В итальянском городе Бари прошли торжества по случаю дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских 23 декабря 2013 г. 10:46 18-19 декабря 2013 года в итальянском городе Бари прошли торжества по случаю дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. 18 декабря, в канун дня памяти святителя, в Никольском храме Русского подворья было совершено всенощное бдение, которое параллельно служилось в верхнем и нижнем храмах. В верхнем храме богослужение возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава Среднеазиатского митрополичьего округа . Ему сослужили:  митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ; глава официальной делегации Московской Патриархии митрополит Курский и Рыльский Герман ; председатель Синодального миссионерского отдела   митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн ;  архиепископ Сурожский Елисей ; ректор Санкт-Петербургской духовной академии   епископ Петергофский Амвросий ;  епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий ;  епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий , а также многочисленные паломники в священном сане из разных стран и епархий Русской Православной Церкви. За богослужением пел хор под управлением монахини Елисаветы (Киселевой), настоятельницы Вознесенского женского монастыря г. Смоленска. В нижнем храме всенощное бдение возглавил епископ Смоленский и Вяземский Исидор . Пел хор Русского подворья в Бари. Утром 19 декабря, перед Божественной литургией, в нижнем храме базилики святителя Николая г. Бари, где под престолом находятся мощи святого, был отслужен молебен с чтением акафиста. Молебное пение возглавил насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Макарий (Веретенников) в сослужении братии обители и священнослужителей из разных епархий, прибывших на торжества. По окончании молебна в верхнем храме базилики митрополиты Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Сурожский Елисей, епископы Петергофский Амвросий, Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий, Смоленский и Вяземский Исидор, Клинцовский и Трубчевский Сергий совершили Литургию. Архипастырям сослужило многочисленное духовенство из различных епархий Русской Православной Церкви, а также паломники в священном сане из Санкт-Петербургской духовной академии. В храме молились более 3 000 человек. За богослужением пел хор Смоленского духовного училища под управлением монахини Елисаветы (Кисилевой). По окончании Литургии паломники в священном сане спустились в крипту, совершили молебное пение с молитвой святителю Николаю и вновь приложились к мощам святого. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!» Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!» Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

http://pravicon.com/info-3061

Архив Пн В праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре 22 мая 2013 г. 19:58 22 мая 2013 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря . Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского монастыря; игумен Иоанн (Рубин), ректор Николо-Угрешской семинарии; насельники ряда ставропигиальных и московских монастырей в священном сане. На богослужении присутствовали министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области М.В. Юргелас, мэр г. Дзержинский А.Н. Плешаков, глава Люберецкого муниципального района Московской области В.П. Ружицкий, депутат Московской областной думы В.Г. Губин, председатель Попечительского совета Николо-Угрешского монастыря И.М. Козлов, настоятельница Свято-Троицкого Дерманского женского монастыря  Ровенской епархии  игумения Вероника (Зощук), организаторы и участники Международного турнира по футболу среди незрячих, проходившего 20-22 мая 2013 года в г. Дзержинском, многочисленные прихожане и паломники. Преображенский собор — один из самых больших в Подмосковье — был переполнен. Помолиться со Святейшим Патриархом Кириллом в этот праздничный день пришли более 5 тысяч человек. Пел сводный хор Николо-Угрешского монастыря и Николо-Угрешской духовной семинарии под управлением регента иеромонаха Александра (Богдана). На малом входе за усердное служение Церкви Божией и в связи с праздником Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил  богослужебных наград ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей —  Святой-Троицкой Сергиевой лавры , Оптиной пустыни,  Валаамского ,  Соловецкого , Николо-Угрешского,  Ново-Иерусалимского , Покровского Хотькова, Борисоглебского Аносина и  Покровского в Москве .

http://patriarchia.ru/db/text/2990817.ht...

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в день памяти святителя Николая Чудотворца 19 декабря 2010 г. 15:31 19 декабря 2010 года, в неделю 30-ю по Пятидесятнице и праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках .. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и с памятью святителя и чудотворца Николая. Почитание святого Николая в России, на всем пространстве исторической Руси столь велико, что день его памяти — и по отправлению уставных богослужений, и по количеству людей, приходящих в храмы, — приближается к великому двунадесятому празднику. Почему так? А потому, что люди, обращающиеся с молитвой к святителю Николаю, слышат ответ на эту молитву. Своими мироточивыми мощами на протяжении почти 1700 лет святитель Николай свидетельствует миру о присутствии в человеческой истории Божественной благодати. Самым тонким приемником, который воспринимает Божию благодать, является человеческое сердце. Но у кого-то сердце недостаточно настроено, чтобы принимать эту благодатную волну, исходящую от Бога. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). А люди, оскверняющие свою жизнь грехами, имеют сердце, невосприимчивое к действию Божественной благодати. Таким людям нужны доказательства — доказательства бытия Божия, доказательства присутствия силы Божией в человеческой жизни. И Господь снисходит к нашей немощи и дарует нам чудотворные иконы, мироточивые мощи, которые становятся видимыми знаками Его присутствия. Для нас, маловеров, знаки Божественной милости бывают явлены в виде Божественных чудес. И вот таким чудом являются мироточивые мощи святителя Николая, которые по воле Божией из Мир Ликийских, города в Малой Азии, были перенесены в город Бари, в Италию. И хотя для христиан, живших тогда в Малой Азии, это событие воспринималось как некая катастрофа, в нем было Божие Провидение, потому что очень скоро эти христианские земли были опустошены, храмы — разрушены, святыни — осквернены или уничтожены. А цельбоносные и мироточивые останки святителя Николая, чтимые во всем мире, и сегодня почивают в итальянском городе Бари; и многие наши люди отправляются в Италию, чтобы поклониться этим мощам.

http://patriarchia.ru/db/text/1344506.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на мощах святителя Николая в Бари 20 декабря 2020 г. 14:33 19 декабря 2020 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , посетивший с рабочим визитом итальянский город Бари, возглавил служение Божественной литургии у мощей угодника Божия в посвященной ему базилике. Архипастырю сослужили настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Вячеслав Бачин и настоятель прихода святого апостола Матфея в г. Салерно архимандрит Августин (Морозов). После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Вновь, как и в прежние годы, несмотря на сложные условия, Господь собрал нас сегодня здесь, в этой священной базилике, где на протяжении уже долгих веков покоятся цельбоносные мощи святителя и чудотворца Николая. Это святой, который почитается всем миром. Его почитают и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге. Со всего лица земли люди обращаются в молитве к святителю Николаю и удивительным образом получают удостоверение о том, что он эти молитвы слышит и на них откликается. Я думаю, что в жизни каждого, кто собрался здесь, и каждого из тех, кто сегодня в других местах празднует память святителя и Чудотворца Николая, были такие события, которые совершенно очевидным образом показывали, что святитель Николай присутствует в нашей жизни. Это и чудеса великие, и чудеса малые, это и случаи, когда святитель Николай откликается на наши просьбы в житейских делах. Это многие и многие истории, которые, если их начать описывать, то по слову евангельскому, " и самому миру не вместить бы написанных книг " (Ин. 21:25).

http://patriarchia.ru/db/text/5738043.ht...

На сайте журнала " Фома " появилось большое интервью с заведующим Информационно-консультативным центром священномученика Иринея епископа Лионского, заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института, профессором Александрм Дворкиным, в котором он рассказывает о своей жизни, о приходе к вере. Много внимания уделяется проблеме деструктивных сект и рассказу о принципах работы центра св. Иринея Лионского. В четверг 22 мая Православная Церковь отмечала праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в итальянский город Бари, которое состоялось в 1087 году. Агентство " РИА-Новости " кратко сообщает об этом празднике, а также пересказывает некоторые фрагменты жития Николая Чудотворца: " В 1087 году барские купцы вывезли из Мир Ликийских мощи святителя Николая. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных. А через год в городе была построена церковь во имя святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари " На сайте " Православной газеты " опубликован более подробный материал , рассказывающий о святителе Николая и об этом празднике. Другим актуальным вопросом этой недели стала, так называемая, католическая тема. По сути, она объединяла три информационных повода, которые развивались в одном направлении. Первый повод - строительство православного храма в Ватикане, о чем уже сообщалось двумя неделями раньше. На этот раз, с опозданием, возможно сознательным, для того, чтобы " пролонгировать тему " , выступил сайт " Итогов " с материалом " Русские у стен Ватикана " . Автор Валерия Снычева попыталась в материале объединить тему строительства храма с темой послания Патриарха Алексия II о создании Западной митрополии.

http://pravoslavie.ru/4836.html

Под 6 декабря в Строгановском подлиннике св. Николай представлен с благословляющей двуперстно десницей, с Евангелием в шуйце: риза не крещатая. В сводном подлиннике под 6 декабря читаем: «Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в лето 5795; подобием вельми стар, седе, брада не велика, курчевата, главою плешив, на плеши мало кудерцов, риза святительская, багор, пробелен лазорью белою, испод лазорь с белил, в омофоре, правою рукою благословляет, а в левой Евангелие, а в нем написано: «Во время оно, стал Иисус на месте ровне и народ, ученики Его, и множество много людей от всея Иудеи, и Иерусалима, и поморья, Тирска и Сидонска, иже приидоша послушать Его». Под 9 мая по тому же подлиннику: «Перенесение мощей иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, от Мира в Бари град, в лето 6596-е. Перенесение пишется так: град Бари стоит при море, а на море корабль, во граде церкви, полаты и башни, из града сретают епископы, священники, иноки, диаконы и весь чин церковный, со свечами, кадилы и со кресты, и множество народа, мужей, жен и детей; а гроб с телом святителя Николая несут священники и диаконы, а по земле ползают безногие, хворые, и хромые ходят на деревяницах, и нищие с сумками, а все зрят на Николу чудотворца; святой Николай подобием стар и седы власы, главою плешив, нос продолгующ, брада кругловата и курчевата, лицом морщиноват, в минеи пишет в житии преподобного Иосифа Песнописца, апреля в 4-й день: святой Николай муж святолепен, честен, в святительские одежды облечен, седы власы». В Сийском подлиннике св. Николай встречается неоднократно, в обычном иконографическом типе. Между прочим, на л. 332 в этом подлиннике находится снимок св. Николая «в деяниях и чудесах». По полям иконы расположены следующие изображения: рождество св. Николая, крещение св. Николая; исцелил на пути св. Николае жену сухоруку; научение грамоте св. Николы; поставление во диаконы св. Николы; поставление в попы св. Николы; поставление во архиепископы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В день памяти св. Николая Чудотворца Патриарх Кирилл совершил литургию в храме св. Николая в Хамовниках 20 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках 19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках. Его Святейшеству сослужили: епископы Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии, настоятель храма святителя Николая в Хамовниках; архимандрит Стефан (Диспиракис), и другие священнослужители, а также прибывшие в Москву в составе делегации Православного комитета КНДР священник Феодор Ким, настоятель Троицкого храма в Пхеньяне, и священник Иоанн Ра, клирик Троицкого храма в Пхеньяне; иеромонах Антоний (Севрюк). За богослужением молились глава делегации Православного комитета КНДР, председатель Православного комитета КНДР Георгий Хо; регент Троицкого храма Пхеньяна Николай Ким; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский. С северокорейской стороны на Литургии присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол КНДР в РФ Ким Чжэ и второй секретарь Посольства КНДР в РФ Пак Ен Сик. На малом входе Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил священников Феодора Кима и Иоанна Ра права ношения камилавки. В проповеди после чтения Апостола и Евангелия Святейший Владыка дал развернутый комментарий к читавшемуся сегодня отрывку из послания святого апостола Павла к Колоссянам. – День памяти святого Николая в России и по отправлению уставных богослужений, и по количеству людей, приходящих в храмы приближается к великому двунадесятому празднику. Почему так? А потому, что люди, обращающиеся с молитвой к святителю Николаю, слышат ответ на эту молитву, – заявил Предстоятель.

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-sv-nikol...

Малый ковчег с частью мощей святителя Николая, которая будет принесена в Россию, во время Божественной литургии стоял на престоле. По отпусте богослужения приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто перенес святыню в верхний храм. После каждения ковчежец под пение тропаря святому был помещен в специально изготовленный мастерскими Художественно-производственного предприятия «Софрино» ковчег с иконой святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Подчеркнув, что мощи святителя Николая почивают в Базилике города Бари уже 930 лет, архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи сказал: «Его Святейшество Папа Франциск во время недавней исторической встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, подчеркивая уникальность момента, сказал, что хорошо было бы, чтоб был видимый ощутимый знак той встречи. И вот мы видим уникальный знак в совершаемом ныне принесении мощей из Бари в Россию. Такого никогда не происходило за всю историю существования Бари, который в одной из древнерусских проповедей назван счастливым городом. И мы сегодня вслед за предками можем сказать: «Счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург и счастливая Святая Русь!» Могу сказать, что сердца и наших православных собратьев, и чад Католической Церкви стали сегодня ближе друг к другу». В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Братья и сестры! Христос воскресе! Святитель и чудотворец Николай самый почитаемый святой на Руси сегодня отправляется в далекое путешествие. Часть его святых мощей посетит Россию для того, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться этому великому угоднику Божию. 930 лет назад мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. И уже тогда Русская Православная Церковь распознала в этом событии действие особого промысла Божия, потому что в конце XI века в Русской Православной Церкви стали праздновать перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари; была составлена служба в честь этого события. Именно в этой службе звучат слова, которые были сейчас процитированы. Всякий раз, когда приходит летний праздник святителя Николая, мы в храме слышим слова: «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует».

http://patriarchia.ru/db/text/4898223.ht...

Но на Руси Великой (и Малой, и Белой, и Червонной тож) почитание святого Николая - единственного святого, удостоившегося проименования Великого (в оригинале - «преизрядного») Угодника Божия, достигло почитания поистине небываемого: 29 июля (11 августа) празднуется его рождество; 6 (19) декабря - день преставления; 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари; в нынешнем году, помимо этого, будет отмечено 30-летие включения его памяти в Собор Тульских святых, а празднование этому Собору совершается 22 сентября (5 октября). Помимо этого есть праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. А кроме того ему, святому Николаю, принадлежит каждый будничный четверг. Отчего так? Почитание святителя Николая самым удивительным образом сложилось на Руси быстрое, и повсеместное. Господь был распят лицом на Север. Русь, что общеизвестно, является уделом Пресвятой Богородицы. А святой Николай был на обыденном уровне понимаем как третье лицо Святой Троицы (отчего некоторые иконы и сейчас собираются именно в таком составе). Опять-таки не лишено известного любопытства и то обстоятельство, что «греки» не празднуют Николу вешнего - ибо потеря его мощей была серьёзным уроном для Византийской империи. Но Русь, всячески зависимая в то время в церковном отношении от Царьграда, уже имела свой взгляд на это: празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, по мнению архиепископа Черниговского Филарета, было установлено в 1091 году; по мысли митрополита Московского и Коломенского Макария - ещё раньше, во времена митрополита Киевского Иоанна II (на кафедре в 1077-1089 годах); по рассуждению нашего современника протоиерея Николая Погребняка - что идёт оно от святителя Ефрема, с (около) 1098 года; по мнению историка Д.Г. Хрусталёва, из нынешних, на Руси этот праздник появился в 1092 году. Даты близкие, особенно если смотреть на них с такого большого расстояния - от наших дней. То есть прошло не более пяти, максимум десяти лет, как событие перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари стало широко отмечаться на просторах всей Руси - что достаточно удивительно как по скорости распространения данного явления, так и по глубине его осмысления; а ведь помимо зависимости от византийской церкви, Русь была, помимо того, тесно связана с престолом императоров Восточной Римской империи и узами освященных браков.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010