Да будешь сохранен мне, любезный мой сын, как сын света (ср. Ин.12:36 ) в это темное время безумия на Христа. При свидании с χ ты подробно узнаешь, как, подвергшись бичеванию с братом Николаем 888 , я заключен в темницу. Мне хотелось бы, чтобы ты повидался с ним лично, где это будет возможно вам, ибо нужно и устно переговорить. Что ты, брат, так обособился? Прошу, не [делай этого]. Ведь вы сходитесь [двое] в одно место, чтобы приносить пользу друг другу и мне, смиренному. Не ленись постоянно поминать меня в своей молитве, чтобы я благоугодил Господу и избавился от лукавого. Брат Николай приветствует тебя. Отвращение матерей к детям есть нечто временное, ибо тотчас, влекомые природными [склонностями], они опять обращают их к себе, вдвойне усиливая любовь и доставляя им всяческое утешение. Что говорит мне это вступление? А то, что и ты, почтеннейшая, на короткое время вознегодовав на нас, смиренных, опять не удержалась открыть нам о Господе сердце, [полное] привычного сострадания. Поэтому, как и прилично матери, ты одарила нас, объяснилась (429) и оказала милость вдвое большую, чем негодование. Итак, благодарение Богу, и нам, грешным, посредством печали даровавшему радость. Ведь говорится: кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? ( 2Кор.2:2 ). Хотя мы и недостойны этих слов. Да дарует нам тебя [Господь] на многие [лета], чтобы ты и огорчала, и радовала нас, а также и молилась о моем спасении, как и я о твоей святости. 290. К чаду Игнатию 889 Всякий раз, возлюбленное чадо, как получаю твое письмо и нахожу [в нем выражение] истинной веры и любви, которую ты питаешь к Богу и моему смирению, я радуюсь и прославляю Господа моего, молясь о том, чтобы ты пребывал в этих [чувствах], которыми очищается душа и вырабатывается готовность к подвигам. Видя, как схватывают твоих братьев, вовсе не думай, что ты можешь избежать гонителей. Посему будь готов, не падай духом. С тобою Бог . Это я говорю не для того, чтобы ты вел себя вызывающе, но чтобы старался не быть увлечен и не оказался неподготовленным. Бог да будет с тобою, как бы Он ни устроил твою жизнь. Молю тебя, чадо, прославь Бога в теле и в духе своем (ср. 1Кор.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Это обстоятельство принесло препод. отцам и много других огорчений. Их заключили в тесном жилище, тщательно заградив дверь кельи и оставив в ней одно только отверстие для света, через которое доставляли преподобным и пищу, разумеется – самую скудную. «Какие и сколь многие нужды и бедствия претерпели приснопамятные отцы в том заключении, невозможно изобразить словом, – говорит биограф препод. Феодора, – ибо во время зимы, подвергаясь холоду, они по необходимости должны были терпеть крайний недостаток тепла, за неимением топлива; во время же противоположное зиме, палимые чрезмерным жаром, они, казалось, переносили мучения не меньше, как от пещного пламени. Притом зарождающиеся от пыли блохи не мало усиливали их мучения, так как перемены одежд не было у исповедников Христовых» 530 . От недостатка питания преп. Феодор так ослабел, что был близок к смерти 531 . Но православные старались, сколько возможно было, облегчить его страдания 532 . Препод. Феодор Студит не падал духом и в этих обстоятельствах, продолжая своими письмами поддерживать в иконопочитателях постоянную готовность «быть схваченными, явиться исповедниками, подвергнуться бичеванию, потерпеть смерть» 533 . Из писем одно было перехвачено иконоборцами и попало в руки императора. Прочитав его, Лев Армянин «рассвирепел от разгорячения крови в сердце его» и отправил Восточному военачальнику приказание – наказать преп. Феодора сотней ударов ремнями, что и было исполнено 23 февраля 819 года. От этого жесточайшего бичевания преп. Феодор едва не умер: раны на его теле воспалились и обратились в сплошные язвы. От нестерпимой боли он не мог спать и потерял всякий аппетит. Ученик Николай с трудом поддерживал его силы. «Доставши ячменного отвара, Николай подавал ему не больше одной чашки в день; также за неимением врачей отец позволил этому духовному сыну обрезывать ножичком сгнившие части висевшей кожи его, чтобы остальные части тела мало-помалу со временем пришли в обыкновенное состояние здоровья» 534 . Около пятидесятницы этого года последовало распоряжение императора о переводе препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

194 Theoph. Chronogr. А.М. 6301, р. 484. – Epist. I, 48. Laudatio s. Plat. 841 C. Epist. Mai 190. p. 163. Cp L’Abbé Marin, op. cit., p. 35 – Theod, St. Jambi de variis argumentis, Migne, P. gr. t. 99, p. 1804–1805, n. 98–101. В n. 99 преп. Феодор пишет о своей келье: σχες μ: ,: κλλα: ,: τν ξνον παρ λπδα: ,: Ερον δ: ’: γ σε φιλττην παροικαν. Βιζαντς πλις με βλλει κνϑδε, Λαδοσα τ’ ατη προσπϑεας ξγει. 195 Ер. I, 39. 36. 48. Чтобы хранить в тайне имена студитов, с которыми он переписывался или о которых в письмах своих упоминает, преп. Феодор распорядился называть их, вместо их собственных имён определёнными буквами греческого алфавита. Ер. I, 41. 196 Намёк на это мы находим в 109 поучении второй книги Большого Катехизиса. Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη Κατχησις, Βιβλ. 2 ν Πετροπλει, 1904, ρ. 803. Ср. Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, изд. Археографической комиссии 1897, стр. 756. 198 Vita А, 145 А. – Vita В, 269 C.–D Theod. St. Parva Cat. ed. Em. Auray. Parisis, 1891, n. 13, p. 45–49. 201 Ер. I, 33. Первое письмо к папе Льву, которое должен был доставить в Рим студит Епифаний, преп. Феодор уничтожил из опасения, чтобы оно не было перехвачено императором. 216 Migne, Р. gr. t. 100, р. 1293–1297 Op. Migne, t. 99, р. 1852 – Eug. Marin, De Studio cornobio C-politani, Par. 1897, p. 52. 221 Walch, Histor. der Katzereien, В. X. S. 698 и далее. Schlosser, Geschichte d. bilderst. Kaisor des östrom. Reiehs. S. 313. Παπαρρηγοπολου στορα τ. λ. ϑνους, t. III, р. 394. 222 Gfrärer, Byzantische Geschichten, В. II S. 469 «Феодор Ст. всю свою жизнь посвятил освобождению Церкви от ига государства. Римское папство предносилось ему, как образец... Если бы ему удалось стать патриархом в 806 г., к чему он стремился (?), то, мы полагаем, он признал бы главенство Римской Церкви, чтобы затем вместе с папой выдвинуть против деспотизма восточных императоров священнический гнёт». Ср. Gfrärer, Allgemeine Kirchengesch. В. III, S. 190. – Hergenröther, Photius, В. I, S. 274. Schwarzlose, Der Bilderstreit, S. 259: «Государственно-церковная программа Феодора Ст. та же самая, какую впоследствии начертали на знамени римско-католической Церкви Григорий и Иннокентий, – именно: spiritualia temporalibus sunt digniora». Cp. A. Garnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte. В. II. S. 460–461. – Schneider, op. cit., p. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

3 . Свящ. Василий Преображенский , Преп. Феодор Студит и его время, Москва, 1886. Автор в популярной форме излагает биографию преп. Феодора, главным образом, на основании древних Житий. К биографии приложены две главы – одна под заглавием: «краткий обзор сочинений преп. Феодора Ст.», а другая под заглавием: «Учение преп. Ф.Ст. о почитании и поклонении честным иконам». Отсутствие критического отношения к источникам и неполнота биографических сведений составляют крупный недостаток сочинения о. Преображенского. 4 . Alice Gardner, Theodor of Studium, his life and times wit (6) illustrations London, 1905. Известная английская писательница поставила своей задачей изобразить жизнь и деятельность студийского игумена на фоне современных ему политических событий востока и запада; поэтому её работа полна обстоятельными экскурсами в истории таких вопросов, которые имеют иногда очень отдалённую связь с главным предметом сочинения (гл. 1: политическое положение запада и востока, императоры-исаврийцы в Византии, цивилизация восточной империи), а иногда и вовсе не имеют никакого отношения к нему (гл. 3; отношения востока с западом при Ирине, политика последней, война в Италии; гл. 6; Карл В. и его отношение к восточной империи при Ирине и Константине VI; гл. 8; взаимные отношения между Карлом и Михаилом I, борьба последнего с болгарами). Конечно, эти экскурсы придают работе некоторый общий интерес, но чисто биографическая задача не получает широкой и ясной постановки. Попутно с житием преп. отца Алиса Гарднер излагает, в соответствующих местах, содержание его творений. В двух заключительных главах она ведёт речь о положении преп. Феодора в истории византийской каллиграфии и гимнографии (гл. 13) и о результатах деятельности преп. Феодора, т. е. о восстановлении иконопочитания при царице Феодоре и отношениях студитов к государственной и церковной власти в последующей истории Византии (гл. 14). В особом приложении представлен список сочинений преп. Феодора с кратким очерком их содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Если Иисус Христос принял в Свою ипостась плоть человека вообще, то эта плоть в нём не может существовать. Ибо общее (τ παϑλοο) существует только в индивидуальном, частном (ν τμοις), как, например, человечность существует в Петре, Павле и других. Если бы не было индивидуумов, отдельных людей, то не было бы и человека вообще. Следовательно, и во Христе нет человечности, если только она не существует в нём индивидуально, как и во всяком другом человеке, – а в таком случае выходит, что Христос лишь призрачно воплотился: но это заблуждение манихеев-докетов 628 . – Далее, «человек вообще» есть имя общее, нарицательное, определённый же человек, например, Пётр и Павел, есть имя собственное, но в то же время соединяемое с общим: ибо Павел называется человеком, насколько он однороден с другими людьми, и Павлом, насколько разнится от них своей личностью (ποστσει). Следовательно, если бы Христос назывался в Писании только Богочеловеком, то это значило бы, конечно, что Он принял только общую нашу природу (τν καϑλου φσιν), существование которой вне индивидуума не может быть доказано. Но Он называется не только общим, но и собственным именем – Иисуса: значить, Он описуем по человечеству 629 . Иконоборцы ещё возражают: если Слово приняло человеческую природу в собственную Свою ипостась невидимой и не имеющей образа, то через изображение этой природы (на иконе) в ипостась Христа как бы вводится другое лицо (τερον πρσωπον), что ведёт к ереси Нестория, признававшего во Христе два лица. Препод. Феодор Студит так опровергает это возражение. Если бы принятая Словом плоть имела собственную ипостась, то рассуждение иконоборцев было бы похоже на истину. Но так как, по церковному учению, ипостась Слова есть общая ипостась обеих природ во Христе, приобщившая к себе и человеческую природу со всеми её свойствами, то естественно признавать эту ипостась в одно и то же время и неописуемой, по божественной природе, и описуемой, по природе человеческой, которая во Христе не существует в самостоятельной и самоописуемой личности рядом с ипостасью Слова, но только в последней находит своё бытие, так что не является природой безипостасной (νοπστητον) 630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Обет послушания ( πακο’ ποταγ) есть обет отречения от собственной воли ( κκοπ το ϑελματος) ради исполнения воли руководителя в подвижнической жизни и ради приобретения Христоподражательной добродетели смирения, В одном поучении 274 преп. Феодор Студит говорит: «разве вы не оставили для Господа кто родителей, кто братьев, кто жену и детей, кто дома и поля; а все вместе нечто превосходящее всё это – свою волю и пожелания? Для людей это самое трудное дело. Ибо если иной и полагает на себя или пост усиленный, или бдение, или спанье на голой земле, или отсутствие бани, и пустынность места, или что-либо другое из наших божественных радений, то при помощи свободной воли в состоянии исполнить свой обет: бывающее по собственной воле, хотя бы само по себе было и трудно, при своём желании легко исполняется. Совершаемое же с отсечением своей воли (ν κκοπ το ϑελματος), хотя и кажется лёгким, на самом деле трудно для выполнения». Последнее св. отцы называли кровоизлиянием (αματεκχυσαν), и оно никому другому не свойственно кроме того, кто есть воистину послушник, и может с апостолом сказать: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Послушание ведёт инока в высшему монашескому совершенству, обеспечивая ему полную меру внутреннего покоя чрез отсечение воли 275 , и привлекает к нему особенную благодать Божию. «Если бы ты был верен послушанию, – поучает преп. Феодор, – то не только на судне поплыл бы через море, но сбросив платье, нагой переплыл бы по воде, подражая приснопамятному оному послушнику, который, на отеческую полагаясь заповедь, не убоялся бурную переплыть реку, и, переплывши, оказался ничего не пострадавшим, к изумлению видевших. Послушание и зверей укрощает, доказательством чего служит связавший гиену по повелению старца. Послушание и в мёртвых чудодействует, что подтверждает Акакий, возгласивши из гроба» 276 . Через послушание совершается в нас восхождение в первобытное райское состояние. Так как мы за непослушание изгнаны из рая, то Бог благоволил, чтобы мы через послушание опять возвращали его себе 277 . И в других творениях 278 Феодор Студить развивает выраженную здесь мысль о необходимости для монаха отсечения своей воли и предания себя в волю избранного руководителя. В Завещании 279 он даёт монахам такое наставление: «Стойте на пути послушания до конца жизни, водясь смиренномудрием: отрекитесь от собственной воли и руководитесь тем, что узаконено вашим настоятелем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

.) Если же это не так, то Он не есть Христос. Но так как Он поистине Христос и называется Христом, то посему имеет и икону, поклонение которой, восходя к Нему Самому, ни в каком случае неотделимо от славы Его» 636 . Создание человека по образу и подобию Божию показывает, что изготовление иконы есть в некотором смысле божественное дело. Глава третья имеет надписание: «Поклонение Христу и Его иконе воздаётся единое и нераздельное». Иконоборцы возражают: «Происшедшее по уподоблению чему-либо не может быть совершенно равно своему первообразу, но ниже последнего в отношении чести. Следовательно, в отношении поклонения между Христом и Его иконой нет совершенного равенства. А если так, то поклонение иконе нечто отличное и потому служит причиной идолослужения». На это возражение препод. Феодор Студит отвечает: «Первообраз заключается в образе не κατ’ οσαν – природой, а κατ τν τς πστσεως μοιτητα – подобием ипостаси; это не составляет однако основания для иного логического определения образа (περ οκ στι τερος λγος τς διορσεως)». Другими словами – понятие образа определяется понятием первообраза. Следовательно, если образ не тожествен с первообразом и в отношении чести ниже последнего, то только по различию природы, но не по подобию. «Природа в образе (например, материал иконы) непокланяема (οδ προσκονεσϑαι πφοκε), хотя изображённое лицо и покланяемо. Таким образом, не может быть речи о введении иного поклонения, но поклонение образу и первообразу одно и то же, по тожеству подобия» 637 . Другое соображение: «Не природа (οσα) иконы покланяема, но изображённый на ней лик (χαρακτρ) первообраза. Не вещество её покланяемо, но первообраз в лике. Значит, поклонение иконе и первообразу одно, равно как и подобие» 638 . – Иконоборцы спрашивают: «Если только Богу должно быть воздаваемо поклонение от нас и ангелов, то каким образом поклонение Христу и поклонение иконе Его – одно, если даже признать первое по естеству, а второе по отношению (οχσει)? – Этот вопрос, очевидно, ведёт к признанию, что поклонение Отцу и Сыну суть также два рода поклонения, что безбожно. Если же это одно поклонение, именно по единству природы (κατ τ μοναδικν τς φσεως), то и поклонение Христу и Его иконе также одно, по единству ипостасного подобия (κατ τ μοναδικν τς ποστατικς δμοισεως), но не по различию природ (о τ τεροον τν φσεων). Кроме того, отношение (σχσις) получается вследствие присутствия в первообразе производного образа (παργωγον), и один от другого отличается только по существу. Следовательно, так как признаётся, что икона Христа заключает в своём очертании образ (τ εδος – внешний вид) Христа, то поклонение иконе и поклонение Христу тожественное, а не различное» 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Следовательно, есть искусственный образ Христа, как Он Сам есть естественный образ родившей Его Матери. Если признавать только последнее истинным, а первое – ложным, то Христос не мог бы быть назван естественным образом Своей Матери, как не имеющий искусственного образа, соответственно той (κατ’ κενην), – что нелепо» 633 . Другими словами это значит: как Матерь Божия описуема, т. е. имеет свой искусственный образ, так необходимо должен иметь такой образ и Сын Её, получивший от Неё все свойства Её природы, следовательно – и описуемость. Частнее препод. Феодор Студит так доказывает изобразимость Христа на иконе и покланяемость последней. Всякий образ, говорит он, имеет сходство с прототипом, естественный образ имеет сходство естественное, а искусственный – искусственное. «Но первый и по существу (τ οσ) и по подобно (μοισει) не разнится от того, чего отпечатком он является, как, например, Христос в отношении к Своему Отцу – по божеству, и в отношении к Матери – по человечеству; второй же тожествен (ταυτιζομνη) с прототипом по подобию только (τ μοισει), а по существу разнится, как, например, иконный образ Христа в отношении к Самому Христу. Следовательно, искусственный образ Христа заимствует от Него подобие (μφρειαν)» 634 . Может быть, иконоборец возразит, что в таком случае Иисус Христос должен бы иметь произвольный образ и своего божества, насколько Он есть естественный образ невидимого Отца. На это препод. Феодор отвечает так: «Насколько Иисус Христос от неописуемого Отца происходит, Он, будучи неописуем, искусственного образа не может иметь: ибо какому подобию уподобится божество, всякое уподобление коего запрещено в божественном Писании? Насколько же рождён от описуемой Матери, конечно, должен иметь образ (икону), соответствующей изобразимости (εκονουργα) Матери. Если же Он не имеет такого образа, то и не родился от описуемой Матери, и имеет только одно, именно от Отца, рождение. А это в основании разрушает всё Его домостроительство» 635 . Другое рассуждение: «Если существование образа имеет отношение к первообразу, то немыслимо, чтобы, где есть первообраз, там не было и образа, по слову Господа: „Чей образ сей и надписание“, и далее: „Воздадите кесарево кесарю, а Божие Богу“ Таким образом, у Христа, как рождённого подобно нам, есть искусственный образ, который имеет отношение к Нему через сходство (δι τ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Bibl. Mansi XVI, 3 E: favore Bardae), и это не может подлежать сомнению. Однако участие правительства в патриарших выборах было не только обычным и неизбежным, но и законным явлением. Лишь в том случае оно могло встретить каноническое осуждение, если бы выборы производились правительством без участия и вопреки желанию епископата. В данном случае этого не было. Рим, удаленный по своему положению и потому менее стесненный государственною властью, испытывал однако на себе её давление, и папские выборы нередко проходили под влиянием императоров или равенских экзархов, как напр. выборы Вигилия (537–555), Пелагия (555–560), Григория Великого (590–604). Знаменитый соперник Фотия Николай I (858–867) избран под влиянием Западного императора Людовика II. 1617 Hergenröther I, 375. Еще ярче характеристика у Jager. Histoire de Photius, p. 20. Конечно, дальше у того и другою следуют комментарии на Никиту p. 509 С–Д. 1618 Митрофан утверждает, что избрание Фотия было отвергнуто всеми епископами, которые с общего решения наметили трех других кандидатов и лишь впоследствии отказались от них в пользу Фотия (Ep. Metroph. Mansi XVI, 416 В). Что все епископы не могли этого сделать, это указано выше. Если сторонники Игнатия намечают кандидатов на патриаршество, то это доказывает, что они уже примирились с фактом низвержения Игнатия, обстоятельство, имеющее еще большее значение, если епископы поступали с ведома Игнатия. 1619 Даже при нормальных выборах отказы кандидатов представляли обычное явление; отказываются Игнатий (Vita Ignatii, 501 А), Николай Студит (P. G. CV, p. 904 C), папа Николай спасается от избирателей бегством (Mansi XV, 144 С); Адриан II долго уклонялся от избрания (Mansi XV, 806). Помимо смирения, к отказам побуждали и опасения трудностей, связанных с положением правителя. Еще больше мотивов к уклонению от избрания было у Фотия, и не верить искренности его отказа нет никаких оснований (Cf. Hergenröther I, 378). Если игнатиане утверждают, что Фотий издавна домогался кафедры, то это их догадка, основанная на том, что Фотий в конце концов принял патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

сердцем к Богу и тотчас [явится] помощь. Да, чадо мое, прошу; да, умоляю твою любовь. Соверши свой подвиг, молясь и о моем, грешника, спасении. Брат Николай приветствует тебя. 126. К чаду Фаддею, исповеднику 542 (244) О, Фаддей, воин Христов, чадо мое желанное, муж, твердый духом, целую тебя письмом, как бы устами, обнимаю тебя объятиями сердца моего. Я возрадовался и в сильной степени твоему дерзновению, о благороднейший от востока солнца, красноречивейший и мудрейший из блестящих риторов. Что из того, что одни обезумели, став ниже скотов и сделавшись отступниками от Христа, как Орест и Афрат, сыны тьмы? Ты пребываешь за Него в темнице и угнетении и переносишь это с дерзновением и горячей ревностью. О, доброе твое послушание, приведшее тебя к такой высоте. Пострадай еще, чадо мое, подвизайся, терпи, чтоб получить венец: отвечай разумно, ходи в смирении, пребывай в надежде, будь готов ради Бога и кровь источить чрез заклание, на что, как я хорошо знаю, ты и решился. Молись и обо мне, грешнике, чтобы мне спастись. Брат Николай приветствует тебя. 127. К чаду Литоию 543 Я обращаюсь к тебе через недолгий промежуток времени, ибо слишком сильная радость не позволяет мне больше откладывать свою беседу. Так как ты признался в грехе, то его и снял Господь, косный на гнев и быстрый на помилование. Но что я воздам Господу моему за то, что не до конца презрел меня, смиренного, и не дал мне утратить овцу, которую я приобрел с большим трудом и томлением, которая принадлежала к числу избранных в моем стаде, (245) чей голос очень приятно раздавался во все стороны, чье поведение было очень благоприлично? Но зачем многословить? Я нашел, что потерял, удержал исхищенное. Поздравляют меня наши покровители Ангелы, сорадуются единозаконники, веселятся богомудрые; один велиар, душетленный волк, печалится. Хотя и много укусов, но лекарства человеколюбивы и целебны. Так не ленись же, чадо, с тобою я, смиренный; я отдам свою голову за твою душу, только будь благостен, только будь стоек с этого времени в заповедях Бога нашего. Что это значит? Чтобы ты всегда был с братом, с которым теперь решил жить, был внимателен в исполнении заповедей, избегал вредных мест и смертельного утеса ереси, пожиная всё доброе и полезное, с терпением перенося угнетение от перемещений туда и сюда из-за нынешней нужды, молясь и обо мне, грешном. Спасайся, чадо мое любезное, отныне и до века. 128. К чаду Виссариону 544

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010