Будущий устюжский архиерей – архимандрит (л. 206) Иоанникий 60 мне хорошо известен еще по академии; я поступал в академию, а он был уже на IV курсе – сперва как диакон Иван Афанасьевич Казанский, а потом – как иеромонах Иоанникий. Я с ним был очень хорош. Америки он не способен открыть и пороха выдумать, но зато в нем есть нечто человеческое и доброе, и хорошее. Он нехитрый книгам, выражаясь по летописному, но зато, сколько думается мне, нелукав. А это ведь достоинство. Из Смоленска он вышел по ревизии Миропольского 61 : там он не поладил с преподавателями, товарищами по академии, которые, зная его за диакона Ивана Аф[анасьеви]ча, не хотели признавать его за ректора; вышли крупные недоразумения, окончившиеся удалением о. Иоанникия. Пишет ли Вам Преосвящ[енный] Петр и что? Всем моим сослуживцам и воспитанникам передайте мой привет и поклон. У нас зима: вот уже два месяца, как морозы поднимаются до 20 °C. Ваш весь архиманд[рит] Николай. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 205 об. – 206. Рукопись. 15 30 марта 1888г. (л. 419) Достолюбезнейший Н[икифор] А[лександрови]ч. Ваше письмо от 20 марта я получил только сегодня, т. е. 30-го. Вероятно, Волга послужила причиной запоздания. Справьтесь, пожалуйста, как-нибудь в архиерейском доме, было ли получено мое письмо на имя преосвящ[енного] Иоанникия, или же нет? Удивляюсь, что он мне не отвечает доселе! Я, между прочим, писал ему и просил, чтобы он был любезнее и внимательнее к моим ученикам, если кто-ниб[удь] из них обратится к нему с какой-либо просьбой или нуждой. Очень жаль, если он не получил моего письма. Из письма Вашего я усматриваю, что у вас еще и доселе зима, а мы уже по-весеннему. Вы мне не писали, существует ли на белом свете Сергей Попов. Если существует, то, пожалуйста, (л. 419 об.) похлопочите, чтобы мне переписали ноты «покой Спасе» П. Л. Лосева, «Ездил белый русский Царь» и другие гимны и песни, которые пелись у нас в зале во время разных случаев. Если бы это можно было сделать до Пасхи. Переписчикам я заплачу, сколько Вы признаете нужным. Потрудитесь, пожалуйста, для меня, а я постараюсь когда-ниб[удь] отблагодарить и Вас. Что И. Н. Суворов ничего не пишет мне? Уж не гневается ли на меня? Я ему сделал свое «безобразие», но не знаю, получил ли он? Справьтесь, пожалуйста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

Преосвященный Иоанникий ума неширокого, при безукоризненной честности, строгий монах. С людьми не умеет сходиться, крайне недоверчив и подозрителен, причем, как всегда бывает, подпадает под влияние ближних слуг своих... Сколько ни рассуждал я между всеми лицами, могу в настоящее время остановиться лишь на нынешнем экзархе Грузии, преосвященном Палладии. Думаю, что с ним дела пошли бы лучше, нежели с кем-либо из остальных. Он человек разумный, доступный рассуждению и совету, ласковый и приятный в обращении, энергичный и подвижный. Опытность в делах имеет немалую. Управлял епархиями трудными – Рязанской, Тамбовской, Вологодской, Казанской, и везде показал себя правителем деятельным, и везде снискал расположение, и оставил после себя сожаление. Характера миролюбивого, но без слабости. И то у него примечательно, что все епархии, которыми управлял, он лично изъездил из конца в конец, даже до дальних пустынь, и людей тамошних знает. Притом отличается щедростью. Вот соображения мои, по крайнему моему разумению, кои и спешу повергнуть предварительно на благоусмотрение Вашего Величества». Приходилось слышать от духовного лица, в свое время слышавшего о этих лицах, что суждения Победоносцева были правильны. Митрополитом Петербургским был назначен владыка Палладий (Раев) . В Северной Америке Алеутскую епархию с 1891 г. возглавлял епископ Николай (Зиоров) , впоследствии архиепископ Варшавский. 14 января 1893 г. Победоносцев писал о нем Государю: «Из Америки получаются довольно часто любопытные известия. Слава Богу, в первый раз там явился епископ разумный и заботливый, и потому дело оживилось. Но его положение тяжелое, ибо людей надежных почти нет, и трудно найти здесь охотно желающих туда ехать...» 8 апреля того же года следует новое письмо: «Может быть, у Вашего Императорского Величества найдутся минуты досуга просмотреть прилагаемую книжку – описание поездки преосвященного Алеутского по островам. Оно весьма интересно. Отсюда видно, в каком жалком положении находятся на островах русские приходы этого края, к несчастью, выщедшего из-под Русской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Письма М. З. Зиорова Ильинскому представляют научный интерес в особенности в контексте истории духовного образования. В частности, в письмах можно увидеть взгляд на контрольно-ревизионную деятельность Учебного комитета, а также проследить роль ревизий в судьбе отдельных представителей администрации духовных школ. Сохранившиеся письма находятся в дневнике Н. Ильинского, который хранится в фонде А. В. Камкина Государственного архива Вологодской области (ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1). Всего в дневнике 22 письма. Письма публикуются в современной орфографии и пунктуации. Сохраняются подчеркивания. Сокращенные слова раскрываются в квадратных скобках. Ввиду того, что письма в дневнике приведены не в хронологическом порядке, для лучшего восприятия информации в настоящей статье письма публикуются по хронологическому принципу.     1 1885г. (л. 128 об.) Любезнейший Никифор [Александрович]. Письмо Ваше и прошенье я получил. Хотелось иметь Вас своим сотрудником по делу воспитания, да вот обстоятельства и не позволяют. Казалось, что выход из семинарии Садокова 20 был окончательно решен, об этом мне говорил и преосвященный 21 , и вот опять повторение старой истории: явился какой-то родственник, стал просить пр[еосвяще]нного предоставить это место ради сирот ему, и Пр[еосвяще]нный изменил своему слову. Садоков опять остается в семинарии на неопределенное время, а вместе с этим и Ваше прошение будет лежать у меня без движения. Этим Вы, однако, не должны обескураживаться: если это место откроется, то я буду иметь Вас первым кандидатом. Ваш взгляд на воспитание мне нравится, и я теперь еще более буду желать иметь Вас своим сотрудником. Как Вы живете? Что касается меня, то я живу ни шатко, ни валко, со всячинкой. Есть и радости, есть и печали, и последних больше, чем первых. Летом похоронил отца, но зато выдал замуж сестру. (л. 129) Вчера приехал к нам ревизор Зинченко 22 . Сегодня утром был у о. ректора 23 , а вечером ждем в семинарию к ученикам. Обещает прожить у нас весь апрель месяц, имеет в виду съездить во все училища и проч[ее].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

— профессором Петербургской Академии. Замечательным литургистом был профессор Н. В. Покровский (1848–1917), научные работы которого посвящены церковной археологии и иконографии. Церковная археология, появившаяся в программах академий лишь в 1869 г. и до того времени почти не изучавшаяся, обязана Покровскому многим. Согласно Уставу 1910–1911 гг., была создана особая кафедра литургики, на которой разработкой ее как исторической и догматической дисциплины занимался преемник Покровского, профессор И. А. Карабинов († после 1918 г.)  . Говоря о Московской Академии периода 1869–1917 гг., прежде всего следует назвать ее ректора протоиерея А. В. Горского (1864–1875). Его авторитет в академии и в богословской науке вообще был в это время, пожалуй, еще более высок, чем прежде. «Горский читал догматическое богословие не только научно, но и как–то благоговейно, — писал его ученик, будущий архиепископ Николай Зиоров. — Аудитория ректора была всегда полна студентами как его, так и других отделений»  . И даже полстолетия спустя ощущалось его благотворное влияние  . При Горском вся жизнь академии, и научная, и учебная, определялась воздействием его обаятельной личности. Горский был очень скромным человеком и, недооценивая свои работы, редко публиковал их. Но личное общение и переписка с ним имели для его современников и учеников громадное значение. Читая догматику, он в отличие от Макария Булгакова обычно начинал с истории отдельных догматов. Возможно, здесь сказывалось влияние Филарета Гумилевского, но, вероятнее всего, причиной была его собственная любовь к истории. Как философ, большое влияние на студенчество имел В. Д. Кудрявцев–Платонов (1828–1891), ученик А. В. Горского и Ф. А. Голубинского и преемник последнего по кафедре (1854–1891). Убежденный идеалист по своим философским взглядам, он умел убедить и своих студентов, ибо в его на удивление гармонической личности идеализм сочетался с глубокой религиозностью и нравственной чистотой. Он относился к тем редким академическим преподавателям, которые умели снискать себе уважение и любовь уже с самого начала своей деятельности; и в молодости, и в старости его личность очаровывала какой–то прозрачной ясностью. Как автор научных трудов, он был не слишком плодовит. «В книгах Кудрявцева, — пишет Г. Флоровский, — покоряет этот стиль внутренней свободы, душевное изящество и благородство, с каким этот человек недрогнувшей веры ведет свое спекулятивное оправдание или обоснование этой веры, строит свой критический синтез среди недостаточных решений других философских школ»  . После кончины Кудрявцева–Платонова кафедру унаследовал его ученик А. И. Введенский (1888–1912). Большим авторитетом как преподаватель пользовался П. И. Горский–Платонов, который с 1878 по 1888 г. являлся еще и инспектором академии. За 37 лет своей профессорской деятельности он читал и древнееврейский язык (1858–1895), и библейскую историю (1858–1870), и библейскую археологию (1870–1892)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Л.М. Лопатин : " Я никогда не видал другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убежденного в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле " . С. М. Соловьев, племянник философа: " Наружность Владимира Сергеевича резко менялась в разные периоды его жизни. Если мы возьмем его молодые портреты, то преобладающей чертой этого прекрасного лица, несколько малорусского, с черными сдвинутыми бровями, покажется нам – строгая чистота, энергия, готовность к борьбе " . Друг философа, А. Г. Петровский, в 1901 году писал о нем: " Когда я впервые познакомился с ним, 32 года тому назад, он сам едва только вышел из детских лет, но уже и тогда (т. е. в год вступления в университет) он поразил меня, как человек необыкновенный: печать избранника судьбы, высокоодаренного, носившего в себе божественный огонь, была ясно видна на его лице, и я до сих пор живо помню это первое впечатление " . Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет: " На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию профессора Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно " . М. Д. Муретов : " Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках... Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное... "

http://drevo-info.ru/articles/2523.html

«Приезд мой, — пишет Соловьев Е. В. Романовой, — произвел в Академии почти такое же впечатление, как прибытие мнимого ревизора в тот знаменитый город, «от которого хоть три года скачи — ни до какого государства не доскачешь». Профессора здешние воображают, что я приехал с исключительной целью смутить их покой своею критикою. Любезны все со мной до крайности, как городничий с Хлестаковым. В благодарность за это оставляю их по возможности в покое (хотя те лекции, которые я до сих пор слышал, довольно порядочны). Впрочем, они сами весьма низко ценят себя и свое дело и никак не могут поверить, чтобы постороннему человеку, дворянину и кандидату университета, могла прийти фантазия заниматься богословскими науками, и действительно, это первый пример; поэтому предполагают во мне какиенибудь практические цели. А между тем, Академия во всяком случае не представляет такой абсолютной пустыни, как университет. Студенты, при всей своей грубости, кажутся мне народом дельным; притом добродушно веселы и большие мастера выпить — вообще люди здоровые…» Биограф Соловьева С. М. Лукьянов собрал любопытные отзывы бывших студентов Академии о молодом философе. Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет: «На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию проф. Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно». Другой отзыв принадлежит проф. М. Д. Муретову: «Небольшая голова, сколько помнится — круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно–юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какието стоячие, не моргающие, устремленные кудато вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно–мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках… Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…»

http://predanie.ru/book/83149-gogol-solo...

Послушник Борис начал многотрудную иноческую жизнь, изгоняя из своей души с помощью старца Амвросия остатки мирских привычек и представлений. Постигал он непростое дело откровения помыслов старцу, ежедневную чистку души от всяких греховных приражений. «Ученик всецело подчиняет себя воле старца, – говорил владыка, вспоминая начало своей иноческой жизни. – Он каждодневно открывает ему всё, что он сделал за весь день: все свои мысли, чувства, недоразумения, и на всё получает надлежащий ответ. Это отношение любящего мудрого отца к своему сыну». В Оптиной много было тогда великих подвижников среди братии. Был иеромонах Иосиф, старший келейник о. Амвросия, который по благословению своего духовного отца и сам уже начинал старчествовать, окормлять духовно богомольцев. Был здесь, в Скиту, и будущий старец Нектарий. Большое впечатление произвел на душу юного послушника настоятель обители схиархимандрит Исаакий, о котором ему довелось сказать теплые слова на 9й день его кончины в 1894 году. «Навеки не изгладится из нашей памяти, – говорил он, – трогательное зрелище, которое представлял маститый старец сей уже при самом закате дней своих, лежащий под развесистым деревом на одре своем, окруженный плачущими детьми обители своей и слабым голосом дающий им последние наставления… И каким величавым спокойствием дышали его слова, ибо они исходили из сердца человека, глубоко убежденного в их правоте, всю жизнь посвятившего их исполнению. Да, он любил Бога! – ибо всю жизнь нелицемерно служил Ему!» Обращаясь к почившему, владыка говорил: «Учил ты великим началам, на которых зиждется духовная жизнь обители Оптинской: глубокому, всецелому повиновению старцу и твердому, неустанному подвижничеству». В 1888 году по воле начальства и по благословению старца Амвросия послушник Борис Туркестанов отправлен был в Осетию преподавателем Духовного училища в городке Ардон. В следующем году он был пострижен в монашество с именем Трифон, – постригал его ректор Тифлисской Духовной семинарии архимандрит Николай (Зиоров). Еще через год экзарх Грузии архиепископ Палладий (Раев) рукоположил его в иеродиакона и затем во иеромонаха. Чувствуя недостаточность своего образования, о. Трифон поехал к старцу Амвросию просить благословения поступить в Московскую Духовную Академию. Старец был в Шамордине. Он благословил своего духовного сына стать студентом Академии. Едва начал учиться – вдруг весть о кончине старца… 13 октября 1891 года о. Трифон снова приехал в Шамордино.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В октябре 1885 г. Зиоров сообщил Ильинскому о том, что подал прошение о переводе в одну из южных семинарий. Причиной данного решения стали разногласия с ректором семинарии протоиереем Петром Лосевым, однако, по воспоминаниям Ильинского, ректор сожалел о состоявшемся в том году переводе Зиорова на ту же должность в Могилевскую семинарию, отметив: «Я очень жалею, что Михаил Захарович нас оставляет. Это был умница, какие редко встретишь. Я думаю, что и сам Михаил Захарович пожалеет, что уходит от нас, те временные трения, которые были между нами, сгладились бы, и мы зажили бы по-старому» 12 . Зиоров покинул Вологду с тяжелым чувством, но в то же время «с сознанием выполненного долга в отношении ее (Вологодской семинарии. – и. Ф.) интересов» 13 . Несмотря на непродолжительность служения в Вологде, М.З. Зиоров сохранял об этом периоде теплые воспоминания, о чем свидетельствуют письма Н. Ильинскому, а также другому выпускнику Вологодской семинарии – знаменитому экзегету, богослову и историку Н.Н. Глубоковскому 14 . Как уже отмечалось, в 1885 г. М.З. Зиоров становится инспектором Могилевской семинарии, а уже в 1887 г., после принятия монашества и священного сана, становится ректором семинарии. Служение в Могилеве также было высоко отмечено ревизором Учебного комитета С.В. Керским, который указывал, что Зиоров «словом и примером влиял на воспитанников в духе церковности, приучая их к аккуратности, точности, исполнительности. Сам Зиоров работал до изнеможения, не щадя сил и здоровья, самоотверженно отдаваясь делу и служа для своих помощников примером неустанного надзора за воспитанниками и разумного благотворного воздействия на них» 15 . В 1889 г. определением Святейшего Синода архимандрит Николай становится ректором Тифлисской семинарии, «считавшейся в то время «неспокойной»», 16 о чем сам архимандрит Николай достаточно часто упоминает в письмах Ильинскому. В 1891 г. архимандрит Николай был определен епископом Алеутским и Аляскинским. В течение последующих семи лет епископ Николай успешно трудился в Алеутской миссии, которая благодаря его плодотворной деятельности смогла успешно развиваться. «Америке дан был еще раз самостоятельный архипастырь в лице Преосвященного Николая. Его деятельность должна была решить вопрос о том, существовать или не существовать Американской епархии. И владыка Николай решил этот вопрос блестяще» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

архиепископ Николай (Зиоров) (21.05.1851–20.12.1915) архиепископ Николай (Зиоров) Епископ Русской православной церкви; с апреля 1908 года архиепископ Варшавский и Привисленский. Член Государственного Совета Российской империи. Биография В миру Зиоров Михаил Захарович, родился в г. Новомиргороде Херсонской губернии, в семье протоиерея. Первоначальное образование получил в дворянской Златопольской гимназии. По окончании Одесской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата богословия. 10 октября 1875 года назначен учителем Рязанской духовной семинарии. С 30 сентября 1883 г. - и.д. инспектора Вологодской духовной семинарии. 8 ноября 1885 г. назначен инспектором Могилевской духовной семинарии. 25 сентября 1887 г. пострижен в монашество, 27 сентября рукоположен во иеродиакона, 1 октября - во иеромонаха и 16 ноября назначен ректором Могилевской духовной семинарии. 22 ноября 1887 г. возведен в сан архимандрита. 30 мая 1889 г. - ректор Тифлисской духовной семинарии. В бытность свою в Рязани, Вологде, Могилеве и в Тифлисе работал во многих благотворительных учреждениях, попечительствах, братствах. Был редактором " Духовного Вестника Грузинского Экзархата " . Участвовал в собеседовании с раскольниками. Много трудился по устройству и приумножению церковно-приходских школ на Кавказе. 29 сентября 1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 1897 года - почетный член Казанской духовной академии. 14 сентября 1898 г. вернулся из США в Россию и был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. С 23 сентября 1903 г. - почетный член Московской духовной академии. 26 марта 1905 г. перемещен Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа, но по болезненному состоянию на кафедру не поехал. С 8 апреля 1905 по 1908 год был на покое в одном из монастырей Таврической епархии. С 15 июля 1906 г. состоял членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. С 5 апреля 1908 г. - архиепископ Варшавский и Привисленский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

364. Никанор (Клементьевский) , митрополит. Святая Четыредесятница. (Слова и поучения). Пг., 1916. – 156 с. 365. Никита Пафлагон, епископ. Святому великомученику и целителю Пантелеймону два похвальных слова с приложением в честь его составленных восьми канонов, кондака и икосов. Пер. с греческого. М., 1907. – 102 с. 366. Никифор (Феотоки), архиепископ. Толкование воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. В 2-х томах. Пер. с греч. СПб., 1820. – (561 с.). 367. Никифор (Феотоки), архиепископ. Толкование воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. В 2-х частях. (Пер. с греч. в Казанской Духовной Академии). М., 1847. – (1156 с.). 368. Никодим (Руснак), митрополит. Послания, слова и речи. Б.м. 1991. – 566 с. 369. Николаевский В., священник Объяснение воскресных и праздничных чтений из Апостола. СПб., 1868. – 127 с. 370. Николай (Долматов), игумен. Поучения и речи. СПб., 1880 – 147 с. 371. Николай (Зиоров) , епископ. Беседы, поучения, слова и речи. (На дни праздничные, Великого поста и разные случаи). (1899–1901). Симферополь, 1902. – 243 с. 372. Николай (Зиоров) , архиепископ. Варшавские беседы и речи. (1908–1909 гг.). В 6-ти выпусках. СПб., 1909–1913. – (516 с.). 373. Николай (Зиоров) , епископ. Тридцать речей и три послания. Нью-Йорк, 1896. – 144 с. 374. Николай (Ярушевич) , митрополит. Слова и речи в 5-ти томах. М., 1947–1957; СПб., 1994. – (1884 с.). 375. Никольский Н, протоиерей. Годичный круг воскресных и праздничных поучений. М., 1973. – 373 с. Машинопись. 376. Новгородский Павел (составитель). Многоплодное семя. Сборник простонародных поучений на все воскресные дни, праздники Господские, Богородичные и на дни святых, особо чтимых Православной Церковью. Владимир, 1904. – 359 с. 377. Новоструев А., протоиерей. Беседы о покаянии по руководству Евангельского сказания о покаявшейся грешнице. ( Лк.7:36–50 ). М., 1911. – 48 с. 378. Нордов В. , священник. «Сеятель благочестия». Полный круг церковных бесед, поучений и слов. В 2-х томах. СПб., 1891. – (1294 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010