Теплые отношения установились у архимандрита Никодима с иеромонахом Диодором (Каривалисом; †2001), который с 1957 по 1962 год нес послушание архивариуса и библиотекаря в Патриархии. В 1981 году он был избран Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Здесь же зародилась многолетняя духовная дружба владыки с новоизбранным в сентябре 1958 года Святейшим Патриархом Сербским Германом (Джоричем; †1991). В 1960 году отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины – в Магдале, на берегу Тивериадских вод, бывших свидетелями проповеди и чудес Христа Спасителя. Время испытаний 5 июля 1961 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснаку), по возвращении из Святой земли, определено быть епископом Костромским и Галичским». Хиротония архимандрита Никодима во епископа на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4, 12) состоялась в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры 10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери. «В период моего служения на Костромской кафедре, – отмечает владыка Никодим, – я познакомился с многовековыми историческими традициями северных и центральных районов России, связанными с именами подлинно великих сынов боголюбивого славянского народа. В опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» превосходно показаны мужественность и преданность своей Родине народного героя костромича Ивана Сусанина. Так любил Родину, так научил нас любить ее великий подвижник». Особое роль в жизни владыки Никодима сыграла одна, дарованная Божественным Промышлением, встреча. В начале сентября 1961 года по благословению священноначалия епископ Костромской Никодим вылетел в Прибалтику, где в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина принимал участие в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), избранного в июне 1990 года Патриархом Московским и всея Руси. Именно в 1961 году в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов, пять из восьми духовных семинарий, запрещен колокольный звон.

http://pravoslavie.ru/46068.html

Теплые отношения установились у архимандрита Никодима с иеромонахом Диодором (Каривалисом; †2001), который с 1957 по 1962 год нес послушание архивариуса и библиотекаря в Патриархии. В 1981 году он был избран Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Здесь же зародилась многолетняя духовная дружба владыки с новоизбранным в сентябре 1958 года Святейшим Патриархом Сербским Германом (Джоричем; †1991). В 1960 году отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины — в Магдале, на берегу Тивериадских вод, бывших свидетелями проповеди и чудес Христа Спасителя.   Время испытаний 5 июля 1961 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснаку), по возвращении из Святой земли, определено быть епископом Костромским и Галичским». Хиротония архимандрита Никодима во епископа на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4, 12) состоялась в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры 10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери. «В период моего служения на Костромской кафедре, — отмечает владыка Никодим, — я познакомился с многовековыми историческими традициями северных и центральных районов России, связанными с именами подлинно великих сынов боголюбивого славянского народа. В опере М.И. Глинки “Жизнь за царя” превосходно показаны мужественность и преданность своей Родине народного героя костромича Ивана Сусанина. Так любил Родину, так научил нас любить ее великий подвижник». Особое роль в жизни владыки Никодима сыграла одна, дарованная Божественным Промышлением, встреча. В начале сентября 1961 года по благословению священноначалия епископ Костромской Никодим вылетел в Прибалтику, где в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина принимал участие в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), избранного в июне 1990 года Патриархом Московским и всея Руси. Именно в 1961 году в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов, пять из восьми духовных семинарий, запрещен колокольный звон.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

В этом отношении весьма показательно обращение, которое группа из 25 депутатов-демократов украинского парламента во главе с Олесем Шевченко 20 февраля 1992 года направила Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, и которое позже фигурировало на Архиерейском Соборе 31 марта 5 апреля 1992 года. В нем, в частности, говорилось: «...митрополит Филарет правдами и неправдами ищет путей (быстро изменив свои лозунги), чтобы заручиться поддержкой нового правительства и сохранить свою порочную систему управления церковью. Не секрет, а достояние гласности, что именно митрополит Филарет (Денисенко) тесно связал свою тридцатилетнюю деятельность со службами КГБ, дабы угодить власти КПСС, послужить безбожному правительству не в интересах церкви, а ради карьеры и возможности удерживать церковь на Украине в руках единовластной диктатуры. Все это отвращает от церкви людей, сводит на нет проповеднический миссионерский труд честного священства, углубляет вражду между конфессиями и способствует расколам» (перевод с украинского мой В.П.) Вероятно, это послание депутатов Патриарху было следствием недоверия новоявленному патриоту, но уже после Архиерейского Собора 31 марта 5 апреля 1992 года те же самые депутаты принимают по отношению к митрополиту совершенно иной тон, убедившись в его окончательном переходе в стан поборников «самостийности». Митрополит Киевский был глух ко всем призывам покаяться. Собора Украинской Церкви, на котором он бы ушел в отставку и обеспечил избрание нового Предстоятеля УПЦ, он так и не созвал. В связи с этим, Священный Синод Русской Православной Церкви, заседавший 21 мая 1992 года (в информации ЖМП это заседание ошибочно датировано 28 мая) и имевший суждение о положении в Украинской Церкви, поручил старейшему по хиротонии иерарху Украинской Церкви митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку) незамедлительно созвать и провести в период до праздника Святой Троицы Архиерейский Собор УПЦ для избрания ее нового Предстоятеля. При этом Священный Синод рекомендовал провести выборы тайным голосованием не менее, чем из трех выдвинутых Архиерейским Собором УПЦ кандидатов. Мера эта была отнюдь не лишней в свете того печального опыта авторитарного стиля управления УПЦ, который имел место при митрополите Филарете. Кроме того, на том же заседании Священного Синода было определено, что до выборов нового Предстоятеля УПЦ управлять ею будет митрополит Харьковский Никодим, как старейший среди украинских архиереев В ответ на это митрополит Филарет 25 мая отправил на имя Святейшего Патриарха Алексия сообщение о том, что он считает решения расширенного Синода «необоснованными и недееспособными»

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Латиноамериканцы приблизились к святым мощам, осмотрели гроб преподобного Сергия , иконостас, настенные иконы. Торговый советник Посольства Кубы Рейнальдо Рейес Супруга Рейнальдо Рейеса Далее по программе были Московские духовные школы. Небольшое расстояние экскурсанты опять преодолели рекордно медленно. Большинство вообще не спешили никуда идти и погрузились в фотографирование. Чаще всех щелкал фотоаппаратом колумбиец Диего Тобон. Уругваец Хорхе Мейер в пиджаке с платком вальяжно прохаживался, разговаривая с нунцием Юрковичем. В МДАиС гости сначала посетили академический храм Покрова Пресвятой Богородицы, а затем проследовали в Церковно-археологический кабинет. Паломники выслушали рассказ о коллекциях русских и византийских икон, графики, декоративно-прикладного искусства, нумизматики. У стендов с облачениями четырех Патриархов XX века – Тихона, Сергия, Алексия I и Пимена – им была кратко представлена биография упомянутых Предстоятелей. В зале западноевропейского искусства гостям рассказали об экспонате из Латинской Америки. Речь идет о кресте, к которому прикладывался лидер Аргентины Хосе Фигероа Алькорта (1906-1910), принося президентскую присягу. Эту реликвию в 60-х годах внучка Х. Фигероа Алькорты подарила епископу Аргентинскому и Южноамериканскому Никодиму (Руснаку) (ныне – митрополит Харьковский и Богодуховский). Позднее владыка Никодим передал крест в Церковно-археологический кабинет. По центру - супруга Посла Уругвая Нубия Пироне де Мейер Завершил экскурсию обед в профессорской трапезной Московских духовных школ. Гостей тепло приветствовал преподаватель библейской истории архимандрит Венедикт (Князев). Тосты произнесли монсеньор Иван Юркович и старейшина латиноамериканских дипломатов парагваец Марсиаль Бобадилья. Последний поднял бокал за процветание Православной Церкви, а затем, посмотрев на нунция, добавил: и за процветание Римско-Католической Церкви тоже. Дипломат всегда должен быть корректным! Отведав сытной монастырской кухни, поблагодарив отца Венедикта и в его лице всех, кто оказал им гостеприимство, паломники зашагали к автобусу. Нас, нескольких сопровождающих, угнетало, что не удалось поклониться мощам преподобного Сергия: Троицкий храм был заполнен верующими, очередь растянулась на несколько сот метров. К счастью, с помощью друзей-семинаристов мы смогли попасть в церковь и немного помолиться, заставив высокопоставленных экскурсантов томиться в ожидании.

http://pravmir.ru/latinoamerikancy-v-obi...

6 и 7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода РПЦ, но митрополит Филарет, постоянный его член, на заседание не явился. Синод, рассмотрев церковную ситуацию на Украине, постановил осудить заявления митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора как не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству, Синод квалифицировал их как хулу на соборный разум Церкви. Священный Синод предписал митрополиту Филарету до 15 мая созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля и действительно уйти в отставку, как он торжественно перед крестом и Евангелием обещал сделать. В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в УПЦ, митрополиту Филарету было запрещено в период до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Церкви. Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апреля 1992 г., были объявлены незаконными и недействительными. Священный Синод предупредил митрополита Филарета, что в случае неисполнения определений Архиерейского Собора РПЦ и Синода он будет предан церковному суду. Однако и это постановление Священного Синода РПЦ было проигнорировано митрополитом Филаретом. 21 мая Синод снова обсуждал церковную ситуацию на Украине, и опять в отсутствие виновника кризиса, который не пожелал явиться на заседание. Старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) Синод поручил созвать Архиерейский Собор до празднования дня Св. Троицы, для того чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля УПЦ. Временное исполнение обязанностей 1-го епископа УПЦ возлагалось на митрополита Никодима. Получив извещение о постановлении Священного Синода, митрополит Филарет заявил, что он считает решение Синода необоснованным и «недееспособным».

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

Митрополит Харьковскийму и Богодуховский Никодим (Руснак) 1992 год – Состоялось заседание Священного Синода. Митрополит Филарет (Денисенко) не приехал и на это заседание. В сложившейся неординарной ситуации Синод, обсудив церковную ситуацию на Украине, вынес решение временно передать функции предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю Украины — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской Православной Церкви. Богоявленский кафедральный собор (Елоховский) 1993 год – По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III нанес ответный визит в Русскую Православную Церковь (21 мая – 7 июня). В субботу, 22 мая, в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, патриархи Александрийский и Московский в сослужении архиереев Александрийской и Русской Православных Церквей в Богоявленском кафедральном соборе Москвы совершили Божественную литургию. После богослужения имел место обмен приветственными речами. В понедельник, 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, когда отмечался День славянской письменности и культуры, предстоятели двух Церквей совершили Божественную литургию в Успенском патриаршем соборе и участвовали в крестном ходе из Кремля на Славянскую площадь к памятнику просветителей славянских, где был отслужен торжественный молебен. В тот же день в честь папы и патриарха Парфения III патриарх Алексий II устроил торжественный прием в своей официальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре. Успенский собор московского Кремля 25 мая папа и патриарх Парфений III и сопровождавшие его лица посетили Художественно-производственное объединение Русской Православной Церкви «Софрино» близ Москвы. В день святой Пятидесятницы папа и патриарх Парфений III совместно с патриархом Алексием II совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой Лавре. Предстоятель Русской Православной Церкви возложил на предстоятеля Александрийской Церкви высшую награду Московского Патриархата –  орден святого апостола Андрея Первозванного, – во внимание к долголетним трудам папы и патриарха Парфения III по сотрудничеству двух Церквей и по развитию общеправославного свидетельства и служения. Высокий гость участвовал в праздничном приеме, устроенном Патриархом Московским и всея Руси. Во второй половине дня папа и патриарх Парфений III посетил Московскую Духовную академию, где ему был оказан радушный прием ректором академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным), профессорско-преподавательской корпорацией и студентами.

http://pravoslavie.ru/5457.html

Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. 6 и 7 мая состоялось расширенное заседание Свящ. Синода РПЦ, но митр. Филарет, постоянный его член, на заседание не явился. Синод, рассмотрев церковную ситуацию на Украине, постановил осудить заявления митр. Филарета по поводу Архиерейского Собора как не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству, Синод квалифицировал их как хулу на соборный разум Церкви. Свящ. Синод предписал митр. Филарету до 15 мая созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля и действительно уйти в отставку, как он торжественно перед крестом и Евангелием обещал сделать. В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в УПЦ, митр. Филарету было запрещено в период до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Церкви. Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апр. 1992 г., были объявлены незаконными и недействительными. Свящ. Синод предупредил митр. Филарета, что в случае неисполнения определений Архиерейского Собора РПЦ и Синода он будет предан церковному суду. Однако и это постановление Свящ. Синода РПЦ было проигнорировано митр. Филаретом. 21 мая Синод снова обсуждал церковную ситуацию на Украине и опять в отсутствие виновника кризиса, к-рый не пожелал явиться на заседание. Старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви Харьковскому митр. Никодиму (Руснаку) Синод поручил созвать Собор укр. епископов до празднования дня Св. Троицы, для того чтобы принять отставку митр. Филарета и избрать нового предстоятеля УПЦ. Временное исполнение обязанностей 1-го епископа УПЦ возлагалось на митр. Никодима. Получив извещение о постановлении Свящ. Синода, митр. Филарет заявил, что он считает решение Синода необоснованным и «недееспособным».

http://pravenc.ru/text/76516.html

2) До 15 мая с. г. митрополиту Филарету предписывается созвать архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед Крестом и Евангелием. 3) В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Православной Церкви, митрополиту Филарету запрещается в период до архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв архиерейского Собора УПЦ для принятия его отставки и избрания нового предстоятеля Украинской Православной Церкви. 4) Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения архиерейского Собора РПЦ от 2 апреля 1992 г., считаются незаконными, а потому и недействительными. 5) В случае неисполнения определения архиерейского Собора РПЦ и настоящего постановления предать митрополита Филарета суду архиерейского Собора РПЦ» 735 . Но и это постановление Священного Синода было проигнорировано митрополитом Филаретом. 21 мая Синод обсуждал церковную ситуацию на Украине, и снова без виновника кризиса, который не пожелал явиться на заседание. Старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) Синод поручил созвать архиерейский Собор до празднования Святой Троицы для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской Церкви. Временное исполнение обязанностей первого епископа возлагалось на митрополита Никодима. Получив извещение о постановлении Священного Синода, митрополит Филарет заявил, что он считает решение Синода «необоснованным и... недееспособным». 26 мая предстоятель кириархальной Церкви Святейший Патриарх Алексий II направил митрополиту Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиерейский Собор обсудил ходатайство укр. архиереев о предоставлении Украинской Церкви автокефального статуса. В своем докладе на Соборе митр. Филарет (Денисенко) обосновывал необходимость предоставления Украинской Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского гос-ва. Началась дискуссия, в к-рой участвовали многие архиереи, слово брал и Святейший Патриарх. Большинство выступавших отвергли мысль об автокефалии, виновником церковного кризиса на Украине, выразившегося в возникновении автокефалистского раскола и отпадении большинства приходов в унию , назван был митр. Филарет. Архипастыри потребовали его ухода со своего поста. Митр. Филарет дал обещание, что по возвращении в Киев созовет Собор и сложит с себя обязанности митрополита Киевского и Галицкого. Однако, вернувшись в Киев, митр. Филарет заявил, что он не намерен оставлять свой пост. В сложившейся ситуации Святейший Патриарх принял необходимые меры по спасению канонического единства Русской Церкви - по его инициативе Свящ. Синод поручил старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митр. Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви, для того чтобы принять отставку митр. Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви. 26 мая Предстоятель кириархальной Церкви Святейший Патриарх А. направил митр. Филарету телеграмму, в к-рой, взывая к его архипастырской и христ. совести, просил во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митр. Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, к-рая отвергла постановление Свящ. Синода РПЦ. Архиерейский Собор, созванный в Харькове 27 мая митр. Никодимом, выразил недоверие митр. Филарету и уволил его с Киевской кафедры, главой Украинской Церкви был избран митр. Владимир (Сабодан). Свящ. Синод РПЦ на заседании 28 мая выразил согласие с решением Архиерейского Собора Украинской Церкви. А. в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в окт. 1990 г., благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в качестве главы Украинской Церкви.

http://pravenc.ru/text/64696.html

В конце 1950-х - начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города. Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=00153

  001     002