Св. Апостол Павел многократно говорил о совести. Ему принадлежит известное классическое свидетельство о ней, как основном нравственном законе и у язычников. «Язычники, не имеющие закона (Божия), делают законное по природе. Они являют дела закона в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие» ( Рим.9:1415 ). Говоря, что язычники сами себе суть закон, Апостол не усвояет им права действовать как кому захочется, а только показывает, что закон не пришел к ним извне, как нечто чуждое, но заключается в их природных естественных силах. Причем сердце, как исходище всяких чувств, внушает то или другое доброе действие, а совесть, как внутренний судия, одобряет или осуждает последование сему внушению. Свободная же воля человеческая исполняет его или отклоняется. И таким образом человек что делает, то делает добровольно. И потому он несет ответственность за свои дела и здесь на земле, и будет судиться за них в загробной жизни, в день страшного суда, когда все силы человеческие раскроются более. И потому в день суда человеческие мысли, то осуждающие, то оправдывающие, явятся в наибольшей ясности. Но чтобы кто не подумал, что будущий суд только этим и ограничится, апостол прибавляет: «егда судит Бог Иисусом Христом». Из сего видно, что хотя всем самим будет видна их греховность, однако осуждение последует только по приговору Господа Судии, чем оставляется место для христианской надежды, а вместе и дается побуждение веровать в Господа Иисуса, и служить Ему со страхом во все течение жизни, чтобы предстать перед Ним не как перед грозным Судиею, но как перед своим добрым Господином, Которому верою и правдою (по доброй совести) удостоились послужить во все течение земной жизни. Великое универсальное значение совести в человеческом мире часто побуждало апостола прибегать к свидетельству ее, и вообще суждению о ней как в обращении к язычникам, так и к христианам, в особенности к христианам из иудеев, а также часто ссылаться на свою совесть, как совершеннейшую и славнейшую вообще. Однажды он упомянул при сем и о свободе своей, но только не о свободе совести, а вообще о свободе, в приложении ее ко вкушению предлагаемого язычниками. А именно, в 1 послании к Коринфским христианам он писал: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте, ради того, кто объявил вам, и ради совести. Совесть же разумею не свою, а другого, ибо для чего моей свободе быть судимою чужою совестью» (10:2729). Далее же Апостол прибавляет: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» (ст. 32). Таким образом, он не столько допустил свободу, сколько ее ограничил, и притом не свободу совести, а религиозную, обрядовую. В толковании на это место у Св. Иоанна Златоуста говорится: «Христос возвеличил тебя и поставил выше вреда, но не для того, чтобы ты подавал повод к худой молве о тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Св. Иоанн Златоуст говорит: «испросив наперед себе от них молитв, он теперь и сам просит им у Бога всех благ. Бог же мира: говорит так потому, что между ними были несогласия. Если Бог есть Бог мира, то не отделяйтесь от нас. «Возведый из мертвых Пастыря»... Здесь и далее он внушает им учение о воскресении. «Творя в вас благоугодное». Опять свидетельствует о великом достоинстве их, ибо совершается то, что имеет начало и продолжает исполняться. Прекрасное сделал он прибавление: «творя в вас благоугодное пред Ним». Величайшая добродетель – делать благоугодное пред Богом». «Пастырем же овцам великим нарек Владыку Христа, ибо Его слова: «Аз есмь Пастырь добрый ( Ин. 10:11 ). А вечным назвал новый завет, так-как после него не будет другого» (блаж. Феодорит). «Великого – по причине соединенного с Ним Божества и пастырства всех: Иудеев и Еллинов и вообще повсюду находящихся верных; этим Апостол имел в виду поселить в них единомыслие и взаимное дружеское расположение. Кровию – как бы внешним знаком, утверждавшим завет Его; ибо завет, говорит Апостол в мертвых известен есть, как об этом сказано в первой половине послания, где и о крови изложено (9:17). «Емуже слава во веки веков. Аминь». Ему всегда приличествует слава, ибо говорит Писание: «славно бо прославися» ( Исх. 15:21 ); или же: Ему да будет слава, т. е. от нас, прославляющих Его не словом только, но и делом: яко, говорит, да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5:16 )» (Евф. Зигабен). 330 Просьба Апостола о принятии послания, конечно, свидетельствует о его великом смирении, но вместе с тем она есть просьба и о том, чтобы принятие это было по существу того, что в послании написано. В этом смысле можно понять его слова и о малости послания, которое, будучи по внешности очень не малым, содержит малое требование от читателей, а именно, чтобы они восприняли с полною верою то, о чем учили уважаемые ими пророки и праведники, а воспринявши твердо держались сей веры, как единой спасительной, не смущаясь теми нападками на нее и злостраданиями верующих, которые происходили тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сведения о писателе. Петр, Апостол Иисуса Христа, был сын рыбаря Ионы, из города Вифсаиды, находившегося при озере Геннисаретском. Апостол Андрей Первозванный был братом Петра. Его звали прежде Симоном. При первом воззрении на этого простого рыбаря Небесный Учитель предсказал, что он наречется Кифа, что значит камень (по-Гречески Петр, ( Ин.1:42 )). По призвании своем в Апостольство, Петр действительно многократно показал твердую преданность Господу ( Ин.6:68 ); ( Мф.16:16 ); и потому он был одним из приближеннейших учеников Господа. Он был свидетелем славы Христовой на Фаворе и уничижения в саду Гефсиманском. Ревность по Боге у Апостола Петра была пылкая, пламенно-стремительная. Он вдруг высказывал все, что чувствовал, за что нередко получал от Господа одобрение, но не раз слышал от Него и упреки. Например, когда Иисус объявил Себя хлебом, сошедшим с небес и дарующим вечную жизнь, и многие слушатели отошли от Него, то Петр, на вопрос Иисуса Христа, обращенный к Апостолам, не желают ли и они оставить Его, с живою уверенностью ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:68–69 ). Это исповедание он повторил потом в Кесарии Филипповой, когда Господь спрашивал, за кого люди почитают Его? «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», ответил Ему Петр. На это Иисус Христос сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех» ( Мф.16:15–19 ) 650 . Когда же потом Иисус Христос стал говорить об ожидающих Его страданиях, то Петр стал прекословить Ему, так что Христос сказал ему: «отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», ст.21–23; срвн. ( Мф.14:28; 16:23 ). В саду Гефсиманском Петр один вооружился против целого полчища врагов ( Ин.18:10 ), а после устрашился одной рабыни: троекратно отрекся от Христа и затем горько оплакивал это отречение. Для восстановления его в Апостольском достоинстве, Иисус Христос удостоил Петра особенного явления по Своем воскресении ( 1Кор.15:5 ). Первый начав проповедовать Воскресшего, Апостол Петр обратил ко Христу тысячи Иудеев и положил начало веры между язычниками через обращение ко Христу сотника Корнилия. Он исцелил хромого: изрек суд Анании и Сапфире ( Деян.5:10 ); обличил коварство Симона волхва ( Деян.8:20 ): в Лидде исцелил Енея; в Иоппии воскресил Тавифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Световое явление в первый раз совершилось после царствования повсюдной первобытной тьмы. Ст. 4–5. «И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро: день один». 4–5. Свет рассеивал непроглядную тьму постепенно, а потому постепенно являлись после первобытного, самого сумрачного вечера, утро и день. Потом необыкновенный дневной свет стал сменяться вечернею тьмою. И так время света было отделено от времени тьмы навсегда, чтобы они перемежались между собою. Время света названо было днем, а время тьмы – ночью. Ко времени нового появления тьмы прошел первый день. 11 Замечательно, что Моисей первый день мира называет не первым, а единым. По словам св. Амвросия, этим словом он хотел выразить особенность, или беспримерность первого дня, ради предшествующей ему единственной и беспримерной ночи. Далее Бог сотворил видимое небо. Ст. 6, 7, 8. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, да будет она разделяющею посреди воды и воды; и стало так. И создал Бог твердь; и отделил (пространство) между водою, которая была под твердью, и между водою, которая была над твердью. И назвал Бог твердь небом; и увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй». 6–8. Образование тверди или видимого неба можно представить так: громадная масса первосозданного водянистого вещества по воле Божией стала сгущаться в отдельные круги – шары. Вследствие сгущения прежней разреженной материи, между разделившимися ее частями, образовались большие пустые пространства, которые и были твердью, разделяющею землю от прочих сгустившихся частей первобытной массы, все еще бывших жидкими, похожими несколько на воду, водянистыми. И потому наша планета земля была водою под твердью, т.е. под атмосферою, а прочие миры, находящиеся над нашими головами, были водою над твердью. Все это носило название воды, потому что новосозданные темные массы планет состояли еще из того же самого неустроенного, некрепкого вещества, которое было названо водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Содержание послания вполне соответствует его назначению и цели: это – ряд советов и наставлений, которым должен следовать Тимофей. В виду развития ересей, Апостол Павел сряду же после приветствия напоминает Тимофею о главной цели, с которою он был послан в Ефес: это – борьба с лжеучителями и особенно с теми, которые хотели быть законоучителями, забывая, что одно внешнее изучение закона недостаточно без проникновения праведностью, долженствующею быть достоянием всех христиан. Апостол говорит, что эта мысль сообщена ему откровением Божиим, почему он благодарит Господа Иисуса Христа, избравшего его на Свое служение, не смотря на то, что он был хулитель и грешник. «Верно слово и всякого приятия достойно, яко Иисус Христос прииде в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз», говорить Апостол (1:15). Потом снова напоминает Тимофею стоять твердо на страже Церкви Божией. «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1:18). Во второй главе Апостол дает наставление о церковно-молитвенных собраниях и в частности о предметах молитвы (ст. 1–7), а также о поведении мужчин и особенно женщин в этих собраниях (ст. 1–15). В 3-ей главе Апостол говорит о тех нравственных качествах, которыми должны отличаться не только пресвитеры и диаконы, но и жены. «Сие пишу тебе, говорит Апостол, чтобы ты знал, как должно поступать в дому Божием, который есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины». В 4-ой главе Апостол опять говорит о еретиках и о необходимости борьбы с ними Тимофею, которому он советует позаботиться о своем усовершенствовании, чтобы быть образцом для других. Он советует ему заниматься утешением и учением других и таким образом возращать те дары, которые поданы чрез возложение рук священства. «Поступая так, ты и себя спасешь и слушающих тебя». В 5-ой и 6-ой главах Апостол преподает Тимофею наставления относительно того, как он должен вести себя по отношению к людям различного пола, возраста и состояния. И в конце с жаром просит его бороться с лжеучителями и беречься их заблуждений, прикрываемых привлекательным титлом знания. «О, Тимофей, храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь». Сохранение и распространение послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Содержание послания вполне соответствует обстоятельствам и целям его. В нем он изъявляет благодарение Богу за избавление от опасностей, выражает радость о добром успехе его послания, и как бы в объяснение сего изображает высоту достоинства христианского откровения и всего вообще хода домостроительства спасения (гл. 1–7); потом делает распоряжение о сборе милостыни (8–9), представляет необходимые объяснения в отражение распускаемых о нем злых речей и высказывает побуждения к исправлению тех, которые еще не исправились (10–13). Отличительный характер послания. Насколько в первой части послания Ап. Павел является благодушно-спокойным, настолько в последней он является властно-строгим, и таким образом является всем вся, да всяко некия спасет. Апостол авторитетно указывает на свое право карать противление и награждать за послушание (10:6). Видно, что Апостол при написании сего послания был полон сильных чувств и высокого настроения духа, на что указывают частые перерывы, некоторые повторения и очень сильные выражения. Чрез все послание проходит тон апологии христианского откровения и проповедников его. Церковное употребление послания За Православным Богослужением из 2-го послания к Коринфянам читается: 1 21–2, 4, в неделю 14. 16–17, 1, в неделю 17. 10–16, в пят. 12 недели. 6–15, в понедельник 13 недели. 16–3, 3, во вторник 11 недели. 12–10, 7, в среду 13 недели. 12–18, в субботу 21 недели. 7–18, в четверг 13 недели. 13–18, в пяток 11 недели. 31–12, 9, в неделю 19. 10–15, в понедельник 12 недели. 20–13, 2, во вторник 14 недели. 3–13, в среду 14 недели. 1–10, в неделю 12 и мученикам. Второе послание к Коринфянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 220 . 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сообразно с поводом и целью послания, содержание его составляют: увещания к святой жизни, сообразной с величием дела искупления и высокого призвания христианского ( 1Петр.1:1–12; 1:13–2:10 ); правила поведения среди язычников ( 1Петр.2:11–4:19 ); увещания, относящиеся к церковно-общественной жизни христиан, готовых подвергнуться гонению ( 1Петр.2:11 – 4:1–19 ) и наконец некоторые особенные наставления пресвитерам ( 1Петр.5:1–5 ) и всем вообще членам Церкви ( 1Петр.5:6–11 ). Изображая величие христианства и счастье быть призванным в него, Апостол Петр говорит, что избрание это совершается по предведению Бога Отца, при освящении от Духа и через окропление Кровью Иисуса Христа ( 1Петр.1:1–2 ); что Бог возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, готовому открыться в последнее время (3–5). Далее он говорит, что к сему спасению относились предсказания пророков, и что в тайну спасения не могли проникнуть Ангелы (10–12). Воссылая за все это хвалу Богу (3), Апостол Петр приглашает христиан радоваться их великому счастью, несмотря на скорби от искушений, так как испытанная вера может привести их к большей чести и славе в явление Иисуса Христа (6–7), и потом заключает: «темже, возлюблении, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (13), и затем увещает пребывать в святости, как прилично христианам, детям Святого Небесного Отца и Судии (17), искупленным Кровью Христовой и возрожденным словом живого Бога, глагол Которого пребывает во веки (23–25). Во 2-й главе Апостол Петр также изображает высоту христианского звания и потом призывает к достойному прохождению его. Назвав христиан новорожденными от Бога младенцами, которым следует возрастать через потребное питание, Апостол говорит, что они, соединяясь со Христом, как живым камнем, который сделался главою угла, устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Петр.2:2–8 ), и потом продолжает: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Петр.2:9–10 ). Выводя отсюда заключение, он взывает: «возлюбленные! прошу вас удаляться от плотских похотей и провожать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сотворив мужа и жену, Бог благословил их на размножение чрез рождение себе подобных, чтобы и они были царями над всею земною природою и служили бы Богу с благодарением, помня, что Он дал людям и траву злачную (злаки) в пищу, и Им же произращены плодовые питательные деревья. Ст. 29–31. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». Ст. 29–31. Злаки и плоды дерев Бог назначил в постоянную пищу людям, а разным животным – траву. Значит, только уже после человек и звери сделались плотоядными (ср. Быт.9:3 ). Теперь мир земной стал вполне совершенным, потому и называется весьма хорошим. Прошел шестой день. Так чудно и удивительно, непостижимо, явилась вселенная – земля, и все, что на ней с чрезвычайною постепенностью. Сначала создано все необходимое для устройства мира. Потом постепенно приведены были в необходимый порядок самые важные стихии, части мира, части земли и различные ее предметы и существа, начиная с тех, устройство которых самое простое, и оканчивая человеком, который по телесной своей природе выше всех животных, а по духовной близок к Ангелам и подобен Богу. Так все творение совершалось и по представлению разных новейших наук, которые только недавно, и понемногу, стали доходить до этого сознания. Многие древние народы (Индусы, Персы), сохранили как драгоценность некоторые жалкие остатки этого богодухновенного сказания о происхождении мира, земли и человека, поэтому понятно с каким благоговением, с какою благодарностью мы должны пользоваться этим сказанием, дошедшим до нас в самом полном виде, и сообщающем нам все необходимое о начале всего, и Творце Создателе всей вселенной, и нашем безначальном Отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 18–22. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей наверх его. И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль, а прежде имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Ст. 18–22. Иаков в благодарность Богу за чудесное, успокоительное сновидение принес в жертву то, что у него только было, именно – масло, чтобы восстановлять его силы. Но этим его благодарное сердце не могло успокоиться. Он хотел увековечить память об этом величайшем событии в своей жизни, а потому поставил здесь из камней небольшой памятник, и определил навсегда называться этому месту «Домом Божиим», или по-еврейски Вефилем, и дал обет в случае приобретения имущества при помощи Божией, принести Богу в жертву десятую часть всего своего имущества. Он готов был пожертвовать Богу всем и теперь, но он уже раньше оставил для Бога все, так что теперь он ничем не мог пожертвовать. Такой человек, как Иаков мог также, как Авраам быть отцом верующих, и Евреи одинаково любили называться детьми как Авраама, так и Иакова, иначе Израиля – Израильтянами. От Иакова истинная вера перешла к его 12 сыновьям, из которых носителем Божиих обетований сделался, вследствие благословения Иакова, четвертый его сын – Иуда. Глава 49. (Пророчественное благословение Иаковом сыновей своих. Завещание Иакова о погребении его, и смерть его) Ст. 1 и 2. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте Израиля, отца вашего». Ст. 1–2. В чудной боговдохновенной предсмертной речи умиравший Иаков, проникая пророческим взором в будущее, предсказал каждому из сыновей своих судьбу его рода. Жизнь в Египте, где произносил эту речь Иаков, как бы не существовала для него. Он провидел жизнь своего потомства в земле обетованной, и потому говорил только о том положении, которое займет каждое из колен в общей народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010