Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1233? - 1261), подвижник благочестия, кн. угличский (1249/50-1261). О смерти А. В. в 1261 г. сообщает Лаврентьевская летопись (Стб. 476). Более подробные сведения о князе содержатся в «Угличском летописце» (ок. 80-х гг. XVIII в.), в разделах-статьях: «О княжении Андрея Владимировича Углическаго, сына Владимирова», «О святожителях града Углича, древле, до литовскаго разорения бывших», «О земляном городе и великих посадах угличских». А. В. был сыном угличского кн. Владимира Константиновича († 1249/50) и кнг. Евдокии, старшим братом св. кн. Романа Владимировича . Во время монголо-татар. нашествия вместе с родителями был вынужден скрываться в Вел. Новгороде. Став угличским князем, А. В. занимался восстановлением города, разоренного «Батыевой ратью», значительно расширил его, построил 2-ю линию земляных укреплений. Отличался благотворительностью, что привлекало людей на жительство в Углич, восстанавливал и украшал храмы. Умер бездетным, похоронен в угличском Спасо-Преображенском соборе. Местное почитание А. В. возникло, вероятно, в 1486 г., когда при строительстве нового Преображенского собора были обретены мощи и началось почитание его брата, св. кн. Романа. Во время польско-литов. интервенции (см. Смутное время ) собор был сожжен и вместе с ним захоронения князей. Панихидная память А. В. совершается 4 июля, в день тезоименного св. Андрея Критского . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472, 476; Угличский летописец//Труды ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 91-94, 115; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севостьяновой. Ярославль, 1996. С. 29-33. Лит.: Никодим [Кононов], архим. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1903. 39. Ч. неофиц.; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1992р. Прим. С. 216, 237, 252; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 19942. С. 60-64. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Георгий; ок. 1740, г. Карачев Орловской губ.- 28.10.1848, Соловецкий мон-рь), схим., отшельник Соловецкий. Основной источник сведений о Г.- анонимный «Соловецкий патерик» 1873 г. Овдовев, Георгий поселился в одной из брянских пуст., стал учеником рославльского иером. Арсения ( ок. 1822), ранее подвизавшегося на Афоне . Ок. 1820 г. вместе с наставником поступил в Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Вероятно, строителем архим. Иоасафом пострижен в монашество с именем Герасим. После кончины старца Арсения Г. нек-рое время жил отшельником в небольшой келье близ Никандровой обители, пользовался духовным руководством иеросхим. Матфея. Посещал Киев, Почаевскую лавру , тихвинский Большой монастырь , нек-рое время жил в Антониевом Дымском мужском монастыре . В 1823 г. Г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , по благословению архим. Макария II подвизался в 10 верстах от обители в земляной пещере, к-рую выкопал сам. Раз в сутки вкушал горсть сухарей, почти не спал. Стяжал дар непрестанной молитвы, почитался мн. соловецкими насельниками, по их просьбе ок. 1826 г. был переведен ближе к мон-рю, в новоустроенную келью. Ок. 1828 г. келья сгорела и Г. вместе с учеником Памфилом ( 1845) поселился в деревянной келье в Филипповой пуст., на том месте, где впосл. была построена каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Учитель и ученик вели строгую аскетическую жизнь. В 1845 г. престарелый и ослепший Г. был переведен в монастырскую больницу. В 100-летнем возрасте не оставлял келейного молитвенного правила, регулярно посещал богослужения, беседовал с посетителями. Похоронен на монастырском кладбище, близ ц. прп. Онуфрия Великого. К 2006 г. могила утрачена, в Соловецком мон-ре сохранилось почитание Г. Ист.: Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв. СПб., 1900. С. 22-23; Соловецкий патерик. М., 1991. С. 177-179. Лит.: Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 189; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004. С. 46. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/164567.html

Раба Божия Мария – болящая (Память 21 августа). В селе Старикове Путивльского уезда, Курской губернии жила Мария «болящая», о которой сохраняется в народе память, как об истинной рабе Божией и прозорливой. В доме родителей Мария вела благочестивую жизнь. 19 лет ее выдали замуж. Чрез 1 ½ года мужа взяли в солдаты. Мария стала жить у своих родных и заболела расслаблением. Сначала даже отец и мать не верили болезни. Спустя некоторое время, у Марии стало сводить на руках пальцы поодиночке. Палец покраснеет, заколет и сведет. Так у нее свело все пальцы вместе. Прослужив 15 лет в военной службе, муж возвратился на родину и взял Марию к себе. Во время отлучки его на работы, Мария несколько дней оставалась без присмотри и без куска хлеба, потому что и родным надоело за нею ухаживать. Это заставило Ивана, – так звали мужа Марии, построить отдельную хату. – На ночь он стал возвращаться с работы, чтобы присмотреть за расслабленною женою, напоить ее и накормить. Когда необходимо было, он носил Марию на руках и говорил: «Бог дал, надо терпеть». Прошло более десяти лет, и добрый труженик, поручив больную жену Матери Божией, скончался. Для Марии настала более скорбная жизнь; со смертью мужа у нее совершенно отнялись ноги и стали сильно болеть, не давали покою ни днем, ни ночью; ходить и лежать она не могла, все сидела. Когда ее насильно положат, она через пять минут кричала от боли и просила поднять. – Потом приучилась терпеть, лежала на одном боку 2 года; а затем, могла ложиться и на другой бок. Прискорбность жизни увеличивалась еще и от того, что у болящей не было при себе прислуги, некому было ее посадить, положить или повернуть. Служили расслабленной приходящие посторонние люди. – Долговременная болезнь предочистила страдалицу для особой благодати Св. Духа-Утешителя скорбящих и болящих. К ней стали приходить и спрашивать совета. Болящая Мария не отказывалась сказать слово на пользу. Многие убеждались, что духовными очами Мария видела прошедшее и будущее. Кончину свою она так же предузнала за 3 дня. В августе месяце 1893 года ее привезли в Глинскую пустынь и напутствовали Св. Тайнами. 21 числа августа Мария переселилась в иной мир, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, которых так много было у нее во время шестидесятитрехлетней земной жизни, из которых более 40 лет она была расслабленной. Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святители Смоленские Сильвестр II, Сильвестр III и Дорофей (Память 5 июня). Эти митрополиты Смоленские, как уже упомянуто о том в жизнеописании М. Симеона (янв. 4 д.), благоговейно чтутся за свою св. жизнь. Сильвестр II, Черницкий, уроженец Полоцкий, возведен в сан митрополита в 1699 году, из архимандритов Саввина Звенигородского монастыря. Ему принадлежит строение Крестовой церкви на архиерейском дворе во имя Иоанна Предтечи, и при ней здания для помещения архиереев. Кроме того, им приобретена загородная дача под именем Нового двора, в 7 верстах от города. Умер в 1706 г. в Троицком монастыре и там же погребен архимандритом этого монастыря Константином. Место его заступил Сильвестр III Крайский. Он получил воспитание в Киевской академии, был архимандритом Заиконоспасского монастыря и ректором Московской академии. В 1708 году, был рукоположен во епископа Холмогорского и Вяжского, а через два года перемещен на Смоленскую митрополию. Этот преосвященный был один из ученейших мужей своего времени и преимущественно любил заниматься математическими, астрономическими и естественными науками. Его старанием отстроен деревянный Богоявленский собор над воротами архиерейского двора и церковь в честь Рождества Богородицы на Новом дворе. Умер в 1712 году и погребен в Троицком монастыре. Дорофей Короткевич, уроженец Киевский, возведен в сан митрополита Смоленского из архимандритов Московского Симонова монастыря в 1713 году. По прибытии на епархию, он освятил отстроенный при его предшественнике Богоявленский собор и возобновил прекратившиеся, со времени Сильвестра Крайского, работы в большом Успенском соборе. Умер в 1718 году и похоронен в Троицком монастыре. Память о себе в этом монастыре он оставил грамотой, за собственноручной подписью, на чтение акафиста Божией Матери по субботам; надпись до сих пор хранится в монастыре 5 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами)/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-./Июнь. - 1995. – 429, III c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схиигумен Иларий. (Память 9 июля). Игумен Иларий происходил из торгового сословия и родился в городе Мологе, Ярославской губернии, в 1796 году. На 20-м году своей жизни он поступил в Белобережскую пустынь, Орловской губернии. Ища все большего и большего подвижничества, он побывал и в Коневском, и в Валаамском, Соловецком и Свирском монастырях. В последнем монастыре в 1828 году он получил сан иеромонаха и вскоре перешел в Оптину пустынь. В Оптиной о. Иларий был учеником знаменитого старца о. Леонида. В 1834 году о. Иларий был назначен на должность настоятеля Николо-Угрешского монастыря, которым и управлял 18 лет, привел его в цветущее состояние как в духовном, так и в материальном отношениях. Последнее время своей жизни о. Иларий провел в Гефсиманском скиту, где особенно был дружен со старцем Феодотом, так же бывшим насельником Оптиной пустыни. За несколько лет до смерти о. Иларий принял схиму с именем Илии. В строго монашеском порядке текла жизнь о. Илария. Двери его келлии всегда были затворенными. Свободное от молитвы время он проводил за чтением святоотеческих книг, причем всегда старался читать по-славянски. Благодаря хорошей памяти, он немало знал рассказов, сведений и назидательных слов подвижников монашества. Никогда не пропускал богослужения церковного, но в братскую трапезу, во время настоятельства, по будням не ходил, а приготовлял постную пищу у себя дома, иногда сам, а иногда дозволял делать это и келейнику, особенной же кухни не имел. Печи в своей келлии топил почти всегда сам; келейник приносил дрова, а клал их в печь о. Иларий сам, и все это он делал с молитвой. Если в это время в его келлии присутствовал кто-либо из монашествующих, то он говорил: «благослови, отче!», а если кто из послушников, то: «благослови, брате!» Без молитвы же никакое дело у него не делалось. Никакою работой не пренебрегал о. Иларий. Обветшавшее белье и платье чинил всегда сам. Случалось, что в монастыре расстраивалось дело печения просфор, тогда о. Иларий, как, бывший в Свирском монастыре просфорником, сам пек просфоры и научал других. Так, в строго иноческих правилах и смирении текла жизнь о. Илария. Умер он 9 июля 1863 года. Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схимонах Феоктист Валаамский (Память 19 июня). Схимонах Феоктист был ранее отставной квартирмейстер морской артиллерии, именем Феофан; он пострижен в монашество в 1835 г. и облечен в схиму в 1853 г.; проходил разные послушания; трудился на погребе, проживал при С.-Петербургской монастырской часовне, особенно долго был пономарем в храме Преподобных; в церкви бывал при всех службах. Со времени поступления в монастырь не омывал своего тела, жил в большом воздержании; отличался тихостью характера, добродушием и простотой. Терпение его было достойно удивления; ноги его были постоянно в больших язвах и распухшие; но он не только никогда не лечил их, но и не говорил ни слова о своей болезни; притом, во время служб не садился безвременно; на кафизмах стоял. По принятии схимы, подвизался около восьми лет в скиту всех Святых и около трех лет в пустыне на Предтеченском острове. Жизнь его протекла в молитве, трудах и памяти страданий Господа Иисуса. «Ах, батюшка, – смотря на Распятого Спасителя, – сказал однажды о. Феоктист казначею иеромонаху Ионафану, – я думаю, как больно было Господу, когда пригвоздили Его ко кресту. Ведь гвозди были большие и прошли насквозь? Маленькая царапина беспокоит нашу немощь, а у Спасителя-то, ах! какая была ужасная боль!» Последние две недели своей жизни о. Феоктист провел в монастырской больнице, куда взят был о. игуменом из пустыни по крайней слабости здоровья. Здесь, один раз, в отсутствие келейника, желая встать на ноги, он упал и расшиб себе руку: ему предложили полечить ее. «Нет, – отвечал старец, – что ее лечить; есть и без нее ран-то довольно». Боля всем телом до такой степени, что, как выражался он сам, на вопрос келейника о здоровье, другому легче съездить в Москву, чем ему поворотить ногу, старец, однако ж, постоянно сохранял исполненное благодарения к Господу мирное расположение духа. Не имея сил поворотиться, он был доволен всяким положением, в какое только приводила его услужливость келейника. Эта крайняя нетребовательность старца удивляла келейника. «Батюшка, – говорил он, – что это ты всем доволен, что тебе ни сделаешь, все тебе хорошо?!» – «Эх, возлюбленный, захотел ты угодить на больного, – отвечал с улыбкой старец». Накануне кончины о. Феоктист особоровался, исповедался и приобщился Св. Христовых Таин. Часа за полтора до кончины он попросил келейника посадить его и спустить ноги с постели. И, так, сидя, шепча молитву, несколько раз оградив себя крестным знамением и опустив руки на колени, старец почил тихим сном смерти. Так обык он во дни своего подвижничества предаваться временному ночному отдохновению; так благоволил ему Господь и заснуть на вечно. Скончался о. Феоктист 19 июня 1863 года на 77 году от рождения 25 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами)/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-./Июнь. - 1995. – 429, III c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ученики св. Тихона Задонского: монах Феофан, монах Аарон, Никандр Алексеевич Бехтеев и Косьма Игнатьевич Студеников (Память 14 августа). Монах Феофан, родом из поселян, неграмотный, но за простодушие и трудолюбие весьма любимый св. Тихоном. «Феофан – утеха моя, говорил Святитель, люблю его и за простосердечие, и за то, что никогда не бывает он празден, а всегда – в труде». Феофан плел лапти и портняжил, и св. Тихон так любил его, что редко без него садился за стол. Особенно дорог был Феофан для св. Тихона в минуты мрачного его расположения: «Феофан, скажет Святитель, пора, пора на родину, – мне уже наскучила жизнь, рад бы умереть, лишь бы не лишиться вечного блаженства». Феофан прерывал слова Святителя и начинал говорить свое: «бачка», так называл он св. Тихона: «слушай»! И тот слушал немудрого Феофана, и успокаивался. Феофан скончался 70 лет в 1799 г. и погребен в Задонском монастыре, но где – неизвестно. Монах Аарон, как и Феофан, пользовался благорасположением св. Тихона. Он, кроме благочестия своего, известен и потому, что святитель Тихон, вследствие его слов о неоставлении Задонского монастыря, разодрал просьбу о своем перемещении в Новгородскую епархию п остался в Задонске. О. Аарон похоронен подле прежней большой церкви с южной стороны при входе. Никандр Алексеевич Бехтеев, сын Задонского помещика, генерал-адъютанта, с юности полюбил св. Тихона и навсегда решился жить при нем, а потому, вопреки желанию отца, оставил военную службу и, несмотря на разные препятствия со стороны родных, поступил в Задонский монастырь, где и подвизался под руководством св. Тихона. После долгих подвигов благочестия (с 1777 по 1816 г.) он скончался в 1816 году и погребен близ южных дверей прежней большой Владимирской церкви. Благочестивый Елецкий купец Косьма Игнатьевич Студеников пользовался особенною благосклонностью свят. Тихона. Во время посещения г. Ельца свят. Тихон останавливался в доме его (он был церковным старостой), через него Святитель нередко пересылал деньги для раздачи бедным и заключенным в тюрьме. Косьма был дружен со схимонахом Митрофаном. Старцы обители Задонской отзывались о нем, как «о муже богомудром» 23 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

еп. Никодим (Кононов) Господь Бог всегда жил, живет и будет жить вечно. Он один по существу, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Сын у Бога Отца есть Сын Единородный, т. е. единственный; другого Сына у Него нет и быть не может. Он родился от Отца прежде всех веков, подобно тому, как рождается свет от солнца; Он рожден, а не сотворен, имеет одно существо с Богом Отцом и через Него и Им Бог Отец все сотворил. Дух Святой вечно исходит от Бога Отца; Он есть Господь животворящий; Он с Отцом и Сыном имеет одинаковую силу, славу, честь и поклонение. Господь Бог прежде сотворил невидимый мир – Ангелов. Ангелы – это духи, не имеющие тела, а потому они невидимы и бессмертны. Все они сотворены были добрыми и чистыми, а потому все любили Бога, прославляли Его и делали одно только добро. Но один, самый высший и близкий к Богу, ангел не захотел жить под властью Бога, сам захотел быть богом, перестал повиноваться Богу и соблазнил к тому же многих других ангелов. Господь за это удалил их от Себя и лишил своей благодати и света. С того времени у всех этих ангелов потемнел ум, ожесточилось сердце – и они начали помышлять и делать одно только зло. С того же времени они получили название « дьяволов ». В наказание им Господь уготовал геенну огненную, или ад, где они будут терпеть вечные и страшные мучения. После невидимого мира Господь сотворил мир видимый: небо, солнце, месяц, звезды, землю, воду, деревья, травы, рыб, птиц, гадов, зверей, скот и, наконец, человека. Все, кроме человека, Господь творил одним словом Своим: скажет слово – и тотчас явится, что Он сказал. Человека же Он творил особым образом: взял несколько земли и сотворил сначала тело человека, а потом вдунул в это тело душу, созданную Им по образу и подобию Своему, бессмертную, невидимую, разумную и свободную. Первому человеку было имя – Адам . Когда Адам давал имена животным, то видел, что они подходили к нему попарно, а потому пожелал, чтобы и у него была жена, подобная ему. Господь исполнил его желание и сотворил ему жену из его ребра, которое взял у него во время сна. Первой жене было имя – Ева .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Несколько чудес XIX в. описал архим. Никодим (Кононов): он сообщил об исцелении 2 чел. от головной боли и о спасении заблудившихся путешественников ( Никодим (Кононов). 1903. 2). По монастырскому преданию, одним из основателей мон-ря на берегу Важеозера был выкопан колодец, вода из которого обладала целебными свойствами; над колодцем была сооружена часовня во имя вмч. Никиты ( Кожевникова. 2009. С. 236). В литературе встречается утверждение, что в Важеозерском мон-ре при Н. жили ученики Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий Островские. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Имена Н. и Г. включены в нек-рые списки «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 26-26 об., XVIII в.; здесь отмечено отсутствие церковной службы), а также в Четьи-Минеи еп. Гермогена (Константина Добронравина) (РНБ. СПбДС. 25/1, кон. XIX в.: под 8 янв. указана память Г., под 9 февр.- Н. и Г.). В святцах старообрядческого выговского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131, 2-я пол. 10-х гг. XIX в.) под 27 сент. отмечена память Н. и Г., под 27 февр.- Г., под 18 апр.- «обретение мощей» Н. В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатан список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором находились имена Н. и Г. Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым), куда были включены жизнеописания Н. и Г. ( Никодим (Кононов). 1910. С. 5-9). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

В селе Тельвиска у Михаила Кононова и его жены Клавдии родились дети, старшим из которых был Александр, родившийся 18 июня 1871 г. В 1877 году о.Михаил с семьей навсегда переехал в Онежский уезд к новому месту службы, а спустя девять лет его старший сын блестяще выдержал вступительный экзамен в Архангельскую духовную семинарию. Архангельские епархиальные ведомости, ежегодно публиковавшие списки семинаристов, переводимых в следующий класс, неизменно отмечают Александра Кононова в числе учеников 1-го разряда 8 . Прилежный ученик Александр Кононов сразу после окончания семинарии в 1892 г. получил разрешение поступать в С.-Петербургскую Духовную Академию, учеба в которой превратилась в творческий научный поиск, ставший на многие годы любимым занятием нашего героя. Особенно привлекали студента церковная история и агиография, занимавшие заметное место среди изучаемых в Академии дисциплин. Уже на втором курсе он пишет серьезные научные очерки по истории Михайло-Архангельского и Кожеозерского монастырей, в которых сам неоднократно бывал в детстве 9 . В поисках научного материала для своих работ А.Кононов приезжает в Архангельск, где изучает коллекции недавно созданного епархиального древлехранилища, начинает переписку с приходами и монастырями Севера. Так, именно при переписке со священником Ущельского прихода Мезенского уезда Ф.Смирновым в 1894 г. он получает копии единственного сохранившегося списка Жития Иова Ущельского и старинных грамот Ущельского монастыря, положенные в основу очередного исследования. В популярном журнале «Русский паломник» печатаются две его статьи о мезенских святынях 10 . Однако, творческая научная активность студента Кононова не всеми воспринималась однозначно. Его первые работы критиковались за эклектичность собранного материала, а после публикации статьи о Мезенском крае он был даже обвинен в плагиате. Вздорные обвинен6ия в том, что большая часть материала статей в «Русском паломнике» заимствована им из труда некоего г.Токмакова, было опровергнуто в печати только в 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010