Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР (Каменский Никифор Тимофеевич; 25.05.1847, с. Солодники Черноярского у. Астраханской губ.- 27.11.1910, г. Казань), архиеп. Казанский и Свияжский, миссионер. Род. в семье диак. Тимофея Каменского и его супруги Параскевы Никитичны. Рано остался без отца. Обучался в Астраханском ДУ (1856-1862) и Астраханской ДС (1862-1868). С 1-го класса семинарии изучал татар. язык, в 4-м - переводил на татарский Евангелие, в богословском классе семинарии зарабатывал деньги перепиской татарско-персид. словаря, составленного учителем гимназии Первушиным. По окончании семинарии 3 нояб. 1868 г. архиеп. Афанасием (Дроздовым) Н. Т. Каменский был рукоположен во иерея к Покровскому храму с. Бережновки Царевского у. Астраханской губ. Впосл. он вспоминал о «тяжелом опыте 2-летней жизни в качестве приходского священника» (Слова и речи. 1890. С. 201). Зимой 1868/69 г. открыл школу на дому, из опыта работы в ней вынес твердое убеждение о необходимости начального образования на родном языке. После кончины жены - Елены Никаноровны (апр. 1869), дочери астраханского прот. Никанора Ильича Малиновского (в память о супруге Н. впосл. учредил стипендию в Казанском епархиальном уч-ще, где она училась), он продолжил образование в КазДА (1870-1874), по итогам вступительных экзаменов был 4-м из 28 поступивших. Обучался на богословском отд-нии, изучал греч. и нем. языки, 4 года слушал лекции проф. А. И. Гренкова, занимавшего объединенную кафедру нравственного богословия и педагогики; дополнительно изучал миссионерские предметы, араб. язык, практиковался в татарском у свящ. В. Т. Тимофеева, получил по этим предметам высшие баллы. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Мессия по Псалтири» под рук. иером. Тихона (Клитина ; впосл. епископ Муромский), профессора кафедры Свящ. Писания ВЗ, к-рый готовил его в качестве преемника при условии принятия монашества. Постановлением совета КазДА от 1 июня 1874 г. Каменский был удостоен звания кандидата богословия (диплом от 22 июня).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

В древности они назывались диптихами, потому что состояли из двух сложенных дощечек, 450 или листьев, на которых внутри писали имена для поминовения их, а снаружи делали разные приличные изображения. Это были памятные книжки, но такие книжки, в которые вносились имена христиан по мере их вступления в церковь , и по времени их доброй кончины. Следовательно этими книжками заменялись наши метрические книги, а потому значение их было весьма велико и многоценно. Быть записанным в эти книжки, значило быть признанным христианином, а вместе и удостоенным великого дела – церковного поминовения. С умножением числа христиан не все уже могли быть вносимы в диптихи. А потому быть записанными в них считалось за особую высокую духовную честь. И наоборот, быть вычеркнутым из диптиха, означало великое несчастье, которому подвергали известных или мнимых изменников веры и церковной жизни. Исключение из диптихов равнялось почти отлучению от церкви. Так, св. Киприан епископ Карфагенский, не велел поминать Геминия-Виктора «вместе с теми, коих имена читались перед святою трапезою в молитве священников», потому что Геминий нарушил некоторые правила церкви и его имя было исключено из диптихов... По свидетельству церковного историка Сократа Ориген , 200 лет после его смерти, исключен был из диптихов Феофилом, епископом Александрийским. Врагами Иоанна Златоуста имя его было изглажено из диптихов, но потом оно опять было внесено. Так как вписывание имен в диптихи почиталось высокочестным делом, особенно по отношению к употреблению их церковному, то понятно, что украшение их стало считаться достохвальным. Тем более, что во все диптихи стали постепенно вводить имена свв. мучеников, епископов, составлявших соборы, императоров, с обозначением дней их кончины. Это придавало диптихам характер святцев и календарей. Поэтому неудивительно, что описанный Ф.И. Буслаевым диптих VI века из слоновой кости, служащий теперь окладом Евангелия, хранящегося в ризнице Миланского собора, представляет в изображениях всю новозаветную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКИЙ КИЗИЧЕСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КАЗАНСКИЙ КИЗИЧЕСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани. Основан ок. 1688 г. на месте встречи Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери , которая была принесена из Седмиезерной Богородицкой пуст. в 1654 г. Территория К. м., находившегося у дороги на Седмиезерную пуст. и на Царёвококшайск (ныне Йошкар-Ола), в нач. XIX в. вошла в городскую черту Казани. История создания и первые годы существования К. м. описаны строителем и ктитором иеродиак. Стефаном (Сахаровым) в кн. «Спирида», или «Кошница» (корзина), датированной 1691 г. ( Никанор (Каменский). 1891. С. 1). «Спирида» содержала службу девяти Кизическим мученикам, Слово об их мучениях и об устроении К. м. По словам историка К. м. Чебоксарского еп. Никанора (Каменского) , «книга служит наилучшим источником для первоначальных сведений о Кизическом монастыре и драгоценна в особенности потому, что вышла из рук составителя, лицом к лицу видевшего многое» (Там же. С. 15). Книга, в февр. 1692 г. вложенная в мон-рь, не сохранилась и известна лишь по обширным цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». История обители XVIII-XIX вв. отражена также в опубликованных грамотах мон-ря ( он же. 1893. С. 14-27). Сохранилось рукописное описание некрополя обители нач. 90-х гг. XIX в. (НАРТ. Ф. 141. Оп. 87. Д. 33. Л. 1-52). История монастыря XIX-XX вв. представлена в документах НАРТ. Ф. 4 (Казанская духовная консистория) и Ф. 114 (Кизический мон-рь). Д. 1-63). XVII - нач. XX в. Основание К. м. связано с почитанием жителями Казани чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной пуст. В 1654 г. в Казани свирепствовала эпидемия моровой язвы. По преданию, благочестивой насельнице казанского Богородицкого мон-ря мон. Марфе во сне дважды являлся старец в архиерейском облачении, напоминавший свт. Николая Чудотворца. В первом видении он повелел попросить дьяка Михаила Патрикеева призвать жителей города к посту, покаянию и молитве Богородице. В др. раз приказал сообщить дьяку, «что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение ее образа» ( Елисеев. 1849. С. 27). В это время братия Седмиезерной пуст. во главе с настоятелем Пахомием уже направлялась в Казань. Горожане крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери устремились навстречу. 26 июня 1654 г. чудотворная икона из Седмиезерной пуст. была торжественно встречена митр. Казанским и Свияжским Корнилием , властями и жителями города на дороге неподалеку от Казани. Более 3 недель днем и ночью перед иконой, пребывавшей в Казани, совершались молебны, и эпидемия прекратилась. Вскоре на месте встречи святыни были поставлены часовня и крест.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Отдел II. Статьи исторического о содержания 1. Херсонесский монастырь в Крыму Местност Херсонисского монастыря одна из самых замечательных не только для Крыма, но и для всего мира. Находясь на южном берегу Крыма, около достославного города Севастополя, местность эта издревле была известна своими славными черноморскими береговыми благоприятными бухтами, которые здесь для более скромных судов древнего мира были более удобны, нежели Севастопольские, для современных кораблей и судов всякого рода. Благоприятный климат почти самого южного берега Крыма, обильного всякого рода растениями и деревьями теплых мест (винограда, абрикосов, слив и т.п.), также представляли для южан хорошее место для поселений. A ближайшие долины балаклавская и байдарская, с окружающими их горами, полны всякого рода жизненных богатств, достаточных не только для местного продовольствия, 337 но и для вывоза, особенно если взять во внимание удобность провоза отовсюду морем и сушею из мест, занимаемых Бахчисараем, Симферополем и дальнейшими поселениями. Неудивительно, что такая прекрасная местность издревле привлекала внимание всех народов, имевших возможность придвинуться сюда с Востока и Запада, Севера и Юга, Европы и Азии. Исторические сведения о Херсонисе, (или по Русским летописям Корсуни), тоже достопримечательны. И они восходят к глубочайшей древности. По сообщению С.С. Богуша за 1800 лет до Рождества Христова здесь обитали Тавры, за 1400 Кимры и Скифы, за 500 лет – Херсониты-Греки, с 612 по Рожд. Христовом господствовали здесь Римляне (и Византийцы), в 400 году – Гунны, в 700 – Хозары, в 850 – Печенеги, около 900 года – Русские, потом Половцы, около 1300 г. – Генуезцы, потом Татары (1451) и наконец, Русские (1783 года), за исключением нескольких дней, когда этой местностью владели соединенные силы Французов, Англичан и Турок, осаждавших с Херсониса Севастополь. Все народы, имевшие отношение к Херсонису, оставили здесь разную память о себе, 338 но наибольшая честь устроения Херсониса принадлежит Грекам, а возстановления его – Русским, хотя и переселившимся несколько далее в бывшее пригородное Херсонисское поселение – Севастополь, оставив древнее пепелище Херсониско-Свято-Владимирскому монастырю, как наглядному памятнику крещения здесь св. равноапостольного Князя Владимира (в 988 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Скачать epub pdf (Некролог) 27 ноября в 9 ч. и 10 минут вечера почил о Господе первосвятитель Казанской церкви архиепископ Никанор (в мире Никифор Тимофеевич Каменский). Возраст жизни в Бозе почившего владыки сравнительно еще не преутружденный – 63 года. Энергичная его деятельность, с особенной интенсивностью выражавшаяся минувшим летом, во время бывшего в Казани Съезда миссионеров, и несколько окрепшее расшатанное его здоровье после поездки на воды Кавказа – все это, по человеческим расчетам, отдаляло мысль о печальной развязке, к которой почивший владыка постоянно готовился, а поэтому и смерть эта была полной неожиданностью не только для людей, далеко стоящих от него, но и для его приближенных. Смерть архиепископа Казанского Никанора – тяжелая утрата для Церкви Русской, для богословской науки, для казанского духовенства и особенно для его сирых и вдов. Весьма чувствительна эта утрата и для Императорского Православного Палестинского Общества. Высокопреосвященный Никанор – сын диакона Астраханской епархии, Черноярского уезда, села Солодников. Родился он в 1847 г., следовательно, смерть постигла его на 63-м году, еще в расцвете сил физических и духовных. Рано владыка узнал тяжелую долю сиротства, лишившись своего кормильца-отца еще малым ребенком. Вместе со своей достойнейшей и благочестивейшей матушкой Параскевой Никитичной, скончавшейся в глубокой маститой старости, всего около пяти-шести лет тому назад, он испытал суровую гнетущую нужду и много лишений. И если бы добрые члены местного причта, сослуживцы отца почившего владыки, из коих родной дед пишущего эти строки, псаломщик, особенно был близок осиротелой семье, и отзывчивые прихожане села Солодников не пришли на помощь и не приняли участия в жизни бедствующей несчастной семьи, то можно с положительностью утверждать, что нашей Русской Церкви не пришлось бы видеть столь яркого светильника в сонме своих иерархов. Нужда и суровая бедность помешали даровитому юноше Никифору Каменскому и хорошо подготовиться к духовной школе, которую он считал «крайне необходимою» для каждого юноши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Отдел III. Статьи педагогического и философского содержания 1. О преподавании закона Божия и в особенности Катехизиса (По поводу книги г. Ширского «О преподавании закона Божия». Кострома 1876 г.) «Школа – главная забота нашего отечества в настоящее время» – говорится в предисловии к одному солидному педагогическому изданию минувшего года. 415 «Без парадокса можно сказать, что литература – это вернейшее выражение общественной жизни. У нас в настоящее время почти исключительно существует для школы. Должно сознаться, что едва ли с достаточною живостью ощущаем мы необходимость в иной литературе. Никто не может отрицать, что современная русская школа переживает момент в высшей степени важный по своему значению для будущего... В основу обучения всех ступеней полагаются знания, которым наименее нужно поступаться своею научною ценностью, становясь учебным предметом». 416 Со всем этим нельзя не согласиться, особенно, если иметь в виду начальную народную школу, действительно, с некоторого времени, сделавшуюся предметом самых оживленных и даже модных толков. Сказанное о стремлении обосновать все предметы преподавания на прочных научных данных, вполне верно даже в приложении к преподаванию закона Божия. И в этой сфере ныне полагается главнейшая сила и слава в научной методике и дидактике. Такое, по крайней мере, заключение можно было вынести после изучения более чем трехгодичной педагогической религиозной литературы последнего времени. К такому же заключению приводит обозрение этой литературы, помещенное в «Историческом очерке преподавания закона Божия» прот. Д. Соколова и в разных библиографических заметках. К тому же наконец приводит и обозрение религиозно-педагогической литературы, находящееся в «Учебно-воспитательной библиотеке». Правда, в последние годы в религиозной педагогии, как и во всей педагогии, сделано более, чем в прежние десятки лет, особенно если взять во внимание количественную сторону. Прежде всего, в высшей степени отрадное явление представляют уже самые обозрения, и преимущественно те, которые основным принципом при оценке полагают требование, чтобы похвала или порицание опирались на предварительно доказанный тезис, заключающий в себе научную или дидактическую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отдел I. Статьи богословского содержания 1. Древнейшая Священная Письменность А. Происхождение Священной Письменности I. «Мысль, получив осязательный облик в звуке, может утратиться», – говорит Мориц Карьер в своей истории развития искусств и культуры. «Но есть такие важные помыслы, такие события внешней и внутренней жизни, которые человек желал бы сберечь навсегда, сделать общим достоянием всего людского рода, наследием грядущих поколений. Эти помыслы надо упрочить, обезопасить от случайностей устного предания». Но что же может быть дороже религиозного содержания чувств и мыслей человека, а равно и более достойно предания? Поэтому неудивительно, что Штейнтал считает письменность изобретением жрецов. Но в изображении письменности были степени. «Первым шагом в этом случае (говорит М. Карьер) является сооружение памятника, или же образа какого-нибудь события упрочивается начертанием участвовавших в нем личностей. Потом возникает настоящее изобразительное искусство, в котором знак является уже чисто знаком изреченной мысли. Исторически, и по существу дела, сначала явилось письмо идеографическое, в котором наглядно и прямо представляется мысль. Но на этой ступени письма человечество не могло оставаться долго, потому что требовалось, например, представить неизвестное дерево, и вообще дерево, поэтому должно было явиться словописание, а потом и звукописание, но не вдруг, и не скоро. Переходную ступень от идеографического письма к звуковому, составляет образное письмо, в котором аршин, напр., представляет верность, два связанных сердца – дружбу. Дальнейшим шагом этого письма было то, что образ предмета стали заменять его сокращением. Египтяне, напр., изображали руководительство – рукой с бичом, Китайцы страх – сердцем, и белизною. Но только одна буквица в состоянии передать звук и мысль, связанную с нею, а равно и все тонкие формовые слова – изгибы. Только азбучное письмо способно утвердить чувственно-духовную сущность языка, только оно вполне придает прочную устойчивость зыбкой и изменчивой струе устной речи». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отдел V. Смесь 1. Императорское Православное Палестинское Общество и его отделы Имея в виду предстоящее открытие в г. Орле отдела Палестинского Общества, считаем приличным познакомить с основными положениями о нем, и отчасти с его симпатичною деятельностью и достойным общего внимания современным состоянием. Общество это учреждено в 1882 году. Первым почетным членом Общества состоит Его Величество Государь Император Николай Александрович. Председателем же общества состоит Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович – почетный член и учредитель. Из числа учредителей здравствуют: Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич, а также: Б.П. Мансуров, А.А. Олесницкий , M.H. Островский, Т.И. Филиппов, В.Н. Хитрово , гр. Н.Ф. Гейден, А.Н. Мицкевич, гр. С.Д. Шереметьев, С.Д. Хитрово, гр. Е.Е. Путятин, Н.А. Снессорев и др. Совет общества состоит: из Вице-Председателя (H.H. Селифонтов), и помощника председателя (М.П. Степанов) и 17 членов, кроме 3 председателей в отделениях: изданий (Д.Ф. Кобеко), пособий паломникам (М.П. Соловьев) и поддержания Православия (Н.М. Аничков). Казначеем общества состоит И.В. Рукавишников, секретарем канцелярии общества – В.Н. Хитрово . Управляет делами Русских подворий в Иерусалиме Н.Г. Михайлов. К началу 1899 года было почетных членов общества 127, действительных – 847, членов-сотрудников – 3581, а всего 4565. Отделов общества было 35. Уполномоченных общества было около 40. В Москве есть особая коммиссия по сбору в пользу св. земли, состоящая из 20 лиц. Кроме того есть еще 10 сборщиков во всей России. К 1 марту 1897 года было на приходе 832 952 руб., в расходе 542 041 р., осталось же к 1 марта 1898 года 290 911 р. Расход следующего года предположен был в 436 000 рублей, причем ожидалось членских взносов и пожертвований 26 600 рублей. Из сего очевидно, сколь необходима общая помощь высокопочтенному Обществу. Императорское Православное Палестинское Общество учреждено с исключительно ученою и благотворительною целями, для достижения которых ему предоставляется:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУКШИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской и Болховской епархии Орловской митрополии), находится в дер. Фроловка Мценского р-на Орловской обл., на том месте, где, по преданию, был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский, который считается покровителем Орловско-Болховской епархии. Основан решением Синода от 4 окт. 2012 г. К XVIII-XIX вв. в учрежденной Орловской епархии возродилось почитание сщмч. Кукши Киево-Печерского. В кон. XIX в. открылся ряд церковно-просветительских об-в и братств: в Мценске при ц. Богоявления устроено братство в память сщмч. Кукши; в 1894 г. в Синод от имени жителей Мценска была отправлена депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика из Киево-Печерской лавры в мценскую Богоявленскую ц. Получив отказ, горожане при содействии еп. Орловского и Севского Мисаила (Крылова) обратились к митр. Киевскому и Галицкому Иоанникию (Рудневу) , уроженцу Орловской губ. Митрополит благословил перенос частицы мощей в г. Мценск. В Киево-Печерской лавре была заказана икона сщмч. Кукши. 25 авг. 1895 г. она была доставлена в Орёл и помещена в Троицкий храм архиерейского подворья. После 1917 г. икона была утрачена, в 2013 г. написана вновь и передана в храм с частицей мощей святого. Орловский церковно-археологический комитет, в 1905 г. преобразованный в Орловское церковное историко-археологическое об-во, по инициативе еп. Орловского и Севского Никанора (Каменского) избрал небесным покровителем сщмч. Кукшу. В авг. 1913 г. в Орловской епархии отмечалась 800-летняя годовщина убиения сщмч. Кукши. Торжества возглавляли еп. Орловский и Севский Григорий (Вахнин) , орловский губернатор С. С. Андреевский и члены Гос. думы. Орёл посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . 23 марта 1914 г. возникло Орловское законоучительное братство сщмч. Кукши. Первые публикации, посвященные святому, появились в 1991 г. в газ. «Вече», издаваемой общественно-культурным центром обл. отд-ния ВООПИиК.

http://pravenc.ru/text/2462225.html

епископ Никанор (Каменский) (1847–1910) Воспоминания Жития святых История религий Литургика Нравственное богословие Патрология Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Собрание сочинений Статьи епископ Никанор (Каменский) Ученый-богослов, экзегет, ректор Казанской духовной семинарии. Биография Жизнеописание В миру - Никифор Тимофеевич Каменский, родился 25 мая 1847 года в селе Солодовниково Астраханской губернии в семье дьякона. Окончил Астраханское духовное училище и Астраханскую же духовную семинарию. Потом женился и был рукоположен в священники. Два года он прослужил в приходе села Бережновка Царевского уезда Астраханской губернии. В 1869 году скончалась его жена. В 1870 году Никифор Тимофеевич поступил в Казанскую духовную академию. Здесь он тщательно и трудолюбиво изучал богословские науки. Наибольшее влияние на становление будущего архипастыря-богослова оказал ректор академии Никанор (Бровкович), впоследствии известный церковный деятель и мыслитель. Он сформировал у студента Каменского интерес к догматическому богословию и экзегетике (науке по истолкованию Писания). В знак глубокого уважения к своему учителю позднее, при пострижении в монашество, Никифор Тимофеевич выбрал именно имя Никанор. Впоследствии, на протяжении всей жизни, Никанор (Каменский) интенсивно занимался экзегетикой, оставив многочисленные труды, из которых прежде всего следует выделить полное истолкование Деяний и Посланий святых Апостолов. В 1874 году, окончив академию, Каменский становится законоучителем Казанской духовной семинарии. А в 1879 году, будучи уже в сане протоиерея, еще достаточно молодой Никифор Тимофеевич избирается на должность ректора Казанской духовной семинарии, что свидетельствует о его высоком авторитете. В должности ректора семинарии он пробыл тринадцать лет, в течение которых в жизни духовной семинарии произошли важные изменения. Главнейшей заслугой ректора было повышение качества преподавания. Будучи ученым-богословом, он основное внимание уделял общеобразовательным предметам, считая, что священник должен обладать широким кругозором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010