Roma, 1977. P. 148–196; Mantovanis P. C. The Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. P. 285–287; Habelea C. Die Erklärung der Göttlichen Liturgie nach Nikolaos Kabasilas//Ostkirchliche Studien. 2002. Bd. 51. Ht. 3/4. P. 278–281; Metso P. J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu, 2010 (PhD Thesis). P. 113–125; и др. Что касается восточной традиции, то здесь, как отмечает С. Салавилль, «можно констатировать, что, начиная со второй половины III века, освящение одновременно приписывается и Иисусу Христу, и Святому Духу; появляются свидетельства об эпиклезе в собственном смысле слова» (Цит. по: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию. С. 289). Согласно Бернару Ботту, «начиная с IV века, восточные отцы считали эпиклезу столь же важной молитвой анафоры, как и установительные слова. Со временем утвердилась первостепенность эпиклезы» (Botte В. L’epiclese dans les liturgies syriennes orientales//Sacris Erudiri. 1954. Vol. 6. P. 69). Ambrosius Mediolanensis, S. De sacramentis IV, 27//PL 16. Col. 445B. Et petimus et praecamur соответствует в каноне римской мессы Supra quae и Supplices te rogamus. См.: Ткаченко А. А. Канон мессы. С. 258. Что касается текста молитвы Supplices Te rogamus, то он, по-видимому, начинает формироваться только в VI–VII вв. Один из самых первых вариантов этой молитвы мы встречаем в сакраментарии Liber sacramentorum, приписываемом свт. Григорию Двоеслову (†604): «Supplices te rogamus, omnipotens Deus, iube haec perferri per manus angeli tui in sublime altare tuum, in conspectu divinae Maiestatis tuae, ut, quotquot ex hac altaris participatione sacrosanctum Filii tui corpus, et sanguinem sumpserimus, omni benedictione coelesti, et gratia repleamur» (Gregorius I Magnus, S. Liber sacramentorum//PL 78. Col. 28A). Isidorus Hispalensis, S. De ecclesiasticis officiis I, 15. 1//PL 83. Col. 752A. Цит. по: Тафт Р. Ф. Экуменическая наука и католическо-православный спор об эпиклезисе//Его же. Статьи/Пер.

http://bogoslov.ru/article/6195731

Бывший обер-прокурор синода князь Мещерский как-то заметил эту несообразность и предложил об этом на обсуждение синода. Синод приказал оставить при должностях тех из них, которые уже состояли в классных чинах, а прочих велел обратить в причетническое звание, для которого они были приняты; в случае же нежелания их оставаться в этом звании, исключив их вовсе из духовного ведомства, отослать в губернское правление для обращения, по точной силе узаконений (30-го июля 1798 года и 5-го декабря 1808 года), в первобытное податное состояние. Преосвященные, допустившие такие беспорядки, и секретари консисторий, не протестовавшие против таких злоупотреблений, получили строгие выговоры от синода. 473 Но чтобы окончательно пресечь такие злоупотребления, состоялся 31-го мая 1840 года указ, которым предписано всем епархиальным начальникам, в определении людей в гражданскую службу по всем ведомствам, следовать неуклонно Уставу о службе гражданской, в III томе Свода Законов помещенному, которым ясно определено, из каких состояний лица по своему происхождению могут поступать на службу, и чтобы отнюдь в неё не были определяемы люди, поступившие в духовенство из податного сословия, дабы, сверх нарушения закона, не подать повода домогаться увольнения из сего состояния в духовное для поступления в церковнослужители, с тою единственно целью, чтобы под сим предлогом входить в гражданскую службу. 474 3) Ограничение права отпуска лиц духовного звания для сбора подаяний Некоторые из преосвященных имели обыкновение посылать для сбора подаяний на церковные строения священно- и церковнослужителей тех самых церквей, которые нуждались в доброхотных приношениях. Нередко случалось, что сам священник бедной церкви брал страннический посох и отправлялся, с разрешения архиерейского, сбирать подаяния для своей церкви на год и даже на два за несколько сот верст от своего прихода. Один из таких сборщиков, священник смоленской епархии, Духовщинского уезда, церкви села Гришкова, по имени Парфений Юдинич, явился даже в Петербург и попался на глаза обер-прокурору Нечаеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие сановники, несомненно, были и один из самых ярких Николай Алексеевич Маклаков. Это о нём Государь Николай II сказал: «Наконец, я нашел человека, который меня понимает». И именно через судьбу Маклакова можно разглядеть роковую поступь революционной смуты, начавшейся не в феврале 1917 года, а значительно раньше. Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 года в Москве в семье потомственного дворянина, приват-доцента Московского университета, врача-окулиста Алексея Николаевича Маклакова (1837-1895) и писательницы Елизаветы Васильевны Чередеевой (ум. 1881). У него было два брата и две сестры, причём, старший Василий (1869-1957) стал известным адвокатом и политиком, одним из руководителей партии кадетов, членом Государственной думы II, III и IV созывов. До сих пор нет внятного объяснения тайны старших братьев Маклаковых. Василий и Николай, которых разделяло всего два с небольшим года, стали полными политическими антагонистами. Василий был активным участником антимонархического заговора - Николай был одним из самых активных защитников монархии. Василий был масоном - Николай боролся с тайными обществами в России. Василий защищал М.Бейлиса на процессе по расследованию ритуального убийства в Киеве мальчика Андрея Ющинского - Николай в это время был министром внутренних дел и пытался добиться справедливости в этом громком деле. Василий высокомерно именовал своего брата «государственным младенцем». Как могли вырасти в одной семье почти ровесники со столь разными идейными установками, - загадка... Николай Алексеевич получил гуманитарное образование, окончив в 1893 году историко-филологический факультет Московского университета. Поступив по окончании университета на государственную службу, он служил по финансовому ведомству: чиновником особых поручений при Московской казенной палате, податным инспектором в г. Юрьеве Владимирской губернии, начальником отделения Казенной палаты в Тамбове, управляющим Полтавской Казенной палатой. В 1909 году Полтава, где три года служил Маклаков, стала центром юбилейных торжеств в ходе празднования 200-летия Полтавской победы. Глава Казенной палаты был председателем комиссии по украшению города и блестяще справился со своими обязанностями, за что был произведен в камергеры Высочайшего Двора. Председатель Совета министров П.А.Столыпин представил энергичного чиновника Императору Николаю II, и в 1909 году тот был назначен Черниговским губернатором, где проявил недюжинные административные способности.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

е. текст еврейский. в) Самоистолкование священного Писания Ветхого Завета в Новом. г) Толкования св. отцов. Толкования не должны быть обременительны пространством и тяжелою ученостью, но кратки, просты, направлены к утверждению веры и к назиданию жизни. II. Делать издание всей славянской Библии, приспособленное к удобнейшему употреблению и разумению. Чтобы оно не было слишком огромно, надобно исключить из него прибавочные статьи, как-то обширный отчет в прежних поправках текста и обремененный ненужными словами каталог собственных имен. Вместо того, над каждою главою славянского библейского текста, долженствующего в составе своем остаться неприкосновенным, кратко, но достаточно изложить её содержание и напечатать отличительными мелкими буквами. Такое указание содержания вообще будет полезным направлением внимания и размышления читающего, особенно же в главах пророческих и трудных руководствовать будет к правильному разумению текста. Затем, под конец главы, где нужно, также отличительными мелкими буквами, напечатать краткие примечания, в которых: а) объяснить темные слова и выражения текста, б) для текстов более темных указать на другие места священного Писания, более ясные и служащие к объяснению оных; в) в пророчествах кратко указать на главнейшие события; г) на некоторые тексты, особенно вредным образом злоупотребляемые лжеучителями, сделать краткие предохранительные истолкования. Например, текст: «суть скопцы, иже исказиша сами себе, царствия ради небесного ( Мф. 19:12–13 )» истолковать так, чтобы скопец, раскрыв Библию для защищения своего учения, нашел тотчас опровержение. III. Издать славянскую Библию, с означением под каждою главою её содержания, а наконец приложить словарь невразумительных слов с истолкованием оных, который, впрочем, надобно сознаться, трудно сделать удовлетворительным, потому что темнота не всегда состоит в слове, а часто в составе слов, которые порознь вразумительны, и потому что читателю утомительно часто перекидываться от текста к словарю».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нежная душа Александра I питала отвращение ко всем строгим мерам: но преступление бывает иногда так нагло и невежественно, что меры кроткие считает выражением слабости и даже какого-то потворства со стороны правительства. Так, раскольники разных сект, особенно духоборцы, молокане и скопцы, воспользовавшись отменою прежних строгих против них мер и будучи убеждаемы к оставлению раскола лишь словесными наставлениями, стали распространять свое учение с явною дерзостью, так сказать, на глазах самого Монарха. В Петербурге ересиархи опаснейших сект жили совершенно свободно и с удивительным бесстрашием, почти открыто, учреждали собрания и отправляли свои обряды, привлекая к себе последователей. Гражданские власти не только не преследовали раскола, но даже как будто ему покровительствовали, и многие сектанты были освобождены от заключения, которому бы подверглись в предшедшее царствование. Ересиарх скопцов, известный Селиванов, называвший себя сыном Божиим и Петром III, по именному повелению помещен был в с.-петербургскую городскую богадельню. Сами официальные документы того времени, по замечанию г. Надеждина 11 «со спокойствием говорят о секте скопцов, имеющей свои собрания, своих старшин, свою общественную казну, одним словом, все качества тайного союза, распространяющего влияние свое из столицы в отдаленнейшие края Империи. Высших сановников не следует осуждать, что они при этом замечательном деле ограничились поверхностью, не проникая во всю его глубину. Гораздо удивительнее совершенное в этом случае бездействие со стороны низших полицейских властей, обязанных дознавать факты и тщательным, неослабным наблюдением, извлекать их из мрака безвестности, в особенности так глубоко скрытой, как у скопцов. Вообще, трудно даже постигнуть легкость надзора, какой до тех пор имела над столичными скопцами местная полиция. Люди эти, Высочайше признанные нарушителями законов Божиих и гражданских, о которых с 1806 года неоднократно повторялись указы, что заблуждение их есть преступление, ни под каким видом не прощаемое, – эти люди беспрепятственно плодились в столице, распространяя пагубную заразу своего лжеучения и словом, и делом: никто как будто не знал о том, или, лучше, не хотел знать».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граф Бенкендорф записывал в дневнике в тот же день: «Возвратившись во внутренние комнаты, Государь послал за мной. При виде моего духовного смущения, он не скрыл и своего. Он принес присягу с чистыми помыслами и с твердою решимостью свято ее соблюдать. Рыцарское его сердце всегда чуждалось всякой затаенной мысли». Из Варшавы Государь неожиданно решил проехать в Берлин, куда должна была ехать к отцу только Императрица. Король Фридрих Вильгельм III был поражен, когда вместе с дочерью 25 мая (6 июня) во Фридрихсвальде прибыл и Государь. «Весть об этом, – пишет Бенкендорф, – вскоре достигла Берлина, и весь город поднялся на ноги и побежал ко дворцу, все поздравляли друг друга, кричали и толпились на улицах: казалось, Пруссию посетило какое-то неожиданное счастие... Общий крик радости приветствовал короля, Императора и Императрицу при входе их во дворец и перешел почти в неистовый вопль, когда король показался на балконе, держа за руку своего маленького внука – Наследника Русского Престола». В Берлине в это время готовились к встрече невесты брата Императрицы (будущего императора Вильгельма I) – принцессы Августы Саксен-Веймарской, дочери Великой Княгини Марии Павловны и племянницы Государя. Проехав на обратном пути через Варшаву, Государь выехал 13(25) июня в Красностав. За станцию до Пулав, рассказывал граф Бенкендорф, к Государю явился какой-то человек во фраке с приглашением от княгини Чарторыской, матери князя Адама, остановиться у нее в Пулавском замке. «Такой странный образ приглашения, – писал Бенкендорф, – побудил Государя к отказу, выраженному, впрочем, в вежливых формах. Против самых Пулав надо было переезжать Вислу на пароме. Мы увидели, что на противоположном берегу стоит много людей, и когда переехали реку, то княгиня сама подошла повторить свое приглашение. Государь, стоя, несмотря на палящие лучи солнца, без фуражки, извинялся тем, что не может медлить в пути, так как Цесаревич ожидает его на ночлег. Старуха, которая имела вид настоящей сказочной ведьмы, продолжала настаивать и на повторенный отказ сказала: «Ах! вы меня жестоко огорчили, и не прощу вам этого вовек». Государь поклонился и уехал». Некоторые говорили, что этот случай повлиял на развязку польских дел в революционном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Император Александр стремился закрепить свои отношения с Пруссией, которая тогда вела двойную игру. Король Фридрих Вильгельм III, писавший Александру: «Пусть узы, нас соединяющие, будут столь неизменны, как и чувства, их внушившие», уверял Наполеона: «Я не умею быть чем бы то ни было вполовину. Коль скоро мы связаны обязательствами столь высокой важности, я желаю, чтобы мы оба находили в них лишь повод к удовольствию. Вы требуете от меня откровенности и доверия. Они мне ничего не стоят». Князь Чарторыский, противник дружбы с Пруссией, оставил пост министра иностранных дел. Преемником его стал барон А. Я. Будберг. Государь не утвердил мирный договор, который заключил в Париже его уполномоченный Убри. Вскоре Пруссия, недовольная отношением Наполеона к задуманному ей в Германии Северному союзу, предъявила ему ультиматум, на который последний 24 сентября (6 октября) 1806 г. ответил объявлением ей войны. В середине октября, после поражения пруссаков под Веной и Ауэрштедтом, Наполеон торжественно вступил в Берлин. И после этих событий Император Александр обещал королю полную поддержку. Оставшийся единственный прусский корпус Лестока – 14 000 воинов – вошел в состав русской армии. В России в воскресные и праздничные дни по окончании литургии оглашалось объявление Святейшего Синода. Перечислялся в нем длинный ряд прегрешений неистового врага мира и благословенной тишины. Духовенство призывалось возбуждать в душе каждого мужество на поражение врагов и исполнение присяги. Первый главнокомандующий, 69-летний фельдмаршал граф М.Ф. Каменский, оказался неудачным; недолго замещал его граф Буксгевден, в декабре же 1806 г. начальство над войсками было вверено генералу Л. Л. Беннигсену, выигравшему только что сражение под Пултуском. Удачным был ведомый им бой 27 января (8 февраля) 1807 г. под Прейсиш-Эйлау. В марте Государь выехал в армию, состав которой должен был пополниться выступившей в поход гвардией. Проездом в Мемеле Император посетил проживавшего в Митаве графа Лильского. Шильдер упоминает сказанное им последнему, что день, когда он водворит его во Франции, будет счастливейшим днем его жизни. «По другим сведениям, будущий Людовик XVIII произвел на него самое неблагоприятное впечатление, показавшись ему ничтожным человеком, неспособным царствовать когда-либо». В Мемеле Государь виделся с королем и королевой Прусскими, закрепив еще больше дружбу с ними. Договор в Бартеншейне еще теснее сплотил союз России с Пруссиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Австрия продолжала держать нейтралитет. В ее пределы, в Прагу, скрылся Саксонский король Фридрих Август, остававшийся союзником Наполеона. Последнему оставались верны немецкие князья Рейнского союза. Дания сохраняла союз с Францией. Русско-прусские войска двигались на запад. 12(24) апреля главные силы союзников под начальством Кутузова появились на берегах Эльбы. Наполеон в это время производил наборы, создавал новое войско, вызвал из Испании маршала Сульта. Одновременно с появлением Кутузова на Эльбе Наполеон выехал в том же направлении из Майнца. Светлейший князь Кутузов еще 25 марта опубликовал в Калише воззвание от имени двух союзных монархов, в котором обещалось уничтожение Рейнского союза, освобождение Европы и восстановление Германии «в новой жизненной силе и единстве». Здоровье главнокомандующего стало сильно сдавать. В Бунцлау, в Силезии, он, простудившись, опасно заболел. Прусский король отправил к нему своего придворного врача Гуфеланда. Государь и Прусский король ежедневно навещали Кутузова, который, лежа на смертном одре, вручил Императору Александру ключи крепости Торн, взятой Барклаем-де-Толли. По отбытии 9 апреля (н. ст.) монархов, Кутузов, питавший отвращение к лекарствам, перестал их принимать; он исповедался и причастился Святых Таин. Незадолго до кончины он еще заботился о сосредоточении сил союзников и давал наставления графу Витгенштейну. 4(16) апреля фельдмаршал скончался. Фридрих Вильгельм III воздвиг ему в Бунцлау памятник с надписью на русском и немецком языках: «До сих мест князь Кутузов-Смоленский довел победоносные русские войска, но здесь смерть положила предел славным делам его. Он спас Отечество свое и отверз путь к избавлению Европы. Да будет благословенна память героя». Император Александр обратился со следующим рескриптом к его супруге: «Судьба Всевышнего определила супругу вашему посреди громких подвигов и блистательной славы своей переселиться от временной жизни к вечной. Болезненная и великая не для одних вас, но для всего Отечества потеря!.. С вами плачу я и плачет вся Россия. Бог да утешит вас тем, что имя и дела его остаются бессмертными. Благодарное Отечество не забудет никогда заслуг его, Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его имя в число знаменитейших полководцев. В честь его воздвигнется памятник, при котором россиянин, смотря на изваянный образ его, будет гордиться, чужестранец же уважит землю, порождающую столь великих мужей. Все получаемое им содержание повелеваю производить вам» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По просьбе Наполеона Александр переехал в Тильзит. Первый пароль, отданный Наполеоном, был – Александр, Россия, величие, на другой день Александром – Наполеон, Франция, храбрость. В дальнейшем было условлено, чтобы пароли отдавал Наполеон, посылавший их в запечатанном конверте русскому коменданту в Тильзите 19 . Прусский король, присутствовавший только при втором свидании на пароме, тоже поселился в Тильзите. Отношения Александра и Наполеона были исключительно дружественными. Значительную часть дня они проводили вместе. В десять часов вечера Государь приходил к Наполеону пешком, один, без свиты и адъютантов. «Тогда начинались, – пишет Шильдер, – исторические беседы двух императоров, продолжавшиеся далеко за полночь, последствием которых было совершенное видоизменение карты Европы». Верный своему слову, Русский Монарх всячески отстаивал Пруссию и ее монарха, против которого Наполеон был особенно озлоблен. В договоре, заключенном в 1807 г. в Тильзите, касательно Пруссии сказано: «Из уважения к Императору Всероссийскому император Наполеон соглашается отдать королю Прусскому нижепоименованные покоренные владения...» По заключении 7 июля мира с Пруссией, Наполеон говорил ее министру: «Ваш король обязан дружбе к нему Императора Александра: без него он лишился бы престола, я отдал бы Пруссию брату моему Иерониму. При таких обстоятельствах ваш монарх должен считать одолжением с моей стороны, если я что-нибудь оставлю в его власти». Впоследствии во французском законодательном корпусе Наполеон объяснил «сохранение в Пруссии династии Гогенцоллернов единственно дружеским чувством, внушенным ему могущественным Императором Севера». Прусский король Фридрих Вильгельм III писал 6(18) июля 1807 г. из Мемеля своему послу в Вене графу Финкенштейну, что Император Александр защищал его интересы, дав в этом случае трогательные доказательства своей личной к нему дружбы и заботливости о судьбе Прусской монархии. Наполеон, уверенный в том, что шведский король Густав IV не примкнет к союзу против Англии, подталкивал Императора Александра к действиям против северного соседа. Он как-то сказал ему: «Санкт-Петербург слишком близок к финляндской границе; русские красавицы в Петербурге не должны слышать из своих дворцов грома шведских пушек». В отношении Турции Наполеон был уклончив. Правда, однажды он высказался так: «Надо кончить с государством, которое не может более существовать». Но в договоре он условно допускает распространение русского владычества за Дунаем только до Балкан, уступку же России Константинополя признавал невозможной. И в дальнейшем он ставил препятствия русской политике касательно Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи (ПСПиР). 973. Т. III. 1723. СПб., 1875. С.11. 1723 г., января 16. – О переводе на славянский язык и об издании катехизисов и других книг римского, лютеранского и кальвинистского вероисповедания 1723 года января в 16 день, Всепресветлейший, Державнейший, Петр Великий, Император и Самодержец Всероссийский, будучи на Новгородском подворье, указал именным своего Величества указом: собрать римской, лютерской и кальвинской катехизмы и прочие церковных действ книги и, переведши на Славянский диалект, для знания и ведения напечатать; о чем сей указ Его Величества самоустно сказан подписавшимся зде Синодальным вице-президентом. ПСЗ-1. Т. VII. 4143. 1723 г., января 29. – Именный, данный Синоду. – О недаче Синоду и подчиненным оному лицам денежного жалованья по то время, пока недосланная в положенные места доимка не выплатится Понеже ведомо Нам учинилось, что на Монастырском Приказе, которой в ведении Синодском, великая сумма в положенные места не дослана, от которой недосылки полевой армии бедным солдатам в даче жалованья учинилась остановка, и не получают уже близко года, а иные и по году, того для, пока та недосланная сумма во определенные места от вас не выплатится, по то время денежного жалованья как себе, так и прочим вашим подчиненным и по монастырям чернцам (также и на строение) давать запрещается, кроме хлеба и прочих нужных необходимых потреб, что к пропитанию надлежит; а коликое число в те положенные места от вас не дослано, и в 722 году коликое число в расходе было и на что, прислать к Нам письменное ведение. ПСЗ-1. Т. VII. 4152. 1723 г., марта 11. – Сенатский. – О незаписке священников и диаконов в подушный оклад, о положении в оной их детей и причетников, и о непозволении вновь строить церкви Правительствующий Сенат, по ведению из Святейшего Синода, приговорили: в Московских и городовых соборах и в приходских церквах, и по уездам священнослужителям и причетникам, также и в Синодальном и в Архиерейских домах поддьаконам и певчим и поддьакам и прочим церковникам, определенному числу быть по Синодальному, Августа 10 числа 1722 года учиненному определению, понеже по состоявшемуся Его Величества указу, писанному Его Величества собственноручною рукою на докладных Генерал-майора Чернышева пунктах, Генваря 19 дня 1723 года, велено тому быть по Сенатскому и по Синодскому постановлению, и по силе того Его Величества указа, тех действительно служащих священников и церковников детей, при переписке в подушный оклад не класть; а у которых церквей ныне, хотя и действительно ж служащие попы и дьаконы и причетники обретаются, а за тем определенным числом, будут излишние, и мест себе праздных инде получить вскоре не возмогут: и таковых попов и дьаконов, до приискания праздных мест от тех церквей, при которых они ныне обретаются, не отрешать, но содержать по оному определению число священнослужителей с того времени, как излишние умалятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010