Но несмотря на близкую связь между собою по содержанию и по времени своего происхождения, эти части основательно почитаются двумя первоначально отдельными и принадлежащими разным писателям сочинениями. Кроме того, что в большей части греческих рукописей и в весьма древнем (V или VI века) коптском тексте первая часть встречается без второй, – самое различие в языке и изложении, а также в характере и некоторых подробностях содержания, указывает на их самостоятельность в отдельность происхождения 47 . Трудно сказать, когда или кем они были соединены в одно целое: в таком виде они встречаются в первый раз в одном латинском кодексе (Einsidlensis), относимом к XI веку. Обозначение этого апокрифа именем евангелия Никодима также позднейшего происхождении 48 . Оно первоначально относилось к первой части апокрифа и дано ей потому, что в ней представляется значительное участие Никодима, одного из членов синедриона и тайного ученика Христова, к судьбе Божественного Учителя, или потому, что позднейший (V века) редактор этого сказания, чтобы придать ему более важности, назвал его произведением самого Никодима; в разных же рукописных кодексах, а также в свидетельствах древнейших христианских писателей, эта часть сказания не приписывается Никодиму и называется: актами Пилата, или записками (Commentaria, πομνματα) о Господе Иисусе Христе, составленными при Понтии Пилате. О древности первой части евангелия Никодима, известной в рукописях под именем актов Пилата или записок, составленных при Понтии Пилате, – можно судить потому, что на существование таких актов указывают весьма древние христианские писатели. Св. Иустин мученик в первой апологии, написанной к императору Антонину Кроткому, (в 139 или, по мнению других, в 150 году по Р. Хр.) в защиту гонимых христиан, два раза 49 ссылается на них: в первый раз, когда говорит о распятии Христа Спасителя и о разделении одежды Его по жребию между распявшими воинами; в другой, – когда упоминает о чудесных исцелениях и о воскрешении мертвых, совершенных Иисусом Христом, согласно с ветхозаветными пророчествами, – и в обоих случаях заключает: «об этом вы можете узнать из актов, составленных при Понтии Пилате.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Вернувшись на остров и увидев, что обитель в таком бедственном положении, преподобный не знал, что и делать. Он помнил об обещании, которое дал Богу и преподобному Даниилу – стать преемником его добродетели и более склонялся к тому, чтобы пойти в обитель Столпника. Однако, слезы братии, которые осиротели, как овцы без пастыря, и письменное решение игумена или, лучше сказать, не писанное, от Бога, победили его и он нехотя принял предложение братии остаться. Тогда он стал прилагать труды к трудам, бдения к бдениям, объясняя всем, что бдение и попечение начальников о подчиненных заставляет подчиненных уважать и слушаться начальников: «Если я бодрствую, то не только за себя, но и за подчиняющихся мне, чтобы заставить их слушаться моих повелений». Поэтому каждый, кто не ослушался указаний преподобного, получал соответствующее вразумление, но не от людей, а от жестоких бесов, как станет понятно из дальнейшего рассказа. Напротив Патмоса расположен небольшой необитаемый остров Липсо, на котором у монахов паслись животные. Летом монахи забивали лишних животных, мясо высушивали на солнце и продавали, выручая средства для обители. На это послушание был отправлен монах по имени Прохор, злобный и бесчеловечный. Прохор постоянно надоедал преподобному просьбами о новых башмаках. Узнав у монастырского сапожника, что башмаки еще не готовы, преподобный кротко сказал Прохору, что он получит башмаки, когда вернется с Липсо. Но строптивый Прохор, не стыдясь преподобного, вел себя нагло и требовал башмаки сейчас же. Преподобный кротко сказал ему: «Ступай с миром и исполняй послушание, чтобы не постигло тебя то, чего ты не хочешь. Но тот не слушался и все не уходил. Тогда преподобный решил, что он достоин вразумления, как непослушная овна, и сказал: «Ступай, и пусть путь твой будет тьмой и преткновением, и Ангел Господень пусть преследует тебя». Не успел святой произнести эти слова, как Бог запечатлел его слова святой делом. Только непокорный Прохор сел в лодку, чтобы отправиться на Липсо, на него вдруг посыпались камни, да так густо как будто это был град.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Афанасий из Григориатской обители Каким был старец Афанасий Григориатский? Скажу лишь: если бы я был агиографом и получил бы благословение написать о ком-либо из святых, чья жизнь неведома, я стал бы писать о святом отце Афанасии. О его высоком стройном стане, о его хрупкой, утонченной фигуре, о мирном выражении лица его, его манере говорить, его светлых, лучистых глазах, о глубоком мире его святой бесстрастной души, отражавшейся на его лице, о его мужественной любви, кроткой требовательности к сыновьям духовным. И, наконец, о том духовном свете, который сиял во всем его святом облике. –Монах Феоклет Дионисиатский. Призвание к монашеству Детские годы В городе Пиргосе Илейаса, далеко от Горы Афон, более ста лет назад благословил Бог родиться будущему афонскому монаху. Благочестивая семья имела одиннадцать детей, что в те времена было явлением обычным. Большую часть своего времени отец того семейства проводил в одной из церквей города: он служил пономарем. Его маленьких детей часто видели под куполом храма, особенно же Андрея (такою мирское имя будущего отца Афанасия), которому было по нраву находиться в церкви с отцом. Случается порой, что служители Церкви, когда близость к святости становится обыденной, утрачивают чувство высокого. Однако отец Андрея был исключением.– в душе его не переставал гореть огнь веры и любви к Богу, и ему удалось передать огнь тот детям своим и – в первую очередь – Андрею. Первые божественные ростки в невинной детской душе Андрея возникли в священной атмосфере Церкви. Какие чистые молитвы возносил этот ребенок во время заутрени, когда в сумеречном свете утра медленно зажигал лампаду в алтаре перед Распятием Господа! А какую безграничную радость он испытывал на Литургиях, облаченный в стихарь и прислуживающий священнику! Церковь стала его вторым домом. Глас Господень Стремление к монашеской жизни родилось у Андрея, должно быть, при изучении писаний Отцов Церкви. Он любил читать жития Отцов и их труды и особенно – творения преподобного Никодима Святогорца . Он имел почти все религиозные книги, которые тогда в Греции можно было достать. С чтения этих книг Андрей начал познавать жизнь, эти книги возвысили его душу. Его юное сердце волновали чудеса и пути духовных восхождений святых Отцов, его ум возрастал глубокими мыслями и возвышенными чувствами преподобного Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И так получилось, что именно на благодатной земле Казахстана столь обильно пролилась кровь новомучеников и исповедников. И земля эта стала теперь поистине землей благословенной и святой. Она дорога сердцу каждого человека, который интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников. — У каждого христианина в сонме мучеников, наверное, есть такие, которые особенно близки его сердцу? — Для меня самым духовно близким подвижником навсегда останется мой предшественник по Костромской кафедре, священномученик архиепископ Никодим (Кротков). Он родился в Костромской губернии, его земная жизнь окончилась в Ярославской тюрьме 8 (21) августа 1938 года. Я много лет собирал о нем документальные материалы, воспоминания. Читал его проповеди и докладные записки; посещал места, связанные с его именем. Перед моим мысленным взором много раз проходила вся его жизнь. Итогом работы стала книга, изданная в 2001 году: «Священномученик Никодим. Жизнь, отданная Богу и людям». О владыке Никодиме можно рассказывать очень долго. Он был известный и уважаемый в России церковный деятель начала прошлого века. Близко дружил с будущим Первоиерархом  Русской Зарубежной Церкви  митрополитом Антонием (Храповицким). И самое главное, что поражает в его житии  — это то обстоятельство, что он неоднократно отвергал предложения уехать заграницу, обрекая себя на долгие годы заточения и страданий. Память святителя благоговейно почитается верующими России, Украины, Молдовы. Я рад, что сегодня о нем узнали и в Казахстане. — Вот уже полтора года Вы возглавляете Митрополичий округ в Казахстане. И, наверное, изучили жизнеописания многих казахстанских страдальцев за правду и веру. Кто из них теперь пользуется особой Вашей любовью? — Конечно, я читал и продолжаю много читать о них, знакомиться с их подвигами. Практически каждую неделю открываю для себя новые и новые имена — тех иерархов, священнослужителей и мирян, которые томились в лагерях и ссылках в Караганде и Чимкенте, которых расстреливали в разных городах и селах по всему необозримому пространству Казахстана. В России в каждом большом селении есть своя почитаемая икона, а здесь — свое чтимое имя исповедника. Знакомство с казахстанскими святыми началось у меня задолго до моего нынешнего послушания. Еще в Кострому мне присылали замечательные книги о старце Севастиане, о приснопамятном митрополите Иосифе. К этим подвижникам я проникся особой любовью много лет назад. Поэтому не будет преувеличением сказать, что у мощей преподобноисповедника старца Севастиана в Караганде и на месте погребения святителя Иосифа (Чернова) на Алма-Атинском кладбище я молюсь с особым, трепетным чувством.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1621947...

От черноризца Иакова узнаём не только то, что «тело св. Ольги почивает во гробе, как спящее, столько лет нетленное», но и то, что «малый каменный гроб её стоит в церкви св. Богородицы, в той, которую построил блаженный князь Владимир» 154 . По другим сведениям, тело благов. Ольги положено было в Десятинном храме благоверным внуком её Владимиром, при м. Леонтии 155 . † Страдание преп. Никодима Албанский Славянин, препод. Никодим 156 , по воле родителей был женат и имел детей. Связи и знакомства с Турками затемнили душу его, и он, увлечённый чувственной жизнью магометанства, отрёкся от веры Христовой. Увлечение его магометанством до того было сильно, что он, не смотря на слёзы домашних, потурчил детей своих, кроме одного, которого тайно отправили на Афонскую гору. Когда узнал он, где скрывается сын, то, воспламенённый фанатизмом, понёсся туда, чтобы вырвать у иноков сына и отомстить за него. Благий Бог, ищущий спасения нашего, устроил по-Своему. Когда Никодим прибыл в Афон и тут искал сына, постнические подвиги, молитва , безмолвие пустынников, кроткое обращение с каждым поразили его до глубины души. Он вспомнил своё минувшее, когда и для его сердца не были чужды надежды на вечность духовного блаженства; он сравнил рай Магометов с раем Христовым и увидел, что сколько первый был грязен и нечист, столько же другой светел и благоуханен; он сравнил жизнь пустынников христианских с жизнью магометан и увидел, что сколько те кротки, добры, ласковы, готовы всем жертвовать для других, столько же другие дики, необузданны, горды и своевольны. Он вспомнил, что одна надежда на спасение для грешников, каковы все люди, – Христос Сын Божий; что же ждёт его несчастного, который отрёкся от Христа? И он горько заплакал о себе самом, о своём падении. Не сходя с горы, он возвратился к христианству, прокляв Магомета, и принял иночество. Три года оплакивал он своё падение и изнурял себя подвигами. Услышав от некоторых отцов, что тому, кто отрёкся от Христа перед людьми, полезно исповедовать Его перед людьми, он решился на подвиг мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Исаак исполнил волю старца и оттащил тело его в лес. Когда во всей горе разнесся слух о кончине Феофила, – весьма многие, знакомые и друзья, приходили поклониться могиле преподобного. Исаак указывал всем на одно место взрытое как на могилу почившего. Только иноки Ивера и Пантократора по какому-то предчувствию не доверяли Исааку. Некоторые из них стали ходить по лесу и, найдя мощи преподобного, скрыли у себя. Когда в 40 день Исаак пришел в лощину, к изумлению не нашел мощей старца. После долгого разведывания дознался он, что мощи находятся в обители Пантократора. Он обратился с жалобою к Ерисскому епископу Макарию. Тот созвал игуменов, и решили оставить руку преподобного в обители Пантократора, а прочее отдать Исааку в келейную церковь святого Василия. С того времени мощи преподобного источают благовонное миро. День одиннадцатый Страдание преподобного Никодима Албанский славянин, преподобный Никодим 84 , по воле родителей был женат и имел детей. Связи и знакомства с турками затемнили душу его, и он, увлеченный чувственною жизнью магометанства, отрекся от веры Христовой. Увлечение его магометанством до того было сильно, что он, несмотря на слезы домашних, потурчил детей своих, кроме одного, которого тайно отправили на Афонскую гору. Когда узнал он, где скрывается сын, то, воспламененный фанатизмом, понесся туда, чтобы вырвать у иноков сына и отомстить за него. Благий Бог, ищущий спасения нашего, устроил по-Своему. Когда Никодим прибыл в Афон и тут искал сына, постнические подвиги, молитва , безмолвие пустынников, кроткое обращение с каждым поразили его до глубины души. Он вспомнил свое минувшее, когда и для его сердца не были чужды надежды на вечность духовного блаженства; он сравнил рай Магометов с Раем Христовым и увидел, что сколько первый был грязен и нечист, столько же другой светел и благоуханен; он сравнил жизнь пустынников христианских с жизнью магометан и увидел, что сколько те кротки, добры, ласковы, готовы всем жертвовать для других, столько же другие дики, необузданны, горды и своевольны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При храме действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году значилось 120 человек. В 1917-1934 годах настоятелем Александро-Антониновской церкви являлся протоиерей Павел Федорович Острогский, исполнявший в начале тридцатых годов обязанности благочинного храмов Костромы. Родился он в 1877 году в селе Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельского района Костромской области); по окончании Костромской Духовной семинарии служил священником в селе Николо-Трестино, а в 1917 году был переведен в Селище. После революции отец Павел дважды - в 1923 и в 1930 годах - привлекался к ответственности по обвинению в " контрреволюционных действиях " . В начале 1933 года по благословению управлявшего тогда Костромской епархией священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского, отец Павел создал при Александро-Антониновском храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям, куда поступали отчисления из всех городских церквей. Попечением протоиерея Павла Острогского в Селище прибыли и поселились на квартирах друзья и единомышленники святителя Никодима - священномученик Макарий (Кармазин), епископ Уманский, и профессор Московской Духовной академии Н.И. Серебрянский. В 1934 году органы ОГПУ начали целенаправленные аресты в окружении священномученика Никодима; 30 сентября в Костроме был арестован епископ Макарий, 8 октября - протоиерей Павел Острогский и группа селищенских прихожан. На допросах владыка Макарий и отец Павел держались очень мужественно: последний, к примеру, заявил следователю, что считает советскую власть " властью антихристовой - безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание " . По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года епископ Макарий, протоиерей П. Острогский и некоторые другие " члены контрреволюционной группы " из Селища были сосланы на 5 лет в Казахстан. В конце 1937 года отца Павла расстреляли в Алма-Ате; судя по всему, тогда же погиб и епископ Макарий. 27 апреля 1938 года подвергся аресту Н.И.

http://sobory.ru/article/?object=03070

Евдоким (Мещерский; 18 марта - 21 окт. 1918 временно управлял епархией), еп. Филарет (Никольский; 23 авг. 1918 - 13 мая 1919 временно управлял епархией), архиеп. Серафим (Мещеряков; 13 мая 1919 - 16 июня 1922), архиеп. Севастиан (Вести; июль-сент. 1923, 1924 - 8 дек. 1929), еп. сщмч. Августин (Беляев; 22 сент. 1923 - 16 февр. 1924), еп. Сильвестр II (Братановский; 1924), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 13 янв. 1930 - 13 мая 1932), еп. Гурий (Степанов; 25 июня - 13 авг. 1930), архиеп. сщмч. Никодим (Кротков; 10 июня 1932 - 3 дек. 1936), еп. Феодосий (Кирика; авг. 1937), архиеп. Антоний (Кротевич; 1946 - 16 нояб. 1953), еп. Иоанн (Разумов; 30 нояб. 1953 - 11 нояб. 1954), еп. Арсений (Крылов; 11 нояб. 1954 - 17 сент. 1956), еп. Сергий II (Костин; 17 сент. 1956 - 15 июня 1959), архиеп. Пимен (Извеков; 1 нояб. 1959 - 16 марта 1961 временно управлял епархией (впосл. патриарх Московский и всея Руси)); архиеп. Иоанн II (Лавриненко; 16 марта - 5 мая 1961), еп. Донат (Щёголев; 5 мая - 5 июля 1961), еп. Никодим II (Руснак; 10 авг. 1961 - 21 апр. 1964), архиеп. Кассиан (Ярославский; 20 мая 1964 - 30 нояб. 1988), архиеп. Иов (Тывонюк; 30 нояб. 1988 - 13 сент. 1989), архиеп. Александр (Могилёв; 13 сент. 1989 - 5 марта 2010), архиеп. Алексий (Фролов; 5 марта 2010 - 3 дек. 2013), еп Ферапонт (Кашин; с 25-26 дек. 2013; 13 мая - 25-26 дек. 2013 временно управлял епархией). Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 25, 26, 27, 28, 31, 130, 131, 132, 242, 360, 701, 1146, Р-2102; ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губерния. С. 191-192, 450-480; Диев М., прот. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. М., 1892; Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895-1912. 5 вып.; Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 187-260; Дозорная книга г. Солигалича 1614 года//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 36-38; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Федорович Казанский (1874, с. Дмитровка Бердянского у. Таврической губ.- 20.10. 1942, Устьвымский ИТЛ, пос. Вожаель Княжпогостского р-на Коми АССР), сщмч. (пам. 7 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священнослужителя. Окончил Таврическую ДС и вскоре был рукоположен во иерея Таврическим еп. Николаем (Зиоровым ; впосл. архиепископ). В 1922 г. Н. служил в Александро-Невском кафедральном соборе в Симферополе. Во время кампании по изъятию церковных ценностей арестован вместе с Таврическим и Симферопольским архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым) и др. священнослужителями. 1 дек. 1922 г. Верховный революционный трибунал при КрымЦИК приговорил Н. к 3 годам тюремного заключения. Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиеп. Никодимом. В 1925 г. вернулся в Симферополь. Н. выступал против обновленчества и в 1927 г. вновь арестован и приговорен к заключению. После освобождения с нач. 30-х гг. XX в. стал служить священником во Всехсвятской ц. в Симферополе. Был возведен в сан протоиерея. В 1932 г. Н. сблизился с Феодосийским и Крымским еп. сщмч. Порфирием (Гулевичем) и стал его помощником. В 1933 г. арестован за выступления против обновленчества и гонений на Церковь, но спустя 3 месяца освобожден. Несмотря на аресты, продолжал свидетельствовать о гонениях и призывал молиться о репрессированных священнослужителях. В окт. 1936 г. был арестован вместе с еп. Порфирием и др. священнослужителями. На допросах Н. заявил, «что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью». Он был обвинен в участии в «нелегальной деятельности подпольных монашеских организаций». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 3 янв. 1937 г. приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал в дер. Новосёлово Красноярского края. В нояб. того же года вновь арестован как «тихоновец и враг советской власти». Н. был помещен в колонию для инвалидов в Красноярске. Он находился в заключении без следствия и суда, официально приговор к 10 годам ИТЛ был вынесен в 1939 г. после собственной жалобы Н. на нарушение законности. Скончался в заключении в Устьвымском ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2565726.html

На допросе 19 декабря 1936 года на вопрос следователя, знает ли архиеп. Никодим профессора Н.И. Серебрянского, тот ответил, что «...я знаю его хорошо... Знаком с ним с дореволюционного периода; из письма, написанного им из Судиславля в г. Кострому, приблизительно в 1932 году я узнал, что он был выслан... В 1933–34 гг. Серебрянский из Судиславля переехал на жительство в г. Кострому, и с этого периода до дня моего ареста мы с ним находились в связях, он неоднократно бывал у меня в доме и последний раз приходил ко мне 13 ноября 1933 г. по случаю моих именин. В 1935–36 гг. я оказывал ему материальную помощь, давал ему деньги... Он мне рассказывал, что намерен снова связаться с общественностью и заняться своей прежней деятельностью...» [л. 23–24]. На допросах в декабре 1936 года владыка Никодим отрицал ведение каких-либо к/р разговоров и антисоветской позиции, отрицал показания благочинного, священника Николая Александровича Успенского 170 , и бывшего своего личного секретаря, священника Николая Ивановича Бобровского 171 о том, что он, архиепископ вел в их присутствии к/р разговоры [л. 31– 32]. Однако на очной ставке 28 декабря 1936 года в Ярославле Владыку, судя по документам, «завалил» указанный священник Бобровский, после чего ему пришлось сознаться в «частичной к/р позиции» [л. 34]. Согласно документам следственного дела, 1 февраля 1937 года свящ. Николай Ал-др Успенский, якобы также подтвердил антисов. разговоры с Кротковым и Бобровским [л. 42–43]. Этот подложный документ самооговаривания нужен был следователю еще и для того, чтобы заварить новое, уже уголовно-политическое дело и «пришить» к нему и тех, кто раньше привлекался только в качестве свидетелей. А таковых набралось 20 человек. Среди них был и Николай Ильич Серебрянский, и костромские священники Павел Князев и Павел Любимов, и многие иеромонахи, приехавшие в начале 30-х годов с Украины – Вениамин Махнюк, Гермоген Белый, Андрей Сухенко 172 и др. Н.И. Серебрянский был арестован 27 апреля 1938 г., при этом у него были изъяты научные и церковные книги, разная переписка, а из денег – золотая монета в пять рублей 1848 года 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010