Утором 24 марта гроб с телом почившего Архипастыря установлен в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска 23 марта 2014 года на 71-м году жизни скончался глава Симбирской митрополии Высокопреосвященный митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью,  — сообщает Сибирская митрополия . Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих. Бабушка, Мария Георгиевна воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь. Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания. Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти во время регулярных посещений богослужений, Николай в 1970 году поступает сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970-м году 10 человек были зачислены сразу во второй класс Семинарии, из них пять промыслом Божиим стали архиереями. В четвертом классе семинарии, в канун Рождественского Сочельника, 5 января 1973 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) Николай Хазов был пострижен в монашество с именем Прокл, в честь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Через два дня, в праздник Рождества Христова, монах Прокл был рукоположен во диакона. 11 марта 1973 года иеродиакон Прокл был рукоположен во священника и назначен на свой первый приход – настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Ленинградской области. В 1975 году иеромонах Прокл был переведен на служение в город Ленинград, где становится клириком Смоленского храма, рядом с которым находится могила блаженной Ксении Петербургской. В 1977 году иеромонах Прокл оканчивает курс Духовной Академии со степенью кандидата богословия за работу «Евангелие как основа нравственной жизни христианина». Выпускника Академии назначают настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Выборг. К Пасхе 1978 года он был возведен в сан игумена.

http://pravmir.ru/otoshel-ko-gospodu-mit...

[Чеш., словац. Michal] (Дандар; род. 9.01.1947, пос. Земплинске-Градиште, окр. Требишов, Чехословацкая Республика (ныне Словацкая Республика)), архиеп. Пражский и Чешских земель Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Род. в правосл. семье. В 1963 г. после окончания средней школы поступил на Православный богословский факультет Прешовского университета . В 1965 г. после окончания 2 курсов фак-та направлен для продолжения обучения в ЛДА, к-рую окончил в 1969 г. со степенью канд. богословия (канд. дис.: «Борьба Церкви с монтанизмом и алогизмом во II и III вв.»). 13 июля 1969 г. вступил в брак с Татьяной Алексеевой. В 1969-1971 и в 1988-1990 гг. аспирант Православного богословского фак-та в Прешове. 21 мая 1971 г. в Ленинграде митр. Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) рукоположен в сан диакона, 22 мая - в сан священника. В 1971-1980 гг. с согласия митр. Пражского и всей Чехословакии Дорофея (Георгиевича) нес послушание настоятеля ц. прп. Симеона Дивногорца в Дрездене (Берлинская епархия РПЦ). По завершении командировки в мае 1980 г. вернулся в клир Чехословацкой Православной Церкви. В 1980-1981 гг. настоятель ц. святых Кирилла и Мефодия в г. Левоча (Прешовский край, Словакия) и архидекан (благочинный) округов Спишска-Нова-Вес и Попрад Прешовской епархии. В 1981-1990 гг. настоятель ц. Успения Пресв. Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. В 1982-1999 гг. благочинный г. Праги и Центральночешского округа Пражской епархии. В 1987-1991 гг. председатель Миссионерского отдела Пражской епархии. В 1990-2004 гг. настоятель церковной общины, созданной в ц. Благовещения Пресв. Богородицы На-Слупи (Прага) для выходцев из Вост. Словакии и Закарпатья. В 1992 г. удостоен права ношения митры, в 1996 г.- ношения 2-го креста. В 1990-1995 гг. председатель братства святых Кирилла и Мефодия в Праге. В 1990-1996 гг. руководитель Православной Кирилло-Мефодиевской богословской школы в Праге. В 1996-2000 гг. учился в аспирантуре Гуситского богословского фак-та Карлова ун-та в Праге. В 1997-2000 гг. преподавал на этом фак-те правосл. литургику. 9 янв. 1997 г. возведен в сан протопресвитера. 12 мая 1998 г. Православным богословским фак-том Прешовского ун-та удостоен степени доктора философии. C 1 июля 2000 г. настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве при храме свт. Николая Чудотворца в Котельниках.

http://pravenc.ru/text/2563632.html

Архив Пн В Неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил РФ 3 апреля 2022 г. 14:38 3 апреля 2022 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, священномученика Владимира Введенского пресвитера (1931), преподобного Серафима Вырицкого (1949), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова  — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Одинцовском районе Московской области. В этот день исполнилось 53 года со дня монашеского пострига Святейшего Патриарха Кирилла: 3 апреля 1969 года он был пострижен  митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)  в монашество с наречением имени Кирилл. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Бронницкий Савватий , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами ;  епископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла;  архимандрит Алексий (Ганьжин) , настоятель Кронштадтского Никольского Морского ставропигиального собора, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протоиерей Александр Солдатенков, ключарь Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил РФ; протоиерей Димитрий Солонин, помощник начальника Военного университета по работе с верующими военнослужащими, заведующий сектором учебных заведений МО РФ Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протоиерей Родион Райш, помощник командира войсковой части 52025 по работе с верующими военнослужащими; игумен Феофан (Замесов), председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством Сергиево-Посадской епархии ; протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; военное духовенство Русской Православной Церкви; духовенство г. Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5914221.ht...

Архив Пн Отошел ко Господу архиепископ Берлинский и Германский Феофан 11 сентября 2017 г. 17:28 11 сентября 2017 года, на 64-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) . Вся жизнь архиепископа Феофана была примером жертвенного служения Богу и Церкви. Владыка родился 8 июля 1954 года на Украине в г. Белая Церковь Киевской области. После окончания средней школы учился в Днепропетровском химико-технологическом институте. В 1972 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в академию, которую окончил в 1977 году со степенью кандидата богословия. По отзывам преподавателей, собратьев и друзей будущий архиепископ Берлинский был одним из наиболее прилежных и одаренных учеников, с особым усердием постигавший богословскую науку. После окончания академии назначен преподавателем и помощником инспектора Ленинградской духовной семинарии. 4 января 1976 года принял иноческий постриг с именем Феофан, 7 января митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) рукоположен во иеродиакона, а 17 апреля 1977 года архиепископом Выборгским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) — во иеромонаха. После трехгодичной стажировки в Восточно-церковном институте в Регенсбурге (1977-1979) иеромонах Феофан продолжил преподавать в Ленинградских духовных школах. В 1980 году избран секретарем Совета Ленинградской духовной академии и заведующим кафедрой литургики. Все знавшие владыку впоследствии отмечали его глубокое знание церковного устава, богословских дисциплин и любовь к богослужению. Он мог часами рассказывать о тех или иных тонкостях службы, удивляя собеседников широтой своих познаний. В январе 1985 года иеромонах Феофан был назначен исполняющим обязанности инспектора, 14 февраля возведен в сан архимандрита, а в августе занял должность инспектора ЛДАиС. В том же году он в течение короткого времени исполнял обязанности ректора Ленинградских духовных школ. С 1985 года начинается период служения владыки на поприще внешних церковных связей. Определением Священного Синода от 7 февраля 1986 года он был назначен заместителем председателя ОВЦС. Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 30 декабря 1986 года архимандриту Феофану определено быть епископом Каширским, викарием Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5008132.ht...

Архив Пн Патриаршее приветствие участникам конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» 14 марта 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право». Организаторам и участникам научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» Преосвященные владыки! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов, участников и гостей конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право». Нынешняя дата — 14 марта — имеет для меня особое значение. В этот день 46 лет назад архипастыри Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым) совершили мою епископскую хиротонию. Я был возведен на высшую ступень иерархического служения и принял в свои руки архиерейский жезл как символ ответственности за вверенную мне паству Христа Спасителя. Из личного опыта могу сказать, что для приступающего с трепетом и ревностью духовной к такому великому и славному деланию, всегда очевидно, что никаких человеческих сил не хватит для достойного прохождения этого поприща. Только силой благодати Божией и возможно понести нелегкий крест архипастырства. Окидывая мысленным взором минувшие годы трудов на пользу Православия, благодарю Создателя, сподобившего меня быть работником в Его Винограднике. При совершении архиерейских хиротоний я всегда обращаю особое внимание новопоставленного епископа не только на великий дар, полученный им в момент посвящения, но и на великую, ни с чем не сравнимую ответственность. Осознание этой ответственности всегда должно оставаться неотъемлемой частью духовной жизни епископа, который призван в согласии со словами Священного Писания внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил его блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Все сказанное приобретает особое значение и смысл в контексте происходящих сегодня событий, связанных в том числе и с положением, в котором оказалось мировое Православие, и со взаимоотношениями стран и народов.

http://patriarchia.ru/db/text/5907239.ht...

В день памяти Святителя Николая в Бари была совершена Божественная литургия Барии, 24 декабря 2004 г. 1 9 декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, на мощах угодника Божия в Бари была совершена Божественная литургия, передает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Богослужение, проходившее в крипте базилики, где с XI века пребывают честные останки Святителя Николая, возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С митрополитом Кириллом служили епископ Балтийский Серафим и епископ Стефандтсмитский и Хевский Петр (Грузинская Православная Церковь), а также около 40 клириков из разных епархий Русской Православной Церкви. За литургией молились более 2000 паломников, прибывших из России, Украины, Белоруссии, государств Западной Европы, из США и других стран, а также выходцы из стран православной традиции, проживающие в Италии, и православные итальянцы. Многие богомольцы причастились Святых Христовых Таин. На богослужении присутствовал мэр Бари Микеле Эмилиано. Базилике святого Николая около 1000 лет. Она представляет собой перестроенный дворец византийского наместника. После принесения в 1087 году мощей Святителя Николая в Бари святыня была помещена в этом административном здании, впоследствии его перестроили, в нем была устроена церковь. В 1089 году Папа Урбан II положил мощи в крипте базилики. На мраморной крышке гробницы сохранились надписи, свидетельствующие, что при этом событии 9 веков тому назад присутствовали норманнские князья. Паломничества из России в Бари начались несколько столетий назад: сохранились документы, согласно которым еще в XV веке к мощам святителя Николая приезжали русские паломники. В сокровищнице базилики хранятся дары, приносимые богомольцами. Среди них – светильники, которые по поручению Российского императора Александра II его брат Константин Николаевич передал храму в 1859 году. В архипастырском слове после литургии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассказал, как 35 лет назад он приехал в Бари в составе делегации, возглавлявшейся приснопамятным митрополитом Никодимом (Ротовым). Во время этого визита митрополит Никодим совершил первую православную литургию на мощах Святителя Николая со времени их перенесения в Бари.

http://pravoslavie.ru/12249.html

Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович) Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Дата хиротонии: 14 марта 1976 г. Дата пострига: 3 апреля 1969 г. День ангела: 24 мая Страна: Россия Биография: См. также сайт  Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор  Санкт-Петербургской духовной академии , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге,  скончался  30 декабря 2021 г. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам. По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г. 3 апреля 1969 г.  митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)  пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха. С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии. В 1970-1971 гг. — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии. 12 сентября 1971 г. возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244992...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2009 год Запредельная территория Имя Всеволода Гаккеля хорошо знакомо петербуржцам среднего возраста: экс-музыкант «Аквариума» — культовой группы 80-х , организатор первого неформального клуба «TaMtAm», известный тусовщик… Сегодня на страницах «Воды живой» Всеволод Гаккель предстает совсем в другом образе. Писать о нем трудно и легко одновременно. Он прекрасный собеседник, но беседа с ним оставляет ощущение недосказанности. Глубина его личности придает разговору смысл, мало совпадающий с общепринятой точкой зрения. Мама - Всеволод, Вы часто говорите о том, что находитесь в самом начале пути. Но ведь Церковь была в Вашей жизни даже в советское время, когда многие вообще не знали, что это такое? - Оба мои брата были крещены в младенчестве, до меня «не доходили руки»: послевоенное время, благополучная семья, много детей. После смерти отца у моей мамы Ксении Всеволодовны произошла переоценка всей жизни, и первое, что она сделала, — крестила меня. И вся ее жизнь потом была сопряжена только с Церковью. У нее многое было связано с тем временем, когда она в юности жила в Рязани у тетки. Там был такой чудесный архиепископ Иувеналий (Масловский), ныне канонизированный. Когда владыку арестовали, тетя посылала мою маму в НКВД с передачами. У мамы хранились его зашифрованные письма. Позже (уже в спокойные времена), когда к нам домой приходили какие-то старушки к маме в гости, разговоры были только о владыке Иувеналии. Потом у нее было общение с митрополитом Алексием (Симанским), который впоследствии стал Патриархом Алексием I. Maмa каким-то образом общалась с ним в блокаду. Знаю, что он ее опекал, помогал хлебом. Потом у нее в жизни был период, связанный с митрополитом Никодимом (Ротовым). Наверно, есть такая категория женщин, которые вдруг обретают в священнослужителе нечто важное, мигрируют за ним.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/7/61...

Митрополит Волоколамский Иларион: «Мы заботимся о сохранении и укреплении единства Русской Православной Церкви» 20 июля 2010 г. 10:30 17 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы со-ведущего программы Ивана Семенова, подробно рассказав о деятельности ОВЦС как церковного внешнеполитического ведомства. — Сталкивается ли православный христианин в своей повседневной жизни с работой ОВЦС и плодами Ваших трудов? — Конечно, сталкиваются, особенно те люди, которые живут в дальнем зарубежье и некоторых странах ближнего зарубежья. Например, отношения между православными и католиками или между православными и протестантами: ведь это не только отношения, существующие на официальном уровне. Многие православные верующие живут в странах, где преобладает Католическая Церковь или в странах, где большинство исповедует протестантизм, а это означает — смешанные браки, общение на работе с представителями других вероисповеданий или других христианских конфессий. Мы не живем в мире, в котором мы изолированы друг от друга. ОВЦС как раз и занимается всей этой обширной проблематикой, связанной с взаимоотношениями между Церковью и внешним миром, в том числе и иными христианскими конфессиями. — Каковы основные задачи Синодального отдела? — Прежде всего, мы заботимся о сохранении и укреплении единства Русской Православной Церкви. Русская Церковь — это не только Церковь Российской Федерации, она является доминирующей в Белоруссии, Молдавии, на Украине; очень широко представлена в других странах постсоветского пространства, а также в дальнем зарубежье. Достаточно сказать, что сейчас больше половины епископов Русской Православной Церкви — это не граждане России. В этой ситуации, конечно, укрепление внешних рубежей нашей Церкви, укрепление ее единства является очень важной задачей всей Церкви и всего священноначалия, и, в частности, Отдела внешних церковных связей. — В эпоху хрущевских гонений на Церковь Отдел возглавлялся владыкой Никодимом (Ротовым). Что вы могли бы сказать о нем, исходя из современных реалий?

http://patriarchia.ru/db/text/1224724.ht...

Николай, архиепископ (Саяма Петр) Дата рождения: 22 ноября 1914 г. Дата смерти: 26 августа 2008 г. Дата хиротонии: 10 декабря 1967 г. Дата пострига: 1 сентября 1962 г. Страна: Япония Биография: Архиепископ Раменский Николай (в миру Саяма Петр Дайроку) родился 22 ноября 1914 г. в г. Тайхоку (ныне Тайбэй), на о. Тайвань, куда был послан для работы из Японии его отец, по специальности социолог, со всей семьей. Вскоре после рождения сына мать вместе с детьми вернулась в Японию и поселилась в г. Миядзу, близ Киото, где в православной церкви был крещен будущий иерарх с наречением имени Петр. Затем вся семья переехала в Токио, где Петр учился в средней школе и уже тогда имел твердое решение стать православным священником. По окончании школы он поступил в университет на богословский факультет. В 1941 г. окончил Токийскую духовную семинарию под руководством митрополита Сергия (Тихомирова) и хотел продолжить богословское образование, но этому помешали военные действия. После окончания Второй мировой войны большинство православных приходов в Японии оказались в юрисдикции Американской митрополии, и в 1954 г. Петр Саяма был направлен в Нью-Йоркскую Владимирскую семинарию. В октябре 1956 г. рукоположен во диакона, а в ноябре того же года во пресвитера и назначен помощником настоятеля семинарского храма. В 1959 г. окончил семинарию и, желая глубже изучить основы православной веры, направился в Грецию и прожил в Афинах полтора года, побывав во многих храмах в Греции и на Афоне. В 1961 г. вернулся в Японию и в августе того же года во время пребывания в Японии делегации, возглавляемой архиепископом Сергием (Лариным), перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1962 г. приехал в Россию. 1 сентября в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Николай. 28 августа 1966 г. в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) возведен в сан архимандрита. 8 сентября назначен благочинным церквей Московского Патриархата в Японии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198557...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010