Бучить — тереть, бить белье в мойка . Отбучить — отдубасить, прибить кого. Зря — так, как-нибудь: он это сделал зря, не подумавши. Колоть — время, когда земля схватывается морозом без снега, становится замерзнувшею грудою. Калеть — твердеть, жесткнуть от мороза. Шумаркать — шуметь, пошаливать, шевелиться. Рубаха из ксандрейки — красн китайки. Франт и большие по Свияге, потом Барышу, по Сызране, по Черемшану, по Майне. Пристань важнейшая Промзино: из нее хлеб в один год доходит Петербурга. По смолотии хлеб кладется бунтами в мешках на подобие ядер. Как весна, обкалывают лед около судов, и суда называются суряками. Обколовши, начинают грузить суда и стараются их приготовить, чтобы они вместе со льдом вышли в Волгу. Грузка есть праздник бурлаков; задатки, начинают разгуливать и праздничать, прощаются и расстаются с женами, которые приходят в лентах, разряженные подареньем любовников и супругов. Тут же весенние песни и гульба на пристани между хлебами. Обыкновенно идут, несутся нарочно с плывущими льдами до Нижнего. В Мае уже бывают в Нижнем, выехав от 15 Апреля; скорое путешествие зависит от большого разлива. В начале Июня уже бывают в Рыбинске невзгодья на пути: мели, карши. Мука в мешках, овес в куле кладется сверху, ибо боится подмочки; крупа тоже в кулях; солод (зерно, пустившее росток) также в куле; пшеница и горох ссыпаются прямо. Нагрузкой занимаются особые наемщики с крючками на веревке, которыми подымают мешки и кули и взваливают на спину; иногда подымают до 9 пудов, при бранях, криках и понуканьях. Бурлаки же в это время гуляют с лентами за шляпой; бабы плетут хороводы. Девки все высокорослы и стройны. (Горох идет на флот — морякам.) Какие продукты и через какие пристани идут в Петербург и какие в Москву? Сало — приезжают московские купцы, но закупают на рынках, куда подвозят продавцы, рубл. 10 и 11 пуд сырьем; закупивши, топят его в салотопнях; топленое складывается в бочки, и весною грузится на суды и идет в Петербург. Сырец — нетопленое сало. Рыбные ловли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Но — и опять ужас нападал на него: сказка воплощалась перед ним в лица и формы. Он видел, как всё, начиная с детских, неясных грез его, все мысли и мечты его, всё, что он выжил жизнию, всё, что вычитал в книгах, всё, об чем уже и забыл давно, всё одушевлялось, всё складывалось, воплощалось, вставало перед ним в колоссальных формах и образах, ходило, роилось кругом него; видел, как раскидывались перед ним волшебные, роскошные сады, как слагались и разрушались в глазах его целые города, как целые кладбища высылали ему своих мертвецов , которые начинали жить сызнова, как приходили, рождались и отживали в глазах его целые племена и народы, как воплощалась, наконец, теперь, вокруг болезненного одра его, каждая мысль его, каждая бесплотная греза, воплощалась почти в миг зарождения; как, наконец, он мыслил не бесплотными идеями, а целыми мирами, целыми созданиями, как он носился, подобно пылинке, во всем этом бесконечном, странном, невыходимом мире и как вся эта жизнь, своею мятежною независимостью, давит, гнетет его и преследует его вечной, бесконечной иронией; он слышал, как он умирает, разрушается в пыль и прах, без воскресения, на веки веков; он хотел бежать, но не было угла во всей вселенной, чтоб укрыть его. Наконец, в припадке отчаяния, он напряг свои силы, вскрикнул и проснулся… Он проснулся, весь облитый холодным, ледяным потом. Кругом него стояла мертвая тишина; была глубокая ночь. Но всё ему казалось, что где-то продолжается его дивная сказка, что чей-то хриплый голос действительно заводит долгий рассказ о чем-то как будто ему знакомом. Он слышал, что говорят про темные леса, про каких-то лихих разбойников, про какого-то удалого молодца, чуть-чуть не про самого Стеньку Разина, про веселых пьяниц бурлаков, про одну красную девицу и про Волгу-матушку. Не сказка ли это? наяву ли он слышит ее? Целый час пролежал он, открыв глаза, не шевеля ни одним членом, в мучительном оцепенении. Наконец он привстал осторожно и с веселием ощутил в себе силу, не истощившуюся в лютой болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Это не фантазии, а картинки быта. У Шолохова и главный герой – Гришка Мелехов – в самые лютые морозы рукавиц не одевает. Он словно из другого теста слеплен. И уже после этого не выглядят бахвальством слова героя Шукшина из «Печек-лавочек», когда он сжимает кулак перед носом профессора, говоря: «Видел? Быка-трехлетку с одного удара бью». И не такая уж гипербола – сцена с пленом Тараса Бульбы, когда старик нагнулся за люлькой и не смог разогнуться от кучи поляков, повисших на нем. «Эх, старость», – сказал Тарас, но то была не старость, а добрый десяток ляхов, висящий на старом гетмане. И так куда ни кинешь взглядом, находишь Гиляровского, от стальных кулаков и железной хватки которого вся московская шпана шарахалась; видишь непобедимого Поддубного, бурлаков, которые на отдыхе для забавы Волгу на спор переплывали. Видишь портовых грузчиков, которые не вошли в книгу Гиннеса только по причине ее тогдашнего отсутствия. А еще двухметровых гренадеров и деревенских чемпионов по кулачным боям да целую прорву избыточно крепких людей, каких уже нет вокруг. Представителей какой-то особой исчезнувшей породы, в которых барышням влюбляться особенно легко, но и ужасно боязно. Зане переломают все ребра при первом же объятии, да еще и не заметят. А между тем мы считаем себя великим, умным и счастливым поколением. Еще бы! У нас ведь есть Айфон! «Да, были люди в наше время. Могучее, лихое племя…» Так говорит лермонтовский дядя, которого молодежь спрашивает о пожаре Москвы и Наполеоновских войнах. «Богатыри, не вы», – говорится там дальше, и с этим диагнозом трудно спорить. Одно только зашкаливающее количество аптек и больниц молча возвещает нам о том, что мы – поколение дохляков. Точно так же количество адвокатских контор, милицейских участков и прочего говорит нам о том, что мы – поколение преступников. Здоровым не нужны лекарства, праведным не нужны тюрьмы, уголовные кодексы и тому подобное. А между тем мы считаем себя великим, умным и счастливым поколением. Еще бы! У нас ведь есть Айфон! Нашей слепоте виной масонский миф о непрестанном прогрессе, о том, что каждое новое поколение ближе к счастью, чем предыдущие.

http://pravoslavie.ru/80869.html

(Извлечение из отчета, СПБ., 1871, стр. 262 – 264). Комитет состоял из следующих лиц: От духовного ведомства: главный священник армии и флотов прот. Богословский, члены духовных консисторий: Петербургской – прот. Содальский, Московской – прот. Рождественский, Киевской – прот. Лебединцев, проф. Киевского университета прот. Фаворов; профессора церковного законоведения: Моск. Дух. Академии Лавров и С.-Петербургской Барсов и юрисконсульт при обер-прокуроре Св. Синода Степанов. От II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии: старший чиновник Отделения Маркус и состоящий при нем действ. стат. сов. Любимов. От Министерства Юстиции: правитель канцелярии Министерства Бурлаков, прокурор С.-Петербургского окружного суда Баженов, товарищ председателя того же суда Сабуров и председатель С.-Петербургского столичного съезда мировых судей Неклюдов. От Министерства Народного Просвещения: профессора С.-Петербургского университета – гражданского права Пахман и уголовного права Чебышев-Дмитриев. Делопроизводителями комитета были назначены: состоящий при департаменте Министерства Юстиции Матвеев и секретарь С.-Петербургской духовной кансистории Камчатов. Комитет начал свои заседания с 30 апреля 1870 г. и имел в течение этого года 23 заседания. Письмо 7. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Напутствуемый благословением и благожеланием Вашего Высокопреподобия, благополучно прибыл я в Петербург в 5 часов вечера в воскресенье 25 апреля и, поклонившись общему покровителю нашему Св. Благоверному князю Александру, отправился на Троицкое Подворье ко Владыке 58 . Принят милостиво и узнал от Владыки, что Иван Николаевич 59 прибыл в субботу утром и в воскресенье уже служил со Владыкою на подворье, и что мы не опоздали, и даже можно было бы требовать нас не столь экстренно и поспешно. Комитет о цензуре 60 еще не кончил своих дел, и преосвящ. Макарий мог открыть наш комитет только 30 апреля. На подворье узнал я, что Владыка получил Высочайшее разрешение отправиться в епархию с 15 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Дети, победившие рак: " Не люблю плакать, терплю и крови не боюсь " В Москве прошли VIII Всемирные детские " Игры победителей " - международные спортивные состязания для детей, перенесших онкологические заболевания. Ежегодно их организует благотворительный фонд «Подари жизнь». Дети соревнуются в пяти видах спорта: легкая атлетика, плавание, настольный теннис, стрельба, футбол и шахматы. В этом году в " Играх победителей " участвовали более 500 детей 7-16 лет из 15 стран: Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Индии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Сербии, Турции, Украины, Хорватии. " Правмир " публикует 12 портретов юных победителей с их мыслями о жизни после болезни, мечтах, радости и надежде, без которых нельзя бороться и победить. Арина Махотина, 14 лет, Казахстан, выздоровела в 2015 году Победила острый лимфобластный лейкоз Виды спорта на " Играх победителей " : настольный теннис, футбол и плавание Во время болезни у меня был стимул выздороветь – я профессионально занимаюсь танцами, и меня очень поддерживали слова: «Скоро ты вернешься и будешь дальше ездить на соревнования». Это хорошая тактика – представлять себя в будущем, визуализировать. Она помогает бороться. Я не понимаю тех людей, которые губят свою жизнь курением, алкоголем или совершают суицид. Жизнь очень дорога, и она всего одна. Надо радоваться каждому моменту и не расстраиваться по пустякам. Матвей Бурлаков, 9 лет, Россия, Ейск, выздоровел в 2016 году Победил синдром Фишера-Эванса Виды спорта на " Играх победителей " : легкая атлетика, стрельба и футбол Мне понравилась работа врача – спасать людей, поэтому я хочу стать хирургом. Играю в Интернет-игры по хирургии, читаю книжки по анатомии. Не люблю плакать, для меня это как-то не очень… Я же собираюсь стать хирургом, а он должен все терпеть, даже если операция два дня идет. Я терплю, и крови не боюсь. А чтобы не опускались руки, нужно веселиться. Аня Грицук, 14 лет, Белоруссия, выздоровела в 2004 году Победила глиому зрительного нерва

http://pravmir.ru/creative/deti-pobedivs...

В.В. Виноградов Однокашник ОДНОКАШНИК Слово однокашник в современном русском языке малоупотребительно. На нем лежит налет народно-фамильярной архаистичности. В словаре Ушакова (2, с. 764) оно признано разговорно-устарелым и определяется так: «товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе (собственно – товарищ по столу, по питанию)». Это толкование восходит к определению слова однокашник, предложенному В. И. Далем, но несколько искажает его объяснение. В словаре Даля сказано: «Однокашник, одноартельщик, однотрапезник, товарищ по столу; выросшие вместе». Таким образом, у Даля различаются два оттенка значения этого слова: 1) «член одной артели, товарищ по столу» и 2) в более широком и переносном смысле: «вообще выросший вместе, товарищ детства, юности, росший и воспитывавшийся в той же обстановке». Это, конечно, не совсем то, что можно себе представить, опираясь на толкование современного словаря. У В. А. Гиляровского в очерках «Люди театра» (1941) так рассказывается о дружбе автора с актером Андреевым-Бурлаком: «Как я был счастлив получить от него переплетенную в красный сафьян книжку ”По Волге“ с надписью: ”Моему другу и однокашнику-волгарю, бурлаку настоящему, Володе Гиляровскому от актера Бурлака“» (с. 96). Такое употребление слова однокашник (в значении «товарищ – член одной рабочей артели») не предусмотрено словарем Ушакова и даже противоречит ему. Если же обратиться к еще более раннему академическому словарю 1847 г., который впервые зарегистрировал это слово как общелитературное, то там можно найти такое, более общее, определение: «Однокашник, а, с. м. Живущий с другим в товариществе» (сл. 1847, 3, с. 50). Из того факта, что слово однокашник не попало в словари Академии Российской, можно сделать вывод, что до начала XIX b. оно считалось областным или узкопрофессиональным. Этимологический состав и внутренняя форма этого слова очень прозрачны. Однокашник – это человек, принадлежащий к одной каше. Но в каком смысле разумеется здесь слово каша? Каша была любимым славянским кушаньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Между тем, при бедности нашего крестьянина, при крайней недостаточности у нас училищ для элементарного образования, при разбросанности наших селений на огромных пространствах, часто селений маленьких, в десяток-другой дворов, пока никак нельзя обойтись без маленькой школки, так привычной и так доступной народу. «Духовенство считало себя вдвойне обязанными взять под свое особое покровительство эту созданную бедным народом школу и приложило старание по мере сил и средств упорядочить ее, помочь ей и средствами, и указаниями, и личным участием в научении детей. Для некоторых школ грамоты удалось устроить особое, хоть небольшое здание или нанять более или менее удобное и постоянное помещение и обставить ее самыми необходимыми школьными принадлежностями; тогда подыскивался сюда и учитель уже не из простых грамотеев, а более сведущий, опытный, с определенным вознаграждением, иногда до 150 рублей в год. «В 1891 году были выработаны особые правила о школах грамоты, узаконяющие их бытие и устанавливающие некоторую организацию их, с подчинением ответственному ведению и руководительному наблюдению приходского священника. В «Положении же о церковных школах» 1902 года определен даже и курс школы – не менее двух лет, а что особенно важно, – указан повышенный образовательный ценз учителя или учительницы. Этим уже узаконился более определенный тип школы грамоты. «Число школ грамоты, возросши в 1899 году до наибольшей цифры 21 900, с каждым годом уменьшается, частью за преобразованием их, где к тому представляется возможность, в церковно-приходские; частью за открытием начальных училищ земских или министерских, упразднявших надобность в школах грамоты; частью же, как это особенно резко проявилось в 1901 и 1905 гг., за недостатком средств содержания на месте. Теперь, по последним отчетным сведениям 1905 г., состоит таких школ 16 969 с 588 286 учащимися (в среднем на 1 школу 31 учен.)». Итак, обвинение в том, что школы церковные существуют только на бумаге, устарело и теперь совершенно несостоятельно. Трудно показать на бумаге два миллиона учащихся и 43 000 школ... Если бы это было в действительности, то и самая вражда к церковным школам прекратилась бы, ибо нельзя же, в самом деле, ненавидеть пустое место... Это было бы борьбой против крепостного права, уже не существующего, или ламентациями по поводу жизни и быта бурлаков, существование которых уже отошло в область преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Комментарии Ирина 15 января 2021, 23:20 Искренняя признательность Михаилу Алдашину за искренний правдивый фильм. И. 15 января 2021, 19:44 Ирина14 января 2021, 09:37 Автор не занижает, а показывает, что никто не заметил в то время это Событие, кроме тех, кому ангел открыл, как и описано в Евангелии, земля спала, ликовали Небеса. Что касается " пошушукались " , то как передать, что весть была для одной, как Вы назвали, " обычной женщины " ? Евангелисты не говорят, что Небеса разверзлись и появились глашатаи с трубами, а Дева Мария пала ниц перед Ангелом Гавриилом. И вообще-то да, до этого события Дева Мария была " обычной " , тем более в плане быта. Так почему бы не представить и не передать доступными средствами, что она занималась домашним хозяйством и до того дня ничто не предвещало, что она станет " необычной " ? И. 15 января 2021, 19:31 Павел К.15 января 2021, 12:13 Возможно, потому что Евангелисты пишут " дом " и " ясли " , а " пещера " возникла позже как уточнение в соответствии с обычным устройством жилища в Вифлееме в ту эпоху. С предположительным устройством дома с пещерой в качестве первого этажа, где хлев, можно ознакомиться в других источниках. А в мультфильме показан хлев, без претензии на " историческую достоверность " и точность. Автор возможно Вам что-то еще объяснит. Станислав 15 января 2021, 19:07 Мультфильм просто великолепный! Ардашев замечательный, тонко чувствующий человек, настоящий Мастер! Елена Киев 15 января 2021, 18:41 Посмотрела. Очень понравился мультфильм. Павел К. 15 января 2021, 12:13 Уважаемый Михаил ! Посмотрел ваш мультфильм " Рождество " . Спрошу прямо ,как Фрося Бурлакова, почему не пещера (царя-пастуха Давида !),а домик ? Даже очень по-добренькому нельзя запутывать евангельскую историю для детей. Ангелы сами ошеломлены происходящим . Их торжественной радости не может вместить небо, у вас же они несколько раздраженно выполняют свои " обязанности " .Много хорошего , но оригинальность вытесняет святость. Ирина 14 января 2021, 09:53 В предыдущем комментарии перепутала фамилию художника. Извиняюсь. Да и вообще, своей критикой обидела, наверное и его, и его поклонников. Тоже извините. Он, наверное, старался как лучше... Но мне не понравилось.

http://pravoslavie.ru/136697.html

Она как-нибудь угадала или уследила перспективу впечатлений, борьбу чувств, и предузнаёт ход и, может быть, драму страсти, и понимает, как глубоко входит эта драма в жизнь женщины. Эта преждевременная чуткость не есть непременно плод опытности. Предвидения и предчувствия будущих шагов жизни даются острым и наблюдательным умам вообще, женским в особенности, часто без опыта, предтечей которому у тонких натур служит инстинкт. Он готовит их к опыту по каким-то намекам, непонятным для наивных натур, но явным для открытых, острых глаз, которые способны, при блеске молнии, разрезавшей тучи, схватить весь рисунок освещенной местности и удержать в памяти. А у Веры именно такие глаза: она бросит всего один взгляд на толпу, в церкви, на улице, и сейчас увидит кого ей нужно, также одним взглядом и на Волге она заметит и судно, и лодку в другом месте, и пасущихся лошадей на острове, и бурлаков на барке, и чайку, и дымок из трубы в дальней деревушке. И ум, кажется, у ней был такой же быстрый, ничего не пропускающий, как глаза. Не всё, конечно, знает Вера в игре или борьбе сердечных движений, но однако же она, как по всему видно, понимает, что там таится целая область радостей, горя, что ум, самолюбие, стыдливость, нега участвуют в этом вихре и волнуют человека. Инстинкт у ней шел далеко впереди опыта. Вот об этом и хотелось бы поговорить Райскому с ней, допытаться, почему ей этот мир волнений как будто знаком, отчего она так сознательно, гордо и упрямо отвергает его поклонение. Но она и вида не показывает, что замечает его желание проникнуть ее тайны, и если у него вырвется намек — она молчит, если в книге идет речь об этом, она слушает равнодушно, как Райский голосом ни напирает на том месте. У него, от напряженных усилий разгадать и обратить Веру к жизни («а не от любви», думал он), накипало на сердце, нервы раздражались опять, он становился едок и зол. Тогда пропадала веселость, надоедал труд, не помогали развлечения. — Это не опыт, а пытка! — говорил он в такие мрачные дни и боязливо спрашивал себя, к чему ведет вся эта тактика и откуда она у него проистекает?

http://azbyka.ru/fiction/obryv-goncharov...

Директора сгоревшего в Хабаровском крае детского лагеря арестовали на два месяца 25 июля, 2019. Новостная служба Меру пресечения выберут еще двоим обвиняемым 25 июля. ПРАВМИР. Суд Солнечного района Хабаровского края арестовал на два месяца директора детского лагеря «Холдоми», где из-за пожара погибли дети. Он заключен под стражу до 22 сентября, сообщает РИА Новости. Суд также определит меру пресечения директору организации, которой принадлежал лагерь, Виталию Бурлакову и сотруднику МЧС Эдуарду Новгородцеву, который, знал о нарушениях пожарной безопасности в палаточном городке. Пожар произошел в палаточном лагере на территории туркомплекса «Холдоми». В городке было 26 палаток, из них 20 полностью сгорели. В лагере находились 189 воспитанников. В пожаре погибло четверо детей, еще несколько пострадали. После пожара СК возбудил уголовные дела по статьям «Причинение смерти по неосторожности», «Оказание услуг, не соответствующих безопасности жизни и здоровью потребителей» и «Халатность». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 июля, 2019 23 июля, 2019 23 июля, 2019 7 апреля, 2024 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 6 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/direktora-sgorevshego-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010