В заключение богослужения у мощей святителя в крипте базилики был совершен молебен, после которого архиереи, духовенство и миряне приложились к плите, покрывающей раку с мощами Николая Чудотворца. В память о праздничной Литургии у мощей святителя настоятель базилики священник Джованни Дистанте преподнес митрополиту Волоколамскому Илариону и митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию сосуды с миром из гробницы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. «Мы чувствуем любовь православных россиян к этому великому святому, — подчеркнул он. — Как биение сердца святого Николая достигло России с принесением в страну части его мощей, так сегодня русский народ приносит сюда, в Бари, биение своего сердца, и это наполняет нас радостью». Со своей стороны, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратил к настоятелю базилики слова благодарности за гостеприимство, которое неизменно оказывается паломникам из Русской Православной Церкви: «Я хотел бы поблагодарить за всегдашнее гостеприимство и благорасположение от имени Святейшего Патриарха Кирилла, от своего имени, от имени владыки Георгия, который возглавляет большую паломническую группу, прибывшую из России, и от всех многочисленных паломников, которые приезжают сюда из России, из Украины, из Молдавии, из Белоруссии и других стран, входящих в зону канонической ответственности Русской Православной Церкви, для того, чтобы поклониться мощам святителя и чудотворца Николая. Когда-то эти мощи Промыслом Божиим были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. Здесь святыня в целости и сохранности пребывает не как спрятанное от мира сокровище, а как сокровище, которое открыто для каждого, кто хочет к нему прикоснуться. Всякий раз, когда мы приезжаем сюда для того, чтобы поклониться мощам святителя и чудотворца Николая, всякий раз, когда мы имеем возможность совершить на его гробнице Божественную литургию, мы благодарим ваше братство как хранителей этой великой святыни, к которой вы позволяете нам беспрепятственно приходить и поклоняться.

http://patriarchia.ru/db/text/5326843.ht...

И вставши рано, он отправился на место, которое указала ему, в собственном и истинном смысле слова–Богородица, и расчертил сей храм святой. Узнавши же (о том) обетовании на месте том, поехали на него с подручными (?) им клириками, и препятствовали ему воздвигать храм тот. Потребовалось золото, чтоб купить то святое место. И сим-то способом он воздвиг честный дом Богоматери. Освятив же святой жертвенник, он возвратился в Миры – в свою митрополию 184 . Передавши к общему сведению исследователей церковной истории и любителей духовного чтения отысканные нами отрывки, в высшей степени замечательного, сказания о святителе и чудотворце Николае, по двум древним спискам, сохранившимся в древних библиотеках Востока – Саввинской и Синайской, мы спешим поздравить себя и читателей имени великого угодника с восстановлением его в приуроченном сему имени звания архиепископа Мир Ликийских. До открытия Синайского списка жития святого, можно было утешать себя мыслью, что, если большая половина деяний и чудотворений «св. Николая» отошла на долю св. Николая Пинарского, то все же остается вера в другого древнейшего св. Николая Мир Ликиских не поколебленною. Оставалось только, при тщательном соображении всех сказаний, привязанных к великому и славному имени разделить между двумя чудотворцами то, что каждому из них принадлежит по праву, и затем успокоиться на отрадной мысли, что вместо одного великого заступника и молитвенника, известного под дорогим именем Николая, церковь христианская имеет у себя двух. Но после того, что говорится в Синайском списке жития св. Николая второго или младшего, о его избрании и рукоположении на архиепископский престол города Мир Ликийских, не остается сомнения более, что оба святителя украшали собою один и тот же престол, на расстоянии почти 200 лет один после другого. Только этим обстоятельство и может быть объяснено, каким образом в памяти народной два тезоименных деятеля, разделенные таким пространством времени, могли слиться в одно лицо, до того,– что на VII Вселенском Соборе (787 г.) сам митрополит Мирский, рассказывая о явлении архидьякону его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ находился в Тотемском у. Вологодской губ. Основан в 1576 г. прп. Агапитом Маркушевским . При впадении р. Маркуши в р. Тарнагу, в 100 верстах к северо-востоку от Тотьмы, преподобный выстроил келью и часовню, куда перенес чудотворную икону свт. Николая, явленную ему, по преданию, во время тяжелой болезни. Вскоре собралась братия, желавшая жить под руководством прп. Агапита. 20 июля 1578 г. на месте часовни была заложена холодная деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца, затем теплая ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом св. прав. Прокопия Устюжского. В 1578 г. прп. Агапит получил от царя Иоанна IV Васильевича Грозного разрешение на владение землей и на строительство мельницы на р. Лохте, а от митр. Московского Антония благословение на освящение храмов. 7 сент. 1579 г. Никольская ц. была освящена и в нее перенесена чудотворная икона свт. Николая. Вскоре была освящена и теплая Благовещенская ц. После кончины прп. Агапита (1584) над местом его погребения в мон-ре, между Благовещенским и Никольским храмами, братией была возведена часовня. В 1752 г. оба храма сгорели, но вскоре были отстроены: Благовещенский - в 1754 г., Никольский (в камне) с приделом прав. Прокопия - в 1758 г. Мон-рю принадлежали приписные муж. пустыни в Тотемском у.: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская, Бабозерская Николаевская (основана ок. 1605 маркушевским мон. Сергием), а также 3 часовни, 3 водяные мельницы, скотный двор. В 1744 г. мон-рь владел 290 крестьянами. В 1764 г. А. М. м. и приписанные к нему пустыни были упразднены, Никольский храм обители обращен в приходской. В 1850 г. на месте старой деревянной была построена каменная двухэтажная Благовещенская ц. В нижнем храме находилась надгробная рака прп. Агапита, в иконостасе верхнего храма - чудотворная икона свт. Николая. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились. Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея//Вологод. ЕВ. 1878. 12. Примеч. С. 226-227. Лит.: Малевинский А. , свящ. Описание бывшего Николаевского Маркушевского монастыря//Вологод. ГВ. 1849. 44 - 47; Строев. Списки иерархов. С. 774 - 775; Суворов Н. Воспоминания о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде Вологодской епархии//Вологод. ЕВ. 1878. 12 - 13. Приб.; Следников Н. В местах священных по воспоминаниям о преподобном Агапите Маркушевском//Вологод. ЕВ. 1905. 17. Приб. К. О. Козлов Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/63158.html

Николая. Свое полное незнание о жизни и деятельности первого святителя они стушевали тем, что приписали ему все то, что принадлежит второму, великому чудотворцу Мирскому, совершенно не предполагая существование последнего на архиепископской кафедре г. Мир 40 . Таким образом, в Мирах были два архиепископа, великие светила христианского Мира. По смерти – мощи того и другого прославлены нетлением, мощи одного даже источают благоуханное целебное миро, которые и перенесены барянами в их родной город. Чьи именно эти мощи, которого из двух великих светил мир-ликийской церкви – решать не беремся. Вопросы эти решатся с умножением открытий древних исторических памятников востока. На основании же открытых мы во всяком случае находим вполне основательным высказанное нами предположение, по которому в конце XI в. было два перенесения мощей двух великих светил Мир-ликийской церкви – одного и того же имени. Первое перенесение совершено в 1087 году барянами, которое лежит в основе нашего труда и служит главным предметом его, а второе совершено в 1096 году венецианскими крестоносцами в свое отечество, где событие это ежегодно воспоминается церковью 8 декабря. Здесь мы должны расстаться со всеми древними рассказами и памятниками, которые говорят о перенесении мощей святителя Николая в Венецию. Оставляем в стороне самое это событие, как не относящееся прямо к задаче настоящего труда; сосредоточиваем свое внимание на первом перенесении мощей святителя, на перенесении в город Бар. Время события для нас определилось. На основании вышеприведенных нами хроник разных местностей западной Европы, мы признаем за достоверное, что перенесение мироточивых мощей святителя Николая из Мир-ликийских в апулийский Бар было совершено в 1087 году. Ограниченное меньшинство – не более пяти летописей, – указывающих другой год события, мы, в силу уже высказанных соображений, оставляем без внимания, находя их известия ошибочными. Глава II Что же заставило барян перенести мощи святителя из Мир в Бар? Переходя к изложению причин, побудивших барян к перенесению мощей св. Николая с Востока в свой город и затем обстоятельств, окружавших и сопровождавших это событие, мы находим нужным бросить беглый взгляд на внешнее состояние греческих малоазийских церквей в конце XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большая Мартыновка. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкий храм был построен в 1799 году и изначально был деревянным. В 1900-1904 годы деревянный храм был заменен каменным. В 1930 году он был закрыт советскими властями и частично разрушен. Были снесены кресты, а в здании храма разместился сначала зерносклад, а потом и мастерские. В это же время был разобран и иконостас. В 50-е годы храм продолжали разрушать: снесли маковки, тракторами тянули 32-х метровую колокольню, в результате чего она полностью рухнула на землю и уже там раскололась. Но северный придел еще был открыт для верующих вплоть до 1962 года. В 1992 году храм был передан в ведение Ростовской епархии, и с этого времени началось его восстановление. К настоящему времени изготовлен иконостас, покрыта листовой сталью кровля, установлены главки с крестами, восстановлена колокольня, для которой приобретены 7 колоколов, огорожена и благоустроена церковная территория. Храм трехпрестольный: центральный придел освящен в честь Пресвятой Троицы, правый – в честь св. царицы Александры, левый – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Храм строился по проекту архитектора А. И. Мельникова. Рядом с храмом находится небольшая кирпичная часовня, построенная в память мученической кончины императора Александра II. По материалам http://www.rey.aaanet.ru/ Храм - трехпрестольный. Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы, два придела - во имя небесных покровителей императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны: южный - во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца; северный - во имя мученицы царицы Александры. Освящен 27 мая 1896 года в память коронования императора Николая Александровича. Это единственный в мире храм-памятник помазания на царство императора Николая II. Храм построен в форме корабля, с трапезной и колокольней, в неорусском стиле, по проекту А.И. Мельникова. В одном стиле с храмом построена часовня в молитвенное воспоминание императора Александра II и в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. После революции храм был закрыт, архитектурный ансамбль подвергнут опустошению и перестройке. В 1991 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви и признан памятником истории и культуры 19-го века. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13072

Анновка. Церковь Николая Чудотворца. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 2015 и 2016. Адрес: Белгородская область, Корочанский район, село Анновка Координаты: 50.766839, 37.47911 Проезд:63 километр трассы Р-185 Белгород-Новый Оскол Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Анновцы давно мечтали о храме. Прежняя Николаевская церковь, построенная на средства прихожан в пятидесятые годы XIX века, в 30-х годах прошлого столетия была закрыта и отдана под зернохранилище. Со слов старожилов села, это была самая красивая в округе церковь с одним престолом – во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Во время Великой Отечественной войны здание взорвали, а кирпич использовали при строительстве дороги в топком месте у села Татьяновка, чтобы могли двигаться советские танки защитников Отчества. По воспоминаниям Ищенко Виктора Васильевича, проживавшего в то время в селе Анновка, «церковь взрывали три раза и только с третьего раза она разрушилась». 2 июля 2016 года их мечта сбылась! Красавец-храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который величественно возвышается при въезде в село Анновка, недалеко от того места, на котором стояла прежняя церковь, освящен и открыт. Чин освящения нового храма свершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. История нового храма началась несколько лет назад с инициативы Матрены Кирилловны Стадник, много лет проработавшей учителем Анновской средней школы. Она первой внесла денежное пожертвование на его возведение. Её инициативу поддержал Александр Дмитриевич Беспалов, став меценатом нового строительства и ремонта жилья для настоятеля нового храма. 13 октября 2015 года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чин освящения закладного камня на месте строительства нового храма. 19 декабря 2015 года Благочинный Корочанского округа, протоиерей Михаил Усатый совершил освящение колоколов для строящегося храма. Торжественная церемония закончилась передаче нового храма Белгородской и Старооскольской епархии. Акт подписали Александр Дмитриевич Беспалов и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40906

Николая, имеет в виду уже единенную личность святителя сего имени. Своими несметными чудесами, а особенно своею Морскою славою, второй святитель Мирликийский так сказать приковал исключительно к себе внимание, а за ним чувство и воображение, современников, преимущественно же в своей родной области, так что, воспитанное под влиянием воздействия на себя его имени, поколение их или их ближайших преемников, передала уже следующим поколениям один полный и цельный образ св. Николая – тот, который исключительно знало и признавало само, т. е. образ (и облик) второго (а в порядке архиереев Мирских – третьего) святителя сего имени. Риторы (они же и историки), подхватив сей пресловутый образ, приукрасили его со своей стороны всем, что находили в предании или словоизвитии готового о св. Николае, не затрудняясь ставить его во времена Константина В. и даже Диоклетиана, и навязали ему преславные – и в свое время огласившие весь мир–деяния св. Николая первого. И вышла эта страшная смесь противоречащих сказаний и представлений, привязанных к дорогому для всего христианства, имени, в которой недостожелательная критика, готова была усматривать одно сплетение басней, и ничего более, и с которой пришлось иметь дело нам. Слава Богу Фалькониево densa nubes Nicolaoium мало по малу рассеялся, и именно тем, что из него выступают многие отдельные личности Николаев, и главнее всего – личности, 1) архиепископа Мир Ликийских и исповедника Николая, современника Константина В., 2) архиепископа Мир Ликийских и преподобного Николая, современника Юстиниана В. Что и как из стольких сказаний о св. Николае Мирликийском разделить между двумя святителями? По мнению нашему, было бы пока еще преждевременно постановить по сему предмету, как говорится, окончательное решение. Надобно подождать не отыщутся ли еще несколько списков иного жития св. Николая в стольких собраниях древних рукописей в Европе и на Востоке и сличить их с тем, что нами уже передано к общему сведению. Ибо, хотя мы благодаря Синайскому списку и добились теперь уже до приятного заключения что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Иматра. Церковь Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1956. Архитектор:Тойво Паатела Адрес: Vuoksenniskantie 3, 55510 IMATRA Координаты: 61.203146, 28.789607 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Самые ранние сведения о Православной Церкви на территории нынешнего города Иматра относятся к началу XVIII века. Перед началом Финской войны 1808–1809 годов в местечке Пяссиниеми были построены армейские казармы для русских солдат, которые охраняли главный переход через реку Вуокса в районе границы. Регистрировались военные в приходских книгах православного прихода города Лаппеенранта, здесь же упоминается, что для военных на кладбище была построена собственная часовня. Кроме того, в приходских книгах есть записи о регистрации купцов. Расположенная на живописном берегу р. Вуокса церковь Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, является бывшей часовней. В 1952 году, согласно закону о восстановлении православных приходов, было принято решение о покупке земельного участка и постройке православной часовни. Для этого был куплен участок земли на берегу реки Вуокса, на горе – усадьба Кари Эклунда в Сиенимяки, самое старинное здание в городе Иматра, построенное в 1850 году. Здание сохранилось до настоящего времени и находится рядом с храмом. Сама церковь была заложена 13 ноября 1955 года (автор проекта архитектор Тойво Паатела). Первой иконой будущего храма стала подаренная Дмитрием Похтамо икона Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в его честь 19 августа 1956 года освящён храм. Утварь и иконы пожертвовали из полковой церкви в Лаппеенранта, колокол, отлитый в Петербурге в 1886 году, привезли с острова Мансисаари, из-под города Сортавала. Через 30 лет, 18 мая 1986 года часовня была переосвящена как церковь св. Николая. Главными духовными сокровищами церкви являются частицы мощей преподобного Александра Свирского и преподобного Арсения Коневецкого. Напротив храма, непосредственно на берегу р.Вуокса расположен т.н. “Иордан”, или место совершения водосвятий. http://www.ort.fi/ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Православная церковь св. Николая Чудотворца в Иматре. 1956, архитектор Тойво Паатела. Реконструировалась в 1986 и 1994 гг. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07556

Архив Пн В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 22 мая 2023 г. 13:12 22 мая 2023 года, в день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  епископ Серпуховской Роман , наместник  Высоцкого ставропигиального монастыря  города Серпухова Московской области;  епископ Зарайский Константин ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриаха Кирилла; клирики Храма Христа Спасителя и столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). В центре храма находилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которая 14 мая по благословению Его Святейшества была принесена из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы. В связи с праздником в верхнем храме была установлена икона святителя Николая, принесенная в 1994 году из итальянского города Бари. В течение года эта икона находится в нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. Богослужение транслировалось в прямом эфире на  телеканале «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения. Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера клирика храма праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове г. Москвы диакона Илию Юрина. Проповедь перед причастием произнес настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице г. Москвы иерей Иоанн Захаров. По окончании Литургии было совершено славление. Святейший Патриарх прочитал молитву святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских. Затем Святейший Владыка, архиереи и духовенство поклонились чудотворной Феодоровской иконе и иконе святителя Николая.

http://patriarchia.ru/db/text/6029608.ht...

" Образ веры и кротости " мая 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в базилике святителя Николая в Бари В праздник перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских , 22 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Божественную литургию в барийской базилике святого.   Постоянным членам Священного Синода сослужили митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Верейский Амвросий, ректор МДА, епископы Вознесенский и Первомайский Алексий, Ейский и Тимашевский Павел, а также паломники в священном сане. Среди молящихся был губернатор Московский области Андрей Воробьев.  Богослужебные песнопения исполняли хоры духовенства Московской областной епархии и МДА.  Было совершено славление в крипте базилики на мощах святителя Николая. " Поздравляю вас с праздником перенесения мощей святителя Христова Николая из Мир Ликийских в Бари, где мы сегодня находимся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы в этот торжественный день совершить Божественную литургию и помолиться у мощей великого угодника Божия, который почитается и православными, и католиками. Сегодня нам была предоставлена замечательная возможность послужить в этой базилике, чтобы здесь причаститься Тела и Крови Господних, - сказал владыка в проповеди. - Мы прославляем память святителя Николая, берем с него пример, потому что он, как поется в тропаре, - " правило веры и образ кротости " . Святитель являет нам пример веры и кротости. А что такое кротость, где ее взять? Кротость - это полное отдание своей жизни Богу. Все, что совершается, мы должны понимать, происходит исключительно по воле Божией. Мы не должны задавать вопросы: " Почему, зачем так поступает со мной промысл Божий? " Мы этого не находим в Священном Писании. В нем сказано одно: " Если тебя бьют по правой щеке, подставь левую " (Мф. 5:39). Поэтому если нас оскорбляют, бесчестят - это мы подставляем правую щеку. Если мы относимся к этому с кротостью и терпением, уже проявляем кротость, любовь, которым учил нас Господь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010