Как мы видели, Иов правил в народе своем, и потому о нем сказано преподобным: иже первее на престоле, — тот, кто ранее был на престоле царском.    Ныне же нет у него дома, навозная куча стала его палатой, он сидит наг, пораженный неизлечимой человеческими средствами болезнью — проказой, а о больных проказой сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45—46). Жизнь прокаженного — в руках Господа, и если Господь совершит над ним чудо исцеления — ибо только Он силен сделать это (См.: Исх. 4:6—7; Числ. 12:10—15; Втор. 24:8—9, 28:35; 4 Цар. 5:7; Мф. 8:3; Лк. 5:13., — то после этого надлежит принести целый ряд умилостивительных жертв: жертву повинности, жертву за грех и жертву всесожжения (Лев. 14:1—32).    Некогда, говорит преподобный, был он славен и многочаден.    Ныне же — внезапно лишился он и детей своих, и дома своего, а место богатств его занимают теперь гнойные язвы его.    И друзья его стенают, не смея приблизиться к нему — прокаженному; и жена его стремится приблизить смерть его...    Однако он «и после второго, страшнейшего испытания не поколебался в вере. Он не обвинил ни в чем Бога, не воспротивился Ему, не стал возражать против тех способов управления вселенной, которыми пользуется Всевышний». Более того, он твердо убежден в необходимости сохранения жизни «несмотря ни на что и нахождения для нее цели и смысла в любых, в том числе непереносимых, условиях».    Вот — предел терпения человеческого, вернее — вот его беспредельность! Потому-то, пишет апостол, «мы ублажаем тех, которые терпели», — и добавляет: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).    Конец же терпения Иова был весьма славен: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние... и умер Иов в старости, насыщенный днями». Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь (Иов. 42:12, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А утром следующего дня, встав весьма рано, вероятно около трех – шести часов утра, Он вышел из дома и удалился в пустынное место для молитвы. Симон и бывшие с ним увидев, что Его нет в доме, пошли за Ним. Найдя Его, они сказали Ему: «Все ищут Тебя». Но Христос не возвратился, чтобы снова исцелять больных, потому что главным Его делом было учение и основание царства Божия. Поэтому Он сказал: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел». Он отправился со Своими учениками в ближайшие селения и города, проповедуя евангелие Царствия Божия и исцеляя всякую болезнь и немощь в людях. Во время этого путешествия, когда Он был в одном городе, подошел в Нему человек весь в проказе и, упав пред Ним на колени, сказал Ему: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус простер руку Свою, прикоснулся к прокаженному и сказал: Хочу, очистись». После этих слов проказа тотчас сошла с больного, и он стал совершенно чист. Господь, посмотрев на него строго, тотчас отослал Его и сказал ему: «Смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику, и принеси за очищение свое, что повелел Моисей, во свидетельство им». Господь не велел прокаженному разглашать о чуде потому, что не хотел, чтобы Его скромное служение на пользу человечества затруднялось неблаговременным стечением народа привлекаемая к Нему надеждою на получение разных земных благ или ожиданием чудесных знамений. Могло быть и так, что Господь не хотел преждевременно вооружать Своих врагов молвою о Своих великих делах. Но исцеленный, вышедши, начал повсюду провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже после того явно войти в какой-либо город, но оставался вне городов, в местах пустынных. Таким образом неосторожное поведение бывшего прокаженного было причиною стеснения проповеди Спасителя. Величие совершенного Христом чуда при исцелении прокаженного можно видеть преимущественно из того, что проказа была страшной болезнью и считалась у евреев совершенно неизлечимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

А это доля – будет путь вослед Иисусу Христу, Который зримо показывал к чему следует готовиться. «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 6-13). «Откуда родилась в учениках эта мысль? Они слышали, как Учитель говорил: милости хощу, а не жертвы (Ос. VI, 6), и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее - суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если он не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены, попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро и на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, быть носимым во чреве, питаться млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение» (Свт. Иоанн Златоуст). В доме Симона происходило удивительное событие: еще живого Иисуса приготавливали к погребению. Но нет страха ни в женщине, неосознанно знавшая то, что знал Господь, ни в Богочеловеке. В малом доме творилась великая история. Фактически начиналось событие, которое завершилось Голгофой. Но эта гологофская история была только прелюдией к переходу пространственно-временного бытия в Вечность. Готовя Христа к погребению, женщина фактически совершала крещение. Это крещение отныне необходимо было проходить всем христианам. Чтобы войти в Новое Бытие надо было пройти через погребение. Смерть становилась смыслом, без которого не могло быть жизни. Событие в доме Симона прокаженного стало образом (эйдосом), которое есть «живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета» (А.Ф. Лосев. «Музыка как предмет логики»).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

Аминь.  . Итак, что же говорит сотник? " Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой " (Матф. 8:8). Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, — ведь и ныне можно Его принимать, — послушаем и поревнуем, и примем с таким же тщанием. В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его самого. " Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой " . Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только — повели. Потом, опасаясь, чтобы Он по смирению не отказался, говорит: " ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает " (Матф. 8:9). Что ж из того, скажет кто-нибудь, если сотник так думал? Дело в том, ведь, одобрил ли и подтвердил ли то Христос? Хорошо и весьма благоразумно ты говоришь. Итак, на это-то и посмотрим; и мы найдем здесь то же, что случилось с прокаженным. Прокаженный сказал: " если хочешь " — и мы удостоверяемся во власти Спасителя не только через прокаженного, но и через голос самого Христа, потому что Он не только не отверг такого мнения, но еще более подтвердил его, когда для утверждения его присовокупил излишнее слово, сказав: " хочу, очистись " . Равно и здесь надобно посмотреть, не произошло ли чего-либо подобного. И действительно найдем, что и здесь случилось то же самое. В самом деле, когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил, и даже более, нежели одобрил. Евангелист не сказал, что Спаситель похвалил только слова сотника, но, показывая важность похвалы, говорит, что Он даже " удивился " ; и не только удивился, но и в присутствии всего народа представил его другим в пример для подражания. Видишь ли, как каждый из засвидетельствовавших о Его власти восхваляется? " И, слыша, народ дивился учению Его " (Мф.7:28), поскольку Он учил " как власть имеющий " ; и Христос не только не обвинил их, но еще сошел с ними с горы, и через очищение прокаженного утвердил их мнение. Опять прокаженный сказал: " если хочешь, можешь меня очистить " ; и Христос не только не обличил, но, врачуя его так, как он сказал, очистил его. Также сотник говорит: " скажи только слово, и выздоровеет слуга мой " . И Иисус, удивляясь ему, говорил: " и в Израиле не нашел Я такой веры " (Матф. 8:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Беседа 80 «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». ( Мф. 26:6–7 ) Три евангелиста говорят об иной жене, чем Иоанн. – Для чего упоминается о проказе Симона и называется имя города. – Чего искала жена. – Почему Христос допустил помазание миром. – От людей немощных не должно требовать высоких дел с самого начала. – Истиннолюбие евангелистов. – Злоба Иуды. – Сребролюбие – ужаснейшая из страстей. – Изображение сребролюбца. – Добродетельному никто не может причинить зла. – Бедность обогащает душу, богатство делает бедною. 1. Жена эта, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов; в действительности же не так, но у трех евангелистов, мне кажется, говорится об одной и той же; у Иоанна же – о другой некоторой чудной жене, сестре Лазаря. Не без цели евангелист упомянул и о проказе Симона, но для того, чтобы показать, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Так как проказа считалась болезнью крайне нечистою и гнусною, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека (иначе Он не захотел бы остаться у прокаженного), и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ее нечистоту. Не без причины также евангелист упомянул и о городе Вифании, но для того, дабы ты знал, что Христос добровольно идет на страдание. Прежде Он удалялся от иудеев; теперь же, когда особенно воспламенилась их ненависть, Он проходит близ их, на расстоянии стадий пятнадцати. Таким образом, и прежнее удаление Его было делом домостроительства. Итак, жена, увидев Его и получив вследствие этого дерзновение, приступила к Нему. И если жена кровоточивая и не сознававшая ничего подобного, так как нечистота ее была от природы, со страхом и трепетом приступила, то тем больший страх и стыд надлежало иметь этой жене, по причине нечистоты ее совести. Поэтому и приступает она после жены самарянской, хананейской, кровоточивой и других весьма многих жен, так как сознавала в себе великую нечистоту; и приступает не всенародно, но в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Евангелии от Марка устанавливается стоимость данного «мира из нарда чистого». Сказано: «Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня» ( Мар. 14, 4–6 ). Здесь вопрос: кто вознегодовал? Матфей пишет: « ученики Его вознегодовали », а Марк пишет: «Некоторые же вознегодовали». Что это: противоречие или нет? Конечно, НЕТ! Надо понять так: некоторые из учеников вознегодовали. Противоречия в Библии существуют только для невнимательных читателей, внимательно читающий Слово Божие противоречий не видит. Святитель Иоанн Златоуст , очень внимательный к слову Божию человек, предлагает нам еще одно интересное подтверждение, что Христос исцелил Симона «прокаженного». Он учит: «Не без цели евангелист упомянул и о проказе Симона, но для того, чтобы показать, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Так как проказа считалась болезнью крайне нечистою и гнусною, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека (иначе Он не захотел бы остаться у прокаженного) и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ее нечистоту » 497 . Исцеление душевных болезней всегда протекает сложнее, чем плотских, но есть и нечто схожее между плотскими и духовными, душевными недугами – если не поставить вовремя диагноз, если не лечиться, то незначительный недуг может перерасти в хроническое заболевание. И то, что эта женщина вдохновилась исцелением проказы телесной, чтобы снять с себя проказу греха, – это было правильное решение. Сложившаяся ситуация показывала, что во власти Христа не только телесные, но и душевные, духовные недуги, и если раньше к Иисусу обращались чаще за исцелением тела, то женщины со сложными судьбами открыли другие, более важные горизонты в возможностях Сына Божия. Эти женщины – это и пойманная в прелюбодеянии женщина (см. Ин.8:3–11 ), это и Мария Магдалина, «из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ), и другие женщины, которые более искали для себя исцеления души, нежели тела…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В истории «об исцелении десяти прокаженных» я разъяснила детям, что Иисус Христос послал прокаженных к священнику прежде, чем исцелил их, для того чтобы возвысить веру в людях, просивших у Него исцеления. Указала также, что в словах Иис. Христа: «встань, иди, вера твоя спасла тебя» заключается больше, нежели одно исцеление от проказы, т. е. вера Самарянина не только спасла его тело, но и душу поставила на путь ко спасению. В истории «о наставлении богатому юноше» я прежде всего остановилась на вопросе, который задал юноша Господу: «Учитель, благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную». Если юноша почитал Иис. Христа, как Бога, то он не должен был Его называть учителем, а если он считал Иис. Христа простым человеком, т. е. учителем, то ему не следовало говорить «благий», так как по словам Иис. Христа «никто не благ, как Бог». Я разъяснила детям, что Иис. Христа надо считать наравне с Богом. Объяснила детям, что юноша не совсем правильно понимал заповедь: «любить ближнего, как самого себя»; он любил ближнего, но в том смысле, что не наносил ему никакого вреда, а не делился с ним своим имуществом. Указала детям, под каким условием допускает Иисус Христос богатство. Притча «о ранной награде работникам в винограднике». Прежде чем перейти к притче, я рассказала детям, что обещал Иисус Христос своим последователям. Слова Иисуса Христа: «И всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей ради имени Моего, тот наследует жизнь вечную» я объяснила так: если есть в семье, или неверующий отец, или мать, или брат, или сестра, и если они препятствуют нам ко спасению, то мы имеем право прервать с ними всякое общение. Потом перешла к притче, сказав, что Иисус Христос сказал притчу с той целью, чтобы предостеречь апостолов от гордости, что они первые уверовали, так как, все уверовавшие в Него получат равную награду. В истории «о просьбе Саломии». где ученики Иисуса Христа обнаружили зависть против братьев Заведеевых, указано было, что тот, кто хочет быть истинным последователем Христа, для того необходимы: смирение и любовь. Я привела слова Иисуса Христа: «кто истинно любит ближнего, тот старается уступить другому первенство, а кто хочет быть первым, в том нет любви к ближнему».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В притче о блудном сыне Иисус Христос изобразил безграничное милосердие Божие к людям. Сын, согрешивший и раскаявшийся – это грешник, испытавший, как его грехи отдалили от Господа, и как много страдает он через них. С глубоким раскаянием в сердце, с горячею молитвою прибегает он к Отцу Небесному, молит Его простить ему грехи, и милосердый Господь (в таинстве святого покаяния) прощает его, радуется его раскаянию и дарует ему надежду на вечное спасение. Под младшим сыном разумеются: 1) мытари, язычники, после многолетней грешной жизни, возвратившиеся к Господу; 2) христиане, после св. крещения согрешающие, но и раскаивающиеся. Под старшим сыном подразумеваются: 1) евреи, которые жили как будто вблизи Отца Небесного, наружно исполняли Его заповеди, но не понимали любви Господа, Его желания спасения всех людей, и потому не радовались обращению язычников и мытарей; 2) те христиане, которые не заботятся о спасении ближних, не понимая в своем сердце Божией любви. 57. Исцеление десяти прокаженных. Благословение детей ( Лк.17:11–19 ; Мф.19:13–15 ; Мк.10:13–16 ; Лк.18:15–17 ) Проходя чрез одно селение между Галилеей и Самарией, Иисус Христос встретил десять прокаженных. Они остановились вдали и кричали Иисусу Христу: «Иисус, Наставник! помилуй нас!» Спаситель сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам для удостоверения, что вы здоровы». Они поверили, что действительно могут выздороветь, пока идут к священникам, пошли и дорогою очистились от проказы. Девять из них были иудеи, а один самарянин. Один только самарянин, видя себя исцеленным, с радостью возвратился к Иисусу Христу, громко прославляя Его за исцеление. Иисус спросил его: «Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» и затем прибавил: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя». К И. Христу приносили много детей, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил их. Ученики Спасителя, не допускали к Нему детей. Но И. Христос с гневом сказал им: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное. Истинно говорю вам, кто не примет царствия Божия, как дитя (не будет иметь качеств доброго дитяти), тот не войдет в него». Он обнял детей, возложил на них руки и благословил их. 58. Наставление богатому юноше

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В то время иудеи жили по законам Моисея, не прощая никому обид, не имея понятия о любви и вера их была основана на скрижалях закона и явлении истинного Бога их пророку и вождю. Они твердо верили, что должен явиться Спаситель их, Мессия, обещанный им, но не допускали мысли, что Он сойдет на землю, явится миру, не так как являлся Бог пророку Моисею, с громом, землетрясением, огненной молнией, но в виде простого смертного человека и только по высоте и глубине учения Его, должны будут все современники узнать в Нем Сына Божия. Когда же Господь Иисус Христос вышел на проповедь и в Нем признали иудеи сына известных бедных родителей, живших в малом и ничтожном городе, то народ пришел в смятение. Христос в Своих речах равнял Себя с Богом и это казалось иудеям величайшим грехом и богохульством. Только весьма немногие, всматриваясь в черты Лица Иисусова, чувствовали сильное влечение к Нему; даже апостолы, будучи ежедневно свидетелями Его чудес, не были способны уверовать во Христа всем сердцем, слушали Его и не понимали, смотрели и не видели, но более дивились и не отдавали себе отчета в происходившем. В обращениях к Иисусу Христу они даже называли Его не по достоинству, именуя Учителем, Раввуни! В тоже самое время, какой-нибудь сотник Капернаумский, несмотря на свою рассеянную, военную жизнь, доходил до такой веры, что на обещание Христа прийти к нему и исцелить его слугу, ответил: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает!» ( Мф.8:5–13 ). Сотник не назвал Христа учителем, или пророком, но – Господом! Какой-нибудь прокаженный, увидев Иисуса Христа в первый раз, немедленно бросался Ему в ноги и восклицал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» Можно подумать, что такой прокаженный действовал под влиянием рассказов о чудесах появившегося пророка? Но он не называл его пророком, или учителем, но из глубины души воскликнул: «Господи!» и затем выразил полную уверенность, что стоит Ему пожелать его спасти и он будет чист.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вместе с этим обрати внимание на то, что к обязанностям священников относится обязанность давать ответы вопрошающему от закона. Если он священник, то пусть знает закон Господень; а если он не знает закона, то сам изобличает себя в том, что он не есть священник Господень. Дело священника знать закон и на вопросы отвечать от закона. Это именно мы читаем и в книге Второзакония, – именно, если где-либо в городах Израиля возникнет вопрос между кровью и кровью, судом и судом, прокаженною и прокаженною, спором и спором, то пусть идут к священникам и к левитам, и к первосвященнику тех дней, и пусть спросят у него о законе Господнем ( Втор.17:8 и дал.). Получив ответ священников, вопрошающие должны поступать согласно их приказанию; в противном же случае они будут истреблены из среды народа. А чтобы тебе не показалось случайно, что эти предписания есть только в Ветхом Завете (v. Instrumento), [знай] что Апостол говорит к Тимофею, что епископ не только должен быть безукоризненным, мужем одной жены, мудрым, скромным, благочинным, страннолюбивым, но еще и учителем ( 1Тим.3:2 ). А чтобы не показалось, что он это говорит случайно, и в послании к Титу, – [можно видеть] – соблюдается та же самая предосторожность касательно имеющих получить посвящение пресвитеров (под которыми по мысли Апостола должно понимать епископов): Для того я и оставил тебя в Крите, чтобы ты исправил остальное и поставил по [всем] городам пресвитеров, как я тебе повелел. Если кто безукоризненный муж одной жены, имеющий детей верных, не обвиняемых в роскоши или непокорности; ибо должно, чтобы епископ был безукоризненным, как Божий устроитель, не дерзким, не гневливым, не обидчиком, не убийцею, не жадным до бесчестной прибыли; но гостеприимным, скромным, милостивым, справедливым, святым, воздержным, держащимся в учении верного слова, чтобы мог утешать в здравом учении и обличать противящихся. Ибо много есть непокорных, пустословов и обманщиков, и особенно из тех, которые от обрезания, на [уста] которых должно налагать молчание ( Тит.1:5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010