ред.    Порядок митрополитов был следующий: 1) Михаил; 2) Леонтий; 3) Иоанн (с 1008 г.); 4) Феопемпт (с 1036 г.); 5) Св. Иларион (с 1051 г.); 6) Георгий (с 1062 г.); 7) Св. Иоанн II(c 1077 г.); 8) Иоанн III (с 1089 г.); 9) Ефрем (1089 г.); 10) Николай (1097 г.); 11) Никифор (с 1104 г.); 12) Никита (с 1122 г.); 13) Михаил (с 1130 г.); 14) Климент Смолятич (с 1147 г.); 15) Константин (1156 г.); 16) Феодор (с 1161 г.); 17) Иоанн IV (с 1164 г.); 18) Константин II (с 1167 г.); 19) Никифор (с 1182 г.); 20) Матфей (с 1201 г.); 21) Кирилл (с 1224 г.); 22) Иосиф (с 1237 г.).    Во главе. — Прим.ред.    Уговор.    Пополам.    Оброк, подать. — Прим.ред.    Право контроля над торговлей воска. — Прим.ред.    Так у автора. — Прим. ред.    Симаргла.    Невежда, безграмотный, неученый человек.    Распорядителем. — Прим. ред. Период II. От нашествия монголов и усиления северо-восточной... 1.Бедствия церкви и распространение веры Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни    В 1237—1240 годах Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества; народонаселение их было вырезано; церкви и монастыри разрушены или осквернены. Во Владимире погибли епископ Митрофан и все семейство великого князя Юрия Всеволодовича. Сам Юрий пал за веру и отечество на берегах Сити. Его племянник Василий Константинович ростовский попал в плен к варварам и погиб мученическою смертью за то, что не хотел отречься от православия. Потом в южной Руси разрушены Переяславль, Чернигов, Киев, города волынские и галицкие. В Киеве погибли его главные святыни — Софийский и Десятинный храмы; Печерская обитель была разрушена, монахи ее разбежались по лесным дебрям и пещерам. Краса Русской земли, стольный город великого князя и митрополита обратился в ничтожное местечко, в котором насчитывалось всего около 200 домов. Общее бедствие обрушилось, впрочем, не с одинаковой тяжестью над той и другой половиной Руси. Северо-восточная Русь была опустошена менее; когда страшная буря пронеслась, она снова поправилась, благодаря умной деятельности своих князей. Южная же Русь обращена была в сплошную пустыню; кроме того, монголы и после ее опустошения продолжали кочевать по ее степным окраинам и были постоянной грозой для ее народонаселения. Вследствие этого земледельческое и промышленное население ее массами потянулось на север. Русская историческая жизнь отступила в область Волги, завязала для себя новый центр, вместо южного Киева, в Москве и стала развиваться здесь уже в новом направлении. Сюда же передвинулось и средоточие церковной жизни — русская митрополия. Главным поприщем церковно-исторической жизни сделалась Великороссия, что не могло не иметь сильного влияния на ход церковной истории, как вследствие новых особенностей государственной истории на новом месте, так и вследствие особенностей самого великорусского народонаселения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755). Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918). А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. 30/5; Ф. 154. Оп. 1, 81; Ф. 196. Оп. 1, 1736. Оп. 3, 1510; Ф. 248. Оп. 1, 781; Ф. 280. Оп. 3, 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. 33, карт. 61. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Что касается права митрополитов созывать соборы, то несомненно, что оно не всегда находило должное приложение. Митрополит Иоанн II положительно свидетельствует, что «епископы в этом случае иногда не слушали своего митрополита и призываемые им не являлись на собор», пусть бы этот собор имел в виду насущные нужды Церкви. Это зависело главным образом от дальности расстояния и неудовлетворительности путей сообщения. Ввиду, может быть этого нарочито открыто было вблизи Киева несколько епархий [Юрьевская, Переяславская, Белгородская], епископы которых таким образом всегда были под рукою у митрополита; их-то действительно чаще всего и видим в Киеве 130 . § 7. Летописи очень мало говорят о митрополитах домонгольского периода. Самое большее, что находим здесь, – это или общие отзывы о видных митрополитах, или случайное упоминание о некоторых фактах из их гражданской и церковной деятельности. Невозможно даже составить точный список митрополитов данного периода; с вероятностью можно только насчитывать их 25 (Михаил I, Леонтий, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Иоанн IV, Константин И, Никифор II, Гавриил, Димитрий, Матфей, Кирилл II и Иосиф, прибывший в 1237 г. 132 ). Почти все они были родом греки. Замечательнейшими из них являются: Михаил I, по свидетельству позднейших летописей, энергично насаждавший христианство в пределах России; Леонтий, учредивший епархии, устроявший церковное управление и суд, полемизировавший с латинянами и входивший даже в гражданские нужды России 133 ; Илариан, первый собственно русский митрополит,«муж благ, книжен и постник» 134 , принимавший участие в организации церковного суда 135 и оставивший о себе блистательную память своим «Словом о законе и благодати»; Георгий, написавший «Устав белеческий, или Заповедь святой отец ко исповедающимся сыном и дщерем» 136 и полемическое сочинение «Стязание с Латиною» 137 ; Иоанн II, известный как писатель «церковного правила»(к Иакову Черноризцу) 138 и полемического послания к папе Клименту III 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Калашников, Петр Мих., пот. поч. гр. —23— 233. Каменский Василий Иванович Каптерев, Николай Фед., проф. М. Д. А. Капцова, Анна Михаиловна, вдова пот. поч. гр. Карякин, Федор Карпова, А. Т., вдова дейст. ст. сов. Касимов, Ал-др Дим., Моск. свящ. Касицын Дмит. Феодор., прот. Моск. Касицын, Илья Феодорович, прот. Моск. Киятский, Мих. Яковл., кандид. М. Д. А Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ковганкин, Сим. Афан., свящ. Моск. Колесников, Ив. Андр., пот. поч. гр Колосов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Колчин, Никита Ильич Колчин, Ив. Ильич Комаров, Вас. Фед., преп. Московск. дух. сем. Константинов, Ив. Вас., Моск. куп. Корзинкин, Ал-др Ал-ев., пот. поч. гр. Королев, Тимофей Сергеев. Коротков, Серг. Ник. Корсунский, Ив. Никол., проф. М. Д. А. Косминков, Серг. Павл., свящ. смотр. Холмск. дух. учил. Копьев, Никол. Александр., прот. Моск. —24— 256. Коссин, Гавр. Яковл., Моск. свящ. Красновский, Витал. Аникит., свящ. Моск. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крастелев, Иоан. Иоанн., свящ. Моск. Крашенников, Серг. Сем., Моск. куп. Кременский, Евламп. Вас., свящ. Моск. Кречетович, Иосиф Павл., свящ. законоуч. Оренбург. епарх. жен. уч. Кривошеин, Ал-др Парфен., церковн. стар. ц. III кад. корп. Кротов, Ефим Степ., Моск. куп. Кудрявцев, Арх. Сем., Моск. куп. Кузнецов, Иван Павл., сын Покровского купца Кукин, Конст. Кирилл., пот. поч. гр Куманин, Вас. Никол., пот. поч. гр. Кулешов, Егор Кулюкин, Серг. Львов., препод. Холмской дух. семин. Кусканин, Вас. Никол., пот. поч. гр. Кутырин, Мих. Дим., Моск. куп. Лапин, Андр. Иван., Нижегор. купец Лавров, Дмитр. Васильев., смотр. Починк. дух. учил. Лапшин, Васил. Тарасов. —25— 276. Ласточкин, Мих. Павлин., свящ. Моск. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев, Вас. Иван., смотр. Данков. дух. учил. Лебедев, Д. А., преподав. Единецкого дух. учил. (Бессар. губ.) Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев, Сергей Никол., свящ. Моск. Лебедев, Иоан. Матвеев., прот. Моск. Лепешкин, Серг. Ник., пот. поч. гр. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орловск. реал. уч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знаменитые богословы IV века Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский на Западе были в то же время замечательными церковными поэтами. В V столетии замечательными церковными песнотворцами были Анатолий , Патриарх Константинопольский († 458 г.); Роман Сладкопевец († 510 г.); Никита Ремизианский († 510 г.); в VII веке – Софроний , Патриарх Иерусалимский († 641 г.) и Андрей , архиепископ Критский († ок. 712 г.); в VIII веке – Герман , Патриарх Константинопольский , Иоанн Дамаскин и современник его Косьма Маюмский , в IX веке – Иосиф Песнописец , Феодор Студит , инокиня Кассия и другие. Первое место среди церковных поэтов, несомненно, принадлежит Иоанну Дамаскину . По силе поэтического вдохновения среди церковных поэтов ему нет равного. Наиболее выдающимися произведениями церковной литургики этой эпохи можно считать гимн Никиты Ремизианского «Тебе Бога хвалим»; «Покаянные каноны» Романа Сладкопевца , а также каноны на Пасху, Рождество, Богоявление и догматики Иоанна Дамаскина . На поприще богослужебного творчества подвизались не одни духовные лица. В составе богослужебных песнопений встречаются гимны, принадлежащие самим императорам. Император Юстиниан составил и ввел в церковное употребление гимн «Единородный Сыне и Слове Божий». Императору-иконоборцу Феофилу принадлежат песнопения: «Благословите строцы» 4-го гласа, «Слыши дщи Сионя» 8-го гласа и стихиры в неделю Ваий «Приидите языцы». §3. Особенности богослужения Западной Церкви По сравнению с Восточной Церковью богослужение на Западе имело свои особенности. На Западе богослужебным языком была признана исключительно латынь. И это понятно: на латинском языке говорило не только коренное римское население империи, но и жители всех западных провинций. После падения Западной Римской империи (476 г.) и создания варварских королевств латинский язык оставался по-прежнему языком интеллигенции, особенно духовенства, и, следовательно, занимал привилегированное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь. Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий. Монастыри [ править править код ] Пафнутьев-Боровский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы. Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи. Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло. К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая. Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Андреев, Викентий Петр., свящ., инспект. Оренбургск. Епарх. женск. училища —15— Андреев, Иван. Дим., профессор Московской Дух. Акад. Антушев, Ник. Петрович, священ. Московский Арбеков, Иоанн Дим., прот. Московский Аристарх, Архим., Настоят. Московского Покровского монастыря Архангельский, Иоан. Иоан., свящ. Моск. Афанасьев, Егор Афанасьевич, Моск. цеховой Баженов Барбарин, Василий Филипп., священник Московский Берг, Ольга Леопольдовна, дворянка Березкин, Иоанн Яковлевич, протоиерей Москов. Бландовы В. и Н. братья, торгово-промышленное товарищество Боборыко, Иосиф Владим., препод. Елизаветград. дух. учил. Боголюбский, Никол. Иванович, протоиерей Москов. Богоявленский, Григ. Конст., препод. Ростовского д. училища Богоявленский, Конст. Иоанн., прот. Московский Борис, иером., Инсп. Курской духовной семинарии Боткин, Пётр Петр., Коммерции Совет. Быков, Василий Николаевич Беликов, Василий Евламп., прот. Московский Белкин, Ив. Ильич, Моск. куп. Белявский, Стефан Лукич, пом. смотрителя Лубенского дух. учил. Беляев, Александр Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Батурин, Ал-др Иванович Васильев, Никита Вас., пот. поч. гражд. Васильев, Феодор Никитич —16— Вербицкая, Софья Хрисанфовна, жена Члена Одесск. окр. Суда Вешнякова, Марья Васильевна Введенский, Ал-ей Ив., проф. М. Д. Акад. Викторсон, Анна Димитриевна Виндряевский, Пётр Ал-дров., Свящ. г. Тамбова Виноградов, Генн. Феод., свящ. Моск. Виноградов, Ник. Ал-др., управл. Витебск. казён. палатой Виноградов, Николай Ив., маг. богосл. Виноградов, Ник. Серг., свящ. Моск. Вишняков, Васил. Павл., свящ. Воздвиженский, Мих. Мих., прот., законо-уч. 2 Моск. кадет. корпуса Воздвиженский, Пётр Дим., свящ. Моск. Волков, Иван Григ., староста Василие-Кесарийской Моск. церкви Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воронцов, Евгений Ал-др., доц. М. Д. А. Воропанова, Елизавета Мих., дворянка Востряков, Дим. Родион., потом. почётн. гражданин Всехсвятский, Ник. Дим., секретарь М. Д. А. Высоцкий, Никол. Гавр., пом. инспектора М. Д. А. Второва К. Гаврилова, Варвара Николаевна

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Схимонах Лаврентий (1881), монах Игнатий трудолюбивый (1883).    3 сентября ст. ст./16 сентября нов. ст.     Монах Кирилл юродивый (1891).    11 сентября ст. ст./24 сентября нов. ст.     Монах Иосиф (1960).    17 сентября ст. ст./30 сентября нов. ст.     Архимандрит ИННОКЕНТИЙ, настоятель Глинской пустыни в 1862—1888 гг. (1888)    18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст.     Иеросхимонах Гавриил (1956).    27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст.     Схимонах Архипп (1896).    28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст.     Иеросхимонах Иоанн (1957).    1 октября ст. ст./14 октября нов. ст.     Схимонах Иоанн (1890).    5 октября ст. ст./18 октября нов. ст.     Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943—1958 гг. (1958).    6 октября ст. ст./19 октября нов. ст.     Игумен Серафим (1956).    11 октября ст. ст./24 октября нов. ст.     Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960).    12 октября ст. ст./25 октября нов. ст.     Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891).    20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст.     Иеромонах Феодосий (1850).    22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст.     Послушник Андрей смиренный (1898).    5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст.     Монах Досифей благоговейный (1874).    9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст.     Иеросхимонах Иона (1960).    30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст.     Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860).    1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст.     Иеросхимонах Иларион (1957).    13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст.     Схимонах Пантелеймон (1895).    19 декабря ст. ст./1 января нов. ст.     Схиархимандрит Серафим (1976).    26 декабря ст. ст./8 января нов. ст.     Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ     1.Принятые сокращения.    АГР — архив Глуховского райисполкома.    АУПЦ — архив уполномоченного по делам Православной церкви.    АСЕУ — архив Сумского епархиального управления.    АШР — архив Шалыгинского райисполкома.    ГАБО — Государственный архив Брянской области.    ГАКО — Государственный архив Костромской области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

270 См. Фонкич Б. Л. О датировке и происхождении парижского списка «Хронографии» Феофана (Cod. Paris, gr. 1710)//Византийские очерки М., 1996, с. 183–186; Yannopoulos P. Les vicissitudes historiques de l’Chronique de Theophane//Byzantion, 70, 2000, p. 527–553, p. 539. 272 Май: Повесть о св. Арсении под 8-м числом (=Georgius Monachus, p. 567,1–574,10); Декабрь: история о свт. Амвросии и императоре Феодосии (=ibid., p. 557, 25–559, 6 576, 22–580, 20). 273 Цитируется по Волоколамской минее последней четверти XV в. (РГБ, ф. 113, 199 (597), л. 167а). 274 См. Canart P. Cinq manuscrits transferee directement du monastere de Stoudios r celui de Grottaferrata//Bizancio e 1 " Italia. Raccolta di studi in memoria di Agostino Pertusi, Milan, 1982, p. 22–28. 280 Nissen Th. Das Enkomion des Theodores Studites auf den hi. Arsenics//Byzantinisch-neugriechische Jahrbiicher, 1, 1920, S. 246–262. 283 См. Darrouzes, Le patriarche Methode, p. 51, 216–220 и Афиногенов, Константинопольский патриархат, с. 106. 284 Photius, Epistulae et Amphilochia, Ep. 98, 42–43. Наблюдение принадлежит П. Александеру: Alexander, The Patriarch Nicephorus, p. 148. 286 Святители Феофилакт Никомидийский, Петр Никейский, Михаил Синадский и Иосиф Фессалоницкий – также исповедники во время второго иконоборчества. 287 Иоанн и Георгий – несомненно, святители Георгий Митилинский и Иоанн Сардский. Относительно Николая полной ясности нет. 290 Три Константинопольских патриарха времен первого иконоборчества: Анастасий Синкелл (730–754), Константин Силлейский (754–766) и Никита Славянин (766–780). 291 Патриархи Константинопольские Феодот Касситера (815–820), Антоний Кассимата (821–837) и Иоанн Грамматик (837–843). 293 Намек на многолетия Иерийского собора, где Лев III и Константин V восхвалялись как «избавившие нас от идолов» (Mansi, XIII, 353С). 295 Букв. «Гусиный ров». Как следует из синаксарной заметки на 14 января, монастырь был основан преп. Стефаном Хинолаккским при Льве III Исавре (717–741). 298 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вт. пол. XIV-XVI в.) Ч. 2. Л., 1989. С. 18–20. См. также Попов А. Обзор древнерусских хронографов русской редакции. Вып. 1. М., 1866. С. 1–95; Вилинский С. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе//ИОРЯС 1. 8. Кн. 3. СПб., 1903. С. 1–43; Лихачев Д. С. Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы конца XV в.//ТОДРЛ Т. 6. М.-А, 1948. С. 100–110; Кучкин В. А. Один из источников Еллинского летописца второго вида//ВВ. Т. 27. 1967. С. 319–324; Класс Б. М. К вопросу о происхождении Еллинского летописца второго вида//ТОДРЛ. Т. 27. Л., 1972. С. 370–379; Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л, 1975; Летописец Еллинский и Римский/Под ред. О. В. Творогова. Т. 2: Комментарий, исследование, указатели. СПб., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010