Начались разговоры братьев: сосвященников и остальных архиереев. «Как это возможно, чтобы священник имел более блестящую одежду, чем патриарх?!» Их жалобы дошли до патриарха, который и сам все это видел. Он подозвал Маркиана и сказал: – Послушай, Маркиан! Как тебе не стыдно? Что это за одежда на тебе? Разве тебе подобает носить такую одежду? – Какую одежду, Пресвятейший? – спросил пораженный святой. – Такую блестящую, какой даже у меня нет! – А, – говорит он, – вы надо мной подшучиваете? – Это ты, – говорит патриарх, – надо мной насмехаешься! Все здесь сияет так, что даже свечи не нужны! Весь храм светится! – Пресвятейший, – отвечает святой Маркиан, – одежда на мне та, что вы мне дали, когда рукополагали священником! Маркиан одернул подол, и все увидели, что под священнической одеждой он был совершенно голый! Сияние Божественной Благодати вырвалось наружу, а на святом осталось его старое бедняцкое платье. И просиял патриарх, поняв, что святой был наг, потому что отдал кому-то свою одежду 160 . Так украшались на Божественной литургии древние священники. А мы, чтобы скрыть наши беды, облачаемся в красивые наряды… Но это только завеса!!! 60.  Новый святой нашей Церкви, отец Николай Планас, совершая службу, всегда стремился содействовать великолепию Божественной литургии. Поэтому он хотел, чтобы на малом входе ему предшествовала не маленькая свечка, но большие светильники, как те, что были на Святой Горе. И когда он пел Блаженных и Троичные тропари, он зажигал очень много свечей перед иконой Христа и перед царскими вратами. Свою фелонь он носил таким образом, что (несмотря на то, что он был очень низкого роста и сгорбленный) принимал торжественный вид, и часто казалось, что он своим духовным ростом достигает небес! Он пел с таким сокрушением, что однажды, служа в храме святого Иоанна, услышал, как поют и Ангелы вместе с ним Блаженных, Троичные тропари, «Боже Святый» и другие гимны из литургии Василия Великого . Он прерывал песнопение и, взяв за руку свою духовную дочь, Геронтиссу Марфу – которую я знал лично и, конечно, часто имел случай слышать из ее собственных уст о события из жизни старца и святого Николая Планаса – спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но хотя движение сделало много полезного, его закрытость и авторитарность (напоминающие римско–католическое движение Opus Dei) создали ему много врагов. Наибольшим влиянием Zoe пользовалось в 1920–1960 гг., с тех пор это влияние уменьшилось. В начале 1960–х гг. между руководителями «Братства» произошел раскол, и была основана соперничающая организация Sotir. В 1970–е гг. Zoe обвиняли (в значительной мере несправедливо) в связях с черными полковниками, что еще более подорвало позиции движения. К тому же морализирующий, пуританский тон его публикаций мало привлекает молодое поколение нынешних греков. Современная Греция имеет своих кенотических святых, любовью и сострадательностью напоминающих св. Серафима Саровского и св. Силуана Афонского. Особенным почитанием пользуется св. Нектарий (1846–1920). Одно время он был митрополитом Пентаполиса в Египте, но был отозван оттуда в результате наветов: в своем смирении он отказался оправдываться перед клеветниками. Последние годы жизни Нектарий провел в бедности, исполняя должность священника в часовне женского монастыря Святой Троицы, основанного им на острове Эгина. Другим кенотическим святым, приходским священником (подобно св. Иоанну Кронштадтскому), бьы св. Николай Планас (1851–1932), горячо почитаемый за чистоту сердца и близость к простому люду. Николай выказывал особенную приверженность к всенощным бдениям; певчими обычно были два писателя: Александр Пападиамантис (1851–1911) и Александр Мораитидис (1850–1929). Что касается монашеской жизни, то возрождение на Афоне еще не затронуло в надлежащей мере мужские монастыри на всей территории Греции. В большинстве обителей монахов мало, хотя есть и заметные исключения — например, монастырь Параклета в Оропосе (Аттика). В женских монастырях положение кардинально иное. С 1920 г. число монахинь заметно возросло, были основаны новые обители по всей стране. Если в начале века насчитывалось не более нескольких сот монахинь, то сегодня их несколько тысяч. Среди крупнейших обителей — монастыри св. Патапия в Лутраки (близ Коринфа), Дормитиона в Панораме (в районе Салоник), Богоматери Помощницы на Хиосе и Кехровунийский монастырь на Тиносе (знаменитое место паломничества, связанное с Богоматерью).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В отличии от внецерковных организаций, отец Николай никогда не тратил время на критику иерархии и не противопоставлял свою общину как касту избранных к официальной Церкви. Он был настроен не на отрицание и критику, а на позитивное исполнение своего долга. Отец Николай Планас Смерть Николая Планаса стала настоящим ударом для современников. Проститься c ним съехались тысячи людей, а его похороны напоминали прощание с королем или патриархом. Весь центр Афин был заполнен морем людей. Простой афинский священник за свою недолгую жизнь успел сделать для Церкви больше, чем вся иерархия и богословы его времени. В период господства внецерковных организаций в условиях пассивного непротивления протестантскому влиянию на жизнь Церкви большей части элладского епископата на защиту православного предания встала значительная часть греческой интеллигенции. Их лейтмотивом стал призыв к возвращению к исихастскому и византийскому наследию, интерес к народной культуре и литургическому преданию Церкви. Влияние традиционализма способствовало формированию целого культурного пласта в исскустве, литературе и науке. Во второй половине XX столетия в Греции происходил новый расцвет традиционной идеологии. Из «Зои» и других подобных ей обществ выходит целая плеяда молодых богословов, выступающих с критикой как богословия внецерковных организаций так и университетской теологии. Их лейтмотивом становится идея выдающегося русского мыслителя и ученого Георгия Флоровского, согласно которой православное богословие сможет освободиться от западных влияний только если вернется к своим святоотеческим источникам и основаниям. Для освобождения от «западного пленения» необходимо уйти от господства латинской (схоластической) и протестантской (либеральной) мысли, принесенной в Греции богословами выпускниками западных университетов и членами внецерковных организаций. В этот период греческое университетское богословие действительно поворачивается к изучению исихазма и православной традиции. Большими тиражами издается «Добротолюбие», творения Григория Паламы, Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви. Их публикация и повсеместное распространение способствовали «смене духовного и богословского направления, повороту или точнее сказать возврату к православным святоотеческим корням». На исихастское наследие все больше начинает ориентироваться и жизнь греческих монахов и мирян.

http://pravoslavie.ru/55488.html

Среди ревнителей богослужения был Георгий Леусий с Эгины. Он посоветовал мне: «Стань добрым человеком, как те святые мужи, которые сейчас, ты знаешь, на Афоне, в Лавре: отец Герасим, отец Никодим и Спиридон-врач. Сегодня день памяти святителя Спиридона: пусть он покроет тебя, а то на Святой Горе тебя ждет множество искушений». Георгена мне говорила: –   Послушай, как дед Илия читает из «Кириакодромиона» Агапия 4 . Вот уже восемь часов, половина девятого, и начинается всенощная. По рядам разносится шепот: «Идет отец Антоний». Все в храме встают и совершают земной поклон. Отец Антоний положил поклон перед святыми иконами, вошел в алтарь и очень тщательно осмотрел большой престол и жертвенник, не упала ли туда муха или какое-либо насекомое. Затем он начал сосредоточенно служить повечерие. Все внимательно и благоговейно прислушивались к произносимым словам. Тогда же читался канон ко святому Причащению. Большинство причастников, прежде чем приступить к таинству, за восемь дней до этого отказывались от мяса, за шесть – от рыбы, за три – от масла и приносили Богу чистейшую исповедь. Поэтому, когда они причащались, то были что ангелы по обличью. Святой Николай Планас, священник († 1932) После вновь послышался шепот: «Прибыл экипаж, приехал отец Николай». Он служил литургию, весь переполненный счастьем. Маленькие дети, чистые как ангелы, видели, что он не ступает по земле, а приподнимается над ней. Он ничего не ел, только причащался, спал лишь один час днем и ел хлеб с водой. Воспитание детей во времена отца Хрисанфа (из письма старца) Как ты поживаешь, госпожа Мария? Что у тебя происходит? Я не забываю о тебе: прошу Пресвятую Богородицу подать тебе здравие, как и твоим детям и внукам. Ты мне исповедалась, и я должен написать тебе несколько советов. Я знаю, что нет нужды тебе чтото особо советовать, поэтому скажу только, что лучше всего воспитывать своих внуков на острове подобно тому, как воспитывали нас. Ты помнишь, что, когда наступала Великая Четыредесятница, нас готовили еще на Сырной седмице:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это правда. Как-то я читал одну философскую и психологическую книгу, в которой написано, что надо себе представить что-то хорошее в других людях, представить себе это, успокоиться и полюбить их. «Представьте себе мысленно, – говорилось в этой книге, – что он хороший человек, представьте себе, что в нем есть любовь, даже если он ее не имеет. Вы должны представить себе это». Но в Церкви, однако, мы не говорим никому: «Представь себе это!» Нам не нужно ничего представлять, потому что утверждение, что другой человек хороший, – это не фантазия, это правда. Другой человек действительно несет в себе свет. Он имеет Христов свет, он имеет искру Святого Духа, он имеет искру святого Крещения. Говоря иными словами, это не вопрос самовнушения: «Попробуй подумать что-то хорошее о других людях». Это правда. Твой брат – чадо Божье, посмотри на это именно так, и тогда ты сможешь сказать что-то хорошее о другом человеке. – Но я его не люблю! В том то и дело. Ты не научился любить. Если полюбишь, то почувствуешь, что все прекрасно и превосходно. Давайте всех любить и смотреть на всех так, как Христос и Его Ангелы на них смотрели Когда любишь, не видишь плохое. Когда ты любишь, то и плохое кажется хорошим. Когда ты не любишь людей, они все кажутся тебе одинаковыми, и ты не хочешь на них смотреть. Но когда любишь, у тебя со всеми складываются очень хорошие отношения, особенно с теми, кого любишь. Поэтому, давайте всех любить и смотреть на всех так, как Христос и Его Ангелы на них смотрели, как на них смотрел святой Николай Планас – здесь, в Афинах находится храм, где он служил. В этом храме бывал человек по имени Николай. Он иногда воровал деньги из кармана святого Николая, деньги небольшие, чтобы прожить, чтобы купить себе что-то поесть. Святой Николай знал об этом, но делал вид, что не замечает. Николай воровал, а святой Николай позволял ему это делать. Он мог поймать его за руку и сказать ему: Святой Николай Планас – Я тебя видел! Я знаю, что ты вор! Ты должен исповедоваться, иначе пойдешь в ад! Ничего подобного святой Николай не говорил.

http://pravoslavie.ru/74139.html

Великую силу имеет епитрахиль – так что, как можно больше поминай имен. Как-то давно отец Арсений из братства старца Иосифа дал мне помянник, который у него был еще с того времени, когда он, переселенец из России, пришел в Грецию. И я стал поминать. Спустя некоторое время, он говорит мне: «Знаешь, отец, что я видел? Будто зашел я в один дом, и там были люди, имена которых я тебе давал. Говорю одному: «Ну, как дела у тебя?» – «Да так, потихоньку. Приходит отец Ефрем и нас утешает». Спрашиваю другого: «А у тебя как дела?» – «Да так себе, дождь только вот идет, мерзну, но приходит отец Ефрем и нас утешает " ». – «Это, брат мой, потому, – говорю я отцу Арсению, – что я их всех поминаю». Думаете, как отец Николай Планас 82 святым стал? Поминал очень много имен, целые списки. Как-то я вспомнил некоторые имена и приклеил их к стене над жертвенником. И вот, вижу во сне, что ко мне пришли какие-то древние старики в старинных одеждах, о которых я слышал еще от бабушки, и говорят мне: «Ты-то нас записал, а вот Старец твой нас не поминает». Утром спрашиваю отца Никифора: – Батюшка, почему ты не поминаешь эти имена? – Да они неразборчивые, я не вижу, – говорит. – Батюшка, то-то и то-то я видел, и мне сказали, что Старец нас не поминает. С тех пор я решил как можно больше поминать имен. Чем больше имен поминаешь, тем большую награду получишь. Это ведь больше, чем любая милостыня – соединить человека с Богом. И ты можешь это сделать. Иеромонах: Что нужно, чтобы иметь слезы во время литургии? Старец: Я уже год, как не служу литургию, потому что не вижу, но раньше приготавливался к литургии целый день. Не ограничивайся, дитя мое, лишь молитвами к Причащению. Их читают и мирянин, и иерей, и владыка, и патриарх. Но между всеми есть различие. Миряне получают Дары готовыми, в то время как священник, словно бы, заколает Агнца и передает Его всему народу. В этом великая разница. Поэтому, дитя мое, если хочешь находиться в должном состоянии, не ограничивайся лишь правилом к Причащению. Ты – предстоятель. Заколаешь и приносишь Жертву. А другой – принимает готовым Святой Хлеб. Поэтому целый день упрашивай Богородицу, Которая с тобой рядом 83 : «Пресвятая Дева, удостой меня увидеть Приносимого в Жертву, дай мне почувствовать, на какое служение возвел меня Бог», – и получишь просимое от Богородицы. Да... Если служишь и у тебя нет слез, значит, ты, как бы, под осуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

– Отче, ты обошел меня самым вопиющим образом: всех покадил, а меня нет! И не только, но еще и покадил место, которое было пустым. Почему ты сделал это? Он ей сказал: – Поверь мне, дитя мое, я не видел тебя на Святой литургии. Ты была в храме? – Ну как же не была, отче! Вот, я же о Святой литургии тебе говорю. – Я скажу тебе кое-что. А ум твой не был тогда с козами? Мы говорим об Афинах старых времен, святой Николай (Планас) служил в Плаке (древнейший район Афин), и у людей тогда были свои стада, поля, откуда они добывали для себя молоко, мясо и т.п. И она думала о своем стаде: как она туда пойдет, что сделает и т.д. Мы, люди, прячемся от других, но от Бога спрятаться не можем даже на Святой литургии Она сказала: – Ну да, в то время, когда ты проходил, я немного подумала об этом. – Когда ты думала о нем, я не видел, чтобы ты была здесь, – сказал святой. – Хорошо, ну а почему же ты покадил пустое место рядом со мной? – Рядом с тобой место госпожи такой-то, твоей знакомой, которая сейчас больна и лежит в постели, но думает о нас, служащих, и говорит в уме: «Если бы и я могла сейчас быть на Святой литургии, как же хорошо было бы!» Я видел ее, как будто она присутствует в храме. Прозорливость святого производит сильное впечатление, но Бог видит больше, Он видит всё, каждый эпизод нашей жизни. Сколько же мы еще будем спрашивать себя: «А что обо мне видит Бог?» Что видит? Мы, люди, прячемся от других, но от Бога спрятаться не можем даже на Святой литургии. И на Святой литургии давайте сосредоточивать свой взгляд, снова говорит святой Серафим Саровский, на какой-нибудь иконе, или лампаде, или на священнике – не с целью сосредоточиться на священнике, а чтобы от него наша мысль переходила к священным помыслам и переживаниям в нашей душе. (Продолжение следует) Рейтинг: 9.8 Голосов: 1921 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юлия 1 июня 2018, 12:14 Иногда просто хоть плачь - стоишь на Литургии, а мысли где угодно... Или еще похуже - стоишь на Литургии и думаешь, что тебя обидели в чем-то... А некто - тот, кто отвращает от молитвы! - и рад стараться...

http://pravoslavie.ru/105439.html

Несмотря на то, что греки в целом стали меньше ходить в церковь, Греция в двадцатом веке дала миру многих удивительных святых и старцев. Пожалуй, самый почитаемый из современных греческих святых — св. Нектарий Эгинский, скончавшийся в 1920 году. Десятки тысяч паломников ежегодно приезжают в его монастырь на Эгине. В числе греческих праведников двадцатого века — такие светильники как св. Арсений Каппадокийский ( † 1924), священник Николас Планас Афинский ( † 1932), преп. Силуан Афонский ( † 1938) и множество других праведных афонских старцев, св. Савва Новый с острова Калимнос ( † 1948), св. Анфим Хиосский ( † 1960), о. Амфилохий Макрис с о-ва Патмос ( † 1970) и о. Филофей Зервакос с о-ва Парос ( † 1980). В условиях непрекращающихся политических потрясений и военных бедствий, невзирая на обольщение западной изощренной цивилизацией и ослабление влияния традиционных ценностей, Православное Христианство продолжает жить, как это всегда было в Греции. Укрывшись в маленьких скитах на островах, в монастырях, возвышающихся на скалах над центральными равнинами, в беленьких, залитых солнцем пригородных церквах, в иконных уголках тесных афинских квартир и в смиренных часовенках, спрятанных на задворках, монахи и монахини, приходские священники и миряне с удивительным постоянством несут в своих сердцах огонек веры, зажженный св. апостолом Павлом две тысячи лет назад. Источник: Монахиня Нектария Мак-Лиз. Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. М.,Русский Паломник, 2007. Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Русский Паломник» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018 4 ноября, 2023 12 марта, 2022 7 февраля, 2020

http://pravmir.ru/istoriya-xristianstva-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Николай 15 мин., 16.12.2018 Значение и история имени Николай Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λας», что значит «народ». Таким образом, изначально Николай ни кто иной, как «победитель народов». В России же имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, в первую очередь ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. В дореволюционной же России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I. Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию. Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами. Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один - Николай. Житие святителя Николая Чудотворца Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай,  они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай. Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

- 1904г. - Токарев Михаил Герасимович. Церковный староста с. Николай-Дар, 2 благочиние 1905-1908гг. - 1904г. - Лебединский Павел Иванович, 56 лет. Иерей с. Николай-Дар, 2 благочиние - 1914-1916гг. священник, заведующий школой, законоучитель диакон Александр Филиппович Тополев, учитель Анастасия Михайловна Сидорова. - 1904 г. - Беляков Николай Михайлович. 21год. Псаломщик с. Николай-Дар, 2 Благочиние. 1882 г.р., из духовн. звания. После окончания 2-классов НДС. Определен псаломщиком в с.Николай Дар Лукоянов. уез. В 1906 г. посвящен в сан диакона. - 1910г. - Кротков Алексей Иванов, диакон-псаломщик села Николай-Дар. - 1910г. - Николай Вейсов, псаломщик церкви села Николай-Дар, долгие годы прослужил в церкви. Николай сызмальства прислуживал священнику в сельской церкви во имя святого Димитрия Солунского, а впоследствии и сам служил в ней псаломщиком. Все свободное время уделял он, как бы мы сейчас сказали, самообучению, или самообразованию. Писать и читать он умел хорошо — выучился в детстве у местного священника, с которым дружил его отец. - 1915г. - Успенский Алексей Иванович иерей. С 1893 г.р., из духовн. звания. Получил полное образование в НДС. В 1915 г. 25 мая Преосвященным Иоакимом посвящен в сан иерея к Димитриевской Церкви с.Николай Дар. В 1916 г.22 июня тем Преосвященным перемещен священником на настоящее место. Законоучитель. - 1916г. - Лавров Серафим Иванович, иерей, сын священника о.Иоанна Флегонт. Лаврова. В 1916 г. окончил НДС. В 1916 г. посвящен в сан иерея к Дмитриевской церкви с.Николай Дар. - 1918г. - Пронин Петр Иванович (Адриан). Псаломщик Димитриевской церкви села Николай Дар, 7-го благочинн. Лукоянов. окр. С 1877 г.р., из крестьян. В 1917 г. находился на фронте. - 1921г. - Знаменский Аркадий Павлович, священник Дмитриевской церкви села Николай Дар, 1884 г.р., из духовн. звания. - 1925г. - Петровский Владимир Иванович. Священник Дмитриевской церкви с.Николай Дар Лукояновского уез. С 1883 г.р. - 1928г. - Киселев Иван Трифонович. Иеромонах Иннокентий. До закрытия Саровской пустыни служил в обители. В 1928 г. - житель села Николай Дар, священник Дмитриевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=30778

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010