Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Антония Сийского , житие к-рого является основным источником сведений об А. С. В 1513 г. А. С. вместе с преподобными Антонием и Иоакимом Сийскими удалился из Кенского Преображенского мон-ря для пустыннических подвигов. Иноки добрались до порога Тёмного на р. Емце, где построили себе «хижицу» и часовню, а вскоре - ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Здесь отшельники, к-рых собралось 7 чел., прожили 7 лет, однако вынуждены были покинуть избранное место из-за враждебности окрестных жителей. Ок. 1520 г. они поселились на острове на Михайловском оз., куда впадает р. Сия, и основали Свято-Троицкий мон-рь (см. Антониев Сийский мон-рь ). 4 года ученики прп. Антония терпели скорби и лишения, но слава о подвигах их настоятеля распространялась, и многие желали вступить в братство. Видя это, прп. Антоний послал своих учеников - А. С. и Исаию в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу , чтобы «государь повелел богомоление свое монастырь строити на пустынном месте на диком лесу, и братию собирати и пашню пахати» (РГБ. Троиц. 694. Л. 29-29об.). Великий князь дал жалованную грамоту мон-рю, а также послал «церковной утвари и риз довольно». А. С. подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам прп. Антония - А. С., Исаие, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе - в 4-ю субботу Великого поста. Память А. С. чтится местно. Ист.: Описание о российских святых. С. 156; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67. Лит.: Макарий [ Миролюбов] , еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-3; Кононов А. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. С. 11-15, 79; Никодим [ Кононов] , иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 102-105, 208; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 271-276.

http://pravenc.ru/text/64400.html

Когда Никита выпил, подавший 6 скрылся от него, а сам он почувствовал полное выздоровление. II. Жизнь в Чудовой и Кожеозерской обителях После чудесного исцеления, в душе Никиты невольно возник вопрос: не пора ли теперь жизнь, которую ему так давно сохранил Господь, посвятить всецело на служение Ему и тем ответить на призвание в детстве? Чтобы решить этот вопрос, Никита пошел на Кулишки, где тогда жил и давал полезные советы прозорливый старец Илия. Но не успел подойти к келье старца, как тот, окруженный большой толпой, пророчески воскликнул, обращаясь к нему: «Откуда пришел сюда Хозьюгский пустынник»? И тем ответил на тайную думу будущего подвижника. Исчезли все сомнения и колебания. Никита тотчас продал, что имел, деньги раздал нищим и, придя в Чудов монастырь, просил архимандрита Пафнутия принять его в число братии и утвердить его иноческие обеты. Пафнутий с любовью принял кроткого труженника, наложил на него сорокадневный пост и другие послушания. Когда же Никита все исполнил тщательно, с кротостью и послушанием, изучая в то же время Божественное писание, Пафнутий облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преп. Никодима, просфорника Печерского. Это произошло 31 октября 1595 года; тогда исполнился пророческий глас в поле, называвший Никиту Никодимом. Одиннадцать лет провел преп. Никодим в Чудовой обители. Под руководством умного и любящего наставника арх. Пафнутия, он проходил одно за другим разные послушания. Борясь со страстями, Никодим честно и усердно трудился в то же время на братию, был кроток, целомудрен, благочестив, братолюбив и мужествен. Братия удивлялась его подвигам и любила, но преподобный избегал почета и горел желанием большого душевного совершенства. Отрекшись от своей воли, он всецело отдал себя на служение Богу, очищая для Него свою душу подвигами. В последние годы пребывания в Чудовой обители нес еще обязанности кандиловозжигателя. Когда же, в 1606 г. архимандрит Пафнутий был назначен митрополитом Сарским и Подонским и переехал на Крутицы, Никодим, находившийся с ним, стал проситься в пустыню: жизнь при митрополичьем дворе, с её суетой, не могла быть по душе подвижнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Вместо сгоревшей, в 1887 г., была начата постройка новой церкви, которая и была выстроена в августе 1888 года, а 15 января 1889 г. была освящена преосвященным Нафанаилом II, который на следующей день служил в ней первую литургию. В настоящее время производится сбор на устройство иконостаса (вместо временного) в каменном Успенском соборе (освящен при игумене Сергии) 4 , и изыскиваются средства для устройства церквей на братском кладбище и в Никодимовой пустыни. Постепенно исправляются или заменяются новыми братские и хозяйственные постройки; так устроен прекрасный скотный двор, в виду того, что скотоводство один из главных источников монастырского хозяйства. Но самое главное из всех дел игумена Питирима есть, несомненно, устройство прекрасной проезжей дороги, где ранее были только болота, да тропинки до обители, от онежского почтового тракта, из деревни Корельской. Этим дана возможность богомольцам удобно посещать пустынь, и облегчаются всякие сношения с ней. Той же цели служит и зимний путь на с. Прилук. Только с Олонецким краем пути еще не устроены, за скудостью средств (для дороги были затрачены суммы от продажи леса). Вообще под мудрым управлением игумена Питирима Кожеозерская пустынь, постепенно благоустрояясь при помощи благодетелей, скоро будет служить, как уже и начинает, для Пудожского края – оплотом против раскола, для Онежского – против могущих быть занесенными сектантских воззрений, а для всех – училищем благочестия 5 . Преподобный Никодим I. Жизнь в мире Преподобный Ннкодим родился в селе Иванькове, близ г. Ростова (между 1545–1575 г.) и во св. крещении был наречен Никитой. Его родители были зажиточные и благочестивые поселяне. Воспитываемый в духе христианского благочестия, Никита, подрастая, стал заниматься со своим отцом полевыми работами и нередко пас стадо в поле. Во время пребывания в поле, он однажды услышал голос: «Никодим, Никодим!» Оглянувшись, и никого не видя, Никита понял, что это был божественный голос, обращенный притом именно к нему, и устрашился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Когда после Рождественского богослужения (7.01 (25.12) 1919 г.) владыка принимал у себя белгородское духовенство, явился комиссар С.А. Саенко. Епископу было приказано немедленно следовать в ЧК. Весть об аресте владыки распространилась по городу, группы верующих белгородцев стали собираться и требовать освобождения архипастыря. Одну из них возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии М.Д. Кияновская (по некоторым источникам учительница Каенская ). Мария Дмитриевна сразу же была арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. Опасаясь волнений, епископа выпустили. На второй день Рождества владыка Никодим во время вечернего богослужения был арестован прямо в алтаре и тайно выведен из храма. Его содержали в подвале здания ЧК и подвергали допросам и пыткам. По приказу комиссара Саенко (10.01.1919) священномученик Никодим был расстрелян. Расстреливала епископа на пожарном дворе группа солдат, состоявшая из китайцев. Владыка сам благословил приготовившихся к расстрелу солдат и те, видя святость Владыки, отказались стрелять. Епископа Никодима возвратили в тюрьму, переодели в солдатскую шинель и отряд красноармейцев выполнил приказ Саенко – убил Святого. Тело тайно захоронили в общей могиле за городским кладбищем. Люди как-то узнали место погребения своего любимого архипастыря. Его могилу верующие тайно стали украшать цветами, на ней стали появлялись кресты и иконки. После освобождения Белгорода Добровольческой армией генерала А. И. Деникина братскую могилу вскрыли, тело епископа было опознано по монашескому параману. Кроме огнестрельной раны груди, были обнаружен пролом черепа, огромная гемотома в верхней части головы и поломанные гортанные хрящи. В Николаевской церкви тело владыки Никодима облачили по архиерейскому чину и, духовенство города при большом стечении народа, перенесло тело в Троицкий собор мужского монастыря. Останки священномученика Никодима похоронили у северной стены собора вблизи раки святителя Иоасафа. (По материалам статьи Александра Крупенкова. Белгородский некрополь. Подъем, 2003). Версия третья: рассказ палача

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

 «Сегодня расстрелял 85 человек. Как жить приятно и легко!» – такими внутренними эмоциями своими делился с очередной партией обреченных жертв знаменитый садист Саенко. (Аркадия Аверченко. «Перед лицом смерти») В 1974 году газета начала печатать статьи об «активном борце с контрреволюцией» Степане Афанасьевиче Саенко. В них есть рассказ самого Саенко, проживавшего в г. Харькове вплоть до своей смерти в 1973 г. В части «Заговор в монастыре» описывается арест епископа Никодима. Саенко рассказывал, как Секретарь Курского губкома предупредил Саенко, что «...в городе действует сильная контрреволюционная организация. Возглавляет её архиепископ (правильно – епископ. Прим. Ред.) Никодим. Это сильный и опасный враг, с которым придется вести длительную борьбу». В Белгороде Степан Саенко взял под контроль Свято-Троицкий монастырь и покои владыки Никодима. Для наблюдения под видом богомольцев туда неоднократно направлялись чекисты. Однажды ночью шпионы донесли, что в покоях епископа Никодима собралась контрреволюционная группа. Саенко решил застать епископа Никодима в расплох. Чекисты связали привратника и забрались в монастырь. Когда они стояли у двери комнаты Владыки, утверждал Саенко, они слышали как епископ призывает собравшихся к саботажу против советской власти. «Я комендант города, именем Советской власти вы арестованы! " - заявил ворвавшийся в комнату Саенко. Комнату обыскали, арестованных привели в комендатуру и всю ночь допрашивали. Утром, перепуганный председатель исполкома Меранвиль сообщил, что у здания исполкома собралась огромная толпа белгородцев, требующая освобождения владыки Никодима. Прибывший туда Саенко, предложил собравшимся избрать представителей для переговоров, а остальным разойтись. Избранные продолжали настаивать на освобождении епископа и Саенко отправил их в тюрьму. В тот же вечер епископ Никодим был отправлен в курскую ГубЧК, где его следы теряются. ( Э.Звоницкий . Комендант. Газета «Коммунист», Прохоровка. 7.11.1974) Вокруг ареста, кончины и места захоронения Владыки ходит много легенд. «Пока ясно одно, что к злодеянию, совершенному в январе 1919 г., имеют непосредственное отношение следующие революционные «деятели»: военный комендант города Белгорода С. Саенко, Председатель Белгородской уездной ЧК Васильев М.А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С., Председатель Белгородского уездного ревкома Меранвиль». ( Андрей Королёв. Привёз я вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца. Белгородские епархиальные ведомости. (78), 2003 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Хлопотная должность смотрителя духовного училища не отвлекла тем не менее о.Никодима от большой исследовательской работы. На первые годы ХХ века приходится пик издания его трудов о северных святых. Работы этого времени уже несут на себе отпечаток научной зрелости, чуждой компилятивности и некритических подходов. Нужно отметить, что о.Никодим удачно совмещал в своих работах бережно собранные житийные легенды с научными комментариями, базирующимися на широком круге исторических источников. Таким образом его книги приобретали двоякое назначение – и доступного широкой публике «душеполезного чтения», и солидного научного исследования, без ущерба обоим столь различным жанрам. И если работы студента А.Кононова были невелики по объему и не затрагивали широких церковно-исторических проблем, то труды о.Никодима поистине впечатляющи: им собран почти исчерпывающий материал о святых Архангельской, Вологодской, С.-Петербургской, Олонецкой епархий 16 , подготовлен теоретический очерк о канонизации русских святых 17 и начата работа над фундаментальным многотомным изданием об отечественных подвижниках благочестия XVIII и XIX вв. 18 . Необходимо отметить, что изучая северную агиографию о.Никодим нашел огромное неисследованное поле – жития подвижников позднего периода (XVIII – XIX вв.), систематизированный материал о которых совершенно отсутствовал. Его титанический труд по восполнению данного научного пробела по достоинству оценен историками церкви. Так, авторитетный американский исследователь Н.Тальберг , назвав многотомный труд Никодима «замечательным», отмечает помимо него лишь известную книгу Е.Поселянина «Русская Церковь и русские подвижники XVIII b.» как главные работы по истории русского религиозного подвижничества послепетровской эпохи 19 . Мысль о возведении в епископский сан архимандрита Никодима постоянно витала в синодальных канцеляриях. Столь известный церковный ученый, проповедник, деятельный просветитель и администратор был очевидным претендентом в архиереи. Впервые этот вопрос обсуждался в Синоде, когда Никодиму Кононову не исполнилось еще и 38 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

I. Исцеление от лихорадки Вскоре после кончины преподобного, мать Иакова, возвратившись со свадьбы от соседей, опасно заболела желудком, в костях и ребрах жестокой ломотой и сильной лихорадкой. Так страдала она 5 недель. В одну ночь явился ей, не спящей, пр. Никодим, приказывая молиться Богу и Пресвятой Богородице. Она же просила, чтобы он помолился об исцелении, после чего преподобный стал невидим; родственники, положив на больную крест, стали молиться, прося преподобного о помощи – и Евдокия, так звали эту женщину, – тотчас выздоровела. II. Исцеление от черной немочи У некоего Илларина Слонина дочь девица заболела черной немочью. Употреблены были все средства, но ничто не помогало. Когда же Иаков рассказал о чудесах пр. Никодима и положил находившийся при нем край мантии преподобного в воду, а больная выпила воду с верой – тотчас исцелилась. III.   Исцеление от падучей болезни. У одного священника, по имени Иова, жена Зиновия страдала припадками падучей болезни. Раз, когда ей было легче, вспомнила она о пр. Никодиме, стала молиться, обещаясь, в случае выздоровления, побывать в обители и отслужить молебен при его гробнице. Тотчас же Зиновия почувствовала облегчение, а, придя в обитель и исполнив обет, окончательно выздоровела. V. Исцеление от лихорадки. Некто, по имени Филипп, когда двое детей его страдали лихорадкой, стал просить преподобного о помощи и получил немедленно же просимое: оба мальчика быстро выздоровели. VI. Спасение от потопления и голодной смерти. Один пятидесятник из Архангельска, придя в обитель по обету, рассказал следующее: «Был я весной, в великий пост, на Белом море, с товарищем, и мы, ходя по льдинам, били моржей и тюленей. Вдруг я неизвестно как разлучился с дружиной и остался без куска хлеба. Переходя с льдины на льдину, я носился на них по морю трое суток. Совершенно обессилев от ходьбы и голода, в отчаянии, я сел на льдину и стал ожидать голодной смерти. Находясь в таком бедственном положении, стал я молиться Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, а потом забылся легким сном. Был полдень. Вдруг вижу у головы своей стоящего старца, а на воздухе пятиглавую церковь . «Человек обещайся идти в обитель Богоявления Господня на Коже озеро, – сказал старец, – помолиться Всемилостивому Спасу. Он тебя помилует и избавит от горькой смерти». «Какая это церковь , что я вижу на воздухе?» – спросил я, на что старец ответил, что это и есть Кожеозерская церковь. Тогда я спросил еще: «а ты, святой отец, какой обители, как твое имя и как ты пришел сюда?» «Я из той же обители, имя мое Никодим», – отвечал преподобный. Я стал просить его помолиться обо мне и дал обещание непременно, по спасении, исполнить его приказание. Преподобный стал невидим, с моря подул ветер, и мою льдину вскоре прибило к берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Тогда последовало искушение с другой стороны. Враг хотел довести угодника Божия до уныния и отчаяния. Он воспользовался силами природы и один раз, весной, затоплял келью преподобного водой, а в другой раз, летом, во время жаров, зажигал ее, но и тут потерпел неудачу. Оба раза преподобный, взяв икону Божией Матери, всходил на кровлю кельи и слезной молитвой к Богу прекращал опасность, оставаясь непреклонным на пути спасения. После этого диавол не раз представал перед умственным взором подвижника и гнал его из уединения: «изыди отсюда, злой калугер – говорили бесы, – иначе мы тебя погубим». Но угроза не имела успеха. Святой молитвой прогонял их и подвизался. Видя свою полную неудачу и непреклонность Никодима, отец лжи и гордости употребил последнее средство. Явившись в бесчисленном множестве, бесы стали уходить от преподобного, обещая более не возвращаться к нему в виду его святости. Они думали, что тот повернт им, сочтет себя совершенным, ослабит молитву, возгордится и падет. Но когда, через нисколько времени, возвратились и увидели то же бодрствование, принуждены были, в бессилии, со стыдом навсегда оставить преп. Никодима. Тогда снизошла на преподобного сила Божия. Святой, очистив и укрепив свою душу в добре, принес ее в жертву Богу. Бог принял эту чистую жертву и удостоил преподобного сделать орудием своей милости к грешным людям. Еще при жизни на земле Господь сподобил его даров прозрения, исцеления недугов и силы духом являться с верою его призывающим. Когда к преподобному впервые пришел мирянином его будущий любимый ученик и жизнеописатель, иеромонах Иаков, то был встречен им, как лицо, давно известное; в то же первое посещение преподобный Никодим исцелил Иакова от глазной болезни; в другой раз – от зубной и угара, а в 1638 году, явившись во сне, – от желудочных болей. Кириаку же Козлову и Максиму Пашкову, с верою призвавшим святого в минуту опасности, он явился на Белом море и спас их от смерти. Много и других чудес сотворил преподобный Никодим на спасение людей; даже его ветхая мантия источала исцеления, кто с верой прикладывал ее к больному члену.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010