В июле 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом свыше 20 тонн. Продолжалось изъятие церковных ценностей, не прекращались аресты священнослужителей. Волна гонений несколько спала к началу 1940-х годов, но подавляющее большинство храмов уже были закрыты. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них 5 служили в Николо-Богоявленском соборе. В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным — своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Почти всю войну, вплоть до восшествия на Патриарший престол в 1944 году, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. По инициативе митрополита Алексия уже 23 июня начался сбор пожертвований среди верующих в фонд обороны. Общая сумма взносов Никольского собора за годы войны составила 4,7 млн. рублей — ни один храм Русской Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше. С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены дежурные ПВО. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники, каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой угодника, моля, чтобы он сохранил храм и город от разрушения. В годы войны отношение властей к Церкви стало улучшаться. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху. 11 октября 1943 года несколько священнослужителей получили правительственные награды — медаль «За оборону Ленинграда», среди них митрополит Алексий и еще пять клириков Никольского собора. Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками, и окончательно восстановлен к 1953 году. Затем в конце 1950-х годов на Церковь вновь обрушились гонения, получившие название хрущевских. После десятилетий государственного атеизма церковная жизнь в Ленинграде стала заметно оживать только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

http://patriarchia.ru/db/text/2236174.ht...

- Да, были попытки мне помешать. Я уехал подавать документы в семинарию, а домой к отцу пришли милиционеры - меня искали, мол, что-то натворил... Обычно в те годы практика была такова: человека задерживали на тот период, пока идёт приём документов, чтобы он не смог сдать экзамены и ещё год ждал следующего набора: авось, за год одумается. Но я вовремя уехал - Господь потихоньку всё управил…  На собеседовании очень волновался. Когда перед тобой сидят 8-9 священников и спрашивают, откуда пришёл, для чего пришёл, чувствуешь себя полным нулём, минусом даже. Ведь как считается: в семинарию не поступают, туда берут или не берут. Я два раза списки зачисленных проверял и не нашёл себя. И только на третий раз обнаружил, когда уже брат мой, отец Павел, в то время учившийся на две ступени выше, сообщил мне эту радостную весть. Так в 1986 году я поступил в семинарию.  Возвращаясь к вопросу о слежке со стороны органов: в нашей семье придумали одну хитрость. Как только очередной брат присылает домой телеграмму: " Доехал. У меня всё хорошо " , это означало: " Я поступил в семинарию " . Родители были в курсе. Я тоже такую домой отправил.  Прошёл школу Николо-Богоявленского собора В 1989 году Святослав Мельник обвенчался со студенткой регентского класса Натальей и был рукоположен в диаконы,  в 1990-м - в священники. И стал служить в Николо-Богоявленском морском соборе - уникальном месте на православной карте Санкт-Петербурга. Храм, который никогда не закрывался, службы в котором не прекращались даже в блокаду, наполнен Божией благодатью, и в сообществе священнослужителей считается отличной кузницей кадров. Настоятелем храма с 1987 года и по сей день служит протоирей Богдан Сойко. Отец Святослав был при нём восемь лет - до своего назначения в Кронштадт - и вспоминает это время как серьёзнейшую школу.  - Николо-Богоявленский собор дал мне всё, что я умею и знаю. Там все теоретические знания я стал осваивать на практике. Я иногда смотрю на молодых священников, которых только что рукоположили и сразу отправили на приход - они в своём соку варятся и многого не знают, а спросить не у кого. Меня Бог миловал и послал мне отца Богдана Сойко. Настоятель Николо-Богоявленского храма был нам всем как настоящий отец. Благодаря ему мы чувствовали себя защищёнными. Мы были как семья. Многие дружат до сих пор.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Получив вскоре по­слание Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Алексий сразу же сделал его достоянием всех пра­вославных города. А 26 июля и сам написал обраще­ние к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины», в котором отмечалось: «...война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идет вслед мученикам к нетленно­му и вечному венцу. Поэтому Церковь и благослов­ляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества... Церковь неумолчно зовет к защите Матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над вра­гом» . Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание митрополита Сергия, владыка поддержал инициативу приходских советов и многих верую­щих по оказанию помощи обороне страны. Почти весь период войны, в 1941—1944 гг., вплоть до момента своего восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. Авторитет и влияние Ленинградского владыки в это время были настолько велики, что 12 октября митрополит Сергий в завещательном распоряже­нии именно его назначил своим преемником. По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвова­ний в фонд обороны и в Советский Красный Крест. Владыка поддержал желание верующих от­дать на эти цели имевшиеся в храмах запасные сум­мы, порой весьма значительные. Повсеместно для солдат собирали теплые вещи, прихожане жертвова­ли продовольствие для больных воинов и т. д. Об­щина Николо-Богоявленского собора, согласно по­становлению президиума «двадцатки» от 14 августа 1941 г. внесла в Ленинградский городской комитет Общества Красного Креста на помощь раненым в первые месяцы войны 355 тысяч рублей, а к середи­не января 1942 г. — еще 60 тысяч. С наступлением вражеской блокады Церковь разделила с ленинградцами все ее тяжелейшие испы­тания. Богослужения в действовавших православ­ных храмах совершались ежедневно (в Николо-Богоявленском соборе дважды — с 8 до 10 часов утра и с 16 до 18 часов вечера). При каждом из них были созданы из прихожан и церковных служащих группы противопожарной и противовоздушной обо­роны. Так, президиум «двадцатки» Никольского со­бора 15 октября 1941 г. назначил постоянных от­ветственных дежурных ПВО для охраны храма. Первоначально по сигналу тревоги молящиеся ухо­дили в бомбоубежища, но затем привыкли, и служ­бы зачастую не прерывались, только дежурные МПВО занимали свои места. Особенно тяжело бы­ло вести богослужения зимой 1941/42 г. Храмы не отапливались, порой замерзало масло в лампадах, все больше прихожан умирало от голода. Однако церкви продолжали функционировать, давая ленинг­радцам духовное утешение и поддержку. Весь пери­од блокады наблюдался значительный рост религи­озного чувства горожан. Богослужения проходили при переполненных храмах.

http://bogoslov.ru/article/2520765

После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым. В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах. Годы гонений Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских. Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих. В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

В конце XIX века при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. В 1908 году был устроен отдельный приход с храмом. При соборе существовало попечительство. В 1915 году был осуществлен капитальный ремонт собора. Торжественное освящение обновленного собора 27 сентября 1915 года совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) — родной брат настоятеля собора. В 1920 году для служб в зимнее время в крипте собора был устроен нижний храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он был освящён 24 октября 1920 г. митрополитом Вениамином (Казанским). В 1922—1923 годах причт собора присоединился к обновленчеству. Богослужения в соборе были прекращены в феврале 1938 года, в связи с арестом всех его священнослужителей, хотя официально он был закрыт по постановлению Леноблисполкома от 11 мая 1939 года. Имущество собора было конфисковано. Иконостас, разобранный на дрова, был приобретён и сохранён жительницей Гатчины прихожанкой собора Варварой Филипповной Прозоровой (1876—1957). В 1939-1940 годах в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты. Осенью 1941 года после оккупации города немецкими войсками в подвальном приделе собора были возобновлены богослужения. В 1944 году, когда Гатчина была освобождена воинами Советской Армии, соборный приход был зарегистрирован как «фактически действующий». Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил начало ремонта верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас. 30 декабря 1946 года в нижнем храме, настоятелем Николо-Богоявленского морского собора Ленинграда протоиереем Павлом Тарасовым был освящён небольшой правый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А главный придел нижнего храма во имя Иоанна Крестителя, после установки нового иконостаса, был заново торжественно освящён 31 октября 1948 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым). Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946—1949 годах. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик. Иконостас, сохранённый В. Прозоровой, был возвращён на прежнее место. 30 октября 1949 года центральный придел собора был торжественно освящён митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым).

http://azbyka.ru/palomnik/Павловский_каф...

В своем отчетном докладе я бы хотел отметить только лишь наиболее важные события прошедшего года, всколыхнувшие церковную, и не только церковную общественность. Конечно, наибольшее внимание привлекают юбилейные события, особенно, если их празднование сопровождается широкой поддержкой различных сил и проходит при непосредственном участии высшего священноначалия Церкви, прежде всего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Среди круглых дат 2012 года наиболее видным стал юбилей Николо-Богоявленского Морского собора. В престольный праздник нижнего храма 22 мая этого года Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества в Никольском соборе. Глаз радовался видеть обновленную красоту одного из кафедральных соборов нашего города. Еще раз выражаю благодарность настоятелю храма протоиерею Богдану Сойко за безупречно проведенный юбилей прославленного собора. В этот же день наша епархия получила еще одного викарного архиерея - епископа Лодейнопольского Мстислава, хиротонию которого Святейший возглавил во время праздничной литургии. Владыка Мстислав продолжает исполнять целый ряд важных церковных послушаний, и мы желаем ему помощи Божией на всех этих поприщах. Другой Морской собор - святителя Николая в Кронштадте - Святейший Патриарх также почтил своим вниманием, совершив малое освящение храма 19 апреля. В следующем, 2013 году, предстоит завершить реставрацию Кронштадтского собора и устроить его великое освящение. Как и всегда, нашу гостеприимную епархию посещали различные гости - от официальных церковных делегаций до простых паломников. Значимым событием стало посещение Санкт-Петербурга с 25 по 27 мая делегации братской Элладской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом и делегации Русской Православной Церкви за рубежом во главе с Первоиерархом митрополитом Иларионом. Хотелось бы вспомнить и о других церковных празднованиях, собирающих большое число верующих из многих приходов и даже вызывающих широкий общественный резонанс. К таким событиях можно отнести состоявшийся недавно, в праздник Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства, общегородской крестный ход от Казанского собора в Исаакиевский. Торжественная процессия, прошедшая на большом духовном и патриотическом подъеме, собрала по разным оценкам от 10 до 15 тысяч участников.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

От бомбардировок и артиллерийских обстрелов в период блокады почти все лаврские здания получили серьезные повреждения; они подвергались дальнейшему разрушению под действием климатических факторов и требовали срочного ремонта. В списке состоящих под государственной охраной церковных зданий Ленинграда от 10 августа 1945 г. отмечалось, что Свято-Троицкий собор, Лазаревская и Благовещенская церкви находятся в «неудовлетворительном состоянии» по причине длительного отсутствия ремонта, попадания авиабомб и снарядов в здания или вблизи них. В соборе был частично разрушен купол, сильно повреждена кровля и частично внутренняя отделка здания. Церквам же требовалась «полная смена кровельного покрытия, реставрация фасадов и внутренней отделки» . Государственные органы в первые послевоенные годы не имели достаточно сил и средств, чтобы решить проблему восстановления зданий Лавры. Решением Священного Синода 26 мая 1944 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков) был определен архиепископом Псковским и Порховским, с управлением епархиями Ленинградской, Новгородской и Боровичской и проживанием в Ленинграде. Высланный в 1918 году из родного Петрозаводска, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, ректор Олонецкой Духовной семинарии, протоиерей Н.К. Чуков был принят в клир Петроградской епархии; был назначен настоятелем университетской церкви, а затем Казанского собора священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином. В 1924 году, после почти двухлетнего тюремного заключения по процессу петроградского духовенства, он был назначен настоятелем Николо-Богоявленского морского собора, номинально продолжая оставаться настоятелем захваченного живоцерковниками Казанского собора. В 1935 году протоиерей был выслан в Саратов, в 1939 году овдовел. Блокадная ленинградская зима 1941-1942 гг. унесла жизни троих взрослых детей о. Николая. В возрасте 72 лет вдовый протоиерей постригся в монашество, 14 октября 1942 г. был возведен в сан епископа, а на следующий день, во внимание к более чем 45-летнему служению в священном сане и большому вкладу в духовное образование, - в сан архиепископа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

14 августа, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в музее-заповеднике «Петергоф» состоялся праздник Малого водосвятия. Сотрудники музея попытались возродить торжества, установленные во времена императрицы Елизаветы Петровны. По велению императрицы, ежегодно 1 августа (14 августа - по новому стилю), в Верхнем саду Петергофа устраивалась символическая Иордань, и совершалось освящение воды. Затем святой водой кропились знамена полков, размещавшихся в Петергофе, устраивался торжественный воинский парад и пушечный салют. На этот раз на праздник были приглашены курсанты ВМИРЭ имени Попова, Военно-транспортного университета железнодорожных войск и Кадетский корпус, который ныне квартирует в Петергофе. У фонтана «Дубовый» Верхнего сада клирики собора св. апп. Петра и Павла города Петродворца совершили чин освящения воды и окропление знамен военных учебных заведений. Был произведен салют троекратным холостым выстрелом из стрелкового оружия. Мост лейтенанта Шмидта снова стал Благовещенским. 15 августа в Петербурге после длительной реконструкции был торжественно открыт бывший мост лейтенанта Шмидта. Мост вернул себе не только исторический облик, но и исконное название - Благовещенский. В церемонии открытия приняли участие губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, губернатор Курганской области Олег Богомолов, а также внучка первого инженера моста - Станислава Кербедза. Чин освящения моста перед началом официальной сводки его пролетов совершили клирики Николо-Богоявленского морского собора во главе с протоиереем Богданом Сойко. 16 августа в особняке Румянцева на Английской набережной открылась выставка «Из истории Благовещенского моста», подготовленная Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Среди наиболее ценных ее экспонатов - первый проектный чертеж моста, закладная табличка 1845 года, фрагменты ажурной дореволюционной решетки моста, спроектированной художником Александром Брюлловым, а также модель часовни святителя Николая. Часовня, построенная на Благовещенском мосту в 1854 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, была уничтожена большевиками в 1930 году. Сам Благовещенский мост был сооружен в 1843-50 годах. Название его происходило от находившейся неподалеку Благовещенской церкви (располагалась на Благовещенской площади, ныне - площадь Труда; уничтожена большевиками).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

5 декабря 1760 г. Владыка Сильвестр освятил в ниж­нем храме главный Никольский и правый придел Усекно­вения Главы Иоанна Предтечи, а 20 июля 1762 г., в присутствии императрицы Екатерины II, состоялось освящение архиепископом Казанским Вениамином главного Богоявленского придела в верхнем храме и левого в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского в нижнем храме. Тогда же было указано именовать морскую церковь собором. Екатерина II подарила новому храму 10 украшенных драгоценными камнями икон, на которых были изображены святые, в дни которых русский флот одержал победы над шведами и турками. С самого начала собор стал памятником морской славы России, в нем отмечались главные победы русского флота. В 1866 г. по проекту архитектора Г. И. Карпова в новом доме причта, в угловом помещении первого этажа, была устроена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, к северу от собора, была построена по проекту Г. И. Карпова в 1868-1869 гг. в память спасения Александра II от покушения 25 мая 1867 г. в Париже. Главная святыня собора был и остается образ святителя Николая Чудотворца греческой работы XVII века, который находится в нижнем храме, у левого клироса, и прежде был украшен богатым серебряным окладом 1740 г. с множеством самоцветных камней (изъятым в 1922 г.). В 1847 г. императрица Александра Федоровна подарила собору частицы мощей святителя Николая и святого мученика Александра, которые хранились в отдельном ковчеге (они были утрачены в 1920-е гг.). В храме было много подносных икон в золоченых серебряных ризах, пожертвованных морскими командами или отдельными лицами. В 1746 г. императрица Елизаветы Петровны подарила Евангелие в чеканном окладе из серебра. Начиная с 1770 г., ежегодно в Иванов день, в память о Чесменской победе свершалось торжественное богослужение архиерейским чином. В Цусимскую годовщину служили панихида, на которой присутствовали члены Гвардейского морского экипажа. 14 мая 1908 г. в церковном саду в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны был открыт гранитный обелиск в память о погибших при Цусиме на броненосце «Император Александр III» офицерах и матросах Гвардейского экипажа, установленный по проекту архитектора Я. И. Филатея. Одновременно в верхнем храме были вывешены мраморные доски с именами погибших чинов Гвардейского экипажа.

http://bogoslov.ru/article/2518081

В 1992 году храм возвращен Православной церкви. В 1995 года при церкви был основан русско-белорусский приход, усилиями которого и началась реставрация храма. Тем не менее состояние храма было аварийным и угрожало полным разрушением. В 1997 году настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был назначен священник Иоанн Малинин. Первая Божественная Литургия, после закрытия храма, была отслужена им 21 сентября 1997 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. С этого момента начались регулярные богослужения. Приходу удалось убедить городскую администрацию в необходимости комплексной реставрации здания и работы начались в 1999 году. Совместными усилиями прихожан храма и городских властей, выделивших средства из городского бюджета, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была отреставрирована. В рамках восстановительных работ были смонтированы внутренние и наружные инженерные сети, разобраны перекрытия здания, колонны и конструкции ротонды были заменены на новые. Принятая схема реставрации исключила вариант установки колоколов в ротонде храма. Конструкции крыши и кровли были созданы заново. Несмотря на многолетнее активное использование храма, часть живописи удалось обнаружить под поздними наслоениями краски. реставрирован живописный декор, воссоздана роспись в парусах, отреставрированы интерьеры храма. Работы проводились по старым сохранившимся фотографиям, и несмотря на то, что часть икон расположено не в соответствии с канонами, священноначалие поддержало восстановление церкви в том виде, в котором она существовала до прихода советской власти. Реставрационные работы проводили ЗАО «Пикалов и сын» при участии НИИ «Спецпроектреставрация». К концу 2001 года полностью восстановлен внешний вид храма, выполнена роспись внутри купола и установлены три иконостаса. В 2002 году протоиерей Иоанн Малинин назначен штатным свяшенником в Коломяги, в Пантелеимоновскую церковь, откуда переведен в Воскресенский храм (у бывшего Варшавского вокзала) с назначением в Сампсониевский собор настоятелем, где 21 мая того же, 2002 года,отслужил первую литургию после закрытия собора. Вместо него настоятелем церкви был назначен клирик Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Феодор Гуряк.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010