Кем же они были? Иосиф был членом верховного совета, того самого Синедриона, который осудил Христа. Правда, в том самом заседании он не участвовал — может быть, предчувствуя его исход, просто не решился придти. Евангелисты не скупятся на добрые слова по отношению к нему: «ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев; знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия; человек добрый и правдивый». Никодима Иоанн называет фарисеем и «одним из начальников иудейских»; он описывает, как тот приходил к Иисусу ночью, тайно, чтобы никто не узнал. Никодим знал твердо: этот странный Проповедник, что бы ни говорили о нем коллеги, от Бога, потому что никто не сможет творить таких чудес, если Бог не будет с ним. Но Никодиму с Иосифом было, что терять, и потому приходилось прятаться. Они не могли, как простые рыбаки, бросить все и пойти за Ним — слишком много бы пришлось бросить. Положение, богатство, уважение, возможность спокойно заниматься изучением Писания — всего этого бы они лишились, пойдя за ним, и таким бы не сошло это с рук, как сходило рыбакам. Правда, Никодим один раз попробовал заступиться за Иисуса. Когда фарисеи уже начинали совещаться, как бы им казнить Иисуса, Никодим спросил у своих товарищей: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Но ответ был краток: «Ты сам не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». Спорить дальше было бесполезно, да и небезопасно. Но сейчас… Надежды не сбылись, но и бояться уже было нечего, все самое страшное совершилось сейчас на Кресте, и они это видели. Что теперь вся их репутация, почет, спокойствие значили перед этим измученным и мертвым телом? И вот именно тогда, когда разбежались все остальные, фарисеи Иосиф и Никодим отправились к Пилату, чтобы им отдали тело казненного преступника — немалая дерзость. Но Пилат согласился, и Христа похоронили в родовой гробнице Иосифа. Так исполнилось еще одно пророчество о смерти Спасителя, из книги Исайи: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Думали ли об этом Иосиф с Никодимом? Кто знает, может быть, да, а может, и нет. Но в любом случае: они не смогли радоваться убийству Безвинного, они отдали последний долг любимому Учителю — и так их имена навсегда сохранились в Евангелии, а родовая гробница Иосифа Аримафейского стала главной святыней христианского мира, к которой идут и идут паломники со всех концов земли.

http://pravmir.ru/dvenadcat-novell-o-lyu...

Он не смешивает Иисуса с обыкновенными учителями иудейскими – раввинами, но не отличает и от всех нарочито, по временам, посылавшихся от Бога учителей-пророков, из коих некоторые облечены бывали властью чудотворения. Это видно из той причины, которую приводит Никодим в основание своего взгляда на Иисуса как от Бога пришедшего Учителя: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Итак, Никодим почитает Иисуса Христа от Бога пришедшим потому только, что Он творит знамения, и притом великие, какие может творить только тот, с кем Бог. Из этих чудес он заключает, что Бог с Иисусом, что Бог Ему помогает; он видит в Нём присутствие силы божественной, и потому заключает об особенном призвании Иисуса – и только; божественности самого лица Иисусова он ещё не признаёт, не думает, что Он Сам есть Сын Божий, не орудие, посредством которого Бог совершает чудеса, а самая действующая причина чудес. «Никодим ещё долу вращается, ещё человеческое понятие имеет о Христе, и говорит о Нём, как о пророке, не предполагая в Нём ничего особенного по знамениям, – выражает ещё мысль еретическую, когда говорит, что Иисус совершает дела Свои при постороннем содействии и имеет нужду в помощи других» (Злат.). «Когда называет (Никодим) Его (Иисуса Христа) от Бога пришедшим Учителем, Которому содействует Бог: то не признает ещё Его Богом по существу, и явно не понимает причину воплощения, – но разумеет Его, как простого человека и малое о Нём имеет понятие» (Кирилл Алекс.). «Называет Его учителем, как простого человека, ибо такое имел о Нём мнение» (Феофил.). 3. Ин. 3:3 . Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Ин. 3:5, 1:12 ; 1Ин. 3:9 ; 1Пет. 1:23 ; 2Кор. 5:17 В ответ на слова Никодима божественный Учитель сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, то не может увидеть Царствия Божия. Ответ в высшей степени важный и многознаменательный, но с первого взгляда, кажется, не соответствует словам Никодима, или, по крайней мере, не вполне соответствует, и это даёт повод к разным догадкам и толкованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После спора от первосвященников и фарисеев, врагов Иисуса Христа, были посланы слуги схватить Его, но слуги не могли сего сделать. И когда сии слуги возвратились обратно, то спрашивали их посылавшие, почему же от не привели Иисуса! Слуги отвечали, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек», т. е. Иисус Христос. Объяснимте это обстоятельство. Слуги архиереев и фарисеев, посланные схватить Иисуса Христа, не могли возложить на Него рук, потому что, как они сами отвечали спрашивавшем их о том фарисеям и архиереям, «никогда человек не говорил так, как Этот Человек», т. е. не преподавал такого высокого и спасительного для человеков учения. Сама совесть их не позволила им поднять рук на Него, она им внушила, что это не простой человек. Что значат слова Никодиму, защищавшему Иисуса Христа: «и ты не из Галилеи ли?», сказанные ему, когда он стал защищать Иисуса Христа перед врагами Его? И кто такой был Никодим? «И ты не из Галилеи ли?» было сказано в насмешку над Никодимом, т. е. и ты не из одной ли с Иисусом Христом презренной стороны? Никодим был один из учеников Иисуса Христа, так называемых «тайных». Никодим был член синедриона, т. е. верховного суда у Евреев. Однажды ночью приходил он к Иисусу Христу послушать Его учение и уверовал в Него. Никодим явно не обнаруживал себя учеником Иисуса Христа до известного времени. Потому он и был за Иисуса Христа. Как понимать последние слова Иисуса Христа в Евангелии: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ? Т. е. кто будет веровать в Мое учение, тот не будет ходить во тьме духовной, именно – жить во грехе и заблуждениях, но будет жить во свете истинной веры и добродетели с надеждою на получение жизни вечной (Припомните объяснения еванг. Пасхи). Что особенно поучительного в сегодняшнем Евангелии? Сегодня возьмемте поучение не из евангельского чтения, а из праздничного события – сошествия Св. Духа на апостолов. Как Дух Святый сошел на апостолов и верующих, бывших с апостолами в день праздника пятидесятницы, так Дух Святый сходит и на всякого из нас, братия, верующих во Христа. На апостолов сошел Он видимо и в виде огненных языков, а на нас сходит Он таинственно, невидимо. Например, при совершении над нами Таинства Миропомазания священник помазывает нас миром, говоря: «Печать (т. е. знак) дара Духа Святаго» – и Дух Святый сходит на нас; мы молимся в молитве Духу Святому: «Приди и вселися в ны» – и Он сходит на нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – вопрошает нас святой Апостол ( 1Кор. 3:16 ). Дух Святый сошел на апостолов для того, чтобы очистить их от грехов, научать их истине, укреплять в добре и помогать им в деле распространения христианской веры на земле. Он сходит на всякого верующего для того, чтобы очистить его от грехов и помогать ему (так как сам по себе он слаб): любить и делать добро; иметь отвращение ко злу, удерживаться от него и не делать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Почему так? Да потому, что простые люди говорили то, что они пережили, делились с Толстым итогом своего духовного опыта. Этот же духовный опыт был зафиксирован в Житиях Святых. И Толстой невольно попадал тут в круг духовной эманации так же, как он, человек тонко чувствующий и понимающий музыку, попадал в круг музыкальности, когда с упоением слушал Бетховена, Чайковского и других композиторов. Когда же он читал богословов, он невольно опять становился на путь рационалистических определений и категорий формальной логики. Так же, как князь Андрей мог иметь (выше мы цитировали это место) самые возвышенные мысли о Боге, о любви, о жизни и смерти, но пока он не соприкоснулся с миром иным, не стал на пороге вечной жизни — это были только мысли. «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете», — завершает Иисус Христос свой разговор с Никодимом. ( Ин. 3:11 ). Что, однако, привело Никодима к Христу? В синодальном издании слова Никодима передаются так: «Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». ( Ин. 3:2 ). Но это не точный перевод с греческого. В подлиннике сказано: «Равви! Мы знаем, что Ты от Бога пришел Учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним». («Новый завет Господа нашего Иисуса Христа». Новый перевод с греческого с параллельными местами. Лондон, изд. Библ. Общества, 1970 г.). Таким образом, Никодим признает Христа только учителем и говорит не о чудесах, а о знамениях, действиях . В своей попытке заступиться за Христа перед фарисеями Никодим подчеркивает, что речь идет о человеке: «Разве закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает». ( Ин. 7:53 ). И сто фунтов смирны и алоя, которые принес Никодим на погребение Христа, — это всего лишь надгробный венок, дань нравственному величию человека Иисуса. И все-таки. И все-таки Никодим, а не апостол Петр, пришел похоронить Христа с Иосифом, а Петр, исповедовавший великую истину Богочеловечества, отрекся от Христа и не решился даже близко подойти к осмеянному, побежденному, убитому Христу.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Пришедшие воины перебили голени двум разбойникам, но пришедши к Иисусу и убедившись, что Он уже умер, не стали перебивать Ему голеней; но один из воинов ударом копья пронзил между ребрами правый бок Иисуса. И тотчас из раны излилась кровь и вода. Смерть Христа была несомненна. И об этом свидетельствует апостол Иоанн, бывший в этот момент на Голгофе ( Ин. 19:35 ). 45. Снятие Тела Господня со креста и охрана гроба ( Мф. 27:57–66 ; Мк. 15:42–47 ; Лк. 23:49–56 ; Ин. 19:33–42 ) Знавшие Иисуса Христа и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдалеке и смотрели на все происходившее ( Лк. 23:49 ). Тогда некто, именем Иосиф, из Аримафеи, член Совета, человек богатый, добрый и праведный, не участвовавший в совете и деле Синедриона, обратился к Пилату, прося отдать ему Тело Иисуса. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер. Призвав сотника и получив от него донесение о смерти Христа, он приказал выдать Тело Иисуса Иосифу. Явился также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью. Вместе с Иосифом они сняли Господа со креста. Глядя на бездыханное Тело Учителя, Никодим не мог не вспомнить загадочных слов, сказанных ему когда-то Христом в тайной беседе: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому» и еще «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Теперь же Иосиф и Никодим погребали Господа. Иосиф купил новое полотно, чтобы обернуть им Тело, а Никодим принес состав из смирны и алоэ около ста литров. «Итак они взяли Тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» ( Ин. 19:40 ) 43 . Возле Голгофы был сад, принадлежащий Иосифу, а в саду гроб новый, т. е. высеченная в скале пещера, в которой еще никто не был положен. Там и положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. К двери пещеры Иосиф привалил большой камень и удалился. Были же при этом Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. Кончалась пятница иудейская. Заходило солнце. Окровавленные пустые кресты еще не были сняты и своим видом вызывали страх у случайно проходивших мимо Голгофы прохожих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

служившего внешним прообразом истинного и живого храма Божия, в коем обитает вся полнота божества телесно, т.е. тела Христа – Богочеловека. Неверие выражается пока еще только в совопросничестве, непонимании и косности, не переходя в открытую вражду ко Христу. Также и вера есть пока безотчетное влечение к свету сынов света. Эта вера может потом перейти и в неверие (Иуда Предатель и соблазнившиеся беседою о хлебе жизни ученики), как и косность неверия может потом обратиться в истинную веру (Никодим). Поэтому евангелист выразительно замечает, что многие, видя чудеса Его на празднике, хотя и уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имея нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (2:23–25), – знал Он цену этой вере, могшей потом перейти и во вражду к Нему, даже в предательство Его на смерть. Выразителями такого отношения к откровению света служат: с одной стороны, первые ученики Христа – Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Нафанаил, коему Господь прикровенно открыл единение в Своем Лице неба и земли, божества и человечества, – а с другой – вопрошавшие Христа о знамении Иудеи, коим Господь также прикровенно открыл их неверие и смертоубийственную вражду к Нему. Но наиболее полным выражением первоначальной веры и неверия служат Никодим и Самарянка. Беседа с Никодимом происходит ночью и в Иерусалиме. Никодим – старец, князь иудейский, книжник с головою, заваленною всевозможным хламом бесплодной раввинской учености, софизмов и схоластики, – строгий праведник в лучшем фарисейском духе. Господь говорит Никодиму весьма прикровенно о тайнах Своего лица, учения и царства, – укоряет ученого книжника и учителя Израилева в непонимании слова Божия и истинного нравственно-религиозного идеала, – прямо говорит ему, как представителю раввинско-фарисейской косности и неверия: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном». По всему видно, что во время беседы Никодим принадлежал еще к тем, коим Гос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стос опрокинул для того, чтобы они сами поспешили прибрать их. А когда подошел к продающим голубей, то сказал: Возьмите это отсюда! и дома Отца моего не делайте домом торговли! Тогда первосвященники, старейшины и члены Синедриона спросили Иисуса: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» – Если бы Господь и дал им просимое знамение, то есть доказательство, то они все-таки не поверили бы, что кроткий Иисус из Назарета может быть Мессией. Они ждали Мессию в виде непобедимого вождя, который покорит евреям весь мир, а их, начальников еврейского народа, сделает царями покоренных народов. Поэтому, Господь. и не дал им никакого знамения, а только сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. – Передавая эти слова, Евангелист Иоанн поясняет, что это Господь говорил о храме тела Своего. Да, предсказывая, что эти же самые начальники разрушат Его тело (то есть убьют Его), и Он в три дня воздвигнет его (т. е. воскреснет), Христос знал, что они и такому знамению не поверят; поэтому и после того Он ни разу не дал им знамения, просимого ими из праздного любопытства. Не поняв этого предсказания, они заметили, что храм Иерусалимский строился сорок шесть лет; как же это Ты в три дня воздвигнешь его? – Но замечание это осталось без ответа. Оставаясь в Иерусалиме, Христос совершил много чудес, и многие уверовали в Него. 18. Беседа с Никодимом. Ин. 3:1–35 Один из начальников иудейских, член Синедриона, фарисей Никодим, захотел удостовериться, не Мессия ли в самом деле Иисус из Назарета? Товарищи его стали уже в явно враждебное положение ко Христу; поэтому он и пришел к Нему тайно, ночью. Никодим знал, что Иоанн Креститель указал на Иисуса, как на ожидаемого Мессию. Никодим несомненно присутствовал при совершении Иисусом чудес; он знал, что, очищая храм, Иисус назвал Бога Своим Отцом. И все-таки Никодим начинает свой разговор с Иисусом Христом, как с Учителем. Мы, то есть фарисеи, книжники (говорит он), знаем, что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог; поэтому мы и признаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

тела Христа-Богочеловека. Неверие выражается пока еще только в совопросничестве, непонимании и косности, не переходя в открытую вражду ко Христу. Также и вера есть пока безотчетное влечение к свету сынов света. Эта вера может потом перейти и в неверие (Иуда Предатель и соблазнившиеся беседою о хлебе жизни ученики), как и косность неверия может потом обратиться в истинную веру (Никодим). Поэтому евангелист выразительно замечает, что многие, видя чудеса Его на празднике, хотя и уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (2, 23–25), – знал Он цену этой вере, могшей потом перейти и во вражду к Нему, даже в предательство Его на смерть. Выразителями такого отношения к откровению света служат: с одной стороны первые ученики Христа – Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Нафанаил, коему Господь прикровенно открыл единение в Своем Лице неба и земли, божества и человека, – а с другой – вопрошавшие Христа о знамении Иудеи, коим Господь также прикровенно открыл их неверие и смертоубийственную вражду к Нему. Но наиболее полным выражением, первоначальной веры и неверия служат Никодим и Самарянка. Беседа с Никодимом происходит ночью и в Иерусалиме. Никодим – старец, князь иудейский, книжник с головою, заваленною всевозможным хламом бесплодной раввинской учености, софизмов и схоластики, – строгий праведник в лучшем фарисейском духе. Господь говорит Никодиму весьма прикровенно о тайнах Своего лица, учения и царства, – укоряет ученого книжника и учителя Израилева в непонимании слова Божия и истинного нравственно-религиозного идеала, – прямо говорит ему, как представителю раввинско-фарисейской косности и неверия: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» По всему видно, что во время беседы Никодим принадлежал еще к тем, коим Господь не вверял Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Тогда подошли к Нему начальники храма. По их мнению, Господь не имел никаких прав препятствовать злоупотреблениям потому что порядками в храме заведовали сами священники. Но видя, что Ему сочувствует народ, они не осмелились задержать и наказать Его, а только спросили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Иисус Христос сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Начальники не поняли этих слов. Они думали, что Он говорил о храме иерусалимском, выстроенном на горе Мориа. Поэтому они с недоверием отнеслись к Его словам и насмешливо спросили Его: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» Но Господь говорил им не об иерусалимском храме, а о храме тела Своего. Его слова сделались ясными только впоследствии, когда Он в третий день после смерти Своей воскрес из мертвых. Тогда ученики вспомнили сказанные Им слова и поверили тому, что Он сказал в храме, равно как и писанию, говорившему о Нем, что ревность по доме Божием снедала Его. Будучи в Иерусалиме на празднике Пасхи, Господь сотворил много чудес. Видя их, многие уверовали в Него. Беседа Иисуса Христа с Никодимом Uoahh.III, 1–21 Между свидетелями в Иерусалиме чудес Христовых был некто Никодим, фарисей, один из начальников храма и учитель израильский. Он был также и членом синедриона. Он отличался нерешительным, боязливым характером и не осмеливался вступить со Христом в открытое общение, опасаясь своих товарищей. Поэтому он пришел побеседовать с Ним ночью – так, чтобы его никто не мог видеть. Цель посещения Христа Никодимом заключалась в следующем. Никодиму хотелось узнать от Него истину, которую Иисус Христос, как об этом Никодим мог судить по Его могущественным делам, пришел возвестить на земле. Никодим сказал Христу: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога:, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Эти слова Никодим произнес вслух, а про себя думал: «Как истинный Учитель, сообщи мне истинное учение, скажи мне, что нужно делать, чтобы вступить в учреждаемое Тобою Царство Божие». Господь ответил Никодиму на этот вопрос, сообщив ему сначала Свое учение о земном, а потом о небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Христос воскресе! Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению) …истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше; то не может увидеть Царствия Божия. ( Ин.3:3 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В дни земной Христовой проповеди в Палестине весть о Божественном Учителе распространялась быстро. Очень многие хотели увидеть и услышать Господа. Ученики приходили к Спасителю и днем и ночью. Днем шли смелые, те, кто имел в себе веру и решимость последовать за Ним, отбросив все мирское, тщетное, суетное. Ночью приходили нерешительные, опасающиеся, не готовые отказаться от мирских привязанностей, но всей душой жаждущие истины. И Господь наш Иисус Христос с любовью принимал каждого, духовно согревал и наполнял настолько, насколько человек по немощи своей мог в себя вместить. Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали отрывок из Евангелия от Иоанна (см. Ин.3:1-15 ), рассказывающий о некоем Никодиме, фарисее, одном из начальников иудейских. Никодим пришел к Господу ночью, так как боялся людского осуждения. Фарисеи вели строгий надзор и презирали всех, приходивших к Иисусу Христу открыто. Но стремление познать истину для этого человека оказалось даже выше страха быть отлученным от синагоги. Ведь он хорошо знал, к Кому шел, был тайным учеником Господа: Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Да, Никодим был много наслышан о необыкновенном Учителе, общался с Ним, считал Его величайшим пророком, пришедшим от Бога, чтобы спасти Израильский народ, был свидетелем совершаемых Им чудес. Но Божественная природа Господа им пока не ощущалась, он думал, что Иисус Христос вершит чудеса не Своею силою, а силою Бога, в которой по естеству нуждается, как все люди. И вот Никодим слышит от Господа такие слова: …кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим пришел к Спасителю говорить о другом, но Господь заговорил о главном: о необходимости для каждого родиться заново, чтобы пребывать с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010