М. Фризен по этому поводу писал: «...мы (мы говорим о большинстве) выбрали партию „17 октября“ или „октябристов“». Меннонитские хозяева говорили, что если бы была партия еще правее, то они избрали бы именно такую партию 368 . «Не удивительно, – свидетельствовал далее Π. М. Фризен, – что в связи с общими социально-политическими чувствами наших меннонитов один меннонит стал председателем отделения „Союза русского парода“ в одном из южных городов». Автор не без горечи замечал, что по поводу этого меннонитского председательства ходили среди русских людей «злые насмешки» 369 . В рассуждениях Фризена четко проглядывается общее социальное лицо меннонитской капиталистической верхушки и черносотенного «Союза русского народа». Зажиточные меннониты полностью поддерживали царское правительство, его внутреннюю и внешнюю политику. Своих единоверцев они воспитывали в духе преданности к самодержцу «всея Руси», передавая из поколения в поколение рассказы о царях и о приемах ими меннонитских духовных старшин. Даже школьные учебники пестрели хвалебными повествованиями о русских царях. На стенах своих комнат меннонитские хозяева развешивали портреты членов царствовавшей фамилии. В честь ее они давали названия своим колониям. В Оренбургской губернии колонии Алисово, Николаевка, Федоровна получили эти названия «в память восшествия на престол государя императора и бракосочетания его с принцессою Алисою Гессен-Дармштадтскою», ставшей императрицей Александрой Федоровной. По фамилии сидевшей на троне династии была названа здесь еще одна колония – Романовка 370 . Свои верноподданнические чувства меннониты именовали «национализмом», который, по словам Π. М. Фризена, у «истинно русских людей» отчетливо проявляется в исполнении воли царя, в антипатии и страхе перед демократизмом, социализмом и всем тем, что «пахло революцией». Не менее 75% меннонитов, по утверждению Фризена, были «истинно русскими людьми» в великодержавном, монархистски-патриотическом и социальном духе 371 . Вряд ли можно дать лучшую оценку классовой сущности меннонитства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Особенно настойчиво баптисты стали добиваться проникновения в массовые организации после введения нэпа, когда определенное оживление частнособственнических элементов вызвало в баптистском руководстве надежду на большой успех миссионерской работы. Но только политическая лояльность по отношению к советскому государству могла позволить баптистам вести работу среди народа, который поддерживал Советскую власть; любое проявление политической нелояльности подрывало позиции баптизма в глазах населения страны. Все эти причины предопределили изменение позиции баптистского руководства, его переход к политической лояльности. Но такой переход совершился не сразу. 25-й Всероссийский съезд баптистов, состоявшийся в Москве в 1923 г., заявил, что «считает для баптистов недопустимым участие в союзах и организациях, ставящих целью свержение Советской власти» 333 . Съезд признал, что верующие обязаны уплачивать все государственные налоги и подати, могут участвовать в работе выборных советских органов, работать в советских организациях и учреждениях. Однако декларация съезда о лояльности баптистов по отношению к новому строю не означала действительного перехода к лояльности: съезд поддержал практику отказа верующих от воинской службы, и в этом вновь проявилась политическая оппозиция баптизма Советской власти. Баптистские деятели продолжали упорно подчеркивать несовместимость идеалов христианства и социализма, продолжали требовать от верующих обособления от строителей нового общества. Так, в постановлении 25-го Всероссийского съезда указывалось, что баптисты, «оставаясь по заповеди Христа среди невозрожденных людей, однако в их греховных поступках и действиях не должны смешиваться с ними» 334 . На позиции политической лояльности по отношению к Советской власти баптистские руководители перешли в 1926 г., когда на 26-м Всесоюзном съезде баптистов по инициативе руководства церкви было принято постановление об обязательном несении верующими воинской повинности. Это постановление означало отказ баптистского руководства от практики невыполнения одной из важнейших гражданских обязанностей в стране, от невыполнения долга защиты социалистического отечества, оно знаменовало практическое подкрепление деклараций о лояльности баптистов новому строю конкретными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Она спросила, как и в первый раз: чего ты хочешь? Я сказал: я повешен здесь за поручительство мое за Евлогия. Она сказала мне: Я умолю за тебя. И видел я, что Она подошла к Отроку и начала целовать ноги Его. Отрок сказал мне: впредь не будешь ли делать этого? Не буду, Владыко! отвечал я. Молился я о Евлогии, желая лучшего. Владыко! я согрешил: прости меня, и повели разрешить. Он сказал мне: иди в келлию твою, и уже не заботься о Евлогии, которого Я возвращу к его прежнему добродетельному жительству способом, Мне известным. Я проснулся неизреченно радостным, избавившись от такого поручительства и благодарил Бога и Пресвятую Владычицу Богоматерь. По прошествии трех месяцев дошел до меня слух, что царь Иустин умер, что вместо его воцарился новый царь, который поднял гонение на вельмож умершего царя, на ипатов и диксикратов и на моего Евлогия епарха. Двое из этих вельмож были убиты, имение их разграблено, равно как и богатство Евлогия, сам же он бежал из Константинополя ночью: потому что царь велел искать его, и убить там, где найдут. Евлогий, переменив одежду на себе, облекшись в такую, какую он носил прежде, в дни убожества своего, возвратился на прежнее место жительства своего. Стеклись к нему поселяне, желая видеть его, и говорили ему: мы слышали о тебе, что ты сделался вельможею. Он отвечал: если бы я возведен был в сан вельможи, то вы бы не увидели меня здесь. Вы слышали о ком-либо другом, а я ходил для поклонения к святым местам. Опомнившись от упоения суетою мира, Евлогий говорил сам себе: смиренный Евлогий! встань, примись за твои орудия, и поди на работу. Здесь не Константинополь! иначе, пожалуй, снимут с тебя голову. Он взял орудия ремесла своего, пришел к камню, в котором прежде нашел имение, полагая, что вторично найдет подобное. Ударял он в камень до самого полудня, и не нашел ничего. Вспомнились тогда ему обилие яств и наслаждений, которые он имел, живя в палатах, в обольщении и гордости мира сего. При этом опять говорил он себе: встань, работай: здесь - Египет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По прошествии ж 782 и 783-го, в 784 году Милосердый Господь благоволил споспешествовать моему желанию. К неисповедимой мне и всему моему потомству радости вдохнул в сердце моему благодетелю, уездному судье Евграфу Савичу Неелову приступить с прилежным старанием о производстве меня в секретари, который неусыпно трудился, прося тестя своего, губернского предводителя Матвея Даниловича Чихачева, и с ним обще губернатора Ивана Алферьевича Пиля ; сверх того еще прилежнее старался находившийся при том губернаторе секретарь Герасим Иванович Черноусов, который подлинно усердствовал и прилагал старание, то у губернатора, то у секретарей по той экспедиции Федорова и Бравкина, что я описать не могу, и самый ближний родственник вряд ли найдется показать такую усердность. Итак, управя мне к тому дорогу, представили с прошением к губернатору, рекомендуя меня достойным этого звания, почему хотя не скоро, однако последовало от наместнического правления в сенат представление. А пред тем еще ненавистники мои всеми силами старались в том воспрепятствовать и вовсе опровергнуть, о чем обстоятельно описать много бы потребовалось труда и времени; однако ж, хотя кратко упомянуть нужно во изъявление защиты Божией. Предместник мой, секретарь Иван Ипатов, сын Ермилов, быв в Опочецком нижнем земском суде, и за болезнию глазами, и за слабостью подал просьбу об отставке его от дел; потом одумался и, жалея лишиться прибыточного места, на которое я определялся, употреблял происки меня не допустить и самому остаться, но уже за подачею своей просьбы не было способа того ему удержать, то, однако ж, не терпел уступить, дабы мне оное досталось, и для того поощрил уездного казначейства бухгалтера Демьяна Васильева сына Пушкарева, внушая ему, что он удобнее может то звание получить; особливо наставил его представить губернатору, будто я был под следствием, и наказание учинено публичное, как уже о том выше упомянуто, что Девальсово нападение и мучительное держание в темнице, напоследок произведенное о корчемстве следствие толковали они ненавистным образом мне в порок, хотя, по здравому рассуждению, действительно почтено может быть в невинное страдание, поелику я прежде и после аттестован штаб— и обер-офицерами окольными дворянами в честном поведении.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

— С чем связана необходимость введения системы модерирования? Многие пользователи остались этим крайне недовольны . — Интернет — что твой трамвай, где один сумасшедший переорет и разгонит всех остальных. Пришлось вводить ограничения. Скажем, один человек не может открыть больше трех тем подряд, потому что не в меру активные сектанты начали пользоваться моим форумом, чтобы вести свою пропаганду, а это не входило в мои планы. — Вникаете ли Вы в жизнь так называемой " форумской тусовки " , которая проводит регулярные встречи в реальной жизни, совместные чаепития, походы, паломничества? — Нет. Я, конечно, не могу запретить другим людям общаться. Но сам я был только на первой из таких встреч и больше не приходил, прежде всего потому, что не хочу давать повод для сплетен на тему о том, что Кураев создал свою собственную интернет-секту. Недавно у меня состоялась своеобразная " встреча " с одним из участников форума. Ночью под Рождество я служил в храме в Адлере. И, выходя из храма, я увидел, что какой-то парень пытается туда войти, но его не пускают казаки. Парень был, наверное, не очень трезв и норовил пройти в храм в шутовском колпаке. И вот он видит меня и начинает кричать: " Отец Андрей, ну Вы, ну хотя бы Вы скажите, почему меня не пускают? Как же, ну я же с Вами по Интернету переписываюсь! " . — С какой целью Вы обычно пользуетесь Интернетом, что чаще всего ищете? — Кроме поиска новостей, у меня есть несколько своеобразных поводов для обращения к ресурсам Интернета. Во-первых, я считаю, что Интернет — это незаменимое " оружие инквизитора " . Когда нужно получить информацию о каком-либо человеке, издании, центре, то с помощью Интернета можно обнаружить очень интересные вещи. Например, два года назад очень многие газеты и журналы, в том числе и некоторые церковные провинциальные издания, опубликовали информацию о том, что в городе Приозерске местные прихожане подали иск на налоговую инспекцию по поводу введения налоговых номеров. Судом была заказана независимая научная экспертиза, заявившая, что в штрих-коде есть число зверя. Меня с самого начала смутило то, что " независимый светский эксперт " Алексей Ипатов был представлен как " заведующий лабораторией энерго-информационных воздействий " . Сразу было понятно, что речь идет о банальном экстрасенсе, но я обратился к помощи Интернета, стал искать, кто же это такой. И выяснилось, что лаборатория Ипатова, в частности, занималась тестированием рук Алана Чумака и даже установила, что кончики его пальцев " испускают энергии, неизвестные науке " . Дивный вывод для научной лаборатории!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

Вот обстоятельства, на которые указывают императоры Лев и Константин, и которые привели к сознанию необходимости издать, под освящением публичного авторитета, юридическое руководство, легко всякому доступное и в то же время достаточное для решения дел, чаще всего встречающихся в судебной практике. Лица, на которых возложено было поручение составить нужное руководство, не названы по имени в той редакции предисловия, которая принята за основание при установлении текста в новейшем полном издании Эклоги; но нет никакого сомнения в том, что не с ветру взяты те собственные имена, которые встречаются во многих, хотя бы и не в самых древних рукописях нашего памятника и перешли отсюда в перевод русской Кормчей. В последней мы читаем: «Призвавше славные наши патрикия, преславного убо Никиту, патрикия и куестера, и преименитого ипата и писца Марина и Мариа и прочие, божий страх имеюща». В Ватиканском и Парижском списках так называемой Частной Эклоги, а равно и в некоторых других списках, этому соответствуют: «Никита – славнейший патриций и квестор, славнейшие патриции Марин и Нонн – славнейшие ипаты»». А в рукописи, находящейся в библиотеке св. Марка и содержащий особенного рода юридический компендиум с предисловием Эклоги в начале, вместо того читается: «Никиту, славнейшего патриция и квестора нашего, славнейших наших патрициев Никиту и Марина, славнейших ипатов и писцов» 11 . Обыкновенно говорить, что тут названы лица, о которых мы не имеем никаких других сведений (Leute, von denen tibrigens keine Kunde vorhanden ist); но мы имеем всяческие основания предполагать, что два раза упомянутый у Феофана патриций Мариан или Марин тожествен с патрикием, ипатом и писцом (=секретарем) Марином Эклоги. Под 6230 (738) г. мы читаем о взятии в плен Арабами Евстафия, сына Мариана патриция (Εστθιον, τν υν Μαριανο το πατρικου), а далее, под 6232 г. (правильнее было бы – 6233=741 г.), снова сообщается нам, что в один год с кончиной императора Льва, после многих истязаний, был замучен блаженный Евставий, сын знаменитого Марина патриция.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Зная, что законоположения, изданные прежними царями, содержатся во многих книгах, и что заключающийся в них разум для одних труднопостижим, а для других, особенно же для обитающих вне сего богохранимого града, и совершенно недоступен, мы созвали славнейших наших патрициев, славнейшего квестора и славнейших ипатов (консулов) и прочих, имеющих страх Божий и повелели собрать все их книги к нам, и рассмотрев все с усердным вниманием, мы сочли приличным, чтобы в этой (одной) книге – частью сообразно с тем, что содержится в тех книгах благоприличного, частью сообразно с тем, что мы вновь постановили, – были более ясно и кратко изложены решения (χρσρεις) относительно дел, чаще всего встречающихся (π συχναζντων πραγμτων), и разных договорных сделок (συναλλαγμτων), a также (были определены) наказания, соответствующие обвинениям, ради удобообозримого познания силы таковых божественных законов, ради доброго и здравого (ν εχρινι) разрешения дел, ради справедливого наказания проступков и ради остановки и исправления расположенных поползновенно к преступлению. По объяснению новейших ученых, под множеством книг, которое делало затруднительным познание права, нужно разуметь заступившие место Юстиниановых законных книг греческие их переводы и разного рода комментарии, вытеснившие совершенно употребление самых подлинников. Количество такого рода произведений, сделавшихся необходимыми для более основательного изучения права, было столь громадно, что едва ли даже тогдашние публичные библиотеки могли удовлетворять запросам. Притом положение юриспруденции было тогда столь печальное, что, как видно из слов императора, даже в Константинополе находилось немного таких лиц, которые были бы в состоянии понимать те переводы и толкования, а вне столицы – и совсем не было таких людей. Наконец, вследствие большого количества книг, из которых приходилось почерпать познание законов, вследствие разнообразия излагавшихся в них мнений толкователей, объяснить и согласить которая люди того времени были не в состоянии по своей малой образованности, произошла в гражданском праве значительная путаница.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

«Странно, что мое сострадание заснуло теперь. Я стала прекрасным профессионалом и только!» Ей на память пришел еще один случай: в операционную принесли на носилках залитого кровью человека. Это оказался испытатель гранат. Ореол храбрости, который не мог не сопутствовать такому человеку, и знакомый вид военной травмы расшевелил немного сердце Елочки, пока она впрыскивала обезболивающее и помогала стаскивать разорванную в клочья одежду. Но только на несколько минут. Когда она села заполнять историю болезни, она увидела в рубрике слово «партийный с 1918 года» – и все в ней снова омертвело. «Конечно, я всегда готова исполнить свой долг по отношению к каждому, но души моей пусть с меня не спрашивают. Я властна вложить ее куда сама захочу. Если придут опять великие бои – воскреснет сестра милосердия, а сейчас я – медсестра, и пусть этого довольно будет тем, кто так исказил, заштемпелевал и прошнуровал нашу жизнь! Идеалы всепрощения и кротости меня не привлекают, они хороши только при великой всечеловеческой любви, а у рядовых людей терпимость, например, происходит очень часто просто от безразличия и безыдейности. Вот у нас в больнице независимо держаться только дядя да терапевт Ипатов, все остальные – жалкие людишки: куда ветер дует, туда и они. Впрочем, вот еще один и этот, кажется, всех независимей!» Она думала это, входя в подъезд больницы и встречая взглядом величественную фигуру больничного швейцара. Швейцар этот – бывший кучер Александра III, богатырски сложенный старик, с красивыми благообразными чертами, весь был преисполнен чувства собственного достоинства. За свою жизнь он столько перевидел высокопоставленных особ и так наметал свой глаз, что лучше любого агента огепеу распознавал «господ» от «простых», в каком бы виде господа не появлялись перед ним. Он считал для себя унижением приветствовать партийцев и, напротив, радостною обязанностью – поклониться «бывшему» человеку. Из всего персонала больницы поклоном своим он удостаивал лишь несколько лиц по своему выбору, главным образом старых профессоров. Дядя Елочки пожилой хирург, еще сохранивший манеры и выправку царского офицера, также попал в это число. Молодых врачей-ординаторов нового времени швейцар глубоко презирал и упорно титуловал «фельдшерами», на которых некоторые и в самом деле походили; на врачей-женщин он откровенно фыркал. Елочке имел обыкновение кланяться, перенося на нее частицу уважения, выпавшего на долю ее дяди, а также зная, что она из славной стаи прежних «милосердных». Их объединяла притом угадываемая ими друг в друге непримиримая ненависть к существующему строю. Швейцар стоял обычно не у наружной двери, а у внутренней лестницы близ лифта, бездействующего со дня великой революции, как и все лифты в городе. Тут же помещалась вешалка для нескольких привилегированных лиц, снимать пальто с которых швейцар почитал высокой обязанностью.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Вечером в конце четвертого и начале пятого часа, во время и после обеда с племянником повторилась утренняя история. Опять злоба дьявольская одолела, даже до слез, скорбь и теснота, насилие огненное, яд палящий змиин. А всё это из-за мерзкого, скверного сердца моего: оно само от себя не способно к чистой, самоотверженной, христианской любви, и именно по причине блудности его, по причине чревоугодия и плотоугодия, самолюбия, зависти, гордости, недоброжелательства, лености, нерадения, лжи, сребролюбия. Потому надо всячески умерщвлять плоть со страстями и похотями, посадить на строгий пост, молиться чаще с умилением и слезами, читать со вниманием слово Божие. Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния от новой агонии смертоносной злобы и умирившего меня. Слава воссозданию Его, обновлению, пакибытию моему, новотворению Его! 24 и 25 мая были первые благодатные, жаркие, ясные и тихие дни. Вся растительность после перепадавших два-тридня дождиков быстро двинулась вперед: всё зазеленело, заблагоухало. Слава Творцу и Промыслителю. Дивны дела Его благости, всемогущества и премудрости и в Царстве благодати, и в царстве природы. «Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» [ Пс.103:30 ]. Это воочию совершается ныне и всегда, непрестанно. 26 четверг. Великую милость явил на мне Господь в служении ранней литургии в Думской церкви, даровав мне силу совершить ее непреткновенно и Божественных Таин причаститься неосужденно в мир, пространство, дерзновение, радость, силу. Великое благопослушество и милосердие явил мне Господь, когда я призвал Его усердно в покаянии в тесноте греха (торговец крестьянин Иван Ипатов, торгующий лампадами, керосином, свечами). Господь скоро избавил меня, даровав мне мир, свободу, дерзновение. Всенощную в часовне рыбного ряда я служил с великою силою, свободою, дерзновением. Благодарю Господа, избавившего меня от блудного плена, в который я взят был врагом в школе девочек в приходском попечительстве чрез воззрение; помолился втайне в покаянии, и Господь избавил, очистил, умиротворил. Слава Тебе, Господи! А я да берегусь, да распинаю плоть свою со страстями и похотями. Плоть удобопреклонна сильно к блуду по причине лакомства, питья вина, невоздержания в пище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Верующих, разделявших «мирские» интересы, идеологи баптизма запугивали возможностью «погрязть в грехах», описывая строителей нового общества как величайших грешников, само общение с которыми может «погубить» верующего, стать препятствием к его «спасению». Выпады против «безбожников» допускали не только отдельные пресвитеры в своих проповедях, нередко «обличения» такого сорта печатались и в официальных изданиях. Так, журнал «Баптист» писал о верующих, общающихся с неверующими: «...уходят в мир и начинают есть с пьяницами, т. е. ищут худые сообщества грешников и, сидя с ними за одним столом плоти и страстей, – питаются, живут злом, коварством, ненавистью, пьют грех как воду – делают дела мирские, любодеяние, нечистоту, распри и т. д.» 337 . С переходом баптистского руководства на позиции политической лояльности верующие стали исполнять все свои гражданские обязанности, в том числе перестали отказываться от службы в Красной Армии. Но тем не менее десятки тысяч верующих оказались далекими от строительства новой жизни, никак не участвуя в происходивших в стране социалистических преобразованиях. Этому способствовала как политика баптистских лидеров, стремившихся удержать верующих в стороне от развернувшегося в стране строительства социализма, так и сама идеология баптизма, проповедующая невозможность человеческими силами перестроить жизнь на земле, требующая от верующих углубления во «внутреннюю», религиозную жизнь и отказа от активного участия во «внешней» жизни, социальных преобразованиях. Практика баптистской церкви в 19171929 гг. полностью опровергает утверждения современных идеологов баптизма о том, что Великая Октябрьская социалистическая революция была принята русским баптизмом восторженно, с полным пониманием ее значения для русского народа. Историческая правда состоит в том, что верхи баптистской церкви, в значительной мере определявшие политику русского баптизма, враждебно встретили пролетарскую революцию, выступая против политики и практической деятельности большевистской партии, против теории научного социализма. И если большинство верующих приняло Советскую власть и ее декреты, направленные на улучшение жизни народа, то это произошло вопреки воле, политическим устремлениям и деятельности руководства баптистской церкви, которое делало все от него зависящее, чтобы, используя религиозные предрассудки отсталых слоев трудящихся, помешать им участвовать в революционной борьбе масс за свои права, за улучшение жизни общества, воспитать у своих приверженцев неприятие идеалов социализма, неприязнь к Советской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010