На основании приведенных слов Священного Писания, а также рассуждений святителя Николая, можно с уверенностью сказать, что всякая попытка людей достичь хотя бы внешнего единения вразрез с волей Божией не увенчается успехом. Как пишет богодухновенный пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126. 1, 2). И какой бы «новый мир» на земле ни строил человек, сад (евр. Рай – прот. В.В.), который насадил не Отец Небесный, поздно или рано искоренится (ср. Мф. 15, 13). Церковь же Христа Спасителя пребудет вовек. Христианин же как член Церкви должен воздвигнуть на земле духовную башню из добрых дел, основанием которой являлся бы Господь Иисус Христос. Как учит святой апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 19–22). А то, что поддерживает Бог Своим перстом, говорит святитель Николай в «Беседах», стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29) [lxv] ! Службы на каждый день первыя седмицы Великаго поста. Вторник. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994. С.82. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.320. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.322. [v] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xi]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. Алфавитные главы. М. 2006. С. 55. [xiii]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xvi] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С. 320.

http://bogoslov.ru/article/5514684

протоиерей Виктор Василевич Скачать epub pdf Какое выражение нравственный закон имеет в разных религиозных системах? Насколько он универсален и чем отличается от христианской нравственности? Почему среди принявших православие иногда бывает больше безнравственных людей, чем среди неверующих или иноверцев? Все эти вопросы находят отражение в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича). Взгляды святого на эту тему приведены в статье преподавателя Минской Духовной Семинарии протоиерея Виктора Василевича. В своей книге «Слово о Законе» святитель Николай Сербский приводит беседу преподобного Серафима Саровского с ученым архимандритом Макарием 1 , ректором семинарии. Из этого разговора между двумя яркими личностями XIX века святитель выделяет временные эпохи, которые делят человечество на три периода: детский, юношеский и зрелый. Детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного 2 . Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана : «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4, 4 )? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? 3 " Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» 4 . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим. 2. 14–15 ). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

11 Июня. Поучение о двоякой тайне брака Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.2:7 ) Великая тайна в том, что человек оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей. Сам апостол, который возвысился до третьего неба и видел многие тайны небесные, называет брак плотских людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни, и больше нее лишь тайна связи Христа с Церковью. Христос называется Женихом, а Церковь – Невестою. Христос так любил Церковь , что из-за Нее оставил Отца Своего Небесного – оставаясь, конечно, с Ним в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и за Нее пострадал, чтобы Ее Кровью Своей очистить от греха и всякой скверны и сделать Ее достойной называться Его Невестой. Любовью Своей Он согревает Церковь , Кровью Своей питает Ее, и Духом Своим Святым оживляет, освящает и украшает. Как муж для жены, так Христос для Церкви. Муж – глава для жены, и Христос – Глава для Церкви. Жена слушается своего мужа, и Церковь слушается Христа. Муж любит свою жену, как свое собственное тело, Христос любит Церковь , как Свое собственное Тело. Муж любит жену, как себя самого, а жена боится мужа, и Христос любит Церковь , как Себя Самого, а Церковь боится Христа. Как никто не питает отвращения к своему телу, но его согревает и питает, так и Христос согревает и питает Церковь, как Свое Тело. И отдельная душа человеческая – невеста Христа Жениха, и собор всех верных – Невеста Христа Жениха. Каково отношение отдельного верующего человека ко Христу, таково отношение всей Церкви ко Христу. Христос – Глава великого Тела, которое зовется Церковью и которое частично видимо, а частично невидимо. О, братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред Судом Христовым. О Господи, Спасителю Благий, очисти, и спаси, и укрась души наши, чтобы удостоились бессмертного и невыразимого единства с Тобой во времени и вечности. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

13 Июня. Поучение о Таинстве елеопомазания И многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ) Так делали апостолы святые, и затем заповедано, чтобы и мы так делали. Апостол Иаков пишет нам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Не следует призывать кого бы то ни было, кроме священников, пресвитеров Церкви; не следует его помазывать ни во чье бы то ни было имя (чтобы это не было колдовством), кроме как во Имя Господне; не восставит его никто иной, кроме Самого Господа, и никто иной не может простить ему грехов, один только Господь. Почему елеем помазание, а не чем-либо другим? Потому что так заповедано, и чтобы мы проявили послушание и веру. А почему заповедано, чтобы мы крестились водой, миропомазывались миром и причащались хлебом и вином? Это Божий выбор и Божие усмотрение, а наше дело – слушаться и веровать. Различные элементы используются в разных Таинствах, но благодать одна, как и Господь один, а от Господа все. Зачем Господу нужна некая материя, дабы излить благодать Свою на нас? Не Господу нужна материя, а нам, пока мы находимся в материи, нужна материя. Снисходя к нашей немощности, Господь использует материю. Нематериальным Ангелам Он дает благодать нематериальным способом. Бессилен елей сам по себе, как и бессильна любая материя сама по себе, а благодать Божия всесильна. Посредством елея Господь дает благодать Духа Своего Святого, и эта благодать исцеляет больных, поднимает расслабленных, возвращает ум сумасшедшим. О, братья мои, сколь несказанна благость Божия! Чего Господь не сделал для нас? И чего бы мы более могли пожелать? Все потребности наши Он знал наперед и для них всех наперед предусмотрел средства. А от нас Он хочет только, чтобы в Него веровали и Его установления исполняли. Так не постыдно, не позорно ли для нас то, что мы часто добросовестнее выполняем предписания врачей, людей смертных, как и мы сами, а установлениями Бессмертного Бога пренебрегаем? Господи Всеблагий, расплавь каменные сердца наши силой благодати Твоей, дабы пред смертным часом могли мы проявить должную благодарность по отношению к Тебе, – к Тебе, о Всеблагий и Всемудрый Боже наш! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

16 Мая. Поучение о том, как будут восприниматься идолопоклонники Так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, – говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» ( Иер.2:26–27 ) Воистину, братья, осрамятся все те, кто не видит дальше дерева и камня, и кто в безумии своем говорит: человек весь из растительного и минерального состава и с ним происходит то же, что с растениями и минералами. Повернутые спиной к Творцу, они не могут видеть ничего, кроме твари, и, забывая Творца, тварь объявляют Творцом. Природа, говорят, человека создала и родила, поэтому человек меньше природы, ниже природы, он слуга природы, раб на цепи природы, мертвец во гробу природы. Осрамятся те, кто так говорит, когда настанет бедствие, и будут говорить: Встань и спаси нас! Зачем говорить Богу: «Встань»? Как будто Бог лежит! Не лежит Бог, а стоит – стоит и ждет, чтобы помочь каждому, кто с верой и смирением ждет помощи от Него. Но те, что целовались с деревом и камнем, уповая на свою силу, Его повалили в жизни своей, и удалили из жизни своей. Поэтому, когда настает бедствие, кричат Ему: «Встань!» А Господь кроток, встает и идет на помощь каждому раскаявшемуся. Пусть грешник покается истинно и, отбросив грешную свою любовь, пусть обратит любовь к Богу – и тогда Бог ему поможет. Пусть только он повернется спиной к мертвому дереву и камню, а лицом к Богу Живому – и Бог его избавит. Потому что Всемогущий не злопамятен и не мстителен. Он создал людей не для смерти, а для жизни. О, братья, не следует искать помощи у беспомощных, а жизни у безжизненных. Давайте повернемся лицом к Живому Создателю нашему, Который дал нам лицо, светлее лица любой иной земной твари. Давайте вернемся от западного неверного пути к восточному пути, ибо на этом пути спасение. Только давайте поспешим, пока наш последний день на земле не утонул во мраке запада. О, Господи Вознесшийся, вознеси разум наш на небеса. Очисти его от мрака и облегчи его от земли, Светоносный Создателю наш. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

18 Апреля. Поучение об исполнении пророчества ... Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15:10 ) Это слова вдохновенного тайновидца, слова светлые, пророческие. Это Давид говорит о Христе Господе, о душе Его и о теле Его, то есть о том, что в Нем человеческое. Что эти слова Давида относятся к Христу Воскресшему, засвидетельствовал апостол Петр в своей первой речи, сразу после схождения Духа Святого ( Деян.2:27 ). Ибо он говорит: Давид и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, эти слова не могут относиться к Давиду, даже если он говорит это как бы от себя и о себе, а относятся они к какому-то потомку Давида по плоти. Плоть Давида истлела, как истлела и плоть иных его потомков. Христос же – его потомок по плоти, Который не оказался в Аду и плоть Которого не изведала тления. Предвидевший (Давид) говорит о Воскресении Христовом. Воистину, блистательное пророчество! Воистину, чудесное провидчество! Но сколь непонятными и неразумными должны были казаться эти слова иудейским толкователям Псалмов до Воскресения Господа! Когда была снята печать с гробовой плиты, была снята печать и со многих довольно темных и непонятных пророчеств. Христос воскрес, и тайна стала явью. Гробовая плита снята не только с Его Святого Тела, но и с многочисленных слов и видений пророческих. Христос Воскрес – и пророческие слова воскресли. Сойдя в Ад, Господь вывел души праведных отцов и пророков на свет небесный, а Своим Воскресением вынес их слова и видения на свет разума и истины. Христос Воскрес – и все доброе, праведное и истинное до и после Воскресного утра воскресло. О Воскресший Господи, причисли и нас к воскресшим обитателям Царства Твоего Бессмертного! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

19 Июня. Поучение о сохранении сердца Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч.4:23 ) В сердце воля, в сердце любовь, в сердце разум – в сердце образ Пресвятой Троицы Божией. Сердце – это дом Отца, жертвенник Сына и мастерская Духа Святого. Бог сердца хочет: сын, дай Мне сердце! О, брат мой, больше всего хранимого храни сердце твое! Пусть горы перевернутся, пусть моря высохнут, пусть тебя друзья покинут, пусть от тебя уйдет богатство, пусть твое тело черви сточат, пусть мир обрушит на тебя все издевательства, которые существуют, ты не бойся, храни только сердце свое, храни его и прилепи его к Господу, подай его Господу. Из сердца проистекает жизнь; но откуда жизнь в сердце, если в нем не пребывает дыхание Хозяина и Источника Жизни – Бога? Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое ( Мф.12:35 ). Это слова Господа, Который наполняет сокровищницу сердца твоего богатством Своим. Что такое добрый человек? Это доброе сокровище сердца. Что такое злой человек? Это злое сокровище сердца. Из сердца (злого человека) исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ); из доброго сердца исходят мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Видишь, каким огромным складом является сердце человеческое? Видишь, сколько всего может вместиться в сердце человеческое? О, брат, Сам Бог Дух Святой, когда благоизволит, может вместиться в сердце человеческое. И не только может, но и хочет. Только Он ждет, чтобы ты подготовил сердце для Него. И чтобы обратил его в храм, потому что Бог Дух Святой только в храме обитает. Как змея хранит голову, так и ты, сын мой, храни сердце свое. Больше всего хранимого храни, сын мой, сердце твое! Потому что в него входит и из него исходит жизнь, которая от Живого Бога. Господи Жизнедавче, помоги нам сохранить сердце свое – для Тебя, для Тебя, Господи! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

19 Января. Поучение о таинственной Божественной Троичности Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ) Когда читаем Священное Писание , мы должны внимательно относиться к каждому слову. Читающий бегло, например, не заметит разницы, которую Евангелист отмечает между Троичностью небесной и троичностью земной. О небесной Троичности он говорит: и Сии три суть едино, о земной же: и сии три об одном. А между быть едино и быть об одном – огромная разница. Отец, Сын и Дух Святый суть едино, тогда как дух, и вода, и кровь только об одном, а не едино. Ведь и враги могут быть в одном, однако не едино. Все люди на земле в одном, но не едино. Вода и кровь составляют тело, а дух есть дух. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал.5:17 ); они, значит, не едино, хотя и в одном. И когда человек умирает, общность разрывается и прекращается: кровь и вода идут в одну сторону, а дух – в другую. Тогда как лишь Божественная Троичность на небесах не только в одном, но и едино. Но есть и троичность на внутреннем небе человеческом, которое должно быть не общностью, а единством, чтобы человек имел блаженство и на этом, и на том свете. Это единство ума, сердца и воли. Пока эта троичность находится лишь в общности, до тех пор человек в противоборстве с самим собой и с небесной Троицей. Когда же эта троичность станет единством, когда ни одно из составляющих не господствует и не рабствует, тогда человек наполняется единым миром, который превыше всякого ума ( Флп.4:7 ), всякого слова, всякого объяснения, всякого страха и всякой скорби. Тогда малое небо в человеке начинает походить на великое небо Божие; и образ, и подобие Божии становятся тогда выразительными в человеке. Господи Триединый, помоги нам быть подобными хотя бы на тех, которые подобны Тебе. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1 Января. Поучение о Самуиле О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:27–28 ) У Бога испрошенным и Богу посвященным был Самуил, пророк и вождь народа израильского. Блаженная Анна, бездетная мать его, слезами и жертвами испросила его у Бога. И его, единственного сына, наибольшее благо свое, отдала с самого детства на служение Господу. Мудрая мать считает своих детей не своими, а Божиими. Божии они и когда их Бог дает, и когда их Бог забирает, но более всего они Божии, когда их мать сама Богу посвящает. Божий дар возвращается Богу как ответный дар. Ибо мы ничего своего не имеем, чтобы дать Богу, а только то, что от Него получаем. И жил отрок Самуил при храме среди испорченных сыновей священника Илия, однако не испортился. И Господь не пожелал являться грешным старикам, а явился этому чистому ребенку... Ибо Самуил исполнял волю Божию и не позволил, чтобы осталось хоть одно из слов Его неисполнившимся ( 1Цар.3:19 ). И был Самуил судиею народу израильскому от юности до старости, и не сделал ничего плохого ни Богу, ни людям. И Бог дал ему силу, и он пророчествовал и творил чудеса; всех врагов Бога и врагов народа он победил, и двух царей помазал – Саула и Давида. А когда состарился, то созвал народ и спросил, учинил ли когда-либо над кем-то насилие или взял ли от кого что. А народ единогласно ответил: ты не обижал нас, и насилия над нами не чинил, и не притеснял нас, и не взял ничего из чьей-то руки ( 1Цар.12:4 ). Вот такой человек был тот, кто Богом дарован и Богу в ответный дар принесен и кто возрастал с благословением Божиим и благословением материнским. Пусть же матери используют пример Анны блаженной; пусть судьи и вожди народные используют пример Самуила праведного. О Господи Святый и Пресвятый, Благий и Преблагий, отвори души наши, чтобы мы видели святость и благость Твою, да чтобы раскаялись в злых делах своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

21 Апреля. Поучение о воскресении мертвых Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ( 1Кор.15:35 ) Апостол Павел заранее знает о сомнениях, которые неверующие будут выражать по поводу воскресения из мертвых, и заранее отвергает их. Как воскреснут мертвые? – спрашивают и сегодня неверующие, которые не видят чудес воскресения в природе ни телесным зрением, ни тем более духовным. Безрассудный! – продолжает апостол, – то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Пока семя в земле не умрет, не прорастает злак, то есть нечто совсем отличающееся от семени. Но неверующий смотрит своими глазами и не видит, а продолжает спрашивать: «Как это может воскреснуть мертвый человек?» Как? Так, как Христос Воскрес. Он сошел мертвый во гроб, а восстал Живой. Воскресение из смерти показывает и природа; но убедительнее природы показывает Воскресший Господь. Чтобы нам было легче верить и надеяться – верить в Воскресение вообще и надеяться на собственное наше воскресение, Он Сам Воскрес из гроба, воскресив перед этим Лазаря Четверодневного, сына Наинской вдовы и дочь Иаирову. «Но в каком теле восстанут мертвые?» – спрашивают неверующие. В таком, в каком Бог пожелает. У Бога имеется бесчисленное множество видов тел. Однако апостол делит все тела на две группы: земные и небесные. В небесные тела, следовательно, облекаются те, кто умер в земном теле: нетленным заменится тленное, бессмертным заменится смертное, прекрасным заменится безобразное. Однако и в небесном теле человек узнает себя и других вокруг себя так же, как узнает себя и когда одет в нищенские лохмотья, и когда облачен в царскую порфиру. Господи Пребогатый, не предай нас вечному тлению, но как царских сынов облачи нас в одеяния бессмертные. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010