX века было решено построить новую каменную церковь во имя святителя и чудотворца Николая, которая сложена к 1833 году. 28 февраля 1833 года был заключен договор с Новоторжским мещанином Яковом Ивановичем Ширяевым на изготовление обыкновенного и колонного кирпича в течение лета 1833 года в количестве около 10 тысяч штук по цене 7 рублей 50 копеек за одну тысячу. Обыкновенный кирпич был длиной 6,5 вершков, шириной 3 вершка и толщиной 2 вершка. Колонный кирпич сделать красно-алого и клюквенного цветов. При этом в одной тысяче при сдаче было не более 100 половинок. Первую печь обжечь 20 июня, вторую - 20 июля, а третью и, последнюю - 25 сентября.

http://sobory.ru/article/?object=22021

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Теребенская (Теребинская) " Описания иконы Икона Теребенская (Теребинская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона из Николо-Теребенской пустыни Тверской епархии на берегу реки Мологи недалеко от города Вышний Волочек (ныне Максатихинский район, село Труженик). Из истории обители известно, что в 1654 году окрестные жители искали здесь спасения от моровой язвы. В середине 1990-х гг. по благословению Высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря. Описание иконы Теребенская (Теребинская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Время прославления сей чудотворной иконы относится к 1654 году. Подлинный Теребинский образ Богоматери не сохранился до настоящего времени, а известная с таким именем икона Богородицы, находящаяся в Теребинском монастыре Тверской епархии, является только списком с подлинной иконы. Относительно последней предание говорит, что она была взята в новгородский собор св. Софии. На этой иконе Богоматерь изображается с поднятыми руками, в пояс, а руки Предвечного Младенца представлены распростертыми. Более подробных сведений о чудотворной иконе Теребинской не имеется. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Возможно, Икона Теребенская (Теребинская). Частное собрание. THREE SMALL ICONS: THE ANNUNCIATION AND TWO IMAGES OF THE MOTHER OF GOD. Russian, 19th century. Tempera on wood panel with kovcheg. Partially damaged, borders and background cleaned to gesso. Min. 10,5 х 8,5 cm/17,5 х 13,5 cm. Файл 32185.jpg:   Размер: 560x718, 0.4 MPix, 132 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (141) , (2) .

http://pravicon.com/icon-315

Гостиница. Церковь Новодворской иконы Божией Матери. Новодворская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Гостиницы ныне Максатихинского района, от Твери 150 верст, от Максатихи 30 километров. Новодворская церковь. Построена в 1845 году каменная с тремя престолами: Новодворской Божьей Матери, Святителя Николая, Казанской Божьей Матери. В приходе 20 деревень, 325 дворов, 1016 мужчин и 1133 женщины, все карелы. Первые сведения о церкви Гостиницкого погоста есть за 1710 год. Тогда Новгородский митрополит направил свой указ архимандриту Андрияну о принятии мер к «четвертщику» Мазовскому Василшо - монаху Николо-Теребенской пустыни по жалобе на него попа Гостиницкого погоста Луки Андреева с обвинением Мазовского в расхищении его имущества. Скорее всего, церковь была деревянная, пришедшая в ветхость к началу XIX века. В настоящее время церковь в аварийном состоянии, не действует, сохранились росписи на куполе - Новозаветная Троица с архангелами. В 30 метрах от этой кирпичной церкви стоит деревянная церковь, название в документах отсутствует. В 1901 году в Новодворской церкви служили: священник Александр Николаевич Приселков, 35 лет, на службе с 1887 года, священником с 1891 года, служил в 1915 году и продолжал служить до своего ареста. Дьякон Павел Леонтьевич Успенский, 44 года, на службе с 1875 года, дьяконом с 1886 года, состоял учителем церковно-приходской школы. В 1915 году вместо него служил Николай Малеин, 35 лет. Псаломщик Петр Павлович Маслов, 64 года, в должности с 1851 года. В 1915 году на этой должности служил Дмитрий Успенский, 47 лет. Приселков Александр Николаевич, 1866 года рождения, уроженец села Кукса ныне Калязинского района, арестован за антисоветскую агитацию 8 августа 1937 года, расстрелян 17 сентября 1937 года. Полностью реабилитирован 6 июня 1989 года. Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003. Комментарии и обсуждение В помещении церкви располагалась МТС, до перевода в новое здание (на окраине поселка, около свинофермы/коровника) 29 октября 2012. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=19778

Согласно ведомости за 1855 год: Главный храм во имя Спасителя и Чудотворца Николая каменный, сооружен в 1835 году и был освящен архиепископом Тверским 1 октября 1838 года. Церковь имела два придела: Владимирской Божьей Матери и святого праведного Якова Боровицкого Чудотворца. Один придел был освящен 20 октября 1834 года Краснохолмским архимандритом Серафимом, а второй 25 октября 1834 года строителем Теребенской пустыни иеромонахом Гавриилом. В советское время церковь была закрыта, сейчас храм востанавливается. По материалам книги: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003. К строительной истории Никольского собора Николо-Теребенского монастыря 2017 г. – 525 лет с момента основания Николо-Теребенского монастыря Одним из самых ярких архитектурных памятников Николо-Теребенской обители является ее главный собор в честь Святителя и Чудотворца Николая, выстроенный взамен прежнего каменного собора. В Тверском областном архиве сохранилось несколько документов, которые дают понять, как выглядел Никольский собор XVI в., а так же помогают восстановить его строительную историю. Тверские исследователи А.М. Салимов и М.А. Салимова на основании архивных данных воссоздают облик первого каменного Никольского собора следующим образом: «Композиционно собор соответствовал широко распространённому во второй половине – конце XVII в. архитектурному типу, когда все основные объёмные компоненты комплекса располагаются на одной продольной оси. Четверик Никольского собора был увенчан пятью главами. Ещё две главы помещались на алтарях – основном и придельном. Заметим, что «малая» церковь Якова Боровицкого примыкала к северной стене трапезной. С запада к соборной трапезной была пристроена колокольня, на которой висело восемь колоколов. В стену колокольни были вмонтированы «часы боевые железные на ходу», а рядом с ней находилась «палатка кладовая». С севера и юга в четверике были устроены два дверных проёма с каменными крыльцами на столбах. Учитывая время строительства церкви, можно предположить, что изначально основной объём храма венчало несколько рядов кокошников, которые позже закрыли четырёхскатной кровлей».

http://sobory.ru/article/?object=22021

Почти год потребовался на исполнение задуманного. В ноябре того же года иеромонах Серафим отправил новое прошение новому Тверскому архиепископу Ионе, где чётко расписал проведённые в храме работы: «В оной пустыни церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго возобновлена, то есть внутри вся оштукатурена, окна прибавлены и зделаны в симметрию и учинено по местам стенное писание с приличною уборкою». Запомним факт росписи храма, к нему мы ещё вернёмся. В том же прошении строитель монастыря предлагает переосвятить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери: «Но как на престол и жертвенник срачицы от долговременности перетлели, то самая необходимость требует оныя срачицы снять и устроить новыя, а по сему и престол и жертвенник освятить снова. Желательно же нам оную церковь переименовать во имя Владимирския Божия Матери празднуемыя 23 июня, а тем сделать день сей гласным и торжественным потому, что в оный день каждогодно с чудотворным образом Святителя Николая начинается крестный ход из сея обители в г. Бежецк, а что б преподобному Александру Свирскому празднование не учинилось, то наименовать придельной в соборной церкви храм Якова Боровицкаго храмом Якова Боровицкаго вместе и Александра Свирскаго, а более потому, что оне и на местном старинном образе в сем храме написаны вместе, а не раздельно». Прочитав прошение, владыка Иона распорядился так: «Возобновленную церковь устроить, срачицы переменить и вместо Александра Свирскаго переименовать в честь Владимирския Божия Матери и придельный храм наименовать по желанию о освятить по чиноположению». Освящение бывшего Александро-Свирского храма было совершено строителем иеромонахом Серафимом 19 февраля 1822 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Особо нас интересует вопрос о росписи храма, а также о написании икон для него. В этот период в монастыре трудился художник Никифор Крылов. Он родился в 1802 г. в Калязине и трудился, по имеющимся сведениям, в артели странствующих иконописцев. В 1821 г. Никифор Крылов уже трудится в Николо-Теребенском монастыре на росписи церкви Александра Свирского, а также и на других живописных работах в обители. В 1825 г. в «Книгах записи прихода и расхода церковной суммы» имеется следующая запись: «Генварь, 10. Живописцу Никифору Крылову за росписание во Владимирской церкви паперти, за написание девяти картин чудес Святителя Николая и двух местных образов заплачено денег семь сот рублей. Оныя деньги получил живописец Крылов и всеручно расписался». По некоторым сведениям, за год до этого Алексей Гаврилович Венецианов заметил талантливого художника и пригласил его в Петербург, куда Крылов отправился, видимо, по получении денег за свою работу.

http://sobory.ru/article/?object=22023

Детальные дополнения к этому описанию сохранились в описи монастыря, которую «учинили» при вступлении в 1792 г. на должность строителя пустыни иеромонаха Варлаама. Тот сменил «болезненнаго и престарелаго строителя иеромонаха Иеронима» и получил указ Тверской консистории вновь переписать монастырское имущество. Это и было сделано иеромонахом Варлаамом в присутствии казначея иеромонаха Матфея и двух насельников обители – иеромонаха Филарета и иеродиакона Арсения. В описи Никольский собор описывается следующим образом: «Каменная церковь Святителя и Чудотворца Николая с престолом святого и праведнаго Иакова Боровицкаго Чудотворца, крыта тесом, о пяти главах, да две на олтарех, все главы опаяны жестью, кресты железные; у оной церкви два входа каменные на столбах крыты тесом». Помогает опись воссоздать и интерьеры храма и его придела. «В означенной церкви Николая Чудотворца, - продолжают монахи Теребенского монастыря, - иконостас резной местами вызолочен о пяти ярусах. Царские двери резные золоченые с написанием Благовещения Богородицы и четырёх евангелистов, по верху два резныя Херувимы, писаны красками и золотом. Над Царскими дверьми сень резная золоченая с написанием Вознесения Господня на листе железном, по сторонам два Ангела резные и вызолочены, держащие крест и меч». Особое внимание в описи уделено иконам. В местном ряду стояли самые чтимые и богато украшенные образа, среди которых была и главная святыня монастыря – чудотворная икона Святителя Николая: «По праву сторону Царских дверей местные образа. Образ Всемилостиваго Спаса, седящий на престоле, писан красками и золотом, на нем венец сребряной с короною вызолочен. Образ Николая Чудотворца, на нем риза, венец и гривенка сребряные, чеканные золочены, оново венца и гривенки низаны оба края средним жемчугом, на венце дваста девяносто одна жемчужина, на гривенке два ста семдесят пять камышков граненых: четыре красных и два синих в вставках сребреных с финифтью, на полях во всех камней на фолге простаго стекла в вставках сребряных, да у того образа подбородок низан жемчугом».

http://sobory.ru/article/?object=22021

Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосии. Сретенская церковь не сохранилась. Соборная церковь с колокольней - главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне - во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм. Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: " Каменная колокольня построена в 1835 г. Три яруса: 1-ый ярус - четырехугольный; 2-ой ярус - восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус - четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою. Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны " . Реставрация колокольни началась в 1996 г. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, все они были утеряны. Только в 1999 г. вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская " Отменное литье " , под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 г. http://hram-tver.ru/nikolotrebenm.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=10558

3. Что будет написано на виду непрочно или не по условиям, то переписать без какой-либо платы. Работу закончить летом 1836 года. Леса ставили монастырские рабочие, кроме них были мастера Берестова. В задаток Берестов получил 500 рублей, затем деньги выдавали по мере выполнения работ, общая их цена была установлена 8 тысяч рублей. В обязательство неустойки в случае нарушения договора Берестов давал двухэтажный каменный дом в городе Корчеве ценою в 24 тысячи рублей. 11 апреля 1835 года строитель иеромонах Николо-Теребенской пустыни Гавриил заключил договор с крестьянином села Золотиха Дорской волости Максимом Пантелеевым в том, что он отдает в наем своего сына Семена в работники сроком до 15 ноября 1835 года за 60 рублей серебром. 30 рублей Гавриил передает Максиму Пантелееву сразу после заключения договора, а остальные 30 рублей к 10 мая. 13 апреля 1835 года Пантелееву было дано 28 рублей. 22 июня 1835 года к строителю иеромонаху Григорию обратилась Авдотья Петровна Рулева с письменной просьбой принять на работу ее сына Антона Мироновича и платить ему деньги без сомнения. Как показывает запись, Антон Миронович Рулев был тогда принят на работу. Строитель иеромонах Николо-Теребенской пустыни Сергий в апреле 1839 года сообщил архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию об окончании работ по строительству и украшению нововыстроенного собора. Он просил архиепископа дать разрешение вылить новый колокол в триста пудов. Мастер города Осташкова мещанин Михаил Иванович Свинкин согласился из приготовленного монастырского материала вылить новый колокол по цене 4 рубля за пуд. Лить колокол ему надо на монастырской земле. Поэтому Свинкин согласился построить завод своими рабочими из монастырского леса и кирпича, не требуя монастырских пособий. В то время монастырь имел наличную сумму 10 тысяч рублей. Договорились, что половину суммы монастырь выплатит Свинкину по поднятии колокола на колокольню своими рабочими, а вторую половину - по прошествии одного года после подъема колокола. Если в течение года случится повреждение колокола, то Свинкин перельет колокол, не требуя денег от монастыря за работу.

http://sobory.ru/article/?object=22021

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

Это подтверждают и архивные документы. Почти чудом уцелела в фонде Николо-Теребенского монастыря грамота митрополита «Новгородскаго и Великолуцкаго Иова данная строителю Теребинской пустыни Адриану об освящении в монастыре вновь выстроенной каменной церкви» от 29 декабря 1699 г. В грамоте сказано о том, что строитель пустыни Адриан «били челом» митрополиту о том, что «построена в том монастыре над святыми вратами церковь камена во имя преподобнаго Александра Свирскаго Чудотворца и ко освящению во всем приготовлена». В ответ на челобитную «Великий Господин Преосвященный Иов митрополит Великаго Нова Града и Великих Лук пожаловали их строителя с братиею благословить тое новопостроенную церковь преподобнаго Александра Свирскаго ему строителю Адриану с братиею … соборно по чину по новоисправленному требнику на антиминсе освятить». Сразу же возникает вопрос о том, почему церковь названа надвратной. Территория монастыря, что в XVII столетии, что сейчас имеет форму прямоугольника. Вот только в XVII столетии она по своей площади была меньше, чем сейчас. Позднее расширению территории поспособствует строительство огромного каменного Никольского собора, который украшает территорию и доныне. Именно тогда, в первой половине XIX в., восточные границы монастыря будут отодвинуты примерно на 30 метров восточнее. Восточный вход сохранился на территорию обители и поныне, тогда же он был куда ближе к храму, и в последующих документах описывались при храме «малые» врата. Кроме даты освящения и материала строительства, в конца XVII в. до нас не дошло никаких сведений о храме. Первое обстоятельное описание церкви Александра Свирского мы находим упомянутом в описи монастырского имущества за 1792 г. Указывается её точное место расположения и состав самого здания, которое было весьма любопытным: «С восточной стороны (территории монастыря – Д.И.) церковь во имя преподобнаго Александра Свирского Чудотворца каменнаго же строения, крыта тесом, глава опаяна жестью, крест железный вызолочен. В оной церкви иконостас сделан новой столярной работы и поставлен на место с святыми образами ещё не написан». Упоминаются и восточные ворота при храме: «На восточной стране в ограде святые врата над ними восемь святых образов писаны красками, шпиль крыт тесом, по сторонам две кельи, крыша весьма ветха».

http://sobory.ru/article/?object=22023

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010