Большое влияние на жизнь и деятельность епископа Никодима оказал Московский святитель митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Свои воспоминания о взаимоотношениях с московским святителем и свое отношение к нему епископ Никодим отразил в составленном им труде «О Филарете, митрополите Московском, моя память». Он выражает к московскому святителю свою любовь и благодарность за его участливое внимание к своей судьбе. Даже случаи гнева митрополита Филарета на него лично он объясняет отеческой жалостью святителя к себе. Всю свою жизнь преосвященный Никодим провел, так сказать, сознательно. Ни один шаг его жизни, ни одна его мысль не осталась неосмысленною, необдуманною с разных сторон, неоцененною по достоинству, искренне. Чтобы постоянно следить за собою, он вел записки. Кроме записок богатство его библиотеки составляли до 70 рукописных книг, что характеризовало его как начитанного, усидчивого умственного человека. Всю свою библиотеку преосвященный завещал Красноярскому кафедральному собору. Труды: О Филарете, митрополите Московском, моя память//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1877, 2. Письма преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского к профессору Платонову И. В. – Сергиев Посад. Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря. – Иркутск, 1864. Подробное жизнеописание епископа Никодима//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1910, I, II, III, XI, XII. Записки Никодима Казанцева, епископа Красноярского с предисловием архимандрита Григория. – 1877, II. Письма к родственнику, священнику московскому//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1882, июнь-июль. – С. 159–182, отд. 3. Литература: Богословский Г. К., протоиерей. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893. – С. 138–139. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии. – С. 425. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX веке: в 2 т. – Варшава, 1908–1909. – Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Девятое. Правда, иногда и Филарет уступал: он видно не считал себя сильным, обречь себя на мученичество, и всего вероятнее, по своей мудрости, не считал полезным и нужным для дела свое мученичество. Тут, однако же, рассудит Бог! Десятое. Те, которые иногда прокрадывались к особенному доверию Филарета, не всегда стоили его доверия. Это и я знаю, и жалею. Но кто провидит все? Какая-нибудь Далида иногда усыпит и Сампсона. Да упокоит Господь во царствии своем Преосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского! Никодим, епископ Енисейский и Красноярский. 6 октября, 1868 года. Красноярск. Дополнение. Игумен Валаамского монастыря, Дамаскин, человек без всякого образования, бывший у Митрополита Филарета (и я был тут же), в С.-Петербурге, на Троицком подворье, (1842, 3, 4 годов) сказал: «У Вас, Владыка, поют певчие, по новым нотам и напевам. Жаль. Лучше бы было, если бы они пели по древнему церковному напеву» 141 . Я пожалел было о Владыке, думая, что такого необразованного долго бы надобно было убеждать, что новое пение не ересь. И не знал, что бы ему сказать надлежало. Владыка, ничего не думавши, тотчас сказал: «Вот что, отец Игумен: И певчие то же поют давно». Признаю сей ответ счастливым и единственно приличным и годным на сей раз и к такому лицу. Епископ Никодим. Октября, 1868 г. Красноярск. 1 В Николаевском Соборе хранится древняя чудотворная икона, так называемая, Можайская икона Св. Николая, с изображением в его руках меча и храма. Сказание об этой иконе см. в декабр. Кнги. «Душепол. Чтения», 1872. Там же, на стр. 413, помещен и рассказ Преосв. Никодима об его детстве, который мы передаем теперь. 3 В 1814 г., по определению Комиссия Духовных Училищ, напечатано «Обозрние Богословских наук в отношении к преподаванию их в Высших Духовных Училищах», стр. 1–56, составленное Архимандритом Филаретом. 6 В доме зятя своего, Протоиерея Георгия Кирилловича Добронравова (ум. 1871. Сент. 7), и родной сестры твоей, Марьи Ивановны, жены Протоиерея. 8 Филарет Дроздов , род. 26 Дек., 1782; обучался сперва (с 1791) в Коломенской, а потом, с 1800, в Троицкой Семинарии, где был с 1803, Учителем». Пострижен в монашество 1808, Ноября 16. В Марте 1809 Инспектор Петербургской Семинарии; 1810 Бакаллавр Богословских наук и Церковной Истории в С-Петербургской Академии. Посвящен в Архимандрита 1811, июля 8. В Марте 1812 Академии Ректор и Юрьева Новгородского монастыря Настоятель; 1814 Доктор Богословия. В 1816 переименован Настоятелем Московского Новоспасского монастыря. Посвящен во Епископа Ревельского, с оставлением в должности Ректора Академии, 5 авг., 1817. Именным Высочайшим Указом от 15 Марта, 1819, повелено быть ему Архиепископом Тверской Епархии и вместе Члено» Св. Синода; 1820, Сент. 26. переведен на Епархию Ярославскую; 1821, июля 3. Архиепископ Московский: прибыл в Москву из С-Пегербурга в первой половине Августа. С 1826, авг. 22, Митрополит; сконч. 1867, Ноября 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6 апреля 1870 года уволен на покой в Перервинский монастырь. Скончался владыка на покое 11 июня 1874 года, переехав из монастыря в город Дмитров к сестре. Погребен в городе Дмитрове, в соборе. Преосвященный Никодим родился и вырос в простой бедной семье. Вся детская жизнь его протекала в крайней нужде. Родители его были люди робкие, забитые («униженные и умаленные»), они не могли защитить своего сына от насмешек товарищей. Поэтому он старался никогда не жаловаться им ни на кого. Он горячо любил своих родителей, и эта любовь красной нитью прошла через всю его жизнь. Уже будучи архиереем, он не стеснялся ни своего происхождения, ни своих бедных родителей, но при всякой возможности посещал их в деревне и каждый раз низко кланялся им до земли, несмотря на свой сан. Вместе с любовью к родителям святитель имел большую любовь ко всем беднякам. Все знавшие святителя отмечали необыкновенную доброту его души как выдающуюся черту характера преосвященного. Как только он получал деньги, то тут же оделял толпы нищих и бедняков. Деньги у него никогда не задерживались. Даже когда преосвященному потребовалось ехать в Москву, он вынужден был одолжить деньги на дорогу из Енисейского попечительства. За его доброе сердце он был любим бедняками, о чем сам писал: «Сверху меня не любят, а с нижними я всегда хорош. Тут меня любят». Действительно, преосвященный Никодим умел входить в положение вдов и сирот. Однажды по делу об опеке над имуществом умершего священника он писал консистории резолюцию, рекомендуя не слишком сурово и повелительно обращаться со вдовами и сиротами при случаях опеки над имуществом их. Уже в студенческие годы он записал в своем дневнике: «Я лучше хочу быть милосердым до слабости, нежели правосудным до жестокости. Господи! Кажется, я мыслю хорошо. Утверди убо мысль сию во мне, если она Твоя, но исторгни ее с корнем, если чья-нибудь чужая! Нет! Я верю – она Твоя! Хвалится милость на суде». Горячая молитва к Богу была великим утешением для преосвященного Никодима во всю его жизнь. Вот что писал он уже преклонным старцем (в 1871 году), обуреваемый недугами, расслаблявшими и тело и дух, о значении для него, в его положении, молитвы: «Стану на молитву, помолюсь. Проходит томление духа, возсиявает милосердие Божие: согреваюсь душею и делаюсь способен на всякое дело, мне пристойное».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В исследованиях архим. Досифея (Немчинова) и П. М. Строева окончание деятельности Н. на посту строителя отнесено к 1677 г. Эта ошибочная дата отразилась как в тексте Соловецкого патерика (1873), так и в производном от него «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита…» (1882). В обеих книгах сказано, что Н. был строителем Анзерской пуст. «по смерти Елеазара 21 год» (т. е. в 1656-1677). Кроме того, в издании патерика допущена опечатка: кончина Н. датируется 1667 г. (авторы патерика явно имели в виду 1677 г. Это подтверждается добавлением ими даты пострига Н.- 1634 г., вычисленной путем вычитания 43 лет, прожитых им в Анзерской пуст.). Но истинной датой кончины Н. следует считать 1673 г. (в соответствии с текстом «Сказания...»). Она подтверждается и материалами следственного дела о поддержке анзерскими старцами мятежной братии Соловецкого мон-ря во время его осады 1667-1676 гг. Материалы достоверно свидетельствуют о том, что в 1673 г. строителя Н. уже не было в живых и что Анзерской пуст. управлял его преемник - строитель Иларион (см.: Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта//Новые мат-лы для истории старообрядчества XVII-XVIII веков, собр. Е. В. Барсовым. М., 1890. С. 127). В исследовательской лит-ре встречается еще одна ошибка: отождествление анзерского строителя Н. с соловецким старцем Никодимом Казанцем, к-рый вложил в б-ку Анзерского скита сборник четьи-минейных статей (РНБ. Солов., Анз. 69/1435). В действительности Никодим Казанец был уставщиком Соловецкого мон-ря - тем самым Никодимом Типикарисом, к-рый хорошо известен благодаря связанной с его именем «Повести Никодима Типикариса о некоем брате» (см.: БЛДР. СПб., 2006. Т. 15. С. 59-66). Никодим Казанец был значительно старше Н. Он принадлежал к тому же поколению, что и прп. Елеазар, с к-рым был духовно близок. Он даже просил у царя разрешения перейти в Анзерскую пуст. в 1636 г., но, по-видимому, не был отпущен из-за несогласия соловецкой братии. Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о другом его ученике - юноше Никифоре . Их могилы находились в одной часовне с их старцем, по обеим сторонам от его гробницы. Святость учителя освящала и его учеников. Такое почитание отразилось в памятниках письменности Анзерской пуст. В нач. XVIII в. инок Макарий, составитель Вкладной книги Анзерского скита, назвал в ней Н. блаженным. В сер. 20-х гг. XIX в. один из редакторов рукописного сборника повестей о соловецких пустынножителях, принадлежавшего архим. Досифею (Немчинову), сделал в нем приписку об учениках прп. Елеазара: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 33 об.).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

1138 Нектарий Надеждин, магистр Киевской академии. С 1856 по 1859 проходил должность ректора Новгородской и Петербургской семинарии и потом Петербургской академии. С 1859 г. епископ Выборгский. С 1860 г. епископ Нижегородский. С 1869 г. архиеп. Харьковский. Скон­чался в 1874 г. 1139 Платон Фивейский . По окончании курса в 1834 г. в Московской духовной академии назначен бакалавром церковного красноречия в той же академии. С 1841 г. по 1856 г. занимал должность ректора в четырех семинариях: Казанской, Орловской, Тамбовской, Владимирской. В 1856 г. посвящен во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. В 1857 г. назначен епископом Костромским. Скончался в 1877 году. 1142 Рус. Архив 1892 г. 2 стр. 219. Такую же радость по этому поводу высказывал и епископ Нижегородский Нектарий, думая, что новый порядок может повести к решению всеми епископами дел законода­тельных и административных в церкви (из писем преосвящ. Некта­рия к архиеп. Платону). 1144 Святитель Филарет предвидел много затруднений к созванию собора. «Покойный владыка, писал наместник лавры Антоний, желал осуще­ствления этой мысли (о соборе), но и высказывал большие затруднения по многим частям и нравственным и материальным». Очерк жизни архим. Антония П. С. Казанского , стр. 82. 1146 Иоанникий Горский, магистр Петербургской академии. С 1838 г. по 1855 занимал должности инспектора Киевской семинарии и академии, рек­тора Ярославской и Петербургской семинарий. В 1855 г. посвящен во епископа старорусского; с 1856 г. епископ Саратовский, с 1860 г. Архиепископ Варшавский. Скончался в 1877 г. 1148 Никодим Казанцев с 1854 г. еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии, с 1861 г. епископ Енисейский, в 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь. Скончался в 1874 г. 1149 Преосвященный Никодим, подобно некоторым другим иерархам, был недоволен церковными преобразованиями шестидесятых годов. В письмах его архиепископу Костромскому Платону – мрачный взгляд на современное положение дел церковных, немало тревог и опасений, иногда напрасных, преждевременных. Впрочем, порицая современные ему преобразования, он сознавал, что он отчасти отдает дань воз­расту. «Правда, старикам нравится старое, писал он. Митрополит Евгений так и умер ненавидя новое тогдашнее образование, в котором мы с Вами выросли, оно однако не очень худо и, кажется, немножко получше старого Евгениевского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31 марта 1829 г. пострижен в монашество , 5 июля рукоположен во иеродиакона , а 1 июля 1830 г. - во иеромонаха . 6 августа того же года окончил курс академии со званием магистра. 13 августа 1830 г. назначен инспектором Тульской семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 14 апреля 1832 г. перемещен в Новгородскую семинарию инспектором и преподавателем философии. 24 октября 1833 г. возвращен в Тульскую семинарию инспектором. С 11 февраля 1835 г. - ректор Вятской семинарии и с 19 марта - настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря , 17 апреля возведен в сан архимандрита . В период ректорства в Вятской семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской семинарии архим. Никодима привлек внимание обер-прокурора Протасова , и он (Никодим) был вызван в Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения в жизни. С 20 июня 1841 г. - ректор Херсонской семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря . С 25 июля 1845 г. - ректор Курской семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 3 апреля 1850 г. - ректор Ярославской семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря . 14 февраля 1854 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии. С 18 сентября 1861 г. - епископ Енисейский . За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и 20-ти, где бы он не служил, а побывал во всех. 6 апреля 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь . Скончался 11 июня 1874 г., переехав из монастыря в г. Димитров к сестре. Погребен в г. Димитрове, в соборе. Горячая молитва к Богу была великим утешением для преосвящ. Никодима во всю его жизнь. Вот что писал он уже преклонным старцем (в 1871 г.), обуреваемый недугами, расслаблявшими и тело и дух, о значении для него, в его положении, молитвы: " стану на молитву, помолюсь. Проходит томление духа, возсиявает милосердие Божие: согреваюсь душею и делаюсь способен на всякое дело, мне пристойное " .

http://drevo-info.ru/articles/11675.html

архивных док-тов и мат-лов. Красноярск, 2011; Касьянов В. Д., прот. Из дневников 1870-1897 гг.: В 2 кн. Красноярск, 2012. Лит.: Никодим [Казанцев], еп. Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря. Иркутск, 1864; Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. 2 ч.; Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Фаст Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; он же, сост. Зигзаг молнии в ненастный день: Жизнь и мученическая кончина иером. Григория (Яковлева). Красноярск, 2002; Бердников Л. П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного управления и самоуправления (1822-1916). Красноярск, 1995; Аржаных О. П., публ. Преосв. Никодим, еп. Енисейский и Красноярский: Дневники: 1861 г. Красноярск, 1997; Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церк. ценности и полит. подчинение духовенства. М., 1997; Миллер Г. История Сибири. М., 1999-20052. 3 т.; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла (Казанского). М., 2004; Фаст М. В. Нарымская Голгофа. Томск; М., 2004; Антипов М. А. Записки первого Енисейского еп. Никодима (Казанцева) как новые источники по истории рос. иерархии XIX в.//Возрожденная епархия. Красноярск, 2005. Вып. 1. С. 28-31; он же. Предыстория создания Енисейской епархии и начало ее деятельности: (По дневникам и письмам преосв. Никодима Казанцева)//Там же. С. 14-22; Малашин Г. В. «За други своя…»: Из жизнеописания священноархим. Нифонта (Глазова)//Там же. С. 44-46; он же. Составление жития и биографии сщмч. Димитрия Апанского (1887-1919) как опыт церк. и светского исслед. на региональном уровне подвига новомучеников и исповедников XX в.//История науки, образования и культуры в Сибири: Сб. мат-лов II Всерос. науч. конф. (Красноярск, 23-24 окт. 2007 г.). Красноярск, 2008. С. 247-258; он же. Судьба Церкви - в судьбе храма: Очерки по истории Св.-Троицкого собора. Красноярск, 2008; он же. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

1907. 6. С. 393. 1444 ПСЗ. 30. 23254; ср.: 30. 23122, 23123. 1445 ПСЗ. 31. 24159; 2 ПСЗ. 1. 98; 3. 2034; 12. 10843 (о выплатах из школьного капитала — например, для поддержки вдов и сирот духовного звания и др.); см. об этом также: 2 ПСЗ. 2. 1081; 1. 264. 1446 Сборник. 98. С. 459; Титлинов. 1. С. 91–104; ср.: Преображенский (библиогр. к Введению Б). С. 147 и след.; Макарий. Ук. соч. С. 206 и след.; Доброклонский. 4. С. 209–211. 1447 Доброклонский. 4. С. 212 и след. 1448 Сборник. 113. 1. С. 424, 51 и след., 106, 116, 132. 1449 Ростиславов, в: ВЕ. 1883. 8. С. 178; Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. (1900). С. 547 и след. 1450 Сборник. 113. 1. С. 17 и след., 234; Рождественский. Исторический обзор. С. 226 и след. (здесь речь Николая I от 1855 г. о значении правильного религиозного воспитания как основы национальной государственности). 1451 2 ПСЗ. 4. 3323. В 1827 г. неизвестным лицом в Святейший Синод была подана записка о необходимости реформы духовных учебных заведений. Митрополитом Филаретом был написан критический ответ: Филарет. Собрание мнений. 2. С. 273–279; ср.: 4. С. 217–221. 1452 Позднее, уже будучи епископом, Никодим Казанцев принадлежал к числу иерархов, не одобрявших политику правительства по отношению к Церкви. См. его автобиографию: Жизнь архим. Никодима, в: БВ. 1910; его записка: О Святейшем Синоде, в: БВ. 1905. 10. В своей работе «О Филарете, митрополите Московском, моя память» (Чтения. 1877. 2) Никодим почти стенографически воспроизводит свою беседу с Протасовым. 1453 Курсив автора. Чтения. 1877. 2. С. 34–43. 1454 2 ПСЗ. 14. 12070, 12071. 1455 Сборник. 113. 1. С. 158; ср. характеристику Протасова у Чистовича. Руководящие деятели. С. 315–357. Также: Флоровский. С. 203. См. также весьма острую критику реформы 1839 г. архиепископом Иннокентием Борисовым: Чтения. 1869. 1. С. 77. 1456 Ростиславов, в: ВЕ. 1883. 7. С. 156. 1457 Хотя Ростиславов и оценивал положительно некоторые взгляды и распоряжения Протасова, его позицию в целом надо все же признать относительно либеральной: в своих многочисленных книгах и статьях он решительно выступал против господства епископов и особенно ученого монашества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 1840 г. по поручению Протасова Н. составил проект издания «Творений святых отцов». Н. считал, что «только после того времени, как русские богословы будут читать святых отцов на русском языке, можно ожидать, что они будут самостоятельные и зрелые богословы и не будут зависеть от латинских, немецких, французских и английских богословов и богословий» ( Листовский И. С. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 23). В том же году присутствовавшему в Синоде и тяжело заболевшему архиеп. Подольскому и Брацлавскому Кириллу (Богословскому-Платонову) было поручено написание замечания на сочинения студентов МДА - кандидатов на получение степени магистра. Из-за болезненного состояния он не мог справиться с этим трудом и обратился за помощью именно к Н., который помог Подольскому архиерею составить критический отзыв о преподавании в МДА. В марте 1841 г. Н. участвовал в погребении архиеп. Кирилла в Александро-Невской лавре. С 20 июня 1841 г. Н.- ректор Херсонской ДС, располагавшейся в Одессе, и настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , с 25 июля 1845 г. ректор Курской ДС и настоятель рыльского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В эти годы Н. под влиянием трудов Г. П. Павского занимался библейскими переводами. ВЗ он переводил с еврейского, НЗ - с греческого ( Антипов, Гумеров. 1999). 3 апр. 1850 г. Н. был назначен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . Прибыл в Ярославль в июне того же года. Конфликтовал с архиеп. Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) , к-рый, по словам Н., называл его «отребием... дураком, болваном» (Преосв. Никодим. 1915. С. 107). В кон. 1853 г. Н. был вызван в С.-Петербург на череду священнослужения. По настоянию свт. Филарета он был назначен и 14 февр. 1854 г. митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В обязанности Н. входило заведование делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, а также управление казанским Кизическим в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырем . В Казани Н. служил при правящих архиепископах Григории (Постникове) и Афанасии (Соколове) , с к-рыми у него не сложились отношения. По словам Н., архиеп. Григорий его «презирал». В 1856 г. митр. Новгородский и С.-Петербургский Никанор намеревался поставить Н. своим викарием, но скорая кончина митрополита помешала осуществить это намерение (Там же. С. 108).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

В первые годы XVIII в. ученик архим. Иннокентия мон. Евфимий составил «Соловецкий патерик», в который среди прочего вошло «Сказание о чудесах игумена Иринарха» (РНБ. Соф. 452. Л. 325-336). Несколько позже Евфимий собрал «книжицу», посвященную преподобным И. и Елеазару, включившую «Сказание о чудесах игумена Иринарха», «Историю вкратце о преподобном Елеазаре» и Канон единому преподобному из Общей Минеи (ГИМ. Увар. 886-4°. Л. 31-48). В нач. XVIII в. соловецкий архим. Фирс (Шарапов) заказал соловецкому книгописцу иером. Иосифу (Мясному) лицевую рукопись, посвященную преподобным Зосиме, Савватию и И. (ГИМ. Епарх. 942-1°). В 1703 г. архим. Фирс вложил ее в соловецкую Зосимо-Савватиевскую ц., рядом с к-рой находилась часовня И., завещав хранить ее «в той церкви неисходно»; возможно, память И. праздновалась в Зосимо-Савватиевской ц. Как свидетельствуют записи в литийном синодике Соловецкого мон-ря, ко дню памяти И. (17 июля) были приурочены и памяти неск. его учеников: священноинока Вениамина Казанца, Иоасафа Сороцкого, игум. Илариона, священноинока Вассиана Суздальца, старца Варсонофия Москвитина (ученика Иоасафа Сороцкого) (ГИМ. Епарх. 951. Л. 209-210 об.). Согласно кормовым книгам Соловецкого монастыря, 17 июля по И. и его ученикам, «по Асафе Сороцком да по Веньямине попе», был установлен поминальный корм (РНБ. Солов. 965/1075. Л. 277 об.; 191/191. Л. 148 об.; Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 147. Л. 31 об.). В кон. 20-х гг. XIX в. архим. Досифей (Немчинов) включил имя И. в «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших» (РНБ. Сол. 1195/1366). Следуя книге «Сад спасения», архим. Досифей упомянул о пророческом даре И., о чудотворениях на море и на суше, «наипаче - во обители своей живущим», о даре святого исцелять зубную боль и др. Архим. Досифей создал новую редакцию «Сказания о чудесах игумена Иринарха». В 1873 г. посвященный И. агиографический очерк вошел в Соловецкий патерик. В 1900 г. сщмч. Никодим (Кононов) внес имя И. в «Святцы соловецких святых» под 17 июля, заметив, что в рукописных святцах его память указывается под 29 марта, память его почитают в Соловецком мон-ре «то панихидами, то молебнами» и иконы его «в большом числе встречаются на севере». Он указал также, что мощи И. покоятся под спудом и, хотя сообщения об их освидетельствовании отсутствуют, они «издавна служат предметом почитательного поклонения» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 96-97, 67-68). Подтверждением канонизации И. служит включение его имени как общецерковно чтимого святого под 17 июля в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 25). Гимнография

http://pravenc.ru/text/673965.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010