Уповающий на Господа «достойнее изо всех скорбящих». Как гора Сион, он «не подвигнется вовеки» (инок Фома, 9:309). Пред ним Господь пошлет хранителя – «ангела Своего» (10:385). Христианину не подобает возлагать надежду на серебро и золото, а не «на все дающего Бога» (старец Филофей, 10:437, 439), или просить во что бы то ни стало исполнения его воли, а не Божией, устрояющей все на пользу нам, «ихже мы плотнии не вемы» («Стословец», 3:8). «Лучше уповать на Господа… ведает Господь, как пропитать Свою тварь, как оборонять и спасать бедных» (блаж. Николай Святоша, 22:163). Лучше предать себя в волю Божию, ибо «если Бог кому не благоволит, то не сможет человек исполнить своего замысла» (Хронограф 1512 г. 10:383). Не должно впадать в уныние, а тем более в отчаяние, даже тогда, когда совершен какой-либо грех , ибо милость Господня велика: Он помогает человеку очиститься, стать на путь добра, милует его (св. Кирилл Туровский , 1:119). «Согрешили мы, Господи, совершили перед небом и перед Тобою», – каялись, молились православные люди в день печали, но не теряли надежды: «Ты, Владыка, не хочешь погубить творение рук Твоих и не жаждешь погибели людской, но хочешь, чтобы все спаслись и обратились к истине. Поэтому-то и мы, недостойные, будучи созданием и творением Твоего Божества, не теряем надежды на твое спасение и, уповая на Твое беспредельное милосердие, припадаем к Тебе, и следуем за Тобой, всем сердцем молим и жаждем («ищем») милости Твоей. Пощади, Господи, пощади» (9:247). Преподобный Сергий Радонежский, наставляя братию надеяться на Бога, учил: «Зачем скорбите, братия? Зачем смущаетесь? Уповайте на Бога; ведь написано: «Посмотрите на древние роды и увидите: кто уповал на Бога – был постыжен когда-либо? Или кто верил в Господа – посрамлен был? Или кто пребывал в страхе Его – и оставлен был? Или кто призвал Его – и не был услышан и призрен был Им?» Ведь Господь говорит: «Не Я ли есть податель пищи…» Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога» («Житие», 8:345, 351; см. также «Поучение Феодора Студита о том, еже не отчаятися своих ради грехов Божия милости», 2:79–80; «Повесть о Тимофее Владимирском» – священнике, впавшем в великий грех , 10:59–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Почему церковные слова становятся ругательными? Сегодня слово «святоша» приобрело в народе негативный смысл. Почему так получилось? 27 октября, 2015 Сегодня слово «святоша» приобрело в народе негативный смысл. Почему так получилось? 27 октября – День памяти преподобного Николы Святоши. Он стал первым русским князем, принявшим монашество и отказавшимся от всех мирских благ. Монашеский постриг князь Черниговский Святослав принял в Киево-Печерской лавре с именем Николай. За свое смирение и усердие в служении Богу он и получил прозвище Святоша. Сегодня слово «святоша» приобрело в народе негативный смысл и употребляется, чаще всего, как ругательное. Почему так получилось? Вот что пишут современные толковые словари русского языка по поводу слова «святоша»: 1. Богомольный человек, строго исполняющий церковные обряды (устар.). 2. Лицемер, притворяющийся набожным, праведным человеком, ханжа (презрит.). Так как же так получилось, что слово, имевшее изначально красивое духовное значение, стало использоваться как презрительное и уничижительное? Что произошло в языке и сознании народа, из-за чего церковные слова, наполненные сакральным смыслом, переродились и стали обозначать явления сугубо негативные? Ведь не только со святошей произошли такие «бес-толковые» метаморфозы. О словах и смыслах – главный редактор православного женского журнала «Самарянка» матушка Екатерина Немчинова и заместитель главного редактора Сегодня.иа Татьяна Лихицкая. Времена меняются – а с ними и значения слов Татьяна Лихицкая: «Живой как жизнь» – писал о языке Николай Васильевич Гоголь. Позже эту фразу взял на вооружение известный языковед Корней Чуковский, объясняя различные лингвистические процессы. Татьяна Лихицкая Действительно, язык не является статической единицей, а постоянно меняется, отражая все события, происходящие с обществом на определенном этапе времени. Каждой эпохе присущ свой набор лексики. Например, сейчас в широком обиходе редко можно встретить слова «кольчуга», «каменка», «конка», «трапеза». Они уже давно стали архаизмами. Нередко такие слова могут оставаться в лексиконе, однако из-за смены общественно-политического строя меняют свою коннотацию (значение), причем как с позитивной на негативную, так и наоборот.

http://pravmir.ru/pochemu-tserkovnyie-sl...

Из-за закрытых дверей комнаты доносились беззаботные смешки наивных девчат и грубые окрики Искрины. Стало тихо. «Блюдечко толкают. Ну-ну, — едко подумала Нина. — Сейчас ты у меня получишь!» За дверями стало еще тише, и в напряженной тишине кто-то выдохнул: «Само… Вот это да! Действительно, само…» Через несколько минут в комнате раздался вздох разочарования. Все ждали знакомое имя… Можно было бы посмеяться и поязвить над зазнавшейся, как им казалось, Ниночкой, но результат ворожбы вызвал у простодушных заводских девчат недоумение. Дверь в кухне распахнулась, и на пороге появилась Искрина. Глаза ее недобро сверкали. Казалось, что она видела что-то важное лично для себя. Вся она была налита силой и энергией, от которой Нине хотелось бежать. Девчонки замерли, чувствуя недоброе. Задуманная шутка давно перешла во что-то странное, непонятное им, злобно висевшее в воздухе… — Ну, святоша, заходи, — возвестила Искрина. — Слушай: Николай Михайлович Увицкий. Родился 24 августа 1932-го года. Привет «тете». Как Ниночка не потерялась от потрясения, страха и чувства глубокого омерзения? Она молча бросила на стол свою записку с именем племянника и выбегая на улицу крикнула: — Да уходите вы все! Неужели непонятно, кто она… Вслед ей прозвучал демонический смех, эхом отраженный в сенях и во дворе… Она бежала по темным улицам поселка. Ей казалось, что за ней гонится целая стая нечисти, а в ушах продолжал звучать грубый, надменный хохот Искрины: «Святоша!..» Нина не спала всю ночь. Ей казалось, что кто-то стучит в окно или скребется в углу за хозяйскими сундуками. На миг забывшись, она вздрагивала от звучащего внутри голоса: «Свя-то-ша!» Она молилась, пила крещенскую воду и снова молилась, прося прощения у Господа за то, что, чувствуя острую неприязнь к демонической гостье, она сразу не ушла, боясь обидеть Зину. И самолюбие, наверное, взыграло. Да и перед девчатами неловко. Она еле дождалась утра. Забежав на работу, Нина отпросилась на полдня… Недалеко по тагильскому тракту — село, где был действующий храм. Большой, красивый, стоящий на горе, он даже при подходе к нему вызывал светлое чувство и радость. Нина не раз бывала там и на всенощной, и на Литургии. Знала батюшку. К нему она и устремилась, чтобы исповедовать грех, в сети которого она, сама не понимая как, попала. Под спасительными сводами храма сердце ее стало постепенно успокаиваться, ведь вокруг привычная с детства умиротворяющая тишина, лики святых. Батюшка издали заметил появившуюся в непривычное время Нину. Вид у нее был потерянный. Покаявшись, она преклонила колена перед Распятием и Святым Евангелием и обрела желанный покой.

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

Сулейман хорошо слышал Раджа и разумом понимал, что тот говорит о делах важных, государственных. Но то, что волновало халифа еще вчера, теперь казалось ему настолько мелким и суетным, что он даже удивился: почему он этого не понимал раньше? Он, который еще вчера повелевал стотысячными армиями, теперь не может повелевать членами собственного тела. Еще вчера от его слова зависели судьбы целых народов и стран, теперь от него не зависит даже собственная судьба. — Радж, скажи мне… — Язык плохо слушался, но все же халиф договорил фразу: — Достаточно ли я пролил крови неверных, чтобы стать праведником в глазах Аллаха? Нужна ли Аллаху кровь людей, не принявших слова пророка? Этот неожиданный вопрос привел Раджа в такое недоумение, что он на некоторое время замолчал, озадаченно глядя на Сулеймана. — Мой господин, нельзя приготовить хорошее вино, не отжав ягоды. Нельзя приготовить вкусное блюдо, не зарезав барашка. Поразив непокорных мечом, мы принесли многим народам истинную веру, возвещенную Аллахом через своего пророка Мухаммеда. Твои воины не только льют чужую кровь в борьбе с неверными, но и, в первую очередь, проливают свою. Потому борьба наша священна. Ты вел эту праведную борьбу во имя Аллаха, и в этом оправдание всех дел твоих. Но сейчас наступило время, когда необходимо подумать о том, кто будет продолжать твои великие дела. Нельзя, чтобы дела веры попали в ненадежные руки. Ты знаешь, мой господин, что твой брат Йазид человек легкомысленный и беспечный. А сейчас народу нужен вождь, который бы смог показать пример благочестия и веры. Таким человеком является твой двоюродный брат Омар. Он способен завершить войну с ромеями, начатую тобой, и тем самым прославить имя твое в веках. Живой огонек на минуту вспыхнул в глазах Сулеймана. Он поманил пальцем Раджа и, когда тот наклонился, прошептал: — Ты думаешь, этот святоша Омар будет лучше моего братца Йазида? Я не уверен, но все же последую твоему совету. Наверное, ты прав, сейчас для халифата скряга предпочтительнее транжиры.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Мы же ни мало имам покорения к старейшинам, на овогда прекыи глаголем им, овъгда же укаряем я, многажды же супротивимся им. Нъ послушайте глаголемых, яже о святою: егда же беста святая сия, яко и он (Святополк), егда не того же ли отца быста сына, или во ине месте; того ради не супротивистася ему». 10 В том же XII веке опять понадобилось коснуться сего же вопроса, но на этот раз проповедник уже прямо в лицо князьям бросил горькое и резкое слово о измене их крестному целованию. В историческом отношении Слово это весьма любопытно, как сказано, своею главною частью, именно притчею о князе Давиде Святославиче († 1123). Но достаточно одного беглого взгляда на неё, чтобы убедиться, что притча эта обличает свое сравнительно позднее происхождение, когда живых связей с князем уже не существовало, когда имя Давида уже облеклось дымкою легендарного характера, несогласною с летописными известиями. Проповедник, вообще, рисковал рассказывать её перед черниговскою паствою, называя Давида старшим из Святославичей: быть может не все черниговцы забыли, да и по исследованиям историков оказывается, что он был третий сын, старше которого были Глеб и Роман, погибшие в 1078 и 1079 годах; 11 по Слову, Давид жил 90, а правил в Чернигове 73 года: простая справка говорит о невозможности такого представления, ибо не мог Давид родиться в 1033, когда отец его родился лишь в 1027 году; вития, прославляя Давида, рассказывает, что он никогда не воевал, а если когда и поднималась брань, он жертвовал собою ради умирения князей: в действительности это не совсем так, ибо Давид, напр., в 1117 году участвовал вместе с Владимиром Мономахом и другими князьями в походе на Ярослава Святополчича, которого удалось покорить; 12 Давид, говорит вития, княжил «в Чернигове болшем княжении»; но это ошибка, которую пытался исправить уже митр. Макарий в XVI веке: «в сей земли черниговьстей господствуя, иже тогда бяше болше княжение кроме Киева»; проповедник говорит, что у Давида было три сына: по справке оказывается пять или (по Щербатову) шесть сыновей: (Ярослав,) Святослав-Николай Святоша (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

(Святоша, Святослав Давидович) († ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии , 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский. Н. был старшим сыном черниговского кн. Давида Святославича (1097-1123). Свои имена - династическое и христианское - Н. унаследовал от деда, киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (1073-1076), крестильное имя которого известно по показаниям Любечского синодика ( Зотов. 1892. С. 24, 33). Эта пара мирского и христ. имен перешла не только к Н., но и к его двоюродному брату Святославу (Николаю) Ольговичу ( Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 593-594), что свидетельствует о политических амбициях, которые имели относительно своих сыновей Давид и Олег Святославичи ( Литвина, Успенский. 2006. С. 425). Современники не только называли Н. полным именем - Святослав («…пострижеся Святослав сын Давыдов внук Святославль» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281 (1106/07)), но и использовали его уменьшительную форму - Святоша («Святоша же и Путята прияста град и посадиста посадника Святополча Василя» - Там же. Стб. 272 (1097)). Происхождение антропонима «Святоша» имеет разные объяснения. Предполагают, что он появился после пострижения Н. и был связан с его благочестивой жизнью в Киево-Печерском монастыре (так считал, напр., Н. М. Карамзин ), а затем, уже задним числом, был использован летописцем при описании предшествующих событий. Более вероятно, однако, др. объяснение: Святоша - это гипокористика от имени Святослав («маленький, младший Святослав»), появление которой было вызвано необходимостью отличать молодого княжича от его прославленного деда - основателя черниговской ветви Рюриковичей. Киево-Печерский патерик (КПП) называет святого, за малым исключением, Святошей. Как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, это имя, к-рое князь «носил с юности, замечательным образом подошло к избранному им монашескому пути» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 442).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 177 (РГБ) Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 177 (РГБ) В издании Патерика 1702 г. (дек.) свой иконографический вариант изображения предложил Леонтий Тарасевич - мастер, испытавший сильное влияние западноевроп. искусства эпохи барокко (см. Л. 177). Гравюра его работы (внизу слева - инициалы «L. T.») поделена на 2 поля: в заключенном в картуш верхнем, большем по размеру поле помещено основное изображение; в нижнем, разделенном на 2 клейма,- сцены из Жития Н. В основной композиции Н. представлен в рост, стоящим на фоне монастырского пейзажа: стена с проездной башней и некая (хозяйственная?) постройка, в дверях к-рой столпились неск. человек. Ростовая фигура Н. изображена в легком развороте влево, он облачен в рясу, подпоясанную ремнем, мантию, на голове - клобук. На то что Тарасевич был не только знаком с ксилографией иером. Илии, но и воспринял основные элементы ее композиции указывает не только постановка фигуры, но и набор и расположение атрибутов: у ног святого слева лежат корона и скипетр, и хотя предметы монашеского делания поменяны местами, Н. все так же держит сосуд для св. воды (также в виде котелка, но без кропила в нем, в правой полуопущенной руке) и большой ключ (в левой руке, у груди); на ряду с этим гравер внес и собственное дополнение - изобразил прижатый правой рукой к корпусу кодекс. Возрастная и физиогномическая характеристики также близки к образу работы иером. Илии: Н.- еще не глубокий старец с большими выразительными глазами. Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Литография С. В. Кульженко. 1911 г. Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Литография С. В. Кульженко. 1911 г. Житийное повествование начинается на основном поле изображением в малом масштабе относительно центральной фигуры 2 фигур у ворот мон-ря: перед сидящим на холмике монахом с нимбом стоит вопрошающий его о чем-то человек в мирском платье - видимо, это иллюстрация диалога Н. и его врача Петра: «А что я сижу у сорных куч - зачем считаешь ты меня худшим моих бояр; ведь я буду царствовать с Иовом, который в жизни назывался царем. Если же ни один из русских князей не сделал этого прежде меня, то пусть я, подражая Царю Небесному, буду им примером». Хронологическая последовательность сцен в житийных клеймах нарушена. В 1-м изображено «Преставление Преподобного Николы Святоши»: братия обступила одр, на котором лежит усопший монах-схимник с нимбом, у изголовья - свеча и кадильница. Во 2-м клейме, с подписью «Святой извествует врачу преставление его», на фоне келейных построек показаны беседующие Н. и Петр; первый (с нимбом) жестом правой руки обращается к собеседнику, приглашая к разговору; левой указывает на лежащий на земле череп - символ смерти и бренности бытия; второй, облаченный в монашеские одежды (без нимба), прижимает плат руками к лицу, отирая слезы.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец (+ 1143) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 14 окт. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Никола, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (Святоша было уменьшительное имя Святослава: так звали его родные) черниговский, родился ок. 1080 г. и был сыном князя Давида Святославича, прославившегося своей благочестивой кончиной, и внуком вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков. Он первый из князей принял постриг (1106) с наречением ему имени Николай и прошел послушание привратника, трапезаря и повара, после чего уединился в келье ради безмолвия и непрестанной Иисусовой молитвы. Около кельи своей он развел сад. Золото, которое братья посылали ему, он отдавал настоятелю, и на него были приобретены для монастыря книги. Эта смиренная жизнь бывшего князя раздражала его братьев. У него был друг Петр, бывший его врач, приехавший с ним из Чернигова. Он часто посещал его, и в его словах прп. Никола ясно распознал мысли братьев. «Советую тебе, как и научающим тебя, — говорил он ему тогда, — заботиться больше о себе самом. Разве ты не советуешь больным воздержание? Если никто из князей не шел этим путем, я буду первым, по примеру Царя Небесного». Раз Петр заболел, но по совету преподобного не стал лечиться, и преподобный исцелил его своей молитвой. Он очень желал, чтобы Петр стал монахом. Раз заболел он сам. Петр в страшном горе высказал желание умереть за него. «Пусть будет так, если ты этого хочешь, — ответил преподобный. — Помолимся вместе Богу, чтобы свершилась Его святая воля. Только помолимся как монахи». Тогда Петр решил постричься, Через 3 месяца он умер, а прп. Никола исцелился и прожил еще 33 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/437783/

– Так едва неделю пробыл он на великокняжеском престоле. Мечты власти исчезли. Лишённый всего, оставленный всеми, томимый оковами, Игорь обратился к себе самому, к своей вечности. В прошедшем мало было у него весёлых дней, но были и дела нелёгкие для совести. Брат Всеволод, восходя на Киевский престол (1139 г.), обещал Игорю Чернигов, а отдал двоюродному брату его Владимиру; Игорь не раз брался за оружие, чтобы отнять Чернигов у Владимира, но успеха не было. В 1141 г. он и брат Святослав настойчиво требовали у великого князя Черниговских волостей отказываясь от Киевской; хотели отнять у Вячеслава Переславль, обещанный им, – но были отражены; только блаженный Николай Святоша уговорил двоюродных братьев прекратить вражду; Игорю даны были три города на Днепре, в том числе Рогачев. В 1143 г. Игорь принимал участие в войне брата Всеволода с Галицким князем, – мир заключили на том условии, что Галицкий князь будет помогать Игорю в добывании Киева, по смерти Всеволода; через год – опять война с Галицким князем, по расчётам Ольговича Всеволода, не слишком дорожившего совестью 31 . – Так проходила жизнь в тревогах суеты, в ссорах и шуме военном, – грехи плодились. Из-за чего? В душе пусто и холодно. – Отец Игоря, известный Олег, не был наставником благочестия; но в числе ближайших родичей Игоря дяди Ярослав и Давид святой жизни, двоюродный брат Николай Святоша – высокий подвижник. Было у кого учиться и благочестью. Потому-то Игорь, даже в счастливое время, среди блеска и суеты, иногда желал расстаться с тревожным светом. Теперь, под тяжестью бед и скорбей, в душе его совершилась решительная перемена. Он горько каялся в грехах прошлых; скорби души кающейся в соединении с скорбями заключения темничного истощили силы его, и он поспешил просить себе милости – отречения от мира. – «Брат! я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я того, когда ещё был князем; а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых»; так послал он сказать от себя великому князю. Изяслав сжалился и велел передать ему: «если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен; а я тебя и без того выпускаю для твоей болезни».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Хромолитография. Типография Е. И. Фесенко, Одесса. 1890 г. Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Хромолитография. Типография Е. И. Фесенко, Одесса. 1890 г. Однажды, когда кн. Изяслав Давидович тяжело заболел и окружающие уже потеряли всякую надежду на его выздоровление, он попросил принести воды из колодца Киево-Печерского мон-ря. Вместе с водой игумен передал князю и власяницу Н., к-рой предварительно отерли гроб прп. Феодосия Печерского. После того как Изяслав напился воды и надел на себя власяницу, болезнь тотчас отступила. Впосл. всякий раз, заболевая или отправляясь на войну, князь надевал на себя монашеское одеяние Н., после чего выздоравливал и оставался невредим. Когда же он нарушил это правило, не посмев надеть на себя власяницу по причине совершённого прегрешения, то погиб в сражении. Свт. Симон свидетельствует о том, что Н. был умеренным в еде, довольствуясь только монастырской снедью; его никогда не видели праздным, он постоянно занимался рукоделием, тем самым удовлетворяя свою потребность в одежде; располагая определенными средствами, он подавал милостыню страждущим и жертвовал на церковное строительство (предание приписывает Н. возведение надвратной ц. во имя Св. Троицы в Киево-Печерском мон-ре). Стараниями святого в стенах обители образовалась целая б-ка. Одно из сочинений, переведенных с греческого на слав. язык специально по заказу Н., сохранилось до наст. времени в составе пергаменного сборника XIV в.- Послание папы Римского Льва I Великого К-польскому патриарху Флавиану против ереси Евтихия («Блаженаго папы Леонта, старейшаго и великаго Рима, изложеное послание иже во святых ко Флавиану, архиепископу Костянтинаграда, на Еутихия суемудрьнаго и на единомьсльные его»). Переводчик этого послания инок Феодосий во введении называет имя заказчика - «господин мой кир Николае». В заключении имеется приписка о вечной памяти «христолюбивому и благородному Святоши». По мнению О. М. Бодянского , введение и заключение говорят в пользу того, что перевод был начат при жизни Н., а завершен уже после его кончины ( Бодянский. 1848. С. XXI). Но нельзя исключать того, что приписка о «вечной памяти» могла быть сделана после смерти Н., напр., при разборе его б-ки как самим Феодосием, так и кем-либо другим из числа монахов обители.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010