Кому из них оказываем свою милость и охотнее, и скорее? Очевидно, кто живет истинно по христиански. Не так ли поступает с нами Господь, когда не всем нам сообщает Свои Божественные блага? Никто, кроме кротких и послушных, Ему неугоден. Он говорит чрез Пророка: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ); и никому, кроме уничижающих себя, не подает даров благодати: зоне Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч. 3:34 ). Ничему, кроме смирения и кротости, не заставляет Христос учиться у Него: научитеся от Мене, говорит он, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ); и ничего, кроме глубочайшего смирения и послушания не представляет в Своей жизни: иже во образе Божий сын, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко же человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Фил. 2:6–8 ). Посмотрим на самих нищих духом, учеников Христовых. Что в них особенно замечательно и особенно важно? Смирение и покорность духа, чистота и готовность сердца. Им сказал Христос: грядита по Мне. Кто бы из людей самомечтательных поверил скоро словам Наставника, который Сам нигде не учился? Кто бы из людей своекорыстных поручил себя охотно такому Вождю, который Сам ничего не имеет? Кто бы из людей, привязанных к удовольствиям чувств, пошел быстро за таким человеком, который недавно вышел из пустыни и любит поститься? Всякий прежде, нежели решился бы следовать, спросил бы призывающего: что за цель призывания? каких выгод можно надеяться от него? легок ли и приятен ли самый путь? Но простодушные рыбари поступили совсем иначе: поверили Христу искренно, как дети отцу, и пошли за Ним скоро, как нищие за раздаятелем милостыни; оставив все, свои сети и ладьи, свои дома и даже отцов. Вот нищие духом! И мы, братия мои, нищи. С каким смирением и уничижением испрашиваем почестей и отличий для насыщения алчущего честолюбия! Как охотно и скоро оставляем свои дома и свои семейства для утоления жаждущего корыстолюбия, чтобы приобрести сокровища в отдаленных краях света! Как усердно и поспешно идем на зрелища для наслаждения своих чувств разного рода удовольствиями и забавами! Но сколь близко сходствуем с духовными нищими с одной стороны, столь далеко отстоим от них с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

И подлинно! Бог, нами проповедуемый, есть Бог любви и мира! Убо можно ли угодить Ему преследованием за веру своих собратий? Искупитель наш пролил кровь Свою за самых врагов Своего Божества! Убо восхощет ли, чтобы ревнители Его славы проливали слезы и кровь искупленных Им? Дух Святой, коим мы освящаемся, есть Дух истины, благодати и щедрот; убо вселится ли Он в душе, которая не растворяет истины и правды кротостию и милосердием? Объяснимся примерами: некогда ученики Иисуса просили дозволить им истребить жителей одного самарянского селения небесным огнем за то, что они, по суеверной своей ревности, не приняли Его! Господи! хощешь ли, мы скажем, чтобы огнь сошел с небеси и истребил их, как и Илия сделал ( Лк. 9:54 ·)? Не знаете, сказал им кротчайший Учитель, какого вы духа. Ваша ревность несвоевременна и неуместна. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать, пришел не как Судия, но как Спаситель, пришел не для того, чтобы устрашать людей силою и угрозами, но чтобы чрез познание и уверенность в благотворности и божественности Его благовестия привлекать к вере в Него. Еще пример из Христовой притчи: некогда рабы, увидев на ниве своего господина растущие вместе с пшеницею плевелы, сказали ему: хощешь ли, мы пойдем, выкопаем их? Нет, сказал им господин, оставьте расти то и другое до жатвы ( Мф. 13:27,30 ). Ваша ревность нерассудительна, вы не можете довольно распознать хорошую пшеницу: многое можете почитать за плевелы, между тем как, может быть, это и не они: во время жатвы распознаете их удобнее. Так, слушатели, где нужно исторгать заблуждения, как плевелы, и беречь добрые склонности и чувства, как пшеницу, там ревность по вере без ревности ко благу ближнего недостаточна. Ревность по вере должна все, что может ей покоряться, могущественно направлять к своей цели, способное к очищению очищать, смешанное разделять, противоборствующее отражать; а ревность ко благу ближнего должна все, что ей покоряется, вести к своей цели тихо и кротко, утешать и успокоивать, покровительствовать и благотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Преподобного Сергия 53 Ищите прежде царствия Божия ( Лк. 12:31 ). Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царствие Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий? Кто не знает, что попечение о спасении души нужнее чем попечение о теле? Казалось бы, не нужно было занимать внимание настоящего собрания теми истинами, которые всем и каждому известны; не нужно бы говорить христианам о том, чему учит их христианство . Но что делать! Опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт понуждает намеренно внушать и повторять: ищите прежде царствия Божия. Иисус Христос не требует от нас только знания, но исполнения. Он требует подвига: ищите; заповедует искать преимущественно пред всеми благами мира: ищите прежде ( Мф. 6:33 ) и обнадеживает нас приобретением всего нужного для временной жизни: и сия вся приложатся ваш. Празднуя память преподобного и богоносного Отца нашего Сергия, который действительно искал царствия Божия и искал прежде всего и паче всего, чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не подражанием его святому примеру в искании царствия Божия? Поучимся убо, где должно искать царствия Божия и как искать? Господь Иисус Христос, возвещая нам царствие Божие, показывает, где должно искать оного. Царствие Божие, говорит Он, внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Почему нет нужды переходить с одного места на другое, из одной страны в другую ради царствия Божия. Оно внутрь нас. Не нужно искать его в чувственных удовольствиях, в земных сокровищах, в почестях и славе: оно внутрь нас. Не нужно искать его в любви друзей, в благорасположении богатых, в милости сильных земли: оно внутрь нас. Но где царство, там, без сомнения, и Царь. Мы живем в Боге, как говорит Апостол, о Нем живем и движемся есмы ( Деян. 17:28 ), и Бог живет в нас, по слову того же Апостола, когда мы достойны того. Бог бо есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 ). Мы во Иисусе Христе: вси бо вы Сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит Апостол ( Гал. 3:26–27 ), и Христос в нас: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). Видите, как понятие о царстве соединяется с понятием о Царе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Кто враги у христианина? Ах, братия, вопрос этот тяжел для пристрастного к себе и к миру сердца. Нельзя не вздохнуть при воспоминании о врагах. Это не чужие какие враги, но наши родные: и врази человеку домашние его, говорит Христос ( Мф. 10:36 ). Можно ли думать, чтобы наши чувства, которые даны нам в орудие душе, могли враждовать противу нас? А они враждуют. Аще рука твоя, или нога твоя соблазняет тя, отсецы ю и верзи от себе; и аще око твое соблазняет тя, изми е и верзи от себе, говорит Спаситель ( Мф. 18:8–9 ). Можно ли представить, чтобы наша плоть могла восставать на наш дух? А она восстает. Плоть бо похотствует на дух, свидетельствует Апостол ( Гал. 5:17 ). Можно ли вообразить, чтобы наше сердце, которое должно быть средоточием правды и жизни, было вместилищем греха и следовательно смерти? А оно точно таково. От сердца бо исходят помышления злыя, татьбы, лукавства, убийства и проч., уверяет Сам Господь ( Мф. 15:19 ). Вот ближайшие враги, с которыми мы должны бороться, – наше собственное сердце, наши злые наклонности и страсти, короче: враги – мы сами самим себе. Но можно ли, скажете, колоть себе глаза и отсекать руку и ногу во избежание соблазнов? Никто этого не требует. Иисус Христос, заповедуя исторгать соблазняющее око, указывает на ту нечистую склонность, которая, смотря нашими очами, вбирает в себя греховный яд с соблазнов мира: вот то око, которое нужно исторгнуть. Заповедуя отсекать соблазняющую руку или ногу, Он разумеет ту злую страсть, которая простирает руку на зло, и направляет туда же ногу: вот та рука и нога, которую нужно отсечь. И подлинно, телесные орудия невиновны, ибо действуют не сами собою, но виновен их владелец и управитель – душа. Кроме внутренних врагов есть еще внешние. Это мир, или блага, которые очаровывают нас и влекут наши сердца в плен греха. Не любите мира, заповедует св. Апостол Иоанн, ни яже в нем, ибо любовь мира есть вражда на Бога ( 1Ин. 2:15 ). Это тот древний змий, который обольстил ложью невинные сердца наших прародителей и доселе не престает употреблять все средства, чтобы не быть нам наследниками царствия Божия. Несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы поднебесным, говорит Апостол ( Еф. 6:12 ). Но сии внешние враги не действуют на нас непосредственно, а разными средствами возбуждают домашних. Они малоопасны, если нет предателей в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

О, супруги! Как вы должны заботиться о сохранении святости брачного союза, если хотите видеть благословение Божие на своих детях! Как должны стараться об очищении себя от страстей и пороков и наполнении своего сердца благими чувствованиями и святыми помыслами, если хотите иметь детей с хорошими наклонностями и свойствами! Знаете ли, что передавая детям свою плоть и кровь, вы сообщаете им часто и свойства своей души и своего сердца! Хорошо, если ваше сердце и душа очищены благодатию; но что, если они исполнены нечистоты греховной? Думаете ли, что она не перейдет к детям? Перейдет и перенесет в себе семена зла и болезней. Вы скорбите, плачете, жалуетесь, видя в своих детях упорство, своенравие, непослушание, раздражительность, злобу, мщение и проч.; но вспомните, не было ли этих пороков в вашем сердце при их зачатии? Вы забыли, а они, верно, гнездились тогда в вас, и от вас сообщились детям. Если неумеренность матери в пище и питии, – одна неумеренность имеет более или менее вредное влияние на плод, носимый под ее сердцем: тем более могут действовать ко вреду нечистые пожелания и сильные страсти. Во-вторых – в воспитании. Это второе средство у родителей действовать ко благу детей своих. Истинно христианские родители первые наблюдают за раскрытием в детях душевных способностей и сердечных склонностей, первые развивают чувство добра, знакомят с Верою, приближают к Церкви, внушают правила благочестия и страха Божия, приучают к послушанию, терпению, трудолюбию, кротости и смирению. Хотя не могут детям сообщить всего, чего требует каждое звание и состояние, но и немногое пойдет на целую жизнь. Учение их состоит более из действий, нежели слов, но оно тем вразумительнее и незабвеннее. Душа дитяти так нежна и так чувствительна ко всем впечатлениям, особенно со стороны матери, что они врезаются в самую глубину ее, и помнятся иногда до самого гроба. Счастливы дети, имеющие Богобоязливых и добродетельных родителей. Чему не научатся они у матери, которая разумна, домовита, скромна, целомудренна и благочестива? Чего не займут у отца, который обладает здравым рассудком, честен, воздержен, трудолюбив и исполнен страха Божия? Не видеть ничего кроме добрых примеров, и не слышать ничего кроме назидательных слов, – это много значит для детей. Глубокие и постоянные впечатления редко остаются бесплодными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Всякая истинная добродетель есть правда, и всякая истинная правда есть добродетель. Какая же добродетель может вредить обществу? Какая правда может поколебать благосостояние граждан? Смирение ли и кротость? Их одобряли самые язычники. Умеренность ли и воздержание? Их предписывают и врачи для сохранения здоровья. Бескорыстие ли и беспристрастие? Их требует и здравый рассудок. Мужество ли и терпение? В мире скорбей они нужны для всякого. Все эти добродетели основаны на законе Божием и выражают правду. Что потерпит от этой правды общество, государство? Не паче ли процветет, возвысится и прославится. Правда возвышает язык. Преданность и любовь к Царю есть правда; ибо Слово Божие заповедует воздавать Кесарева Кесаревы, чтить царя и повиноваться ему по убеждению совести. Уважение и повиновение властям, от Царя поставляемым, есть правда; ибо то же Слово предписывает: воздадите всем должная: ему же убо урок, урок; а ему же дань, дань; а ему же страх, страх, и ему же честь, честь ( Рим.13, 7 ). Жертвовать своею честью благу низших себя значит творить правду. Иже аще хощет в вас вящший быти, говорит Спаситель, да будет вам слуга ( Матф.20, 20 ). Помогать друг другу во время нужды и утешать друг друга во время скорби – значит творить правду. Стремиться всем и каждому к общему благу, искать всем и каждому единого на потребу и сосредоточивать все свои мысли и желания в едином Боге – значит творить правду. В таком обилии правды есть ли, братия, хотя тень неправды? Не всякая ли указанная здесь правда нужна и полезна в государстве? Знаете ли, братия, как дорога правда пред очами Божиими? Он уверял раба Своего Авраама, что если бы между согражданами Лота обрел десять праведников, то не погубил бы беззаконного града ( Быт.18, 24 ). Знаете ли, как сильна правда? Некогда молитве праведника предоставлено было решить судьбу целого народа. И что же? Одно слово Илии могло низвести дождь и росу на увядшее лице земли ( 3Цар.17, 1 ). После таковых опытов силы и могущества правды, кто из нас отвергнет ее влияние на благоденствие народа и усомнится в том, что правда возвышает язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Он говорит: да не пребудет свидетель един во свидетельство на человека по всякой обиде, и по всякому преступлению, и по всякому греху, им же аще согрешит: при устех двою свидетелей и при устех триех свидетелей да станет всяк глагол. Аще же восстанет свидетель неправеден на человека, глаголяй на него нечестие, да станут оба человека и да испытают их судии прилежно ( Втор.19, 15 до 18). Поступать вопреки сему закону значит действовать вопреки правде. Она повелевает в случае зла прежде свидетельствовать о зле, то есть, доказать, что это зло ( Иоан.18, 23 ). Так некогда в одном из римских городов донесли судиям, что Апостол Павел и споспешник его Сила возмущают град, Иудее суще, и завещавают обычаи, яже недостоит им приимати, ни творити, римляном сущим. Что ж, спросите вы, сделали судии по сему доносу? – Приказали, думаете, исследовать и донесть? Нет. И веляху палицами бити Апостолов и всадиша в темницу, завещаете темничному стражу, твердо стрещи их ( Деян.16, 20. 22. 23 ). Между тем Апостолы не учинили ни малейшего преступления. Св. Павел запретил прорицать одной отроковице, яже стяжание много даяше господем своим волхвующе, запретил и – не более; и за сие-то великое благодеяние ввергли его и Силу в темницу! Каковы судии? и каков суд их? Правда, некоторые из преступников могут выходить из судилища без достойного наказания. Но это – такие преступники, преступления коих открыть нет возможности. Станем ли разбирать их речи? В них не находим никакой вины. Будем ли обличать их силою свидетельских доказательств? Свидетелей отводят и отводят законным образом. Будем ли действовать на них своими увещаниями? Увещаний не приемлют. Таким образом, употребив все средства к дознанию истины и остановясь на невозможности проникать во внутреннее судилище совести их, мы не погрешим, если людей, по нашему сознанию преступных, оставим в подозрении, поручим строгому надзору и предадим дело суду Божию. Второе, не уклоните суда. Сию мысль выражает законодатель народа так: не уклоните суда ни на десно ни на шуее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Для чего рождаемся на свет? Дабы ходить во свете Божием и жить по Его заповедям. Где этот свет? Он разлит по всей природе. Все в ней, – небо и земля, огнь и вода, растения и животные, – все возвещает славу Божию, Его всемогущество, премудрость и благость. Он сосредоточен в нашей совести, которая сознает и свидетельствует пред нами что добро и что зло, что делать должно и чего не делать. Он светит в Слове Божием, которое просвещает наш разум и умудряет нас во спасение. Вот сколько света Божия для нас, родившихся в сей мир и живущих на сей земле! Можно ли не светить нам самим при таком обилии в нас Божественного света? Но каждый ли светит сим светом? Не часто ли мрак греха препятствует видеть свет и внутрь себя и вне себя? Кому препятствует, тому промысл Божий открывает свет Божий в самых пламенных лучах, – это в скорбях, страданиях и бедствиях, и в этом свете приводит к спасительному познанию Бога, к раскаянию во грехах, к очищению совести и обновлению в душе и сердце. Для чего рождаемся мы? Дабы служить любовью Богу и ближнему нашему. К сему служению призывает нас сам Господь Бог: возлюбит Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею мыслью твоею и искреннего твоего, яко сам себе. В сем служении заключается все наше счастье и блаженство на земле. Ибо кто любит Бога и ближнего, тот пребывает, по Слову Божию, в Боге, который есть любы. Такое служение не должно быть тяжело для человека. Ибо чем мы должны служить Богу? любовью, с которою рождаемся и растем, которою живем и действуем, и с которою наконец должны прийти в вечность и пребывать в оной вечно. Чем должно служить ближнему? тою же любовью. Неужели легче любить земные блага, приносящие с собою одни заботы и оставляющие за собою одну пустоту и скорбь, чем самого верховного Подателя благ – Бога? Неужели легче служить прихотливому миру, чем бедному ближнему? Где больше скорбей и страданий, в служении ли Богу и ближнему, или в служении плоти п миру? Любовь к Богу и ближнему, по слову Божию, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не помнит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все окрывает снисхождением, всего надеется, все переносит. С такими ли свойствами бывает любовь к миру и плоти? Нет, она действует совершенно на оборот и потому все пороки и беззакония суть ее произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но время течет быстро; так и наша жизнь проходит быстро же. Не станем указывать на множество младенцев, которые наслаждаются бытием своим только несколько часов, на множество детей, которые в весне лет своих уже отцветают; на множество юношей, коих бытие оканчивается прежде нежели достигнут зрелых и совершенных лет. Посмотрим на тех, кои достигли уже самого крайнего предела человеческой жизни. Что значит все их существование в пространстве многих лет? Не более, как одно последование непрестанных перемен, с каждым дуновением приближающееся ближе и ближе к своему концу. Время течет неприметно, так и наша жизнь течет неприметно же. Протекают дни юности; и кто может приметить ту точку, на которой они оканчиваются? Проходит возраст зрелый; и кто может видеть предел, от которого начинается старость? – Так, из детей делаясь юношами, мужами и стариками, мы не знаем, как это все с нами происходит, и достигая предела жизни, говорим: давно ли случилось то или другое происшествие? между тем как тому и другому прошли десятилетия. Время течет невозвратно; так и наша жизнь течет невозвратно же. Прошел день, месяц, год, и никто не возвратит их нам. Прошли лета юности и мужества, и никто не сделается вновь юношей, мужем. Путь жизни не повторяется, нельзя пройти его в другой раз, если однажды совершили его. Когда дни жизни нашей протекают столь быстро и столь неприметно, не должны ли мы озаботиться об употреблении времени на дела благие и полезные? Для чего даровано нам время? – Для приготовления к вечности. – Для чего живем? Для того, чтобы жизнью на земле приобрести жизнь на небесах. Если время и жизнь суть необходимые условия к существованию, которое должно простираться за пределы настоящего бытия: то не должны ли дорожить сими условиями, не должны ли проводить время жизни в приготовлении себя к вечности? Так, братия, искупуйте еремл, яко дние лукави суть. Каково время, таков и мир. Преходит бо образ мира сего. Воззрим на мир естественный; одно возникает, другое разрушается, одно расцветает, другое увядает, одно рождается, другое умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Таково просвещение без религии. Подлинно, любовь к славе и чувство чести не могут служить для народа побуждением к добродетели. Добродетель должна украшать всех и каждого, а слава есть достояние немногих. Не все родятся гениями с отличными талантами ума и сердца, не всем предназначено стоять на поприще народной славы. Большая часть людей исполняет обязанности свои далеко от взора других, в своих смиренных хижинах, в глуши лесов. Равно и чувство чести бывает только сильно в душах возвышенных. Не все имеют дух Апостола Павла, который хотел лучше умереть, нежели допустить, чтобы кто упразднил его похвалу. Точно, добродетель прекрасна, но окружена колючими терниями, порок гнусен, но обсажен розами. И потому мы любим и уважаем добродетель, но боимся иметь ее, боясь колючих терний; мы ненавидим и презираем порок, но увлекаемся его прелестями и очаровательностью. Итак, видите ли, христиане, на чьей стороне правда, на стороне разума, или опыта? Очевидно опыт сказал всю сущую правду. Чтобы сделать народ нравственным, необходимо нужно положить начала сему самые сильные, потому что нужно побеждать страсти жестокие и упорные. Надобно показать побуждения, которые были бы всеобщи, потому что все должны стремиться к добродетели, и представить убеждения, повсеместно важные, потому что добродетель есть достояние всех времен и всех стран. Где же найдем такие начала и побуждения, не говоря уже о силах к исполнению закона добродетели, которых сам закон дать не может? Скажете ли в постановлениях и законах гражданских? Но они были произведением человеческим, не изъяты от недостатков, свойственных человекам. Или скажете, в духовно-нравственных сочинениях людей, истинно просвещенных и образованных? В них конечно есть много назидательных мыслей, прекрасных правил, но они светят и блестят подобно искрам, которые скоро исчезают и теряются. В Вере, христиане, в Вере заключается победоносная сила, которая побеждает страсти и насаждает семена добродетели; здесь источник истинной нравственности; здесь основание народного благоденствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010