Никита Семенов. Ты читай; я знаю, что. Уважая старика, своего единомышленника, с видимою неохотою Арсений Иванов прочел все 8-е знамение. Я. Тут из всего прочитанного, ты, старик, не укажешь того, что ты сулил нам доказать. Где тут сказано, что антихрист приходил, а пророки Илия и Енох давно уже им, антихристом, убиты? Никита Семенов. Чай, слышал ты, что читали-то. Я. То, что читали, я слышал, а того, что ты говорил, чтобы антихрист приходил и пророков Илию и Еноха убил, я не слыхал. Никита Семенов. Еще что ли прочитать? Я. Читай, но, пожалуйста, не все 8-е знамение, а только то место, в котором ты усмотрел, что антихрист приходил и пророков убил. Никита Семенов. Ну, слушай: Нынешним многим лжехристом, един есть наивышний папа, иже оному последнему антихристу предотеча, иже на престоле в древнем Вавилоне, якоже ниже Кирилл святый пишет, в старом Риме. Егоже Христос истинный обличити своих угодников, Еноха и Илию, пошлет, не приимати лживого. Он же, окаянный, пред всеми повелит их убити. Я. Напрасно ты, старец, трудился читать; не указать тебе тут того, чего бы хотелось тебе. Никита Семенов. Как же так? Тут все сказано. Я. О том, что антихрист приходил и убил Илию и Еноха, – что тебе так желательно было доказать, – тут ни одного слова не сказано. Никита Семенов. Обведя вопросительным взглядом окружающих, с видом удивленного проговорил: в Вавилоне, т. е. старом Риме, папа есть последний антихрист; он же, окаянный, и повелел пророков убить. Я. Прочитал ты, старина, совсем не то, что говорил. А это случилось оттого, что ты не понял, что прочитал. Никита Семенов. Чего я не понял? Я. Во-первых, сказано в 8-м знамении, что папа оному последнему антихристу предтеча; стало быть, не папа последний антихрист. Предтечи антихриста были и во времена апостольские. «Придет антихрист, – говорил апостол Иоанн, – и теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ). Ты, старик, неправильно мыслишь, смешивая предтечей антихриста с самим последним антихристом, оттого и заблуждаешься. Никита Семенов. Все равно, папа – последний предтеча; других, стало быть, предтечей более не будет. Они с антихристом-то вместе теперь и царствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Никандр , муч. египетский, 5 июня. Никандр , преп. псковский, 24 сент. Никанор , ап. из 70, 28 дек. и 28 июдя, (видящий победы, греч.). Никита (победитель, греч.), муч. готфский, 15 сент. Никита , муч. хадкидонский, исповедник, 28 мая. Никита , еп. аполлониадский, 20 марта. Никита , преп. цареградский, 11 окт. Никита преп., исповедник, игумен мидикийской обители, 3 апр. Никита , блаженный цареградский, сокровенный угодник Божий, 9 сент. Никита затворник, еп. новгородский, 31 январ., 30 апр. и 12 мая. Никита , столпник переяславский, 24 мая. Никифор (победоносец, греч.), муч. корпнфский, 31 янв. и 10 марта. Никифор , муч., пострад. в Антиохии сирской, 9 фев. Никифор , муч. кесарийский, 13 ноября. Никифор , патриарх цареградский, исповедник, 13 марта и 2 июня. Никифор преп., игумен монастыря Катавада, 19 апр. Никодим (побеждающий народ, греч.), 2 авг. Никодим просфорник, преп. печерский, 31 окт. Никола святоша, князь черниговский, 14 окт. Николай (побеждающий народ, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Николай , архиеп. мирликийский, 6 дек. и 9 мая. Николай исповедник, игумен студийский, 4 февр. Николай воевода, цареградский монах, 24 дек. Николай Кочанов, юродивый новгородский, 27 июля. Никон (побеждающий, греч ), преп., муч. сицилийский, 23 марта. Никон , муч. антиохийский, 23 сент. Никон , мучен. мелитянский, 7 ноября. Никон , пр. игумен печерский, 23 мярта. Никон Сухой, пр. печерский, 11 дек. Никон , преп. радонежский, 17 ноября. Никострат (победоносное воинство, греч.), протоскриниарий, муч. рижский, 18 дек. Никтополион (Никтополитиан, ночью занимающийся дедами государственными, греч.), воин, муч. севастийский. 3 нояб. Нил (река сего имени в Египте, т. е. черная, индийское сдово), еписк. египетский, 17 сент. Нил постник, преп. синайский, 12 ноября. Нил , пр. столобенский, 7 дек. и 27 мая. Нимфодора (дар нимф, низших языческих богинь, гр.), мученица вифинская, 10 сент. Нина равноапостольная, 14 янв. Нирса еписк., муч. персидский, 20 ноября. Нит или Нита (блистающий, светдый, лат.), мученик, с Неонилою и др., 28 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святитель Никита, епископ Новгородский, родом киевлянин, – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена благословить его жить в затворе. Провидя, что Никита желает уединения по тщеславию, преподобный Никон не благословил его. Но ни вразумление игумена, ни опыт преподобного Исаакия, в молодости самовольно затворившегося в келлии и по неопытности впавшего в духовную прелесть, не остановили жаждущего подвигов, но самоуверенного инока: он ушел в затвор. Не прошло и года, как Никита подвергся искушению. Однажды во время молитвы он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил некое благоухание. Затем ему явился диавол в образе светлого ангела, которого Никита принял за посланника Вожия. Мнимый ангел повелел затворнику не молиться, а читать книги Ветхого Завета и поучать народ, и при этом обещал молиться вместо Никиты. В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. По внушению искусителя он стал пророчествовать. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так как пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись, то вскоре слава о нем распространилась повсеместно. Многие стали приходить к нему для беседы. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита и не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы пришли к Никите и по их молитвам к Богу инок был избавлен от греховной прелести. После этого старцы хотели побеседовать с Никитой о Священном Писании, но оказалось, что самовольный затворник не только ни слова не помнит из Ветхого Завета, но даже читать не умеет, так что отцам пришлось заново учить его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никита (Сапожников), иеромонах Будущий иеромонах Никита (в миру Николай Петрович Сапожников, в схиме Никандр) родился 19 февраля 1891 г. в с. Контакузовка Одесской обл. в семье псаломщика. Учился в Московской духовной академии вместе с Сергеем Сахаровым, будущим святителем Афанасием. Во время обучения принял монашеский постриг с именем Никита. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, в 1914 г. во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии в 1915 г. со званием кандидата богословия о. Никита был назначен преподавателем каноники в Самарскую духовную семинарию. Там же он преподавал курсы литургики, гомилетики и церковной археологии. После закрытия семинарии служил настоятелем самарской Иоанно-Предтеченской церкви, затем до 1927 г. настоятелем церкви в с. Колдыбань Самарской губ. При церкви о. Никита организовал скит, где собралось около тридцати девушек и вдов, желавших вести монашеский образ жизни. В 1927 г. был арестован и сослан на 3 года в Сибирь. Срок был продлен на 10 лет. С 1941 г. проживал в Куйбышеве (Самара). В этом же году был вновь арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы. Был освобожден в 1946 г., после этого проживал в Киеве, что было ему запрещено. Был арестован за нарушение паспортного режима. Первые письма написаны святителю Афанасию из лагеря для больных и престарелых заключенных в пос. Абезь. В 1956 г. иеромонах Никита был освобожден со снятием всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. В лагерях о. Никита отказывался работать в церковные праздники, за что его нередко оставляли без пайка. С 1960 г. по благословению Патриарха Алексия о. Никита выполнял послушание по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии, но его труд не был утвержден. В 1963 г. пострижен в великую схиму с именем Никандр в честь Псковского чудотворца-пустынножителя. Скончался в 1974 г. 949 1. (к святителю Афанасию и о. Иоанну 950 от иеромонаха Никиты и священника Феодота) 26 ноября 1954 г. 26.XI.54 г. Абезь Благословите нас именем Господним, дорогие наши отцы: Афанасий и Иоанн, Ваших о Христе сынов и послушников Феодота и грешного Никиту!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Никандр, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Никандр пустынножитель, преп. Псковский. ум.1582. 24 сент. Никанор, ап. из 70. 28 дек. и 28 июля. Никита, муч. Готфский при Афанарихе, ок. 372 года. 15 сент. Никита, еп. Хадкидонский, исповедник при Льве Армянине. 28 мая. Никита, еп. Аполлониадский, исповедник при Льве Армянине. 20 марта. Никита, преп. Цареградский, исповедник при Льве Арм. и Феофиле. 13 окт. Никита преп., исповедник, игумен Мидикийской обители, ум. 824. 3 апр. Никита, блаженный Цареградский, сокровенный угодник Божий. 9 сент. Никита, еписк. Новгородский, затворник Печерский, ум. 1108. 31 янв. и 11 мая. Никита, столпник Переяславский, ум. 1180, 24 мая. Никифор, муч. Коринфский, с Никторином и др. ок. 251 года. 31 янв. Никифор муч., постр. в Антиохии Сир. ок. 260 года. 9 февр. Никифор, муч. Кесарийский (в Палест.) при Максимиане (308), с Антонином и Германом. 13 ноября. Никифор, патриарх Цареградский, исповедник, ум. 829. 2 июня. Перенесение мощей его в 846 году, 13 марта. Никифор преп., игумен монастыря Катавада. 19 апр. Никодим, потаенный ученик Иисуса Христа. В нед. Мироносиц. Никодим просфорник, преп. Печерский 12 в. 31 окт. Никола святоша, преп. князь Черниговский, ум. 1143. 14 окт. Николай, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Николай, архиеп. Мир Ликийских, 341. 6 дек. Перенесение мощей его в Бари Италийский в 1087 году. 9 мая. Николай исповедник, игумен Студийский, ум. 868. 4 февр. Николай воевода, Цареградский монах 9 века. 24 дек. Николай Кочанов, юродивый Новгородский, ум. 1392. 27 июля. Никон преп., муч. Сицилийский при Декии с 199 учениками. 23 марта. Никон, муч. Антиохийский (в Писидии) при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Никон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Никон, проп. Синайский. В субб. с. Никон преп., игумен Печерский, ум. 1088. 23 марта. Никон сухой, Печерский преп. 12 в. 11 дек. Никон, преп. Радонежский, ум. 1427. 17 ноября. Никострат протоскриниарий 11 , муч. Римский при Диоклетиане ок. 287 г., с Себастианом и др. 18 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Никита. [Инфографика] . Значение имени : происходит от греческого ... — победитель; День памяти : 13 февраля; Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский : Жил во второй половине XI века. Был одним из первых пострижеников Киево-Печерской обители. В юности стремился к отшельнической жизни, просился уйти в затвор. Но не получил благословения от игумена монастыря. Ослушавшись настоятеля, впал в прелесть, был искушаем бесом. Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усердно молиться о нем и в конце-концов изгнали из юного подвижника беса. Сам инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику. Со временем Никита стал священником, а в 1096 году его возвели в епископы и назначили в Великий Новгород. Трудами святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов. Его же стараниями был создан Антониев монастырь. Ров  для фундамента нового монастырского храма  в честь Рождества Богородицы святитель копал собственными руками. Новгородской епархией управлял 13 лет и мирно скончался 31 января (по новому стилю - 13 февраля) 1109 года. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Никита : Великомученик Никита Готский ( IV век ). Родился и жил на берегах Дуная. Еще до крещения стал свидетелем чудесного обретения иконы Божией Матери, позже получившей название «Новоникитская». Уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита усердно трудился над распространением христианства в своей земле, чем вызвал ненависть язычников. Они схватили его, истязали и конце концов сожгли. Погребен в Киликии (ныне юго-восточная Турция).  День памяти: 28 сентября.  Преподобный Никита Столпник (XII век) — В молодости был сборщиком податей и налогов в Переславле-Залесском, беспощадно  выколачивал из людей последнее. Позже в нем пробудилась совесть, он бежал в монастырь святого мученика Никиты и несколько лет провел в глубоком покаянии. По благословению настоятеля возложил на себя тяжелые вериги, а затем выкопал глубокую круглую яму и стал в ней, возложив на голову каменную шапку. Умер мученической смертью от рук своих родственников, которые, придя к нему ночью, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные. День памяти: 6 июня; Интересные факты ;Ил.: Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Икона; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великого Новгорода; Нетленные мощи святителя Никиты. Фото visitnovgorod.ru; Клейма иконы «Свт. Макарий Московский с житием», Сергиев Посад, 1990-е гг. Прославление святителя Никиты в лике святых состоялось в 1547 году на Соборе, созванном митрополитом Московским Макарием//Фома. - – февраль 2020. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-202-...

С помощью беса он и прорицал, и причем только преступления, похищения, поджоги и прочие злые дела, которые известны бесам: ведь они и сами в них участвуют. В конце концов, святые Печерские отцы убедились, что Никита впал в бесовскую прелесть. Начали они молиться о нем Богу. Никита пришел в себя, увидел бездну погибели, в которой находился, горько раскаялся в непослушании и гордости и направился по пути истины. После долгого покаяния и многих слез Бог простил ему грех и наделил его даром чудотворения. Упокоился святой Никита в 1108 году. Молится Никита Богу: Мол, желаю одного – Удостой хоть ненамного Лицезренья Своего! Грех палит тебя, Никита, Ишь чего у Бога просишь! Будь достоин – и увидишь В вечности Всевечного. Тленным оком невозможно Лицезреть Его, бессмертного; Даже горний страшится На Всемощного воззреть. Жизнь сия дана нам Богом, Чтоб готовиться к иной, Лишь по смерти удостоимся Вечный свет зреть в вышине. Но Никита просит много: «Удостой меня, Творец! Зреть Тебя, благого Бога, Промыслителя сердец». Тут предстал ему диавол, «Поклонись-ка мне!» – сказал. И Никита на колени, Тотчас перед ним упал. Он-то думал: это Ангел, – Так блистал тот ложным светом; Келья словно озарилась, И Никита верил в это. Не гневи же, братец, Бога, Век сей – время искушенья, В этом веке – только вера, И лишь в будущем – виденье. Здесь борьба, а там венец, Здесь мученье, там отрада, Не ропщи же: под конец Будет каждому награда. Рассуждение Хотя святые Отцы хвалили монашество как чин ангельский и хотя многие из величайших святых прожили свой век и достигли совершенства в глухой и безжизненной пустыне, однако Православная Церковь не рекомендует монашество всем верующим. «И в пустыне не все спаслись, и в не все погибли», – сказал некто из святых. Одному горожанину, который, не имея склонности к иночеству, хотел поступить в монастырь, святой Нифонт ответил: «Чадо, не место спасает или губит человека, а дела [спасают его или губят]. Нет никакой пользы ни от святого места, ни от святого чина тому, кто не исполняет заповеди Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

352 Dawson T. Byzantine infantryman. Easten Roman Empire 900–1204. Osprey Publishing, 2007. P. 9. 354 Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180)//Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской духовной Академии. СПб., 1859. С. 157–191. 357 См.: Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 204–216. 358 См.: Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 259–261. 359 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 258–259. 360 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 2. С. 34–37. 362 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т. 2. С. 53. 363 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т. 2. С. 63–64. 364 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб., 1860. Т. 2. С. 82–83. 365 См.: Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 158. 367 Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 206. 369 Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 154. 370 См.: Сметанин В.А. Византийское общество XII-XV вв. (по данным эпистолографии) Сведловск: Изд. Уральского университета, 1987. С. 122. 371 Литаврин Г.Г. Политическая теория в Византии с середины VII до начала XIII в//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 88. 372 См.: Никита Хониат История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т.. 2. С. 339–341.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Никита родился в Пафлагонии [ 2 ] от благочестивых родителей. Он был дальним родственником императрицы Феодоры, жены императора Феофила иконоборца. После обучения, 17 лет от роду, Никита пришел в Константинополь. В то время императорский престол занимала супруга умершего императора Льba IV Ирина, за малолетством своего сына Константина [ 3 ]. Принятый на царскую службу, Никита в скором времени возвысился, возведен был в патрицианское достоинство и сделан смотрителем над всем царским дворцом, а потом поставлен начальником войск в Сицилии [ 4 ]. Достигнув высокого положения, Никита сознал всю тщету и суетность мирских званий и благ и возымел благочестивое желание принять иноческий постриг. Но император Никифор и сын его Ставракий [ 5 ], ценя заслуги Никиты государству, не хотели отставить его от занимаемой им должности и отпустить его в монастырь. Когда же после них вступил на царство Михаил Рангав [ 6 ], Никита выпросил у него дозволение оставить свою службу и постричься в монашество [ 7 ]. Однако ему не позволено было, при этом, удалиться из столицы, но император велел дать ему помещение в Золотых воротах, в так называемой Хрисоникии [ 8 ], где он должен был находиться постоянно. В сей обители, святой Никита оставался безвыходно до царствования императора-иконоборца Льва Армянина [ 9 ]. Когда же святой Никита увидел поругания, каким подвергались святые иконы от сего беззаконного царя, то оставил Константинополь и вступил в число низшей братии одного подгородного монастыря и там проводил время в посте и трудах. Между тем иконоборцы, проведав, что у него есть икона Спасителя, которую он приобрел из Рима, донесли о том императору. К Никите посланы были чиновники, которые с угрозами вынуждали его выдать сию икону. Но так как святой Никита решительно отказался выдать ее, то посланные разыскали одного инока, который указал, где находится та святая икона. Тогда они вошли в церковь и, взяв святую икону, всячески надругались над ней. Кощунство сие привело святого Никиту в великую скорбь. Не довольствуясь тем, царские посланцы, уходя из обители, запретили ему выходить оттуда под каким бы то ни было предлогом. Впоследствии, когда на царский престол вступил другой иконоборческий государь — Феофил [ 10 ], к преподобному послан был один царедворец, по имени Феодосий, который, при всех собравшихся, под угрозой изгнания требовал от него признания иконоборческого патриарха Антония [ 11 ] и отвержения иконопочитания. Но святой на это сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Примечательно, что Герман был канонизирован в Новгороде при архиепископе Евфимии II Вяжицком в 1439 г. как один из тех святителей Новгородских, что погребены в Софийском соборе (память 10 февраля) . Теоретически можно предположить, что мощи Германа перевезли к месту его архипастырского служения, однако и в кафедральном соборе Новгорода его захоронения не обнаружено. Следующим Новгородским епископом стал Никита, также постриженик Киево-Печерского монастыря. В отличие от Германа, он не покидал эту обитель до своей хиротонии (во всяком случае, об этом не имеется ни прямых, ни косвенных известий). Никита является одним из персонажей Киево-Печерского патерика, в котором ему посвящено особое «Слово» (25-е), написанное в 1-й трети XIII в. иеромонахом Поликарпом . В нем говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1078–1088 гг.) Никита, будучи юным монахом и не имея достаточного духовного опыта, стал затворником и прославился среди мирян провидческим даром и толкованием Священного Писания. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием Ветхого завета («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежении Новым («яже в благодати преданныа нам святыа книгы… сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть бесодовати к себе»), и воспрепятствовала его дальнейшему затворничеству, полагая, что Никита был прельщен бесом. Над будущим Новгородским епископом, судя по патериковому рассказу, был проведен обряд экзорцизма («приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» ), после чего Никита стал вести праведную жизнь. Монахом Никита стал не позднее 70-х гг. XI в. Поликарп записал монастырское предание, по которому затворник Никита сверхъестественным образом узнал о кончине в 1078 г. изгнанного из Новгорода князя Глеба Святославича: «Посылаеть же Никита к князю Изяславу, глаголя, яко " днесь убиен бысть Глеб Святославичь в Заволочии, скоро посли сына своего Святополъка на стол Новугороду”.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010