Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

священник Николай Ким Скачать epub pdf 1. Жизнь преподобного Никиты Стифата 1.1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова Преподобный Никита Стифат (Пекторат) родился в начале XI века, примерно в 1005 г., очень рано встал на путь монашеского подвига, известно, что с 14-ти лет он был послушником Студийского монастыря. Там же и рукоположен в сан пресвитера 1 . Определяющим моментом его жизни стало близкое знакомство и духовное общение с великим подвижником – преп. Симеоном Новым Богословом , который был его духовным отцом. Воспоминания о жизни и поучениях своего наставника преподобный Никита сохранил для потомков, написав Житие преподобного Симеона. Этот труд был им окончен около 1052 года, т.е. спустя несколько десятилетий после кончины учителя (как известно, годы жизни преподобного Симеона 976–1022), хотя свидетельства для составления Жития и труды своего наставника Никита начал собирать еще при жизни преп. Симеона. Именно благодаря такой скрупулезной работе преп. Никиты в качестве секретаря и переписчика при своем учителе мы знакомы с основными богословскими трудами преп. Симеона Нового Богослова . Так, например, преп. Никита Стифат написал предисловие к «Божественным гимнам» преп. Симеона Нового Богослова 2 . Житие преп. Симеона, составленное преп. Никитой 3 , отличается от других агиографических произведений своей богословской насыщенностью. Положения учения о спасении он разбирает на примере жизни святого. Это же учение впоследствии изложено им и в разбираемом нами трактате «О Рае», причем главные моменты этого трактата имеют ясные параллели в жизнеописании преп. Симеона. 1.2. Монах Студийской обители Студийская обитель, в которой преп. Никита провел большую часть своей жизни, всегда была на особом положении в государстве. Это связано с местонахождением обители рядом со столицей, на пути в пригородную резиденцию василевсов. Значение обители подчеркивалось тем, что государи часто отдавали своих наследников на воспитание под начало наставников-монахов в этом монастыре. «Место для этих занятий отведено было в Студийской обители – по двум причинам: во-первых, чтобы они, подражая наилучшим мужам, и в добродетели усовершенствовались; во-вторых, чтобы, находясь вне города, удобнее могли отправляться на охоту и заниматься оружием» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Идеи и аргументы Никиты проникли на Русь посредством сочинений прп. Максима Грека. Упоминание Табари о Никите показывает, что слава о нём достигла даже арабов, впрочем, не как вполне состоявшегося полемиста, а как несостоявшегося миссионера. Рассмотрение биографии автора «Опровержения Корана», самого сочинения и особенностей перевода коранического текста может быть очень ценно в контексте современного христиано-мусульманского диалога.   Никита Византийский О жизни Никиты, видного византийского полемиста, известно очень мало. Время расцвета деятельности Никиты приходится на правление Михаила III (842-867) . Никита был светским лицом, близким ко двору, имел титул патрикия. Почётные наименования «Философа» и «Дидаскала», а также способ изложения и подачи материала говорят в пользу того, что Никита был преподавателем философии и диалектики в знаменитой Константинопольской школе . Около 856 г. по поручению императора Никита осуществил монументальное опровержение Корана и ислама в целом, которое произвело большое впечатление на современников. Никите также приписываются два письма, написанные в ответ на мусульманское послание Михаилу III с критикой христианства. Эта слава стала причиной довольно неприятного инцидента в жизни константинопольского дидаскала. После побед 855-856 гг. Михаил III предпринял меры по возвращению в христианство жителей отвоёванных земель. Арабский историк Табари упоминает эпизод под 859 г., когда жители города Лулуа обратились к императору с просьбой прислать им миссионера для их перехода в христианство. Выбор остановился на уже известном полемисте, который на то время, безусловно, был первым знатоком ислама в Константинополе. В Лулуа был послан патрикий Никита, которого мусульмане перехватили и тайно переправили в Багдад. Миссионер пробыл в плену недолго: император обменял его на тысячу пленных арабов . Вернувшись в Константинополь, Никита продолжил свои полемические труды, но уже на другом поприще. По случаю конфликта с латинянами, случившегося в Болгарии, между 866 и 870 годами Никита по просьбе уже императора Василия I (867-886) составил «силлогические главы» против учения о filioque. Очевидно, Никита был в близких отношениях со свт. Фотием, аргументы которого он использует в своей работе. Около 877 г. Никита, вероятно, по просьбе свт. Фотия, отвечает на адресованное святителю второе письмо армянского монофизитского богослова Сахака (на первое письмо патриарх ответил лично).

http://bogoslov.ru/article/406936

У величайших отцов, которые учили монашескому идеалу, находим представления о царском пути как о монашеском житии 101 , основной смысл которого заключается во внимании себе, пребывании в келье, несении постоянных монотонных и, с внешней точки зрения, скучных послушаний, устремлении к священнобезмолвию 102 . 7. Путь души по прп. Никите Стифату В качестве примера покажем, как описывает путь души византийский автор-аскет прп. Никита Стифат 103 (XI в.), ученик прп. Симеона Нового Богослова . Прп. Никите было известно выражение «следовать царским путем», которое он один раз в полемико-богословском контексте применил к поиску и служению истине: «с одной стороны, мы оставили призрачное и неправое и той и другой крайности, заботясь только об истине, а с другой, давай пойдем по среднему и царскому пути среди них, а о них будем составлять сочинение без спора, но с любовию к истине...» 104 . В данном случае прп. Никита говорит о крайностях в понимании пределов жизни – как строго установленных, так и несуществующих, при этом сам он будет более придерживаться представлений об установленных по Промыслу Божиему пределах. Однако в трактате «о душе» он на протяжении почти всего повествования описывает путь души к Богу, не называя его царским, но имея в виду эту реалию жизни Византии, в начале трактата он пишет об образе Божием, что он «некая граница для сущих» и что он «находится по обе стороны от краев, когда и нижнее сочетает с высшим посредством общности и родства и с тем и с другим» 105 . В какой-то степени прп. Никита, хоть и сквозь призму позиции свт. Григория Богослова , смотрит на сочетание противоположных начал также с точки зрения представлений о царском пути. Человек, будучи носителем образа Божия, оказывается смешением противоположных начал – чувственного и умопостигаемого: «...[Бог], взяв причины от каждого как от умопостигаемого, так и от чувственного творения, создает человека по образу и по подобию Своему» 106 . В 52 главе трактата «о душе» прп. Никита описывает продвижение души по природе, которое оказывается неуклонным, в то время как противоположное движение не более чем уклонение:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Страх человеческий и страх Божий по учению прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей традиции Источник Аннотация В статье раскрывается учение автора XI в. прп. Никиты Стифата о страхе человеческом и страхе Божием. Хотя автор пишет о страхе (φβος), во многом продолжая и повторяя предшествующую античную и патристистическую традицию, он оказывается достаточно оригинальным в описании двух видов добродетельного страха – страха перед наказаниями и страха по любви – с особым акцентом на выражении «чистый страх Божий», который прп. Никита называет также «страхом Святого Духа» и «страхом любви». Согласно прп. Никите, обладающий таким самым высоким страхом пребывает на абсолютной духовной высоте и боится только одного – потерять Бога. В статье приводится ряд параллелей с предшествующей традицией, которые позволяют более рельефно представить мысль прп. Никиты. «…человека, вступившего в страх Божий, сам страх Божий ставит на попрание для всех других людей» 1 . Прп. Симеон Новый Богослов В настоящей статье предполагается исследовать учение аскетического автора XI в. прп. Никиты Стифата о страхе человеческом, или греховном, и о страхе Божием, или добродетельном 2 , и соотнести это учение с предшествующей традицией 3 . В греческой христианской литературе основной термин, обозначавший страх – φβος, – использовался для обозначения и страха Божия, и других страхов, в том числе страха греховного, человеческого. Прп. Никита Стифат в основном корпусе своих сочинений использовал термин «страх» (φβος) 42 раза 4 : • в «Сотницах» – 20 раз, • в «Житии Симеона» – 10 раз, • в «Слове о душе» – 6 раз, • в «Слове о рае» – 3 раза, • в Пятом послании – 1 раз, • в «Диалексисе и Антидиалоге против латинян» – 1 раз. Из краткого обзора использований термина «страх» видно, что в тридцати двух случаях автор пишет о страхе Божием 5 или о таком добродетельном страхе, который так или иначе оказывается очень близким к понятию страха Божия. В восьми случаях (при двух многозначных 6 ) имеется в виду человеческий страх и в четырех – страх перед демонами или всеваемый демонами 7 . Грань между человеческим страхом и страхом перед демонами не всегда возможно провести четко, но в любом случае прп. Никита обозначает понятием «страх» греховный или страстный порыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Фрагменты на Иоанна: Commentarius in Ioannem//GCS 10. Толкование на Исаию: Homiliae in Isaiam//GCS 33, 242–289. Русский перевод: Ориген . Гомилии на книгу пророка Исаии//Богословские труды. 2013. 45. С. 11–64. Симеон Новый Богослов Слова нравственные: Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques/ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3)//SC 122. 1966; T. II (Eth. 4–15). SC129. 1967. Русский перевод: Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. 1–2. М., 1890–1892. Сто глав богословских и практических: Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/ed. Darrouzès J. P. 1957//SC 51bis, 80–113. Русский перевод: Симеон Новый Богослов , прп. Сто глав богословских и практических/пер. митр. Илариона (Алфеева) // Симеон Новый Богослов , прп., Никита Стифат , прп. Аскетические сочинения в новых переводах/сост., ред. митр. Иларион (Алфеев) . СПб., 2007. С. 8–36. Послание об исповеди: Epistola de confessione. The Epistles of St Symeon the New Theologian/ed. H. J. M. Turner. Oxford, 2009. P. 26–69. Русский перевод: Симеон Новый Богослов , прп. Послание об исповеди// Симеон Новый Богослов , прп., Никита Стифат , прп. Аскетические сочинения в новых переводах. С. 76–91. Тертуллиан Апологетик: Apologeticum//CCSL 1, 85–171. Русский перевод: Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле/пер. А. Ю. Братухина. СПб., 2005. С. 111–211. Против гностиков: Adversus gnosticos scorpiace//CCSL 2, 10671097. Русский перевод: Тертуллиан . Скорпиак, или Противоядие от угрызения скорпионов//Творения/пер. Е. Карнеева. СПб., 1850. Ч. 4. С. 199–241. О покрывале девственниц: De virginibus velandis//CCSL 2, 1207–1226. Русский перевод: Тертуллиан . Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М., 1994. С. 345–357. О стыдливости: De pudicitia//CCSL 2, 1279–1330. Русский перевод: Тертуллиан . О целомудрии//Творения/пер. Е. Карнеева. СПб., 1847. Ч. 2. С. 102–122. Феодор Мопсуестийский Фрагменты//Фрагменты комментария на Евангелие от Матфея: Fragmenta commentarii in Evangelium Matthaei//TU 61, 96–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог соделался человеком. Ибо явно, что Соделавшийся без греха человеком может обожить и естество без преложения его в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя человека ради (прп. Максим Исповедник , 91, 257). Источник. Трудами и искушениями должны мы очистить образ, по коему были мы созданы разумными и способными воспринимать всякое разумение и Богу уподобление, нося чувства, чистые от всякой скверны чрез переплавление их некако в пещи искушений, и претворяемы бывал в царское достоинство (прп. авва Филимон, 91, 367). ...Кто сочетал свою волю с Божественным Духом, тот соделался богоподобным; восприняв в сердце Христа, он (поистине) стал христианином от Христа, имея в себе вообразившимся Единого Христа, совершенно неуловимого и поистине неприступного для всех тварей (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 45). Источник. Как голый телом, когда наденет какую-либо одежду, чувствует то и видит, что это за одежда, так и обнаженный душою, когда облекается в Бога, чувствует то и познает (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 109–110). Источник. Богоподобна, сколько оно для нас доступно, невозможно улучить ревнителю, если он наперед теплыми слезами не смоет приразившейся к нему тины греховной и не прилепится к исполнению святых заповедей Христовых. Иначе невозможно ему сделаться причастником неизреченных Божиих благ. Ибо желающий умно вкусить божественной сладости всецело отстает от всякого мирского чувства и душу свою всю занимает созерцанием отложенных святым благ (прп. Никита Стифат , 93, 160). Сохранить неизменным богоподобие, стяжеваемое крайнею чистотою и полною любовью к Богу, возможно только при непрестанном простирании ока ума к Богу, в Котором душа обыкновенно установляется чрез постоянное пребывание в доброделании, чрез непрестанную, чистую и непарительную молитву, чрез всестороннее воздержание и усердное чтение Писаний (прп. Никита Стифат , 93, 160).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Душа, не порабощенная страстями, вся свободна, вся боговидна, вся господственна, вся световидна, вся обрадованна, богособранна, богорастворенна, небесна. Не такова душа, порабощенная и возобладанная страстьми – тиранами... Приемля повеление от демона, она беспрекословно делает повеленное (прп. Феодор Студит , 93, 342). Похоти же плотской, брачного или безбрачного смешения, сластей, гортанобесия, чревоугодия, многоспания, леностного бездействия, щегольства и многого другого подобного не тело ищет... но ищет этого душа посредством тела, приятным то себе находя, и услаждается тем, так как тесно соединена с этою перстию, т. е. телом, любит валяться в чувственных скверностях, как свинья в нечистотах, и жаждет сластей плотских, по причине сего соединения с перстию (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 351). ...Всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из Царства Небесного... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 402). Источник. Источник. Когда ослабнут бразды владычественнейших (высших) чувств, тогда тотчас поднимается восстание страстей и приходит в движение действо раболепнейших (низших) чувств. Ибо обычно неразумным сим (чувствам), разрешась от уз воздержания (или удержания и обуздания), бросаться на предметы страстей и пастись на них, как на смертоносных пажитях... (прп. Никита Стифат , 94, 83). ...Душа не по причине красивых лиц, но по причине в ней самой залегшего расположения к сему злу подвергается крайне сильному влечению и тревоге страсти (прп. Никита Стифат , 94, 95). Страстные навыки суть задатки адских мук... (прп. Григорий Синаит , 94, 187). От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 291). Источник. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 528). Источник. Всякая страсть есть преступная любовь, есть преступное усвоение какому-либо виду греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 436). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

64 Theodorus Studites . Epitaphius in matrem suam, 26:1168// Pignani A . Teodoro Studita Catechesi-epitafio per la madre (testo in parte edito per la prima volta, introduzione, traduzione e indici). Naples, 2007. P. 67–148; полностью идентичен с: Johannes Chrysostomus . Contra theatra [Sp.]//PG 56. Col. 547. 65 Nicetas Stethatus . Vita Simeonis Novi Theologici, 133:33// Hausherr I . Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicétas Stéthatos. Rome, 1928. P. 1–230; рус. пер. цит. по: Никита Стифат, прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова// Симеон Новый Богослов, прп.; Никита Стифат, прп. Аскетические произведения в новых переводах/под ред. митр. Илариона (Алфеева) . Клин, 2001. С. 202–203. 66 Symeon Neotheologus. Hymni, 50:145// Kambylis A. Symeon Neos Theologos, Hymnen. Berlin–New York, 1976. P. 34–462; рус. пер.: Симеон Новый Богослов, прп. Гимн 46. О созерцании Бога или вещей Божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах (περ τν δων) Святой и единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в царство небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук// Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 214. 67 Symeon Neotheologus . Capita theologica, 3:38.9// Darrouz è s J . Syméon le Nouveau Théologien, Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques. Paris, 1996 P. 40–186; рус. пер. цит. по: Симеон Новый Богослов, прп. Главизны/пер. И. М. Носова [Электронный ресурс] (Дата обращения: 10.01.2020). 68 Athanasius Alexandrinus. Oratio in resurrectionem et in recens baptizatos [Sp.], 1:2// M. Aubineau . Une homélie pascale attribuée à S. Athanase d’Alexandrie dans le Sinaiticus gr. 492//Zetesis: Festschrift E. de Strycker. Antwerp, 1973. S. 670. 69 Gregorius Nyssenus. In inscriptiones Psalmorum// McDonough J. Gregorii Nysseni opera. Leiden, 1962. Vol. 5. P. 30. 70 Первая благодарственная молитва по Святом Причащении. Однако в греческом оригинальном тексте молитвы стоит другое выражение – νκφραστος εφροσνη.

http://azbyka.ru/ponjatija-smerti-i-tlen...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010