По свидетельству древних христианских писателей, епископская кафедра Тита находилась в главном городе Крита – Гортине, откуда он мог удобно наблюдать за церковными обществами всего острова Крита и в окружных местах, в которых он благовествовал Евангелие, как свидетельствует о сем блаж. Иероним, утверждающий еще, что Тит писал по-гречески то, что Павел диктовал ему по-сирски или по-еврейски. Тит умер в глубокой старости (94-х лет) и был погребен на острове Крите, где хранится его глава в храме, посвященном его имени. Православная Церковь чтит его память 25-го августа. Содержание послания соответствует его задаче и цели. После указания назначения послания п приветствия, Павел пишет Титу: «сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры». Далее указываются качества пресвитеров и прибавляется: есть много и непокорных, пустословов, обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста. Стихотворец сказал: Критяне лживы. Обличай их строго, не внимая Иудейским басням. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (гл. 1). Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, старицы – не клеветницы. Юношей увещавай быть целомудренными, рабов – повиноваться господам. «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Обличай со всякою властию, чтобы никто не пренебрегал тебя (гл. 2). Напоминай покоряться начальствующим. Мы были некогда несмысленны, гнусны, ненавистниками. «Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но о Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его наследницы будем по упованию жизни вечныя». Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. Благодать Иисуса Христа со духом вашим. Аминь (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому и под семенем жены нужно разуметь всех людей, имеющих родиться от жены, и в особенности, Иисуса Христа, как самое истинное и действительное семя жены ( Иов.4:4 ), Который не раз поражал диавола и во время Своей жизни на земле, а по смерти, разрушивши его царство, окончательно поразил его в самую голову. Ст. 16. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Ст. 16. Жена, в наказание за греховную слабость, обречена была на постоянную немощь, на перенесение многочисленных болезней, и особенно на мучительное рождение детей. Прежней равноправности она была лишена по неспособности на нее, и долго оставалась слугою мужа, и у многих остается доселе рабою, особенно при многоженстве. Она подчинена была мужу. Только Победитель искусителя возвратил женщине ее равноправность, почему в христианстве «несть мужеский пол, ни женский» ( Гал.3:28 ). Но и теперь управление жене мужем не позволительно. Ее лучшее свойство – скромность ( 1Тим.11:12 ) и первобытное помощничество ( Мф.19:5 ). Ст. 17, 18 и 19. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Ст. 17–19. Адаму Господь обрек постоянный тяжелый труд, чтобы он не возгордился вновь. Земле была определена бесплодность. Неблагословенные Богом возделанные нивы могли вместо злачных, хлебных плодов приносить иногда репьи, колючки и другие сорные растения, так что человек обрекался в неурожайные годы на голод и питание такою травою, которою питается скот. С тех пор это бывает и доселе. Изнурительный труд, постоянные житейские заботы были определены человеку на всю его земную жизнь, так что смерть сделалась для человека сколько печальным явлением, столько же и отрадным, потому что она дает ему успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Представители Божии, несмотря на то, что грех глубоко проникал в их собственную семью, все-таки ясно выражали высокий уровень своего нравственного развития, и порицали, карали то, что на взгляд других было извинительным, и даже похвальным, как наприм. хитрость Симеона и Левия. Ст. 8 и 9. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?». Ст. 8–9. Вся полнота благословения Иакова, который благословлял властью и дарами, данными ему от Авраама через Исаака, передана была Иуде. Это совершилось не потому, чтобы пожелал этого сам Иаков, сердце которого всего более лежало к возлюбленному Иосифу, но по действию Духа Божия, осенившего мысль умирающего Иакова. На благословенном первенце должно было почить предопределение, которое в лице Мессии приготовляло счастье и нравственное развитие всего человечества. Кроме того, Иуда лично не имел ничего того, что могло бы устранить его от его первенства за первыми тремя братьями. Напротив, он так самостоятелен, тверд и мужествен, что ему вполне приличествовал символ льва, означающего силу, ловкость и царственное достоинство, ради которого особенно и назван был Иуда львом, и притом львом во всей полноте своих сил, какую лев имеет после насыщения, а Иуда будет иметь после того, как в качестве царя и властителя среди братьев, будет пользоваться от них данью, почестями и славою, и добычею от врагов. Ст. 10. «Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не прийдет Примиритель, и Ему покорность народов». Ст. 10. Иуда и его поколение должны быть по предсказанию Иакова царственными. И это сбылось. Воинский дух сказался, как в молодом льве, в сынах Иудиных вскоре, так что по смерти Иисуса Навина они стали во главе соотечественников в войне с Хананеянами. Львом, возвращающимся с добычи, Иуда явился в победоносное царствование Давида. В мирное и блестящее царство Соломона сыны Иуды явились как бы отдыхающей львицей. Вскоре после того наступили тяжелые времена, а потом, когда на престол Еврейского царства вступил Ирод Идумеянин, потомки Иуды лишились царствования в Иудее. Но так и должно было случиться по предсказанию Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Преосвященный Михаил полагает, что он был лично расположен к Апостолу, как и Асийские начальники (ст. 81). Но можно сказать и вообще, что он был справедливый и умный человек, и хороший служака, т. е. человек, желающий, чтобы все совершалось по установленному строю. «Смотри (говорить святой Иоанн Златоуст ), как благоразумно, как мудро говорят неверные». Этот блюститель театрального порядка достойным образом заведовал городским делопроизводством. И был вообще человек влиятельный (см. у иеромонаха Григория, на стр. 421). Посему, тем ценнее была его защита христиан, которые, несомненно, немедленно же и были освобождены. Аристарх и Гаий упоминаются далее, как спутники Апостола Павла по Македонии ( Деян.20:4 ). Говоря о том, что Апостолы не воры и не хульники, защитник их показывает сам, что только в этих случаях можно было бы начать дело против Апостолов, однако не так, как случилось здесь, а правильно, по законному порядку. Достойно замечания, что блюститель порядка Артемиду называет богиней «вашей», чем показывает, что он не был ее почитателем; отчасти это можно видеть и в том, что он сдержанно говорит о почитании Артемиды: «какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Что касается до усвоения Артемиде названия «великой», то, это, кажется, было ее официальным титулом, которого нельзя было и обойти. По всему этому можно думать, что этот почтенный человек стоял на пути обращения к истинному Богу и значительно отклонился от того слепого участия в культе, который практиковался в малоразвитых и необразованных людях того времени. 456 Как бы сочувствуя толпе и даже Димитрию, блюститель порядка дает им совет обратиться в подлежащие места судебные и к административным лицам. «Если вы ищете чего-нибудь другого (говорил он), то это будет решено в законном собрании». Последним выражением оратор дает знать, что теперешнее народное собрание, как незаконное, не компетентно для решения этого дела, и что поднимать этот вопрос на теперешнем народном собрании совершенно безполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Преподавая далее правила поведения христиан среди язычников и разные общие правила, Апостол Петр говорит: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» ( 1Петр.2:13 ). «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (17). Рабов он увещает повиноваться господам кротким и суровым (18) и прибавляет: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его; Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; Иже укоряем, противу не укоряше, стражда не прещаше ( 1Петр.2:20–23 ). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям ( 1Петр.3:1 ). Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (6). И вы, мужья, обращайтесь с женами благоразумно. Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (7–8). Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью (15). Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые: зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о нем же и сущим в темнице духовом, сошед проповеда (17–19). Иже есть одесную Бога, возшед на небо» (22). «Впрочем, близок всему конец ( 1Петр.4:7 ). Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов (6–8). Огненного искушения не чуждайтесь (12). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны (14). Время начаться суду с дома Божия (17). Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (19). «Пастырей ваших умоляю я: пасите Божие стадо не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия ( 1Петр.5:1–2 ). Младшие повинуйтесь (старшим) пастырям (5). Трезвитесь, бодрствуете, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (8). Отличительный характер первого послания Апостола Петра вполне соответствует пламенно-ревностному характеру Петра, его личным обстоятельствам жизни и воззрениям. Зная по собственному опыту слабость сердца человеческого, он с особенною настойчивостью увещает христиан к постоянству в вере. Горько оплакавший свое отречение от драгоценнейшего Учителя своего и Господа Спасителя, он теперь многократно изображает Его, как Страдальца прославленного, за Которого отрадно пострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Приимите Дух Свят», сказал Иисус Христос, благословляя Апостолов и дарствуя им, а через них и всей церкви различные дары благодати. Им же могут быть через Духа Святаго подаваемы и особые исключительные дары совета и вразумления, столь необходимые при разборе всяких недоумений. И Он, как Первосвященник вечный Своей церкви, и как Глава всего духовного тела ее, не оставляющий ее никогда, подает ей благодатные дары, которые ей благопотребны на разные времена и обстоятельства. Главенство в Церкви Господь и Спаситель наш, придя в мир грешные спасти, не имел, где главы приклонити. Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, И Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, говорит апостол ( Флп.2:710 ). Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, сказал Сам И. Христос ( Мф.11:28–29 ). Однако и Он говорил о Своем главенстве в Церкви сначала прикровенно, а потом и ясно. Сказавши притчу о злых виноградарях, убивших сына Владыки, И. Христос привел в заключение пророческое о Нем указание, как на краеугольную основу или главу церкви (Ср. Пс.117:22 ; Мф.21:4244 ; Мр.12:10 ; Лук.20:17 ). Воспроизводя это указание Христа на Себя, как Главу Церкви, св. ап. Петр в своей знаменитой речи перед первосвященниками и книжниками еврейскими, сказал: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся Главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). В другой раз он сказал: Приступите к Нему, камню живому, и сами, как живые камни, устройтесь в дом духовный, ибо сказано в Писании: Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится ( Пс.28:16 ). Итак Он для Вас, верующих, драгоценность, камень который сделался Главою угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна, о который претыкаются непокоряющиеся Слову ( 1Петр.2:47 ). Здесь иносказание об И. Христе как Главе Церкви, берется из образа дома, устрояемого так, что в нем один необыкновенный камень составляет центр, на котором держится все здание (как на фундаментальной скале). В том же сравнительно образе сказано И. Христом еще более ясно о Себе, как Главе: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Таким образом. И. Христос есть Глава Церкви и потому, что Он основной камень ее, как здания, а еще более потому, что Он и Создатель ее, как совершивший главное дело для нее, а именно пролитие крови Своей, которым (пролитием) положено краеугольное начало спасения, и о котором поется в церкви в день Благовещения: днесь спасения нашего Главизна. И многие другие сравнения указывал И. Христос для Своего главенства в Церкви, напр., то, что Он – Пастырь, а верующие – овцы ( Ин.1:11–14 ), что Он лоза, а они ветви ( Ин.15:5 ). Кроме того Апостолы называли Его Первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

. противитес тверди врою, вдще, к тже страсти слчаютс вашем братств, въ 9. противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире 691 . Бгъ же блгти, призвавый васъ въ вчню Свою слав Хрт мал пострадавшы, Той да совершитъ вы, да утвердитъ, да укрпитъ, да снетъ. 10. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Том слава и держава во вки вквъ. Аминь. вамъ врнымъ братомъ, к непщю, вмал написахъ, мол и засвидтельств сей быти истиннй блгти въ нейже стоит. 12. Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Цлетъ вы же въ Вавлн соизбранна, и Марко сынъ мой. Цлйте дргъ дрга любв. Миръ вамъ всмъ Хрт Аминь. О втором послании святого Апостола Петра Писатель послания сам называет себя Симоном Петром, рабом и Апостолом Иисуса Христа, т. е. теми же названиями, которыми он назвал себя и в 1-м послании, с прибавлениями: Симон и раб ( 2Петр.1:1 ). Далее он говорит о себе, что он был свидетелем Преображения Господня ( 2Петр.1:17 ), очевидцем общего Его величия ( 2Петр.1:16 ) и упоминает, что он пишет это второе послание ( 2Петр.3:1 ). Из сего явствует, что писателем этого послания был тот же святой Апостол Петр, который написал и первое послание. Несомненная принадлежность сего послания Апостолу Петру подтверждается и духом всего послания, отличающегося богомудрым содержанием и пламенностью речи, явно отображающими благодатный и ревностный дух Апостола Петра. Печать Апостольского духа Петра видна здесь, между прочим, и в том, что он называет Апостола Павла своим возлюбленным братом ( 2Петр.3:15 ) и с сердечным прискорбием говорит о том, что еретики, воспользовавшись некоторыми не вполне ясными местами послания Апостола Павла, совершенно извратили смысл их ( 2Петр.3:16 ). Обстоятельства написания второго послания святого Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Прочие мысли присоединяются к этому главному учению, то как подготовительные, то как вводные. Возблагодарив Бога за преуспеяние Солунян, Апостол возбуждает их к терпению скорбей упованием будущих благ (1 гл.). О пришествии же Господнем Апостол молит не спешить колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов, ибо день тот не придет, пока не прейдет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, пока не взят будет от среды «удерживающий» теперь. Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 гл.). Далее Апостол дает разные наставления и побуждает к исправлению бесчинно ходящих (гл. 3). Сказавший во 2-ой главе (15-ый ст.): «стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим», Апостол в конце послания пишет: «если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (3:14). «Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании. Пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» 49 . Распространение послания и его церковное употребление. Второе послание святого Апостола Павла к Солунянам распространилось по всем христианским Церквам приблизительно так же скоро, как и первое. Но его учение о признаках второго пришествия Господня, и особенно об антихристе, обратило на себя самое серьезное внимание всех выдающихся отцов и учителей Церкви, а потому и свидетельства о сем послании имеются от первых веков в изобилии. Св. Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна Богослова, приводит слова этого послания (3:15) в своем послании к Филипийцам. Св. Иустин Философ словами этого послания (2:3) говорит об антихристе в своем сочинении: «Разговор с Трифоном иудеем». Св. Ириней, епископ Лионский, изъясняет некоторые речения второй главы сего послания. Антихриста он называет богоотступником, возглавляющим в себе диавольское богоотступничество. В имени его будет заключаться число 666. Храм, в котором сядет антихрист, есть Иерусалимский храм (см. у А. Беляева , стр. 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Псалом 39 состоит из двух частей: из прославления Бога за его защиту и заявления псалмопевца о своей всецелой готовности отдаться воле Божией. Последнее он выражает очень глубоко-таинственно: «жертвы и приношения ты не восхотел, Ты открыл мне уши (по переводу LXX: уготовал мне тело) всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» 517 . Трудно при первом чтении вполне понять мысль этих слов. Но, выпустив на время особенно непонятное пока выражение: «Ты открыл мне уши», можно видеть, что псалмопевец даёт здесь перед лицом Божиим ответ на свой вопрос о том, как и чем он должен возблагодарить Бога за Его милосердие. Этот ответ псалмопевца заключается в обещании исполнить волю Божию, предписанную в законе Его и начертанную в письмени. Так понимают это место многие современные экзегеты, объясняющие эти слова в историческом смысле, дальше которого некоторые из них (например, Гитниг, Де-Ветте и др.) и не идут. Апостол Павел тоже главную мысль этих стихов видит в том, что вместо неугодных Богу жертв обещается исполнение Его воли, но только он приписывает эти слова псалма Самому И. Христу, на что указывает сделанная Апостолом в начале 5 стиха послания вставка: «поэтому Он (Христос), входя в мир, говорит»... И пояснение этих слов, которое даётся в 8–9 стихах послания, тоже делается в приложении к И. Христу. «Сказав прежде, что ни жертвы, ни всесожжения, ни жертвы за грех , которые приносятся по закону, Ты (Боже) не восхотел и не благоизволил, сказал потом: вот иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы установить второе». Последняя фраза Апостола кратко резюмирует всё сказанное раньше. Согласно пророчеству Давида, «первое», т. е. ветхозаветные жертвы, отменено, с пролитием крови Христовой, а «второе» – исполнение воли Божией – установлено. В чём состоит это послушание воле Божией, певец не определяет в разбираемых словах, говоря об этом весьма неопределённо. Однако же видно, что он хочет совершить что-то положительное, а не удержаться от чего-либо, как думают иные 518 . «Вот я иду, чтобы исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой у меня в сердце», – говорит псалмопевец. При этом он добавляет, что об его готовности уже было заявлено прежде, «в главизне книжной». Кем это было заявлено: им ли самим, или предначертано Богом, и где заявлено – всё это здесь не показывается. Ап. Павел, а также и LXX высказываются в этом месте несколько частнее, но также не вполне определённо. Они только вместо «в свитке книжном», как буквально переводится с еврейского 519 , согласно с переводами Акилы и Симмаха, переводят: ν κεφαλδι γραμματικ, что у нас переводится: «в главизне книжной» 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Саддукеи жили откровенно, не стесняясь грешить, ибо не верили в будущую жизнь и воздаяние. Но это неверие их не было изначальным. Это были некогда веровавшие Евреи, но теперь поддавшиеся философско-языческому отрицанию, очень распространенному в правящих классах Римской империи. В глубине душ саддукейских были остатки веры в бессмертие и потому они чутко прислушивались к речам о воскресении. И вот они вместе со священниками пододвинулись к Апостолам, когда Петр говорил о воскресении Христа, ибо если один мог воскреснуть, то и другие могут. Так в особенности должно рассуждать о воскресении Иисуса Христа, как Начальника жизни, что и сделал Апостол Павел, говоря: «если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:12–13:20–22 ). 122 Досада Еврейских священников могла происходить в особенности от того, что Апостолы учили народ благопоспешно, ибо очевидно было, с каким усердием и любовью внимали им окружающие; совершенно не так холодно и спокойно, как внимали им. Саддукеев тревожило то, что учение о воскресении Апостолами обусловливалось и воскресением Иисуса Христа, о чем многие Евреи и были достаточно осведомлены, тем более, что оно сопровождалось воскресением многих других, из которых одни почили, а другие оставались живы ( 1Кор.15:6 ). Впрочем, при такой постановке учения о воскресении и для священников Еврейских оно становилось очень важным, ибо Иисус, глаголемый Христос, как виновник всеобщего воскресения мертвых, должен был получить иной вид и в их, довольно ослепленных, очах. Начальник стражи, бывший тоже священником ( 2Мак.3:4 ), мог еще досадовать и на то, что Апостолы своим учительством задерживали народ при храме и тем как бы нарушали обычный порядок. И это – тем более, что там вечер скоро переходит в ночь, и потому он мог еще более опасаться за дальнейший порядок необычайного собрания множества народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010