" Он выше всех Царей земных! " 16.07.2018 12:54:27 Виктор Саулкин " Не знаю преподобный, не знаю мученик? " (Блаженная Паша Саровская) Многие русские подвижники и духоносные старцы ХХ столетия говорили и писали о том, что возрождение России станет возможным, когда русские люди откроют для себя правду о Царе-Мученике Николае Александровиче. Об этом говорили и прп. Кукша Одесский, благословлявший царские рубли с изображением Государя Николая II носить на груди вместе с иконками, и великий старец Николай (Гурьянов), и святитель Иоанн Шанхайский (Максимович), и святитель Серафим (Соболев), и сербский святитель Николай (Велимирович). В 1917 г. прп. Анатолий Оптинский произнес пророческие слова: " Судьба Царя - судьба России. Будет радоваться Царь - будет радоваться и Россия. Заплачет Царь - заплачет и Россия " . " Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай " , - говорил старец Николай (Гурьянов). В 2000 г. от Рождества Христова состоялось торжественное всероссийское прославление Царской Семьи. Но, к сожалению, даже некоторые православные до сих пор не могут осознать смысл духовного подвига Государя Николая II и Августейшей семьи. Поэтому стоит ли удивляться, что многие наши невоцерковленные соотечественники не понимают, почему прошедшее столетие оказалось столь трагическим для России, и тем более не в состоянии понять, почему Церковь призывает наш народ покаяться в отступлении от Бога и предательстве Святого Царя. Нам очень много  предстоит еще  потрудиться для того, чтобы российское общество узнало правду и сумело осмыслить подвиг святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Одним из главных соблазнов для тех, кто не принимает прославление Государя в лике святых, является обвинение в мнимом " отречении " Императора Николая II Александровича от престола. Старец Николай Гурьянов ответил всем, кто обвиняет Государя в отречении: «Святой Царь не отрекался, на нем нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли».

http://radonezh.ru/2018/07/16/vyshe-vseh...

Регулярно прихожане храма Ильи Пророка с Мокрого луга (в том числе юные воспитанники воскресной школы) при участии экскурсионного центра «Троицкий» ездят на остров к старцу Николаю Гурьянову - как и многие другие паломники из Пскова, области, России и зарубежья. «Он же говорил: «Приходите ко мне как к живому», вот и не забывают о нем. Кто из благодарности едет, кто за исцелением, кто в память о духовном отце, - говорит наша собеседница. - Чем дальше - тем большим количеством чад он обрастает. Такое впечатление, что он с нами. Приходишь к нему в келью - мысленно исповедуешься и ощущаешь, что батюшка тебя благословляет». К слову, благословлял он, по воспоминаниям, веточкой сирени. «И помазочек у него был - канцелярская скрепка такая, он ее вытягивал и наматывал на нее то ли бинт, то ли вату, - делится Татьяна. - Он так в пузырьке ею поводит, помажет лоб и кто исцелялся, кто засыпал, забывался, у кого просто грусть отходила, в общем, этого помазания ждали все как манны небесной. А там просто скрепка. Потом эту скрепку он подарил монахине Паисии из Латвии. Она нам как-то говорит: «Вот что у меня есть» - и достает этот пузырек страшный и этот помазок. Мы с благоговением подходили и она мазала нас - это невероятная святыня. Татьяна: «Конечно, этот дар Господь за особые заслуги дал отцу Николаю. Наверное, подрастают уже новые старцы, они уже есть. Как же православие в России без старчества. Потом мы узнаем, услышим о них. Господь не оставит наших людей!» Если впервые прибывшие на остров спрашивали, как пройти к батюшке Николаю, им всегда отвечали просто: «Иди туда, куда идет народ». И пока эта «народная тропа» не заросла, у людей, вне зависимости от их веры или национальности, есть надежда и есть ориентир. И, похоже, с каждым годом свет этого истинно духовного ориентира сияет все ярче. 24 августа, в 17-ю годовщину кончины старца протоиерея Николая Гурьянова, на острове Залит по традиции пройдет заупокойное богослужение. По окончании литургии все собравшиеся крестным ходом, при пении тропаря Преображения Господня, направятся на кладбище к могиле протоиерея Николая Гурьянова, где пройдет панихида по почившему старцу.

http://pravoslavie.ru/123319.html

О. Борис создал церковный хор, которым сам управлял. Он не только обучил, но и духовно воспитал в своих певчих и чтецах любовь к молитве и богослужению. Даже те, кто редко посещал церковь, переступая порог Свято-Духовского храма, ощущали, что это действительно дом молитвы и училище благочестия. Недалеко от Толбиц находился о.Залит, где проживал старец о. Николай Гурьянов. Два старца — о. Николай Гурьянов и о. Борис были духовными соратниками, состояли в духовной дружбе. О. Борис приезжал на остров Залит для исповеди, а мама протоиерея Николая дружила с супругой протоиерея Бориса. Матушка Мария помогала о. Борису во всех его делах, пока ей позволяли силы и здоровье. В последний год своей жизни матушка слегла, и батюшка проводил бессонные ночи у ее постели. Умирая, матушка сказала супругу, что раньше он был для всего прихода отцом, а она — матерью, а теперь ему придется совмещать и то и другое, что нужно быть для духовных детей более любящей матерью, нежели отцом. Завет своей матушки о. Борис хранил до конца своих дней: его удивительно бережное, осторожное отношение к каждому из пасомых испытали на себе и сестры обители, которые могли сравнить его заботы о них лишь с заботами материнскими. После смерти матушки за короткий срок этот мир покинули и многие пожилые прихожане, так что к концу 1970-х гг. едва ли не все труды по храму легли на плечи о. Бориса: он сам убирал храм, расчищал от снега дорогу к церкви, пек просфоры. В начале 1990-х гг. произошло знакомство о. Бориса Николаева с сестрами Московского Богородице-Рождественского монастыря. Богородице-Рождественский монастырь находился еще в поругании и небрежении. Монахиня Викторина, назначенная настоятельницей, по благословению Святейшего Патриарха, взялась за трудное дело возрождения обители, и в этом святом деле Господь посылал ей помощников. Отец Николай Гурьянов благословил помогать в восстановлении монастыря одного благодетеля, раба Божия Николая. От последнего сестрам монастыря стало известно, что недалеко от о.Николая Гурьянова, живет другой старец — протоиерей Борис.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

В заключении остается лишь напомнить, что говорили по этому поводу почитаемые в народе блаженная старица Пелагея Рязанская, духовная дочь Серафима Вырицкого и старец, епископ Николай Гурьянов. «У Государя был наивысший подвиг, Увенчанный великомученической кончиной - искупление народа русского от греха нарушения соборной клятвы 1613 г.» - поясняла Пелагея Рязанская. О том, что Ему соответствовал особый чин святости у Господа, а именно искупитель, говорил старец Николай Гурьянов: «...Царь образ Божий, живая икона Царя Небесного. Исключительное служение Ему даровано Богом на земле. Исключителен, ни с чем не сравним Его подвиг. Только с Голгофской жертвой Христа». В отношении событий 2(15) марта 1917 г. и участия в них Николая II Николай Гурьянов пояснял: «Святой Царь не отрекался, на Нем нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли». + + + Спор об отречении лишь набирает свою остроту. Как видим, он вовсе не так безобиден, как это представляется на первый взгляд, а позиции тех, кто настаивает на установлении его исторического и юридического факта, не безцельны. Неважно, направлены их аргументы на доказательство принуждения Николая II к отречению, или они настаивают на его добровольном характере, который либо выводится из некоего не существовавшего слабоволия Императора, его испуге за Семью, либо из стремления Государя предотвратить грядущее кровопролитное насилие, или основано на иных ничем не подтвержденных выдумках вроде разнообразных версий, оправдывающих, по их мнению, решение Царствующего монарха о Его столь выгодном для заинтересованных лиц отречении. Главное - всеми доступными способами навязать признание факта отречения в его любом варианте. Тогда поругание Царя и Помазанника Божьего последнецарствовавшего Государя Императора Николая II можно будет продолжать, Бога хулить и Россией править. Впрочем, все это до поры до времени. Святой Великомученик Царь Николай Александрович, моли Бога о нас!

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/14/...

отца Николы; служба св. Николая трем мужем в темнице; св. Николае изгнал беса из кладезя; св. Николае избавил Димитрия от потопа; св. Николае избавил Агрикова сына от Срацин; преставление св. отца Николы, перенесение мощей св. отца Николы. – Рукописные и печатные жития св. Николы дают обильный материал для его иконографии. – Лубочные картины с изображением св. Николая весьма распространены. На них обычно изображаются следующие чудеса и деяния святителя: а) «Рождество св. Николая Чудотворца»; б) «Крещение св. Николая, он три часа стоял в купели»; в) «св. Николай приведен родителями для научения грамоте» (при этом св. Николай, как и на иконах, часто изображается изучающим русскую азбуку); г) «св. Николай поставлен во диакона»; д) «св. Николай поставлен во иерея»; е) «св. Николай избавляет девиц от блуда»; з) «св. Николай избавляет от смерти трех мужей»; н) «св. Николай избавляет патриарха от потопления»; и) «Преставление св. Николая Чудотворца»; к) Перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари град»; л) «св. Николай спасает отрока от Срацин» 16 . Народ различает изображения св. Николая двух родов – «Зимнего Николу» в митре и «Николу вешнего» с обнаженною головою. 6 См. перечень предметов древности на выставке в Археологическом институте. Спб. 1894 г. стр. 11–26, а также В. И. Успенского: «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова». Спб. 1818 г. М. И. и В. И. Успенских: «Древние иконы из собрания А. М. Постникова». Спб. 1890 г. 9 Протопоп Аввакум. Очерки из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. А. К. Бороздина. Изд. 2-е. Спб.1900 г. Приложение 13. Послание к неизвестным. Стр. 32. 16 См. лубочные картины, литографированные у Голышева в 1879 г.; ср. напечат. в литографии Васильева в 1889 г. и в литогр. Сытина в 1898 г. Читать далее Источник: Житие св. Николая Чудотворца : Переводы [рисунков] из собр. В.П. Гурьянова [сдел. с иконы Николая Чудотворца XVI в.] : (Для настоящего изд. [переводы рисунков] исполнены Диод. А. Шиловым)/А.И. Успенский. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1902. - 7 с., 16 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

«Если все будут молчать, и никто не будет говорить о Боге – все умрут! Прошу вас, говорите о Боге и Царе. Вам, учителям, грешно молчать, и если вы не будете веровать, то будете тяжело болеть». Отдельная глава книги посвящена вкладу старца Николая Гурьянова в общецерковное прославление Царственных мучеников. В ней приводятся такие слова старца: «Царь – святой, грешно думать иначе, у Бога они все уже прославлены, ведь вы помните их святое житие? Как же можно не почитать их святость? Они – угодники Божии, святые, мученики драгоценные, Господом возлюбленные!» Таким образом, жизнеописание старца – это не только документальное повествование, но и осмысление духовного пути батюшки. В конце этой части книги приведены краткие изречения старца, простые по форме, но столь глубокие по содержанию, что могут в корне менять жизнь человека. Автор пишет: «Из всех приведенных слов, да и из всего жизнеописания старца Николая мы можем составить ответ на вопрос: чему учил батюшка людей? – Учил духовному бодрствованию (или трезвению) и собранности, терпению, послушанию, скромности, устремленности к вечности, при этом – бережному отношению к ближним, жалости, скромности, трудолюбию, стремлению к постижению воли Божией и недопущению уныния. В целом – не заумному мудрованию, а устремленности к жизни по евангельским заповедям». Во второй части книги собраны бесценные воспоминания о встречах с Николаем Гурьяновым как служителей Церкви, так и мирян. В каждом из них, кажется, сохранилась частичка любви батюшки к каждому человеку и всему творению. Не менее важным для современных христиан представляется картина духовного поиска молодежи в поздние советские годы. Жажда истинной веры находила неложных учителей, подобных старцу Николаю . Воспоминания логически продолжает раздел с письмами Николая Гурьянова к духовным чадам. Их немного, но они являются настоящим венцом книги. Для публикации их передал протоиерей Иоанн Миронов. Несмотря на то, что они были адресованы конкретным людям, находящимся в теперь неизвестных нам жизненных обстоятельствах, читатель может почувствовать, что они предназначены ему – такова сила слова старца. Как актуально звучат следующие слова старца: «В первую очередь любите труд, Отечество, человека и помните изречение слова Божия: Трудящийся да яст”, то есть кто работает, тот и ест». Завершает книгу эпилог, посвященный почитанию старца сегодня, и проповедь главного редактора издательства «Вольный Странник» митрополита Псковского и Порховского Тихона в день памяти протоиерея Николая Гурьянова 24 августа 2018 года.

http://pravoslavie.ru/144454.html

Но сторонники распутинской святости ссылаются на благословения покойного отца Николая Гурьянова … Слухи о добром отношении к этим личностям старца Николая Гурьянова могут оказаться правдой. Но не надо путать свою жизненную ситуацию с ситуацией отца Николая. В жизни человека такого склада, как отец Николай, осталось лишь одно чувство – любовь. Ревнители же прославления Ивана Грозного живут ненавистью, жаждой мести и злобой оттого, что не у них власть в обществе и в Церкви. Любовь же всему верит, по слову апостола Павла и все истолковывает в лучшую сторону 338 . Я по себе помню: лет 20 назад, когда я только приходил в Церковь , среди тех, кто встречал меня у церковного порога, были люди, от которых я впервые услышал о царской семье как о мучениках, о Григории Распутине как об оклеветанном подвижнике. Знаете, я с радостью на это реагировал. Ведь сама установка советского юноши, уходящего из СССР и приходящего в Православие, такова – пропаганда все врет. И когда мне говорили: ты знаешь, на самом деле и вот об этих людях тоже советская пропаганда сказала неправду, – для меня было только радостью сразу же с этим согласиться. Для христианина одна из величайших радостей – узнать, что человек, о котором тебя приучили думать плохо, на самом деле другой, и иметь возможность сказать: «Слава Богу! Число истинных христовых слуг в нашем мире было или есть больше, чем я думал». Конечно, это очень радостное ощущение. Нормальная реакция верующего сердца на такую весть может быть только радостной: «Вот здорово!». Это было на уровне эмоций. Но оказывается, для церковного человека недостаточно просто жить по велению своего сердца, по первой эмоциональной реакции. Даже такие добрые чувства надлежит проверять 339 и смотреть: насколько исторически и богословски обоснованна дошедшая до тебя версия, к каким духовным и иным плодам поведет согласие с ней. Так вот, у отца Николая Гурьянова , я думаю, была нормальная церковная установка на доверие и на приятие доброй информации о другом человеке. А вот возможности проверить эту информацию не было. Не было у него возможности рыться в архивах, расспрашивать историков, и поэтому получилось так, что он (и о возрасте нужно помнить) стал в этом смысле заложником людей, окружавших его и фильтровавших поступавшую к нему информацию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— В результате получается получается такое подпольное движение благочестия среди мирян и священников. Мол, архиереи это дело не принимают, но будем настаивать. И ссылаются на благословения покойного отца Николая Гурьянова…. — Могут оказаться правдой слухи о добром отношении к этим личностям старца Николая Гурьянова. Но не надо путать свою жизненную ситуацию с ситуацией отца Николая. В жизни человека такого склада, как отец Николай, осталось лишь одно чувство — любовь. Ревнители же прославления Ивана Грозного живут ненавистью, жаждой мести и злобой оттого, что не у них власть в обществе и в Церкви. Любовь же всему верит, по слову апостола Павла и все истолковывает в лучшую сторону . Я по себе помню: лет 20 назад, когда я только приходил в Церковь, среди тех, кто встречал меня у церковного порога, были люди, от которых я впервые услышал о царской семье как о мучениках, о Григории Распутине как об оклеветанном подвижнике. Знаете, я с радостью на это реагировал. Ведь сама установка советского юноши, уходящего из СССР и приходящего в Православие, такова — пропаганда все врет. И когда мне говорили: ты знаешь, на самом деле и вот об этих людях тоже советская пропаганда сказала неправду, — для меня было только радостью сразу же с этим согласиться. Для христианина одна из величайших радостей — узнать, что человек, о котором тебя приучили думать плохо, на самом деле другой, и иметь возможность сказать: «Слава Богу! Число истинных христовых слуг в нашем мире было или есть больше, чем я думал». Конечно, это очень радостное ощущение. Нормальная реакция верующего сердца на такую весть может быть только радостной: «Вот здорово!». Это было на уровне эмоций. Но оказывается, для церковного человека недостаточно просто жить по велению своего сердца, по первой эмоциональной реакции. Даже такие добрые чувства надлежит проверять и смотреть: насколько исторически и богословски обоснованна дошедшая до тебя версия, к каким духовным и иным плодам поведет согласие с ней. Так вот, у отца Николая Гурьянова, я думаю, была нормальная церковная установка на доверие и на приятие доброй информации о другом человеке. А вот возможности проверить эту информацию не было. Не было у него возможности рыться в архивах, расспрашивать историков, и поэтому получилось так, что он (и о возрасте нужно помнить) стал в этом смысле заложником людей, окружавших его и фильтровавших поступавшую к нему информацию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Восстановление храма незримо меняет облик острова, воздух насыщается благодатью, которую ощущает каждый вновь прибывший в эти места земли псковской. И верится, что надеждам отца Сергия с Божией помощью дано будет осуществиться. Остров веры и любви Остров Талабск Духовный центр островов Псковского озера – остров Талабск и его Никольский храм. Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. В 1842–1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: «Обнесите Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась. В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе. Протоиерей Николай Гурьянов Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, прозорливец и светлого духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны. Отец Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в старой купеческой благочестивой семье. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».

http://pravoslavie.ru/984.html

Ольге Кормухиной отец Николай Гурьянов сказал, что они с Алексеем Беловым поженятся, когда они были едва знакомы, а архимандриту Тихону он же предсказал монашество как раз в тот момент, когда молодой человек готовился к свадьбе – и ведь оказался прав! Отец Иоанн (Крестьянкин) своему духовному чаду, Михаилу, который занимался подпольным изданием религиозных книг, из Печор передал в Москву предупреждение о том, что готовится облава – у батюшки было такое предчувствие. И это спасло Михаила от тюрьмы – за одну ночь из типографии он успел вывезти весь «компромат» как раз перед визитом КГБ. Сжигание портрета Ленина Из историй из жизни героев фильма сразу вспоминается такая: когда русская община бежала из Китая на Филиппины, где пришлось жить прямо в джунглях, архиепископ Иоанн (Шанхайский) написал послание президенту США с просьбой открыть границу для нескольких тысяч русских эмигрантов. Рассказывают, что он сам каждый день сидел на ступеньках Капитолия, пока нужное решение не было принято. Отец Гавриил (Ургебадзе) прославился на всю Советскую Грузию, когда во время первомайской демонстрации в Тбилиси в 1965-м году он пробрался на трибуну и у всех на глазах уничтожил идола —  сжег огромный портрет Ленина. Его должны были расстрелять, но поставили диагноз «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов» и выдали белый билет. Отец Иоанн (Крестьянкин) знал, что его арестовали и на пять лет отправили в лагерь по доносу священника, который служил с ним в одном храме, – и все равно говорил о нем не как о предателе, а как о брате, всех уверял, что он хороший священник и проповеди замечательные говорит… А старец Николай Гурьянов всех, кто попадал к нему в дом, поражал тем, что мог сыграть на фисгармонии – она прямо в старческой келье стояла – и спеть. Он сам сочинял духовные песнопения  — одно из них, кстати, звучит в фильме «Остров» в исполнении Петра Мамонова.  Главные впечатления… Мне запомнились слова Ольги Кормухиной о том, что старца Николая Гурьянова называли ходячим Евангелием. У всех, кто к нему приезжал, было одно и то же удивление от встречи с батюшкой: так значит, это все правда – то, что написано в Евангелии, значит, действительно возможно достичь святости и в нашем мире. То же самое можно сказать и героях каждого фильма в этом цикле. Оказывается, тем, кто очищает душу молитвой и самоотречением, и сегодня даются особые дары – душеведения и утешения, исцелений и пророчеств. И слова  Христа «Будете делать как Я и больше меня» действительно воплощаются и в наши дни, и в современных людях – в особых молитвенниках и духовных наставниках, одним слово.

http://pravmir.ru/chetyre-starca/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010