Скачать epub pdf Вступление В этой книге публикуются неизвестные до настоящего времени письма святого Николая Сербского , адресованные Уинстону Черчиллю, Герберту Гуверу, д-ру Слободану Йовановичу, д-ру Димитрию Найдановичу и д-ру Ратибору Джурджевичу. Письма проистекают из следующих источников: Исторически значимые письма Владыки Черчиллю 1 (по причине ареста генерала Дражи Михаиловича 2 ) и Гуверу 3 сохранены в архиве профессора Милутина Деврнье. Я получил их благодаря любезности его дочери, г-жи Зоры Деврнье Зимерман из США. Письма Владыки доктору Дмитрию Найдановичу 4 находятся в его рукописном наследии. Там, среди других важных документов, я нашел и копию письма Владыки Слободану Йовановичу 5 от 12 февраля 1953 года, как и статью [Владыки] Николая «Патриарх Гавриил 6 – ответ одному Морачанину», опубликованную в 1950-х годах прошлого века в «Американском Србобране» 7 , в которой он рассказывает о своем заточении вместе с Патриархом Гавриилом в лагере Дахау 8 . В моем архиве имеется и оригинальный текст незаконченной «Автобиографии» д-ра Найдановича, в которой он приводит два очень важных свидетельства: а) по случаю своего ареста во время битвы при Конкорде в 1940 году святой Николай написал письмо протеста Драгише Цветковичу, в котором передал ему, что «Сербская Православная Церковь с большим вниманием следит за тем, что происходит сейчас с д-ром Найдановичем». Оригинал этого письма сохранился и был опубликован в книге Михаила Константиновича 9 «ПОЛИТИКА СОГЛАШЕНИЯ – Дневниковые записи 1939–1941»; Лондонские заметки 1944–1945 гг. (под редакцией Радомира Константиновича, Мир», Нови-Сад, 1998 г., стр. 623–626). Поскольку письмо имеет историческое значение, я посчитал важным опубликовать его в приложении к книге. б) В 1940 году редакция журнала «Христианская мысль» решила посвятить Владыке Николаю, по случаю его шестидесятилетия, один из тематических выпусков. Когда Владыка узнал об этой идее, то написал Найдановичу письмо, в котором просил его немедленно уничтожить этот номер, несмотря на количество уже отпечатанных экземпляров, поскольку не хотел, чтобы ему при жизни писали некрологи. Ввиду неудачных обстоятельств и европейского варварства во время немецкой бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года этот номер сгорел вместе с типографией, в которой он был напечатан. Божьей милостью сохранилась титульная страница журнала с редакторской статьей Найдановича и эссе «Метафизика Владыки Николая», которые я обнаружил в Национальной библиотеке Сербии и опубликовал в сборнике работ доктора Найдановича ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И. Х. ФИХТЕ И ДРУГИЕ ПИСЬМА & Фонд истине о Србима», Белград, 2003 г., стр. 459–478). К сожалению, упомянутое письмо Владыки Николая было утеряно из архива Найдановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Наша редакция давно следит за публикациями сербского интернет-сайта «Борьба за веру» ( http://borbazaveru.info ), тематика которых во многом перекликается с материалами нашего издания. И вот, наконец мы попросили авторов этого замечательного проекта дать нам интервью. На нашу просьбу сербы ответили: «Дорогие братия во Христе из редакции газеты и сайта „Православный Крест“, Бог в помощь! Во-первых, мы хотим сказать, что весьма обрадованы вашим письмом и нам делает честь то, что вы читаете наш скромный сайт. Мы испытываем глубокое уважение к вашей работе и несколько раз переводили и публиковали у себя тексты с вашего сайта. Вы правильно заключили, что наша борьба за веру – борьба внутри Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, потому что нет спасения тем, кто покидает Церковь – новый Ноев Ковчег, Кормчий которого – Христос Господь и на котором единственно можно достигнуть Вечного Пристанища – Царствия Божиего. Ваше предложение мы с радостью принимаем. Это наша первая и, возможно, единственная возможность подробно и правдиво поведать вашим уважаемым читателям, а также всей русской православной общественности, через вашу газету и сайт, о том, что происходит в нашей Церкви». – Расскажите, пожалуйста, о вашем интернет-сайте. Почему проект носит название «Борьба за веру»? С какой целью он создан? – Наш сайт мы назвали «Борьба за веру» по одноименному произведению святителя Николая (Велимировича). Этот небольшой труд Владыки мы разместили в рубрике «Вступительное слово», желая таким образом указать посетителям цель основания и работы нашего ресурса. Святитель Николай в своей «Борьбе за веру» предупреждает об опасностях «злых ветров», бьющих по сербскому народу. Из всех «злых ветров» три наихудших – это безверие, кривоверие и маловерие. Во время Второго сербского восстания против турок в 1815 году сербские повстанцы писали русскому Царю, прося его о помощи: «Эта страна является оплотом Христианства», а святитель Николай добавляет, что эта страна, Сербия, «более тысячи лет была оплотом Христианства... Более тысячи лет на ней Крест Христов то воздвизался, то низвергался. Но и когда он был низвержен кривоверами, Крест Христов скрывался в народном сердце, и там он сиял и блистал. В лютые времена рабства сербы скрывали его там, где вор не крадет и разбойник не отнимает, скрывали его часто, но никогда не предавали».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Содержание Введение Архиепископ Нил (Исакович) Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Краснитский И.В. Священник Иоанн Попов Иеромонах Мефодий (Львовский) Архиепископ Гурий (Егоров) Священномученик Александр (Миропольский) Епископ Дометиан (Горохов) Кожевников В.А. Святитель Николай (Велимирович) Другие сербские авторы Протопресвитер Антоний Алевизопулос Монашество Святой горы Афон и оценка буддизма Яннис Котзабасис Свидетельства бывших буддистов, обратившихся в Православие Протодиакон Андрей Кураев     Введение Буддизм – одна из мировых религий, существующая более двух с половиной тысяч лет и насчитывающая сотни миллионов последователей. Долгое время мир буддизма и мир Православия не пересекались. Хотя на рубеже II-III веков Климент Александрийский писал о том, что «есть среди индийцев и такие, которые верят наставлениям Будды (Βουττα), которого они за его наивысшую благочестивость почитают как бога» (Strom. I, 15, § 71), но после этого, не считая эпизодических упоминаний у Мария Викторина и блж. Иеронима , о Будде и его учении в православном мире не говорили вплоть до нового времени. Тогда как несториане еще в раннее средневековье направляли своих миссионеров в Китай и Тибет, а позднее армянские купцы создали свои общины не только в Индии, но и в государствах Юго-Восточной Азии, для православных христиан страны буддизма оставались terra incognita. Официальное присутствие Православия на территории буддистской ойкумены началось с учреждения Православной миссии в Китае в 1712 году, однако лишь сто лет спустя ее работники обратили внимание на изучение буддизма 1 . Стоит упомянуть примечательный случай состоявшейся в 1792 г. личной встречи митрополита Хрисанфа (Контарини) с Далай-ламой VIII. Митрополит Хрисанф, родом грек, в своем путешествии по странам Востока с греческими купцами, прибыл в столицу Тибета Лхассу. Далай-лама дважды любезно принимал православного архиерея, расспрашивая о происхождении и вере. Оказалось, он слышал о Православии из донесений о русских посольствах, прибывающих ко двору китайского императора. На прощание Далай-лама позаботился о финансовом обеспечении обратной дороги митрополита Хрисанфа 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1. Св. пророк Иеремия . Родился за 600 лет до Рождества Христова в селе Анафоф, недалеко от Иерусалима. Начал пророческое служение на 15-м году жизни, в правление царя Иосии. Заповедовал покаяние царю, и вельможам, и лжепророкам, и священникам. В царствование того же Иосии едва спас свою жизнь от убийственной руки разгневанных сановников. Царю Иоакиму он предрек, что его погребение будет подобно погребению осла, то есть мертвым его выбросят из Иерусалима и его тело без погребения будут долго влачить по земле. За это Иеремия был ввержен в темницу. Не имея возможности писать в темноте, Иеремия призвал [пророка] Варуха, который встал у темничного оконца, а Иеремия ему диктовал. Когда это пророчество было прочитано царю, тот, разгневавшись, схватил хартию и бросил ее в огонь. Божий Промысл вывел Иеремию из темницы, а на Иоакиме исполнилось пророческое слово. Царю Иехонии он предсказал, что того отведут в Вавилон вместе со всей его семьей и что он там умрет; всё это вскоре сбылось. В царствование [в серб. букв.: под царем. – Ред.] Седекии Иеремия возложил себе на шею ярмо и обходил с ним Иерусалим, предрекая падение Иерусалима и рабство под ярмом вавилонян. Порабощенному в Вавилоне еврейскому народу он писал не надеяться на возвращение в Иерусалим, так как останутся они в Вавилоне 70 лет, что и исполнилось. В долине Тафет под Иерусалимом, где евреи приносили детей в жертву идолам, Иеремия взял целый сосуд в свои руки и разбил его перед всем народом, предрекая скорое сокрушение Иудейского царства. Вскоре [после этого] вавилоняне взяли Иерусалим, убили царя Седекию, разграбили и разрушили город, а огромное число евреев предали мечу в долине Тафет – на том самом месте, где закалаемы были дети в жертву идолам и где пророк разбил тот сосуд. Иеремия вместе с левитами взял кивот [завета] из храма, отнес его на гору Нево, где умер Моисей, и спрятал его там в пещере. Огонь же из храма сокрыл в одном из глубоких колодцев. Некоторые евреи заставили его идти с ними в Египет. Там прожил он 4 года, после чего свои [же] единоплеменники побили его камнями. Египтянам предсказал он низвержение их идолов и пришестие в Египет Девы с Младенцем. Существует предание, что сам царь Александр Великий посетил гробницу пророка Иеремии 44 . По приказу царя Александра, тело Иеремии было перенесено в Александрию и там погребено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

II. О чудесных исцелениях Повествование об исцелении в Барешанском монастыре Из моего дневника (1935 г.) После сегодняшней Литургии в обители святого Меркурия подвели нам к алтарю одного мужчину по имени Василий, чтобы я прочитал над ним молитву. Василий выглядел вполне здоровым и разумно отвечал на все вопросы. Однако люди рассказывали, что в монастырь привели его связанным и совершенно помешанным. Священник Ристо Барешанский утверждает, что Василий к тому же был ещё и нем, так что не мог выговорить ни слова. Оставили его в обители на 7 дней. Несколько раз священник читал над ни молитву. Однажды утром, когда священник пришёл в монастырь, Василий изумил его словами: «Прошу тебя, отче, причастить меня». Таким образом, больной выздоровел, утихомирился, и к нему вернулась речь. Это живой пример Божией силы и милости, свидетелями которого были многие из народа, собравшегося в обитель на престольный праздник. Повествование о женщине, лишённой рассудка Протоиерей Йован Бошкович поведал о следующем. «Как-то раз в день святой Троицы [, – рассказывал он, -] был я в Остроге. Прибыл и митрополит Митрофан из Цéтиня. Народу [собралось] немало. Вдруг увидел я, как паломники ведут семерых лошадей, на одной из них сидит связанная женщина, а люди поддерживают её с боков. На других лошадях – разные вещи, целый обоз. Один из прибывших узнал меня и попросил: «Прошу тебя, помоги нам с этой женщиной. Это супруга главного австрийского распорядителя налогов в Герцеговине, который [сейчас] находится в Мостаре. Помутилась она разумом в наивысшей степени. Привезли мы её к святому Василию, и потому прошу – помоги-ка нам подвести её [к святым мощам]. Я отправил просителя к Митрополиту, и Митрополит назначил [именно] меня позаботиться об этой женщине. Помню, звали её Милчика и как будто она была католичкой. Отвели мы её под раку, а потом затворили в некой тёмной келье. [Она] ужасно кричала, крушила всё, что попадало под руку, и бросалась на людей. Ежедневно за неё читалась молитва перед ракой. На третий день она умолкла. Открыли мы келью, а она [сидит там тихо и] смирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

I. О сновидениях с важными последствиями Повествование о великом чуде почившего епископа В Манчжурии, в городке на границе Сибири и Китая, где жил и умер епископ Иона [Ханькоуский], проживала русская семья: чиновник на КВЖД, его жена и их сын. Так как отец состоял на службе у коммунистов, то семья не интересовалась ни верой, ни Церковью . Но вот занедужил их единственный сынишка и болел уже несколько месяцев. Ноги у него отнялись, словно их отрубили. Родители делали всё, что могли, оплачивая русских и японских докторов и употребляя всевозможные лечебные средства. Однако ничего не помогало. Мальчику становилось всё хуже. Отчаявшиеся отец и мать ожидали смерти своего сына. В таких мрачных предчувствиях наступило и 7 октября 1925 года. В тот день преставился епископ Иона. Из-за смерти епископа, горячо любимого прихожанами, весь городок был взбудоражен. Мать, накормив и обмыв своего больного ребёнка, накрыла его одеялом и отправилась по хозяйским делам. Когда она вернулась и вошла в дом, парализованный мальчик, её сын, выскочил из комнаты к ней, весело крича: «Мама! Вот я здоров!» Мать едва могла поверить своим глазам. Обняла она сына, расцеловала его и заплакала от радости, а затем расспросила, как это он так сразу выздоровел. Мальчик поведал: «Когда ты вышла, я заснул. И во сне явился мне какой-то добрый человек в священническом облачении и спросил [меня]: «Почему ты лежишь в постели?» Я ему ответил, что ноги у меня скрючены и я не могу даже двинуться. И тогда тот человек сказал мне: «Вот тебе мои ноги, возьми их и иди. Мне они больше не нужны». Мать подробно разузнала у ребёнка, как выглядел тот человек, и мальчик его описал. На следующий день мать взяла его в храм, где совершалась панихида по новопреставленному епископу Ионе. Когда мальчик увидел лицо лежащего мёртвого владыки 1 , то воскликнул: «Мама, вот тот человек, который явился мне во сне и отдал мне свои ноги!» Повествование об исцелении ребёнка в портике монастыря Жича Драгомир Алексич из Кралева рассказывает: «Когда мне было 3 года, меня поразила некая тяжкая болезнь. [Но вот,] моя мать увидела кого-то во сне, повелевшего ей: «Отнеси этого больного ребёнка в монастырь Жича, и когда войдёшь в портик с западных врат, то справа от себя найдёшь то ли воду, то ли росу. Окропи ею дитя, и оно выздоровеет». Впрочем, мать совсем забыла об этом сновидении. Но в одну из следующих ночей явился ей тот человек и повторил приказание. Моя мать снова не восприняла это всерьёз. Тогда явился ей тот же незнакомец в третий раз, укорил ей и замахнулся на неё палкой, норовя её ударить за то, что она его не послушала. Испугалась моя мать и отнесла меня в Жичу, где у западных ворот и впрямь нашла росу, окропила меня ею и попросила священника прочесть надо мной молитву. Пока священник её читал, я заснул и вспотел. А когда проснулся, то был уже здоров». Повествование о чудесном предсказании

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

VI. О видениях и явлениях из невидимого мира Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан 10 . 1Кор. 13:12 Приведём здесь лишь несколько примеров видений, явлений и откровений с того, невидимого, света. Пусть никто не подумает, что это спиритизм. Ни в коем случае! Мы осуждаем спиритизм точно так же, как и [всякие виды] гаданий [и ворожбы]. Да и Библия подводит то и другое под одну категорию. Ведь спиритизм – это преднамеренное вызывание духов, заигрывание с ними из любопытства. Между тем к явлениям из мира духовного, предстающим неожиданно и нечем не вызванным, Церковь относится со всей серьёзностью. И мы [здесь] хотим представить вниманию наших читателей несколько примеров таких явлений. О том, как демоны стараются прельстить людей В книге о Мелании, затворнице Елецкого монастыря, описывается событие, сходное с тем, что произошло некогда с преподобным Симеоном Столпником. Однажды ночью после долгой молитвы Мелания присела на пороге своей кельи, чтоб немного отдохнуть. Внезапно явилась ей огненная колесница и юноша в белом одеянии, обратившийся к ней с такими словами: «Подойди, о Богом возлюбленная, и прими воздаяние за свои труды. Бог послал меня, Своего Ангела, чтобы вознести тебя в райские селения, где ждёт тебя твоя сестра Екатерина! (которая только что преставилась). Услышав известие о своей любимой сестре, Мелания забыла обо всём, не осенила себя крестным знамением, но уселась в колесницу, и крылатые кони куда-то её понесли. Но в эту минуту Мелания перекрестилась – и всё тут же исчезло, а издали послышался злорадный хохот. Страх охватил Меланию. Оглянулась она вокруг и увидела, что находится на краю моста близ водяной мельницы – ещё немного, и она упала бы с него в реку. Ужаснувшись, она изо всех сил вскрикнула и без чувств упала на мосту. Её крик услышали работники с мельницы, они выбежали и нашли известную им постницу, лежащую на мосту полумёртвой. Весьма удивились они, откуда она здесь в ночное время. Но Мелания вскоре опомнилась и попросила их довести [букв.: отнести. – Ред.] её в монастырь [на Каменную гору]. О смерти из послушания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

     В чем заключается подлинный смысл подвига новомучеников и исповедников российских? Почему не захоронят Ленина? Как преодолеть родовые грехи теперь уже внуков и правнуков революционеров? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области. Во имя чего жить и за что умирать – Отец Валериан, 100 лет прошло после Октябрьской революции, а подвиг новомучеников и исповедников нашими соотечественниками все еще не осмыслен. В учебниках истории так и не появилось соответствующего раздела. Улицы, станции метро называются в честь революционеров, палачей. В год столетия революции в прокат выходит клеветнический – по отношению к русской истории, к расстрелянной царской семье – фильм «Матильда». Скажите, в чем смысл подвига новомучеников для них самих и для нас, их соотечественников? – Мученик по-гречески – «мартирос», то есть свидетель. Новомученики – это свидетели Истины. Сам Господь пошел путем страданий, мучений: «Я пришел свидетельствовать истину» (Ин. 18:37). И подвиг новомучеников понадобился, поскольку «…умалишися истины от сынов человеческих. Суетна глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11:1–2), то есть когда осуетилось человечество, в частности, в нашей стране. Россия шла семимильными шагами, она была одним из ведущих государств мира по своим показателям, по росту, по обширности территории, проникновению во все другие страны – множество было скуплено земель. Россия возвышалась. Но это земное – благополучие, богатство. И как часто бывает – Господь это богатство отнял, отодвинул от России, потому что «трудно богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 19:23). А самое главное богатство – духовное. Духовное богатство – это то, что, собственно говоря, является источником жизни здесь, на земле. Кто здесь будет жить? «Блажени кротции, яко тии наследят землю», «…научись от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:28), как Господь говорит. Смирение и кротость являются теми качествами, которые дают человеку возможность в земной еще жизни наследовать землю. Как сказал святитель Николай (Велимирович), «самая большая в мире земля принадлежит самому кроткому в мире русскому народу».

http://pravoslavie.ru/107887.html

Август 1 августа 1. Святые семь [мучеников] Маккавеев, матерь их [Соломония] и [учитель их] [священник] Елеазар . Все они пострадали за чистоту израильской веры от рук царя Антиоха, одними именуемого Епифаном (то есть просвещенным), а другими – Епиманом (то есть безумным). За тяжкие грехи [, совершаемые] в Иерусалиме, а особенно за склоки [и дрязги] вокруг [дележа] архиерейской власти, и преступления [, творимые] во время сей недостойной борьбы, Бог позволил прийти великому бедствию на святой город. Антиох хотел во что бы то ни стало навязать евреям эллинское идолопоклонство вместо веры в единого живого Бога и делал всё [возможное] в этом направлении. В [осуществлении] его замысла помогали ему и некоторые вероломные архиереи и прочие иерусалимские старейшины. Как-то раз сам царь прибыл в Иерусалим и приказал всем евреям, вопреки Моисееву закону, есть свиное мясо. Вообще вкушение свиного мяса служило явным признаком того, что кто-то отступил от веры израильской. Старец Елеазар, священник и один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, не захотел есть свиного мяса. За это он был мучим и сожжен в огне. Возвращаясь в Антиохию, царь взял с собой семь братьев, нарицаемых Маккавеями, и их мать Соломонию. Имена этих семи братьев суть следующие: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. На глазах у матери злобный царь истязал одного сына за другим, сдирая каждому кожу с лица, а затем бросая юношей в огонь. Все они храбро претерпели мучения и смерть – и не отреклись от своей веры. В конце концов и мать, увидев своего последнего, трехлетнего сына в огне, и сама бросилась в пламя 109 – и предала там душу Богу. Все они благочестно пострадали за веру в единого живого Бога около 180 года до Рождества Христова. 2. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Сей праздник был установлен по договоренности между греками и русскими в правление византийского императора Мануила [I Комнина] и русского князя Андрея [Боголюбского] – в ознаменование одновременной победы русских над [волжскими] болгарами, а греков – над сарацинами. В обоих воинствах перед полками несли кресты, из которых [внезапно] засияли лучи небесного света 110 . Посему и было установлено 1 августа износить крест из храма Святой Софии: сначала на середину церкви, а затем [обносить его] по улицам – в воспоминание чудодейственной помощи креста в минувших войнах. Народ [во время этого шествия] оказывал Кресту [достойное] поклонение. Причем выносился именно тот самый Честной Крест, [обретенный на Голгофе и] хранившийся в императорской дворцовой церкви. [Сей] Честной Крест 31 июля переносили из дворцовой церкви в храм Святой Софии, а затем несли по улицам для освящения земли и воздуха. После этого, 14 августа [накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. – Пер.], Крест снова вносили в храм царских палат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Август 1 Августа. Поучение об апостольской любви и прозорливости Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 2Пет.1:15 ) Пусть раскроются сердца ваши, братья, чтобы вы приняли и поняли тайну эту великую. Перед этим апостол говорил, что не перестанет напоминать верным о спасительной истине веры, о божественных силах, которые через Христа даются людям, и о приготовлении людей принять эти силы, удаляясь от господствующего в мире растления похотью. А сейчас он идет еще дальше и обещает, что он эти напоминания продолжит и после расставания, то есть после исхода (такое слово употреблено в греческом тексте) из этой жизни, когда тело свое оставит. О, вера Божественная, о утешение, о сладость! Апостол обещает и с того света продолжить заботиться о Церкви Божией на земле, продолжить начатое дело предостережения верных, продолжить на земле свою любовь к верующим в Христа. О, любовь апостольская, столь близкая любви Христовой! О, прозорливость апостольская, которую Дух Божий не лишает любви и тогда, когда человек еще завернут в мрачную завесу тела! Это обещание дал верным апостол Петр примерно 2000 лет назад. А исполнил ли его? Исполнил его буквально, причем не только напоминаниями через написанные им послания и через своих преемников, епископов, как это некоторые хотят истолковать, но прежде всего непрестанным воздействием на Церковь из того мира. Многократно являлся апостол Петр – как и остальные апостолы, – когда по Промыслу Божию нужно было явиться, и напоминал пастырям Церкви и верным, как следует хранить истину и как путь жизни своей исправить. Но и когда не являлся, когда его не видели во сне или наяву, он таинственными способами, Небу известными, воздействовал и воздействует все еще на спасение наше. Жизнь после смерти апостолам святым была так видна, как видно солнце имеющим глаза. По молитвам их пусть и нам Господь откроет зрение духовное, чтобы мы знали, куда идем, и что нас после смерти ожидает. О, Господи Иисусе, Многомилостивый, выведи нас из тьмы на свет по милости Твоей и по молитвам святых Твоих апостолов. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Августа. Поучение о личном свидетельстве апостола

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010