2-е Святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского Никифор, сын знатного и благочестивого человека, по имени Феодора, потерпевшего истязания и изгнание за почитание св. икон, получил от родителей настоящее христианское воспитание, подкреплённое примером их собственной жизни, так как мать его, благочестивая Евдокия, была участницей всех испытаний своего мужа и последовала за ним и в изгнание – (в Пимолину, укрепление в Каппадокии, на реке Галисе). По кончине же его переселилась в Царьград, где молодой Никифор получил блистательное научное образование, и по сведениям приобретённым и по природным дарованиям проявил себя впоследствии «украшением века и кафедры». В звании секретаря при дворе императрицы Греческой Ирины и как уполномоченный императора, Никифор присутствовал на 7-м Вселенском Соборе. – Тяготясь придворной жизнью, он оставил двор и поселился в уединении при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, посте и молитве; в это время он построил церковь и основал монастырь. – В 806 г. (на 48-м году своей жизни) Никифор, по смерти Тарасия, был избран в патриархи, принял сначала иночество, потом – священнический сан и возведён на патриарший престол в самый день Пасхи, 12-го апреля. Во время посвящения он держал в руке своё исповедание веры и потом положил его в алтаре, как знак обета душевного – хранить истину. Приняв управление Церковью , он прежде всего обратил внимание на поведение духовенства и принял меры против разврата. С еретиками вступил в последовательную и неослабную борьбу. Вскоре заявил себя исповедником – оказав твёрдое сопротивление императору Льву Армянину. На все старания императора ласками и угрозами склонить на свою сторону сильного уважением к нему народа патриарха, Никифор отвечал: – «напрасны труды твои, Государь! Мы не можем изменить древнего предания, мы чтим изображения святых, как Крест и Евангелие». И за тем, ища подкрепления в молитве, убеждал православных остерегаться еретиков и не страшиться преследований за правое исповедание. В церкви св. Софии совершил он соборно всенощное бдение, моля Бога о мире Церкви и об избавлении от ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского Память 2 июня Великий поборник благочестия, святой Никифор родился в Царьграде 3575 от благочестивых и богобоязненных родителей Феодора и Евдокии. Отец его сподобился исповеднического венца, потерпев раны и изгнания за почитание святых икон. В царствование Копронима 3576 он занимал должность нотария 3577 по тайным царским делам, и на него к злочестивому царю поступил донос, что он благочестиво почитает святые иконы, поклоняется образу Спасителя, Пречистой Богоматери и всех святых. Царь немедленно призвал к себе блаженного Феодора, подверг его допросу и, убедившись в справедливости доноса, долго принуждал его оставить иконопочитание; когда же раб Христов не оказал повиновения царской воле, то после жестоких побоев, был сослан на заточение в город Молин, брошен здесь в ужасную темницу, в которой и страдал за правоверие. Спустя несколько времени, его снова призвали в Царьград и еще упорнее понуждали склониться к ереси, проповедуемой царем; но он остался как адамант 3578 твёрдым в благочестии, соглашаясь скорее принять раны и смерть, чем нарушить церковные законы и предание святых отцов. По повелению беззаконного царя он снова был подвергнут различным жестоким мучениям, и снова же послан в изгнание; проведя в Никее 3579 узником и страдальцем шесть лет, он отошел ко Господу в вечную свободу блаженной жизни. Супруга его, честная Евдокия, была участницей всех бед и зол своего мужа, последовала за ним в изгнание, страдала в узах, не разлучаясь с ним ни телом, ни духом. По кончине мужа она возвратилась в Царьград и богоугодно проводила дни свои, как подобает христианской вдовице. В течение этого времени сын ее Никифор после изучения наук получил при царском дворе должность отца своего. Затем блаженная Евдокия сподобилась увидеть своего сына сначала в ангельском образе, а потом и святительском сане; тогда, возблагодарив Бога, она удалилась в женский монастырь, постриглась в иночество и после богоугодных подвигов преставилась ко Господу в маститой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

I. Борьба Православия с униею при митрополите Михаиле Рагозе К оглавлению Первые два действия против православных: одно униатского митрополита Михаила Рагозы, другое короля Сигизмунда — нам уже известны. Митрополит тотчас после Брестского Собора объявил окружною грамотою (10 октября 1596 г.) по всей православной митрополии, что епископы Львовский и Перемышльский и все архимандриты, игумены, протоиереи и священники, не последовавшие за ним, своим архипастырем, в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда и что потому православные не должны считать их за своих епископов или пресвитеров как проклятых, а кто станет считать, тот сам да будет проклят со всем своим домом . Король также издал приказ (15 декабря) ко всем православным, чтобы они не признавали Гедеона и Михаила Копыстенского своими епископами и не имели с ними никакого общения как с низложенными и проклятыми, а признавали своими законными архипастырями митрополита Рагозу и других владык, принявших унию, и оказывали им совершенное послушание во всем . Чем же отвечала на это православная церковная власть? Уполномоченный Цареградского патриарха протосинкелл и экзарх Никифор, находившийся тогда в Литве, немедленно разослал свою окружную грамоту (11 октября), в которой, напоминая православным, что митрополит Рагоза и с ним другие епископы за отступничество в унию преданы православным Собором «конечному отвержению», благословлял всех оставшихся верными православию священнослужителей невозбранно совершать свои священнодействия по всей митрополии и поминать в молитвах вместо митрополита и владык-отступников имя одного Цареградского патриарха, а епископам Львовскому и Перемышльскому разрешал принимать всех православных, которые будут приходить к ним по своим церковным нуждам, следовательно, и из других епархий, оставшихся без православных архипастырей . В то же время православные отправили список деяний своего Брестского Собора к самому Вселенскому патриарху. К счастию, на Цареградскую кафедру только что вступил тогда в качестве местоблюстителя Александрийский патриарх Мелетий, иерарх ученый, благочестивый, ревностный к своему долгу и, главное, хорошо знакомый с положением Западнорусской митрополии, с которою не раз сносился и прежде .

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

Житие Андрея Юродивого Подготовка текста, перевод и комментарии А. М. Молдована Книга об Андрее Цареградском была весьма популярна на Руси, о чем говорит большое количество (более 200) дошедших до нас древнерусских списков. Ее успех у читателя объясняется, во-первых, необыкновенной занимательностью содержания и превосходными достоинствами перевода; во-вторых, – тем обстоятельством, что в наиболее распространенном у славян древнерусском переводе Андрей представлен как славянин (так переведено греческое σκθης), а в более поздних списках как «русин» и даже новгородец. Особым вниманием это произведение пользовалось также ввиду содержащегося в нем свидетельства о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию в константинопольском Влахернском храме, на основании которого был установлен на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Греческий оригинал Жития, если верить заключающей его записи, был написан в Константинополе священником храма Софии Никифором. Ряд упоминаемых в Житии лиц и городских реалий указывает на то, что главный персонаж повествования Андрей жил в V в., и хотя автор изображает события так, словно он был современником и другом Андрея, на самом деле это не более чем литературный прием, ибо, судя по другим особенностям содержания Жития, оно не могло быть написано ранее конца IX или начала X в., при этом Никифор, по-видимому, просто воспользовался более ранними преданиями. Юродство во Христе, столь же древнее, как и само христианство , во все времена сопутствовало ему, являя себя наиболее ревностной и самоотверженной преданностью высшей небесной правде, преподанной Исусом Христом. «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, – разъяснял апостол Павел, – тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 18–19 ). Юродивые по-своему воспроизводили земной подвиг Христа. Живя среди людей в отличие от монахов-пустынников и отшельников они подвергали себя наиболее трудным и жестоким соблазнам и испытаниям, ежедневно и ежечасно обличая безумие мира сего и самим своим видом и парадоксальными речами и деяниями напоминая о присутствии высшего Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июнь 1. Препод. Агапит Печерский Врач земной не может предсказать смерти Армянин врач предрекал одному вельможе, что он чрез восемь дней непременно умрет, но преп. Агапит врач дал зелие, которое сам вкушал и вельможа от него выздоровел. Не должно принимать вознаграждения за врачевание благодатное Преп. Агапит отказывался от даров ради того, что он врачевал не своею силою, но Христовою; от Владимира же принял для нищих и во утешение выздоровевшего. 2. Св. Никифор исповедник, патриарх Цареградский Обычай древний лобызать взаимно руки Был между патриархом и царем греческим обычай добрый: лобызать друг у друга десницу в знамение духовной любви. Ревность апостольская Патриарх писал к царице о иконоборстве, и, движимый апостольскою ревностью, в пророческом духе присовокупил: «если не перестанете развращать пути Господни правые, рука Господня мстительная на вас скоро будет» ( Деян. 13, 10 и 11). Взаимное приветствие святых Феофан, прозрев мимо его села плывущего по морю патриарха, пал до земли, и, как бы лично с ним беседовав, возложил фимиам на угли. Точно так же и патриарх издали пал на колени, воздел руки и благословил Феофана. Св. великомученик Иоанн Сочавский Кровь мученическая омывает грехи Обагренный кровью, св. великомученик молился: «благодарю Тебя, Владыко, Боже, что сподобил меня кровью моею омыться от грехов моих, которые после крещения от немощи человеческой мною соделаны». Св. священномученик Лукиан Важность мучений Мученики за Христа страждущие, будучи Его членами, восполняют лишение скорбей Христовых в своей плоти. ( Колос. 1, 24 ). Свет над мучеником Когда бездыханное тело мученика Лукиана лежало на земле, вдруг свет небесный воссиял над ним и слышен был голос: «радуйся, благий раб, Лукиан, что ты не устрашился за Меня кровь свою пролить; приди и прими венец, прежде тебе обещанный, и со святыми на небеса водворись: наследуй вечную обитель, с ангелами тебе уготованную». Мертвое тело ожило Мертвое тело св. Лукиана обезглавленное встало на ноги. Потом мученик, взяв руками своими отсеченную главу и ведомый благодатью Духа Святого, в нем пребывающего, при пособии ангелов, твердо пошел ногами, как живой, подобно другу своему св. Дионисию Патрасскому – и, пройдя три поприща, перешел по водам чрез реку Фару, дошел до назначенного к погребению места и с миром почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника Память 3 апреля Преподобный Никита происходил из Кесарии Вифинской 2365 от благочестивых родителей. Отец его, по имени Филарет, лишившись супруги, отошедшей к Господу в восьмой день по рождении отрока Никиты, постригся в иночество; отрок же был воспитан матерью отца, еще находившеюся тогда в живых. Достигнув сознательного возраста и получив книжное обучение, преподобный Никита отдал себя на служение Богу. Сначала он проходил в церкви пономарское служение 2366 , упражняясь в чтении божественных книг, потом он удалился к некоему отшельнику Стефану, мужу добродетельному; получив от него достаточное наставление, преподобный Никита, по его совету, отправился затем в монастырь мидикийский, основанный преподобным Никифором, который был и игуменом в нем. Последний охотно принял Никиту, провидя в нем благодать Божию, и постриг его в иноческий чин. Здесь преподобный Никита подвигами поста, смирения, послушания и вообще своею добродетельною жизнью вскоре превзошел всех иноков. Не прошло семи лет со дня поселения его в монастыре, как, по убеждению настоятеля, принял он сан пресвитера, в который и был посвящен святейшим Тарасием, патриархом цареградским. Тогда преподобный Никифор, в виду своей дряхлости, вручил преподобному Никите, несмотря на его нежелание, управление монастырем вместе со старшинством. И правил преподобный Никита монастырем ко благу вместо отца своего Никифора, бдительно пася словесное стадо и умножая его примером своей добродетельной жизни: многие, слышав о его богоугодном житии, отвергались мира, приходили в обитель, ища наставлений преподобного Никиты на путь спасения, и оставались в ней. Благодатью Христовою, в течение немногих лет, число братий увеличилось до ста. Здесь был и блаженный Афанасий, дивный муж, воистину достойный почитания. Невозможно в кратких словах описать его добродетель и великую любовь к Богу, которую показал он при отречении от мира. Было в нем чему подивиться и самим Ангелам. Презирая для Бога этот мир и его похоти, блаженный Афанасий ушел тайно из дома родительского в один монастырь, желая начать иноческие подвиги; но отец его, узнав о том, с яростью поспешил в этот монастырь, взял сына, которого весьма любил, снял с него монастырское одеяние, присвоенное послушникам, и облек в светлые драгоценные одежды, а затем насильно отвел домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского Память 13 марта Великий архиерей Божий, святой Никифор , патриарх Цареградский, за благочестное почитание святых икон был низвержен с престола своего злочестивым царем Львом Армянином и отослан на остров Проконнис 1920 . Здесь он тринадцать лет провел в заточении и поругании, и, преставившись ко Господу, был погребен при храме святого мученика Феодора, в монастыре им самим созданном 1921 . Спустя несколько лет, по смерти злочестивых царей – Льва Армянина, Михаила Валвоса и сына его Феофила, – скипетром Греческого царства овладела благочестивая царица Феодора, правившая царством вместе с сыном своим Михаилом, – тогда еще весьма юным 1922 . В это же время скончались также и лжепатриархи Константинопольские – Феодот Касситер, Феодор Спасарокандилат, потом Антоний Фасимат, и, наконец, Иоанн, по прозванию Анний 1923 ; по хитрости своей он казался волхвом, и, как незаконно поставленный, благочестивыми людьми был низвержен с престола. После него на Константинопольскую кафедру вступил святый Мефодий , который и возвратил святой Церкви почитание икон 1924 . В это именно время с острова Проконниса были возвращены в Царьград и честные мощи исповедника Христова, святого Никифора. Святейший патриарх Мефодий так советовал благочестивой царице Феодоре: – Не прилично, – говорил он ей, – лучшему из патриархов – святому Никифору, изгнанному с престола за православие, – даже и умершему до сих пор находиться в изгнании: святое тело его нужно возвратить к престолу его; ведь мы не избежим греха, если оставим мощи его в заточении, – мы как будто даже покажем себя одобряющими его изгнание и соглашающимися, что это низвержение его с престола было справедливым. Мы знаем, что колено Иосифово сподобилось благословения за то, что спустя четыреста лет перенесло кости отца своего из Египта в землю Ханаанскую, – мы же, сыны благочестия, – разве допустим еще долее отсутствие мощей отца нашего, божественным учением которого мы воспитаны в правоверии; самый град сей царский, один из лучших в поднебесной, жаждет честных останков святого вождя и пастыря своего, и готов хранить их у себя с благоговением. Да возвеселится снова невеста- Церковь о женихе своем. Когда он был живым, Церковь лишилась его по несправедливости царской; пусть же теперь примет она, по повелению пастырелюбивой царицы, почившее о Господе тело того. 0, благочестивая царица, ты ведь видишь, как народ, умиренный тобою в правоверии, горит желанием услышать духом даже и умершего пастыря своего. Если он увидит принесенную к себе хотя тень его, – он будет считать его как бы живым и, приняв как живого, сохранит останки его, как некое богатейшее сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Уроженец Сицилии 3914 , святитель Христов Мефодий в юных летах воспринял иноческий образ, преуспевая в добродетельной жизни. В царствование Льва Армянина 3915 , иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском , должность апокрисиария 3916 . Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим 3917 с одним поручением, касающимся церковных дел; здесь, в Риме, он намеренно задержался на довольно продолжительное время, потому что нечестивый Лев, свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика иконоборца Феодота Мелиссийского, по прозванию Касситера 3918 . По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый 3919 . В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой ересью, особенно усилившейся в то время: по Льве Армянине на царский престол вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Травлос 3920 ; патриархами во дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об этом грек Зонара 3921 : он передает, что Михаил Травлос в начале царствования своего показал себя милостивым правителем: многих святых отцов, заточенных Львом Армянином за почитание икон, он освободил от уз и заключения, но затем, по прошествии уже довольно значительного времени, Михаил отменил это, внушенное лицемерием, доброе дело и, не скрывая своего злобного нечестия, воздвиг гонение на православных. С гневом он ополчился на святого Мефодия и на Евфимия, Сардийского епископа, – о многих других, много пострадавших от него, уже не говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в изгнание, а святого Мефодия заключил в темнице в Акрите 3922 . Тот же Зонара следующим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он подражал во всем, по его словам, царю Копрониму 3923 ; благоволя иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых, Михаил осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не почитал за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого, Михаил думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и препятствовал родителям отдавать детей в православные школы, чтобы, изучив священное Писание, они не обличили его безумия, но, пребывая невеждами и бескнижными следовали его еретическому заблуждению. Так говорит Зонара. Святой Мефодий мужественно противился зловерному царю, как пастырь мудрый, сведущий в Божественном Писании, православных догматах и преданиях святых отцов; за это он, как исповедник истины, переносил не только узы и темницы, но даже раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несправедливая укоризна: [Письмо в редакцию по поводу ст. проф. А. П. Лебедева «О нашем символе веры»] Источник В февральской книжке «Богословского Вестника» за настоящий год на мою долю досталась укоризна от Ал. П. Лебедева в том, что я приписал ученейшему р.-катол. епископу Гефеле «невозможнейший абсурд» (стр. 281 – примеч. под строкою). Обвинение конечно тяжкое, и мне – признаться – горько слышать это, – тем паче, что, бросив на меня эту укоризну, А. П. не благоволил обставить свою речь так, чтобы дело было изложено в надлежащей ясности и чтобы никаким недоумениям места не оставалось. В чем же, однако, дело? Дело в том, что слова «невозможнейший абсурд» сковал сам А. П., что из-под моего пера их выпускаемо не было. Я в своем разборе Гефелевского мнения по разбираемому вопросу употребил выражение, что Гефеле допустил «важ­ный недосмотр». Чтобы, кажется, нетерпимого в таком моем выражении, чтобы следовало из-за него выпускать такой громкий выстрел? Ал. П. изъявляет свое неудовольствие на мое замечание, сделанное при разборе суждения Гефеле потому, что таким замечанием оказывается неуважение к учености Гефеле; не говорит Ал. П. ясно – но разуметь дает, что благодаря таким не разумным отношениям к трудам западных ученых, мы рискуем опасности подвергнуться неприятностям от немцев: благо нам, что немцы не читают наших книг. Да позволено мне будет отстранить от себя обвинение, какое незаслуженно возвел на меня г. Лебедев. В разбираемом месте, служащем поводом к настоя­щему неприятному объяснению, у Гефеле идет речь о том, кто был составителем Символа веры , известного теперь у нас под именем Никео-Цареградского. Гефеле пишет (Ист. соб. т. 2, стр. 10): Никифор Каллист свидетельствует, – (точнее было бы перевести слова Гефеле: will wissen – словами: Никифор хочет знать – но ведь смысл от сего не изменяется): – так Никифор Каллист свидетельствует, что Символ нашего собора был издан Григорием Нисским , Марк Евгеник на Флорентийском соборе утверждал, что автором Символа следует признавать или признается (werde gehalten) Григорий Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

12. Чудеса, бывшие при таинстве Тела и Крови Христовых 1 . В жизнеописании св. Василия Великого пишется: «Некоторый богоугодный пресвитер, именем Анастасий, когда совершал Божественную службу, то, во время освящения Страшных Таин, Пресвятой Дух в виде огненном сошел и окружил Анастасия; это видели не один св. Василий, но и другие, которые были достойны сего видения» («Чет.-Мин.» января 1-го, житие св. Василия Великого ). 2 . Историк Созомен повествует: «Когда св. Златоуст литургисал и раздавал верующим Св. Тайны, приступила к сему некоторая женщина, зараженная ересью македониевой. И как только приняла Божественное причащение с неверием, мгновенно часть (тела Христова) обратилась в устах ее в камень. Женщина, пришедшая в ужас от сего предивного чуда, пред всем народом рассказала случившееся с нею, показывая самый камень, и от неверия обратилась к правоверию» (Истор. Созом. кн. 8, гл. 5). 3 . Во время Мины, патриарха цареградского, некто из еврейских отроков присоединился к христианским отрокам и принял с ними вместе Св. Причащение; но возвратившись в дом, рассказал отцу своему все случившееся. Отец его воспламенился гневом, и тотчас схватил сына и бросил его в печь, в которой расплавливалось стекло (ибо отец его был мастером литья стекол). Мать, ничего не зная, что случилось с ее сыном, долго искала его, и не могла найти. В третий день с плачем и рыданием пришла к своему мужу – стекольному мастеру, и вдруг из средины раскаленной печи услышала голос своего сына. Испугавшись и вместе обрадовавшись, матерь с поспешностию приступила к плавильной печи и увидела сына среди горящих углей. Вынув его из огня, спросила: каким образом он не сгорел в печи? Он отвечал: какая-то жена в светлой одежде часто приходила к нему, подавая ему воду для погашения горящего угля; и когда хотел он есть, она давала ему пищу. Это чудесное происшествие пронеслось по всему городу. Сам император Иустин (который в это время царствовал в греческой империи) узнал о сем и повелел крестить сына и матерь, а отца, который не захотел принять крещение, приказал бросить в раскаленную печь. Это чудо было известно всему миру. О нем пишут след. церковные историки: Евагрий в кн. 4-й, в гл. Евсевий в кн. 4-й, в гл. XXXVI; Никифор в кн. 17-й, в глав. XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010