Назначение на эту ключевую в управлении Церковью должность молодого архиепископа было обусловлено несколькими причинами: во-первых, в годы маститой старости Патриарха Алексия I ему требовался деятельный и всецело преданный помощник, каким Патриарх считал владыку Алексия, близкого ему по происхождению, по воспитанию и по образу мыслей. Во-вторых, это назначение поддержал и председатель ОВЦС митрополит Никодим (Ротов), увидевший в своем заместителе деятельного и самостоятельно мыслящего архиерея, умеющего отстоять свою позицию даже перед начальствующими. Патриарх Алексий вспоминал: «Когда я стал управляющим делами, то с Патриархом Алексием I виделся постоянно, и, конечно, было полное доверие и уверенность, что если с ним до чего-то договорился, то можешь быть спокоен. Мне часто приходилось ездить в Переделкино к Святейшему Патриарху и готовить ему резолюции, которые он подписывал, не смотря внимательно, а лишь просматривая их. Для меня была большая радость в общении с ним и в его доверии ко мне». Работая в Москве и в первые годы не имея московской прописки, владыка Алексий мог жить только в гостиницах, ежемесячно он переезжал из гостиницы «Украина» в гостиницу «Советская» и обратно. Несколько раз в месяц владыка Алексий выезжал в Таллин, где решал насущные епархиальные вопросы и проводил архиерейские богослужения. «В эти годы было утеряно чувство дома,- вспоминал Патриарх Алексий,- я даже считал, что 34-й поезд, который курсирует между Таллином и Москвой, стал моим вторым домом. Но, признаюсь, я с радостью хотя бы на время отрешался от московских дел и ждал этих часов в поезде, когда можно было почитать и побыть наедине с собой». Архиепископ Алексий постоянно находился в центре церковных событий, ему приходилось решать многие, подчас казавшиеся неразрешимыми вопросы со священнослужителями и архиереями. По воспоминаниям Патриарха Алексия, когда он пришел первый раз в Патриархию, то «увидел полный коридор священников, которые были лишены местными уполномоченными регистрации, иеромонахов, которые остались без места после запрета властей в Молдавии монахам служить на приходах,- вот и приходилось устраивать.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Кроме того, трудность перехода была и в том, что моя семья католическая, и было бы странно, если бы член такой семьи решил сменить конфессию. - Вы опасались конфликта? - Нет, конфликта не случилось бы - ведь моя бабушка и моя мама изначально были православными - но меня бы просто не поняли... И мне кажется, многие не совершают этого перехода из-за семейных связей, общественных связей, которые могут из-за этого нарушиться. И «Троица» в каждом костеле - Иезуит - в русском языке это имя нарицательное, с негативным оттенком. Немногие знают, что это действительно за орден. Иезуиты - монахи? - Нет, хотя некоторые иезуиты считают себя монахами, но это не совсем так. У монашеских орденов Запада всегда есть обет «стабильности» - это значит, что они должны оставаться на месте, не перемещаться, а иезуиты - странствующий орден, они постоянно передвигаются с места на место. Они не собираются на общую молитву, потому у них нет устава. Но - дают обеты: послушания, нестяжания и целомудрия. Поэтому когда я принял Православие, я уже был на полпути к монашеству! - В Риме Вы жили рядом с иезуитским колледжем Руссикум. Что это за учреждение, и откуда такой интерес к России? Он утилитарный или чисто исследовательский? - В России существует миф о Руссикуме, будто там готовят своего рода шпионов для засылки в Россию. Первоначально (а основан колледж был в 1929 году) да, присутствовала такая идея - обратить через Руссикум как можно больше русских в католицизм. Но она потерпела крах. Тех выпускников, кто добрался до Советского Союза после войны, мне кажется, было человек пять, и их почти сразу арестовали. Кто-то был расстрелян, кто-то провел годы в разных лагерях... А после Ватиканского католики стали более или менее хорошо относиться к Православной Церкви, первоначальная идея была утрачена, и Руссикум превратился в место диалога между католиками и православными. Например, митрополит Ленинг радский и Новгородский Никодим (Ротов) очень любил этот колледж и всегда жил в Руссикуме, когда бывал в Риме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Особым постановлением Совета Министров СССР 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за соблюдением законодательства о культах» Совет по делам Русской Православной Церкви и другие органы государственной власти получили указание настойчиво требовать от руководства Русской Православной Церкви привести приходскую жизнь и управление приходами в соответствие с действующим законодательством. 31 марта 1961 г. руководство Московской Патриархии в расширенном составе (патриарх Алексий, митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов), архиепископ Тульский и Белевский Пимен (Извеков), епископ Подольский Никодим (Ротов) было вызвано в Совет по делам Русской Православной Церкви. Председатель В. А. Куроедов, заместитель председателя В. Г. Фуров и член совета И. И. Сивенков сообщили, что предстоит обсудить вопрос об управлении религиозными общинами. Nyhkm IV «Noлoжehuя об управлении» В. А. Куроедов назвал «не соответствующим советскому законодательству о религиозных объединениях». В. А. Куроедов говорил: «Когда было принято “Положение об управлении”, имелось в виду, что управление финансово-хозяйственными делами религиозной общины будет осуществляться коллегиально, то есть исполнительными органами общины. Но фактически дело в общинах обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами сосредоточено в руках одного лица — настоятеля церкви. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом. Исполнительные органы и ревизионные комиссии религиозных общин, которые избираются на собрании верующих из состава членов общин для того, чтобы вести управление финансово-хозяйственными делами, лишены этого права, потому что настоятель церкви в соответствии с положением является непременным председателем церковного совета. Он не избирается общиной и не несёт никакой ответственности перед ней за состояние финансово-хозяйственной деятельности. Расходы денежных средств общины производятся лично настоятелями церквей по своему усмотрению. На этой почве возникает много конфликтов в религиозных общинах. В Совет поступает много писем и жалоб по этому поводу» .

http://bogoslov.ru/article/6174378

Участники встречи признали целесообразной организацию еще одной консультации непосредственно перед конференцией «Женева-2», когда будет принято решение о времени ее проведения. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою генерального секретаря ради церков у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] «Верный свидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей [Стаття] У завершилася Центрального ради церков Кирила з нагоди заснування ради церков : та звернення] У напали на християн 400 жорстоких на церкви в США за чотири роки В вбили чотирьох - святого Або Великого Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами рада церков – на християн – –   новини Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3243846...

Цит. по: Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. – С. 218–223, 243. 17. Донесение начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Иерусалим, 14 марта 1884 г. Подлинник. Ваше Высокопревосходительство! Принимаю на себя смелость беспокоить Ваше Высокопревосходительство изложением нижеследующего обстоятельства. Иерусалимская Духовная Миссия, носящая имя «Поклоннической», по существу своему преимущественно должна заниматься поклонниками и именно с той стороны их жизни здесь, которая прямо входит в «поклонение» Святым Местам. Излишне говорить, что в начале своей деятельности здесь она прилагала к этому всё своё старание. Но, с водворением в Поклоннических заведениях наших Консульства, вместе с материальною стороною поклоннического быта немало отошло в круг консульского ведения предметов и более или менее духовного значения. Таково, например, путеводство поклонников по Святым Местам. Все распоряжение этим, столько важным по своему влиянию на ум и сердце наших соотчичей, делом принадлежит теперь Консульству. Обращаюсь к глубоко справедливому чувству Вашего Высокопревосходительства: естественно ли такое положение вещей? Где и когда, как не во время этих поклоннических обхождений, столь благоприятных назиданиям всякого рода, Миссия могла бы оказывать своё благотворное, просветительное влияние на народ? По вторичном (1880 г.) назначении сюда консулом г. Кожевникова, в доказательство своих мирных расположений к Миссии, он сделал последней уступку и согласился на назначение путеводителем поклонников рекомендованного мною лица, бывшего пономарём в нашей церкви до войны, опытного и солидного монаха. К сожалению, человек, при всей его пригодности к делу, оказался слабым физически, и через год с небольшим г. Кожевников отставил его от места, определив на оное, уже без всякого сношения со мною, одного безграмотного отставного солдата, некоторое время бывшего служителем при Духовной Миссии и прогнанного мною за разные проделки его с поклонниками неблаговидного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сторони констатували зусиль християнських Церков християнських для умиротворення як кризи, так в Особливу увагу було питанню нещасть християн на Близькому посилилися угруповання держава» вживаються рядом для придушення даного угрупування. На думку генерального секретаря ВРЦ, час розв " язання кризи вкрай важливо враховувати думку та груп. У цьому вивести на новий Як зазначив Кирил, церков може бути одна з ключових ролей у такого та у Сторони також обговорили низку пов " язаних Московського ради церков у Служба ВЗЦЗ / , молдавська Фотоальбоми Кирила з генеральним секретарем ради церков Олафом Фюксе Твейтом за темою генерального секретаря ради церков у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] «Верный свидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей [Стаття] У завершилася Центрального ради церков Кирила з нагоди заснування ради церков : та звернення] голови мусульман Кавказу у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] Верховного Католикоса II у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] перше у 2024 з Ради з об " при з питань та Ради при РФ з об " Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами рада церков – –   Кирил вручив Думи В.В. орден князя Олександра Невського Кирил звершив в Реутова Кирил взяв участь у Загальномосковському православному Президент В.В. Московського Кирила з 15-ю У 80-ту повного блокади Кирил взяв участь в на Санкт-Петербурга Кирил з Кирил з переможцями та призерами з богослов " я Кирил з губернатором Ямало-Ненецького автономного округу Д.А. Артюховим та Салехардським Кирила з Церкви Сходу на Мар Авою III Кирил Смоленський храм та каплицю на Смоленському Санкт-Петербурга   Календарь ← → Богослужебные указания 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3788209...

Иерусалим, 1986; Никодим (Ротов), митр. История Рус. духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 226-232; Дмитревский С. М. Рус. раскопки на Елеонской горе/Подгот. текста, сопроводит. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2006. Н. Н. Лисовой Архитектура Вознесенского храма Храм построен из натурального местного камня. Он представляет собой кубическое сооружение, увенчанное низким куполом на 8-гранном барабане. Со всех 4 сторон здание имеет 2-ярусные 5-гранные экседры. В интерьере доминирует обширное подкупольное пространство; барабан опирается на 8 парусов, образованных 4 арками экседр и 4 неск. меньшими арками с тромповыми переходами к угловым компартиментам. Несмотря на то что архим. Антонин (Капустин) уподоблял свое детище Св. Софии К-польской, храм представляет собой стилизацию в духе раннесредневек. архитектуры Закавказья, причем очень удачную. Он не является точной копией к.-л. храма, но его типология близка к типологии храмов 1-й пол. VII в.; его формы - и экстерьер и интерьер - неожиданно близки к формам храма в Мастаре (40-е гг. VII в.), хотя предполагать знакомство заказчика или строителей иерусалимского храма с этим арм. памятником нет оснований. Др. близкой аналогией, относящейся к периоду послеараб. возрождения арм. архитектуры, является, по мнению А. Ю. Казаряна, храм св. Апостолов в Карсе (30-е гг. Х в.). Выбор закавк. форм, по всей видимости, не был случайным, учитывая личность заказчика и его знание визант. архитектуры, а также тот факт, что храм был построен рядом с древними арм. храмами. Неясно, по каким причинам архим. Антонин нигде не упоминает о характере своего архитектурного выбора. Что касается сходства со Св. Софией, то оно обеспечивается не столько «куполом в 24 окна» (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 432), чья конструкция иная, чем в Св. Софии, сколько тем, что выбранные закавк. образцы сами являлись образным воспроизведением прославленного к-польского храма. Архитектура Е. м.

http://pravenc.ru/text/189769.html

Кроме того, покрытие расходов (по мысли, поданной посольству епископом Кириллом) предлагалось произвести на счет русского и французского императоров 72 . Дело осложнилось и затянулось. Этот вопрос прямо не касался нашей Миссии, в нем она не принимала участия, однако его отметить необходимо, чтобы лишний раз показать, как тяжело на Востоке предпринимать что-то новое. Помимо укрепления дружественных связей с внешним миром, Русская Духовная Миссия занялась деятельностью, направленной на улучшение условий жизни для своих соотечественников, которые пришли в Палестину, чтобы поклониться святым местам. Вопроса, в каких условиях жили наши русские паломники, мы уже касались. Здесь мы будем конкретно говорить, что было сделано в этом направлении нашей Миссией после ее приезда в Иерусалим в 1858 году. Еще до отъезда из Петербурга внимание преосвященного Кирилла было на это обращено. Кроме инструкции, один из параграфов которой возлагал на Миссию заботу о паломниках, в письме к епископу Кириллу от 17 октября 1858 года за 3956 Горчаков писал: «Благочестивое желание поклониться местам, освященным страданиями нашего Спасителя, издавна привлекает в Палестину многих поклонников из России, особенно около праздника Святой Пасхи, но и в самом даже Иерусалиме они не находят должного для себя помещения, что заставляет многих по необходимости искать приюта в отдельных частях Святого Града. В случае болезни некоторые из них, особенно бедные, остаются без попечения и, находясь в стране, где язык русский непонятен, они не могут воспользоваться и теми пособиями, которые могли бы быть оказаны местными врачами». Указывая, что многие правительства и даже частные лица устройством приютов и больниц облегчают положение своих единоверцев, Горчаков высказывал мнение центральной власти о несоответствии достоинству Православной России такого положения русских подданных, «чтобы мы отставали от других иностранных держав в деле призрения наших единоверцев и соотечественников». Затем высказывалось желание, чтобы все русские паломники были под постоянным духовным надзором нашей Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

«Какие бы ни были тайные виды Патриархии к ограничению самостоятельности Духовной Миссии нашей в Иерусалиме мы не можем приступать к каким-либо явным мерам противодействия им, пока они не будут разъяснены вполне и доказаны на самом деле. Пока сам Патриарх не вызовет Вас словом или делом на откровенность, объясняя относительно прав и обязанностей, присвоенных Миссии нашей во Святом Граде, казалось бы лучшим воздержаться от всякого с нашей стороны наступательного на него действия, зорко следя за ним и усыпляя его подозрительность полным к нему уважением наружной преданностью» 32 . Помимо высказываний вслух разных неудовольствий и нареканий на Миссию, Патриарх Кирилл решил вести наступательные действия, чтобы делом дать почувствовать ненужность Миссии в Иерусалиме. Так он вызвал к себе ректора Халкинского училища для устройства в Палестине православной школы и тем самым попытался изолировать от такого важного дела Миссию и епископа Кирилла. «Сам Патриарх Кирилл, по утверждению начальника Русской Миссии, употреблял в этой время дальнейшие меры к тому, чтобы вооружить против присутствия Русской Миссии на Востоке Антиохийского Патриарха». Все это внушало преосвященному Кириллу самые печальные мысли относительно его будущего служения при таких условиях. Вероятно, под влиянием подобных дум и предубеждения против Иерусалимского Патриарха преосвященный Кирилл стал помышлять о совершенном освобождении Русской Миссии от Патриархии и о более точном определении сферы деятельности начальника Русской Миссии в Иерусалиме. По крайней мере, 19 августа 1858 года преосвященный Кирилл писал русскому посланнику в Константинополь, между прочим, следующее: «мне представлялось бы необходимым утвердить за мною права, данные визириальным письмом и, устранив оговорку, которой Патриарх укрывает свои намерения, ссылаясь постоянно на Порту, заявить меня лицом, ответственным непосредственно пред посольством, которое лучше Патриарха может объяснить мои действия. Было бы также хорошо, если бы открылся случай приобрести нам право на самостоятельное служение на Святом Гробе».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Лозе (1982) – Лозе Эдвард, еп. Вера в богословии апостола Павла//ЖМП. М., 1982. 8. С. 56–60. Мудьюгин (1973a) – Михаил (Мудьюгин) , еп. Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна//БТ. М., 1973. 10. С. 102–109. Мудьюгин (1973b) – Михаил (Мудьюгин) , еп. Евхаристия как новозаветное приношение//БТ. М., 1973. С. 164–173. Мудьюгин (1981) – Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Последование Христу в служении ближнему и миру//ЖМП. М., 1981. 11. С. 64–67; 12. С. 64–67. Мудьюгин (1982) – Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла//ЖМП. М., 1982. 12. С. 125–127. Николайнен (1973) – Николайнен А. Т. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета//БТ. М., 1973. 11. С. 188–192. Ротов (1965) – Никодим (Ротов), митр. Размышления над книгами Премудрого//ЖМП. М., 1965. 9. С. 34–38. Ротов (1971) – Никодим (Ротов), митр. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15:3 )//БТ. М., 1971. 6. С. 151–155. Ротов (1972) – Никодим (Ротов), митр. Предание и современность//ЖМП. М., 1972. 12. С. 54–59. Сарычев (1971) – Сарычев В.Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование//БТ. М., 1971. 6. С. 164–169. Сперанский (1973) – Сперанский М., прот. 6-я глава Послания апостола Павла к Римлянам//БТ. М., 1973. 10. С. 109–112. Талызин (1968) – Талызин В. И. Церковное предание//БТ. М., 1968. 4. С. 221–225. Чуб (1975) – Михаил (Чуб), архиеп. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия//БТ. М., 1975. 13. С. 172–180. Шлинк (1968) – Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания//БТ. М., 1968. 4. С. 243–248. Литература Августин (2008) – Августин (Никитин) , архим. Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929–1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 676 с. Блохин (2013) – Блохин К.В. Советско-американские отношения в 1960–70-е гг.: неоконсерваторы США и крах разрядки//Вестник РУДН.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010