Николай (Касаткин), архп. Японский Родился I августа 1836 года в семье диакона с.Березы Вельского уезда Смоленской губернии. В 1857 году окончил Смоленскую духовную семинарию и в 1860 году – СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Когда из Святейшего Синода в Петербургскую духовную академию пришло предложение, не пожелает ли кто из студентов ехать консульским священником в Хакодать в Японию, с тем, чтобы, если представится возможность, начать там и христианскую проповедь , подписалось несколько человек, но все хотели ехать женатыми священниками. Подошел к подписному листу и студент Касаткин. Он раньше никогда не думал о монашестве, хотя знал, что будет на службе церкви. «Не ехать ли мне?» спросил он себя.«Да, нужно ехать», прозвучало в его совести. Только неженатым. Что-нибудь одно: или семейство, или миссия, да еще в такой дали и в неизвестной стране». Он подписался, что хочет ехать с принятием монашества. На следующий день он подал ректору академии прошение о пострижении в монашество. Так вдруг совершился поворот и совершился навсегда. 24 июня 1860 года он был пострижен в монашество, 29 июня рукоположен во иеродиакона, а 30 июня – во иеромонаха и назначен настоятелем русской консульской церкви в Японии. Ехать тогда пришлось через Сибирь. В Николаевске о.Николай зимовал, и здесь встретился с другим великим миссионером Преосвящен. Иннокентием. Святитель отечески обласкал юного миссионера, много ему говорил о будущем деле, делал всякие наставления.»А есть ли у тебя ряса-то хорошая», спросил раз владыка. «Конечно, есть». Однако владыке академическая ряса не понравилась. «Поедешь туда, все будут смотреть, какой де он, что у них за священники. Нужно сразу внушить им уважение. Покупай бархату». Бархат куплен. Владыка вооружился ножницами и выкроил рясу для о.Николая. “Вот- так-то лучше будет. А есть ли крест?» Ареста еще не было: он дожидался о.Николая в Хакодате. «Ну, возьми хоть вот этот», сказал владыка, надевая па шею о.Николаю бронзовый крест за Севастопольскую кампанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святитель Николай Японский Главная заслуга в просвещении Японии светом Православия принадлежит выдающемуся русскому миссионеру — апостолу Японии Архиепископу Николаю, «Апостола Японии,» в середине XIX века приступившему к служению благовестия в Стране Восходящего Солнца. 15 февраля, 2018 Главная заслуга в просвещении Японии светом Православия принадлежит выдающемуся русскому миссионеру — апостолу Японии Архиепископу Николаю, «Апостола Японии,» в середине XIX века приступившему к служению благовестия в Стране Восходящего Солнца. Содержание статьи Житие Равноапостольный Николай (Касаткин), создатель и первоиерарх японской церкви, является выдающимся русским миссионером 20-го века. Почив в 1912 году, он был причислен к лику святых шестьдесят лет после своей кончины (31 марта 1970 года). Память святителя Николая Японского чтят 16 февраля. Вся жизнь и все силы этого самоотверженного миссионера были отданы проповеди Евангелия и сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца, и его равноапостольные труды принесли богатый плод. Наганава Мицуо пишет: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек… » Протоиерей И. Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай,» и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался «Николай,» и место миссии также «Николай ,» даже само православие называлось именем «Николай.» Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…» Известный востоковед Д. М. Позднеев, близко знавший святителя, вспоминает: «Вместе с мягкостью, он был железным человеком, не знавшим никаких препятствий, практичным умом и администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения. Вместе с любезностью в нем была способность быть ледяным, непреклонным и резким с людьми, которых он находил нужным воспитывать мерами строгости, за что-либо карать или останавливать. Вместе с общительностью в нем была очень большая, долгим опытом и горькими испытаниями приобретенная сдержанность, и нужно было много времени и усилий, чтобы заслужить его доверие и откровенность. Наряду с какой-то детской наивностью веселого собеседника в нем была широта идеалов крупного государственного ума, бесконечная любовь к родине, страдание ее страданиями и мучение ее мучениями… Широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие — вот сущность архиепископа Николая.»

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-yapo...

А.И. Белашов Духовное перерождение (митрополит Нестор (Анисимов) и иеромонах Кириак) Скачать epub pdf К 220-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова) – епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, митрополита Московского. К 110-летию приезда на Камчатку иеромонаха Нестора (Анисимова) – достойного наследника святых дел Апостола Сибири и Америки Иннокентия (Вениаминова) .  Начало этой удивительной истории ведет нас в начало ХХ в. – в 1907 год. В Петропавловск-на-Камчатке, а потом в Гижигу 110 лет назад приехал молодой иеромонах Нестор (Анисимов) . Среди первых аборигенов Чукотки и Камчатки у него был крестник (о. Нестор называет его коряком и гижигинским камчадалом), которому миссионер дал имя Илия. Спустя полвека, уже митрополиту Нестору, Илия открыл  свой грех , совершенный им в момент Таинства Святого Крещения. Из письма  иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии.  Да, тот самый  архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому , будущему Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В истории распространения и утверждения православия в Японии имя высокопреосвященнейшего начальника Японской миссии Николая должно занять самое первое место. Назначенный, по окончании курса со степенью кандидата богословия в С.-Петербургской Духовной Академии 8 июня 1861 года настоятелем Консульской церкви в Японии, Николай Касаткин тогда же, 30 июня, был пострижен в монашество и рукоположён в иеромонаха. Через девять лет в 1870 году он был определён начальником Японской миссии и возведён в сан архимандрита. 22 марта 1880 года состоялось высочайшее повеление числиться архимандриту Николаю епископом Ревельским и, по возведении 30 марта в сан епископа, он оставлен начальником Японской миссии. Марта 24 1900 г. епископ Николай пожалован в сан архиепископа. Всецело посвятив себя делу христианской проповеди в далёкой Японии, архиепископ Николай в течение своего полувекового служения имел не только ревностных помощников и сотрудников своему апостольскому делу, но и искренне преданных друзей. В числе сих последних был скончавшийся в декабре 1907 г. настоятель Московского придворного Верхоспасского собора и благочинный Московских придворных соборов и церквей, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов . Тесные узы дружбы покойного о. Благоразумова с Николаем не прерывались до самой кончины первого. В годы академического студенчества Н. В. Благоразумов и сам искренне желал посвятить себя миссионерской деятельности и именно в Японии. Только снисходя просьбам своего отца, священника в одном из селений Пензенской епархии, должен он был оставить это намерение. 8 апреля 1906 г. архиеп. Николай писал, между прочим, Благоразумову: «Вот ещё просьба: помощника шлите, т. е. молодого, доброго миссионера; просьба эта многие десятки лет повторяется мною в разные стороны и до сих пор остаётся мёртвою. Как быть? Мне 70 л., одна нога в гробу, ужель так и отправлюсь на тот свет, не дождавшись смены? А ведь правду говоря, друг Николай Васильевич, наше время куда как лучше было. Припомните: лишь только явился лист на столе с вызовом, да ещё на какой пост – настоятеля Консульской церкви, как этот лист забросали именами и какими ещё! Вы, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Д.М. Позднеев Настоящий очерк представляет собою свод двух речей, произнесенных автором 26 и 29 февраля в заседаниях Русско-Японского Общества и Императорского Общества Востоковедения в память почившего архиепископа Николая, состоявшего почетным членом этих обществ. I. Тяжесть утраты и трудность оценки деятельности архиепископа Николая В лице почившего высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Россия понесла тяжелую, скорбную, невознаградимую утрату, и чем больше вдумываешься в личность покойного и чем больше анализируешь его деятельность, тем больше сознаешь, что потеря эта в буквальном смысле слова незаменимая. Умер крупнейший русский государственный деятель, который в течение 50-ти лет, никем не побуждаемый, по одному только собственному стремлению, по одной личной инициативе являлся проводником неотделимых от России православных начал и, после долгих испытаний и трудов стяжал, наконец, официальное признание, даже со стороны бывших наших врагов, величия своей работы. Россия будет всегда гордиться именем архиепископа Николая Касаткина , но найдет ли она кем заменить его, это остается вопросом. Умер верный сын православной Церкви, трудившийся неуклонно подвигом добрым и отдавший апостольскому служению всего себя без остатка. Ни отдаленность расстояния, ни чуждость условий, ни иноплеменность народа, среди которого он жил, ни страх смерти, ни гонения и поношения во всех формах, начиная от грубых угроз и кончая самыми утонченными, выработанными культурой, злоиздевательствами, не могли ни поколебать его, ни тем больше заставить отказаться от осуществления предпринятого дела. Умер тот, кто являлся для 115 миллионной массы православного русского населения воплощением святого христианского идеала апостола, чьи обращения к единоверцам заставляли людей жертвовать на то, о чем он их просил, из-за одной только веры в этого человека, из-за одного только святого сознания, что последняя копейка, переданная архиепископу Николаю на дело, им осуществляемое, будет так же свята, как лепта евангельской вдовицы. Вместе с нами в лице почившего японская Церковь утратила своего отца, родоначальника и руководителя. Кем же можно заменить и чем можно вознаградить для Церкви и православия такую утрату?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

На Южном Сахалине Скачать epub pdf Содержание Епископ Сергий на Южном Сахалине В мае 1910 года В г.Тоехара В сентябре 1911 года Обращение с Южным Сахалином Из Отару на Сахалин В Оотомари В городе Тоехара В крестах В д. Большое Такое Через Малое такое в Галкин-Врасское С 1909 по 1911 годы с духовной миссией для оставшихся русских людей на Южном Сахалине трижды побывал Сергий (Тихомиров) , епископ Киотский. В 1908г. в возрасте 37 лет он был назначен викарием Токийской кафедры в помощь прославленному ныне во святых Св. Николаю (Касаткину) . Владыка Сергий имел способность к языкам – к тому времени уже владел греческим, латинским, древнееврейским, английским, немецким. Он быстро принялся за изучение японского языка и скоро совершил инспекторскую поездку на острова Хоккайдо и Сахалин без переводчика. Свои впечатления от увиденного владыка Сергий записывал в форме путевых заметок, которые вначале публиковались в «Московских ведомостях» и вызывали живой интерес православной общественности. Следующие публикации были в журнале «Православный Благовестник» за 1914г. – в 1, с. 115 – 142; 2, с. 168 – 212; 3, с. 208 – 235; 4, с. 207 – 219; 5/6, с. 208 – 220; 7/8, с. 245 – 268. с ил. И в этом же 1914 г в Москве «Русской Печатью» (Большая Садовая, 14) была выпущена отдельная книга (отдельный оттиск из журнала «Православный Благовестник» за 1914г.) ЕПИСКОП СЕРГИЙ «На Южном Сахалине: (Из путевых заметок)», которую в оцифрованном виде и выкладываем на наш сайт. Если говорить о дальнейшей судьбе владыки Сергия, то вкратце можно сказать следующее. По преставлению святителя Николая, апостола Японии, 3 февраля 1912 года, епископ Сергий был назначен на токийску ю кафедру, став главой православной Церкви в Японии. Владыка Сергий был одним из немногих русских иерерхов зарубежом подписавших «Декларацию» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года. В то время как остальные русские архипастыри на Дальнем Востоке вошли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом, владыка Сергий Японский на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Содержание Божественной истины в жизни великого труженика свт. Николая Японского определило цель публикуемого ныне материала. «Дайте же (министерству народного просвещения – Р.Ц.) программу такую, которой мы могли бы отдать свои силы и по которой могли бы идти систематично и надолго», – писал свт. Николаю (Касаткину) известный японовед Д.М.Позднеев в 1908 г., многим обязанный «старому японологу» за моральную поддержку и «нравственную бодрость». Мы полностью согласны с Дмитрием Матвеевичем в том, что свт.Николай имел особый дар «программности», запечатлевшейся на всей жизни и трудах Апостола Японии. Однако за его дневниковыми записями, журнальными статьями и письмами, за каждой его мыслью стоит не столько талантливый человек, сколько Дающий всякому жаждущему и добросовестно ищущему Его. В незатейливых для современного «блуждающего» сознания и «томящейся» веры дневниках и письмах свт. Николая отсутствуют «проклятые вопросы», зато есть деловые записи: (6 ноября 1880 г.) «Вечером раздумался о том, что следует заняться авторством. Отрывочные мысли об этом никогда не оставляли меня, но все некогда было. И теперь будет некогда, знаю – но ради отдыха и развлечения нужно собирать материал для книжки какой-нибудь. В отдалении мелькают перспективы. Бог знает, выйдет ли что путное. Но хорошо бы писать. Миссионерский дневник будет составлять ежедневную запись в книжке происходящего по Миссии. По прочим предметам не иметь записных книжек, а писать на листках все, что случится узнать или надумать, с заглавием впереди, – так, чтобы легко было потом подобрать в порядок. Если будет время, хорошо бы составить программу вопросов в возможно полном объеме предложенных к рассмотрению предметов. Думаю, что все это не невозможно, так как мои занятия по Миссии все почти более пассивные, чем активные, не исключая переводов и лекций, о которых тоже не нужно думать всегда, а лишь во время самого акта; значит, для свободной производительности время будет, лишь бы не жить мыслию, спустя рукава. Конечно, мысль не должна быть отнята от построек, например, от переписки с Россиею; но, правду говоря, на все времени должно хватить. Теперь, против прежнего, есть некоторые шансы большей производительности и свободы во времени. А как это будет освежать и поддерживать! Не даст погрузиться в рутину и говорить, что все – одно и то же; всегда будет свежая струя мысли, и не одна. А чрез десять лет, если придется посетить Россию, будет что напечатать. Итак, займемся, с Божией помощию!» Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Церковь в Исиномаки Собрание 14 мая 1889. Вторник. В десять часов утра, после обедни, проповеди и речи, началось собрание. Молитву совершил о. Иов Мидзуяма. На собрании были: он и о. Борис Ямамура, катехизаторы: Тихон Сунгияма, Илья Накагава и Павел Кавагуци, представители и много христиан Церкви в Исиномаки, представители и других окрестных Церквей. Теперь Иов Мидзуяма говорит, что в Сендае на собрании мало было совещателей отсюда. Теперь здесь посоветуемся, что для сей и ближайших Церквей нужно. Церковь здешняя очень симпатичная, усердных христиан довольно, теперь сидят здесь люди очень серьезные, с открытым сердцем для благодатных влияний. Вчера я прибыл в половине пятого часа. На пристани встретил человек двести. Около Церкви, кроме того, собраны были множество христианок: полна Церковь усердных слушателей. Зато вчера только, в четверть суток, сказано четыре проповеди: приветствие, после краткой молитвы, проповедь после вечерни, речь пред открытием женского собрания и после сего – к оставшимся христианам. После речи о. Иова Иоанн Хигуци сказал предметы для рассуждений нынешнего собрания. Их три. Но прежде нужно записать, сколько на собрании совещателей: Исиномаки: семь, Минато: один, Ватаноха: один, Кама: три, Набури: три, Накадзима: два, Иеногава: один, Мабуци: три, Хиробуци: два, Вакуя: один (не гинин). Так, три темы для рассуждений: 1) Что сделать полезного для фукёо распространении проповеди? Николай Хигуци полезным полагает: везде по Церквам поставить фукёоин’ов и часто видаться им из разных Церквей, равно и христианам. Я сказал, что мысль хорошая, как в Циукоку (Кодзима, Цурадзима) – раз в году, например, делать дайсимбокквай – из всех Церквей, подведомых оо. Сасагава и Иова, собираться на два-три дня, взаимно обмениваться христианскими приветами, мыслями и советами, равно и для язычников дайсеккёо производить. Теперь Павел Ватанабе предлагает Церквам Исиномаки и Минато слиться в одно, а они доселе разделены. Но почему же, если уже и два храма построены? Ныне Николай Хингуци возражает. И верно. Была бы любовь и мир, а составлять две Церкви можно, – в России для пятисот христиан храм строится, а другие пятьсот могут один иметь себе храм, но это не значит разделение и прочее. О. Иов теперь примиряет две противные речи. Ватанабе и Хингуци; мысль его: пусть богослужение совершается в обеих Церквах; разумеется Ватанабе стал возражать Николаю Хингуци: желает хоть раз в месяц собирать из обеих Церквей вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Прошла конференция, посвященная святителю Николаю Японскому февраля 2022 Интерес к ней проявили СПбГУ, Университет культуры, Политехнический и Экономический университеты, Клуб кавалеров ордена Александра Невского и Александро-Невское братство. Среди слушателей были японские студенты, обучающиеся в вузах Санкт-Петербурга. Конференцию открыл председатель миссионерского отдела иерей Николай Святченко . В докладе шла речь об особенностях православной миссии в Японии и трудностях того периода, когда в Хакодате приехал молодой иеромонах Николай (Касаткин). В видеообращении генконсула Японии в Санкт-Петербурге Ясумаса Иидзимы было отмечено что равноапостольный Николай Японский - важная фигура для обеих стран. Заместитель председателя городского комитета по внешним связям Вячеслав Калганов рассказал о мероприятиях, прошедших в Санкт-Петербурге в честь святого Николая Японского, представил недавно обнаруженные архивные материалы, в которых, в частности, говорилось о святом как о духовнике родоначальника дзюдо и самбо в России Василия Ощепкова (1893-1937). Благодарность конференции от Казанского собора выразил председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский . Протодиакон Игорь Ивонин несколько раз посещал Японию и служил в Воскресенском соборе Токио, который японцы называют " Николай-До " . Он рассказал о современном положении православия в Японии. Прозвучали духовные стихи студента СПбДА Дениса Ганжи. Востоковед Елена Гончаренко в своем сообщении подчеркнула, что национальная японская поэзия " хайку " сможет быть инструментом для христианской миссии в этой стране. Лауреат православных фестивалей Наталья Петрова исполнила свои песни, перед участниками выступила молодежная фольклорная группа из Гатчины. В завершение был показан документальный фильм о жизни и подвиге святого Николая в Японии. Для японских студентов была организована экскурсия по собору. Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин; 1836-1912) - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии, почетный член Императорского православного палестинского общества.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В ближайшее время рядом с ней появится и небольшой памятник великому уроженцу Бельской земли. 29 июня в городе Белом на здании бывшего духовного училища открыта мемориальная доска в память о выдающемся выпускнике этого учебного заведения – святом равноапостольном Николае Японском (Иване Дмитриевиче Касаткине). Об этом сообщают «Тверские ведомости» . Мемориальная доска установлена на здании бывшего Бельского духовного училища при участии районной администрации, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла в Белом священника Александра Чайкина, благочинного Нелидовского благочиния священника Константина Голубева, бельского краеведа Виктора Котова. В ближайшее время рядом с ней появится и небольшой памятник великому уроженцу Бельской земли. Будущий православный просветитель Японии родился в погосте Береза Бельского уезда (ныне Оленинский район) в 1836 году, а годы учебы его прошли в Белом, Смоленске и Петербурге. Принял монашество с именем Николай. В 1861 году будущий святитель прибыл в Японию и прожил там до своей кончины в 1912 году. Его труды по основанию и устроению Японской Православной Церкви были столь значительны, что святой Николай стал третьим (после святых Ольги и Владимира) святым, прославленным Русской Православной Церковью с титулом «равноапостольный». Память о нем свято хранится и в Японии, где с глубочайшим уважением к нему относились не только христиане, но и все граждане этой страны. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 декабря, 2017 8 апреля, 2015 14 июля, 2014 29 мая, 2014 17 декабря, 2013 30 октября, 2013 20 августа, 2013 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-tverskoj-oblasti-otk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010