В позднейшем сказании, дошедшем в списках не ранее кон. XVII в., об основании новгородского Николо-Дворищенского собора и круглой иконе свт. Николая Чудотворца фигурирует «Мстислав Святославич», «внук» Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, а описываемые события относятся ко времени архиерейства еп. Новгородского свт. Никиты (1095/96 - 30 янв. 1109). В историографии, однако, сюжет памятника традиционно связывают с именем М. В., при к-ром указанный собор и был заложен, согласно ранним летописным данным (впервые эта коннотация прослеживается в Новгородской 3-й летописи 2-й пол. XVII в. (не позднее 1673), при этом сообщается, что обретение иконы произошло «при епископе Иоанне», т. е., видимо, еп. Иоанне Попьяне , что хронологически соответствует дате закладки собора (НовгорЛет. С. 187-188, 213)). По предположению Назаренко, Сказание было составлено во время святительства Новгородского архиеп. Евфимия II Вяжицкого (1434-1458) клириком Николо-Дворищенского собора на основе нек-рых поминальных записей, допустившим анахронизмы и др. неточности по той причине, что он не имел доступа к владычной летописи ( Назаренко. 2001. С. 612-613). Согласно сказанию, однажды князь сильно заболел («яко расслабишася вси кости и уди его, и не можаше двигнутися с места своего»). В своих молитвах о выздоровлении от «лютой болезни» он обращался к Иисусу Христу, Пресв. Богородице и свт. Николаю Чудотворцу. Святитель ночью явился князю и предложил ему доставить в Вел. Новгород из киевского Софийского собора круглую икону с изображением свт. Николая Чудотворца, чтобы излечиться от недуга. Князь дал обет - установить в Вел. Новгороде почитание этого чудотворного образа. Он отправил за иконой в Киев своего боярина и приближенного клирика. Однако уже в начале пути на оз. Ильмень княжеские люди попали в сильный шторм. Им пришлось пережидать его 3 дня и 3 ночи на одном из островов. На 4-й день повар, отправившийся за водой, обнаружил на берегу (или плывущим по озеру) круглый кусок дерева, к-рый и оказался иконой свт. Николая. Путешественники решили вернуться в Вел. Новгород, где чудотворному образу была устроена торжественная встреча. Узнав о прибытии своих людей с иконой, князь почувствовал себя лучше и пошел в церковь, после чего окончательно выздоровел. На пригорке у княжеского двора на средства князя и его бабки блгв. кнг. Анны вскоре была воздвигнута Николо-Дворищенская ц. ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС, 1907. Т. 82. 4-5. С. 58-61; Подскальски. 1996. С. 216, 223-224; Назаренко. 2001. С. 611-612; Гордиенко Э. А. Новгородские иконы свт. Николы на круглой доске//НИС. СПб., 2008. Вып. 11 (21). С. 82-97).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

кн. Андрею Боголюбскому, к-рый построил в 1158-1160 гг. во Владимире храм для Владимирской иконы Божией Матери, принесенной им из Вышгорода. Как и он, вел. кн. Василий поставил в новый храм Гостунскую икону свт. Николая Чудотворца, украсил ее «златом и камением драгим и бисером». О почитании вел. кн. Василием Иоанновичем Гостунской иконы до конца его жизни свидетельствует «Повесть о смерти великого князя Василия III» (сер. XVI в.), где упоминается о принесении к смертному одру государя в 1533 г. наряду с Владимирской иконой Божией Матери образа Николы Гостунского, т. е. 2 храмовых почитаемых икон - из кафедрального Успенского собора и ктиторской церкви самого вел. князя (ПЛДР. 1985. Вып. 7: Сер. XVI в. С. 39). Вел. кн. Василий III поставляет икону свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Николо-Гостунский храм. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 669) Вел. кн. Василий III поставляет икону свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Николо-Гостунский храм. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 669) Почитание Гостунской иконы продолжалось и при сыне вел. кн. Василия III - царе Иоанне Грозном. Храм пользовался известностью, его настоятель был в сане протоиерея, в храм делали вклады представители русской знати (Акты московских монастырей и соборов 1509-1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского мон-ря/Сост.: Т. Н. Алексинская, В. Д. Назаров. М., 1984. Вып. 1. 12. С. 92). Из летописных текстов известен «протопоп Николской Амос» - один из свидетелей чуда от Гостунской иконы, случившегося во время проведения в Москве церковного Собора 1553 г. Согласно Никоновской летописи, на этом церковном Соборе «у митрополита истязались с Перфиром о чюдотворцех, еже глаголют святаго Николу проста мужа». Некто Перфир (Порфирий) усомнился не в рус. святых, «новых чудотворцах», как это можно было бы ожидать после Соборов 1547 и 1549 гг., а в возможности почитания одного из самых прославленных вселенских святых - свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

деревянная икона-статуя (ок. 1540, ныне в ПИАМ), известная по летописным сообщениям XVI в. Согласно Псковской I летописи, в 1540 г., накануне праздника Успения Пресв. Богородицы (28 авг.), в Пскове появились «старцы, переходцы с ыныя земли», видимо, паломники, странствующие монахи, к-рые принесли с собой «святого Николы да святую Пятницу на рези в храмцах» (Псковская I летопись. 1941. С. 110). Появление этих икон «в храмцах», т. е. киотах, привело к волнениям горожан, изумленных материалом и видом икон-статуй, «что во Пскове такие иконы на рези не бывали... и бысть псковичам в неведении... и иные невежливые люди поставиша то есть болванное поклоне, и бысть в людех молва и смятение...». Старцев отправили вместе с иконами к архиеп. Новгородскому, свт. Макарию (впосл. митрополит Московский). Святитель «сам знаменовался тем святым иконам... честь им воздал и проводил их сам до соудна» и, отослав их обратно во Псков, приказал псковичам приобрести иконы-статуи у странников «и... стречати соборне всем, в который день те иконы было стречать, з завтренею». Из последующего рассказа летописи можно судить, что воля архиепископа была выполнена (о значении события в культурной деятельности архиеп. Макария см.: Андреев. 1935. С. 167): иконы были помещены в недавно построенную каменную ц. во имя св. бессребреников Космы и Дамиана в Запсковье на месте встречи икон после пребывания в Новгороде и уже меньше чем через месяц пережили пожар, случившийся 19 сент. того же года (Псковская I летопись. 1941. С. 110). В торжественной процессии всего соборного священства Пскова и при участии горожан иконы были перенесены на новые места. Их поместили в церквах, престолы к-рых были посвящены памяти этих святых: икону свт. Николая Чудотворца - в Никольской ц. на Гребле (не сохр., Гребля - ров, опоясывающий псковский Кром (детинец) с наружной стороны, канал, соединявший реки Великую и Пскову; время основания Никольской ц. на этом месте неизв., она являлась соборной с 1416 - см.: Там же. С. 62; Лабутина И. К. Ист. топография Пскова в XIV-XV вв. М., 1985. С. 214-216, 229), икону «святой Пятницы», вмц. Параскевы,- в Пятницкой ц. в Бродах (Псковская I летопись. 1941. С. 110). Иконы-статуи сохранились ( Васильева О. А. Деревянная скульптура из собр. Псковского музея//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 258-262). Образ свт. Николая представляет собой вариант Можайской иконы-статуи, изначально почитавшийся как образ в киоте, к-рый был приспособлен для транспортировки.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Верховье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Мудьюжского прихода Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1744. Адрес: Архангельская область, Приморский район, Патракеевское м/о, д. Верховье Координаты: 64.96077, 40.41585 Проезд:из Архангельска по дороге на Талаги, Ижму, Лапоминку. За Лапоминкой по зимнику до д. Патракеевка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никольская Мудьюжская церковь в деревне Верховье (Патракеевка) Приморского района Архангельской области Деревянная шатровая церковь, построенная в 1746 г. Здание восьмериком от земли, завершавшаееся рубленым шатром, к которому с четырех сторон примыкают прямоугольные срубы алтаря и притворов, крытые бочками с полицами. С западной стороны охвачена пониженной папертью. В 1845 г. обшита тесом, в 1895 г. обновлена. Отдельно стоявшая шатровая колокольня была выстроена в 1755 г. Закрыта не позже 1930-х гг., разобраны шатер, паперть и колокольня. Пустует. В храме хранился почитавшийся явленым образ Святителя Николая. http://arh-eparhia.cerkov.ru/xramy/ По благословению Преосвященного Варлаама, митрополита Новгородского и Великолуцкого, была построена церковь во имя свт. Николая Мирликийского, которая сгорела в 1597 г., причем это была не первая церковь, предыдущая также была в честь свт. Николая. В 1599 г. построена новая церковь, существовавшая до 1764 г., когда по ветхости была заменена другой, тоже Никольской. Новая церковь была шатровая, холодная, деревянная. Освящена 6 декабря 1764 г. 18 июля 1890 г. было дано разрешение епархиального начальства на капитальный ремонт церкви, она была поднята на 2 ряда природного белого камня. 24 сентября 1895 г. перестроенный храм был освящён. Важнейшей святыней прихода была древняя храмовая икона свт. Николая, украшенная серебряной под золотом резьбой и считавшаяся чудотворной. Без этой иконы ни один дом, ни один корабль или шхуна не строились, каждый крестьянин, отправляясь в дальний путь или возвращаясь из плавания, совершал молебен перед иконой. К образу с давних времен был привешен четырехконечный с яблоками серебряный крест с мелкозвенчатой цепочкой, в котором хранились мощи трех святителей и прав. Артемия. По преданию, крест был привешен усердием архимандрита Сийского монастыря Германа. Впоследствии крест хранился в дарохранительнице св. престола.

http://sobory.ru/article/?object=16333

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери «Споручница грешных» Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках 20 марта 2010 г. 13:16 20 марта 2010 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) и иконы Божией Матери «Споручница грешных», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в московском храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках . По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Споручница грешных». Его Святейшеству сослужили епископ Балтийский Серафим ; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления  Московской Патриархии; архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Владимир Диваков , секретарь  Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве ; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; клирики храма и московское духовенство. На богослужении присутствовали заместитель председателя Правительства России А.Д. Жуков с супругой Е.В. Жуковой; председатель Союза писателей России, сопредседатель Всемирного русского народного собора В.Н. Ганичев. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Игоря Абрамова, клирика храма святителя Николая в Хамовниках, сотрудника Финансово-хозяйственного управления, во пресвитера. По окончании Литургии в приделе в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» Предстоятель совершил славление и молитву пред чудотворным образом. Его Святейшество и участников богослужения приветствовал настоятель храма епископ Подольский Тихон. Поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за совершение богослужения в храме святителя Николая в Хамовниках, владыка Тихон, в частности, отметил, что сегодня, в этот день Великого Поста, совпали два праздника, прославляющие Пресвятую Богородицу — Суббота Акафиста или Похвала Божией Матери и престольный храмовый праздник в честь Ее иконы «Споручница грешных». Епископ Тихон и клирики храма преподнесли в дар Его Святейшеству Патриаршие облачения. В заключение Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1118975.ht...

5304. К ПРАЗДНОВАНИЮ 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. – 1995, 9–10, 21. 5305. СИДОРИНА И. Возвращенная радость. (Икона “Всех скорбящих Радосте” (с горошиками). – 1992, 1, 27. 5306. КОЛОМЕНСКАЯ икона Божией Матери “Державная”. – 1993, 3, 31. 5307. СКАЗАНИЕ о явлении Державной иконы Божией Матери. – 1996, 3, 37. 5308. ВТОРОЕ обретение чудотворной Державной иконы Божией Матери. 1996, 3, 38. 5309. ФИЛАТОВ В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России. – 1996, 3, 39. 5310. МАЛИНИН А., свящ. “Яко необоримую стену …” (икона Божией Матери “Знамение”). – 1992, 3, 33. 5311. ЖИЛКИНА М. Возвращение московской святыни (Иверской иконы Пресвятой Богородицы). – 1995, 11, 24. 5312. ТОЛГСКИЙ В., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. – 1996, 10, 29. 5313. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: О сверхъестественном событии (истечение с глаза слезы на иконе Божией Матери “Казанской”), происшедшем в смоленском кафедральном соборе. – 1992, 3, IX. 5314. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода (1993–1994): Признать происшедшее в Казанской церкви с. Пучкова события (истечение мира от Казанской иконы Божией Матери) чудом, а Казанскую икону чудотворной. – 1994, 7–8, 4. 5315. КИРЕЕВСКИЙ И. Святыня земли Рязанской. (Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Корчевная”. – 1990, 6, 19. 5316. КОМАРОВ Е. С молитвой к курской святыне. – 1990, 9, 46. 5317. ВОЙНАКОВ В., прот. Максимовская икона Божией Матери. (К 700-летию иконы). – 1999, 6, 41. 5318. ИОСИФ (БАЛАБАНОВ), архим. “Неупиваемая Чаша”. – 1997, 10, 65. 5319. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ , свт. Матерь милосердия. (Рассказанные события изображается на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 5320. ЛЕБЕДЕВ Л., прот. Почитание Святителя Николая в России. (К 900-летию перенесения мощей в Бар град). (Исторический экскурс). – 1987, 5, 74; 6, 67. 5321. СЫРЧИН М., прот. Образ Святителя и Чудотворца Николая, именуемый Радовицким. – 1992, 7, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СПб., 1997. [Вып.: Балканы, Русь]. С. 288-310; она же. Круглая икона свт. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора: Происхождение древнего образа и его место в контексте рус. культуры XVI в.//ДРИ. СПб., 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 314-340; она же. Иконы Северо-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004; она же. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007; Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого из собр. Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа//ПКНО, 1997. М., 1998. С. 240-251; Лидов А. М. Визант. иконы Синая. М.; Афины, 1999; Седов П. В. Подношения в системе воеводского управления Новгорода XVII в.//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 130-163; Этингоф О. Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа в XI-XII вв.//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Древняя Русь: К столетию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 290-303; Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из ГТГ//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 138-150; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. 2000; она же. О древнейшем драгоценном убранстве Владимирской иконы Богоматери//σοφια: Сб. ст. по искусству Византии и Др. Руси в честь А. И. Комеча. М., 2006. С. 427-442; Pentcheva B. V. Imagined Images: Visions of Salvation and Intercession in a Double-Sided Icon from Poganovo//DOP. 2000. Vol. 54. P. 139-153; Бакалова Э. Литургия и искусство в XII в.: По мат-лам памятников живописи на территории Болгарии//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 57-75; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. М., 2003. Кат. 9-12; Царский храм: святыни и древности Благовещенского собора Моск. Кремля: Кат. выст. М., 2003. Кат. 3-4, 18. С. 114-116; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа свт. Николая Чудотворца в рус. иконописи XVI в.//Правило веры и образ кротости…: Образ свт.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Одной из первых почитаемых в Казани (возможно, написанной здесь) стала икона Спаса Нерукотворного из некогда деревянной «обыденной» церкви у ворот крепости, поставленной на 2-й день после взятия города (4 окт. 1552) на месте, где было укреплено царское знамя ( Рычков. 1767. С. 161). Икона была «списана на доске с царского знамени» ( Шпилевский. 1873. С. 12; Пинегин. 1890. С. 351; Указатель г. Казани. 1890. С. 13; Спутник по Казани. 1895. С. 110-112). Икона прославилась тем, что не пострадала во время пожара 1815 г. и была возобновлена маслом с сохранением лика и абриса головы ( Пинегин. 1890. С. 352); позднее стала храмовым образом надвратной каменной церкви в крепости (после 1863 перенесена в часовню, устроенную перед фасадом башни и в 1900 выстроенную в камне ( Дульский. 1914. С. 62; ныне в ц. во имя Ярославских чудотворцев в Казани)). С основания К. и Т. е. ее города и храмы вошли в сакральное пространство Руси, освященное национальными святынями. Для кафедрального собора в Казани по царскому заказу были сделаны иконы-списки чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская» («три иконы местные писаны с тихвинского образа Пречистые Богородицы…» - см.: Невоструев. 1877. С. 11). Весной 1555 г. по территории К. и Т. е. в Москву везли чудотворный Великорецкий (Вятский) образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского: «...и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней-Новгород…» (ПСРЛ. Т. 13. С. 254-255), «...к Москве ездил с Вятки и мимо Казани и многих людей прощал по городом…» (ПСРЛ. Т. 37. С. 103). Иконы, написанные по заказу царя для первых храмов К. и Т. е.,- это образы Божией Матери «Одигитрия», повторения прославленной иконы, почитавшейся защитницей К-поля, и Тихвинская икона, к-рую предание признавало к-польской по происхождению. В то же время сохранившиеся иконы, принадлежавшие первым архипастырям К. и Т. е. или подаренные ими храмам,- это икона Божией Матери «Умиление»: Владимирская, пядничного размера - вклад архиеп. Гурия во Введенский собор Чебоксар «на соблюдение граду и всем православным» в 1555 г. ( Анисимов. 1920. С. 30-31); Владимирская икона в меру чудотворного образа, подаренная царем Иоанном IV игум. Кириллу, к-рый освятил в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери 1-й собор в Астрахани (1568; Васильев К., прот. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887. С. 8); икона из свияжского Богородицкого монастыря, почитавшаяся как моленный образ свт. Германа, архиеп. Казанского и Свияжского ( Анисимов. 1920. С. 33; ныне в ГМИИРТ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

С чудом от Великорецкой иконы свт. Николая, явленной прп. Агапиту Маркушевскому и исцелившей его от тяжелой болезни, было связано основание преподобным в 1576 г. Агапитова Маркушевского во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, мужского монастыря в 100 км от Тотьмы. После упразднения мон-ря икона находилась в местной Благовещенской ц. Согласно описаниям XIX в., это был небольшой образ святителя (ок. 30×20 см), украшенный драгоценным окладом и прикладом: «венец и цата серебряные и кругом из тонкого листового серебра золоченый оклад». Образ был вставлен в «середину большой доски, на которой вокруг изображены события из жизни чудотворца» ( Суворов Н. Воспоминание о Маркушевском Николаевском мон-ре, бывшем в Тотемском у. Вологодской еп.//Вологодские ЕВ. 1878. 13. Приб. С. 248). Подобный составной характер схож с иконой 1558 г. (АМИИ). Сохранился акварельный рисунок худож. Ф. М. Вахрушова (ок. 1919-1920, ВГИАХМЗ), передающий обобщенный облик Маркушевского списка Великорецкой иконы (Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 280. С. 131). Известно, что прп. Агапит до основания собственного мон-ря подвизался в Сольвычегодске. Возможно, что образ, от к-рого он получил исцеление, так же как и икона 1558 г., был создан после посещения чудотворной Великорецкой иконой сев.-вост. городов и земель и под непосредственным впечатлением от этого события. На сев. реках Руси Великорецкому образу были посвящены неск. мон-рей, напр., по берегам Сев. Двины и ее притока Ваги: Моржегорская (Моржевская, Устьмерженская) муж. пуст. южнее Холмогор (грамота 1595 г., времени царя Феодора Иоанновича - ААЭ. Т. 1. 364; Зверинский. Т. 3. 1838. С. 117; известна в т. ч. по Житию прп. Леонида Устьнедумского); Преображенский и Николая Чудотворца Великорецкого Шидоровский мон-рь «Важского уезда Подвинския чети Ситренсково плеса» (акты с 1620/21 г.- Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. 223. Стб. 702-703; 224. Стб. 704-708; 234-236. Стб. 733-739; Черкасова М. С. К изучению финансового статуса русских монастырей в XVI-XVII вв.: (По актовому мат-лу)//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 65-87. Примеч. 31).

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась ( Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города. С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины. В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни - в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг - в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл. Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; [Овцын]. Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/1681231.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010