Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Никодим Святогорец   Никодим Святогорец       Св. Никодим Святогорец              Среди истинных делателей добродетели и выразителей ее в слове и деле был боговдохновенный Никодим, великий и мудрый учитель Церкви, чудо афонских монахов, сияющая утренняя звезда небесной мудрости и жизни во Христе. Этот самый мудрый, добродетельный светильник и учитель Церкви, уста святых учителей прошлого, божественный Никодим, родился на осрове Наксос, одном из Кикладских островов в году 1749 от Рождества нашего Спасителя. Его благочестивые и добродетельные родители, Антоний и Анастасия Калливурцис, назвали его в святом крещении Николаем. Они были первыми, кто с детства поил св. Никодима богоносными водами веры. В детстве Николай отличался проницательным умом, точным восприятием и блестящей памятью. Эти качества удивляли не только его ровесников, но также и всех тех взрослых людей, кто видел столь исключительные способности и таланты в таком молодом человеке. Св. Никодим получил начальное образование на родном острове Наксосе. Его учителем был приходской священник, который также учил его любви к Богу и Святой Церкви, и всему доброму и полезному. С великой преданностью Николай служил этому священнику, помогая ему во время совершения Божественной литургии и в других богослужениях. Когда Николаю исполнилось 15 лет, отец отвез его на Смирну, в великолепную греческую школу, которая позже была названа школой Евангелики и стала знаменитой. В этой школе у Николая был также великий учитель, Иерофей Вулисмос с Итаки, знаменитый в то время своей ученостью и почитаемый за свои нравственные заслуги. Николай обучался в школе в течение пяти лет. В 1770 году, из-за гонений на христиан и истребления их турками, Николай покинул Смирну и вернулся на родной остров, где митрополит Пароса и Наксоса Анфимий Вардис дал ему место своего секретаря и келейника, с намерением подготовить его «для более совершенных дел благодати» и познакомить его со священническим служением Господу. Николай оставался у митрополита Анфимия на протяжении пяти лет. Здесь, на Наксосе, юноша получил возможность познакомиться со святыми афонскими иеромонахами Григорием и Нифоном, и монахом Арсением, воистину превзошедшими многих своим благочестием. Они рассказывали Николаю о монашеском, ангельском образе жизни подвижников Святой Горы Афон. Они научили его духовной молитве, усмотрев в нем готовность постигать тайны этого блаженного делания. В общении и в беседах с этими святыми людьми сердце Николая исполнилось божественного рвения, и в нем возникло стремление к ангельской жизни афонских монахов.

http://isihazm.ru/?id=575

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Прот. Афанасий Гкикас Вклад прп. Никодима Святогорца в филокалийное возрождение XVIII в.   Прот. Афанасий Гкикас Вклад прп. Никодима Святогорца в филокалийное возрождение XVIII в.   Промысл Бога Отца о Своих творениях и особенно о человеке, исполненная любви забота Его о нас никогда не прекращается. Да и как могло бы быть иначе, ведь любовь есть главное свойство Существа Божия. Вспомним, что во времена, когда род православных христиан, главным образом народ греческий, на протяжении долгих лет изнемогал под владычеством иноверных, подвергаясь также натиску еретических учений, губительных для его исторического облика и чуждых преданиям старины, Промыслом Божиим сподвигнуто было движение Колливадов. Оно появилось на Святой Горе около середины XVIII в. и просуществовало до середины XIX. Великие личности, носители многих дарований Святого Духа, старались благим примером своей жизни, посредством своей писательской и издательской деятельности донести до людей учение Отцов Церкви, пробудить порабощенный народ к истинной вере и деятельной христианской жизни. Имена, украсившие собою святцы нашей Церкви,— свт. Макария Но-тараса, прп. Афанасия Парийского, прп. Никодима Святогорца, наряду с другими монахами и аскетами, такими как Неофит Кавсокаливит, константинопольские патриархи Григорий и Нифонт, старец Арсений, - составляют великую плеяду борцов веры против помрачения и обмирщения, постепенно проникавших в лоно Православной Церкви. Период турецкого владычества был для Греции временем великих препятствий и трудностей, возникавших перед людьми в их повседневной жизни. Они были связаны с ущемлением свободы, попиравшейся на всех уровнях самым грубым образом. Люди не могли свободно посещать школы, ходить в храмы и вообще не обладали той свободой, культурной и духовной, которой пользовались раньше. Монастыри, а особенно Святая Гора, находились в чрезвычайно тяжком положении из-за невыносимых налогов, которых требовали притеснители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2822

Преподобный Никодим Святогорец Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 К двухсотлетию со дня преставления преподобного Никодима Святогорца Содержание статьи Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам. Никодим Святогорец: факты Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу. Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский. Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIXb. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Доб­ротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во время обсуждения этих вопросов была опубликована “Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин”. Книга эта, вышедшая когда-то стараниями преподобного Никодима, содержит ценные рассуждения о христианской жизни каждого из нас 1 . Само её название настраивает читателя на непрестанное участие в церковных таинствах. Как при этом избежать профанации таинства?

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-nikodim-s...

Разделы портала «Азбука веры» Цикл бесед по книге прп. Никодима Святогорца «Невидимая брань» с игум. Исидором (Минаевым) В Избранное Оглавление радио “Град-Петров” Беседа 1 К. Терёхина: Здравствуйте, мы начинаем цикл бесед по книге Преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». А помогать нам в этом будет настоятель Коневского монастыря игумен Исидор. Здравствуйте, отец Исидор. Иг. Исидор (Минаев): Здравствуйте! К. Терёхина: Начать наш сегодняшний разговор хотелось бы с необычного названия этой книги – «Невидимая брань». Мы знаем, что многие из священных книг Ветхого и Нового Завета получают свое названия от тех предметов, о которых они нас поучают, или повествуют. Ну, например, вспомним название «Книга Бытия», которая рассказывает нам о сотворении и благоустроении всего Сущего из не-Сущего. «Исход» описывает исход сынов Израиля из Египта. «Левит» – содержит Устав священнодействия для колена Левитского. Каково же содержание предмета изучения данной книги? Почему брань или битва? И почему невидимая, отец Исидор? Иг. Исидор (Минаев): Когда священник крестит человека, то в молитвах чинопоследования крещения священник несколько раз называет крещаемого «воином Христовом». Т.е. это говорит о том, что человек, принявший крещение он как бы вступил в армию Христа, он стал его воином. Ну, конечно же, у нас возникает вопрос, а с кем должен бороться этот воин? И вот Священное Писание и в частности вот книга Никодима Святогорца говорит нам о том, что человек должен бороться, прежде всего, с собой. Т.е. прежде всего, бороться с тем злом, с теми несовершенствами, которые есть в нем самом, со своей гордыней, со своей ленью, со своей агрессивностью. Конечно, есть враги внешние, которые же разрушают Божественное мироздание, но это как бы уже второй бой, это уже только после того как человек победил сам себя, после того, как человек нашел в себе силы, чтобы исправить какие-то пороки, которые его одолевали, какие-то страсти преодолеть. После этого человек уже имеет какое-то право бороться и со злом внешним. И не правильно поступают те христиане, которые ищут врагов, ищут несовершенств вне себя прежде себя и совершенно забывают о том, что внутри самого человека находится очень много нечистоты, очень много несовершенства, и очень много зла, которое порой овладевает нами и через нас выходит в мир. Поэтому воин Христов – это человек, который ведет неустанную борьбу, прежде всего, с самим собой. В Евангелии мы не найдем, к сожалению, каких-то методик как бороться с собой. Там даны общие установки, скажем так, духовные.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

Преосвященный Никодим, первый епископ С.-Петербургский Иерархическая степень С.-Петербургской епархии С.-Петербургская епархия, по новости своего учреждения, не могла стать прямо в числе митрополий или архиепископии, – чего позволительно было бы ожидать по значению царствующего града. Тогда как в Московской епархии, конечно, по уважению ее древности и первостепенного значения при патриархах, первым же иерархам усвоен сан архиепископов (Ист. Москов. епарх. управления, ч. II, стр. 11), С.-Петербургская область, при бытности преосвященного Никодима, все время оставалась епископией, и уже при преемнике Никодима возвышена на степень архиепископии. Тем не менее, епископами на С.-Петербургскую кафедру, начиная с первого, избирались в Святейшем Синоде люди, в каком-либо отношении замечательные, опытные и наиболее других достойные. Первым епископом, как уже сказано выше, назначен был Преосвященный Никодим Сребницкий (некоторые пишут: Скребницкий). Сведения о его происхождении и образовании По недостатку сведений, которых мы никак не могли найти, предоставляем времени определить, когда и где родился преосвященный Никодим, кто были его родители, какое имя было дано ему при св. крещении, и какое воспитание получил он в домашней среде. Нам известно только, что он был родом малороссиянин, поначалу учился в Киевской коллегии, а окончил образование в московской Заоконно-Спасской академии. Таким образом, преосвященный Никодим принадлежал к числу достаточно образованных людей своего сословия и времени. Служба в Белогородкой и Псковской епархии Преосвященный Никодим становится известным уже на поприще деятельности в сане архимандрита белогородского Николаевского монастыря. При Епифании Тихорском, епископе белогородском и обоянском, он состоял, по тогдашнему чину духовной администрации, судьей духовных дел, обыкновенно производившихся при архиерейском доме. Преосвященный Епифаний любил Никодима, как настоятеля и судью, питал к нему особенное доверие, видел в нем человека достойного и способного к высшему послушанию в церкви. Это открывается из следующего факта. Умирая, 2-го июля 1731 года, преосвященный желал и просил, чтобы преемником ему поставили именно архимандрита Никодима. Желание почившего архипастыря дошло до Св. Синода, но епископом не был поставлен ни Никодим, ни второй кандидат, одновременно с ним рекомендованный. 28-го ноября 1731 года, на кафедру белогородской епархии вступил, по изволению Св. Синода, архиепископ Досифей, по фамилии Богданович-Любимский. А Никодим из белогородского Николаевского монастыря переведен был настоятелем в псковский Святогорский монастырь. Служба архимандрита Никодима в Санкт-Петербургской синодальной епархии и перемещении настоятелем в Ипатьевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. Это воинское руководство в той «войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных», которую ведет каждый христианин. Интересно, что Никодим Святогорец не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор ее — театинец Лоренцо Скуполи, католик. Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский, тоже многое в ней изменив. Тем не менее это интересный прецедент обращения великого православного святого крайне консервативного склада к католической духовности. Важно помнить о нем сейчас, когда некоторые чересчур ревностные люди всякое касание к католическому наследию считают невозможным для православия. Группа Вконтакте Facebook группа Невидимая брань Перевод с греческого святителя Феофана Затворника. Этот труд преподобного Никодима Святогорца, переведенный и адаптированный святителем Феофаном Затворником, давно стал излюбленным чтением православных. Книга повествует о той невидимой битве, которую каждый христианин ведет со врагами своего спасения. В книге обозревается поле этой битвы, излагаются методы ведения борьбы, раскрываются способы использования духовного оружия, которое есть в нашем распоряжении. Желающий достигнуть Небесного Царства должен вести мысленную брань против страстей врагов рода человеческого, день и ночь не перестающих воевать против него. Своеобразную тактику и стратегию этой брани Господней предлагает нам преподобный отец. Книга адресована читателю, желающему правильно проходить путь духовной жизни. В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книга сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько вольным переложением.

http://predanie.ru/book/71702-nevidimaya...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Невидимая брань «Невидимая брань» — одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. На самом деле Никодим Святогорец не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор её — иезуит Лоренцо Скуполи. Это, кстати, интересный прецедент обращения великого православного святого (причем крайне консервативного склада) к католической духовности. Важно помнить о нём сейчас, когда «ревнители Православия» всякое касание к католическому наследию считают чуть ли не ересью, чем-то невозможным для Православия). Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский, тоже многое в ней изменив. «Невидимая брань» Никодима Святогорца — это как бы воинское руководство в той «войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных», которую ведет каждый христианин. Преподобный Никодим Святогорец НЕВИДИМАЯ БРАНЬ В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книга сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько вольным переложением. Составлено старцем Никодимом к рукописи, которою он пользовался   Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей наименование: «Невидимая брань». Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самых предметов, о коих они поучают (книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход — потому, что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит — потому, что содержит устав священнодействий для колена левитского; книги Царств — потому, что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия — потому, что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2, 10–11), и указывают всем верным путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа: «Брань невидимая»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Никодим Святогорец о судебных полномочиях Константинопольского патриарха Доклад ректора Киевских духовных школ 31.03.2021 608 Время на чтение 20 минут «В современной полемике между Поместными Церквами по вопросу первенства во Вселенской Церкви голос преп. Никодима Святогорца должен прозвучать со всей силой. Его наследие может стать одной из важных основ для преодоления того кризиса, который охватил сегодня мировое православие». Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует доклад ректора Киевских духовных школ епископа Белогородского Сильвестра «Преподобный Никодим Святогорец и его мысли о судебных полномочиях Константинопольского патриарха» на XI студенческой конференции 30 марта 2021 года. Рубеж XX-XXI вв. стал временем заметного обострения споров по поводу православной экклезиологии. Нужно откровенно признать, что сегодня между Поместными Православными Церквами нет единства в понимании ряда аспектов учения о Церкви. Высказываются принципиально различные взгляды на природу и объем первенства во Вселенской Церкви, на механизм создания новых автокефальных и автономных Церквей, на канонический статус православной диаспоры. При чем все эти вопросы не остаются лишь предметом отвлеченных теоретических споров. Они порождают серьезные проблемы во взаимоотношениях между Поместными Церквами. Поэтому сегодня особо важно вести взвешенную и ответственную дискуссию по вопросам православного учения о Церкви. Фундаментом для такой дискуссии должно служить святоотеческое наследие. Проблема апелляций и « украинс кий церковный вопрос» Одним из таких проблемных вопросов межправославных отношений является вопрос о праве Константинопольского патриарха принимать апелляции от епископов, священников и диаконов, которые состоят в юрисдикции других Поместных Церквей и не согласны с вынесенными против них решениями церковных судов. Сегодня официальная точка зрения Константинопольского Патриархата сводится к тому, что Вселенский патриарх (и только он) имеет право принимать апелляции от осуждённых клириков всех Поместных Православных Церквей, пересматривать принятые в других Поместных Церквах судебные приговоры и выносить безапелляционные решения по этим делам.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/prepod...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О хранении чувств «О хранении чувств» Никодима Святогорца — ёмкий аскетический трактат. Падший человек порабощен миру, его устройство нарушено: ум, сердце и воображение рассредоточены, чувства подчиненны внешнему миру. Преподобный Никодим Святогорец систематизирует святоотеческое аскетическое учение — это «искусство искусств», дело освобождения и возрождения человека. Никодим Святогорец в книге «О хранении чувств» исследует причины порабощения ума чувствами. Затем пишет о том, как ум освобождается от этого рабства. После этого, последовательно разбирает как надо хранить пять чувств, воображение, сердце и ум. Преподобный Никодим Святогорец О хранении чувств Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело, но я тебе скажу, что, кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем, что в ней, ибо у нас все бывает от них и через них. Но, кто таков, тот сам властвуем бывает от Бога и всецело покорствует во всем воле Божией. Так Царство Божие водворяется, и первоначальный чин восстанавливается. Преподобный Симеон Новый Богослов Предисловие к современному читателю Никто не отказался бы взойти на Небеса и наслаждаться нескончаемым блаженством, если бы этого можно было достичь, не прилагая усилий и подвига. Все мы готовы быть с Господом во славе Его, но мало найдется тех, кто пребудет верным Ему в скорбях и поношениях. И даже если уже решились идти вслед за Христом, при первой трудности наш ветхий человек начинает вопиять о нарушении своих " прав " , о невыносимости такого пути. Он готов, подобно древним израильтянам, вернуться назад к египетским " мясам " , готов обернуться вспять, как жена Лотова. И какой тогда требуется труд, чтобы обуздать его, чтобы сохранить верность Господу и не бросить взятого креста! Тем, кто переживает подобное, адресована эта книжка в напутствие и укрепление. Только узким путем войдем мы в Царство Небесное; только с приложением усилий, по неложному слову Господа, только многими скорбями, только отвергшись себя и возненавидев душу свою, в скверне греховной валяющуюся, возможем мы пронести до конца свой крест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Подпишитесь на наш Телеграм Пять святоотеческих сочинений, написанных неправославными Есть книги, которые имеют в Православии статус «святоотеческих», при том что их авторы не были православными. Воздержимся от выводов по этому поводу — просто предлагаем иметь в виду этот факт при разговоре об «инославных, еретиках, раскольниках, иноверцах». «Невидимая брань» Преподобный Никодим Святогорец «Невидимая брань» — одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. Однако на самом деле Никодим Святогорец — не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор ее — иезуит Лоренцо Скуполи. Поэтому выход этой книги — интересный прецедент обращения великого православного святого (причем крайне консервативного склада) к католической духовности. Важно помнить о нем сейчас, когда «ревнители православия» всякое обращение к католическому наследию считают чуть ли не ересью. Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, и многое добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский со своими правкам и добавлениями. «Невидимая брань» Никодима Святогорца — это руководство в той войне « не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных », которую ведет — или должен вести — каждый христианин.   «Илиотропион» Святитель Иоанн Тобольский « Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной » — тоже перевод иезуитского труда, а именно книги немецкого католического богослова, учителя риторики Мюнхенской семинарии ордена иезуитов Иеремии Дрекселя «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina», изданного в 1627 г. в Мюнхене. «Heliotropium…» в 1630 г. был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский иеродиакона Феофана. Святитель Иоанн взял для перевода латинский текст, переработал его, адаптировав для православного русского читателя. В русском переложении сочинение « настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика » (из предисловия священника Александра Гумерова).

http://blog.predanie.ru/article/nepravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010