Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Николай Кочанов, Новгородский, блж. Описания иконы Николай Кочанов, Новгородский, блж. - житие Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый (память 27 июля по старому стилю) Родился и жил в XIV веке в Новгороде. С юности блаженный проводил добродетельную жизнь: усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву. Не желая человеческой славы, святой принял на себя подвиг юродства ради Христа и в рубище бегал по городу, терпя побои и насмешки. В это время на другой стороне реки Волхова подвизался другой блаженный — Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). Эти два святых мужа представлялись непримиримыми врагами и тем самым наглядно изображали новгородцам их междоусобия. Раз, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по реке, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, от чего и назван был Кочановым. Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения. Скончался святой Николай 27 июля 1392 г. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XVII.] Св. Николай Кочанов. Икона. Новгород. Конец XVII - начало XVIII века. Из храма св. Николая Кочанова. НГОМЗ. Новгород. Файл 8770.jpg:   Размер: 563x1200, 0.68 MPix, 106 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (210) , (8) . Описание: Св. Никола Кочанов. XVIII век. Дерево, паволока, левкас, темпера. 208 х 93 х 3,3 см. Место создания: Новгород. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Файл 32439.jpg:   Размер: 385x761, 0.29 MPix, 120 Kb. Дата: 2018-08-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (105) , (2) . Описание: Свв. Николай Качанов и Прп. Иоанн Лествичник. Первая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера. 88,0 х 59,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32511.jpg:   Размер: 544x800, 0.44 MPix, 131 Kb. Дата: 2018-08-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (104) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2551

Как показал Турилов, рассказ о предсказании И. архиепископства встречается в качестве самостоятельной статьи в сборниках 1-й пол. XVI в. (БАН. Арханг. Д. 193. Л. 460 об.- 461; РГБ. Ф. 113. 569. Л. 357 об.- 358 об.; ГИМ. Син. 630. Л. 240-240 об.; см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. С. 223), включен в Новгородскую IV летопись по списку П. П. Дубровского (ПСРЛ. Т. 43. С. 184). Повествование в указанных статьях ведется от лица И. («Поведа нам сам господин архиепископ Иона...»), имя юродивого в большинстве случаев не названо (за одним исключением, о к-ром см. ниже). В рассказе приводятся дополнительные по отношению к Житию подробности: ко времени встречи с юродивым Иван уже 3 года как был круглым сиротой (за 7 лет до этого у него умер отец); вдова, взявшая мальчика на воспитание, названа Натальей, бабкой М. Медоварцева, известного книгописца кон. XV - 1-й трети XVI в., переписавшего данный рассказ на полях сборника БАН. Арханг. Д. 193. Л. 460 об.- 461 об., 1528-1531 гг. (см.: Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. С. 313-314. Примеч. 67); грамоте Иван был отдан учиться в уч-ще к дьяку, где занималось множество детей, среди к-рых Иван выделялся кротостью. По-видимому, первым, кто отождествил анонимного «уродивого Христа ради», фигурирующего в рассказе о предсказании И. архиерейства, с прп. Михаилом Клопским, был Медоварцев, назвавший имя юродивого - Михаил в сб. БАН. Арханг. Д. 193. По мнению Турилова, отдельная статья о предсказании И. архиерейства «обладает явными признаками первичности» по отношению к Житию И. Исследователь предполагает, что предсказать архиерейство И. мог один из новгородских юродивых кон. XIV - 1-й пол. XV в.: св. Никола Качанов или св. Феодор ( Турилов. 2005. С. 45-47; Он же. 2006. С. 187-190). По мнению А. Г. Боброва, данную статью следует рассматривать в одном ряду с др. произведениями о Новгородских святых, к-рые исследователь предложил назвать «Новгородским патериком» и автором которых он считает Пахомия Логофета ( Бобров. 2001. С. 48-50, 71-72).

http://pravenc.ru/text/578254.html

М., 1860. Ч. 1. С. 198-208; Николо-Кочановская церковь в Новгороде. Новг., 18652; Ключевский. Древнерусские жития. С. 268-269; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Т. 2. Май-авг. С. 442-447; он же. РСв. 2008. С. 424-426; Строев. Словарь. С. 417; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 398-400; Игнатьев Р. Церковь св. блж. Николая Кочанова в Новгороде. Новг., 18822; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 52-53; Никольский К. Мат-лы для истории исправления богослуж. книг: (Об исправлении устава церковного в 1682 г. и месячных миней в 1689-1691 гг.). СПб., 1896. С. 45-48; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 165; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. М., 1902. Ч. 3. С. 197-203; 2013р; Голубинский. История канонизации. С. 85, 109, 424-425; Соколова Л. В. Чудеса Николы Кочанова//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 511-512 (библиогр. доп.: СККДР. Вып. 2. Ч. 3. С. 426); Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 245; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв./Сост.: В. Н. Несмеянова, Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 393-398; Галкин А. К. Никола Качанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачева: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 69, 308; Крылов Г., прот. Книжная справа XVII в.: Богосл. минеи. М., 2009. С. 376, 404-405; Туминская О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города//Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. Сер. Культурология. 145.С. 137-144; Петров А. В. Новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор и их «распря»//Др. Русь: Во времени, в личности, в идеях. СПб., 2014. Вып. 2. С. 58-73. А. А. Романова Иконография Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Н. вместе с гораздо более редкими образами др.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Состав: 1) конец последования утрени (1–3); последования: 2) 1, 3, 6 и 9 часов (3–31). Последование первого часа не отделяется от последования утрени. За почасием первого часа следуеть такое заглавие: «Часове певаемии всего лета»; 3) обедницы (31–40); 4) вечерни (40 об.–48); 5) великой повечерницы, неполное (48–63 об.); 6) тропари и светильны дневные (64–65 об.), только конец; 7) тропари воскресны, ипакои и кондаки «осмым гласовом» (65 об.–70); 8) на Господскыа и Богородичные праздники тропари (70–73 об.); 9) тропари общеи преподобным, мучеником, мученицам и святителем (73 об.–74); 10) последование воскресного всенощного бдения 1-го гласа – творение Иоанна Дамаскина (74 об.–86 об.); 11) богородичны и крестобогородичны иже поются на слава и ныне по тропарих на вечерни и на утрени на Бог Господь (86 об.–88 об.); 12) святцы с тропарями и кондаками, неполные (89–156 об.). В месяцеслове из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 21 – Петр митрополит; января 14 – Савва Сербский ; января 16 – Павел Обнорский; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; апреля 15 – новоявленные Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 3 – Феодосий Печерский , мая 7 – Антоний Печерский; мая 20 –Алексий митрополит; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский и Иона митрополит; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – «равноапостольный» князь Владимир; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Никола («Микула») Качанов, Христа ради юродивый Новгородский. Из русских праздников Богородичных отмечены; Покров, Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (ноября 27) и Сретение иконы Владимирския Божией Матери. В святцах нет листов, заключающих в себе памяти святых с 9 числа февраля по 26 число февраля. На лл. 157–158 несколько стихир; каноны: 13) благодарственный Пресвятей Богородице с акафистом – творение Иосифово (158–168 об.); 14) молебный к Ангелу хранителю (170–175); 15) святому Кириллу емуже краегранесие таково похвалу пою Кириллу новому чудотворцу (176–178 об.), без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

язычников к единому царству Божию; возникали понемногу, в окрестностях монастырей отдельные храмы, являлись священники – новые просветители неверных. В новонокоренных землях, основывая города и селения, государи Русские также прежде всего размножали обители и церкви; архипастыри посылали священников и иноков, и уста, призывавшие дотоле ложных богов и демонов, начинали исповедовать имя Сына Божия Иисуса Христа. 270 Нельзя не заметить, что христианство в конце XIV и начале XV века распространялось преимущественно в отдаленных краях, подвластных Великому Новгороду; а между тем в ближайших владениях «великаго вольного города», Чудь, обитавшая на Ижоре, около Ивань-города, Яма, Копорья, Ладоги, Орешка и по берегу Варяжского (Балтийского моря), еще не была утверждена в вере Христовой. Не только выборным гражданским правителям, но и архипастырям Новгородским не было возможности заняться просвещением Чудских племен: они были преимущественно озабочены прекращением беспрестанных усобиц между своевольными гражданами и сохранением мира с великими князьями Московскими. По мере того как в Москве возвышалось и укреплялось единодержавие, вольность Новгородская стала клониться к упадку, ускоряя сама свое падение буйной дерзостью и междоусобиями. 271 В конце XIV века жили в Новгороде двое угодников Божиих, подвизавшихся в юродстве – Феодор и Николай Качанов. Первый из них, полюбив с детства благочестие и привыкнув к посту, не имел нигде постоянного жилья; в жестокие морозы он бегал, босой и полунагой, по улицам Торговой стороны; все, что получал от богатых, раздавал бедным и переносил насмешки и оскорбления от буйной молодежи. Господь наградил его даром прозорливости. Случалось, что блаж. Феодор говорил вслух: «Берегите хлеб», и наступал голод. В другое время он говорил: «Тут чисто будет, хорошо будет сеять репу», и вслед затем пожар опустошал улицы Торговой стороны. Блаж. Никола Качанов был сын людей почетных в Новгороде – Максима и Иулиании, и подражал в благочестии родителям и особенно праведной матери, 272 соблюдал пост и чистоту душевную и телесную. Уважаемый вельможами и народом, и желая избегнуть славы человеческой, он посвятил себя на подвиг юродства для Христа и скитался по улицам города, подобно безумному, терпеливо снося ругательства, а иногда и побои от людей безрассудных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1815 г. над его погребением на деньги, пожертвованные с.-петербургским купцом И. И. Солениковым, новгородским мещанином Т. Быковым была устроена «новая, столярного мастерства, с резьбою, колоннами и сенью, позлащенная» осташковским купцом А. Тихеевым рака. В 6 медальонах по стенкам были помещены надписи, излагающие историю устройства раки и Житие Н., а также тропарь святому ( Игнатьев. 1852. 40. С. 225; 41. С. 230-231). Серебряный оклад образа на крышке раки изготовлен на средства, вложенные имп. Николаем I, к-рый пожаловал и шитый покров, торжественно возложенный на гробницу 4 сент. 1832 г. (по-видимому, в дальнейшем была изготовлена новая металлическая рака, на крышке к-рой «изображен рельефно почивающий святой праведный Николай Кочанов, а с боков изображены рельефно некоторые черты из его жизни» - см.: Силин П. М. Святой прав. Николай Кочанов, Христа ради юродивый, новгородский чудотворец. Новг., 1894. С. 24). Эти и др. пожертвования имп. фамилии, сделанные в 30-40-х гг. XIX в. для украшения ц. вмч. Пантелеимона (Николая Кочанова) и соседней часовни над гробом прав. Иулиании, матери святого ( Игнатьев. 1852. 40. С. 226; 41. С. 228-230; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 202-205), были вызваны тем, что в день памяти Н., 27 июля 1831 г., род. 3-й сын имп. Николая I и имп. Александры Феодоровны, вел. кн. Николай Николаевич Ст., получивший в крещении имя новгородского юродивого. По этому поводу в том же году отдельным изданием вышла служба святому ( Галкин А. К. Никола Качанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачёва: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60). В дальнейшем укреплению почитания святого в российском имп. доме способствовали и др. события: рождение сына вел. кн. Николая - вел. кн. Николая Николаевича Мл. (1856), также получившего имя в честь Н., и женитьба наследника престола (впосл. имп. Александр II) в 1841 г. на гессенской принцессе Марии (впосл. имп. Мария Александровна), родившейся в день памяти Н., 27 июля 1824 г.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Имена онех купно и исправлениа представити словом никто же возможет, исправлениа бо тех вселенную осветиша и имена тех написана в Книзе Жизни стоят. Ти же съ ангелы причитаются и непостижимыя оноя Божественыа славы достойни сподобишеся видети, но понеже корене благороднаго добро (Л. 255 об.)//детель вмале показавый, объяви с сими всего древа ветви таковыя славы приобщитися. Что же Саватиа чюдный и Изосима дивный — двоице избранная, чюдодейственая в мори окиане боговидная веръсто 59 , ангелом спричастная и боголюбезная, яко две светила велика Соловетцкаго острова. Твердостию разума блажении укрепившеся, различная мечтаниа врагов посрамиша и гордыню тех возвышеную низложиша. И толико Господь угодникы Своа прослави и удиви чюдесы, елико звезды небесныя и яко песок во скрай моря, тако и чюдеса великих отец, елико в мори ли в реках или по суху множества ради неизочтена суть. Вем полнаго чюдес Саву, постившагося в Андроникове, (Л. 256)//его же житию ангели удивишася, истинныа любве делателю, тесными прошедша житиа враты. Что же цевница 60 Христова Никола Качанов Новоградский, Исидор Ростовъский, еже Твердослов нарицается, и Максим Московъский Христа ради уродивии — три светила незаходимая, чюдодейственая, благочестию тръпеливии адаманти. Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговъскаго — и мученика и преподобна; и в обоих добльствоваша и искусна явльшася и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа. Что же ли пакы Еуфросиние блаженая, Суждальская похвало, отечьство имеяше Горний (Л. 257)//Иерусалим, долнее же — град Чернигов. От благороднаго корене израсте доброплодная розга 62 , от блаженаго родися князя Михаила и воспитанна в наказании доблем и Божественым светом озаряема, яко преобидев тленная и долу влекущая мудрованиа к вышнему течением радостно устремися, яко звезда многосветлая восиа от Чернигова и озари Суждальскую страну, иже мужству тезоименитая, преиде от Чернигова к Суждалю, ему же аки второе солнце возсиа.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

Кроме монашества, способы выражения особого благочестия и исключительной преданности религия были юродство и паломничество. Юродивые имели общественное значение. Они были нередко сатириками общества, и, прикидываясь дураками, своими фарсами преподавали народу нравственные уроки и заставляли оглянуться на собственные слабости. Осталось в Новгороде предание о двух юродивых в XIV-м веке; один, по имени Николай, жил на Софийской стороне, второй – по имени Федор, на Торговой стороне. Оба они вели убогую жизнь: держали строгий пост, ходили босиком, даже по морозу, и отпускали пред толпою разные странности, навлекавшие на них посмеяние, а иногда даже и побои. Между прочим, в укор Новгородцам, они пародировали и усобицы, происходившие между Софийской и Торговой сторонами города. Они не пускали друг друга на противную сторону, и если Федор явится на Софийской, то Николай его прогоняет, а если Николай зайдет на Торговую сторону, то Федор бросается на него и гонит прочь. Так как за свою святую и постническую жизнь они сподобились дара чудотворений, то эти путешествия с одной стороны на другую совершались не по мосту, а прямо по воде, как посуху. Люди смотрели с удивлением, как Николай, стоя посреди Волхова на воде, бросал в своего соперника кочанами капусты, и за это прозвали его: Никола Качанов. Таких юродивых ласкали богачи и бояре. Рассказывают, что какой-то боярин давал пир у себя в доме, и, встретив юродивого на улице, поклонившися ему до земли, просил его сотворить любовь – прийти к нему на пир хлеба есть. Блаженный отвечал: Как Бог хочет, так и будет. Он пришел к боярину рано, когда еще не только гости не сходились, но и сам хозяин, не ждавши к себе приглашенных, вышел из дома. Прислуга начала издеваться над юродивым: одни толкали его; другие ругались над ним. Николай вышел из дома. Когда пришло время, гости собрались на пир; хозяин приказал своим паробкам принести вина, меду и всякого пития. Паробки пошли с сосудами к бочкам, и не нашли ни капли ни в одной бочке; а перед тем они были полны. Господин, когда ему донесли о таком непонятном приключении, сам осмотрел бочки и не нашел ни капли. Нечего было делать, – гости были созваны, без вина оставаться было нельзя; хозяин решился посылать за винами на варяжский (немецкий) двор, но потом вспомнил о Николае и спросил: был ли здесь блаженный? Был – отвечали ему: – да невегласы прогнали его. – Хозяин избрал из своих слуг степенных и добрых и послал искать Николая и умолять его, чтобы он простил оказанное ему оскорбление и пришел к нему в дом. Блаженный не ослушался, пришел. Боярин посадил его на первое место, кланялся пред ним и говорил: «отдай мне согрешение моих слуг, и благослови внести питие» – «Будет тебе, как ты хочешь», – сказал Николай. Сам хозяин отправился со слугами в подклет к бочкам и нашел, что все вино цело. Уклоняясь от почестей, которые его ожидали, Николай ускользнул после того из боярского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Что же Пафнотие Боровьский? Аще убо и от неправедну роду влечашеся 1481 , но праведен плод Богови принесеся и Троицы (Л. 255)//жилище показася. Той же великий отец славу мимотекущую на нетленную премени и с вышними ликы того ради причтеся и предстоит же Престолу всех Царя. Блажим блаженыа отца Стефана, иже на Махрищи, и Мефодиа Песноскаго, иже постническы доволни Быша; кто прочее доволен достигнута к толицей высоте преподобных отец и толико множество обиати умом. Имена онех купно и исправлениа представити словом никто же возможет, исправлениа бо тех вселенную осветиша и имена тех написана в Книзе Жизни стоят. Ти же с ангелы причитаются и непостижимыя оноя Божественна славы достойни сподобишеся видети, но понеже корене благороднаго добро (Л. 255 об.)//детель вмале показавый, объяви с сими всего древа ветви таковыя славы приобщитися. Что же Саватиа чюдный и Изосима дивный – двоице избранная, чюдодейственая в мори окиане боговидная версто 1482 , ангелом спричастная и боголюбезная, яко две светила велика Соловетцкаго острова. Твердостию разума блажении укрепившеся, различная мечтаниа врагов посрамиша и гордыню тех возвышеную низложиша. И толико Господь угодникы Своа прослави и удиви чюдесы, елико звезды небесныя и яко песок во скрай моря, тако и чюдеса великих отец, елико в мори ли в реках или по суху множества ради неизочтена суть. Вем полнаго чюдес Саву, постившагося в Андроникове, (Л. 256)//его же житию ангели удивишася, истинныа любве делателю, тесными прошедша житиа враты. Что же цевница 1483 Христова Никола Качанов Новоградский, Исидор Ростовъский, еже Твердослов нарицается, и Максим Московъский Христа ради уродивии – три светила незаходимая, чюдодейственая, благочестию трпеливии адаманти. Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговскаго – и мученика и преподобна; и в обоих добльствоваша и искусна явльшася и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Наглое нечестие страстей не оставлено без мщения Божия. – В одну ночь Болеслав внезапно умер; поднялся мятеж в земле ляхов; народ взволнованный перебил епископов и бояр своих. – Во время мятежа погибла и нечестивая полька. Это случилось в 1027 г. 834 Не один год томила блаженного неистовая женщина. 835 Нескольким годам надобно было пройти, прежде чем страдалец мог оправиться в здоровье, чтобы идти в Киев 836 ; всего вероятнее, что Моисей возвратился из Польши в 1031 г. в числе прочих пленников, когда Ярослав возвратил России города червонной Руси. Свободный и несколько оправившийся пришел он в пещеру к преп. Антонию. 837 Здесь провел он десять лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистою страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других. Один брат, боримый плотию, пришел к преподобному и молил его помочь ему в беде. Обещаюсь, говорил брат, выполнить все, что велишь ты. Во всю жизнь не говори ни с одною женщиною, сказал преподобный. Брат обещался. Тогда Моисей коснулся тела брата своим посохом, без которого не мог ходить от прежних мук; нечистая страсть утихла, и брат освободился от искушений ее. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился св. тайн и мирно почил 26 июля при жизни пр. Антония, вероятно в 1043 г. Мощи пр. Моисея почивают в пещере Антониевой. – Молись погребенному здесь Моисею, сказал небесный голос страдавшему от нечистой страсти Иоанну. И сам Иоанн нетленною костью пр. Моисея утишил беснование той же страсти в бедном брате. Так тот, кто столько страдал для чистоты телесной, и по смерти своей – лучший врач против волнений нечистой плоти. 838 «Другого тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, восхваляюще грешнии, молимтися прилежно, моли Христа Бога, яко да исцелит наша страсти и подаст велию милость». Праведный Николай Качанов, юродивый для Христа «Иные изумляются богатству, говорит древний сочинитель похвалы блаж. Николаю, 839 другие хвалят славу и власть; третьим нравится вкусная пища. Но стоит ли все это удивления? Все это – не вечно, исчезает вместе с здешней жизнью, – а иным и в этой жизни не послужило на пользу. Во всяком же случае не остались с ними навсегда ни богатство, ни слава, ни вкусная пища, ни удовольствия, – все являлось на время и как сон прошло и минуло владельцев своих. Только добродетель бессмертна, вечна и блаженна; потому она и достойна удивления и хвалы. Сколько было людей богатых и сильных! И где они? Слава святых – неугасима. Таков блаж. Николай–Качанов, юродивый для Христа» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010