Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 – после 220), христианский теолог и писатель, один из основателей христианского богословия. Тимирязев Климент Аркадъевич (1843–1920), русский биолог-дарвинист и общественный деятель. Тихомиров Лев Александрович (1852–1923), русский обшественный деятель, народоволец, ставший впоследствии идеологом монархизма. Толстой Лев Николаевич (1828–1910). Тразимах (Фрасимах) (2-я пол. V в.– нач. IV в. до н. э.), древнегреческий софист, один из родоначальников теории общественного договора. Трёльч Эрнст (1865–1923), кемецкий теолог. Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), князь, русский религиозный философ, правовед, общественный деятель. Трубецкой Сергей Николаевич (1862–1905), князь, русский религиозный философ, публицист, общественный деятель, брат E. Н. Трубецкого. Тютчев Федор Иванович (1803–1873). Федор Кузьмич, сибирский сгарец, вокруг которого сложилась легенда, что он на самом деле является отрекшимся от престола императором Александром I. Федоров Николай Федорович (1828–1903), русский философ-космист. Фейербах Людвиг (1804–1872), немецкий философ-материалист и атеист. Феодор Студит (759–826), византийский церковный деятель и писатель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря в Константинополе; в своих сочинениях проповедовал общежительный монастырь, основанный на строгой дисциплине занятых производительным трудом монахов. Филимон, авва, александрийский отшельник, время жизни которого неизвестно. Филон Александрийский (посл. четв. I в. до н. э.– cep. I в. н. э.), иудейско-эллинистический философ. Филофей Синайский (IX в.), инок и игумен синайской обители «Купина», автор трудов аскетического характера «О бодрствовании и молитве», «Сорок глав о трезвении» и др. Фихте Иоганн Готлиб (1762–1814), немецкий философ. Фичино Марсилио (1433–1499), итальянский гуманист и философ-неоплатоник. Флоренский Павел Александрович (1882–1937), русский релнгиозный философ, ученый-энциклопедист, священник. Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), протоиерей, историк и теолог.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Примите уверение и проч. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 195, л. 112–114. 72 Нейтрализации купола (фр.). Речь идёт о ремонте купола Ротонды в Храме Гроба Господня. Греки настаивали на том, что ремонт должны делать православные, Франция (от имени католического мира) добивалась права на равноценное участие в ремонте. Ремонт был осуществлён по проекту русского архитектора М. И. Эппингера на русские и французские деньги в 1865–1869 гг. 73 Великий князь Николай Николаевич со свитой, в которую входил и автор книги, тогда ротмистр Д. А. Скалон, выехали верхом из Дамаска 16 октября 1872 г. 76 Евгений Максимилианович (1847–1901), князь Романовский, герцог Лейхтенбергский, сын великой княгини Марии Николаевны, племянник великого князя Николая Николаевича старшего. 84 Никола – Халеби Николай Егорович, брат драгомана Русской духовной миссии Я. Е. Халеби, почтальон миссии. 90 Имеется в виду русский Казанский храм с колокольней в Горнем (арабское название Айн-Карем – «источник в винограднике»). 91 Имеется в виду русский участок с гробницей св. Тавифы в Яффе, приобретённый архим. Антонином в 1869 г. Позже им был построен на этом участке храм во имя апостола Петра и праведной Тавифы (освящён 16 января 1894 г., за два месяца до смерти Антонина). 99 Великим князьям Сергию (1857–1905) шёл в описываемое время 24-й год, Павлу Александровичу (1860–1919) – 21-й. 101 Степанов М. П., впоследствии генерал-лейтенант, и в позднейшие годы оставался близок к великому князю Сергею Александровичу и к возглавлявшемуся им (с 1882 г. до самой смерти) Императорскому православному палестинскому обществу. В 1882–1889 гг. исполнял должность секретаря ППО, позже – помощника председателя ИППО. 102 Великий князь Константин Константинович (1858–1915), впоследствии, с 1889 г. – президент Петербургской Академии наук, поэт, автор стихотворной драмы «Царь Иудейский», литературный псевдоним «K. P.». 109 Имеется в виду территория будущего русского Вознесенского монастыря на Елеоне. Спасо-Вознесенский собор, который архимандрит Антонин начал строить ещё в 1876 г., был к этому времени уже полностью завершён. (Освящён лишь в 1886 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Островский Василий Петрович, священник Острогорский Иоанн Евгеньевич (1872-?), протоиерей Остроумов Анатолий Федорович, протоиерей Остроумов Стефан Иванович, протоиерей Охотин Косьма Александрович (в схиме – Алексий), священник Павел I Петрович (1754–1801) – император Всероссийский в 1796–1801 П Павел (Горшков Петр Михайлович; 1867–1950), игумен Павел (Доброхотов Прокопий Нилович; 1814–1900) – епископ Олонецкий и Петрозаводский в 1882–1897 Павел (Павловский Петр Андреевич; 1865-?), архиепископ Павел (Поспелов Петр Захарьевич; 1855–1925), епископ Павел (Преображенский Павел Григорьевич; 1843–1911), епископ Палевич Варвара Панкратьевна Палладий (Раев Павел Иванович; 1827–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский в 1892–1898 Пальмов Иван Саввич (1856–1920), академик Пантелеимон (Рожновский Павел Степанович; 1867–1950), митрополит Парийский Лев Николаевич (1892–1972), профессор Пахомов Дмитрий Александрович (1836–1908), врач Пашский Павел Васильевич († 1938), протоиерей Песоцкий Константин Михайлович, протоиерей Петр I (Великий) Алексеевич (1672–1725), русский царь, с 1721 – император Всероссийский Петр Николаевич (1864–1931), великий князь Петровский Григорий Иванович (1878–1958) Пимен, св. (Белоликов Петр Захарович; 1879 – расстрелян 1918), епископ-священномученик Питирим (Окнов Павел Васильевич; 1858–1920), митрополит Пищулин Владимир Федорович (1889 – расстрелян 1938; в монашестве с 1924 – Владимир), иеромонах-священномученик Платон, епископ Ревельский, священномученик – см. Кульбуш Павел Петрович. Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934), митрополит Платонов Николай Федорович (1889–1842), священник; впоследствии уклонился в обновленчество Платонов Сергей Федорович (1860–1933), академик Плотников Виктор Васильевич – см. Венедикт (Плотников), архиепископ Плотников Константин Никанорович Покровский Владимир Алексеевич (1871-?), протоиерей Покровский Николай Васильевич (1847–1917), профессор Поликарпов Николай, протоиерей; уклонился в обновленчество Полотнов Аникита Исидорович (около 1852–1915), церковный староста

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 мая были расстреляны: член-учредитель и почетный член Клуба, выдающийся филолог-славист профессор Тимофей Дмитриевич Флоринский (род. 28.10.1854); товарищ председателя Клуба юрист Виктор Вячеславович Страхов (род. 29.10.1858); секретарь Клуба ученый-лесовод Александр Федорович Никифоров (род. 1882); финансист Александр Львович Цытович (род. 1845); педагог Иван Павлович Матченко (род. 1850); купец Василий Владимирович Коноплин (род. 1859); инженер-путеец Николай Филиппович Купчинский (род. 27.05.1849); торговец Константин Федорович Станков (род. 1865); письмоводитель Федор Григорьевич Садовский (род. 1866); делопроизводитель Адольф Матвеевич Бедункевич (род. 1858); конторщик Тимофей Августович Брояковский (род. 1859). 22 мая были расстреляны товарищ прокурора Киевского окружного суда Петр Михайлович Можаловский (род. 1871); действительный статский советник врач Сергей Никифорович Щеголев (род. 1863); гласный городской думы Иван Александрович Башин (род. 1857); чиновник, казначей Клуба Николай Васильевич Мальшин (род. 29.05.1850); педагог, филолог Николай Степанович Бех (род. 27.08.1878); педагог Владимир Федорович Иванов (род. 1860); торговец Георгий Ксенофонтович Бубнов (род. 1867), мещанин Григорий Георгиевич Молодовский (род. 1870); мещанин Викентий Романович Рыжковский (род. 1872). 26 мая был расстрелян агроном Дмитрий Петрович Андреев (род. 7.04.1863). В мае (точная дата неизвестна) были расстреляны товарищ председателя Клуба, видный ученый-геолог профессор Петр Яковлевич Армашевский (род. 1851); купец Андрей Петрович Слинко (род. 28.09.1845); бухгалтер Александр Павлович Бобырь (род. 1855). 9 июля были расстреляны купцы Павел Алексеевич Гомоляка (род. 1853) и Александр Николаевич Логанцев (род. 1864). 27 июля расстреляны один из основателей и секретарь Клуба русских националистов Евгений Александрович Дворжицкий (род. 25.07.1868) и основатель Киевского Союза Русских Рабочих рабочий-литограф Клеоник Игнатьевич Цитович (род. 1870-е). В тот же период были расстреляны чекистами Звенигородский предводитель дворянства Иван Федорович Моссаковский (род. 1860); судья Николай Николаевич Раш (род. 1846); присяжные поверенные Михаил Петрович Минников (род. 1876) и Георгий Игнатьевич Приступа (1856). К сожалению, имена не всех киевских мучеников установлены.

http://ruskline.ru/history/2015/05/15/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 21.05.1872, г. Севастополь - ?), бывш. еп. Тираспольский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). По окончании в 1894 г. Таврической ДС служил учителем в церковноприходской школе и псаломщиком в Покровской ц. в Керчи. В 1896 г. назначен надзирателем в Таврической ДС. В 1898 г. поступил в МДА, в 1901 г. перешел в СПбДА, к-рую окончил в 1902 г. со степенью канд. богословия и получил назначение на должность преподавателя истории, литургики и гомилетики в Псковскую ДС. 11 марта 1900 г., будучи студентом МДА, принял постриг, в 1902 г. рукоположен во иеромонаха. В 1904 г. переведен на должность помощника смотрителя Рязанского ДУ, а в дек. этого же года - инспектора Благовещенской ДС, но от последнего назначения отказался. С 1906 г. служил смотрителем Бахмутского ДУ, с 22 июля 1911 г., в сане архимандрита, ректором Черниговской ДС. 6 нояб. 1913 г. А. был назначен, а 8 дек. хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Херсонской епархии. С 1917 г. епископ Елисаветградский, первый викарий Херсонской епархии; с 1921 г. епископ Тираспольский, временно управляющий Одесской епархией. 26 июня 1921 г. А. был устранен от управления Одесской епархией, а в нач. 1922 г. уволен с Тираспольской кафедры в связи с переходом в обновленческий раскол. Обновленческим Высшим церковным управлением А. был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим обновленческой Одесской епархией, в 1923 г.- Казанской епархией, 16 апр. 1924 г. возведен в сан митрополита. В 1923 г. А. участвовал в работе Второго обновленческого т. н. Всероссийского поместного священного собора, на к-ром подписал постановление о лишении сана и монашества свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России. С 1933 г. обновленческий митрополит Симферопольский. 9 февр. 1938 г. уволен на покой. Дальнейшие сведения об А. отсутствуют. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 118. Соч.: Речь при наречении во еп. Николаевского//ЦВед. 1914. Приб. 1. С. 12. Лит:. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 101-102; Manuil. Lexikon. S. 42-43. Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»

http://pravenc.ru/text/82634.html

242 В состав Русских Построек в Иерусалиме, возведенных в 1860–1864 гг., входят, кроме здания Духовной Миссии, мужское (Елизаветинское) подворье, женское (Мариинское) подворье, здание Консульства и Русская больница. 244 Напряженность между РДМ и Иерусалимской Патриархией во многом объяснялась финансовыми отношениями. Паломники, пожертвования которых составляли существенную статью бюджета Патриархии, с появлением в Иерусалиме Духовной Миссии и Русских Построек с большими странноприимными домами, почти полностью уходят из греческих монастырей, где традиционно размещались. Естественно, вместе со своими деньгами. Как писал В.Н. Хитрово , посетивший впервые Палестину в 1871 г., «смотреть доброжелательно на наше вмешательство оно (греческое иерусалимское духовенство. – Н.Л.) не может, т. к. это вмешательство выразилось в том, что мы отняли от них ежегодный доход в 20 или 30 тысяч рублей» (Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. Т. 1. Православие в Святой Земле. М.–СПб., 2011. С. 105). 245 В 1860–1865 гг. Антонин занимал пост настоятеля русской посольской церкви в Константинополе, где имел возможность часто общаться с проживавшим преимущественно там же Патриархом Иерусалимским Кириллом. 246 Имеется в виду Валерга Иосиф (Джузеппе) (1813–1872) – латинский Патриарх Иерусалимский, выдающийся католический миссионер на Ближнем Востоке. Владел, помимо латинского и греческого, арабским, еврейским, турецким и курдским языками. В 1847 г., когда папа Пий IX восстановил не существовавшую со времен крестоносцев Иерусалимскую патриаршую кафедру, первым Патриархом был поставлен Валерга. За 25 лет его патриаршества влияние Рима в Святой Земле чрезвычайно усилилось, было открыто несколько католических школ и семинарий, тысячи православных арабов были обращены в католичество. 247 Антонин имеет в виду мягко говоря неточную интерпретацию российским МИДом турецкого визириального письма (т. е. отношения великого визиря) о разрешении русскому епископу находиться в Иерусалиме. См. выше документы 67 (визиальное письмо) и 69 и (интерпретация МИД).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

493 В.Н. Хитрово не вполне прав. В Русской Церкви синодального периода существовало целое сословие такого «немонастырского» или, как говорили, «ученого монашества», из которого пополнялись ряды академической профессуры, настоятелей монастырей и высшей церковной иерархии. 494 За весь период своего служения на Православном Востоке (более 40 лет) лишь один раз, в июне 1863 г., Антонин воспользовался отпуском для поездки на родину. 19 июня 1863 г. навсегда осталось в его памяти как день полного сбора семейства в селе Батурине, в доме отца, священника Иоанна Леонтьевича Капустина. 496 Имеется в виду епископ Кирилл (Наумов), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1857–1863). См. о нем раздел 2 в настоящем томе. 497 Имеется в виду архимандрит Леонид (Кавелин; ум. 1891), начальник Миссии в 1864–1865 гг. О нем см. выше, раздел 3 настоящего тома. 498 В.Н. Хитрово имеет в виду сложное отношение МИД и др. светских петербургских инстанций к Русской Духовной Миссии. В 1857 г., при возобновлении РДМ после Крымской войны, новый министр иностранных дел кн. А. М. Горчаков отказался даже рассматривать вопрос о кандидатуре первого начальника Миссии архимандрита Порфирия, считая его «неблагонадежным». Против епископа Кирилла сотрудниками иерусалимского консульства была организована травля, приведшая к его отзыву из Палестины, с назначением в Казань, настоятелем монастыря, – практически в ссылку, и скорой смерти. Конфликт тех же чиновников консульства с архимандритом Леонидом закончился очередной сменой начальника Миссии: по решению Св. Синода о. Антонин был назначен временно исполняющим должность начальника Миссии, а о. Леонид – на его место, временно исполняющим обязанности настоятеля посольской церкви в Константинополе. 499 Имеется в виду Патриарх Иерусалимский Кирилл II (1845–1872). См. о нем выше, примеч. 64 в разделе 1 настоящего тома. 500 О Патриархе Никодиме (ум. 1910), занимавшем Иерусалимский престол в 1883–1890 гг., см. выше, примеч. 365. Читать далее Источник: Россия в Святой Земле: Документы и материалы/Сост. Н.Н. Лисового ; Императорское православное Палестинское общество (Санкт-Петербург) ; Институт российской истории РАН ; Архив внешней политики Российской империи МИД РФ. - Москва: Индрик, 2015-./Т. 2. – 2017. – X, 1094 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

114 Мансуров Борис Павлович (1826–1910) – государственный и общественный деятель, историк-палестиновед. Командированный в ноябре 1856 г. вел. кн. Константином Николаевичем в Палестину, Мансуров провел подготовительные работы по приобретению первых русских участков в Иерусалиме (1857–1860), созданию Палестинского Комитета (1859) и возведению Русских Построек (1860–1864). Управляющий делами Палестинского Комитета (1860), управляющий делами Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИД (с 1864), практически главный распорядитель всего русского дела в Святой Земле в 1858–1889 гг. Член-учредитель Православного Палестинского Общества (1882), член Совета Общества (1882–1883) и его почетный член. Сенатор (1865), член Государственного Совета (1872). 115 Поликарп (Радкевич Феодосий Иванович; 1798–1867), епископ. Окончил Киевскую духовную академию (1823). Инспектор Волынской ДС (1823), архимандрит, ректор Могилевской (1829) и Смоленской (1836) ДС. Настоятель русской посольской церкви в Афинах (1843–1850). Епископ Одесский, викарий Херсонской епархии (1853), Орловский и Севский (1858). В 1857 г., при избрании кандидатуры в начальники возобновляемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Поликарп, по памяти службы в Греции (т. е., по тогдашней МИДовской географии, «на Востоке»), был не только, с неосторожной поспешностью, назначен на этот пост (см. ниже, документ 64), но и озвучен в таковом качестве в Константинополе (см. письмо великого визиря: документ 67) и чуть было не снабжен высочайше одобренным напутственным отношением (документ 68). Однако при «смотринах» епископа в Петербурге, после неуместно им заявленных при первом же визите в МИД условий и амбиций, назначение было дезавуировано князем А. М. Горчаковым . Поликарпа отправили обратно в епархию, под официальным предлогом – для нового всеподданнейшего доклада – внезапной болезни (ср. запись в дневнике Порфирия: примеч. к документу 71). 117 Адлерберг Мария Васильевна (урожд. Нелидова; 1797–1870), графиня – супруга министра двора графа В.Ф. Адлерберга, мать А.В. и Н.В. Адлербергов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Епископ Евгений (Йованович; 1839–1854) особое внимание уделял административным реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858–1859), Петр (Йованович; 1859–1864), Лукиан (Николаевич; 1865–1872), Феофан (Живкович; 1874–1890) построил новое здание епископского дома, Михаил (Груич; 1891–1914), Иларион (Зеремский; 1920–1931), при Максимилиан (Хайдин; 1932–1936) был упорядочен епархиальный архив и принято несколько новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на которых служили около 150 священников. Во время II Мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали епископа Савву (Трлаича; 1938–1941) перехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпич. В основном от рук усташей погибли 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадали, разрушены 2 капеллы и 84 приходских дома. Были полностью уничтожены 154 церковных архива, 13 разграблены. Из 171 церковной библиотеки 154 уничтожены и 17 разграблены. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. После окончания II Мировой войны епископ Никанор (Иличич; 1947–1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до середины 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру епископа Симеона (Злоковича; 1951–1990) Горно-Карловацкая епархия находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и около 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991–1999 гг. на кафедре был епископ Никанор (Богунович). Горно-Карловацкая епархия сильно пострадала во время военных действий 1991–1995 гг. Были разрушены около 30 и сильно пострадали около 45 правосланых церквей. Взорваны 8 и пострадали 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор святителя Николая (1785–1787) в Карловаце в православное Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католическое Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи святого Феодора Комоговинского. Большинство сербского населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен были заброшены.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Ныне священниками состоят: 1) старшим – священник Петр Матвеевич Троицкий, сын священника Калужской губернии, окончивший курс в С.-Петербургской духовной академии в 1865 году, со степенью кандидата дух. академии и состоявший наставником: Свящ. писания и греческого языка в Калужской дух. семинарии, русской литературы и логики и – членом правления в Смоленской дух. семинарии, по собственному прошению переведенный в Александро-невское дух. училище учителем греческого языка, затем состоявший законоучителем и священником при Гатчинской учительской семинарии, священником Николаевского дома призрения старых и увечных и 16 марта сего 1884 г., резолюциею его высокопреосвященства, митрополита Исидора, определенный старшим священником к Мало-охтенской церкви; 2) второй священник Павел Васильевич Нильский, сын дьячка Петербургской губернии, окончивший курс в Петербургской дух. академии в 1867 г., состоявший учителем латинского языка в Александро-невском дух. училище, в 1872 г. рукоположенный священником к Екатерининской Василеостровской церкви, а в 1876 г. перемещенный на Малую Охту. Диаконами состояли: Варлаам Яковлев, с 1818 г. Лонгин Димитриев Ильинский, Герасим Помяловский 103 , с 1851 г. Павел Матвеевич Леонтьев, из окончивших курс Петербургской дух. семинарии, служащий доселе; другой диакон, состоящий на дьяческом окладе, Владимир Травин, сын Новоладожского диакона, уволенный из 2 класса С.-Петербургской дух. семинарии. Первыми причетниками были: дьячек Прохор Михайлов и пономарь Иван Леонтьев; ныне дьячком состоит Стефан Ильинский, окончивший курс в Александро-невском училище. Письмоводством по приходо-расходным книгам и кладбищенской ведомости занимается диакон Леонтьев, а по исповедным, метрическим и клировым ведомостям – дьячек Ильинский. Церковного капитала в разных бумагах 8,003 руб., положенных на вечные времена, для вознаграждения причту за вечное поминовение. Имеется и хор певчих из охтян любителей, которые, под управлением опытного регента из капеллы, поют очень стройно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010