Однако, Писание божественное несомненно сохранялось и во дни пр. Исаии. В одной из грозных речей своих, в которой он говорил о гибели ненавистников Сиона, читается: отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих (наказаний) не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их (34:16). Пророк Иеремия, современник плена Вавилонского, часто в своих речах ссылается на прежние писания (ср. 5:6 и Ав.1:6–8 ). Во 2-же кн. Маккавейской (2:4–5) говорится, что пр. Иеремия во время Вав. разрушения Иерусалима скрыл в ущелье горы Синайской ковчег завета и все то, что было в нем, т.е. и книги, как дополняет иудейское предание (Herzog VII, 245). Пр. Даниил говорит, что он узнал о числе лет плена из книг (9:2). У пр. Захарии упоминается закон, и слова прежних пророков (7:8–13. Сравн. Исх.22:22 ; Лев.1:33 ; Иер.5:3 ; Ис.48:2, 1:15 ; Иез.8:18 ), как руководительные правила веры и нравственности. Из этого можно заключить даже, что именно около того времени составился полный канон священных книг. Захария и Малахия были последними пророками-писателями. Они и могли судить богодухновенно о непререкаемом достоинстве священных книг. А вожди народные – Ездра и Неемия, были осуществителями сего святого дела, столь необходимого для воссоздания народа возвратившегося из плена. В 1 кн. Ездры говорится даже, что и самое избавление от плена было совершено Киром во исполнение слов Господних (1:1). И вот, одною из первых забот освободителя было ознакомление с законом Божиим. Для сего, когда наступил седьмой месяц, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра Закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. И читал из него на площади от рассвета до полудни. И читали из книги Закона Божия внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По его предсказанию потомки Иуды должны были царствовать до тех пор, пока приидет определенное время, как говорится в Славянском переводе Библии, или когда явится Примиритель людей с Богом (по переводу с Еврейского), Спаситель, Который был желанным не для одних только Иудеев, но и для всех народов. В дни Ирода родился Иисус Христос , Который – истинный лев от Иуды ( Апок.5:5 ) через веру покорит Себе все народы, потому что в Его Церковь вступят люди всех племен земных, и об имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.11:10–11 ). Таким образом, в пророчестве Иакова указано было одно колено, от которого должен явиться Мессия. Из этого пророчества Евреи должны узнать, что теперь, когда власть колена Иудина давно совершенно исчезла, давно пришел Мессия, Примиритель людей с Богом, духовный Царь духовного Израиля. И пророки ждали Мессию как духовного Царя, напр., Исайя называл Его Князем мира (9:6). Мессия Иисус произошел от Иуды, поэтому так и ведется Его родословная у Св. Евангелистов ( Мф.1:2–3 ; Лк.3:33 ). Ст. 11, 12. «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи (его) от вина; и белы зубы (его) от молока». Ст. 11–12. Вместе с царским достоинством и духовными мессианскими дарами, Иуде обещалось еще плодородие земли, обилие винограда, вина, молока и проч. Виноградного вина, составлявшего на востоке обыкновенное питье, обещается так много, что в нем, выжимающие его из винограда, будут вымачивать свою одежду. Красный сок не бесцельно назван Иаковом кровью. Этим он указал, что Будущий самый Великий Князь от Иуды должен обагрить на кресте Своею Пречистою Кровью Свою одежду, от чего излились на людей разные благодатные дары. А осленок, который по предсказанию Иакова при изобилии винограда будет привязываться к виноградным лозам, как к обыкновенному дереву, может напоминать нам того, на которого воссел наш Спаситель, входя по-царски в Иерусалим. Конечно, об этом предсказал Иаков неясно, почему об этом яснее и было предсказано впоследствии Пророком Захариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому и под семенем жены нужно разуметь всех людей, имеющих родиться от жены, и в особенности, Иисуса Христа, как самое истинное и действительное семя жены ( Иов.4:4 ), Который не раз поражал диавола и во время Своей жизни на земле, а по смерти, разрушивши его царство, окончательно поразил его в самую голову. Ст. 16. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Ст. 16. Жена, в наказание за греховную слабость, обречена была на постоянную немощь, на перенесение многочисленных болезней, и особенно на мучительное рождение детей. Прежней равноправности она была лишена по неспособности на нее, и долго оставалась слугою мужа, и у многих остается доселе рабою, особенно при многоженстве. Она подчинена была мужу. Только Победитель искусителя возвратил женщине ее равноправность, почему в христианстве «несть мужеский пол, ни женский» ( Гал.3:28 ). Но и теперь управление жене мужем не позволительно. Ее лучшее свойство – скромность ( 1Тим.11:12 ) и первобытное помощничество ( Мф.19:5 ). Ст. 17, 18 и 19. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Ст. 17–19. Адаму Господь обрек постоянный тяжелый труд, чтобы он не возгордился вновь. Земле была определена бесплодность. Неблагословенные Богом возделанные нивы могли вместо злачных, хлебных плодов приносить иногда репьи, колючки и другие сорные растения, так что человек обрекался в неурожайные годы на голод и питание такою травою, которою питается скот. С тех пор это бывает и доселе. Изнурительный труд, постоянные житейские заботы были определены человеку на всю его земную жизнь, так что смерть сделалась для человека сколько печальным явлением, столько же и отрадным, потому что она дает ему успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Представители Божии, несмотря на то, что грех глубоко проникал в их собственную семью, все-таки ясно выражали высокий уровень своего нравственного развития, и порицали, карали то, что на взгляд других было извинительным, и даже похвальным, как наприм. хитрость Симеона и Левия. Ст. 8 и 9. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?». Ст. 8–9. Вся полнота благословения Иакова, который благословлял властью и дарами, данными ему от Авраама через Исаака, передана была Иуде. Это совершилось не потому, чтобы пожелал этого сам Иаков, сердце которого всего более лежало к возлюбленному Иосифу, но по действию Духа Божия, осенившего мысль умирающего Иакова. На благословенном первенце должно было почить предопределение, которое в лице Мессии приготовляло счастье и нравственное развитие всего человечества. Кроме того, Иуда лично не имел ничего того, что могло бы устранить его от его первенства за первыми тремя братьями. Напротив, он так самостоятелен, тверд и мужествен, что ему вполне приличествовал символ льва, означающего силу, ловкость и царственное достоинство, ради которого особенно и назван был Иуда львом, и притом львом во всей полноте своих сил, какую лев имеет после насыщения, а Иуда будет иметь после того, как в качестве царя и властителя среди братьев, будет пользоваться от них данью, почестями и славою, и добычею от врагов. Ст. 10. «Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не прийдет Примиритель, и Ему покорность народов». Ст. 10. Иуда и его поколение должны быть по предсказанию Иакова царственными. И это сбылось. Воинский дух сказался, как в молодом льве, в сынах Иудиных вскоре, так что по смерти Иисуса Навина они стали во главе соотечественников в войне с Хананеянами. Львом, возвращающимся с добычи, Иуда явился в победоносное царствование Давида. В мирное и блестящее царство Соломона сыны Иуды явились как бы отдыхающей львицей. Вскоре после того наступили тяжелые времена, а потом, когда на престол Еврейского царства вступил Ирод Идумеянин, потомки Иуды лишились царствования в Иудее. Но так и должно было случиться по предсказанию Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Приимите Дух Свят», сказал Иисус Христос, благословляя Апостолов и дарствуя им, а через них и всей церкви различные дары благодати. Им же могут быть через Духа Святаго подаваемы и особые исключительные дары совета и вразумления, столь необходимые при разборе всяких недоумений. И Он, как Первосвященник вечный Своей церкви, и как Глава всего духовного тела ее, не оставляющий ее никогда, подает ей благодатные дары, которые ей благопотребны на разные времена и обстоятельства. Главенство в Церкви Господь и Спаситель наш, придя в мир грешные спасти, не имел, где главы приклонити. Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, И Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, говорит апостол ( Флп.2:710 ). Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, сказал Сам И. Христос ( Мф.11:28–29 ). Однако и Он говорил о Своем главенстве в Церкви сначала прикровенно, а потом и ясно. Сказавши притчу о злых виноградарях, убивших сына Владыки, И. Христос привел в заключение пророческое о Нем указание, как на краеугольную основу или главу церкви (Ср. Пс.117:22 ; Мф.21:4244 ; Мр.12:10 ; Лук.20:17 ). Воспроизводя это указание Христа на Себя, как Главу Церкви, св. ап. Петр в своей знаменитой речи перед первосвященниками и книжниками еврейскими, сказал: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся Главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). В другой раз он сказал: Приступите к Нему, камню живому, и сами, как живые камни, устройтесь в дом духовный, ибо сказано в Писании: Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится ( Пс.28:16 ). Итак Он для Вас, верующих, драгоценность, камень который сделался Главою угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна, о который претыкаются непокоряющиеся Слову ( 1Петр.2:47 ). Здесь иносказание об И. Христе как Главе Церкви, берется из образа дома, устрояемого так, что в нем один необыкновенный камень составляет центр, на котором держится все здание (как на фундаментальной скале). В том же сравнительно образе сказано И. Христом еще более ясно о Себе, как Главе: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Таким образом. И. Христос есть Глава Церкви и потому, что Он основной камень ее, как здания, а еще более потому, что Он и Создатель ее, как совершивший главное дело для нее, а именно пролитие крови Своей, которым (пролитием) положено краеугольное начало спасения, и о котором поется в церкви в день Благовещения: днесь спасения нашего Главизна. И многие другие сравнения указывал И. Христос для Своего главенства в Церкви, напр., то, что Он – Пастырь, а верующие – овцы ( Ин.1:11–14 ), что Он лоза, а они ветви ( Ин.15:5 ). Кроме того Апостолы называли Его Первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Св. Апостол Павел многократно говорил о совести. Ему принадлежит известное классическое свидетельство о ней, как основном нравственном законе и у язычников. «Язычники, не имеющие закона (Божия), делают законное по природе. Они являют дела закона в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие» ( Рим.9:1415 ). Говоря, что язычники сами себе суть закон, Апостол не усвояет им права действовать как кому захочется, а только показывает, что закон не пришел к ним извне, как нечто чуждое, но заключается в их природных естественных силах. Причем сердце, как исходище всяких чувств, внушает то или другое доброе действие, а совесть, как внутренний судия, одобряет или осуждает последование сему внушению. Свободная же воля человеческая исполняет его или отклоняется. И таким образом человек что делает, то делает добровольно. И потому он несет ответственность за свои дела и здесь на земле, и будет судиться за них в загробной жизни, в день страшного суда, когда все силы человеческие раскроются более. И потому в день суда человеческие мысли, то осуждающие, то оправдывающие, явятся в наибольшей ясности. Но чтобы кто не подумал, что будущий суд только этим и ограничится, апостол прибавляет: «егда судит Бог Иисусом Христом». Из сего видно, что хотя всем самим будет видна их греховность, однако осуждение последует только по приговору Господа Судии, чем оставляется место для христианской надежды, а вместе и дается побуждение веровать в Господа Иисуса, и служить Ему со страхом во все течение жизни, чтобы предстать перед Ним не как перед грозным Судиею, но как перед своим добрым Господином, Которому верою и правдою (по доброй совести) удостоились послужить во все течение земной жизни. Великое универсальное значение совести в человеческом мире часто побуждало апостола прибегать к свидетельству ее, и вообще суждению о ней как в обращении к язычникам, так и к христианам, в особенности к христианам из иудеев, а также часто ссылаться на свою совесть, как совершеннейшую и славнейшую вообще. Однажды он упомянул при сем и о свободе своей, но только не о свободе совести, а вообще о свободе, в приложении ее ко вкушению предлагаемого язычниками. А именно, в 1 послании к Коринфским христианам он писал: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте, ради того, кто объявил вам, и ради совести. Совесть же разумею не свою, а другого, ибо для чего моей свободе быть судимою чужою совестью» (10:2729). Далее же Апостол прибавляет: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» (ст. 32). Таким образом, он не столько допустил свободу, сколько ее ограничил, и притом не свободу совести, а религиозную, обрядовую. В толковании на это место у Св. Иоанна Златоуста говорится: «Христос возвеличил тебя и поставил выше вреда, но не для того, чтобы ты подавал повод к худой молве о тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Световое явление в первый раз совершилось после царствования повсюдной первобытной тьмы. Ст. 4–5. «И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро: день один». 4–5. Свет рассеивал непроглядную тьму постепенно, а потому постепенно являлись после первобытного, самого сумрачного вечера, утро и день. Потом необыкновенный дневной свет стал сменяться вечернею тьмою. И так время света было отделено от времени тьмы навсегда, чтобы они перемежались между собою. Время света названо было днем, а время тьмы – ночью. Ко времени нового появления тьмы прошел первый день. 11 Замечательно, что Моисей первый день мира называет не первым, а единым. По словам св. Амвросия, этим словом он хотел выразить особенность, или беспримерность первого дня, ради предшествующей ему единственной и беспримерной ночи. Далее Бог сотворил видимое небо. Ст. 6, 7, 8. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, да будет она разделяющею посреди воды и воды; и стало так. И создал Бог твердь; и отделил (пространство) между водою, которая была под твердью, и между водою, которая была над твердью. И назвал Бог твердь небом; и увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй». 6–8. Образование тверди или видимого неба можно представить так: громадная масса первосозданного водянистого вещества по воле Божией стала сгущаться в отдельные круги – шары. Вследствие сгущения прежней разреженной материи, между разделившимися ее частями, образовались большие пустые пространства, которые и были твердью, разделяющею землю от прочих сгустившихся частей первобытной массы, все еще бывших жидкими, похожими несколько на воду, водянистыми. И потому наша планета земля была водою под твердью, т.е. под атмосферою, а прочие миры, находящиеся над нашими головами, были водою над твердью. Все это носило название воды, потому что новосозданные темные массы планет состояли еще из того же самого неустроенного, некрепкого вещества, которое было названо водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сотворив мужа и жену, Бог благословил их на размножение чрез рождение себе подобных, чтобы и они были царями над всею земною природою и служили бы Богу с благодарением, помня, что Он дал людям и траву злачную (злаки) в пищу, и Им же произращены плодовые питательные деревья. Ст. 29–31. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». Ст. 29–31. Злаки и плоды дерев Бог назначил в постоянную пищу людям, а разным животным – траву. Значит, только уже после человек и звери сделались плотоядными (ср. Быт.9:3 ). Теперь мир земной стал вполне совершенным, потому и называется весьма хорошим. Прошел шестой день. Так чудно и удивительно, непостижимо, явилась вселенная – земля, и все, что на ней с чрезвычайною постепенностью. Сначала создано все необходимое для устройства мира. Потом постепенно приведены были в необходимый порядок самые важные стихии, части мира, части земли и различные ее предметы и существа, начиная с тех, устройство которых самое простое, и оканчивая человеком, который по телесной своей природе выше всех животных, а по духовной близок к Ангелам и подобен Богу. Так все творение совершалось и по представлению разных новейших наук, которые только недавно, и понемногу, стали доходить до этого сознания. Многие древние народы (Индусы, Персы), сохранили как драгоценность некоторые жалкие остатки этого богодухновенного сказания о происхождении мира, земли и человека, поэтому понятно с каким благоговением, с какою благодарностью мы должны пользоваться этим сказанием, дошедшим до нас в самом полном виде, и сообщающем нам все необходимое о начале всего, и Творце Создателе всей вселенной, и нашем безначальном Отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 18–22. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей наверх его. И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль, а прежде имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Ст. 18–22. Иаков в благодарность Богу за чудесное, успокоительное сновидение принес в жертву то, что у него только было, именно – масло, чтобы восстановлять его силы. Но этим его благодарное сердце не могло успокоиться. Он хотел увековечить память об этом величайшем событии в своей жизни, а потому поставил здесь из камней небольшой памятник, и определил навсегда называться этому месту «Домом Божиим», или по-еврейски Вефилем, и дал обет в случае приобретения имущества при помощи Божией, принести Богу в жертву десятую часть всего своего имущества. Он готов был пожертвовать Богу всем и теперь, но он уже раньше оставил для Бога все, так что теперь он ничем не мог пожертвовать. Такой человек, как Иаков мог также, как Авраам быть отцом верующих, и Евреи одинаково любили называться детьми как Авраама, так и Иакова, иначе Израиля – Израильтянами. От Иакова истинная вера перешла к его 12 сыновьям, из которых носителем Божиих обетований сделался, вследствие благословения Иакова, четвертый его сын – Иуда. Глава 49. (Пророчественное благословение Иаковом сыновей своих. Завещание Иакова о погребении его, и смерть его) Ст. 1 и 2. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте Израиля, отца вашего». Ст. 1–2. В чудной боговдохновенной предсмертной речи умиравший Иаков, проникая пророческим взором в будущее, предсказал каждому из сыновей своих судьбу его рода. Жизнь в Египте, где произносил эту речь Иаков, как бы не существовала для него. Он провидел жизнь своего потомства в земле обетованной, и потому говорил только о том положении, которое займет каждое из колен в общей народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 19 и 20. Бог, поставивши человека царем над всеми живыми существами, вскоре по создании его, дал ему возможность видеть их, и в знак своей власти над ними и права пользоваться ими назвать их именами, соответствующими их различным свойствам и качествам. И он понял их всех, и дал им различные имена, соответствующие природе каждого. Человек, уразумевши природу всех существ, увидел, что среди них не было ни одного, с которым бы он мог делить все свои мысли, чувства, и вообще всю жизнь, особенно духовную. Может быть даже Господь приводил к человеку всех животных, и затем, между прочим, чтобы он, увидевши множество животных сходных между собою, парных, и не найдя среди них себе подобного, восчувствовал бы в себе живее нужду в помощнице, в сообщничестве. Ст. 21, 22, 23. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего»). Ст. 21–23. Чтобы жена не была первому мужу существом чуждым, для этого Господь сотворил ее из части самого же мужа, чтобы человек знал навсегда, что жена составляет неотъемлемую часть его собственного существа, и что связь между ними должна быть самая неразрывная, и любовь. Увидевши пред собою существо, далеко не похожее на все прочие существа земные, подобное себе, и проникнутый, по всей вероятности, сильным желанием разделить все богатство своей жизни, особенно внутренней, духовной, он, без сомнения, с радостью, и с полным чувством воскликнул: вот это существо вполне сродно мне, близко ко мне. Он даже узнал, что она по происхождению одинакова ему, и что она зависима от него. Чтобы жена помнила свое происхождение от мужа (по евр. иш), муж дал ей и имя, происходящее от его имени: жена (иша). Ст. 24. «Потому оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010