Сразу после присоединения Молдавии к Румынии (9 апр. 1918) К. е. перешла в юрисдикцию Румынской Церкви. 20 июня 1918 г. назначенный румын. Синодом «местоблюстителем Кишинёвской и Бессарабской архиепископии» еп. Никодим (Мунтяну) официально занял кафедру в Кишинёве. Первыми действиями епископа были реорганизация администрации, введение румынского языка в делопроизводство, в богослужение, в преподавание в Кишинёвской ДС. 22 июля 1918 г. во епископа Измаильского, викария К. е., был хиротонисан архим. Дионисий (Ерхан). Еп. Никодим находился в Кишинёве до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на Кишинёвскую кафедру в качестве временного управляющего, затем как титулярный архиепископ (21 февр. 1920) был назначен Ботошанский еп. Гурий (Гросу). В 1928 г. К. е. была возведена в ранг митрополии. В 1936 г. вслед. разногласий с епархиальным собранием и вмешательства в церковную жизнь румын. кор. Кароля II митр. Гурий был уволен за штат. Позднее кафедрой временно управляли: Хушский еп. Никодим (Мунтяну; нояб. 1936 - июнь 1937), Нижнедунайский еп. Косма (Петрович; июнь 1937 - февр. 1938), Тигинский еп. Ефрем (Енэкеску; 6 марта 1938 - лето 1944; с 12 янв. 1944 митрополит Кишинёвский). В 1923 г. в пределах Бессарабской митрополии были образованы 2 епархии: Четатя-Албская и Измаильская с кафедрой в Измаиле (преобразована из Четатя-Албского вик-ства) и Хотинская и Бельцкая с кафедрой в Бэлце (Бельцах). Четатя-Албскими и Измаильскими епископами являлись: Нектарий (Котлярчук; 20 мая 1923 - 7 нояб. 1924), Юстиниан (Текулеску; 21 дек. 1924 - 16 июля 1932), Дионисий (Тигиняну; 1932), Дионисий (Ерхан; 15 мая 1934 - 1940). Хотинскую и Бельцкую кафедру занимали епископы Виссарион (Пую; 1923-1935), Тит (Симедря; 1935-1940). В Бессарабской митрополии было построено более 100 храмов, в частности собор в Бэлце, столько же отреставрировано, открыты новые мон-ри и скиты, при мон-рях устраивались духовные школы. К 1940 г. общее число храмов в митрополии превышало 1090, в них служили ок. 1,1 тыс. священнослужителей, число монашествующих превысило 2,4 тыс. чел. Много внимания в епархии уделялось антисектантской работе; в 1929 и 1933 гг. в Кишинёве прошли II и IV миссионерские съезды Румынской Церкви. В 1920 г. была проведена аграрная реформа, в результате которой церковные учреждения в Бессарабии лишились земельной собственности; Церковь сохранила лишь 50 га земли.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

8 февр. 1902 г. митрополитом Молдавским стал еп. Нижнедунайский Парфений (Клинчени), получивший богословское образование в Афинах. При нем была перестроена резиденция митрополита, воздвигнутая митр. Иаковом II (Стамати) (1792-1803). Однако его фигура вызывала недовольство в митрополии, и 31 дек. 1908 г. он был смещен († 9 янв. 1910), 5 февр. 1909 г. митрополитом стал еп. Нижнедунайский Пимен (Джорджеску). До хиротонии он защитил степень доктора богословия в Черновицком ун-те (1885), затем преподавал апологетику и догматику на богословском фак-те Бухарестского ун-та. Историографы отмечают особые заслуги митр. Пимена во время первой мировой войны: многочисленные послания, в которых он поддерживал свою паству, посылки солдатам на фронт, активная деятельность в организации госпиталей для раненых при молдавских мон-рях. C 1925 г. стал издаваться епархиальный печатный орган - ж. «Mitropolia Moldovei» (Молдавская митрополия). Впосл., после переименования митрополии, журнал был также переименован в «Mitropolia Moldovei i Sucevei» (Митрополия Молдовы и Сучавы), с 1990 г. он называется «Teologie i viaa» (Богословие и жизнь) и по-прежнему является основным периодическим изданием М. и Б. м. После смерти митр. Пимена, 12 нояб. 1934 г. митрополитом Молдавским стал еп. Никодим (Мунтяну) , выпускник КДА, принявший постриг в Нямецком мон-ре и хиротонисанный в викарного архиерея Молдавской митрополии. В 1912 г. он занял Хушскую кафедру, в 1917 г. был делегатом от Синода РумПЦ на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , на котором было восстановлено Патриаршество в Русской Церкви. С 20 июня 1918 г. по дек. 1919 г. занимал Кишинёвскую и Хотинскую кафедру РПЦ. 31 дек. 1923 г. удалился в Нямецкий мон-рь, стал его настоятелем и основал в мон-ре семинарию для монахов. Участвовал в переводе Библии на румын. язык: в издании Библии 1936 г. ему принадлежит перевод 24 книг ВЗ; в издании 1944 г.- перевод тех же книг и всего НЗ. Также митр. Никодим переводил сочинения русских церковных авторов, своих современников: архиеп. Владимирского Сергия (Спасского) , священников Константина Стратилатова , Григория Петрова и др. Ему принадлежит авторство ряда сочинений духовного характера. 30 июня 1939 г. митр. Никодим был избран патриархом РумПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

Эти прошения рассматривались Комиссией МИДа «по образованию в России южных славян», которая и принимала решение об их удовлетворении или отклонении. Во-вторых, зарубежные православные иерархи могли напрямую обращаться в Синод с ходатайством о приеме на учебу в духовные учебные заведения России выходцев из их епархий. Без разрешения МИДа или Синода принимать иностранцев в Академию воспрещалось. Кроме того, со всех иностранных студентов бралась подписка о том, что они не будут претендовать на службу в России и обязуются по окончании учебы вернуться на родину. В июле 1901 года Святейший Синод направил во все духовные академии указ о введении в действие нового порядка приема на учебу иностранных студентов . По воспоминаниям профессора КДА Н.И. Петрова, внедрение новых правил преградило «приток в русские духовные академии разных проходимцев и искателей приключений. С тех пор состав иностранного студенчества в Киевской духовной академии стал несравненно выше прежнего в качественном отношении» . Несмотря на все трудности, связанные с обучением иностранных студентов, немало выпускников духовных академий Русской Православной Церкви стали известными иерархами других Поместных Церквей. Например, Сербский Патриарх Варнава (Росич), Загребский митрополит Дамаскин (Грданички), преподобный Иустин (Попович), первооткрыватель сочинений святого Григория Палама профессор Г. Папамихаил окончили Санкт-Петербургскую духовную академию. Предстоятели Сербской Православной Церкви митрополиты Михаил (Йованович) и Иннокентий (Павлович), Румынский патриарх Никодим (Мунтяну), митрополит Загребско-Люблянский священноисповедник Досифей (Васич, Сербская Православная Церковь), известный канонист епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш), писатель и общественный деятель митрополит Тырновский Климент (Друмев, Болгарская Православная Церковь) были выпускниками Киевской академии. И этот список можно было бы продолжить.   Современная ситуация После возрождения отечественных духовных школ в 1940-е годы постепенно была восстановлена и традиционная практика приема на обучение в духовные академии иностранных студентов.

http://bogoslov.ru/article/1432252

10 марта 1923 г., во время архипастырства Владыки Гурия, на территории Бессарабии были образованы входившая в Бессарабскую митрополию Аккерманско-Измаильская епархия, а также Хотинская епархия (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишиневе был основан находившийся в ведении Ясского университета богословский факультет, а в Измаиле и Единце — 8-классные Духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. В 1929 г. в Кишиневе состоялся 2-й, а в 1933 г. — 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви. В межвоенный период на территории Бессарабской митрополии было построено более 100 церквей и столько же отреставрировано. Основывались школы для желавших принять монашеский постриг, в монастыре Добруша была организована школа певчих, в целом число монашествующих возросло до 2400 человек. Выходил официальный печатный орган митрополии — журнал «Lumintorul» («Просветитель»), «Газета православной румынской миссии в Бессарабии» (1929-1940), еженедельник «Луч» (орган Содружества клириков Бессарабии), журналы «Студент», «Наш язык», «Звезда» и другие церковные издания. [lvii] В 1936 г. сменилось руководство Кишиневской епархии: митр. Гурий был предан гражданскому суду за похищение полутора миллионов лей из кассы Епархиального управления и 11 ноября отправлен на покой. Скончался он в Бухаресте 16 ноября 1943 г. и 21 ноября был погребен в монастыре Черника, на церемонии присутствовали Патриарх Никодим и представители государственной власти. После митр. Гурия Бессарабской митрополией управлял с ноября 1936 по июнь 1937 гг. архиепископ Никодим (Мунтяну, будущий Патриарх), с июня 1937 по февраль 1938 гг. бывший епископ Нижнедунайский Косьма (Петрович) и с марта 1938 г. до августа 1944 г. (с перерывом в июне 1940 — июле 1941 гг.) бывший епископ Тигинский Ефрем (Енэкеску), занимавший Кишиневскую кафедру. Однако новые архиереи, так же, как и прежние, стремились к румынизации края. [lviii]

http://bogoslov.ru/article/656120

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинëве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинëвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинëвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинëвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну) , впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинëвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинëве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия , входившая в Б. м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинëве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце - 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинëве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

http://pravenc.ru/text/78250.html

Православная Церковь в Бессарабии негативно отнеслась к вступлению в регион румынский войск. Уже в январе-феврале 1918 года Бессарабская Церковь совместно с земством приняла участие в создании патриотического Комитета освобождения Бессарабии, а её глава архиепископ Кишинёвский и Хотинский Анастасий (Грибановский), находившийся в это время на Всероссийском Поместном Соборе Российской Православной Церкви в Москве , осудил акт оккупации. Поэтому политическое подчинение церковных структур Молдавской Демократической Республики Синод Румынской Церкви начал с предъявления архиепископу Анастасию и его викариям – епископам Аккерманскому Гавриилу (Чепуре) и Измаильскому Дионисию (Сосновскому) – требования отложиться от Всероссийской Церкви. Одновременно архиепископу Анастасию было обещано место в Румынском Синоде и орден. После отказа иерархов выполнить эти требования, они были арестованы румынскими военными властями и высланы за Днестр. Архиепископа Анастасия, который в октябре 1918 года пытался вернуться на свою кафедру, румынские власти не пропустили через границу. При этом Румынский Синод объявил верующим, что архиепископ Анастасий добровольно покинул епархию. В отсутствие готовых служить Бухаресту местных иерархов во главе Бессарабской Церкви решением Румынского Синода от 14 июня 1918 года был поставлен епископ Хушский (Ясская митрополия) Никодим (Мунтяну), будущий патриарх Румынии. Это было ведь время гонений на религию в России; как Российская Православная Церковь отреагировала на антиканонические действия Румынского Синода? Действительно, в России Православная Церковь была не только законодательно отделена от государства, но и подвергнута небывалым гонениям. Революционные власти, анархические и просто уголовные элементы грабили монастыри и храмы, унижали, преследовали и убивали священнослужителей и мирян. Однако Российская Православная Церковь, несмотря на конфликт с новым правительством России, все же заняла патриотическую позицию, следуя канонам Церкви. Она отказала Румынской Патриархии в переподчинении Бессарабской епархии.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/04/vse_po...

В 1889 г. в соборе были положены мощи св. Параскевы. В 1893 г. И. при поддержке гос-ва приобрел в Яссах дворец бывшего господаря М. Стурдзы, переоборудовал здание и разместил в нем ДС «Вениамин Костаки» из монастыря Сокола. Материально поддерживал на свои средства десятки учащихся, среди которых был Николае Мунтяну (впосл. Патриарх Румынский Никодим ). Под патронатом И. французский архитектор А. Леконт де Нуи реставрировал в г. Яссы церкви Трех Святителей и свт. Николая Чудотворца (Господарскую). Были также проведены реставрация многих приходских церквей и консервация храмов, бывших историческими памятниками. И., к-рый сам был церковным певчим, первым среди иерархов Румынской Церкви разрешил женщинам петь в церковном хоре и благословил организацию хоров в приходских церквах. Для этой цели он основал в 1892 г. в Яссах школу церковных певчих. Издавал в 1883-1887 гг. Богословский журнал (Revista Teologic), редакторами которого были профессора К. Эрбичану и Д. Деметреску. Издал несколько своих небольших работ, а также труд свящ. Гавриила «Жизнь и деятельность Его Святейшества отца нашего Нифонта, Патриарха Цареградского» ( Gavriil Protul. Viaa i traiul Sfiniei Sale Printelui nostru Nifon, patriarhul arigradului. Bucur., 1888). В 1885 г. в Яссах И. основал для защиты православной веры Румынскую православную ассоциацию (Asociaie Ortodoxe Române), став ее почетным председателем. В 1888 г. выбран почетным членом АН Румынии. Передал академии свою б-ку (свыше 10 тыс. книг и брошюр, свыше 300 книг старой печати, румын., греч. и слав. древние рукописи, различные документы). И. был похоронен у стен кафедрального собора в Яссах. В памяти верующего правосл. народа духовный пастырь остался как «святой Иосиф». Соч.: Cuvînt zis la sfinirea bisericii monastirii Tîrguor Nou din judeul Prahova. Bucur., 1857; Cuvîntul fcut cu ocaziunea sfinirei bisericei celei mari, Catedralei Mitropoliei din Iai. Iai, 1887; Discurs rostit în ziua de 3 iulie 1891 la înmormântarea marelui brbat de stat Mihail Coglniceanu. Bucur., 1892; Scrisoarea episcopului Kesarie al Buzeului ctre tinerii seminariti. Bucur., 1893; Istoricul pe scurt al începutului seminarilor în România atât în Moldova cât i în ara Românesca. Iai, 1893.

http://pravenc.ru/text/578461.html

В 1941 году был освобожден, переехал в Ростов-на-Дону . Служение в Ростове-на-Дону во время немецкой оккупации Во время немецкой оккупации Ростова-на-Дону в июле 1942 года встал во главе учрежденного немцами Епархиального управления . С конца 1942 г. находился в юрисдикции Украинской Автономной Церкви Московского Патриархата , в храмах епархии возносилось имя митрополита Сергия (Страгородского) . По показаниям еп. Таганрогского Иосифа (Чернова) , " архиепископ Николай сообщил мне о своей церковной службе и о том, как его два раза вызывали в гестапо по случаю его высказываний, направленных против немцев " . На Ростовскую область стремился распространить свое влияние и патриарх Румынской Православной Церкви Никодим (Мунтяну) , вступивший в переписку с архиепископом Николаем . Эмиграция в Румынию В 1943 г. при отступлении немцев архиеп. Николай был вывезен в Одессу , затем эвакуирован немцами в Румынию . В послании патриаршего местоблюстителя Сергия православной пастве епархии от 20 марта 1943 г., посвященном освобождению Ростова-на-Дону, труды владыки Николая по возрождению церковной жизни на оккупированных территориях были охарактеризованы как " показное возглавление... по указке немцев " . В Румынии архиепископ Николай проживал в одном из румынских монастырей близ Бухареста. Перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви . Возведен в сан митрополита . Скончался в 1945 году в г. Яссах , Румыния . Литература Использованные материалы   По БД ПСТГУ. Согласно ortho-rus.ru - в 1860-м   По ortho-rus.ru - с 17 ноября 1931   М.В.Шкаровский. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Москва, 1999. С.166-167. Редакция текста от: 15.12.2012 14:42:26 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22837.html

По инициативе М. в 1926 г. протосинкелл Феофил (Ионеску), священник патриаршего кафедрального собора во имя святых Константина и Елены в Бухаресте (впосл. архиепископ Западноевропейский РумПЦ), основал в Бухаресте христ. миссионерскую ассоциацию имени М. Патриарх поддерживал интенсификацию религ. образования в средних школах. В целях подготовки новых церковных кадров, число к-рых резко сократилось после первой мировой войны, М. основал в 1922 г. в г. Кымпулунг-Мусчел ДС для детей - сирот войны, ДС в монастыре Черника (1928) и Академию духовной музыки в Бухаресте (1927). Среди молодых богословов, к-рых опекал М., можно назвать выпускника ДС в Кымпулунг-Мусчеле и стипендиата богословского фак-та Афинского ун-та Иустина (Мойсеску) (патриарх РумПЦ в 1977-1986). По инициативе М. в 1928-1930 гг. было осуществлено сооружение патриаршей резиденции в Бухаресте, в 1932-1935 гг. проведена реставрация кафедрального собора в Бухаресте, а также сделаны росписи. В 1936 г. выполнен новый перевод на румын. язык Свящ. Писания, над которым работали профессора Г. Галактион, В. Раду и митр. Молдовы Никодим (Мунтяну) (впосл. патриарх РумПЦ). Период, когда во главе РумПЦ стоял М., отмечен борьбой между национал-либеральной (оформилась в 1875) и национал-царанистской (крестьянской) партиями (основана в 1926). В 1927 г., после смерти кор. Румынии Фердинанда I и премьер-министра И. Брэтиану, стало необходимым введение института регентства, поскольку наследный принц Кароль был лишен отцом права престолонаследия, а сыну принца Михаю было всего 6 лет. Регентами стали принц Николае, государственный деятель Г. Буздуган (после его смерти - К. Сэрэтяну) и М. Патриарх как глава РумПЦ состоял в различного рода гос. структурах и стремился обезопасить страну и Церковь от непредсказуемых событий, угрожавших политической стабильности гос-ва. Особенно сложной была проблема конкордата с Ватиканом: М. решительно противился заключению договора еще в нач. 20-х гг. XX в., когда велись переговоры с Ватиканом по созданию греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2563338.html

В начале XX в. знаменательным было то, что в 1913 г. вместе с Патриархом Антиохийским Григорием в Петербурге одновременно находился и Предстоятель Сербской Церкви Митрополит Димитрий. В честь обоих Предстоятелей были устроены приемы у митрополита Санкт-Петербургского Владимира и у обер-прокурора Святейшего Синода. Митрополит Димитрий посетил также Петербургскую Духовную Академию. На грани XVII и XVIII вв. сотрудничество Русской Православной Церкви с Румынской Церковью проявилось в действенной духовной и материальной поддержке православного населения Трансильвании. В середине XVIII столетия союз двух братских Церквей укрепил старец преподобный Паисий Величковский. Его деятельность — выходца из украинской семьи, схиархимандрита Нямецкой Вознесенской обители — направлена была на обновление и возвышение православного благочестия в Румынии. Во время пребывания русских войск в Молдавии и Валахии в 1808—1812 гг. Церковь этих земель с целью ускорения ликвидации существовавших внутренних нестроений была временно подчинена Святейшему Синоду Русской Православной Церкви. Экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии, членом Святейшего Синода был назначен митрополит Киевский Гавриил (Банулеску-Бадони), много потрудившийся для устроения церковных дел. После открытия в XIX в. в России Духовных Академий в них получил образование целый ряд известных иерархов Румынской Православной Церкви: епископы Филарет (Скрибан), Мелхиседек (Стефанеску), Сильвестр (Баланеску), второй Патриарх Румынский Никодим (Мунтяну) и многие другие. В трениях с Константинопольской Церковью, возникших при объявлении румынами независимости своей Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви старался занять примирительную позицию, что привело к получению в 1885 г. законной автокефалии Румынской Церковью. «Не найдется ли еще средство, — вопрошал Святейший Синод, — словом сей любви и убеждения твердых в церковной правде ободрить, колеблющихся утвердить, возвести дело на путь мирных совещаний и неизменность существенного охранить некоторым снисхождением к допустимому» (2, 26).

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010