18 июля 1994 г. решением Свящ. Синода К. м. был открыт, наместником стал игум. Сергий (Швырков), 30 окт. 1995 г. монастырские постройки официально переданы РПЦ, начались восстановительные работы. 17 июля 2001 г. решением Синода К. м. был преобразован в женский, настоятельницей назначена игум. Анна (схиигум. Стефанида (Топоркова); 20 марта 2009). С 27 мая 2009 г. настоятельницей является игум. Варвара (Иванова). К июню 2014 г. богослужения совершались в восстановленных надвратном Покровском и Алексиевском храмах, а также в деревянной келье с часовней прп. Макария Калязинского (2009). Отремонтирован сев. келейный корпус с трапезной (XVII-XIX вв.), настоятельский корпус (XVIII в.), ведутся реставрационные работы в юж. келейном корпусе (XVII-XIX вв.). При Петропавловской ц. г. Кашина устроено монастырское подворье. Главной святыней К. м. является рака с частицей мощей блгв. кнг. Анны Кашинской; на раке - надпись: «Святой благоверной великой княгине Анне Кашинской приношение нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев. 12 июня 1909 г.». В обители хранятся ковчег с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия, митр. Московского, прп. Макария Калязинского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), а также Киево-Печерских, Дивеевских, Глинских, Оптинских и др. святых. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. 340-343; Пути Промысла Божия в жизни 75-летнего старца, священника: Автобиография священника кашинского Клобукова мон-ря И. А. Богословского//Тверские ЕВ. 1889. 16; Баженов И. Схим. Марфа Ансимова: Из истории кашинского Сретенского мон-ря//Тверские ЕВ. Ч. неофиц. 1893. 11. С. 250-263; Иконников В. С. Новые исследования по истории древнерус. мон-рей. М., 1896. С. 454-455; Описание кашинского Николаевского Клобукова мон-ря//Тверские ЕВ. Ч. неофиц. 1898. 15. С. 331-351; 16. С. 357-375; 19. С. 435-444; 20. С. 475-480; 24. С. 585-594; 1899. 4, 5. Отд. отт.: 1899; Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. СПб., 1909; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XX в.//Ист. география России, XII - нач. XX вв. М., 1975. С. 70-96; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в перв. четв. XVIII в. М., 1977; Попов Г. В. Кашинский чин и культура Твери сер. XV в.//ДРИ. М., 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 223-262; Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988. С. 31-33; Иванова И. А. Кашин: Путев. Тула, 2007. С. 15-16.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Мужские монастыриКлобуков Николаевский и Дмитровский, существующие тот и другой с конца XV или начала XVI в., – оба в настоящее время заштатные, и один из них, именно Николаевский – общежительный. В том и другом монастыре по указу Св. Синода 1869 г. учреждены, по вниманию к значительным денежным вкладам, сделанным благочестивою купеческою вдовою Вончаковою, архимандрии. В Николаевском Клобукове монастыре историческую достопримечательность составляет деревянная келья, в которой подвизался преп. Макарий впоследствии игумен Калязинский. Женский Сретенский монастырь существует с XV века; построен Великим князем Георгием Александровичем Тверским. 15-го ч. – все утро употреблено было мною на осмотре многочисленных городских церквей. Упомяну здесь только о тех из них, кои чем-либо особенно замечательны. Прежде всего обращает на себя внимание, как по своей величественной архитектуре, так и по внутреннему благолепию, городский Воскресенский собор. Наружность стен собора покрыта вся масляною краскою; куполы, фронтоны, колонны и карнизы кругом всего собора украшены резными изображениями и фигурами лепной работы. Винутренние стены собора украшены живописью с позолотою; все карнизы и каймы для картин лепные с позолотой; богато вызолоченые иконостасы отличаются искусною резьбою; иконы в иконостасах покрыты серебряными вызочеными ризами; на главном престоле одежда серебряная с разными чеканными по ней священными изображениями; над престолом массивная деревянная, резная с позолотою, сень. Соборная ризница богата священными, дорогими и изящными по работе утварями. Украшению храма много содействовал кашинский купец; Н. В. Терликов. Особенную святыню соборного храма составляют мощи Благоверной великой княгини Анны Кашинской. Благоверная княгиня Анна, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, супруга Великого Князя Михаила Ярославича Тверского. После мученической кончины в Орде (1318 г.) супруга своего, княгиня, приняв иночество с именем Евфросинии, недолго оставалась в Твери. По просьбе сына своего, Василия Михайловича Кашинского, она перешла к нему в Кашин и водворилась в основанном им, близ Успенской церкви, монастыре. Здесь она приняла схиму с прежним именем Анны. После многих и тяжких испытаний в жизни, схимонахиня-княгиня Анна скончалась 2 октября 1338 года, на 63 году от рождения. Труженническое тело ее было погребено в соборе помянутого Успенского девичьего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

После литургии обозрены были мною церкви приходская Богоявленская и кладбищенская приписная к собору. Затем, в доме градского головы, купца Д. В. Шишкина, предложен был обед, к которому немало приглашено было гостей. После обеда, возвратившись в монастырь, я тотчас отправился в путь, по направлению к г. Кашину. На пути встретил церковь в селе Постельникове. Между священными предметами оказалось евангелие апракос, изд. в СПб. в 1850 г. (для Болгарских церквей) – приношение помещика М. П. Тучкова. Священником Садиковым заведена с 1869 г. церковная летопись, но ведется не довольно искусно. В ней, между прочим, описано посещение церкви моим предшественником, преосвящ. архиеп. Евсевием, при чем сделана курьезная характеристика последнего. В церкви встретил я владельца села Постельникова, полковника Новицкого и супругу помянутого помещика М. П. Тучкова. С ними вместе посетил я дом священника, где предложен, был чай. Около 7 часов вечера, при ясной и тихой погоде, приехал я в свой вторый престольный град Кашин. В соборе, при многолюдном стечении граждан, встречен я был всем градским духовенством. Настоятель собора, протоиерей Александр Петрашен 317 приветствовал меня речью. Из собора проехал я в Николаевский Клобуков монастырь, где в новоустроенных настоятельских покоях мне приготовлено было помещение. Город Кашин принадлежит к числу древнейших городов России. Он составлял некогда особое княжение. Впоследствии присоединен был к Тверскому княжеству. При Петр I, в 1718 г., при разделе России на губернии, Кашин причислен был Московской губернии к Угличской провинции, а в 1776, при открытии наместничеств, он наименован уездным городом и причислен к Тверскому наместничеству. По обширности занимаемого им пространства и по местоположению своему, Кашин один из лучших городов Тверской губернии. Река Кашинка, протекая разными изгибами, омывает город со всех сторон. Население Кашина весьма незначительно – не свыше 8000 душ обоего пола; но при таком сравнительно малом населении города, с преизбытком изобилует он храмами Божиими: в нем кроме собора, более 20 приходских церквей и три монастыря – два мужских и один женский.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вечером осмотрено было мною небольшое кладбище, внутри монастыря, дворян Кожиных, к роду коих принадлежал преподобный Макарий. 27 число. Память обретения мощей преподобного Нила, Столобенского чудотворца. Праздник этот совершал, вместе с Ниловскою братией, мой викарий, преосвященный епископ Антонин. А я, выслушав раннюю литургию в Калязинском монастыре, отправился, в сопутствии начальника губернии А.Н. Сомова, в город Кашин. По пути туда я осмотрел церковь в селе Постельникове и посетил вместе с А. Н-­м дом священника П. Садикова, отличающегося особенною исправностью по службе и благоповедением. Пред Кашином встретили нас, по заведенному исстари обычаю, главные представители города в полной форме. А в городском соборе встретило меня, по установленному чину, все городское духовенство. Помещение для меня приготовлено было на этот раз в покоях настоятеля Дмитриевского монастыря, архимандрита Виктора. 2720 Покои убогие и грязноватые; но и монастырь по своим средствам не особенно богатый. В 2 часа предложен был роскошный обед в доме градского головы, богатого купца Ник. Ив. Манухина, где собралась вся кашинская аристократия, со включением высшего персонала Окружного Суда. После обеда я обозревал приходские церкви и, между прочим, посетил Николаевский Клобуков монастырь – место первоначальных подвигов преподобного Макария, игумена Калязинского. 28 числа, с 9 часов утра и до 1 часу пополудни, обозрел 13 приходских церквей, посетил духовное учи­лище и две городских богадельни. В 2 часа приехал в Сретенский женский монастырь и,­ —62— 1886 г. по обозрении храмов, посетил игумению Иннокентию. Здесь потомственный почетный гражданин Вас. Ив. Ярославцев – душеприказчик кашинской богатой купчихи Вончаковой вручил мне 6.000 рублей, из коих 5.000 для поддержания устроенной им в монастыре часовни, а 1.000 в пользу монастырского причта. За такую значительную жертву я выразил г. Ярославцеву искреннюю благодарность. После трапезы, предложенной игуменией и после краткого затем отдохновения, в 6 часов я слушал в монастыре всенощную, на которой выходил на литию и величание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вечером осмотрено было мною небольшое кладбище, внутри монастыря, дворян Кожиных, к роду коих принадлежал преподобный Макарий. 27 число. обретения мощей преподобного Нила, Столобенского чудотворца. Праздник этот совершал, вместе с Ниловскою братиею, мой викарий, преосвященный епископ Антонин. А я, выслушав раннюю литургию в Калязинском монастыре, отправился, в сопутствии начальника губернии А. Н. Сомова, в город Кашин. По пути туда я осмотрел церковь в селе Постельникове и посетил вместе с А. Н-м дом священника П. Садикова, отличающегося особенною исправностию по службе и благоповедением. Пред Кашином встретили нас, по заведенному исстари обычаю, главные представители города в полной форме. А в городском соборе встретило меня, по установленному чину, все городское духовенство. Помещение для меня приготовлено было на этот раз в покоях настоятеля Дмитриевского монастыря, архимандрита Виктора 123 . Покои убогие и грязноватые; но и монастырь по своим средствам не особенно богатый. В 2 часа предложен был роскошный обед в доме градского головы, богатого купца Ник. Ив. Манухина, где собралась вся кашинская аристократия, со включением высшего персонала Окружнаго Суда. После обеда я обозревал приходские церкви и, между прочим, посетил Николаевский Клобуков монастырь – место первоначальных подвигов преподобного Макария, игумена Калязинского. 28 числа, с 9 часов утра и до 1 часу пополудни, обозрел 13 приходских церквей, посетил духовное учи­лище и две городских богадельни. В 2 часа приехал в Сретенский женский монастырь и,­ по обозрении храмов, посетил игумению Иннокентию. Здесь потомственный почетный гражданин Вас. Ив. Ярославцев – душеприказчик кашинской богатой купчихи Вончаковой вручил мне 6,000 рублей, из коих 5,000 для поддержания устроенной им в монастыре часовни, а 1,000 в пользу монастырского причта. За такую значительную жертву я выразил г. Ярославцеву искреннюю благодарность. После трапезы, предложенной игумениею и после краткого затем отдохновения, в 6 часов я слушал в монастыре всенощную, на которой выходил на литию и величание.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Янв.-июнь. С. 82-140; Лебедев А. Н. Описание Кашинского Сретенского жен. второкл. мон-ря и его пустынно-кладбищенской церкви. Ярославль, 1866; Воспоминания о монахине Кашинского Сретенского женского мон-ря Елисавете. Тверь, 1886; [Иннокентия (Ошанина), игум.] Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887; Соколов П. П. Татаринова в Кашинском жен. мон-ре: (По архивным документам Тверской духовной консистории). Тверь, 1891; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 50-507; Баженов И. В. Кашинский Сретенский жен. мон-рь. СПб., 1893. С. 10-11; [он же.] Сказание о жизни мон. Дорофеи Ладыгиной, спасавшейся в Кашинском Сретенском девичьем мон-ре. Кашин, 1991р; Часовня с подворьем Кашинского жен. Сретенского мон-ря. СПб., 1894; Архангелов С. А., свящ. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. Тверь, 1899. С. 14-15; Кункин И. Я. Город Кашин: Мат-лы для его истории. М., 1903. Вып. 1; Денисов. С. 843; Завьялов И. И. Город Кашин: Его история, святыни и достопримечательности. СПб., 1909; Освящение первого храма во имя св. кнг. Анны Кашинской//Тверские ЕВ. 1909. 51/52. Ч. неофиц. С. 1069-1070; Кисловский С. В. Кашинский край. Калязин, 1926. С. 157-160, 163; Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII вв.//Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-97; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 48, 207, 215; Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 36-37; Схим. Авраамия, подвизавшаяся в Кашинском Сретенском жен. мон-ре. Кашин, 1991р; Дамаскин. Кн. 2. С. 250; Кашин: Правосл. русский город. СПб., 1998. С. 11-12; Соколова Л. И. Монахини Кашинского подворья - новомученицы и исповедницы//С.-Петербургские ЕВ. 2000. Вып. 23. С. 118-125; Иванова И. А. Кашин. [Б. м.], 2007. С. 14-15; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского/ПСТГУ. М., 2009. Т. 1. С. 149, 155; Петропавловский А. М. Записки по случаю путешествия в 1852 г. из С.-Петербурга в Кашин. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

Годы спустя, это ощущение внезапно вернулось во время Крестного хода, совершаемого пятнадцатого октября вокруг петербургского храма Анны Кашинской в честь дня её поминовения. Солнце и дождь, золото листвы, пение хора, рождение новых стихов… Где родничок вдохновения? – В городе, сердечно обнятом Кашинкой! Но всё это будет позже. А то наше летнее путешествие, наполненное православными удивительностями, только начиналось. Николаевский Клобуков женский монастырь отыскали быстро. Старинная обитель, с которой связан подвижнический путь святого Макария Калязинского, расположилась на высоком холме над рекой. Побывав в храме и посмотрев на воссозданную келью подвижника, решили немного побродить по монастырю. В это время и произошла та самая встреча, послужившая началу удивительной истории. Гуляя по территории обители, мы познакомились с игуменьей Варварой (Ивановой), которая не только пригласила нас в трапезную на обед (словно прочитав мысли моего проголодавшегося мужа), но также тепло побеседовала с нами. Узнав, что я пишу стихи в «православном русле», она поинтересовалась, известен ли нам духовный поэт – игумен Виссарион (Остапенко), старец, подвизающийся в Троице- Сергиевой Лавре? Получив отрицательный ответ, Матушка Варвара тут же подарила сборник стихов отца Виссариона «Лавра святая, родная…» и посоветовала непременно побывать у него и взять благословение, если окажемся в Сергиевом Посаде. Обласканные добротой настоятельницы, мы покинули её гостеприимную обитель. Побывать в Троице-Сергиевой Лавре муж желал давно. Для него это случилось бы впервые. Мне тоже хотелось вновь там оказаться, так как после былых посещений остались сильные впечатления. Кроме того, мы были благословлены на поездку игуменией Николаевского Клобукова монастыря, а проникновенные стихи отца Виссариона, которые я сразу принялась читать в дороге, вызвали непреодолимое желание лично познакомиться с автором. Навестив по пути Калязин и Ярославль, подивившись сказочной красе городов волжских, мы поехали в Сергиев Посад. У каждого паломника – своя история знакомства со святыми местами. О глубине впечатлений, которые наполняют сердце при посещении Троице-Сергиевой Лавры, можно судить, например, по произведениям одного из любимейших моих писателей – Ивана Сергеевича Шмелева. Его повесть «На Богомолье» настолько озарена светом радости, что сразу хочется последовать вослед за автором туда, к «розовым колокольням».

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Отошла ко Господу насельница Николаевского Клобукова женского монастыря в Кашине монахиня Анна (Мирошниченко) 25 марта 2024 г. 08:46 23 марта 2024 года, на 86-м году жизни, после продолжительной болезни преставилась ко Господу насельница Кашинского Николаевского Клобукова женского монастыря Тверской епархии монахиня Анна (Мирошниченко). Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий выразил соболезнование игумении Варваре (Ивановой) и сестрам обители. Отпевание монахини Анны состоится в Николаевском Клобуковом монастыре 26 марта. Эльвира Николаевна Мирошниченко родилась 14 мая 1938 года в городе Улан-Удэ в Бурятии. Отец — Николай Дмитриевич Спирин, из семьи рабочих, переселенец из Саратовской губернии. Мать — Галина Иннокентьевна Сухова, из семьи забайкальских казаков. В семье было девять детей. В 1956 году будущая монахиня окончила среднюю школу, затем работала на мясокомбинате. В 1960 году окончила Технологический техникум по специальности «техник-механик холодильных установок». В 1961 году по организационному набору уехала в город Магадан, где работала на рыбокомбинате механиком. В 1962 году вышла замуж за капитана рыбопромышленного флота Анатолия Ивановича Мирошниченко. В семье родились двое детей. В 1988 году приняла крещение с именем Тамара. В 2002 году семья переехала на постоянное место жительство в город Кашин. Вместе с супругом она посещала богослужения в монастыре, трудилась на подворье обители, в храме святых апостолов Петра и Павла. В 2014 году скончался супруг Эльвиры Николаевны. В 2017 году, уже в преклонном возрасте, она поступила в Николаевский Клобуков женский монастырь. В 2018 году сестра Тамара получила благословение на ношение подрясника. Первое время, пока позволяло здоровье, несла послушание за свечным ящиком, переписывала монастырские синодики, помогала в трапезной, постоянно посещала богослужения. Последние три года она передвигалась на инвалидной коляске и основное время посвящала храмовой и келейной молитве. 26 марта 2023 года в Николаевском Клобуковом женском монастыре митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил постриг в монашество послушницы Тамары с наречением имени в честь праведной пророчицы Анны. В марте 2024 года по состоянию здоровья сестра Анна была госпитализирована в Москву в паллиативное отделение больницы святителя Алексия, митрополита Московского. 23 марта 2024 год монахиня Анна причастилась Святых Христовых Таин и через три часа после причастия тихо отошла  ко Господу . Пресс-служба Тверской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Митрополит Амвросий поздравил регента молодежного хора Тверской епархии Феодору Фаерман с прошедшим днем рождения и подарил ей букет цветов. После трапезы вниманию гостей был предложен мультипликационный фильм о преподобном Макарии Калязинском, созданный друзьями обители к 20 -летию возрождения монастыря. Николаевский Клобуков монастырь основан предположительно в конце XII века в городе Кашине при впадении речки Вонжи в реку Кашинку. Впервые упоминается около 1420 года, когда в монастырь пришел и принял постриг Матфей Кожин, впоследствии преподобный Макарий Калязинский, чудотворец. Также известны другие подвижники обители — преподобный Ефрем, основатель Перекомского монастыря, преподобный Савва Вишерский, преподобный Паисий Угличский, подвизавшиеся в Клобуковом монастыре. Монастырь разделял судьбу города — его жгли, грабили во время вражеских нашествий, однако он вновь возрождался. Обитель была духовным и культурным центром города и района. В 1929 году монастырь закрыли. В Макарьевской часовне на месте кельи преподобного Макария Калязинского разместили скотобойню, в Алексиевском храме — колбасный цех Горпромкомбината, в Троицком храме — гончарную мастерскую, в Покровском храме, настоятельском и братских корпусах устроили жилые помещения. В советский период монастырь был разрушен на 70%, были снесены монастырские постройки — скотный двор, конюшня, каретный сарай, часть настоятельского корпуса, колокольня, главный придел Троицкого собора с колокольней, Введенский храм с колокольней. На их месте были построены два жилых дома, помещения которых в настоящее время представляют собой частную собственность, что мешает развитию монастыря, установке ворот, ограды и производству работ по благоустройству территории согласно генплану. Возрождение обители началось в 1994 году, настоятелем мужского монастыря был назначен архимандрит Сергий (Швырков). В 2001 году монастырь был преобразован в женский (журнал 19 от 17 июля 2001 года). Первой настоятельницей монастыря была игумения Анна (Топоркова) (2001-2008 гг.), за три месяца до своей кончины принявшая схиму с именем Стефанида; с ней в монастыре жили две насельницы. При первой настоятельнице были отремонтированы храм святителя Алексия Московского, Макарьевская часовня, Северный корпус (частично), Покровский храм, настоятельский корпус, частично восстановлена ограда монастыря, начато восстановление Южного корпуса по программе «Культура России». Схиигумения Стефанида скончалась 20 марта 2009 года и похоронена на территории монастыря.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm Жизнеописанию святой Анны Кашинской, рассказу о восстановлении ее церковного почитания, повествованию о торжествах 1909 года были посвящены несколько книг церковного историка протоиерея Серафима Архангелова . В 1909–1913 годах книги выдержали несколько переизданий и явились первыми подробными публикациями об истории Кашина, его святой покровительницы и благочестивых горожанах. Несколько ранее, в 1899 году, протоиерей Серафим Архангелов издал книгу об истории Николаевского Клобукова монастыря и о его святынях. К сожалению, в советское время в Кашине были закрыты почти все храмы. В 1930 году гробница святой была вскрыта и опечатана. В этом же году в Кашине вспыхнул религиозный бунт, было арестовано 53 человека, из которых впоследствии пять человек были расстреляны. В 1930 году был закрыт Воскресенский собор, и мощи святой переносились из храма в храм. С 1962 по конец 1980-х мощи пребывали в единственной действующей тогда в Кашине церкви – храме Петра и Павла. Сейчас в городе остались лишь один монастырь и четыре действующих храма: Вознесенский собор, храм Петра и Павла (на реставрации) , храм Рождества Христова на горе, Крестознаменский храм. Во Входо-Иерусалимском храме находится краеведческий музей, в двух других, в самом центре Кашина, открылись магазины. Многие храмы постепенно разрушаются, другие – используются различными организациями. Уже в наши дни, в 1998 году, сгорел старинный деревянный храм Иоакима и Анны . Вознесенский собор был возвращен Тверской епархии в 1993 году, и сюда 25 июня того же года крестным ходом и были перенесены мощи благоверной княгини Анны. А благодаря помощи предпринимателя Гусева, с апреля 1998 года началась реставрация Воскресенского собора, в мае были поставлены кресты на пять куполов, а 25 октября 1998 года был поднят крест на 70-метровую колокольню.

http://pravoslavie.ru/31112.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010