Решено передать этот вопрос в Хозяйственный отдел. Вообще, страшно и подумать, что будет с нашими преподавателями, и вообще с нашими духовными учреждениями, при прекращении воспособлений государственных. Сегодня в газетах сообщено сенсационное следующее известие о побеге Николая II 556 : «В Смольном (где заседает Правительство комиссаров) получено известие о бегстве Николая из Тобольска. Военно-революционный комитет обратился к Николаевской железной дороге с требованием о немедленном снаряжении шестнадцати вагонов для отправки 500 матросов в Челябинск. Военно-революционный комитет принял все меры к тому, чтобы поезд не задерживался в пути. “Вопрел” 557 распорядился о немедленном выполнении требований военно-революционного комитета». – Спрашивается: что это? Не провокация ли? Высказывается опасение, как бы с Царем чего-либо не случилось, если уже не случилось. И это сообщение делается, так сказать, для отвода глаз. Вскоре узнаем... Воскресенье. 3-е декабря. День провел так. Встал в семь часов. С восьми до половины десятого слушал обедню в Крестовой церкви; в половине одиннадцатого отправился пешком в семинарскую церковь , где служил литургию для соборян, в большинстве своем обитающих в семинарском общежитии, Патриарх, в сослужении четырех преосвященных и многих соборян-иереев. Прибыл во время чтения Апостола, впервые в белом клобуке. Масса молящихся. Вместо причастна говорил поучение преосвященный Тихон Уральский. За молебном св. Николаю я управлял общенародным пением, каковое выходило грандиозным. Меня всегда поражало в Москве отсутствие общего пения. И никто из святителей об этом и не думает. Пишем указы о пользе и значении общенародного пения, а сами не исполняем, – без певчих не можем обойтись. Меня возмутило, что за литургией не пелись общенародно хотя бы такие известные песнопения как Символ веры и Молитва Господня, а пелись хором, и притом не в обычной простой мелодии, а в какой-то пошлой, сентиментальной. Я и высказал это Патриарху и предложил свои услуги поуправлять общим пением во время молебна, – на что Святейший и согласился. И нужно было слышать, с каким подъемом пела и молилась эта многочисленная масса, управляемая мною, в белом клобуке. И сколько благодарностей я за это получил от соборян и от народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Хочется надеяться, что долгожданное возвращение Воскресенского собора и юбилейные торжества в Кашине помогут возрождению исконного благочестия, которым всегда славился этот кафедральный город. Много еще предстоит потрудиться, чтобы полностью восстановить и Никольский Клобуков монастырь, и другие закрытые полуразрушенные монастырские и приходские храмы. О возобновлении прежнего духа Православия и возносили молитвы преподобной Анне все паломники 24 и 25 июня 2009 года. Рейтинг: 9.4 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М.: Лодья, 2004. В книге этой используются материалы изданий: Архангелов Серафим, священник. Житие и чудеса святой благоверной княгини Анны Кашинской (СПб., 1909) и Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (Париж, 1954). Дана в книге Т.И. Манухиной. «Православная энциклопедия» указывает время между 1307 и 1318 годами. Протоиерей Иаков Галахов – богослов, публицист. В советское время несколько раз был арестован, был в ссылках. Скончался около 1938 года в Казахстане. скрыть способы оплаты Комментарии Алексей 5 августа 2009, 20:28 Вопрос к автору статьи. Я родился в Кашине и до 18 лет жил в родном городе. Очень интересуюсь историей, собираю дореволюционные фотографии Кашина и его окрестностей. В моей коллекции около 300 фотографий до 1914 года. Заинтересовал снимок в начале статьи.Хотелось бы узнать источник.Заранее благодарен, Алексей. Татьяна Петровна 20 июля 2009, 21:18 Уважаемая Галина! С трепетом прочитала Вашу статью. В ней Вы точно отметили деятельность церковного историка,протоиерея С.А.Архангелова по канонизации святой княгини Анны Кашинской. По приглашению Фонда ( Можавин В.В. , Быковская Н.В.) была в Кашине 24-25 июня с.г., посетила Клобуков монастырь, беседовала с матушкой Варварой. Книга моего деда используется при реставрации монастыря.Его книга " Описание Николаевского Клабукова монастыря " (с илл).имеется в областной библиотеке г Твери. С уважением внучка С.А. Архангелова Т.П. Архангелова

http://pravoslavie.ru/31112.html

Кашин. Николаевский Клобуков монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь расположен на пологом левом берегу р.Кашинки, недалеко от устья извилистой р.Вонжи. Основан в 1400 г. Прочно вошедшее в обиход второе наименование - Клобуков - легенды толкуют по-разному, связывая его то с названием местности, то с символической находкой здесь монашеского клобука, то с “каблуком” русла Кашинки, на который опирается монастырь. В период “литовского нашествия” в 1609 г. был разорен. В 1664 г. заложен каменный храм св.Николая, сменивший небольшой деревянный. Деньги на его сооружение были выделены богатыми помещиками Анисимовыми. Позднее он превратился в придел Троицкой соборной церкви, построенной в 1664-1684 гг. Никольская церковь, как и Троицкий собор, была одноглавой. С южной стороны к ней примыкала шатровая колокольня. В XV в. монастырь процветал. В 1764 г. у него были отобраны вотчины с крестьянами, монастырь причислен к заштатным. Вскоре после этого Введенский деревянный храм обращен в приходскую церковь и отошел от монастыря. Долгое время монастырь был духовно-административным центром довольно значительного района, при нем в 1777 г. было открыто духовное правление. В середине XVIII в. собор был реконструирован, с северной стороны пристроен небольшой Никольский придел, а с западной была длинная паперть, которая служила основанием колокольни, высотой в 12 саженей, выстроенной в 1818 г. К северу от собора поднималась Покровская надвратная церковь, построенная в 1680-1709 гг. Нижний этаж прорезан тремя арками, а верхний имел небольшой храм с прямоугольным алтарем и аркадой-папертью. В 1715-1740 гг. монастырь был обнесен каменной оградой, в это же время поставлены кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах. В юго-восточной части монастыря на средства купцов Ждановых в 1851-1854 гг. построен храм св. Алексея. Церковь крупного объема имела большое значение для монастыря. С запада от церкви в 1903 г. была поставлена часовня, которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой по преданию жил инок Макарий, принявший иночество около 1420 г. Будущий основатель крупного Троицкого (Макарьева) монастыря в Калязине происходил из рода Кожиных. В 1879 г. построено здание для настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=03191

177 Чтения в Московском обществе любителей истории. 1887. Кн. 1, стр. 83–114. В помещенном здесь списке отмечено с 1673–1676 г. 129 исцелений и, кроме того, 5 других случаев: 1660, 1682, 1691, 1695 гг. 178 На обороте одной записи рукой архимандрита Леонида приписано: «18 авг. 1866 г. были к гробу Святейшего Патриарха Никона настоятель Николаевского единоверческого монастыря иеромонах Павел (Прусский) с товарищем для примирения с Патриархом». 181 Рус. Арх. 1873, стр. 1773–1776 г., грам. напеч. вполне, по спис. Моск, публ. и Рум. муз.; отрывок ее у Каптерева (Прав. Обозр. 1838, 1, стр. 69), с нек. отличиями. 184 См. Учрежд. патр., П. Николаевского, стр. 97–98, 107–108. Мнение это особенно утвердилось в среде раскольнич. писателей (Матер. для ист. раскола, т. 3, 247; т. 4, 158–159, 252, 258, 309; т. 5, 227; т. 6, 35, 66; т. 7, 86–87, со ссылкой на старца Филофея; т. 7, 386–397; причем они пользовались им иногда для подтверждения своей мысли о близкой кончине мира, напр. диак. Федор, т. 6, с. 81). О Филофее см. статью В. Н. Малинина (Тр. К. Д. ак. 1888, 5, стр. 72–126). 187 Хроногр. Синод, б., Сборн. Рум. м. и. И. П. библ. и т. п.; Дополн. к акт. ист., 2, 76; ср. Учрежд. патриарш., 131–132. 191 Ист. рус. церкви, м. Макарий, т. 11, 157. Повесть о белом клобуке на соборе 1667 г. была осуждена (Макарий, 12, 790). Верный взгляд на мнения Суханова высказан м. Макарием (ib. 11, 159–162). 197 М. Платон выражается, что «Никон был пышен по внешности даже до возбуждения зависти» (Церк. ист., 2, 204). Серебр., вызолоч. и богато украшенные жемчугом, алмазами и др. камнями митры его имели подобие короны, а столь же драгоценное облачение весило 100 фунт. Один саккос весил 56 фунтов. Не менее замечательны три его посоха, украшенные драгоценными каменьями (Мейерберг, Аделунг, стр. 255, 304; ср. Указат. Саввы, 32–36, 47 и д.). Изображения митр и одежд п. Никона сравнительно с другими патр. см. в «Sacristie Patriarcale dite Synodale de Moscou, publiee par Sabas eveque de Mojaisk, M. 1865» и Древности Гос. госуд. Об употреблении Никоном одежд и др. знаков отличия (Патр. выходы, Чт. М. О. И., 1869, 2, 13, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. T. I-III. Париж; Гаага, 1931—1960. Н. А. А. – см. Аполлос [Алексеев], архим. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в noлobuhe XVII века//Христианское чтение. 1882. T. I-VI. Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне//Христианское чтение. 1890—1891. Никольский В. К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума//Ученые Записки Института истории РАНИОН. 1927. T. II. Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам. СПб., 1916 (ПДПИ. T. CLXXXVIII). Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1930. Никон, патриарх. Возражение или разорение//ЗОРИСА. 1861. T. II. С. 490–498. Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869. T. I-II. Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 г. по 1881 год. СПб., 1903. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868. T. I-II. Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные нижегородскому епископу Питириму в 1719 г. Нижний Новгород, 1906. Очерки истории СССР. Т. 5 (Период фeoдaлuзмa. XVII век)/Ред. Новосельский А. А., Устюгов Н. В. М., 1955. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в noлobuhe XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским/Пер. с араб. Г. Муркоса. T. I-V. М., 1896—1900. Павел Любопытный (Павел Львович Светозаров). Исторический словарь староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. T. I. С. 123—177. Павел Любопытный (Павел Львович Светозаров). Каталог или библиотека староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. T. I. С. 1—122. Письма русских государей и других особ царского семейства. T. I. М., 1848. Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном bpeмehu XVII века как исторический источник. СПб., 1913. Платонов С. Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926. Платонов С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском rocyдapcmbe XVI-XVII вв. М., 1937. Платонов С. Ф. Смутное время. Прага, 1924. Повесть о Белом Клобуке//ПСтРЛ. T. I. С. 287—300.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

в краснохолмский Антониев-Николаевский монастырь, был благочинным над Троицким калязиным и тремя кашинскими монастырями (Клобуков-Николаевский, Дмитровский мужские и Сретенский девичий). Он был известен Амвросию Подобедову , митрополиту с.-петербургскому, бывшему (1778–82) викарию московскому и потом епископу крутицкому. Платон митрополит писал к Амвросию 27 июня 1801 г.: «Феофан желает ко мне перейти». В самом деле он, с 8 августа того же года и по 9 января 1803 г., управлял можайским Лужецким монастырем, московской епархии, состоя членом консистории и благочинным над московскими мужскими монастырями, а потом из Можайска перемещен в Андроньев. В 1812 г., перед вступлением неприятелей в Москву (2 сентября), отправился (31 августа) в Юрьевский Архангельский монастырь (владимирской епархии) и взял с собой из монастырских лучших вещей столько, сколько мог, имея 3 лошади; возвратился 18 ноября. Занятый восстановлением разоренных или сожженных зданий монастыря, на что получил из св. Синода 45000 р., мало он присутствовал в консистории. Начальство облегчило старца, уволив его, в мае 1813 г., от благочиннической должности, а в следующем году 2 декабря, по прошению его и по частым болезненным припадкам, уволен он и от присутствования в консистории, † 25 августа 1817, на 66-м году от рождения (из дел архива московской консистории). «Пересматривая его некоторые бумаги, мы любовались на почерк руки его твердый, крупный, четкий и красивый»: писал точно митрополит Платон. Авраам Шумилин (1817–18), в мире Алексей Феодорович, сын священника, родился в селе Быстром, крутицкой епархии, 16 мая 1761 г. По окончании курса наук в семинарии, помещавшейся в крутицком архиерейском доме, произведен в г. Болхов (этот город, Орловской губ., входил в область крутицкой епархии) к церкви св. великомуч. Георгия в священника 29 октября 1782 г.; был вскоре назначен благочинным и членом дух. правления. В 1784 г. определен ключарем кафедрального Крутицкого собора, что ныне на Крутицах, близ Новоспасского монастыря, приходская Успенская церковь , и состоял с 1785 по 1788 год учителем поэзии в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

163 В «Пов. о белом клобуке» сообщалось, что все христианские царства сойдутся в одно царство русское, православия ради, и что патриаршеский чин от Константинополя дан будет русской земле во времена свои и будут последние первами, а первые последними» (Спб. 1861, с. 88–89; Макарий, XI, 158. Ср. послания старца Филофея к вел. кн. Василию Ивановичу и псков. дьяку – Мунехину, Прав. Соб. 1861, 5; 1868, 3). 164 С этой весьма распространенною идеей в русском обществе приходилось много бороться в XVI в. известному Максиму Греку . Такому мнению с одной стороны содействовали политическое падение Византии и господство турок на Востоке, а с другой – принятие царского титула, подкрепленного византийско-римскими традициями (как возведение генеалогии русского царского рода до Августа кесаря, о чем свидетельствует обилие подобных сказаний в разных исторических и литературных памятниках XVI и XVII вв.), и учреждение патриаршества в Москве, сопровождавшееся даже некоторыми опасениями на Востоке, имевшими отчасти религиозный, а отчасти политический характер (Учрежд. патр. в России, П.Ф. Николаевского, Спб. 1880; Характ. отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII стол., Н. Каптерева , М. 1885 г., с. 50–60 г., оба сочин. по архивн. материалам). 167 Взгляд на московсвое патриаршество, высказанный Сухановым объясняет многое и в стремлениях, и в деле Никона. Есть основание полагать, что грамота Константина В. папе Сильвестру была уже представлена, в защиту имущественных прав церкви, Ивану III, на соборе 1503 г., а самые сильные места в защиту царковных имущаств и суда, помещенные в Стоглаве (гл. 60), также заимствованы из нее (Изучение визант. истории в древней Руси, Ф. Терновского , II, К. 1876, 145.). И в то самое время как в России слагается мнение о трех Римах, перешедшее даже в оффициальные акты (См. Учрежд. патр., П. Николаевского, стр. 97–98, 107–108. Мнение это особенно утвердилось в среде раскольнич. писателей (Матер. длл ист. раскола, т. III, 247; т. 158–169, 252, 258, 309; т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

Н.А.А. – см. Аполлос [Алексеев], архим. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII века//Христианское чтение. 1882. Т. I—VI. Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне//Христианское чтение. 1890—1891. Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума//Ученые Записки Института истории РАНИОН. 1927. Т. II. Никольский Н.К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам. СПб., 1916 (ПДПИ. Т. CLXXXVIII). Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1930. Никон, патриарх. Возражение или разорение//ЗОРИСА. 1861. Т. II. С. 490-498. Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869. Т. I—II. Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 г. по 1881 год. СПб., 1903. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868. Т. I—II. Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные нижегородскому епископу Питириму в 1719 г. Нижний Новгород, 1906. Очерки истории СССР. Т. 5 (Период феодализма. XVII век)/Ред. Новосельский А.А., Устюгов Н.В. М., 1955. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским/Пер. с араб. Г. Муркоса. Т. I—V. М., 1896—1900. Павел Любопытный (Павел Львович Светозаров). Исторический словарь староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. Т. I. С. 123—177. Павел Любопытный (Павел Львович Светозаров). Каталог или библиотека староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. Т. I. С. 1—122. Письма русских государей и других особ царского семейства. Т. I. М., 1848. Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1913. Платонов С. Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926. Платонов С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1937. Платонов С.Ф. Смутное время. Прага, 1924. Повесть о Белом Клобуке//ПСтРЛ. Т. I. С. 287—300. Повесть временных лет. М.—Л., 1950. Покровский П. Н. Русская история с древнейших времен (при участии Н. М. Никольского). М., б. д. (1910). Т. I—IV.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Мужской. Находился близ города Пскова. В 1617 году квартировали в нём шведы и после разорили оный до основания. Климецкий или Климский Николаевский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в Петрозаводском уезде на острове озера Онеги именуемом Климецкий, расстоянием от Петразаводска к северо-востоку в 65, от Великого Новгорода в 583 вёрстах. Здания замечательнейшие в нём: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Чудотворца каменная; 2) ЦЕРКОВЬ во имя святых праведных Захария и Елисаветы каменная же и в ней почивают мощи Преподобного Ионы, основавшего обитель сию в 1532 году, в медной чеканной раке; 3) ЦЕРКОВЬ Святой Живоначальной Троицы деревянная. Пахотной земли 38 десятин, 2.010 сажен, сенного покоса 31 десятина, 100 сажен, а всего с неудобной 234 десятины, 1.330 сажен. Этот монастырь в 1764 году по упразднению обращён был в приходскую церковь и учреждён при оной священник с причтом, но в 1809 году церковь сия приписана к Сенегубскому приходу. Клинская Архангельская пустынь Вовсе упразднённая мужская. Находилась в половине XVII столетия в Саранской десятине и принадлежала к Синодальной области. По Духовным Штатам 1764 года за неимением вотчин и ветхостью монастырских зданий, из которых и тогда ещё была одна только, клонившаяся к разрушению, церковь во имя Святого Архистратига Михаила с приделом святого Апостола Иакова Алфеева, упразднена. Клинский Спасский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Новгородской, а ныне Псковской губернии Пусторжевского уезда в Климецком погосте. В 1675 году, Апреля 20, грамотой Царской велено крестьянам сего монастыря платить Стрелецкий хлеб в Москве и Воеводе не посылать в те вотчины никого. То же подтверждено и грамотами 1680 года Июня 10; 1687 года, Сентября 20 и Октября от 18; а грамотами 1683 года Марта 23 и 1699 года Марта 17 велено ведать крестьян монастыря сего не в Горопце и Великих Луках, а в Новгороде в приказной палате. Этот монастырь с 1650 года до упразднения принадлежал к Новгородскому Архиерейскому дому. В 1627 году была здесь церковь деревянная во имя Сретения Господня с приделом Святого Николая Чудотворца, и Строитель Митрофан. Клобуков Николаевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Arhiva De srbtoarea Acopermântului Maicii Domnului mitropolitul de Reazani i Mihailov, Pavel, a svârit Dumnezeiasca liturghie la catedrala „Sfântul ierarh Nicolae” din New-York 16 octombrie 2012 12:10 14 октября 2012 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Божественную литургию в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Павел , находящийся с визитом в США по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыке Павлу сослужили управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов) и духовенство Николаевского собора, сообщает сайт Патриарших приходов в США. За богослужением пел хор Сретенского монастыря под управлением регента Никона Жилы. В храме присутствовало множество богомольцев, а также Генеральный консул России в Нью-Йорке И.Л. Голубовский с супругой. После причащения Святых Христовых Таин архипастыри и духовенство совершили славление у образа Покрова Пресвятой Богородицы, после чего все присутствовавшие в храме пропели молитву «Царице моя Преблагая». Приветствуя митрополита Павла по окончании Литургии, архиепископ Юстиниан поблагодарил его за богослужение, совершенное по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. «Семь лет Вашего служения в Америке с благодарностью помнят духовенство и прихожане Патриарших приходов в США. Узнав о Вашем прибытии к нам, я благословил перенести из трапезной в собор икону с изображением избранных святых и почитаемых образов Божией Матери. Эта чудная икона была написана по Вашему благословению и должна быть здесь как зримое свидетельство о многих архипастырских трудах, понесенных Вами в этом соборе и всех Патриарших приходах в США. Пусть богомольцы вспоминают Вас в своих молитвах у этого образа», — сказал владыка Юстиниан. На молитвенную память о совершенном богослужении архиепископ Юстиниан преподнес в дар митрополиту Павлу янтарные кресты на клобук и образ святых покровителей Свято-Николаевского собора. Такие же иконы владыка преподнес в дар архимандриту Тихону (Шевкунову) и сопровождающим митрополита Павла в поездке настоятелю епархиального подворья Николо-Ямского храма Рязани протоиерею Алексию Ольховникову и настоятельнице епархиального подворья праведного Иоанна Кронштадтского игумении Евгении (Свиридовской). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2532415...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010