Святитель Николай (Велимирович) Святой епископ Николай (Велимирович, 1880–1956) был выдающимся духовным писателем Сербии в ХХ веке. В 2003 г. причислен к лику святых Сербской Православной Церковью. Святой Николай испытывал большой интерес к Индии. Известно, что он принимал у себя в гостях Рабиндранада Тагора, встречался с представителями Индийской Маланкарской Церкви в их поездке по Сербии на пути из Англии, поддерживал русского миссионера в Индии архимандрита Андроника (Елпидинского), и впоследствии не раз общался с ним в США. Святитель написал две книги: «Индийские письма» и «Феодул», в которых виден плод глубокого изучения индийского мировоззрения и мироощущения. Святой Николай (Велимирович), пожалуй, более чем любой другой православный автор старался понять Индию, и осмыслить ее религиозный опыт в свете Евангелия. Буддизму святитель Николай уделяет внимание именно как одному из выражений индийского мировоззрения, и по сравнению с индуизмом отзывается о нем реже. Тем не менее, этих высказываний достаточно, чтобы составить целостное впечатление об отношении святителя к буддизму. Самое главное отличие от христианства, из которого произошли все остальные, святитель видел в учении индийцев о мире. «С самых древних времен индийские мыслители считали этот мир бесконечным в пространстве и времени, то есть существующим без начала и без конца. Согласно этому, они не могли допустить существования другого мира, более светлого и лучшего, чем этот… По этой причине, когда душа выходит из тела, ей некуда пойти, кроме как в какое-нибудь другое тело в этом мире как единственно существующем. В этом бесконечном и вечном мире пребывают и «боги», и люди. Ведь этот мир без окон и без дверей… Из него некуда выйти. В нем равны рабы, и боги, и люди – в сансаре без выхода, в круговороте без начала и конца, в существовании без надежды. В подобном ужасном видении мира кто не стал бы пессимистом?.. Между тем, исходные основания, из которых произрос мрачный пессимизм,– это человеческие вымыслы и демонские обманы» (И., С. 157) 91 . В другом месте святой Николай пишет: «Индийское учение о вечности и бесконечности мира достойно слез и сочувствия. Это основополагающее заблуждение повлекло за собой и все другие жуткие заблуждения индийцев… Это заблуждение – камень преткновения Будды и матерь буддизма. Но оно опровергается даже современной наукой, утверждающей, что мир нашей вселенной ограничен и во времени, и в пространстве, то есть он некогда возник и когда-нибудь исчезнет. Отсюда рождается надежда на то, что в лабиринте настоящего мира могут быть двери и окна в какой-то иной мир, в который души людей, отделившись от тел, могут перейти из сансары мира сего» (Ф., С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вопрос об отношении Сербии и Европы поднимался уже в трудах сербских просветителей XIX века – Досифея Обрадовича, Вука Караджича и др 1. Но особую остроту эта проблема приобрела в ХХ веке – в связи с модернизацией и европеизацией Сербии, а затем – двумя мировыми войнами и национальными катастрофами. Наиболее глубоко она отражена в творчестве св. Николая Велимировича. Святитель Николай Велимирович (1881-1954) является самым великим сербским философом и мыслителем ХХ века 2. На его творчество наложил глубокий отпечаток трагический опыт сербского народа и других народов Югославии – две Балканские войны, две Мировые войны, австро-венгерский геноцид 1915-16 годов, хорвато-немецкий геноцид 1941-1944 года. Ужасающая жестокость и цинизм народов, почитавшихся культурными и цивилизованными, заставил св. Николая глубоко задуматься о сущности культуры и цивилизации, рассмотреть их не в случайных и сиюминутных бликах рекламы и коньюнктуры, но в вечном свете Евангельской истины и Христовой правды. Естественно, в связи с этими размышлениями неизбежно вставал вопрос и о природе европейского империализма. Впервые этот вопрос встал во время Первой Мировой Войны, когда еще молодой иеромонах Николай Велимирович был должен защищать интересы Сербии и разоблачать проавстрийскую и прогерманскую пропаганду в Великобритании и Америке 3. Одна из основных проблем политической мысли эпохи Первой Мировой войны и один из главных лозунгов союзников – право малых народов на независимость и самоопределение 4: «Мы сто лет отчаянно боролись против жестокой, бесчеловечной идеологии, которую сегодня поддерживает Германия, утверждающей, что малые народы не имеют права на жизнь и свободу. Мы боролись против идеи, которая стара, как Тамерлан и турецкий султан, как австрийский девиз «Разделяй и властвуй» и даже как самые низменные инстинкты человечества» 5. Николай Велимирович стремится дать христианскую основу праву малых народов на самоопределение. Он видит ее видит в Божественном замысле о каждом народе, многообразии созданного Богом мира и равенстве пред Богом всех народов в праве на существование и нравственное, религиозное, культурное и социальное развитие.

http://pravoslavie.ru/38035.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святитель Николай Сербский (Велимирович). Афонский старец Михаил Афонский старец Михаил. Уникальное фото (публикуем впервые)   Святитель Николай Сербский (Велимирович). Афонский старец Михаил   Нет ничего более настоящего, чем записки одного святого о другом. -  Святая Гора Афон     Сокрушаясь о том, что творится сейчас в мире, ты недоуменно спрашиваешь: “Есть ли сейчас люди Божии?”. Расскажу тебе об одном из многих, с которыми я имел счастье встречаться. Это старец Михаил из скита Пресвятой Богородицы на Святой Горе. Я попал туда вместе с группой паломников уже на обратном пути с Афона . Было время вечерней службы. Старец Михаил встретил нас с сердечностью простого пастуха, которая сразу завоевывает душу. Сначала он повел нас в самую старую церковь (в скиту их всего три). Он подвел нас к иконе Божией Матери, известной под именем “Сладкое лобзание”. Икона чудотворная по своему благодатному действию и чудесная по красоте, хотя лик Богородицы на ней сильно поблек. А названа икона “Сладкое лобзание” потому, что на ней Божия Матерь целует руку Богомладенца. Мы подходили по одному и прикладывались к прекрасному образу. “Она да лобзает тебя! Она да лобзает тебя!” — вполголоса повторял старец, а по впалым щекам бежали, одна за другой, слезы. А потом он рассказывал нам: “Здесь со мной еще пятнадцать братий, все уже старые и немощные. Греки больше не разрешают славянам приезжать на Святую Гору. Я старший и должен заботиться обо всех. Я молюсь о двух дарах: о том, чтобы иметь нам большую любовь и достаточно хлеба”. Отец Михаил родом из Сереза. Он мечтал о монашестве с детства. Однажды в храме ему явился святитель Николай и сказал, что будет он монахом. Исполнившись радости, он оставил дом и родину и отправился на Святую Гору, здесь и прожил он всю свою жизнь. “Я старец своим старцам и отцам отец. Должен наставлять, кормить, укреплять в любви и обеспечивать хлебом, хотя сам я необразован и немощен. Все только с Ее помощью, с помощью Богородицы, а Она не оставляет нас, наше “Сладкое лобзание”!”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2069

сост. А.А. Маркова Жизнеописание Детство Святитель Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич близ города Вальева. Родители его, Драгомир и Катерина Велимировичи, были крестьянами. Никола – старший из девяти детей крестьянского семейства Велимировичей и единственный, доживший до совершеннолетия. Несмотря на бедность и выпавшие на долю семьи испытания, старшие Велимировичи отличались крепкой верой и искренним благочестием. В этом же духе воспитывали они и своего сына Николу. Одним из самых ярких воспоминаний раннего детства будущего святителя стал монастырь в Челие, куда мать водила его на богомолье. Подобно другим крестьянским детям, Никола с раннего детства помогал родителям в хозяйственных делах. Впоследствии он вспоминал: «Когда я был пастырем овец, уже тогда я был священником Твоим...» Когда Никола немного подрос, Драгомир Велимирович, будучи сам грамотным, отвел сына в монастырскую школу в Челие, дабы Никола выучился там начальной грамоте. Драгомир надеялся, что сын сможет читать Священное Писание и официальные документы, будет знать четыре действия арифметики и основы катехизиса. Однако неожиданно Никола не только сразу же втянулся в учебу, но и стал одним из лучших учеников. Он проявлял необыкновенное рвение к учебе. По воспоминаниям его соучеников, когда все они в свободное от уроков время стремились как-либо развеяться и развлечься, Никола Велимирович уходил в уединенные места, чтобы иметь возможность почитать в тишине. Усердие и способности подростка не укрылись от его преподавателей. Один из них, Михаил Ступаревич, встретился с родителями Николы и убедил их в том, что их сыну необходимо продолжить образование. В хозяйстве небогатых крестьян Велимировичей каждая пара рук была на счету, но, несмотря на это, они отправили сына учиться в гимназию в Валеве. Денег хватало только на оплату обучения. Чтобы содержать себя во время учебы в гимназии, Николе пришлось в свободное от учебы время работать прислугой в домах состоятельных горожан. Также как и в монастырской школе в Челие, Никола Велимирович стал лучшим учеником гимназии в Валево. Никола проучился там шесть лет, а по окончании курса встал вопрос, куда двигаться дальше, поскольку даже с гимназическим образованием возвращение в родную деревню к крестьянскому труду было бессмысленным. Юность

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Николай» найдены статьи: НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ [Искровский] (ок. 1877 - 2.10.1919), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Владимирович Агафоников (Агафонников) (1876-1937), прот., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Александрович Андреев (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб.- в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Степанович Аристов (1872-1931), диак., сщмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Александрович Архангельский (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Стефанович Бежаницкий (1859-1919), прот., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых земли Эстонской и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Николай.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мысли о Добре и Зле «Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией. Ты можешь анализировать свою песню, но не забывай петь. Критики поэзии рождаются и умирают, а песни продолжают жить. Критика мертвит, песня живит. Только поэзия может воскресить прозу. Поэзия произросла от древа жизни, проза — из древа познания. Все мы знаем: у лжи короткий век, истина вечна. Почему еще поэзия живет дольше прозы: не потому ли, что она ближе к истине, ближе к жизни? Если же облечешь свою жизнь в песню, и ты станешь ближе к истине, ближе к жизни.» «Мысли о добре и зле» — одно из самых известных творений Николая Сербского. «Мысли о добре и зле» — это не богословский трактат, а скорее череда стихотворений в прозе, запись импровизационных созерцаний, молитвенных размышлений Николая Сербского. Лаврентий, епископ Шабацко-Валевский предпосылает такие слова «Мыслям о добре и зле» Николая Сербского: «Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием «Мысли о добре и зле».Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.» Святитель НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ МЫСЛИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием «Мысли о добре и зле». Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Духовная жизнь сербов Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» 20 октября, 2009 Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» Говорить об определенном народе, его характеристиках и его духовной жизни в целом – вовсе не легкое дело. Если взять в качестве примера библейский избранный народ – евреев, то из Священного Писания совершенно очевидно, что народ этот имел самые разные характеристики, позитивные и негативные, так что трудно дать единую картину его характерных особенностей и его духовной жизни. А библейский народ в известном смысле является «прототипом» и «мерой» всех иных народов на земле, и каждый народ мог бы, пусть отчасти, узнать себя в Израиле, прежде всего по своему отношению к Богу – по этому, в конце концов, каждый народ и определяется, оценивается. Статья Епископа Афанасия (Евтича), в переводе Ивана А.Чароты. КАЖДЫЙ НАРОД – «НАРОД ИЗБРАННЫЙ» Безусловно, библейский народ, Израиль – особым образом избранный народ Божий, но это не значит, что любой другой народ на земле не является Божьим народом и по-своему – богопромыслительно – избранным народом. Ибо мы верим в Божий промысл об исторической жизни и пути каждого народа, верим в Божий спасоносный план – «домострой» (икономию) – для каждого народа и каждого человеческого существа. Об этом свидетельствует нам Святое Откровение, особенно слова Апостола Павла, сказанные народу-многобожцу в Афинах: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем…, Сам дающий всем жизнь и дыхание и все. Он от одного (человека, или: одной крови) создал всякий народ человеческий/все народы человеческие, чтобы жили по всему лицу земли, и предопределил назначенные времена и границы их проживания – дабы они искали Бога, не коснутся ли Его и не найдут ли Его, хотя Он и не далеко ни от кого из нас; ибо Им живем и движемся и существуем…, ибо мы и род Его» (Деян. 17, 24-29).

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

— Как появилось название православной страницы «Теодул»? — Слово «Теодул» — красиво, кратко и необычно для тех, кто его встречает впервые, но в себе несет великую православную идею служения Богу, если его перевести на сербский или русский язык. Во время учебы в университете я прочитал книгу « Сербский народ как раб Божий » («Српски Народ као Теодул»), в которой святитель Николай Сербский (Велимирович) описал, каким должен быть сербский православный народ, каково значение святого Саввы и других святых, и что значит, что сербский народ должен быть как Теодул. Слово «Теодул» (русск. Феодул — прим. ред. ) в переводе означает «раб Божий». Св. владыка Николай (Велимирович) также использовал и слово «Христодул», что означает «слуга Христов», но я всё же счел, что будет лучше назвать наш миссионерский интернет-проект «Теодул». — Как давно ты в Православной Церкви, и как у тебя возникла идея основать православную молодежную страницу «Теодул»? — Слава Богу, мои родители — верующие люди, дома были Евангелие и православные книги, что значительно облегчило  развитие моей любви к Богу. Я регулярно ходил на богослужения в храм. Повзрослев, я столкнулся с тем, что мне стало трудно найти собеседника, который бы также любил читать Евангелие и православные книги, но, слава Богу, с самого начала у меня был друг и единомышленник, с которым я делился мыслями о прочитанном. А через работу над проектом «Теодул» Бог дал мне возможность по Интернету познакомиться с большим количеством верующих из Сербии, Черногории, Хорватии, Македонии, а также с сербами, проживающими за границей. Я познакомился и с некоторыми русскими, которые подписаны на «Теодул», и был очень этому рад, потому что мы, сербы, очень связаны с православным русским народом. Во время учебы в школе я постоянно читал православные книги, потому что хотел равномерно развиваться в своих интеллектуальных и духовных познаниях. Я знал, что это важно, потому что в Евангелии Господь Иисус Христос говорит, что в мире мы должны быть «мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ). Также из поучений Патриарха Сербского Павла я знал, что «овцам выжить среди волков очень трудно, но возможно», и как он продолжал: «Господь говорит нам, каким образом мы можем среди волков остаться и выжить, как овцы Его». А именно: «быть мудрыми, как змеи, и беззлобны, словно голуби. Мудрость не даст нам стать добычей, чтобы волки разорвали нас, то есть, чтобы враги нас не сделали бездеятельными. Незлобие и доброта сохранят нас и не дадут самим стать волками». Поэтому нужно развивать мудрость, данную Богом, и в то же время развивать доброту. Потому что мудрость без добра превращается в зло, а простота без мудрости превращается в глупость.

http://azbyka.ru/semya/teodul-serbskaja-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Велимирович). Икона. XXI в. (мон-рь Лелич) [Серб. Hukoлaj] (Велимирович Никола; 23.12.1880, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 18.03. 1956, мон-рь свт. Тихона Задонского, тауншип Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания, США), свт. (пам. 5 марта, 20 апр.), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель. Биография Отец Н., Драгомир, был начальником местного сельского округа. Он предоставил земельный участок для возведения в Леличе ц. свт. Николая Чудотворца (ныне при этом храме действует мужской мон-рь Лелич). Мать Н., Катарина, в преклонном возрасте приняла монашество с именем Екатерина. Никола был старшим из 9 детей (7 сыновей и 2 дочери), в детстве был крещен в мон-ре Челие . Жребий, согласно к-рому в то время детей из большой семьи отдавали на учебу, выпал Николе: он учился в школе-интернате и считался лучшим учеником в классе. По окончании 6-го класса поступал в Военную академию, но не был принят по состоянию здоровья, поэтому пошел учиться в Духовную семинарию (богословию) в Белграде. Во время обучения большое влияние на Николу оказал прот. Алекса Илич (издатель ж. «Христианский вестник»). По окончании семинарии в 1902 г. Никола работал учителем в с. Драчич близ г. Валево. В том же году его документы по почте поступили в КДА, но на вступительные экзамены он не прибыл ( 2017. С. 480). В 1903 г. жил в Бока-Которске и мон-ре Савина , где лечился от скрофулеза. Потом краткое время работал учителем в с. Горне-Лесковице близ г. Валево и в г. Херцег-Нови. Получив гос. стипендию для продолжения образования, проучился 3 года на Старокатолическом фак-те ун-та в г. Берне (Швейцария). В 1908 г. защитил докт. дис. на нем. языке «Радость Воскресения Христова как основной догмат апостольской Церкви» (Der Glaube an die Auferstehung Christi als Grunddogma der apostolischen Kirche. Bern, 1910). По окончании обучения получил от Бернского ун-та предложение стать главным редактором ж. «Международное теологическое обозрение» (Revue internationale de Théologie), но отказался. Не имея стипендии для продолжения образования, вернулся в Сербию. Прот. Алекса Илич с друзьями собрал деньги, на к-рые он поехал в Оксфорд (Великобритания) и за год написал докт. дис. по философии «Философия Беркли».

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Мысли о добре и зле. Святитель Николай Велимирович Душа и плоть Время - птица, украшающая тебя пестрыми перьями, но когда-то она улетит и унесет их. И если твоя душа слишком привяжется к перьям, как же безобразна будет её нагота! Божественное колесо Большое колесо вращается медленно, но оно настигает меньшее, которое вращается быстрее. Чем больше колесо, тем медленнее ход и меньше скрип; чем колесо меньше, тем быстрее ход и громче скрип. То же с людьми. Большее " колесо " души человеческой есть Бог. Величину его увидеть невозможно, ход его неслышен в скрипе множества маленьких колесиков. Когда же мелкие колесики души замедлят свой бег и утихнут, душа созерцает себя в неизмеримом Божественном колесе, охватывающем небо и землю. И тогда, в эти неожиданные и редкие моменты созерцания, душа ощущает неизреченную радость. Безбожник сам себе палач Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире. Сила Недостаточно только силы воли, только силы ума или только силы чувств. Недостаточно даже всего этого вкупе, если нет высокой цели. Какая польза бегуну от быстроты ног и силы легких, если все в испуге разбегаются от него? Все природные стихии, погруженные в ночной мрак, наполняют душу путника страхом, когда же восходит солнце, страх исчезает. Град сильнее дождя, но у него нет на земле друга. Доброта далеко видит Доброта прозорлива и видит глубокие причины. Злоба смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин. Злоба и птица знают, что для того, чтобы пошел дождь, нужна туча. Доброта видит, что все в руке Божией. Злоба и осел видят, что для роста кукурузы нужен навоз. Доброта знает, что на все - воля Божия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=812

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010