Николай (Ипатов Николай Александрович), еп. Ижевский и Боткинский Родился 26 марта 1876 года. В 1902 году (или 1903 г.) окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В течение ряда лет состоял личным секретарем при Казанских епархиальных архиереях. Пострижение в монашество принял после окончания академии. 18дек.1913 года в сане иеромонаха назначен помощником смотрителя Обоянского духовного училища. В 1914 году возведен в сан архимандрита и назначен епархиальным миссионером Уфимской епархии. 28 мая 1917 года хиротонисан во епископа Златоустовского. С 16 сент.1927 г. – епископ Мелекесский, вик. Самарской епархии. С 1926 года – епископ Боткинский, вик. Сарапульской епархии. С февраля 1930 года по июнь 1931г. – епископ Ижевский и Боткинский. Скончался 29 августа 1938 года. Вскоре после начала обновленчества епископ Николай «ради мира церковного» признал было законность Высшего церковного Управления «как административного органа, в надежде на его непоколебимое православие», как пишет он в своем письме от 10/23 ноября 1932 года. Однако вскоре, познакомившись с деятельностью В.Ц.У., он «дабы не сделаться, хотя бы невольно, по неведению, сообщником тех отступлений от строго православного уклада церковной жизни, какие допускает это управление»,(там же), он отказался от общения с ним, разослав 3/16 ноября 1932 года по епархии следующее письмо: «Чтобы сохранить себя в чистом и непоколебимом и ничем не повреждаемом учении Православной Христовой Церкви, я далее не считаю возможным для себя оставаться в общении с Высшим церковным Управлением, а тем более входить в какое-либо соприкосновение с лицами, принадлежащими к группе, присвоившей себе наименование «Живая Церковь ». Если Богу угодно, я остаюсь епископом тех православных христиан из мирян и духовенства, которые будут вполне согласны со мною, и признают меня своим епископом. Сейчас пишу коротко. Если нужно, дам подробные объяснения своего образа действий». Эти объяснения он дал на собрании Приходских Советов 4/17 ноября и повторил их письменно 12/25 ноября. (За период в две недели, с 16 по 25 ноября, им было разослано пять писем).Но еще до того он опубликовал письмо, так сказать, организационного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай (Ипатов), еп. Златоустовский. Фотография. 1917 г. (Ипатов Николай Александрович; 24.03.1878, Казань - 10.09.1938, г. Златоуст Челябинской обл.), еп. бывш. Златоустовский. Из семьи мещан, чуваш. Начальное образование получил в образцовой церковноприходской школе при Казанской ДС, затем в Казанском ДУ, по окончании которого в 1892 г. поступил в Казанскую ДС. В 1898 г. окончил семинарию по 1-му разряду со званием студента, что дало ему право на поступление в том же году в КазДА без дополнительных испытаний. В 1902 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви как учитель, по учению Слова Божия, Св. Отцов и учителей Церкви и правил церковных». Назначен столоначальником Казанской духовной консистории, а с 1903 г. стал личным секретарем (секретарем канцелярии) при Казанских епархиальных архиереях. Являлся одним из учредителей, членом совета и секретарем открытого в 1906 г. Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии. Участвовал в организации Миссионерского съезда в Казани 13-26 июня 1910 г. 21 янв. 1913 г. за выслугу лет произведен из коллежских асессоров в надворные советники по Ведомству православного исповедания. Жил скромно на небольшое жалованье с матерью (отец скончался до 1898). После кончины бывших на его попечении престарелых матери и тети, 18 июля 1913 г., пострижен в монашество с сохранением прежнего имени в казанском Кизическом муж. мон-ре Ямбургским еп. Анастасием (Александровым ; до 30 мая 1913 еп. Чистопольский, викарий Казанской епархии). Вскоре был рукоположен во диакона, затем во иерея. 18 дек. того же года назначен на должность помощника смотрителя Обоянского ДУ Курской епархии. 2 мая 1914 г. был назначен на учрежденную решением Синода «в целях объединения многочисленных миссионерских учреждений и развития их деятельности» должность заведующего Уфимской миссией с возведением в сан архимандрита. Должность была учреждена по инициативе назначенного в дек.

http://pravenc.ru/text/2565982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Васильевич Богородский (1871, с. Окатово Корчевского у. Тверской губ.- 27.11.1937, г. Ржев Калининской обл.), сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи священника. По окончании Кашинского ДУ был определен 4 авг. 1892 г. псаломщиком к Преображенской ц. погоста Солодомля Ржевского у. Тверской губ. 25 июня 1906 г. был рукоположен во диакона к Христорождественской ц. погоста Хвошня Осташковского у. той же губернии. 22 сент. 1906 г. перемещен на должность диакона в храм Благовещения Пресв. Богородицы погоста Благовещенье на р. Волге, близ дер. Бобронниково Ржевского у. В 1929 г. за неуплату возложенного на Н., как на священнослужителя, повышенного налога у семьи Н. были конфискованы лошадь, 2 коровы, личные вещи. Н. был приговорен к году ИТЛ и к штрафу 300 р. Отбыв срок заключения, вернулся в Благовещенье, продолжал служить диаконом в храме. 6 нояб. 1937 г. Н. был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму во Ржеве. На допросе заявил: «Антисоветской деятельностью я не занимался и виновным себя в этом не признаю». Обвинительное заключение было основано на свидетельских показаниях, согласно которым Н. был организатором приходского совета, всё время призывал крестьян не оставлять веры, посещать церковь. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 25 нояб. 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: УФСБ России по Тверской обл. Д. 21798-С. Лит.: Тверские ЕВ. 1892. 18. С. 221-222; 1906. 14. С. 285; 20. С. 452; Добровольский И. Тверской епарх. стат. сб. Тверь, 1901; Справ. книжка по Тверской епархии. Тверь, 1914; Дамаскин. Кн. 3. С. 373. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Васильевич Васюкович (28.03.1882, застенок Коски Минского у. и губ.- 26.09.1937, г. Борисов Минской обл.), сщмч. (пам. 13 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи священника. В 1899 г. окончил после переэкзаменовки Минское ДУ. Был учителем народной школы. Получил назначение на должность псаломщика в храме Рождества Пресв. Богородицы в с. Литвяны Минского у. Затем рукоположен во диакона в том же храме. 6 авг. 1937 г. Н. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в г. Борисове. Согласно собранным НКВД свидетельствам, после поджога безбожниками Рождественского храма в 1930 г. Н. сказал: «Разве это власть, когда во власти большевики? Это не люди, которые не веруют в Бога, а банда проходимцев, которые издеваются над православным народом». Также он отказался в 1936 г. подписываться на гос. займ, заявив: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть...». На допросе Н. отказался давать показания. Расстрелян по приговору Особой тройки НКВД Белорусской ССР от 16 сент. 1937 г. Канонизирован как местночтимый святой Минской епархии решением Синода Белорусского Экзархата РПЦ от 28 окт. 1999 г. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Минская епархия в период довоенных репрессий//Минские ЕВ. 1996. 39. С. 79; он же. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 гг.). Киевец, 1996. С. 81. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2565676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Дмитриевич Широгоров (9.11.1904, с. Здехово Богородского у. Московской губ.- 24.09. 1942, Безымянский ИТЛ), сщмч. (пам. 11 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи священника. Окончил 4 класса сельской школы и 2 класса ДУ до его закрытия в 1918 г. Во время гражданской войны Н. был призван в тыловое ополчение Красной Армии. После демобилизации рукоположен во диакона. Служил в ц. Рождества Христова с. Ямкина Богородского у. (ныне Ногинского р-на Московской обл.). 26 нояб. 1937 г. был арестован районным отделением НКВД и помещен в тюрьму в Ногинске. Проходил по одному делу вместе с прот. сщмч. Николаем Покровским и мирянином мч. Михаилом Амелюшкиным . Обвинялся в «контрреволюционной деятельности, направленной на срыв предвыборных собраний». Виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам заключения. Отправлен в Безымянский ИТЛ близ г. Куйбышева (ныне Самара). Скончался в заключении 24 сент. 1942 г. и был погребен в безвестной могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Лит.: Помнить поименно: Кн. памяти жертв полит. репрессий жителей Моск. обл. М., 2002; ЖНИР. Доп. т. 2. С. 189-190. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565858.html

Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. Названо по г. Мелекесс (до сер. 30-х гг. XX в. Мелекес, ныне Димитровград Ульяновской обл.). М. в. Самарской епархии было открыто постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 6 сент. 1923 г. Тем же постановлением на вновь образованную викарную кафедру был переведен викарий Приморской и Владивостокской епархии (см. Владивостокская и Приморская епархия ) Никольск-Уссурийский еп. Павел (Введенский). Однако викариатством он фактически не управлял, поскольку в 1923 г. был арестован, до 1926 г. находился в заключении, а после освобождения жил в ссылке в Уфе. Он сохранял титул «епископ Мелекесский» до 13 июля (16 сент.?) 1927 г. С 16 сент. 1927 по нач. 1928 г. Мелекесскую кафедру занимал еп. Николай (Ипатов), с 15 янв. по апр. 1928 г.- еп. Георгий (Анисимов) . В апр. 1928 г. Мелекесским викарием был определен еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) . При встрече с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Амфилохий высказал несогласие с существующей формулой поминовения за богослужением властей. В связи с этим по предложению митр. Сергия он подал прошение об увольнении за штат по болезни, удовлетворенное заместителем патриаршего местоблюстителя не позднее июля 1928 г. В 1929 г. М. в. вошло в состав Ульяновской епархии. В 1929-1932 гг. его возглавлял еп. Амвросий (Казанский). Поскольку в Ульяновской епархии широко распространился григорианский раскол (к 1931 в Ульяновске действовали 5 григорианских приходов, 2 обновленческих (см. Обновленчество ) и ни одного «тихоновского»), правосл. архиереи, управлявшие епархией, были вынуждены пребывать в Мелекесе. 19 окт. (1 нояб.?) 1932 г. на Мелекесскую кафедру был назначен еп. Серафим (Зборовский), также ему было вверено временное управление Ульяновской епархией, которую он окормлял до назначения на эту кафедру 16 июня 1933 г. еп. Стефана (Знамировского ; впосл. архиепископ). 18 окт. 1933 г. еп. Стефан был переведен на Вологодскую кафедру (см. Вологодская и Кирилловская епархия ), после чего временное управление Ульяновской епархией вновь было поручено еп. Серафиму. В 1934 г. он был перемещен на Алатырскую викарную кафедру Ульяновской епархии (см. Алатырское викариатство ). В том же году Мелекесским викарием был назначен еп. Артемон (Евстратов) . 30 сент. 1935 г. еп. Артемон был определен епископом Елецким, викарием Орловской епархии (см. Елецкое викариатство ). В тот же день последовало назначение на Мелекесскую кафедру Свердловского еп. (архиеп.?) сщмч. Аркадия (Ершова) , однако накануне, 29 сент., он был арестован; 22 окт. 1935 г. находившийся в заключении архиерей был формально уволен на покой. М. в. прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2562816.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Книга 2. Тверь, " Булат " , 2001 год - 528 страниц. Тираж 5 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II........................................   3 Вместо предисловия.........................   5 ФЕВРАЛЬ 08.02 (21.02) Мученики-братья иеродиакон Евфимий и послушник Алексей.......................... 19 20.02 (05.03) Блаженный Виктор, Мария Круглова, Анна Корыгина, священники Дмитрий Горский и Иоанн Крылов............................... 21 АПРЕЛЬ 05.04 (18.05) Блаженная старица Марфа Лаврентьевна....... 30 27.04 (10.05) Мученики шуйские. Протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и миряне Петр Языков, Николай Малков, Анастасия, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев................................... 37 20.05 (02.06) Мученики московские. Священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Алексей Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров.................................. 54 07.06 (20.06) Священномученик Андроник, архиепископ Пермский....................... 82 Мученики, исповедники и подвижники благочестия пермские: священники Константин Широкинский, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткин, диакон Василий Кашин, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткии, диакон Василий Кашин, священники Николай Бельтюнов, Александр Савелов, Александр Посохин, Василий Комакин, Иоанн Швецов, Сергий Колчин, псаломщики Анатолий Попов и Александр Зуев, священникиВладимир Белозеров, Павел Соколов, Александр Калашников, псаломщик Василий Петухов, мирянин Петр Мелехов, священник Михаил Жидяев, диакон Александр Ипатов, священники Александр Шкляев,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла построят в Саратове Саратов, 12 октября 2007 г. Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла рассчитан на 750 прихожан. Он будет построен в центре крупнейшего в Саратове Ленинского района, в котором проживают более 265 тысяч человек. Сейчас в этом районе зарегистрированы всего 5 действующих приходов, причем 3 из них расположены в приспособленных помещениях, в отдаленных микрорайонах, сообщает сайт Саратовской епархии. Храм, построенный на 3 Дачной, будет доступен всем, нуждающимся в нем: он будет расположен в центре большого жилого массива, в непосредственной близости от транспортной развязки, районной администрации, центра социальной защиты населения, неподалеку от двух городских больниц. Рядом с храмом предполагается построить церковно-приходское здание, в котором разместятся библиотека, воскресная школа, издательско-миссионерский центр. Важно заметить, что организующийся приход берет на себя обязательства по благоустройству существующего сквера: здесь будут дополнительно высаживаться деревья и кустарники ценных пород, разбиваться цветники, устроена детская площадка. На время строительства будет действовать временный храм, который будет открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. По воскресным и праздничным дням в храме будут совершаться богослужения, требы по просьбам прихожан. Настоятель храма – игумен Нектарий (Морозов). Для организации строительства храма создан фонд, в попечительский совет которого вошли: федеральный инспектор Александр Бурдавицын, заместитель председателя областной Думы Леонид Писной, предприниматели Сергей Курихин и Владимир Рощин. 15 октября в 15 часов состоится освящение места под строительство храма, которое возглавит Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. В числе приглашенных и участников губернатор Саратовской области Павел Леонидович Ипатов, глава администрации г. Саратова Николай Степанович Романов, представители областного правительства и городской администрации, члены попечительского совета фонда. 12 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24355.html

3)  В 237 газеты «Правда» напечатано: 16 окт. утвержден новый список состава В.Ц.У. (по 5 лиц из 3-х групп: «Живая Церковь », «Церковное Возрождение» и «Левая группа Ж.Ц.»). В состав В.Ц.У. вошли (перечислены все лица). Такую организацию церковной власти я нахожу шаткой, неустойчивой. Три направления могут работать только на компромиссах. А в Церкви должны быть твердые основы, а не соглашательские, компромиссные. Вот реальные данные, которые заставили отойти от ВЦУ, дабы оградить себя от всяких нежелательных подобных возможностей в будущем». В приписке к письму еп. Николай добавляет, что хотя обновленцы и «поставили своей задачей избавить Церковь от контрреволюции», – его несогласие с обновленчеством, конечно, не означает, что он является контрреволюционером, и заявляет о своем строго лояльном отношении к Советской Власти. В четвертом письме от 14/27 ноября епископ Николай уточняет, почему он везде говорит только о приходах, а не о духовенстве. «Но да не подумает кто, что я намеренно игнорирую, обезличиваю Духовенство. Духовенство неотделимо от приходов. Священник – это пастырь, отец духовный, молитвенник, духовник, нравственный авторитет, совесть прихода». Эти письма, особенно письмо от 12/25 ноября, сильно повредили обновленчеству в Уфимской епархии, но сам епископ, так горячо выступавший на защиту православия, недолго сохранял свои позиции. В марте 1923 года он снова перешел на сторону ВЦУ и Златоуст даже посылал представителей на собор 1823 года, хотя имя самого еп. Николая в числе присутствовавших на соборе епископов не указано. К этому времени он уже не являлся управляющим Уфимской епархией: еще в ноябре 1822 года он сдал управление епископу Андрею (Ухтомскому), но влияние его писем на верующих было так сильно, что Уфимское Епархиальное Управление· поручило своим делегатам на соборе просить В.Ц.С., чтобы епископу Николаю было предписано написать к верующим Уфимской епархии обращение по поводу этих писем и своего нового признания обновленческой церковной власти, исполняя это требование, еп. Николай в письме от 7/20 мая 1923 года «Духовенству и мирянам Уфимской епархии» сообщает, что в марте 1923 года он и его паства «ознакомившись с воззванием председателя ВЦУ митрополита Антонина», снова просили принять их в общение с ВЦУ, посылали представителей на собор и теперь находятся в ведении Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010