Я не поставляю их более пред моею славою. Во время свое Я воздвигну им Пророка из среды братьев твоих, как и тебя. Я вложу слова мои в уста Его. И кто не послушает слов моих, которые Он будет говорить от имени моего, с того Я взыщу. Теперь повели им возвратиться в шатры свои, а сам останься здесь со Мною». Моисей отпустил собрание, а сам вступил во мрак, ознаменованный ближайшим присутствием Божества. Там он принял различные законы, относившиеся к церковному и гражданскому благоустройству израильского народа. Сошедши с горы, он пересказал народу все, что говорил ему Господь, и сообщил ему все законы и все это записал в книгу. Вот обстоятельства третьего восхождения. На другой день рано поутру, Моисей соорудил под горой жертвенник из земли и поставил около него двенадцать камней, по числу двенадцати колен израилевых. И избрал юношей, вероятно из первородных у сынов израилевых, для принесения Богу всесожжений и жертвы благодарственной. Когда они заклали тельцов и козлов, Моисей отлил половину крови в чаши, а другую вылил на жертвенник. Потом прочитал книгу завета, договора Бога с Израилем, вслух народу. Народ со своей стороны произнес обет исполнить все, что ни повелит Господь. Это было заключение завета или договора с Богом, со стороны всего Израиля. Затем совершено нечто вроде присяги на верность завету. Моисей окропил жертвенной кровью как саму книгу завета, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который Господь заключил с вами». Кровь завета – это значило: на вас и на завете жертвенная кровь, которая пролита за ваши грехи во очищение, взамен вашей собственной крови, которая должна быть пролита за нарушение завета. После этого Моисей, как повелел ему Бог , возвел на гору Аарона, двух сыновей его и семьдесят из старейшин израилевых, и показал им место, где остался след присутствия Божия. Это Моисей, так сказать, представил их пред лице Царя небесного, как представителей народа, вступившего с Богом в завет. Здесь они поклонились законодателю своему, Творцу неба и земли, и возвратились, не потерпевши вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Я хочу разъяснить вам, что не одни апостолы, не одни пастыри, но и миряне, одним словом, все ученики Христовы призваны и обязаны проповедывать Христа. Представим этому яснейшее доказательство. Спрашивается, кто видел Христа по воскресении? На этот вопрос св. апостол Павел в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам (ст.3–8) отвечает так: я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, апостолу Петру, потом двенадцати апостолам. Потом явился, – обратите внимание на это, – явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть до ныне остается в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, брату Господню, которому и поручил епископство над иерусалимской церковью. Это пред самым вознесением своим. Наконец явился всем апостолам уже в самый день вознесения. Так как, говоря о явлениях Воскресшего, святые евангелисты отчетливо не указывают, где и когда совершилось такое великое явление Воскресшего, о каком говорит св. апостол Павел, – о явлении более нежели пятистам братий в одно время, из которых в ту пору, в пору написания апостолом Павлом этого послания к Коринфянам, еще большая часть оставалась в живых, а некоторые уже и померли; посему толковники, на основании древнего предания, и положили, что это великое явление изображено в евангелии от Матфея, в последнем зачале; но только изображено без упоминания о точном числе очевидцев сего явления, в количестве более пятисот братий. Обстоятельства же сего великого явления у евангелиста Матфея представляются в следующих чертах. Воскресший Господь назначил собраться апостолам и другим ученикам своим, пред самым вознесением своим, на одной галилейской горе. Кроме одинадцати апостолов, туда собралось более пятисот веровавших во Христа. Апостолы и большая часть из веровавших, увидев Господа, поверглись пред Ним на землю и воздали Ему Поклонение. А иные усомнились в действительности видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ясна ли теперь притча Христова? Повторим же ее, чтобы все, тончайшие черты ее отпечатлелись в нашем сознании. Да тут же и прилагайте их к пастырству духовному. Аз есмь пастырь добрый. Овцы слушают гласа доброго пастыря, и он зовет своих овец по имени (каждую по особым кличкам) и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Кто пойдет за пастырем добрым, тот спасется, тот и войдет во двор овчий и выйдет и пажить найдет. Пастырь добрый приходит для того, чтобы овцы жизнь и средства для духовной жизни имели с избытком. А вор приходит только для того, чтобы украсть и попользоватъся, чтоб убить и погубить. Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка грядуща и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит потому, что наемник, и не радеет об овцах. Не яснее ли для нас, не внушительнее ли будет теперь и основанное на букве и духе притчи Христовой, обращенное к нам первоверховным по пастыреначальнике Христе пастырем Христовой церкви, апостолом Петром прошение: пресвитеров – пастырей умоляю, как сопресвитер, сопастырь, как свидетель Христовым страстем: пасите стадо Божие, какое у вас, какое вам Бог вручил, посещая его, епископствуя – надзирая за ним не принужденно и без принуждения, но охотно и богоугодно, из богоугождения, не скверностяжательно для гнусной корысти, но с готовностию из усердия, и не как бы господствуя над клиром, над достоянием Божиим, но становясь образом, подавая пример стаду ( 1Пет. 5:1–8 ). Боюсь дальше, как бы читая урок вам, юноши, не кинуть тяжелым камнем в себя самого и в свою братию, современное пастырство. Постараюсь, чтобы в дальнейшей речи моей к вам, юноши, самообличения, самобичевания было как можно меньше, а назидания, а разъяснения современного состояния и современных условий пастырства побольше. И знайте, что об условиях и обстоятельствах современного пастырства я буду говорить, заимствуя черты не из одного здешнего края, но отовсюду, насколько мне известно положение вещей, даже в несколько, быть может, преувеличенном ходячей молвой виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Там же. С. 279. Там же. С. 280. Там же. С. 279 Там же. С. 278-279. Никанор (Бровкович), архиеп. Записки высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. М., 1907. С. 151-152. Никитенко А.В. Дневник в трех томах. Т. 3. 1866-1877. [Л.:] ГИХЛ, 1956. С. 262. Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические матерьялы. С. 330. Там же. С. 333. Там же. С. 332. Там же. Там же. С. 343. Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические матерьялы. С. 276-277 Там же. С. 317. Там же. С. 316. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т. 2. 2-е изд. Paris, 1989. С. 89. Там же. С. 100. " ...Юным умам нужно изучать, как древнее человечество нашло божественную Софию; как она породила на земле веру, надежду и любовь христианскую; где скрывается поворотный пункт, с которого образованная Европа вошла в дебри заблуждения " . - Никанор (Бровкович), архиеп. Поучения, речи и беседы, т. IV. С. 305. Цит. по: Крылов А. Архиепископ Никанор как педагог. Новочеркасск, 1893. С. 78. Никольский А. Философские воззрения Преосвященного Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского//Вера и Разум. 1901. N 16. С. 108. Там же. С. 109. Там же. С. 110. Там же. С. 115. Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические матерьялы. Одесса, С. 308. Там же. Никольский А. Философские воззрения...//Вера и Разум. 1901. N 20. С. 322. Там же. С. 324. Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. II. С. 384. Цит. по: Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т. II. 2-е изд. Paris, 1989. С. 96. Никольский А. Философские воззрения...//Вера и Разум. 1901. N 20. С. 326. Там же. С. 326. Там же. С. 327. Там же. С. 328. См. также статью самого Никанора " О том, что вера есть знание "http://Православное Обозрение. 1886. N 2. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. С. 92, прим. Характерные цитаты см.: Зеньковский В.В., прот., цит. соч. Т. II. С. 92. Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. III. СПб., 1888. С. 88, 89, 106.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

А.П. Соловьев Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) и философская мысль в Казанской Духовной Академии последней четверти XIX – начала XX века Источник Содержание 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии 2. Начало формирования философской системы архиеп. Никанора в Казанской духовной академии 3. Идейное наследие архиеп. Никанора в Казанской духовной академии: П.А. Милославский, В.Н. Несмелов, А.А. Воронцов Источники и литература     Статья посвящена выявлению тех истоков философской системы архиеп. Никанора (Бровковича) (1826–1890), которые связаны с его деятельностью на должности ректора Казанской духовной академии (1868–1871). Дана общая характеристика его отношения к академии и проанализированы его философские труды и идеи, сформировавшиеся во время ректорства в КазДА. Определено его влияние на крупнейших представителей казанской духовно-академической философии конца XIX – начала XX века П.А. Милославского и В.И. Несмелова . Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно – исследовательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии В самом начале XX века в Казанской духовной академии была учреждена стипендия имени высокопреосвященнейшего Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского и Херсонского. Стипендия исчислялась с процентов капитала, пожертвованного академии ее выпускником (1870 года) и почетным членом (с 1903 года) епископом Глазовским Варсонофием (Кургановым). Стипендию должен был получать «один из беднейших студентов духовного звания, отличающийся благонравием и успехами» 1 . Еп. Варсонофий оказался не единственным учеником и коллегой архиеп. Никанора, кто почтил его память пожертвованием. Ранее, а именно 3 февраля 1891 года, накануне сорокового дня после кончины архиеп. Никанора, в Казанской духовной семинарии прошел памятный вечер с панихидой по почившему архиерею. На этом вечере преподавателем казанской семинарии И.А. Невзоровым 2 была прочитана лекция «Взгляд Высокопреосвященного Никанора на современную культуру и русское общество» 3 . Весь сбор от чтения пошел на пополнение капитала, с которого выдавалась премия двум лучшим студентам Казанской семинарии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

15 .   Карасева С. Г. Религиозно-метафизические основания мировоззрения А. И. Бровковича (архиепископа Никанора). Дисс. ... канд. филос. наук. Минск, 2000. 16 .   Карасева С. Г. Теистическая метафизика архиеп. Никанора (А. И. Бровковича)//VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения (Минск, 25–26 июня 2000 г.): Материалы Чтений. Минск, 2001. Ч. 1. Кн. 2. С. 102–106; 17 .   Киреевский И. В. Разум на пути к Истине. М., 2002. 18 .   Колубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России//Вопросы философии и психологии. 1891. 4 (Кн. 8). С. 122–133. 19 .   Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 2007. Т. 8. Кн. 1. 20 .    Никанор (Бровкович) , архиеп. К первому дню нового года (Поучение на новый (1860) год. Христианство и прогресс)//Православный Собеседник. 1870. Т. 1. С. 66–79. 21 .    Никанор (Бровкович) , архиеп. Мой отъезд из Новочеркасска в Уфу. 1877 год//Русский архив. 1906. Т. 2 (май). С. 117–144. 22 .    Никанор (Бровкович) , архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. СПб., 1876. Т. 2. 23 .    Никольский А. А. Философские воззрения Никанора (Бровковича) , архиепископа Херсонского//Вера и разум. 1901. 16. С. 105–131. 17. С. 181–202. 19. С. 259280. 20. С. 297–332. 24 .    Переписка К. П. Победоносцева с Никанором, архиепископом Херсонским//Русский архив. 1915. Т. 2. С. 335–384. 25 .    Пишун С. В. Эйдосная типологизация бытия арх. Никанором (опыт реконструкции)//Христианство на Дальнем Востоке. Владивосток, 2000. Ч. 2. С. 29–30. 26 .    Поль В. А. Философский теизм в Казанской Духовной Академии (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2007. 27 .    Поучение при освящении новых зданий вокзала железной дороги в Одессе, сказанное преосвященным Никанором, епископом Херсонским и Одесским//Православное обозрение. 1884. Т. 3. Октябрь. С. 342–343. 28 .    Поучения, беседы, речи, воззвания и послания Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского. Одесса, 1890. Т. 5. С. 539–553. 29 .    Соловьев А. П. Оценка философских идей архиеп. Никанора (Бровковича) в историкофилософских исследованиях кон. XIX-XX в.//Методологический семинар Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ: Сборник материалов/И. В. Фролов, ред. Уфа, 2012. Вып. 1. С. 37–57.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Меня официально провозгласили неправославным " : архиепископ Никанор (Бровкович) 15.04.2008 1259 Время на чтение 40 минут Исследовательский этюд профессора Московской Духовной Академии Н.К. Гаврюшина посвящен жизни и научному наследию архиепископа Никанора (Бровковича), выдающегося архиерея и ученого-полемиста XIX в. Специально для " Богослов.Ru " . Публикуется впервые. ...Дело было весной 1852-го. Преосвященный Макарий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, вызвал к себе молодого преподавателя иеромонаха Никанора для серьезного внушения. - Вы там, на лекциях, касаетесь щекотливых вопросов... Будьте осторожны, о. Никанор, будьте осторожны! Будущий архиепископ, в самом деле, позволял себе слишком многое. Тогда, согласно его воспоминаниям, " все было переполнено толками о Штраусе " - но о книге " Жизнь Иисуса Христа " в духовных школах упоминать считалось неудобным. Никанор же, " добыв книжонку какого-то немецкого богослова " с разбором Штрауса, приготовил по ней лекцию... Первым о неполезности такого опыта ему прямо сказал один из студентов... Но Никанор продолжал экспериментировать. На следующий, 1852/53 учебный год, он, читая основное богословие по руководству своего ректора, в котором " впереди всей системы стоят доказательства бытия Божия и бессмертия души " , решил воспользоваться кантовской критикой, с которой его в Академии знакомил А.А.Фишер, и дать более обстоятельную картину вопроса, побуждая студентов к самостоятельному мышлению... Ректору немедленно сообщили, что о. Никанор на лекциях занимается опровержением доказательств Бытия Божия. И в один из воскресных дней после обедни вольнодумец вновь был вызван на ковер. " Сказать, что он с грязью смешал меня, - вспоминает архиепископ Никанор, - это мало. Он не растер меня в порошок потому, что это сделать нельзя было " ... Вскоре после описанной сцены Макарий внезапно пожаловал к Никанору на лекцию по обличению раскола и в течение получаса при студентах устроил ему форменный экзамен по книжной справе XVII века, которой сам в эти дни занимался. Получилось нечто вроде публичной порки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Уже прямой ученик и помощник Макария в Петербургской академии, Никанор Бровкович (впоследствии архиепископ Херсонский, 1824–1890), не мог читать в том же стиле, за что и был слишком скоро удален от академической службы, ректором семинарии в Ригу. Макарий присоветовал ему записки и конспекты его лекций поскорее сжечь. Опасным показалось у Никанора как то, что он увлекался философией и слишком подробно излагал отдел о «доказательствах бытия Божия» (в частности, в связи с воззрениями Канта), так и то, что он позволял себе совершенно открыто и с большой подробностью излагать новейшие «отрицательные» теории, хотя и в целях обличения и опровержения. Никанор слишком смело, казалось, касался в своих чтениях самых «щекотливых вопросов», разбирал Штрауса, и Бруно Бауэра, [ 72 ] и Фейербаха. Макарий же и о самом Канте только слыхивал (так утверждает Никанор). Такой характер преподавания у Никанора очень симптоматичен. По своему складу Никанор ближе к Афанасию, чем к Макарию. Это был характер жесткий и болезненный, мучительный для самого себя и для других. Он весь в противоречиях, типический представитель переходной эпохи. В замыслах своих Никанор всегда был охранителем. Филарета Московского он не любил и боялся. В Петербурге было принято в те годы «пугать Филаретом». Благодетелем богословского просвещения и науки Никанор считал, напротив, графа Пратасова. Оказывается, что он дал «благотворный толчок к разработке богословской науки» в наших академиях, и охранял ее здесь от придирчивой цензуры. Однако, в своих богословских воззрениях Никанор очень часто близок именно к Филарету… Никанор был человек философского склада. Много лет работал он над своей трехтомной философской системой (Положительная философия и сверхъестественное откровение, Спб., 3 тома). Этот опыт не удался ему, это только какой-то эклектический свод в духе самого расплывчатого «платонизма». Но чувствуется подлинная пытливость мысли. Апологетикой (и спором против позитивистов [ 73 ] ) Никанор занимался не случайно, он для самого себя нуждался в некоем спекулятивно-критическом «оправдании веры».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

СПб., 1890; Поучения, беседы, речи, воззвания и послания. Од., 1890-1891. 5 т.; [Памятная записка]: Из истории ученого монашества 60-х гг.//Рус. обозрение. 1896. 1. С. 234-258; 2. С. 545-569; 3. С. 10-33; Братьям-славянам. СПб., 1889; Беседа о том, есть ли что еретическое в латинской Церкви? СПб., 1889; Биографические мат-лы. Од., 1900; О классицизме: Мысли Филарета Московского и Иннокентия Харьковского//Странник. 1890. 4. С. 552-568; Восемь бесед против гр. Толстого. Од., 1891; Записки. М., 1907; О свободе воли с христ. точки зрения//Странник. 1909. 9. С. 325-338; 10. С. 440-459; 11. С. 521-547; Переписка К. П. Победоносцева с Никанором, архиеп. Херсонским//РА. 1915. Т. 2. Вып. 5. С. 68-111; Вып. 6. С. 244-256; Вып. 7. С. 335-384. Лит.: Крылов А. Л. Архиеп. Никанор как педагог. Новочеркасск, 1893; Воронцов А. А., свящ. Метафизика высокопреосв. Никанора, архиеп. Херсонского//ПС. 1900. 1. С. 1-54 (2-я паг.); Никольский А. А. Философские воззрения Никанора (Бровковича), архиеп. Херсонского//ВиР. 1901. 16. С. 105-131; 17. С. 181-202; 19. С. 259-280; 20. С. 297-332; Т-в В. Никанор//РБС. 1914. Т. 11. С. 279-288; Кучерская М. А. Никанор//Русские писатели, 1800-1917. М., 1999. Т. 4. С. 296-297; Дмитриев А. П. Портрет в церк. проповеди как лит.-крит. жанр: (О «поучениях» архиеп. Никанора)//Русский лит. портрет и рецензия: Концепция и поэтика: Сб. ст./Ред., сост.: В. В. Перхин. СПб., 2000. С. 5-16; Карасева С. Г. Религиозно-метафизические основания мировоззрения А. И. Бровковича (архиеп. Никанора): Дис. Мн., 2000; она же. Теистическая метафизика архиеп. Никанора (А. И. Бровковича)//VI Междунар. Кирилло-Мефодиевские чт. (Минск, 25-26 июня 2000 г.): Мат-лы. Мн., 2001. Ч. 1. Кн. 2. С. 102-106; Соловьев Вл. С. Позитивная философия и сверхчувственное бытие: Соч. еп. Никанора. Т. 1. СПб., 1875//ПСС: В 20 т. М., 2000. Т. 1. С. 213-215; он же. Опыт синтетической философии: (Неск. слов о книге еп. Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Т. 2. СПб., 1876)//Там же. С. 216-224; Гаврюшин Н.

http://pravenc.ru/text/2565306.html

А.П.Соловьев Архиепископ Никанор (Бровкович) о святом равноапостольном князе Владимире Скачать epub pdf Имя архиепископа Никанора (Бровковича) и его идеи в последние годы постепенно становятся известны современным исследователям православного богословия и гомилетики XIX века. А надо сказать, что владыка Никанор был не только архиереем, известным проповедником и активным сподвижником К. П. Победоносцева , но и известным религиозным философом. Архиепископ Никанор семь лет – с 1876 по 1883 год – возглавлял Уфимскую епархию. До того мы знаем его труды на поприще преподавания, ректорства и ученой деятельности в Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1851 г.), Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Ко времени приезда его в Уфу он уже – доктор богословия, автор философско-апологетичсекого трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». В Уфе он продолжает писать третий том этого сочинения. Скончался архиеп. Никанор будучи Одесским архипастырем в 1890 году. Известно множество трудов архиепископа Никанора. Общий объем его сочинений может потянуть на 15 больших томов собрания его сочинений. Среди основных его произведений можно выделить следующие: «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании Св. Писания и предания первых веков христианства до вселенского собора (включительно)», «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». «О перстосложении для крестного знамения и благословения», «Поучения, речи, беседы, воззвания. В 5 томах», «О том, есть ли что еретическое в латинской церкви», «Биографические матерьялы» и др. Надо отметить, что именно в Уфе владыка Никанор раскрывается как талантливый проповедник, чьи поучения и речи, произнесенные в уфимских храмах, становятся известны по всей России. Особенностью этих поучений было в том, что архипастырь обращался в них к насущным вопросам современности – к проблемам духовного и светского образования, христианского отношения к техническому прогрессу, к критическому анализу отдельных популярных общественно-политических воззрений (социализм, нигилизм, толстовство, славянофильство, западничество) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010