Божиею помощию сподобились некие иноки-священники того монастыря святую царскую обитель обновить, чтобы впусте не была, но не могли довершить и решились прибегнуть к милосердому и державному твоему Царствию; молили они наше смирение, чтобы им помочь; посему пишем об них Царствию твоему и молим, чтобы восприял их и сподобил своим царским жалованьем, чем тебя Государь Бог известит». Грамота писана месяца Сентября 1639 года, и это была первая от сего Святителя Парфения к Царю и Патриарху. Того же содержания были и две другие грамоты. 12-го Января архимандрит Григорий представлялся Государю, в столовой избе, и на представлении получил Государева жалованья: камку смирную, сорок соболей и денег пятнадцать рублей. Государь послал с ним в монастырь жалованья: сосуды церковные серебряные, с принадлежностями и подписью золочеными; в тот же монастырь посланы ризы из камки двуличной, с оплечьем бархатным, шитым по червчатой земле; цена тем ризам девятнадцать рублей. 5) В 1640 году приехал еще в Москву Гречанин Константин Евстафьев, с грамотами к Царю от Александрийского Патриарха Никифора. В Посольском приказе он объявил между прочим: что «в Царьграде ныне новый Патриарх Парфений, a Кирилла Веррийскаго, что был Патриархом, из Царяграда сослали с приставом, а в какой город, не ведает. Александрийский новый Патриарх Никифор был прежде сего простой черный поп и учитель в Молдавской земле, у владетеля Мирона Барновскаго в духовниках, a после того был у Цареградскаго стараго Патриарха Кирилла в черных же попах. Ставили Цареградскаго Парфения Патриарха и Александрийскаго Никифора Патриарха в Царьграде всем собором, и там они оба. А Феофан Патриарх ныне в Румельской земле сбирает милостыни и хочет ехать в Иерусалим к светлому Христову воскресению». Патриарх Никифор, в грамоте своей от 25-го Августа 1639 года, с Гречанином Константином, извещая Государя о смерти Патриарха Митрофана, умершего в Волошской земле, и о избрании его в Патриархи, просил в то же время о помощи. «Сей наш Апостольский и Патриаршеский престол имеет великие долги и обиды; мы смиренные богомольцы твои пребываем в великой тесноте, и для того прибегаем к милосердому твоему Царствию, дабы сотворил нам милостыню по своему царскому обычаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По отшествии ко Господу святейшего патриарха цареградского Тарасия [ 11 ], блаженный Никифор, мирянин по внешнему виду и совершенный инок по жизни, был избран на патриаршество и в то время впервые принял чин иноческий, а затем сначала был рукоположен во пресвитера, а потом, против своего желания и по убеждению царя Никифора, в самый пресветлый день святой Пасхи был возведен на престол архиерейский. И украшал он святую Церковь учительным словом и добродетельным житием, исправляя развращенных, утверждая правых и отгоняя еретиков как волков от словесного стада. В те годы шла война у греков с болгарами, и царь Никифор, отправившись на войну, был убит. После него царствовал сын его Ставрикий, но недолго, всего два месяца, потом умер. После Ставрикия принял царство благочестивый муж Михаил, прозываемый Рангав, который ранее имел сан киропалата [ 12 ]. Через два года его изгнал Лев Армянин [ 13 ], похитивший скипетр греческого царства. Святейший Никифор послал к этому хищнику, до венчания его на царство, епископов с исповеданием православной веры, прося нового царя подписать своею рукою, по обычаю прежних благочестивых царей, обещание содержать неизменно догматы святой веры, изложенные в том исповедании. Лукавый и лицемерный царь на словах показал себя усердным к благочестию и обещался подписать исповедание, но только не ранее венчания: — Когда, — сказал он, — будет на меня возложен венец царский, тогда подпишу. И поверили этой лисице. Вместо исповедания благочестивой веры льстец подписал тайно принесенную ему еретиками книгу, повинуясь более подобным себе хищным волкам, чем истинным пастырям. Потом с великою пышностью и славою царскою вошел он в соборную Софийскую церковь; когда же совершался обычный чин венчания царского, и святейший патриарх возлагал венец на голову, его недостойную, открыл Бог святейшему патриарху, каков будет этот царь: ибо возлагаемый царский венец превратился в руках патриарха как бы в венец терновый и остриями болезненно колол руки архиерея, который познал, что это служит знамением предстоящего вскоре гонения и мучительства от того царя, о чем с душевным сокрушением и известил свой клир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕГОРЬЕВСКИЙ ТРОИЦЕ-МАРИИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троице-Мариинский женский монастырь в Егорьевске, 2010-е. Фото с сайта Егорьевского благочиния История Троице-Мариинского нештатного общежительного монастыря в Егорьевске началась с деревянной Никитской церкви , перенесённой на новое кладбище города Егорьевска с погоста Гвоздня Богородского уезда Московской губернии в 1792 году. В 1850-х годах храм увеличен пристройкой трапезной и колокольни. Церковь не отапливалась, поэтому богослужения совершались редко. В 1878 году при Никитской церкви учреждён самостоятельный причт. 15 февраля 1880 года Никифор Михайлович Бардыгин испросил у городской Думы землю рядом с кладбищенской оградой и начал строить, исключительно на свои средства, трёхпрестольную теплую каменную Троицкую церковь , которая была освящена в 1883 году. В 1892 году Никифор Михайлович обратился с заявлением " от неизвестного лица " об отводе земли при кладбищенской церкви для постройки богадельни. Неизвестным лицом оказалась его вторая жена Бардыгина Мария Владимировна. Она хотела учредить женскую общину при богадельне и впоследствии обратить кладбищенскую церковь в монастырь, где и предполагала провести остаток своих дней после смерти мужа. Архитектор Иван Тимофеевич Барютин, который руководил всеми строительными работами, задуманными Никифором Михайловичем, расширил Троицкую церковь. С юга был пристроен придел святителя Никифора Цареградского , с севера придел Марии Египетской . В 1899 году приступили к строительству второго каменного корпуса с южной стороны кладбища и заложили красивую каменную ограду с башнями и святыми вратами. 12 апреля 1899 года было подано прошение об открытии при кладбищенской церкви Свято-Троицкой женской общины, основанной, как и богадельня, в память покойной Марии Владимировны. Поэтому общине было присвоено название Мариинской. Открытие общины произошло 25 августа 1899 года, ко дню второй годовщины со дня смерти Марии Владимировны. Открывал общину преосвященный Мелетий (Якимов) . На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал - 30 тыс. рублей - и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек.

http://drevo-info.ru/articles/13677031.h...

Благочестивая же царица Феодора вместе с сыном своим Михаилом и всем синклитом, клириками и множеством народа, со свечами, кадилами и пением, исполненные неизреченной радости и веселия, вышли к пристани навстречу честных мощей святого патриарха своего Никифора. Взяв святые останки его, они прежде всего понесли их в соборную церковь святой Софии, откуда святой Никифор был изгнан. Это перенесение святых мощей происходило в тринадцатый день месяца марта 1925 , – в тот самый день, когда святой Никифор был изгнан зловерным царем из царского города. Когда день преклонился к вечеру, в церкви святой Софии, над честными мощами, было совершено всенощное бдение, а утром из церкви святой Софии они были перенесены в храм святых Апостолов и там положены с благоговением. С этого времени и постановили чтить память исповедника Христова Никифора во славу Христа Бога нашего со Отцом и Сыном и Святым Духом славимого. Аминь. 1920 Проконнис – один из островов Мраморного моря; в настоящее время этот остров называется «Мармара». Этот остров служил местом ссылки для многих исповедников во время иконоборческих смут. 1921 Святой Никифор сначала был сановник при дворе императрицы Ирины и в мирском чине со славою защищал почитание икон на VII вселенском соборе; в царствование императора Никифора, в 806 году, был возведен на патриаршеский престол и правил Церковью 9 лет, по истечении которых и был сослан на остров Проконнио. Скончался в 828 году 2 июня, до самой смерти не преставая свидетельствовать своими писаниями истину против иконоборцев. Память его празднуется 2 июня 1922 Император Лев Армянин царствовал с 813 по 820 гг., Михаил Валвос (Косноязычный) царствовал с 820 по 829 г.; Феофил царствовал с 829 по 842 г. Император Михаил III (с 842 по 867 г.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 года управляла мать его, святая царица Феодора 1924 Святой Мефодий за свою ревность к иконопочитанию при Михаиле Валвосе был ввержен в темницу. Преемник Михаилов Феофил приказал бить его по щекам: челюсть его была разбита до того, что безобразный шрам, как печать мученичества, остался на всю жизнь на его лице. Для прикрытия его Мефодий, будучи патриархом, разрезал концы клобука и обвязывал ими челюсть. Из уважения к исповеднику все иноки с того времени стали носить клобук с разрезами. Затем Феофил сослал его на остров, где заключил в душной подземной пещере с двумя разбойниками. Императрица Феодора возвела его на патриарший престол и с его помощью восстановила иконопочитание. Сей святитель пас Церковь Божию 4 года и с лишком 3 месяца; скончался в 847 году 14 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Начало мудрости – страх Господень . Кто неправильно начал, как может правильно кончить? Кто с самого начала пошел по ложной дороге, тот должен вернуться назад и отыскать верное начало, то есть ступить на прямой путь. Кто не имеет страха перед Богом, тот не может питать [и] любви к Богу. Да что [тут] говорить! У кого нет страха Господня, тот не имеет [и] веры в Бога. Величайшие аскеты, самомученики, по 40–50 лет подвизавшиеся день и ночь, до [самой] смерти были исполнены страхом перед Богом; они, самые безгрешные среди людей, взывали в смертный час: Боже, помилуй меня, грешного! Страх Господень – соль всего благочестия. Если в нашем благочестии нет этой соли, то оно пресно и дрябло. Страх перед Богом стягивает чресла, опоясывает чрево, отрезвляет сердце, обуздывает ум, бичует самоволие. Где покаяние без страха Господня? Где смирение? Где воздержание? Где целомудрие? Где терпение? Где служение и послушание? О братья мои, возлюбим это слово как святую истину: Начало мудрости – страх Господень ! О Господи всесильный, укорени страх Твой в сердцах наших. Тебе слава и похвала [во]веки. Аминь. 2 июня 1. Св. Никифор исповедник, патриарх Цареградский . Происходил из знатного рода. Его отец, Феодор, человек богатый и благочестивый, был высокопоставленным чиновником при царском дворе. Никифор прослужил при дворе несколько лет в том же звании, что и его отец. Но увидев всю суету, он удалился в укромное место на берегу Босфора и там построил монастырь. Обитель быстро наполнилась иноками, а он, управляя монастырем, не хотел сам принимать пострига под предлогом своего недостоинства, хотя во всем был образцом для всех. До того он, исполняя волю царя и патриарха, участвовал в работе Седьмого Всел[енского] Собора как и своим блистательным знанием Священного Писания много поспособствовал успеху Собора. Когда умер патриарх Тарасий, Никифор, вопреки своей воле, был избран в патриархи. Тотчас по избрании принял он монашество и, по порядку пройдя все ступени посвящения [в высший сан], был возведен на патриарший престол в храме Святой Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Все народы соберутся пред Господом Иисусом, когда явится Он во славе Своей, окруженный святыми Ангелами, восседая на престоле как Судия всех живых и мертвых. Соберутся все народы – все, без исключения. Не только иудеи, которые мучили Его и истязали, и не только христиане, которые Его прославили, но и язычники, которые не познали Его и не признали. Ибо если и не явился Он всем народам, однако к каждому кого-то послал или сообщил нечто, дабы познал тот народ волю Божию и спасся. Поэтому все народы обязаны будут предстать пред Ним на суд. О какая жуткая и величественная картина [это будет], когда все народы и все племена земные, жившие некогда и ныне здравствующие, соберутся пред Господом, блистающим паче многих солнц! Какая радость для святых мучеников и исповедников, когда увидят они, что во всей этой несметной массе народов нет ни одного языка, который отважился бы отрицать Божество Господа Иисуса! Но никому в тот час и на том месте не принесет пользы признание и исповедание Божества великого Господа нашего, если на земле он это отрицал. Там и тогда будет даваться отчет; не время уже будет [что-то] собирать либо расточать. Кто с чем предстанет пред Господа, с тем и будет либо осужден, либо оправдан. Ныне время признать Божество Господа Иисуса – ныне, когда многие его отрицают и когда у многих оно находится под сомнением. Любящие Господа и доверяющие всем Его словам признают это без труда. Ведь если это говорит Он, то к чему тогда терзаться, и сомневаться, и колебаться любящим Его! Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 13 марта 1. Св. Никифор, патриарх Цареградский . Мудро и ревностно управлял Святой Церковью, будучи величайшим цареградским архипастырем. Когда Лев Армянин восстал против икон, он воспротивился воле царя, сначала увещевая его, а затем и обличая. За это нечестивый царь сослал его на остров Проконнис. На том острове был монастырь, который сам Никифор построил в честь святого [мученика] Феодора. В нем сей исповедник православной веры провел 13 лет, а затем, в 827 году, преставился и отошел ко Господу. Когда после гибели всех царей-иконоборцев на царском престоле воссел Михаил с матерью, [своей святой] Феодорой, а на первосвятительскую кафедру был возвращен святой патриарх Мефодий, тогда (в 846 году) мощи святителя Никифора были перенесены с Проконниса в Царьград. Сначала их положили в храме Святой Софии, из которого и был он изгнан еще при жизни, а потом – в церкви Святых Апостолов. Главный праздник в честь этого великого иерарха совершается 2 июня, а 13 марта торжественно отмечается открытие и перенесение его нетленных мощей. Святой Никифор был изгнан из Царьграда 13 марта и опять[-таки] 13 марта, спустя 19 лет, его мощи были перенесены в столицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По отшествии ко Господу святейшего патриарха цареградского Тарасия блаженный Никифор, мирянин по внешнему виду и совершенный инок по жизни, был избран на патриаршество и в то время впервые принял чин иноческий, а затем сначала был рукоположен во пресвитера, а потом, против своего желания и по убеждению царя Никифора, в самый пресветлый день святой Пасхи был возведен на престол архиерейский. И украшал он святую Церковь учительным словом и добродетельным житием, исправляя развращенных, утверждая правых и отгоняя еретиков как волков от словесного стада. В те годы шла война у греков с болгарами, и царь Никифор, отправившись на войну, был убит. После него царствовал сын его Ставрикий, но недолго, всего два месяца, потом умер. После Ставрикия принял царство благочестивый муж Михаил, прозываемый Рангав, который ранее имел сан киропалата Через два года его изгнал Лев Армянин похитивший скипетр греческого царства. Святейший Никифор послал к этому хищнику, до венчания его на царство, епископов с исповеданием православной веры, прося нового царя подписать своею рукою, по обычаю прежних благочестивых царей, обещание содержать неизменно догматы святой веры, изложенные в том исповедании. Лукавый и лицемерный царь на словах показал себя усердным к благочестию и обещался подписать исповедание, но только не ранее венчания: — Когда, — сказал он, — будет на меня возложен венец царский, тогда подпишу. И поверили этой лисице. Вместо исповедания благочестивой веры льстец подписал тайно принесенную ему еретиками книгу, повинуясь более подобным себе хищным волкам, чем истинным пастырям. Потом с великою пышностью и славою царскою вошел он в соборную Софийскую церковь; когда же совершался обычный чин венчания царского, и святейший патриарх возлагал венец на голову, его недостойную, открыл Бог святейшему патриарху, каков будет этот царь: ибо возлагаемый царский венец превратился в руках патриарха как бы в венец терновый и остриями болезненно колол руки архиерея, который познал, что это служит знамением предстоящего вскоре гонения и мучительства от того царя, о чем с душевным сокрушением и известил свой клир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Но председатель Собора, держась строго правил церковных, предложил послать к митрополиту и владыкам еще третий позыв, или приглашение, для чего избраны были: три архимандрита, четыре протопопа и при них нотарий Григорий с парагностиком. На этот раз посланные возвратились скоро и принесли ответ: «Что сделано, то уже сделано, и иначе быть или переделаться не может; хорошо или худо мы поступили, только мы отдались Западной Церкви». После такого ответа не оставалось ждать ничего более, и протосинкелл Никифор обратился к Собору с обширною речью. Он резко осуждал митрополита и единомысленных с ним владык за их явное пренебрежение к Цареградскому патриарху и за те волнения, какие они произвели в Церкви своим отступничеством; хвалил православных того и другого соборного кола, духовного и светского, за их твердость в православии; укорял тех из их собратии, которые ради земных выгод и почестей или из боязни изменили вере своих отцов; защищал себя против возражений своих врагов, будто он не имеет права председательствовать на Брестском Соборе, и наконец спросил: когда и каким образом митрополит и владыки начали хлопотать об отступничестве? Киево-печерский архимандрит Никифор Тур отвечал, что это началось с того времени, как патриарх Иеремия года четыре тому назад наложил на митрополита Рагозу запрещение за рукоположение им в священный сан двоеженцев, многоженцев и явных прелюбодеев и за многие другие беззаконные его поступки и пригрозил, если не исправится, даже низвергнуть его с кафедры, как низвергнут был митрополит Онисифор. С того-то времени Рагоза и вступил в замысл с другими владыками отдаться папе; посылал к нему двух послов своих для принятия унии, а теперь, по возвращении их, думает привлечь к тому и всех мирян. Но все мы, сказал в заключение Никифор, православные, не только находящиеся здесь на Соборе, но и оставшиеся по домам, решительно не желаем унии, и в доказательство своих слов сослался на инструкции, привезенные земскими послами. Тогда Собор приступил к слушанию этих инструкций.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Св. Герман, патриарх Цареграда, за иконы бесчестно был изгнан из патриаршего дома. Св. Никифор, патриарх цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и в крайней нужде. Св. Тарасий, константинопольский патриарх, при котором был седьмой св. Вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления и много разных бедствий. Св. Мефодий, патриарх цареградский, за иконы скончался в нищете и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за св. иконы: то какие муки должны были вынести клирики церковные, и сколь велико должно быть число сих мучеников? В житии св. Андрея Критского пишется: «многие, твердо держались предания св. отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими-нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми». §6. В каком смысле св. иконы почитаются Изложивши эти ясные свидетельства Ветхого и Нового Завета о св. иконах, упомянем наконец и о том, что все, сделанное в Ветхом Завете для почитания и хваления истинного Бога, все это народ Божий имел в чести и благоговейно хранил в дому Божием. Взирая на сие, евреи покланялись Творцу Богу и в Нем полагали всю надежду. Так поступаем и мы, христиане. Образа, которые мы поставляем в честь истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и всех святых, почитаем благоговейно; взирая на них, вспоминаем все смотрение Избавителя, нас ради соделанное, и воздавая Ему хвалу, покланяемся Ему и на Него полагаем всю надежду свою. И святых тоже благоговейно почитаем, потому что об них Иисус Христос сказал: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне ( Ин.7:22–23 ). Посему, когда взираем на иконы, изображающие Христа Господа, Пречистую Богородицу или святых: то мы как бы читаем историю Ветхого и Нового Завета, припоминаем таким образом их и возгораемся к ним большею любовию. Но мы покланяемся не доскам, но лицам тех, которые на них изображены; взирая телесными очами на иконы, сердечные очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем и любим священные изображения, как некогда народ ветхозаветный благочестиво почитал ковчег Моисеев, воздавая честь не древу и почитая не краски, но Того Самого, в честь и славу Которого ковчег был устроен. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   Вот и старец Никифор, другим путем, но все к тому же приходит — к сосредоточению ума в сердце, и непрестанному там взыванию к Господу. Относительно того, как держать, при навыкновении этому деланию, тело, находим у него ту особенность, что он научает находить сердце путем дыхания. Этим он отвечает будто на вопрос неведущих, где сердце. Дыши в себя, как бы говорит он, и где остановится дыхание, там и сердце, там и стой вниманием и умом. Другая особенность та, что он советует тем, которые затруднились бы действовать предыдущим способом, умно говорить молитву там, где орган слова, в начале гортани, или при входе в полость груди. Но этим не определяется окончательно место внимания и молитвы, а только указывается, как переходный пункт.    Представим и еще одно последнее начертание занимающего нас делания, по учению Каллиста, патриарха цареградского, и Игнатия сотаиниика его. Письмо 19    Наставление о молитве Каллиста, патиарха цареградского, и Игнатия, сотаинника его.    Начало жизни по Богу есть ревность и всеусердное тщание жить по спасительным заповедям Христовым; конец же — явление в совершенстве того, что воображено в нас Божественною благодатию в крещении, или, что тоже, отложивши ветхого человека с деяниями и похотьми его, облещися в нового, духовного, то есть, в Господа Иисуса Христа, как говорит Божественный Павел: «чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится в вас Христос» (Гал. 4:19).    „Когда мы крещаемся, говорит св. Златоуст, тогда душа наша паче солнца сияет, очищаемая Святым Духом. Как сребро чистое, лежащее против солнечных лучей, и само лучи испускает, не по естеству своему, но по причине осияния его солнцем: так и душа, очищаемая в крещении, принимает лучи от славы Духа, и сама внутренно является славною. Но, увы! слава сия, неизреченная и страшная, один или два дня пребывает в нас, а потом мы погашаем ее, наводя бурю житейских попечений и страстных дел.    „В Божественных ложеснах, то есть, в священной купели, туне принимаем мы совершенную Божественную благодать. Если после того мы скрываем ее под тьмою житейских попечений и страстей; то можем опять восстановить и возочистить ее покаянием и исполнением Божиих заповедей, и узреть ее преестественную светлость. Это бывает по мере веры каждого и теплоты усердия жить по вере, наипаче же по благоволению Господа Иисуса Христа. Св. Марк говорит: Христос, совершен Бог сый, совершенную даровал крестившимся благодать Святого Духа, которая никакого приложения от нас не требует; открывается же она в нас и явною творится по мере исполиения заповедей, пока достигнем в меру возраста исполнения Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010