Очевидно, чувство благодарности положено в основание всех наших отношений к Богу. Известно, что молитвы наши разделяются на три вида: славословие, прошение и благодарение, но благодарение лежит в основании двух предыдущих. Средства вечного спасения нашего дарованы нам Богом не только без прошения нашего, но и свыше всякого ожидания и разумения нашего: благодатью есте спасени чрез веру, и сие не от вас Божий дар, говорит Апостол ( Еф. 2, 8 ). Все потребное для земной жизни нашей Бог дарует по любви Своей к нам, даже когда мы и не замечаем того, что нам даруется: „знает Отец ваш, говорит Иисус Христос, в чем вы имеете нужду прежде прошения вашего у Него» (Мат. 6, 8). Еще древнему Израилю Бог внушал, что от него требуется только способность принимать дары Божии, а они всегда готовы: „открой уста твои, и Я наполню их ( Пс. 80, 11 ). Итак, для нас усыновленных» Иисусом Христом Отцу нашему небесному ( Гал. 4. 5, 6 ) предстоит только быть достойными даров Его, принимать их с благоговением, и за все, что мы понимаем их, ценим и с сознанием употребляем для своего блага и счастья по врожденному нам чувству справедливости, благодарить Его. А при мысли о бесконечном Его величии и необъятной для нас полноте Его совершенств, в удивлении и духовном восхищении славословить Его как неумолчно славословят Его Ангелы на небесах: „свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его» ( Ис. 6, 8 ). Почему же Господь заповедует нам еще и прошение в молитвах наших: „просите, дано будет вам (Мат. 7, 7,1). Потому что, при оставленной нам и после грехопадения нашего свободе, необходимой для сознательного усовершенствования всех разумных существ мы подвергаемся грехопадениям и имеем нужду просить Отца небесного о помиловании и возвращении нам даров его. И, однако же, и в претерпеваемых нами в отчуждении от Бога лишениях, и в скорбях и страданиях сокрыт для нас путь к новым молитвам благодарения за исповедуемые дела промышления и премудрости Божией, являемые в призвании грешника к покаянию и исправлению. И Господь, желающий восстановления союза нашего с Ним, говорит бедному грешнику: „призови Меня в день скорби: Я избавлю тебя и ты прославь Меня» ( Пс. 49, 15 ), а душа верующая и сознающая вины свои пред Ним отвечает Ему: „знаю, Господи, что суды Твои праведны. Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим» ( Пс. 118, 71, 75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Подчеркну, что светлые, позитивные тенденции сегодня тоже заметны, особенно если сопоставить современную эпоху со злосчастным временем 90-х. Мне совершенно ясно: просвещение общества со стороны Православной Церкви, курс на обретение духовных корней, путь подлинного воцерковления людей – вот единственное, что может противодействовать растлению нравов, затормозить и сдержать этот процесс, развернув нашу историю вдоль вектора созидания. – В Евангелии сказано: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22–23). По одному из толкований это относится к служителям Церкви. Батюшка, как Вы думаете, сейчас наши «очи» прозрели, видят значение Русского Царя для благосостояния Отечества и спасения душ человеческих? Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в Царском Крестном ходе на Ганину Яму – Сегодня Царская Семья прославлена в лике святых, хотя мне кажется, не вполне еще проявляются последствия ее прославления… Сегодняшнее духовенство, плоть от плоти нашего народа, тоже нуждается в просвещении и укоренении историзма в своем сознании. Многие молодые батюшки, столкнувшись с либеральными тенденциями на учебной скамье, как я вижу, легко подхватывают чужую песню о «слабости Государя». Слышу, что иные из известных церковных полемистов не видит ничего предосудительного в «Матильде», говоря, что «Государь показан в фильме как человек, которому ничего не чуждо»... Таким образом, невежественные обыватели почитают гнусный пасквиль едва ли не биографической страницей из жизни последнего Российского Монарха. Сегодня трудно делать обобщение, хотя по моим наблюдениям – а я знаком и со столичным, и с провинциальным духовенством – среди представителей клира гораздо чаще, чем в иных сословиях общества, можно встретить искренних и разумных патриотов. Священники, возрождая нравственность в России, понимают, что почитание памяти святого Государя Николая Александровича является одновременно и внутренним нравственным долгом, и потребностью души православного христианина.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/04/tol...

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским : «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего. Почему Христа называют Женихом? иеромонах Иов (Гумеров) В Своей проповеди Иисус Христос не только возводит брак к его первоначальному совершенству, которое было затемнено человеческим грехом, но и берет этот Богоустановленный союз как символ Своей всесовершенной любви к Церкви, которую Он создал. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–28 ). Почему Иоанну Крестителю не было предоставлено право выбора, если он уже от чрева матери исполнился Духа Святого? иеромонах Иов (Гумеров) Право выбора основано на свободе человеческой воли. Эта свобода есть неотъемлемое свойство образа Божия в человеке. Воля может быть ослаблена и искажена грехом, но всегда остается свободной. И чем выше человек стоит духовно, тем полней проявляется эта свобода: Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными( Ин.8:31–32 ). Такой человек глубоко понимает природу добра и зла, свободен от рабства страстей. Поэтому выбор его действительно свободный. Напротив, человек духовно слепой, живущий в грехе, имеет свободу воли, но реализуется она в очень узком пространстве. Выбор определяется доминирующими страстями. Поэтому и право выбора оказывается иллюзорным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сектант: 6) И диаконов избрала и поставила на служение сама община: « Итак, братие, сказали верующим св. Апостолы, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости, их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненнаго веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращеннаго из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:1–6 ). Объяснения православного: 6) Относительно избрания первых диаконов нужно, во-первых, заметить, что община избрала их не по своему желанию и почину, а по желанию и предложению Апостолов (ст. 2). Если бы последние не пожелали и не предложили общине избрать диаконов, то никто их и не избирал бы. Во-вторых, самое рукоположение избранных во диаконы совершено было не кем-либо из общины избравших их христиан, а самими Апостолами, ибо никто из мирян не имел права даже во диаконы рукополагать: «изберите... их поставим (то есть мы, Апостолы) на эту службу... их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). Что же касается высшей степени священства – епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим, чтобы их избирала община, а видим, что их избирали и рукополагали сами Апостолы ( Деян. 14:23 ), ( 1Тим. 4:14 ), ( 2Тим. 1:6 ), передавшие потом право избирать и рукополагать пресвитеров епископам, как своим преемникам ( 1Тим. 5:22 ), ( Тит. 1:5 ). Таким образом самовольное избрание и рукоположение сектантами их лжедиаконов и лжепресвитеров не оправдывается словом Божиим, а осуждается. Сектант: 7) «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? ( 1Тим. 3:1–5 ), ( Тит. 1:6 ). Епископы должны быть женатые, а ваши архиереи – монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– Смотрите, говорит Апостол в послании к Евреям, не отвратитесь и вы от Говорящаго. Если (древние евреи, бывшие при Моисее) не послушавшие глаголавшего на земле не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Бога, глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание; еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: еще раз – означают изменение колеблемого как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак, мы, приемля царство небесное, будем хранить благодать, которую будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом. Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12,22-26; 29).Я привел указанные слова Павла из послания к Евреям потому, что они относятся и к нам, русским людям, отступившим от Бога и от Нового Сиона, церкви Христовой, основанной на несокрушимом Камне-Христе, на Который кто упадет, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит (Мф. 21,44). Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глинянные горшки (сосуды скудельные, Пс. 2), если не обратятся и не покаются. А церковь останется непоколебимою и до скончания века, и Монарх России, если пребудет верен Церкви православной, утвердится на престоле России до скончания века.Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: " отымется от вас царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его " (Мф. 21,42-43).Аминь. Слово седьмоеНа день воспоминания и празднования священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России 14-го мая 1907 годаВспоминаем и празднуем день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя нашего.Смутны и полны внутренней крамолы эти два-три года его царствования, и самый царский венец с порфирою едва не обагрился недавно кровию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

Таким образом, право учительства в Церкви принадлежит не всем ее членам, а избранным, на то поставленным и посланным лицам. 6) Сектант: И без епископского рукоположения законным пресвитером может быть тот, кого избрал народ и рукоположила община, как это было при избрании ап. Матфия: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал, принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий, Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам“ ( Деян. 1: 23–26 ). Объяснение православного: Приведенный пример нисколько не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиною сектантских пресвитеров. Во-первых, избрание Матфия на апостольское служение совершено не мирянами, а самими Апостолами, получившими на это власть от Самого Христа. Такой власти никому из сектантов никогда Христос не давал; они сами подобно Корею, Дафану и Авирону, незаконно похитили эту власть ( Числ. 16 гл.). Во-вторых, самое избрание Матфия совершено собственно не Апостолами, а Самим Богом: «покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал“. В третьих, при поставлении Матфия на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был брошен жребий на того, кто уже раньше был избран Христом и поставлен в число 70 Апостолов; после жребия он только перечислен из 70-ти в число 12 Апостолов, получив потом в день Пятидесятницы вместе с другими Апостолами видимо сошедшего на них Св. Духа. Сектантские же «пресвитеры“ в числе 70 Апостолов не были, Господь по жребию их не избирал и видимо, как в день Пятидесятницы ( Деян. 2: 3 ), Св. Духа на них не посылал. 7) Сектант: И диаконов избрала и поставила на служение сама община: «Итак, братие, сказали верующим св. Апостолы, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6: 3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний ( Отк. 1:10 ). За месяц до высочайшего повеления об ускорении производящегося в Святейшем Синоде дела о прославлении святого угодника Божия, Серафима Саровского , Господь привел меня опять в Саров и Дивеев. Из трех современниц отца Серафима, которых я встретил в первую свою поездку, я застал в живых одну только Елену Ивановну Мотовилову. Вскоре после моего отъезда, в 1900 году, отошла в селения праведных мать Ермиония; на Пасху, два года спустя, за ней ушла и мать Еванфия. Сильно за эти годы сдалась и Елена Ивановна: согнулся стан, стали меркнуть еще так недавно светлые и проницательные очи. Серафиму не нужно уже земных свидетелей его праведности, он зовет их к себе в места вечного упокоения, видеть и разделять с ним его славу, ту нетленную и вечную, неувядающую славу, которую Господь от века уготовал всем любящим Его, «идеже лица святых, Господи, и праведницы сияют, яко солнце!» Но свежесть ума и памяти не покинула еще родной старушки. Прошлое живет и расцветает в ее воспоминаниях, и время не имеет власти над ними!… По просьбе моей, с разрешения игумении Елена Ивановна дала мне целый короб бумаг, оставшихся после покойного ее мужа Николая Александровича. Всякий, кто интересовался житием отца Серафима, должен знать это имя, которое так тесно связано с именем Батюшки и устроенной им Дивеевской женской обители. Непонятым жил этот человек, неоцененным и умер, но был он при жизни «служкой Серафимовым», как он сам любил называть себя, таким и после смерти остался. В бумагах его довелось мне найти такое сокровище, которое по справедливости может быть названо величайшим свидетельством веры. Этой драгоценностью, с сохранением всей своеобразности слога сороковых годов минувшего столетия, на котором она написана, я и желаю поделиться с православным читателем. I. Приглашение Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… ( Ин. 14:12 .)

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Ну вот и сделали! Ноги отрубают! И Бог не защищает Свой народ, потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же не защитил ее от римлян. Я, бывало, твердил японцам: «Мы с вами всегда будем в дружбе, потому что мы не можем столкнуться; мы – континентальная держава, вы – морская. Мы можем помогать друг другу, дополнять друг друга, но для вражды никогда не будет причины». Так смело это я всегда говорил до занятия нами отбитого у японцев Порт-Артура после китайско-японской войны. «Боже, что это они наделали!» – со стоном вырвавшиеся у меня первые слова бьли, когда я услышал об этом нечистом акте русского правительства. Видно теперь, к какому бедствию это привело Россию. Но поймет ли она хоть отныне этот грозный урок, даваемый ей Провидением? Поймет ли, что ей совсем не нужен большой флот, потому что она – не морская держава? Царские братья стояли во главе флота доселе (сначала – Константин Николаевич, потом, доселе, – Алексей Александрович), требовали на флот, сколько хотели, и брали, сколько забирала рука. Беднили Россию, истощали ее средства – на что? Чтобы купить позор! Вот теперь владеют японцы миллионными русскими броненосцами. Не нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие, бездарность же не умела порядочно и вооружить его, оттого и пошло все прахом. Откажется ли же ныне Россия от не принадлежащей ей роли большой морской державы? Или все будет в ослеплении – потянется опять творить флот, истощать свои средства, весьма нужные на более существенное, на истинно существенное – как образование народа, разработки своих внутренних богатств и подобное? Она будет беспримерно могущественной, если твердо и ясно сознает себя континентальной державой – и хрупкой и слабой, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она – великая морская держава и потому должна иметь большой флот, который и будет в таком случае всегда добычей врагов ее и источником позора для нее. Помоги ей, Господи, сделаться и умнее, и честнее!.. Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Поехал на Оршу и Витебск. Погода морозная и ветренная. Тяжело, больно и тоскливо. 9-го марта. Четверг. Скоро и благополучно прибыл в Царское Село. Но, боже, какая разница, на улице и кругом дворца внутри парка часовые, а внутри подъезда какие-то прапорщики. Пошел наверх и там увидел душку Алике и дорогих детей. Она выглядела бодрой и здоровой, а они все лежали в темной комнате. Но самочувствие у всех хорошее, кроме Марии, у которой корь недавно началась. Завтракали в садике, так как дальше выходить нельзя! После чая рас-дорфа. Погулял с Валей Долгоруковым и поработал с ним в садике, так как дальше выходить нельзя! После чая раскладывали вещи. Вечером обошли всех жильцов на той стороне и застали всех вместе. Ген. Д. Н. Дубенский. Как произошел переворот в России Настоящие записки под заглавием «Как произошел переворот в России» составлены мною по уцелевшим моим записным книжкам, заметкам и по памяти. Весь подлинный официальный материал находится в сохранности, но в настоящее время я не имею возможности им воспользоваться. 23-го февраля. Приезд из Царского Села в Ставку. Государь император отбыл из Царского 23-го днем. В этой последней поздке его величество сопровождали лица, обычно в годы войны при нем находившиеся: 1 . Министр императорского двора, генерал-адъютант, граф Владимир Борисович Фредерике. 2 . Флаг-капитан, генерал-адъютант Константин Дмитриевич Нилов. 3 . Дворцовый комендант, с. е. в. генерал-майор Владимир Николаевич Воейков. 4 . В должности гофмаршала, с. е. в. генерал-.майор князь Василий Александрович Долгорукий. 5 . Начальник военно-походной канцелярии, с. е. в. генерал-майор Кирил Анатольевич Нарышкин. 6 . Командир конвоя его величества, с. е. в. генерал-майор граф Александр Николаевич Граббе граф Никитин. 7 . Генерал-майор Дмитрий Николаевич Дубенский. 8 . Командир собственного его величества железнодорожного полка, генерал-майор Сергей Александрович Цабель. 9 . Лейб-хирург его величества, профессор Сергей Петрович Федоров. 10 . Церемониймейстер барон Рудольф Александрович Штакельберг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще до службы в армии он подавал документы для поступления на историко-филологический факультет Московского университета, но, понимая трудности, связанные с попыткой получения гуманитарного образования в условиях господства марксистской идеологии, изменил свое намерение (скорее всего с благословения старцев). Через четыре года Николай окончил академию со званием агронома-полевода. Началась работа в Загорском районе, близ станции Ашукинская, помощником участкового, а затем уездного агронома. Здесь, в зимнее время, когда работы у крестьян было меньше, он читал им лекции о всхожести семян и т. д. Лекции проходили в холодном сарае, здесь Николай Александрович простудился и навсегда сорвал голос. При очередной «идеологической проверке кадров, Николай Александрович открыто высказал свои религиозные убеждения, после этого был уволен с разрешением работать «вне контакта с населением». С 1929 года он работал на Московской семенной контрольной станции. Здесь познакомился он с Марией Францевной Гринкевич, дочерью агронома. 24 июля 1932 года они, вступили в брак. Жили вначале в крохотной комнатке на Остоженке, а после смерти родителей Марии Францевны переехали в их дом дачного типа на Лесной улице в Измайлове (теперь — продолжение Измайловского проспекта). В 1937 году Николай Александрович перешел на работу в научную библиотеку Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), где работал в должности библиографа до 1949 года. Всюду, где бы он ни работал, неизменно проявлялась огромная душевная щедрость этого человека, его любовь к людям, доброта, готовность помочь. Вспоминает Сергей Иосифович Фудель , который работал в эти годы в ВАСХНИЛЕ: «Когда кто-нибудь из сотрудников большого учреждения ВАСХНИЛ не справлялся со своим делом и был удручен, он неизменно слышал совет: “Знаете что, сходите к Николаю Александровичу и все расскажите. Не стесняйтесь, он такой простой и отзывчивый. Он во всем поможет”». И люди шли к нему, сначала со страхом и стеснением, а потом легко и доверчиво.

http://azbyka.ru/fiction/mudryj-serdcem-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010