Некрасовское. Николо-Бабаевский монастырь. Храмы монастыря: Утраченные храмы: Добавить фотографии Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/pg/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/asd21.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/cb/364.jpg Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Обитель находится на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Солоницы, недалеко от с. Большие Соли. Монастырь основан в 15 веке вследствие чудесного обретения иконы Николая Чудотворца, которую обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие весла называли . Благочестивые люди поставили для иконы часовню. Предание говорит, что пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн устроил храм, а затем и монастырь. Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась. К концу 19 века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, построенный в 1877 г., посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретения Господня; вторая церковь теплая, во имя свв. Николая чудотворца; третья - во имя свв. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая - в честь Успения Божией Матери. Главной святыней монастыря являлись три чудотворные иконы: свв. Николая Чудотворца, Иверской и Казанской иконы Божией Матери. В этом монастыре провел последние годы своей жизни свт. Игнатий Брянчанинов. С 1998 г. монастырь вновь становится действующим. Идут восстановительные работы церкви Иоанна Златоуста. При монастыре существует целебный источник. Настоятель Николо-Бабаевского монастыря - игумен Борис. В мае 2003 года определением Синода обитель приняла в свои стены митрополита Рязанского и Касимовского Симона, ныне находящегося на покое.  http://www.yaroslavl-eparhia.ru/ Бабаевский Николаевский монастырь, заштатный, общежительный, близ посада Большие соли, в 35 верстах от Костромы, на берегу реки Волги, при впадении в нее реки Солоницы. Основан в XV веке. Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери: Казанская и Иверская, и икона святителя Николая, явившаяся на бабайках (весла от плотов). Двухэтажный каменный собор построен в 1877 году. Во вторник Светлой седмицы в монастыре совершается крестный ход в честь святой Иверской иконы. При монастыре двухклассная школа с 1892 года.

http://sobory.ru/article/?object=03233

Иконография Гостунского образа поддается определению лишь при обращении к опубликованным и отреставрированным памятникам с надписями. Они показывают, что иконографический тип чудотворца на иконах, имеющих подпись «Гостунский», может отличаться. На 2 миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., иллюстрировавших смерть вел. кн. Василия Иоанновича и принесение 2 икон к его одру, на Гостунской иконе ростовой образ свт. Николая исправлен на поясной ( Серебрякова Е. И. Образ Николая Чудотворца в миниатюрах русских рукописей: По материалам ОР ГИМ//Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 234-235). Иконы 2-й пол.- кон. XVI в. из Ростова, Мурома ( Вахрина. 1991. 11. С. 22-23; Цапаева. 1999), храмовая икона Николо-Гостунского собора в Кремле ( Петухова. 2015. С. 218. Ил. 8; Меняйло, Петухова. 2017. Кат. 6. С. 65-67) также имеют поясное изображение в среднике и на клеймах, образующих житийную раму. Образ в среднике иконы из Ростова отличен от 2 др. икон, лик святителя на к-рых, возможно, повторяет древний образец с вытянутыми пропорциями, овалом лика, удлиненным носом. В обоих случаях это фигура святителя с изображением Никейского чуда, представленным в круглых медальонах, с греч. словом «агиос» вместо «святой». Отличаются порядок и набор клейм, а также их композиции, особенно на боковых полях - симметричные построения клейм с 3 фигурами участников напоминают древнейшие визант. образцы и их новгородские или рязанские повторения. Муромская икона происходит из собора Троицкого мон-ря, устроением и украшением к-рого занималась семья городских «торговых людей» Цветновых, состоявших после Смутного времени в «московской гостиной сотне» и жившей как в Муроме, так и в Москве, где и мог быть сделан список с чтимого московского образа. В кон. XVI в. существовали Никольские иконы с подписью «Гостунский» без житийных клейм: в пядничном ряду ц. во имя прп. Кирилла Белозерского, придельной церкви Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, судя по описи имущества 1601 г., в киоте с 6 др. иконами находился поясной образ свт. Николая Чудотворца с такой подписью, в серебряном золоченом басменном окладе с таким же венцом; согласно отметке, этот образ был сделан или поставлен в ряд по заказу мон-ря, а не стороннего вкладчика ( Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд. СПб., 1998. С. 89). Вероятно, как и в случае с Великорецким образом, поясная фигура святителя была на первоначальной Гостунской чудотворной иконе, к-рая лишь позднее, по мере прославления, получила раму с житийными клеймами.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Список Великорецкой иконы, по преданию, был принесен прп. Корнилием Печерским из Москвы в Псково-Печерский мон-рь в 1556 г. (Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Св.-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 99); на иконе сохранился позолоченный оклад из скани с финифтью (эмалями), она стала «начальным образом» надвратной Никольской Ратной ц., где находилась еще в сер. XIX в. (ныне в Сретенской ц.) ( Толстой М. В. Рус. святыни и древности. М., 1861. Ч. 2: Святыни и древности Пскова. С. 115). Наличие ее точной копии 3-й четв. XIX в. свидетельствует о том, что она была местнопочитаемой (ВГИАХМЗ; 58,2×49 см - очень близкий к оригиналу размер; см.: Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 70. С. 48-49). На нижнем поле иконы сохранилась надпись, упоминающая как образец икону «Чудотворца Николая начальнаго великорецкаго». В Кирилловом Белозерском монастыре, согласно описи 1601 г., Великорецкая икона находилась в Успенском соборе «над дверми, что ходят к чюдотворцу Кирилу, в киоте образ, местной, Николы Чудотворца Великорецково в деянии» ( Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд. СПб., 1998. С. 48). Согласно др. документам, в мон-ре таких икон было несколько (в собрании КБМЗ сохранилась одна икона см.: Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 68. С. 48; Иконы КБМЗ: Кат. М., 20052. Кат. 63. С. 190-193). В Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря во 2-й пол. XVI в. было 2 иконы этого извода, в т. ч. одна, «трипядная», в басменном золоченом окладе, с серебряной золоченой гривной и 12 басменными венцами, находилась на столпе над игуменским местом в ряду др. пядниц (по описям 1582 и 1597 гг.- Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева и др. СПб., 2003. С. 95 (с указанием «икона Николы Великорецького»), 133 (без указания, но с таким же прикладом и на том же месте)). Другая хранится ныне в ГММК и известна по описи 1597 г.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

под названием «Никола чюдотворец Великорецкой в деянии» в составе пядничного ряда соборного иконостаса (Там же. С. 125-126, 186-187; опубликована до раскрытия: Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. 56. С. 140-141). На ней сохранился первоначальный серебряный позолоченный басменный оклад не только на полях, фоне средника и клейм, но и в промежутках между клеймами. Сопроводительные подписи выполнены в технике черни на серебряных пластинках, согласно им, цикл включал сцену «Рождества свт. Николая». В среднике образ святителя имеет басменный венчик с 3 вставками из цветного стекла, что напоминает о 3 драгоценных камнях, украшавших венчик на среднике иконы-списка чудотворной Великорецкой иконы, поставленной в Успенском соборе Московского Кремля. Согласно Дозорной книге 1601 г. Трифоново-Успенского монастыря в Хлынове, в надвратном храме во имя Николы Можайского, в местном ряду, находилась икона «Николы Великорецкого» на золотом фоне в киоте, размер ее - «получетверти пяди» (ок. 20 см), «на створех писаны празники» (Дозорная книга Хлыновского Успенского мон-ря городового приказчика Федора Рязанцева 7109 (1601) г.//Памятная кн. Вятской губ. 1901. С. 13). Согласно Житию основателя мон-ря прп. Трифона, еще до прихода в Вятские края, во время болезни, ему было явление свт. Николая; когда прп. Трифон пришел в Хлынов, чаще всего он посещал соборную церковь, «где был чудотворный образ Святителя Николая Великорецкаго» ( Осокин И., прот. Прп. Трифон вятский чудотворец. Вятка, 19122, 1996р. С. 9, 14). Во владениях мон-ря за пределами города, в сельских храмах, местной иконой (первой в местном ряду иконостаса) часто бывал Великорецкий образ, даже в том случае, когда храм не был посвящен свт. Николаю: в Слободском у. на берегу р. Вятки, на погосте стана Вобловичи, в деревянной ц. во имя прор. Илии, находился «образ Николы Великорецкого на краске» (Памятная кн. Вятской губ. 1901. С. 27). Великорецкие иконы, происходящие из мон-рей, имеют устойчивые иконографические и композиционные особенности: в начале цикла в соответствии с каноническим построением житийного образа находится клеймо «Рождество свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

11 октября 1898 г. освящено новое здание церковно-приходской школы. Церкви В 1855 г. с разрешения епископа Вологодского и Устюжского Евлампия построена церковь - деревянная, одноэтажная, тёплая, с двумя престолами: в честь Преображения Господня и свт. Николая Чудотворца. В 1863 г. церковь, с разрешения епархиального начальства, разделена на тёплую и холодную. В тёплой церкви устроен престол во имя преп. Феодосия Тотемского. В 1890-1895 гг. построена новая каменная одноэтажная церковь в одной связи с колокольней по проекту архитектора Шильдкнехта. Иконописные работы выполнял крестьянин д. Кочпонской Выльгортской волости Викентий Павлович Холопов. Престолы: во имя Преображения Господня, освящён 30 декабря 1895 г.; второй - во имя свт. Николая, освящён 30 декабря 1896 г. Часовни Церкви в Аныбе предшествовала часовня в честь Преображения Господня и свт. Николая Мирликийского Чудотворца. В часовне хранилась икона святителя Николая, которая была перенесена позднее в церковь. В документах упоминались также часовни в д. Лунь-Покинская, д. Мало-Аныбская. Иконы В 1898 г. Афонским Андреевским (Русским Пантелеимоновым?) монастырём пожертвована икона вмч. Пантелеимона, копия чудотворной иконы святого. Доставлена монахом Аверкием. В 1913 г. заказана риза для иконы, металлическая, вызолоченная, с серебряным венцом. Получена по почте 19 марта 1914 г. В 1910 г. Викентием Холоповым написана икона Святителей Александрийских Кирилла и Афанасия ввиду их почитания в д. Лунь-Покинской, где день святых праздновали дважды в год. После 1917 г. В церковной летописи описывается происшествие, случившееся 11 мая 1917 г., в праздник Вознесения Господня: " Священник по окончании службы и молебна в церковно-приходской школе вернулся домой и из окна наблюдал следующую картину: по деревне, вдоль выстроившихся по обеим сторонам дороги крестьян шли две пары голых людей: две женщины и два мужчины - все жители села. Так была понята здесь свобода, и это устроилось под влиянием солдат, прибывших с фронта. " В 1934 г. церковь закрыта за неуплату налогов. Страховая премия по договору аренды за 1932 г. составляла 365 руб. 4 коп. Источники: НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 590-592. ВЕВ. - 1873, с. 57; 1898, с. 619. Список населенных мест Вологодской губернии: составленный в 1881 г. Ч. 10. – Вологда: Тип. Губерн. Правл., 1881. - С 126. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - 7: Вологодская губерния. - Санкт-Петербург, 1866. - С. 356. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16512

Маис. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1881 (1873) г. Имеет пять престолов: два в теплой церкви – главный (правый), в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, и во имя свт. Димитрия Ростовского, и три в холодной настоящей – главный во имя Боголюбской иконы Божией Матери, свт. и чуд. Николая и св. Илии Пророка. Разрешение на постройку каменной церкви было дано епархиальным начальством 9 июня 1862 г. Освящение места под строительство храма состоялось 5 мая, а закладка его – 18 июня 1863 г. Во время пожара, случившегося 4 июня 1868 г., загоревшаяся старая деревянная Архангельская церковь упала на только что построенный и покрытый железом новый каменный храм, который при этом сильно обгорел. 8 ноября 1873 г. был освящен придел во имя Архистратига Михаила, 20 мая 1874 г. – во имя свт. Димитрия Ростовского, а 1 октября 1881 г. – престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Храмовой святыней была чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. В подвале каменной сторожки усыпальница. Это внушительных размеров прямоугольное в плане здание с трехчастной апсидой и трехъярусной колокольней. Двухсветный четверик храма несет на себе пятиглавие и отмечен с четырех сторон мощными поукруглыми аттиками. Такой же мотив повторяется в первом четвериковом ярусе колокольни, несущем на себе два убывающих восьмерика. Храмовая часть построена в " русско-византийском стиле " . В равной ей по ширине трапезной тоже использованы " русские " элементы - архивольты под окнами в виде килевидных кокошников. А вот в колокольне отсутствуют явно выраженные стилевые особенности, что, при общих тяжеловесных формах, делает ее несколько чужеродной. В 1937 году храм закрылся и стал использоваться под склад. В 1991 году в селе вновь был зарегистрирован православный приход и началось восстановление церкви, в ходе которого происходило чудесное обновление росписей. Источник:http://pravoslavie58region.ru Храм имеет пять престолов: в теплом: во имя св. Архангела Михаила и во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, в холодном настоящем три престола: в честь Боголюбской иконы Божией Матери, св. Николая чудотворца и св. пророка Илии, каменный, построен в 1881 г.

http://sobory.ru/article/?object=18555

С. 177. Кат. 103). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» 1645 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 2006. С. 250-253. Кат. 70), первоначально находившейся над городскими воротами Ростова, ок. сер. XVIII в. были приписаны во 2-м ряду оплечные изображения ростовских святых, в т. ч. И. На иконе избранных Ростовских чудотворцев XVII в. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) фигура И. помещена в центре, по сторонам - образы прп. Авраамия и блж. Исидора. Образ 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове представляет Ростовских святых в 2 ряда, И. в 1-м ряду крайний слева, на нижнем поле надпись: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием…» ( Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 67). Подобная икона Московских и Ростовских святых с изображением в центре свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVII в., происходит из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 21) включает полуфигуру И. (с волнистой, раздвоенной на конце бородой с проседью) в центре 2-го ряда вместе со свт. Филиппом Московским. Сохранились икона И. XVII в. из ростового деисусного чина (ЯХМ), хоругвь с фигурами свт. Ионы Московского и И. в молении перед образом Спаса Нерукотворного XVIII в. (на обороте - мц. Параскева, ГМЗРК), икона «Избранные святые» 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК), где И. представлен справа. Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) С XVII в. были распространены изводы «Богоматерь с Младенцем и молящимися Ростовскими святыми» (напр., прориси с икон XVII в., ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447), «Избранные святые перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери», где среди избранных святых преобладали Ростовские чудотворцы, в т.

http://pravenc.ru/text/200159.html

В наибольшей степени раскрывают историю епископского служения М. в Воронеже 10 композиций на иконе 1853 г., написанной И. И. Ивановым к 150-летию преставления святого для церкви в Малоярославецком у. Калужской губ. (Музей истории г. Обнинска). Средник окружают такие клейма: М. наставляет священников и паству; хиротония М. во епископа; святой раздает милостыню бедным; благословляет царя Петра I на Азовский поход; оставляет Духовное завещание; явление святого во сне княгине; исцеление воронежской купчихи от иконы Божией Матери и мантии святого; кончина святого в присутствии царя Петра I; погребение святого; перенесение мощей святого. Последняя по времени создания, после 1855 г., иконная рама с 9 клеймами жития и чудес М. являлась вкладом в ярославскую церковь Благовещения Богородицы (ЯХМ; см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля 16-19 вв.: Кат. выст./ЯХМ. М., 2002. С. 88. Кат. 43). Помимо исцелений на ней помещены уникальный сюжет «Пострижение святого в иночество», а также уже встречавшиеся композиции «Хиротония святого во епископа» и «Поклонение имп. Николая I мощам святого». Самый полный образец художественного иллюстрирования «Сказания...» свт. Филарета - гравюра «Чудотворные исцеления свт. Митрофана» 1842 г., выполненная Афанасьевым по рис. Колышкина (РГБ, фрагмент - ЦАК МДА; цензурное разрешение - ЦГИАМ. Ф. 2393. Оп. 1. Д. 1842). Произведение было выгравировано к 10-летию открытия мощей М. на средства московского купца Г. Бурова. Рисунок эстампа с 39 клеймами чудес полностью воспроизведен на литографии П. Н. Шарапова 1877 г. (оттиски в РГБ, РНБ). Свт. Митрофан Воронежский; поклонение его мощам. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ) Свт. Митрофан Воронежский; поклонение его мощам. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ) После канонизации свт. Тихона Задонского в 1861 г. возникли новые изводы: Воронежских святителей стали изображать вместе, иногда держащими в руках Смоленскую икону Божией Матери, как келейную М., или Владимирскую - святыню Задонской Богородицкой обители, где находились мощи свт.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

В росписи церкви прор. Илии в Ярославле  на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам " Всех скорбящих Радость " московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников. Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви прор. Илии в Черкизове в Москве . Чтимый образ " Живоносного Источника " дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, " Умягчение злых сердец " ; Иерусалимская, " Взыскание погибших " ) и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на которой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона " О Всепетая Мати " , представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение " Живоносного Источника " как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - начала XX века отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX веках в России образов " Живоносного Источника " , в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII века, к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и многие другие  . 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (50) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-22) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-22, анонимно. Описание: «Никола Закамский» («Никола Берёзовский»). Икона Николы Закамского была обретена в XVI веке около села Никольское (ныне – Николо-Березовка, Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии). В 1657 году икона прославилась чудесным избавлением от моровой язвы жителей города Сарапула, куда чудотворную икону доставили по реке Каме. В память об этом чуде была установлена традиция ежегодного принесения иконы в Сарапул, которая соблюдалась вплоть до советских времен. Вновь традицию Сарапульского крестного хода возобновили в 2009 году. Явление березовской чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, произошло в 1560 году. Торговый караван купцов и промышленников Строгановых плыл по реке Каме. Внезапно струги остановились. Приказчику было откровение о чудотворной иконе, которую купцы нашли в дупле березы при устье реки Биря-су, впадающей в Каму. На этом месте в память о чудесном явлении была построена часовня, а позднее выросло село. Царь Иоанн Васильевич Грозный прослышал о чудесах, совершаемых, по молитвам у Березовской иконы Святителя Николая затребовал её в Москву, где торжественно встретил святыню и посвятил ей один из Московских храмов — ныне не сохранившаяся церковь Николы Закамского. Через 2 года царь заболел ногами. Ему дважды являлся грозный чудотворец Николай, требуя возвращения иконы на место явления. Поэтому царь, украсив святыню драгоценной ризой, вручил красно-белое знамя с четырехконечным крестом, с одной стороны, и, со знаком святителя «С.Ч.Н»(Святитель Чудотворец Николай) с другой. «Глазовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» http://eparhia-glazov.cerkov.ru/?p=5920 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Николай Чудотворец, Мирликийский, свт. " .

http://pravicon.com/image-33306

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010